История Паулы и Пети (Немецко – русская любовь без счастливой развязки)


Эта история звучит как сказка. И тем не менее это реальность и часть современной истории, переплетенной с политическими катаклизмами прошлого столетия. Но это также и любовная история, к сожалению, не имевшая удачного завершения, зато совсем недавно полу­чившая продолжение.
Эта история начинается с девочки Паулы, которая родилась в немецком промышленном районе, неподалеку от города угледобычи Эссена и в 1930 году, в возрасте 11 лет, оказалась в Щекино, попав в совершенно иной мир. В то время многие немецкие рабочие, не сумевшие реализовать себя в Германии, с энтузиазмом последовали призыву молодого советского правительства перебраться в СССР, где им была предложена работа, а вместе с ней и новые перспективы. Маленькая Паула приехала вместе со своей семьей: ее отец был шахтером. После 9-дневного переезда на поезде он объявил своим детям: «Щекино станет нашим домом, во всяком случае, надолго».
Немецкая девочка непредвзято впитывала в себя новую жизнь и новую культуру и, хотя далеко не все немецкие гастарбайтеры смогли приспособиться к новой жизни, чувствовала себя здесь все сильней как дома. В семье (а ее отец женился во второй раз, и Паулу воспитывала мачеха) у нее не все складывалось благополучно. Тем не менее Паула с легкостью справилась с переходом в русскую школу, и три года спустя за хорошую успеваемость ее послали на Слет молодежи в Москву. «Тоски по родине я не чувствовала, равно как и то, что я больше не ощущала себя в России иностранкой: теперь я стала просто одной из щекинских девушек», - описывает она свою историю.

В 15 лет Паула устраивается на работу в бюро: она хочет зарабатывать деньги, быть независи­мой от семьи и опровергает расхожую немецкую традицию, по которой женщина в первую очередь должна оставаться дома у плиты и заботиться о детях. И вот симпатичная молодая девушка в 17 лет влюбляется в русского. Это увлечение могло бы перерасти в нечто большее, если бы политические обстоятельства не оказались столь фатальны. В Германии приходят к власти нацисты, которые своими мощными, расцвеченными свастикой манифестациями и массированным вооружением толкают мир к войне. Та жизнь, которую вела Паула между Щекино, Ясной Поляной и Тулой, была гораздо невиннее: она наслаждалась русской зимой, любила людей и простую русскую жизнь, обретала новых друзей.Для нее было непостижимо, что русские и немцы будут противостоять друг другу как заклятые враги, что и случилось спустя несколько лет, когда немецкие танки проложили своей кровавый след вплоть до Ясной Поляны.
Любовь слепа, как говорится в немецкой пословице, но она может сдвигать горы. И в Пауле, молодой красивой девушке из немецкой Рурской области, которая по-настоящему чувствовала себя дома в Туле, начала расцветать та трагическая любовь. Начиная с 1935 года, ситуация для немецких гастарбайтеров становилась все сложнее, и многие вернулись обратно в Германию. В 1936-м начала готовиться к отъезду и семья Паулы. Но Паула влюбляется в Петра Сергеевича Колябина. Вскоре ее принимают в его семью, и здесь она находит эмоциональную поддержку, которой - прежде всего из-за мачехи - ей не хватало в ее немецкой семье.
Немецкую девушку с любовью называют Полиной, а она зовет своего русского возлюбленного Петей. Она быстро подружилась с сестрами Пети Ниной, Нюрой и Полиной. Когда ее родственники в 1936 году собрались возвращаться в Германию, не помогли никакие уговоры: назло всем политическим предупреждениям и во имя любви, Полина остается у Пети, в своей новой семье, в доме Колябиных в Туле. "Моей родиной стала Россия, я нашла свой дом в сердце Пети, и никакая власть в мире не могла меня изгнать оттуда", вспоминает она. Чтобы заставить девушку уехать, нелюбимая мачеха Паулы забирает себе ее паспорт. И вот юная немка остается совсем одна: без семьи и без документов. Какое же мужество и какую волю должна была иметь эта молодая женщина и какую несокрушимую любовь.
Паулина - немка, так полюбившая русскую жизнь, познакомилась с русским гостеприимством: семья Колябиных приняла ее как родную дочь, прекрасно зная, что у нее нет никаких документов. «Мы не боимся, что ты навлечешь на нас беду, - сказали они, - у нас с тобой ничего не случится».
Юная немка все еще верила в то, что у них с Петей будет будущее. Она боролась за документы, ходила в НКВД, ездила в немецкое посольство в Москву, где ей посоветовали срочно возвращаться в Германию. Она нелегально жила в доме Колябиных, и никто вокруг не должен был знать, что она немка; жила с надеждой получить документы и в постоянном страхе, что ее обнаружат как иностранку без паспорта.
В такой гнетущей ситуации состоялась помолвка Полины и Пети. Она так вспоминает об этом времени в семье Колябиных: «Мои опасения, что они будут ревновать или даже отвергнут меня как немку, не подтвердились. Они дали насладиться нам нашим счастьем. Мария, мать Пети, относилась ко мне как своей дочери, а я считала себя очень счастливой, что нашла «маму», которая просто так обнимала меня и сердечно прижимала к себе.
Известия об арестах стали доходить все чаще, Полина постоянно подвергалась опасности быть обнаруженной в качестве нелегалки, и в октябре 1937 года она принимает решение: «Я сейчас уйду и не дам им меня забрать, я не хочу, чтобы вы из-за меня попали в тяжелое положение». Она все еще верила, что сможет получить документы в НКВД, чтобы остаться в России. Но ее арестовали, а немного позже - и Петю. До ноября 1938 года Полина сидела в тюрьме в Туле и не могла поверить в то, что ее вышлют в Германию, потому что хотела остаться здесь, с Петей или рядом с ним. Дважды в течение этого времени к ней приходила мать Пети, которая вскользь и без упреков рассказала ей об аресте сына. В 1938 году Паули­на принудительно вернулась назад в Германию. И на этом трагическая история Полины и Пети заканчивается. Юная женщина больше никогда не слышала о своей большой любви из Тулы.
Долгие годы после своего возвращения в Германию Паулина хранила молчание о Пете и Ко­лябиных: она ни с кем не могла поделиться своим горем и тревогой, пока границы между политическими системами долгие десятилетия после развязанной Гитлером войны оставались закрытыми.
Лишь после окончания холодной войны, уже в своей собственной семье в Германии и в преклонном возрасте, Паулина нарушила обет молчания: в 1993 году вместе со своей дочерью она едет в Минск и Москву и впервые рассказывает о Пете, с которым когда-то, влюбленная, гуляла вдоль Москвы-реки. В ее сердце осталось много русского, но она очень редко его открывала, лишь, например, когда пела своим немецким детям русские детские песенки.
Сейчас Паулине 86. И только сейчас она узнала, как умер Петя: после ареста он был отправлен в сибирский лагерь, где работал на лесоповале. Год спустя он скончался от воспаления легких. Впоследствии его реабилитировали. Свою историю Паулина рассказала своей дочери Ингрид, а та написала об этом книгу «Моя мечта - Россия» и в 2006 года посетила Тулу, Щекино и Ясную Поляну. В некоторой степени она продолжает семейную традицию, унаследованную от матери: любовь к России и русским людям. Паулина уже очень стара и не сможет приехать в Тулу, но ее дочь Ингрид вернется сюда еще не раз.
Цитаты - из книги Ингрид Вундер «Моя мечта Россия», изданной в 2004 году в Германии.

Переведено Яной Богословской.

Библиографическая ссылка:
Шульц Ф. История Паулы и Пети (Немецко – русская любовь без счастливой развязки). Шульц Ф. // Тульский краеведческий альманах. - 2007. - Вып. 5. - с. 113 - 115.

Комментариев нет:

Отправить комментарий