О Владимире Николаевиче Уклеине


Впервые встретиться с Владимиром Николаевичем Уклеиным мне, тогда научному сотруднику Госархива Тульской области, посчастливилось в 1966 году. Однажды, это было зимним морозным днем, я вышел с маленьким «карманным» этюдником в вестибюль, чтобы из окна запечатлеть этюд городских крыш, и увидел незнакомого мне высокого стройного человека, нового посетителя читального зала архива.
С правильными чертами лица, седеющий, в сером костюме, он производил впечатление интеллигента-гуманитария старого времени. Поздоровались. И пока я писал, он, покуривая, неназойливо прохаживался в стороне.
Заканчивалось обеденное время, и, когда я сложил этюдник, он подошел ко мне и попросил показать работу. «Городской пейзаж – моя слабость, - проговорил он. – Да, действительно, для художника городская среда всегда являлась отменной натурой, особенно начиная с импрессионистов. По отношению к среде городской мы с вами почти что коллеги». Потом протянул мне руку, представился: «Уклеин Владимир Николаевич, архитектор». Так и началось наше знакомство.
С некоторых пор он стал частым гостем читального зала архива, и при встречах с ним всегда находилась интересная тема для разговора. Спрашивал о моих успехах в искусстве, рассказывал о своих находках, планах в изучении истории архитектуры Тульской области, которую находил весьма интересной, горячо благодарил архивистов за помощь в его поисках. Особенно признателен был Владимир Николаевич ныне покойному ветерану-архивисту Анатолию Пантелеевичу Бурсаку, бескорыстно сообщавшему ему много интересных сведений по истории тех или иных строений в Туле и районах области. Потом стали появляться статьи и книги В. Н. Уклеина.
Теснее сошелся я с Владимиром Николаевичем, когда перешел на работу в редакцию краеведения Приокского книжного издательства. Одна из первых книг, которую мне довелось редактировать, представляла собой небольшой буклет объемом в один авторский лист (24 машинописных страницы) под названием «Венев». Авторами его являлись старейший веневский краевед Михаил Георгиевич Бороздинский и Владимир Николаевич Уклеин.
К этому времени в Приокском издательстве вышли две книги Владимира Николаевича. И в дальнейшем, в течение 14 лет, вплоть до его кончины, я имел редкую удачу в своей жизни: работать с Мастером над его произведениями.
Человек большого ума, прекрасный специалист, он рассматривал архитектуру в общей системе исторического развития, полагая ее неотъемлемой частью культурного наследия. К тому же Владимир Николаевич был великолепным стилистом. О предметах специальных писал ярко, вдохновенно, увлекательно, любил поэзию.
Я многому у него научился: и методике работы, и пониманию архитектуры, да и теперь обращаюсь к его творчеству.
Сложен, непрост, порой и трагичен был жизненный путь этого человека. Но всегда прекрасен в возвышенности творческого полета, не оставлявшего его даже в последние дни земного существования.
В. Н. Уклеин родился 7 ноября 1898 года в Киеве в семье врача-хирурга. Потом семья переехала в Пензу, где он закончил реальное училище со строительно-архитектурным уклоном.
В 1918-1919 годах снова оказался в Киеве. Здесь, в самый разгар Гражданской войны график, акварелист и историк архитектуры Георгий Крескентьевич Лукомский, воспрепятствовавший во время революционных событий разграблению сокровищ Царскосельских дворцов и возглавлявший архитектурный отдел Всеукраинского комитета охраны памятников истории и старины, привлек В. Н. Уклеина к работе по собиранию произведений искусства для музеев.
Возможно, в октябре 1919 года с Г. К. Лукомским он выехал в Крым и вскоре вместе с ним, а может быть, и позднее, оказался за границей, в Греции.
Несомненно, Г. К. Лукомский, являясь крупным художником и теоретиком искусства, оказал влияние на выбор пути и становление интересов молодого человека. В 1922 году, приехав в Прагу, Владимир Уклеин поступил на факультет архитектуры и гражданского строительства Чешской Высшей технической школы.
После окончания с отличием этого почтенного учебного заведения, получив звание инженера-архитектора, с 1925-го по 1938 год В. Н. Уклеин работал в Пражской архитектурно-проектной мастерской у профессора Антонина Энгля проектировщиком и конструктором, а потом и главным архитектором, проектировал общественные, жилые и промышленные здания. В 1933 году Владимир Николаевич защитил диссертацию и стал доктором технических наук. А в 1938-1945 годах он владел уже самостоятельной мастерской в Праге.
Определилось и главное направление его интересов в архитектуре – проектирование зданий медицинского (госпитального) назначения – больниц, клиник, госпиталей, санаториев и других подобных объектов. Живя в Западной Европе, он имел большие возможности изучить новейшие достижения архитектуры, познакомиться с передовыми идеями в этой области, причем непосредственно из уст их творцов.
Во Франции он лично встретился с создателем одного из современных архитектурных направлений Шарлем Эдуардом Ле Корбюзье, архитектором и теоретиком, мыслившим дальнейшее развитие зодчества по пути внедрения современной техники, новых технологий (применение плоских покрытий, свободной планировки и т. д.) и серийности индустриального строительства. Жилые и служебные помещения, по его мнению, должны были иметь компактную, рационально выполненную планировку, направленную на создание максимума удобств для человека, дающую ему достаточное количество свободного пространства, воздушной среды и света.
Под влиянием идей великого француза Владимир Николаевич и диссертацию свою применительно к госпитальному строительству защитил на тему «Воздух и свет в больнице».
Наиболее полно, как считал молодой Мастер, ему удалось выразить эти принципы в возведенном по его проекту здании больницы в Праге.
За полтора десятилетия упорного труда, учебы и самообразования он стал отличным специалистом в своей области. Плоды его трудов нередко фигурировали на конкурсах и отмечались премиями и дипломами, работы по теории и практике строительства и архитектуры печатались во многих крупных журналах.
В. Н. Уклеин овладел немецким, французским, итальянским и чешским языками. Не замыкаясь только в архитектуре, изучал классическую немецкую философию, посещал крупнейшие музеи мира, бывал во многих старых городах Западной Европы, в которых выдающиеся творения зодчих прошлых эпох были для него ни с чем несравнимыми «экспонатами», образцами для изучения теории, практики и истории архитектуры.
Тогда же он женился. Его супругой стала Луция Александровна Укляйн (немецкий вариант фамилии Владимира Николаевича).
Потом Европа была охвачена самой жестокой войной – Второй мировой. Сначала были победные походы гитлеровских армий, затем суровая расплата за их злодеяния. Огненный всеразрушающий вал войны бумерангом ударил по Германии. Теперь уже немецкие города испытали то, что пережили несколькими годами раньше другие народы и государства.
Владимир Николаевич спросил меня однажды: «Вы видели войну?» Я ответил, что по возрасту своему не видел, а если и видел, то только в обыденной жизни в тылу. «И не приведи Господь Бог увидеть, - сказал он. - Мне, к сожалению, довелось. Это было в 1944 году, во время воздушного налета американских самолетов на Гамбург. Возвращаясь ночью от приятеля, я вышел из метро и увидел среди разрывов бомб охваченные пламенем и рушащиеся здания, мечущихся заживо горящих людей в этом аду. Это меня потрясло на всю жизнь».
30 июля 1945 года он был арестован в Праге, препровожден на территорию СССР и осужден по статье 58 – 2, - 11 (за антисоветскую организованную деятельность и якобы участие в вооруженном восстании) Военным трибуналом Львовского военного округа. Отбывать наказание – восемь лет – его отправили сначала в Карлаг, а затем в Песчанлаг МВД СССР (Карагандинская область Казахстана). Такова была практика сталинского режима по отношению ко всем людям, так или иначе оказавшимся за пределами страны. Его жена Луция Александровна была навсегда разлучена с ним, она осталась за «железным занавесом».
Владимира Николаевича освободили после смерти диктатора, 6 июня 1953 года, но реабилитировали только 27 октября 1960 года.
С 1960 по 1962 год он работал главным архитектором города металлургов Темиртау.
В лагере его женой стала инженер-строитель Антонина Семеновна Минитская, осужденная в 1938 году как «член семьи изменника Родины» и реабилитированная 5 сентября 1958 года.
Им обоим, несмотря на реабилитацию, запрещено было жить Москве и Ленинграде и разрешено селиться на расстоянии не менее 101 километра от столиц. Поэтому, когда встал вопрос о переезде из мест их бывшего заключения ближе к центрам культурной жизни, супруги остановили свой выбор на Туле. В этом большом растущем городе и работу было найти легче, да и связь с Москвой проще осуществить.
В Туле с 1962 до 1968 (или 1969) года В. Н. Уклеин работал главным инженером «Тулоблпроекта» (ныне «Тульскгражданпроект»).
Уйдя на пенсию в 70 лет, Владимир Николаевич не замкнулся в себе, но, как всякая деятельная натура, искал применения своим силам, обширнейшим познаниям и творческим устремлениям. Со временем его всё более начинала интересовать культура и, в частности, архитектурное наследие Тулы и Тульской области.
Вскоре в местной печати появились первые заметки, сообщения и статьи об архитектурных памятниках и зодчих. Он принял деятельное участие в работе областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК)по сохранению памятников, пропаганде и изучению архитектурного наследия и возглавил работу авторского коллектива по созданию путеводителя «Тула. Памятники истории и культуры» (1969).
Видя большие проблемы в изучении истории архитектуры Тулы и особенно области, Владимир Николаевич пришел к необходимости самому, на месте обследовать объекты тульского провинциального зодчества.
Несколько разведочных поездок от ВООПИК в ряд районов области не разочаровали его, и он решил детально обследовать область, двигаясь по автобусным маршрутам от Тулы до районных центров и захватывая вглубь окрестную территорию по обеим сторонам от шоссе.
Тогда у Владимира Николаевича и возник замысел создать цикл книг под названием «О зодчестве и зодчих». В этой мысли он еще более утвердился, прочитав книгу Е. В. Николаева «По Калужской земле». Ее автор, проведя читателей по нескольким маршрутам от Боровска до Козельска, рассказал об архитектурных и исторических памятниках Калужской области. Из-за кончины автора эта книга осталась единственной из задуманного им цикла.
В процессе работы перед Владимиром Николаевичем возникли трудности чисто практического порядка – проблема с транспортом. Автобусом было уже тяжело добираться, особенно в дальние точки области, сказывался возраст. Да и невозможно было охватить всё, что находилось вдали от шоссе. Выручил бывший коллега по «Тулоблпроекту», добрый приятель В. Н. Уклеина, архитектор и книжный график Владимир Сергеевич Матвеев. Он организовал через своих друзей и знакомых транспорт для Владимира Николаевича и не только сопровождал его во всех поездках по области, но и фотографировал и зарисовывал архитектурные памятники. А потом он же разработал типовое оформление будущих книг цикла «О зодчестве и зодчих» и проиллюстрировал их своими графическими работами.
Первым произведением , вышедшим в этом цикле в 1970 году, была небольшая книга «От Оки до Куликова поля». Маршрут, описанный в ней, пролег от Каширы, через Венев, Новомосковск, Донской, Богородицк и другие «города и веси» до Куликова поля в Куркинском районе.
Во второй книге «Змеится лентою дорога» (1972) читатель следовал путем от Алексина на юг до Белева и Арсеньева.
В третьей книге «От тульских засек до Красивой Мечи» (1976) путешествие начиналось от Ясной Поляны и тульских засек, продолжалось через Щекино, Плавск и заканчивалось в Ефремове и его окрестностях.
И в четвертой книге «От Тулы до Поленова» (1981) дорога проходила с юга на север, от Богучарова, через поселок Заокский, захватывая Дворяниново и Савино, до Поленова.
На всех маршрутах путешествий по обе стороны шоссе Владимиру Николаевичу, благодаря предоставленному автотранспорту, удалось охватить довольно широкий круг памятников и памятных мест.
Для Тульской области труд В. Н. Уклеина сразу же приобрел огромное значение. До него ни в дореволюционное, ни в послереволюционное время практически никто не производил столь обстоятельного выявления, профессионального изучения и исследования архитектурных памятников тульской земли. Под его пером предстали и известные объекты, и забытые творения мастеров прошлого, о которых он напомнил, вернув им жизнь.
Он впервые взглянул на строения Ясной Поляны глазами архитектора-профессионала; впервые со времени издания книги Яковлева «Засечная черта Московского государства в XVII веке» (М., 1916) провел реконструкцию уцелевших остатков системы укреплений Засечной черты в Веневском, Щекинском, Одоевском и других районах.
Достаточно места наряду с зодчеством прошлых эпох занимает в его цикле книг и оценка тех творений новой архитектуры в провинции – и в старых, и в созданных при социализме городах и поселках, - в которых воплотились передовые идеи современного градостроительства.
Последним прижизненным изданием В. Н. Уклеина в цикле «О зодчестве и зодчих» была вышедшая в 1984 году книга «Тула – каменная летопись».
Владимир Николаевич подумывал о том, чтобы собрать воедино все книжки цикла в одну, дополнить ее, и начал уже готовить черновой вариант. Однако тогда в Приокском издательстве не было возможности выпустить книгу значительного объема. Поэтому В. Н. Уклеин решил повременить с переизданием и завершить цикл еще одной книгой, в которой было бы показано в полном объеме тульское средневековье и восполнены пробелы в этой эпохе, образовавшиеся в процессе работы над предыдущими изданиями.
В редакции мы прикинула временные рамки, структуру будущей книги, предположительное название («След времен минувших»), ее объем и характер иллюстраций. Это было в конце 1985 года. Владимир Николаевич словно предчувствовал что-то, торопился и к февралю следующего года уже заканчивал черновой вариант рукописи последней книги. Но потом случилось непоправимое.
В начале марта с острой формой аппендицита его положили в больницу им. Семашко (ныне им. Ваныкина). Несмотря на тяжелую операцию, дело пошло на поправку. Когда мы с В. С. Матвеевым пришли к нему, он чувствовал себя сравнительно хорошо. Поговорили о завершении последней его книги, о проведенной им первоначальной специальной редактуре рукописи моей работы «Тула деревянная» (кстати, он же написал предисловие к моей книге альбомного характера «Грани тульского зодчества»), говорили и о том, что надо продолжить работу над обобщенной книгой Мастера под условным названием «О зодчестве и зодчих Тульской земли», существенно ее дополнив.
Расстались с надеждой на лучшее. А через три дня, 16 марта 1986 года, Владимира Николаевича не стало. Он неожиданно скончался от двустороннего воспаления легких.
Рукопись «След времен минувших» была взята в краеведческую редакцию у вдовы Владимира Николаевича Антонины Семеновны Минитской. Благодаря действенной помощи тогдашнего научного сотрудника Тульского областного художественного музея Светланы Владимировны Михалевой и искусствоведа и архитектора Татьяны Михайловны Халтуриной, которые провели специальную редактуру, составили комментарии и написали предисловие, книга была подготовлена к изданию. Внешнее оформление и иллюстрации к ней по традиции выполнил неизменный спутник в поездках Владимира Николаевича по Тульской области В. С. Матвеев.
Книга увидела свет в апреле 1991 года, перед самой кончиной А. С. Минитской.
Трудно переоценить всё сделанное Владимиром Николаевичем Уклеиным для тульского краеведения. Подобного цикла по истории архитектуры пока не создано ни в одной области центра России.

Вместо послесловия
Однажды через несколько лет после кончины В. Н. Уклеина я с покойным ныне художником, книжным графиком и мастером книжного оформления Михаилом Григорьевичем Рудаковым возвращался из Госкомитета по печати и книжной торговле РСФСР в московском поезде дальнего следования, шедшем на юг через Тулу.
Разговаривали об издательских делах, готовящихся книгах и, в частности, о перспективе переиздания произведений В. Н. Уклеина, прикидывали по одной из его книг, «От Тулы до Поленова», которая оказалась у меня в руках, как это лучше сделать.
К нашему разговору внимательно прислушивался один из пассажиров, ехавших с нами в купе. Потом он спросил, кто такой Уклеин, не архитектор ли, не работал ли в Казахстане, в Темиртау? Получив утвердительный ответ, попутчик сказал: «В свое время, там, в Казахстане, устроил мне ваш Уклеин неприятное дело. В моей практике такого никогда не было».
Оказалось, что это человек подвизался в 50-е – 60-е годы в Темиртау на руководящей комсомольской работе. Под началом его находились два молодых человека, по его словам, перспективные комсомольские организаторы, которых он выделил из десятка других ребят и готовил себе на смену. Но встретились они с «этим самым Уклеиным» и по целым вечерам стали пропадать у него. О чем беседовали два молодых комсомольца с умудренным жизнью, с громадными познаниями во всех сферах культуры и человеческой деятельности, пожившим и по ту, и по эту сторону «железного занавеса», много повидавшим и передумавшим пожилым человеком – неизвестно. Но только порвали они с комсомольской карьерой – один подался из комитета ВЛКСМ в строители, а потом, кажется, в какой-то технический вуз на архитектурно-строительное отделение, а другой и того хуже: занялся философией и в конечном счете ушел в религию.
Как сказал один из декабристов при чтении приговора перед отправкой участников восстания в места не столь отдаленные: «И в Сибири солнце светит».
Вот таким лучом света, проходящим сквозь холод и тьму тогдашнего российского бытия, и была жизнь Владимира Николаевича Уклеина, светящая и согревающая нас и сейчас со страниц его книг.

Библиография

Сочинения:
От Оки до Куликова поля. Тула, 1970.
«Змеится лентою дорога…» .Тула, 1972.
Венев / В.Н.Уклеин, М.Г.Бороздинский. Тула, 1974.
«Классически изящны и просты…» // Молодой коммунар. 1974. 4 нояб. (о яснополянских башенках).
Знаменитый архитектор // Коммунар. 1974. 4 дек. (об архитекторе Д. В. Ухтомском)
От тульских засек до Красивой Мечи. Тула, 1976.
«…Стрелами улицы легли…» // Коммунар. 1979. 22 дек. (о ген. плане Тулы).
От Тулы до Поленова. Тула. 1981.
«Новый» театр // Молодой коммунар. 1981. 8 янв.
«Наличники резьбы узорной» // Коммунар. 1982. 21 апр.
Тула – каменная летопись. Тула, 1984.
«След времен минувших». Тула, 1991.

О нем:

Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области. 1917-1987. – Тула, 2000. – Содерж: Уклеин Владимир Николаевич. С. 208; Минитская Антонина Семеновна. С. 142-143.
Коротков Э. Увидеть и узнать // Коммунар. 1976. 25 апр.
Коротков Э. Чудесное сплетенье живой мечты и трезвого ума // Тула вечерняя. 1998. 7 нояб.
Кузнецова Е. Вдовою у могилы безымянной хлопочет запоздалая весна // Тульские известия. 1995. 25 апр.
Куликов В. В. Письменные и графические источники по архитектурному краеведению тульского края за период с 20-х годов ХХ до начала XXI вв.// Изв. Тульского государственного университета. Тула, 2004. С. 139-148.
Норильский С. «Вы верите в бессмертие?» // Тульские известия. 1991. 5 марта (о В. Н. Уклеине и А. С. Минитской).
Ошевский С. Д. Уклеин Владимир Николаевич // Тульский биографический словарь. Тула, 1996. Т. 2.- С. 261.
Предисловие / Т.М. Халтурина, С.В. Михалева // Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула, 1991.
Чижов В. Увидел и рассказал. // Коммунар. 1986. 27 апр.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100