Тульское новолетие


Издревле основным занятием восточных славян было земледелие. Поэтому культура в целом и основная масса праздников и обрядов носили земледельческий характер. В прошлом календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включавшее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества. Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времён года. Значительными событиями были зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали святки, праздник Ивана Купала, март и сентябрь.
С середины XIV века до 1700 года начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября (по старому стилю). По церковному календарю 1 сентября чтили память Симеона Столпника. Поэтому в народе этот праздник называли Семёнов день, Симеон Летопроводец, Осенины. Название Летопроводца закрепилось за Семёновым днём, потому что наступал конец лета. Неделя с Семёнова дня называется «бабьим летом». Этот день считался счастливым. На него обычно справляли новоселье.

В Тульской губернии Семёнов день проводили весело. В основном это был мужской праздник. Из соломы или тряпок делали куклу Семёна или Симеона, водворяли её на длинный шест. Молодые парни, мужчины делились на две группы: одна из них, держа в руках шест с куклой, убегала от второй, которая стремилась дотронуться до куклы. Существовало поверье: если дотронешься в Семёнов день до этой куклы, то весь год тебе будет сопутствовать удача. После гуляний парни собирались в одной избе и ели обрядовую пищу – курицу, чтобы набраться сил и здоровья на весь год. Считалось, что куриное мясо в это время самое целебное. Пили пиво. После трапезы расходились по домам.
В этот же день в Тульской губернии «хоронили! Мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевавшую крестьянина в избе. Потешные похороны устраивали девушки. Из репы, брюквы или морковки вырезали маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно», иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы, чтобы предать земле. При этом одна из девушек должна была гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить. Мухи вы, мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обычай хоронить мух бытовал по всей Тульской губернии, причём повторялся даже в деталях, и только кое-где вместо полотенца советовали сгонять мух штанами в поной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана особая примета. В народе говорили: «Убить муху до Семёна дня – народится семь мух. Убить после Семёна дня – умрёт семь мух».
Обряд похорон мух сопровождался специальными песнями. Некоторые из них были записаны в этнографических экспедициях по Тульской и Калужской областях.

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком – правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
(Тульская область)

Два братца, два Кондратца
Нову баенку строили;
Две сестрички, две лисички
Нову баенку топили.
Повела вошка блошку
В нову баенку.
Муха пару подавала,
Вошка парилася;
С перепару вошь упала –
Ножку выломала.
Ты сходи-ка к воеводе, 
Попроси-ка воеводу…

Два дня лечилася –
На третий в могилу.
…А попы были клопы,
А дьячки были сверчки.
Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
«Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу».
(Калужская область)

Уже в конце XIX столетия эти песни в большинстве своём стали восприниматься и исполняться или как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, в весёлую игру.
В день Симеона Летопроводца было много примет о погоде. Если этот день ясный и тёплый, то и вся осень будет тёплая и ясная. Если в этот день пойдёт дождь, то и вся осень будет дождливая.
В праздник Симеона обзаводились новым огнём. Добывали огонь трением из дерева или высекали его из камня. В древние времена огонь был поистине центром мира человека. В глубочайшей древности он отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей, позже собирал вокруг себя несколько поколений рода, большую семью. Во время трапезы огонь угощали первым и лучшим кусочком еды. Огонь был свидетелем клятв. Считалось: если парень и девушка сумеют перепрыгнуть через пламя, не расцепив рук – их любви суждена долгая жизнь. Особую священную силу приписывали огню, полученному первобытным способом – трением. Такой огонь считался чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Такой огонь и добывался в Семёнов день, первый день нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в прошлом году вместе с угасшим старым огнём.
В Семёнов день заключались новые договоры, торговые и хозяйственные сделки. В Древней Руси Семёнов день имел значение юридическое. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным, для явки к судебным свидетельствам.
В Семёнов день мальчика, достигшего четырёхлетнего возраста, впервые сажали на коня и смотрели, каким он будет наездником, как он держится в седле. Перед тем как посадить ребёнка на лошадь, его подстригали. В Тульской губернии это был семейный праздник, когда мальчики впервые получали от отца игрушку-лошадку, изготовленную из природных материалов.
В центральных губерниях России, в том числе и Тульской, женщины в этот день отмечали «рябинкины именины». Рябину на Руси очень любили и почитали; её именины отмечали четыре раза в году. Самым пышным праздником были третьи «рябинкины именины», которые и отмечались в день Симеона Столпника. К этому дню ягоды рябины краснели, набирали сок. Гроздьями рябины украшали жилища. Помещали на хлеву – как оберег для скотины. В этот день на Руси чествовали многодетных матерей, т.к. рябина была символом русской женщины. Иногда делали куклу-рябинку большого размера, а на неё вешали маленьких куколок. Её детей. Детям раздавали подарки, сладости.
На Семёнов день в Тульской губернии из соломы или тряпок делали куклу стригушку-многоручницу с двенадцатью руками. Каждую руку обматывали лоскутами и тесёмками разного цвета, символизировавшими месяцы года. 1 сентября, на новолетие, куклу сжигали, а пепел разбрасывали по полям в залог нового урожая. Считалось, что если сжечь куклу, символизирующую 12 месяцев года, то новый год будет счастливым и радостным.
С Семёнова дня до Гурия (28 ноября) проходили свадебные недели, когда можно было играть свадьбы, свататься, устраивать смотрины невест. Этот период считался счастливым для вступления в брак. Про это время в народе говорили так: «Для парня посвататься – всё равно что дровни попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом», «сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним», «Девка на поре – женихи на дворе».
Так праздновался новый год, или новолетие, нашими предками вплоть до 1700 года. В 1699 году через несколько месяцев после того, как в России уже отпраздновали новый год, пришлось празднование повторить, потому что 19 декабря Пётр I издал указ о реформе календаря. Согласно этому документу, новый год стал отмечаться 1 января, было принято летоисчисление от Рождества Христова. Но по0прежнему день Симеона Столпника отмечали очень пышно и весело, ведь приходился он на благодатную пору сбора урожая и тёплой погоды.

Библиографическая ссылка:
Агаева И.В. Тульское новолетие / Ирина Агаева // Тульский краеведческий альманах. – 2008. – С.25-27.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100