Праздник Семик в Туле и окрестностях


Июнь.Волнуются на лугах зеленые травы, от ветерка радостно шелестят листья деревьев, а над полями под чистой безоблачной лазурью дрожит золотистое марево. Начинается время летних праздников, связанных с деревьями, травами, цветами.
В древности в религиозных верованиях славян важное место занимали духи растительности. Полагали, что именно от их воли зависит урожайность полей, плодовитость скота. Стремясь заручится их поддержкой, люди старались задобрить их, приносили жертвы, богатые подарки, устраивали праздничные торжества. Считалось, что растительные духи находились в травах и деревьях, и поэтому сами травы и деревья наделялись чудодейственной силой. В дни летних праздников славяне украшали травами и ветвями деревьев свои дома, хозяйственные постройки, предполагая, что чудесная сила, заключенная в растениях, перейдет к людям, предохранив их от нечистой силы, перенесет им в будущем богатый урожай. У русских, в частности, существовал культ березки.
Эти верования обнаруживаются в древнеславянском празднике Семике, которым, с одной стороны, завершался земледельческий цикл, связанный с пахотными работами, а с другой стороны, знаменовалось начало нового важного этапа в жизни земледельца - начало цветения и колошения хлебов.

На Руси время от праздника Вознесения до праздника Троицы называли Зелеными Святками. В это время природа набирает силу, все растения тянутся к свету и солнцу. В эти дни небо открыто, и можно загадывать желания, гадать, узнавать свою судьбу.
Название Семик этот праздник получил после принятия христианства на Руси, так как он приходился на седьмой четверг после Пасхи. Иногда его называли Сёмик, а также Симик.
Интересно, что Семик являлся единственным в году днем поминовения заложных покойников - самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников. На кладбищах и на местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашенные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной "по завету" по всем домам селения. Прямо на кладбище после панихиды устраивали гулянья с "дурачествами". В качестве поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.
Семик практически слился с праздником Троицы (сошествия Святого Духа на апостолов), и возникшее в древности обрядовые действия сохранялись несмотря на то, что не имели отношения к содержанию православного праздника.
В Туле и окрестностях Семик по-своему. Девушки шли в лес и срубали там березку. Деревце украшали цветами и лентами. Действо сопровождалось обрядовой песней:
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут,
К вам - красные,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Затем украшенную березку приносили в село, и вокруг нее водили хороводы. Под березкой угощались пирогами, яйцами, сладостями. С ней ходили по полям. Затем ее втыкали в земля и устраивали пиршества прямо среди цветущих или колосящихся злаков. Остатки еды разбрасывали по полю, чтобы угостить растительных духов, которые должны были принести впоследствии хороший урожай. Иногда девушки - участницы семицкого обряда завивали березки. Чаще всего это было просто плетение косы из веток березы, иногда завязывание веток в венки. А еще ветки дерева привязывались травой к земле. Делалось это для того, чтобы передать Матери-земле магические силы березы. девушки водили хороводы вокруг завитых берез, пели песни, загадывали желания, кумились, то есть выбирали себе подругу на год.
Ветвями березы украшали дома - и снаружи, и внутри.
Троицкая береза была главным атрибутом троицких и семицких обрядов, а также служила центром молодежных гуляний. Это одно из наиболее почитаемых деревьев в народе.
В мифологическом творчестве береза выступает как мировое дерево, которое является центром мироздания - универсальной моделью Вселенной. Вершина дерева уходит в небо - по древним представлениям она связана с божественными силами, а также с солнцем и птицами; корни дерева достигают земли - "преисподни", а ствол дерева связан с миром людей. На березе раньше всего появляется весенняя листва. Все обряды с березой в это время направлены на то, чтобы дать земле силу и способность производить урожай, то есть обряды несут магическое начало. Ведь урожай зависел от земли и от воды, от их соединения. Береза должна обеспечить урожай влагой, без которой земля родить не может.
В Тульской губернии издавна было заведено к празднику Семик изготавливать две тряпичные куклы: Семика и Семичиху - Хозяина и Хозяйку, олицетворявших порядочность, гостеприимство, домовитость. Это были тряпичные куклы, изготовленные бесшитьевым способом. Их наряжали в яркие праздничные одежды. Семичихе повязывали передник из светлой ткани. Семику изготавливали шапку, к рубахе прикладывали красные полоски ткани, имитирующие вышивку. Рубахи у Семика и Семичихи должны быть из одинаковой ткани. Этим подчеркивалось их родство. Семика и Семичиху украшали зелеными веточками, травой, цветами.
С этими куклами молодежь ходила по домам в селах и деревнях, восхваляла хозяев дома, показывала кукол и от имени Семика и Семичихи просила хозяев дома принять участие в общей трапезе на Троицу, через три дня после праздника Семик. В каждой избе разыгрывалось целое театрализованное представление. Хозяев просили отдать на общий стол яйца, крупу, муку. Если хозяева дома соглашались не сразу, начиналось шуточная перепалка, в результате которой все равно хозяева дома отдавали продукты для общей трапезы. Иногда хозяева дома сажали за стол и угощали молодежь, пришедшую с куклами. Семика и Семичиху усаживали в доме на почетное место. В каждой избе Семику снимали шапку, куклы кланялись в руках молодых людей, а после того, как продукты были получены, молодые люди уходили в другую избу. Так повторялось из года в год. Этот праздник ждали, к нему готовились. Молодежь, которая ходила с куклами, очень внимательно относилась к хозяевам дома: больным они желали скорейшего выздоровления, детям раздавали сладости, хозяевам желали благополучия. Ни один дом не оставался без посещения молодежи с куклами.
На Троицу все жители собирались за деревней на общую трапезу, в специально выбранном месте. Главной обрядовой пищей была яичница, которую готовили на большой сковороде из множества яиц, а также пива. Яичница считалась целительной. В мифологической символике яйцо и ячмень считаются символами вечного возрождения.
Специально для этого дня в Тульской губернии пекли круглые лепешки в виде венка, с которыми девушки шли в лес и плели такие же венки из березовых веток. По зеленым венкам гадали о своей жизни. Считалось, что если венок всю неделю зелен, то и девушка весь год будет здорова и весела. А если венок быстро завянет, то год будет неудачным.
Больным людям и тем, кто не мог прийти на общую трапезу родственники приносили домой небольшую часть чудодейственной еды.
Скорлупу от яиц оставляли птицам, остатки трапезы брали домой на корм скоту.
Во время трапезы кукол Семика и Семичиху усаживали на почетном месте - на возвышении и возле них находилась обрядовая пища. По окончании трапезы Семика и Семичиху отдавали отличившимся в приготовлении общей трапезы хозяину и хозяйке - самым ловким, умелым и гостеприимным. И эти куклы должны были храниться у них целый год до следующего праздника Семика. На следующий год делали новых кукол из ярких лоскутов ткани и повторяли этот красивый обряд.
С этим праздником в нашем городе связано одно неординарное событие.
Чулковское кладбище, которое сохранилось до наших дней, было открыто в 1790 году. В 1795 году было разрешено построить при кладбище храм во имя Сошествия Святого Духа. Церковь возводили в течение шести лет. В № 49 "Тульских губернских ведомостей" за 1859 год рассказывается, что, когда строительство было завершено, "Преосвященный Мефодий Тульский узнал, что в праздник Сошествия Святого Духа около того места бывает большое народное гулянье, так называемая тюльпа, и вследствие этого, как говорит предание, а также и "по большему приличию" переименовал эту церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского". День памяти этого святого отмечается в другое время года - осенью.
Здесь необходимо некоторое пояснение.
Одна из книг Нового Завета - "Деяния апостолов" - повествует о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, после чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие объясняется как указание Христа нести весть о его учении всем народам. Этот рассказ и составляет содержание праздника Троицы.
Тюльпа - это тульское название праздника Семик.
Видимо, преосвященный Мефодий не желал, чтобы в день престольного праздника храма вблизи него происходило народное гулянье, имеющее языческие корни.
Именно в Туле наиболее полно и ярко проводился обряд почитания Семика. В соседних губерниях Центра России этот обряд не был распространен так, как в Туле: в других местах на троицких праздниках главными действующими лицами были молодые люди, а в Туле в празднике Семик участвовали все - дети, старики, молодежь. В семитских обрядах прослеживается уважение к традициям, взаимодействие поколений и любовь к прошлому.

Библиографическая ссылка:

Агаева И.В. Праздник Семик в Туле и окрестностях/ Ирина Агаева// Тульский краеведческий альманах. - 2007. - С. 32-35

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100