Тульский оружейный завод - одно из старейших предприятий нашей страны: в феврале 2004 года ему исполнилось 292 года.
«Тула есть колыбель оружейного искусства России», - написал академик И. X. Гамель в первой половине XIX века и был совершенно прав [1]. С незапамятных времён в Туле жили мастера, которые ковали оружие для русского народа и тем самым содействовали возвышению доблести русских воинов.
Неудивительно, что в Туле, славной своим оружием, существует широкий круг исследований, посвященных истории Тульского оружейного завода. В них также даётся исторический обзор формирования сословной группы тульских оружейников. Кроме того, есть работы В. Н. Ашуркова, А. В. Никитина, Н. Ф. Фирсановой (Трутневой), И. Н. Юркина, специально посвященные казённым кузнецам. Однако ни в одной из них не освящены вопросы формирования тульских оружейников как сословной группы с определённым правовым статусом. Более того, из работы в работу перекочёвывало устойчивое словосочетание «сословие тульских оружейников», но ни в одной из этих работ не показано реальное место тульских оружейников в системе сословий России XVII века. Поэтому данное исследование должно отчасти восполнить этот пробел и показать процесс формирования сословной группы тульских оружейников в XVII веке и её место в сословной истории России этого времени.
Следует признать, что особая роль в формировании сословной группы тульских оружейников принадлежала центральной власти. Именно благодаря её поддержке тульские оружейники заняли своё особое место в системе российских сословий. Поэтому особый интерес представляет ранняя история оружейного производства с 1595 года но начало XVIII века, когда были заложены основы правового статуса тульских оружейников.
По данной проблеме существует широкий круг источников, которые дошли до нас во многом благодаря сборнику документов «История общественного образования Тульской губернии», опубликованному И.П. Сахаровым (М.,1832).
Законодательные источники, прежде всего, Соборное уложение 1649 года и его 19-я глава «О посадских людях» и другие статьи, царский указ от 23 мая 1660 года «О даче каменщикам, плотникам и кузнецам при казённой работе жалованья на корм по два алтына человеку на день, а солдатам при казённой же работе сверх кормовых их денег по алтыну» [2] характеризуют организацию оружейников и особое место в ней оружейного старосты. Благодаря законодательным источникам мы можем наиболее точно определить место тульских оружейников: среди остального населения России в XVII веке Акты конца XVI - XVII веков ещё раз подчерк кивают то внимание, с которым центральная, власть относилась к тульским казённым кузнецам. Наиболее информативными источниками по данной проблеме являются делопроизводственные документы XVII века: грамоты и памяти, которые дают достаточно полное представление о правовом статусе тульских оружейников и процессе его формирования.
«Топографическое, историческое и камеральное описание Тульской губернии»! В.А.Лёвшина, составленное в 1803 году, содержит сведения о происхождении тульских opyжейников и вообще оружейного производства в тульском крае, подробно описывает создании в Туле казённой мануфактуры, а также основные этапы в формировании сословной группы тульских оружейников.
История Тульского оружейного завода является одной из самых разработанных тем Тульской провинциальной историографии Однако работ, специально посвященных процессу выделения тульских оружейников в дельную сословную группу, на сегодняшний день нет. Очень часто в работах о Тульском оружейном заводе кратко освещается история оружейного производства в Туле и до создания оружейной мануфактуры, в том числе затрагивается хронология предоставления тульским казённым кузнецам привилегий и наложения на них обязанностей, которые и составят основу их правового статуса.
Для историографии данной проблемы, представленной работами XIX века И.Х. Гамеля, С.А. Зыбина, И.П. Сахарова, Ю.В. Арсеньева, характерно стремление как можно более подробно описать процесс создания казённой мануфактуры в Туле и процесс совершенствования оружейного производства. Попыток осмыслить проблему места тульских оружейников в сословной истории России в это время ещё не предпринималось. Для советской историографии данной проблемы характерен рост интереса к положению тульских оружейников, в том числе и в XVII веке. Однако все они были скованы рамками формационного подхода и вытекали из работы В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», в которой он пишет о тульских оружейниках, как об «особом сословии, с особыми правами и привилегиями» [3]. Поэтому именно в это время получает распространение словосочетание «сословие тульских оружейников», которое перекочёвывает из одного исследования этого периода в другое. Выделение тульских оружейников в качестве отдельного сословия характерно для всех крупных исследователей этого времени, особенно В.Н. Ашуркова и Н.Ф. Фирсановой (Трутневой). Именно они внесли неоценимый вклад в разработку проблемы становления оружейного производства в Туле и правового положения тульских оружейников и Кузнецкой слободы в Туле.
Только А.В. Никитин, также исследователь советского периода, не рассматривает тульских оружейников в качестве отдельного сословия, а причисляет их к служилым людям.
Для современной тульской историографии характерен отход от понимания тульских оружейников как особого сословия. Сегодня исследователи, среди которых необходимо отметить И.Н. Юркина, Н.К. Фомина, пытаются по-новому осмыслить место тульских оружейников в системе российских сословий.
В 2003 году вышел сборник документов «Тульские оружейники». Во вступительной статье, автором которой является И. Н. Юркин, наиболее ярко проявились тенденции отхода от принципов советской историографии данной проблемы. И.Н.Юркин в своей статье пишет о тульских оружейниках как о сословной группе [4]. Однако, как видно из статьи, концепция по данному вопросу у автора ещё до конца не сформировалась. Он пишет о тульских оружейниках, как о «своеобразной локальной группе в составе одного из сословий феодальной России» [5].
Большинство исследователей по данной теме считает, что сословная группа тульских оружейников ведёт своё начало с 1595 года, когда по челобитью кузнецов царём Фёдором Иоанновичем было «велено их кузнецов устроить в Туле за острогом особою слободою, а ни каким людям, опричь их кузнецов не жить, и к посаду ни в какие земские службы от них кузнецов выбирать не велено» [6].
Это мнение, однако, разделяют И.Х.Гамель, С.А.Зыбин, они не отрицают того, что и ранее в Туле существовало оружейное дело. Так, С.А.Зыбин в 1912 году в своей работе «История Тульского императора Петра Великого оружейного завода» пишет: «Хотя в России существовала частная оружейная промышленность, так, например, в Туле было много вольных кузнецов, приготовлявших самопалы, но в этом производстве ещё не было никакой организации. Только в 1595 году мы встречаем первую попытку ввести порядок в эту важную отрасль государственной промышленности, когда царь Фёдор Иоаннович велел 30 самопальных кузнецов по их челобитной устроить дворами по Туле, за острогом особою слободою» [7].
И. X. Гамель пишет, что «в городе Туле уже в XVI веке были, кроме вольных, и казённые кузнецы, которые делали тогдашние самопалы из приготовляемого крестьянами по деревням ручного железа» [8].
Таким образом, оба этих исследователя ведут начало оружейного дела в Туле с конца XVI века, а с грамотой Фёдора Иоанновича 1595 года они связывают окончательное правовое оформление сословной группы тульских оружейников, признание её властью.
Необходимо отметить, что это мнение находит подтверждение в более ранних источниках. Действительно, первые сведения о тульских кузнецах восходят ещё к XVI веку: Писцовая книга города Тулы 1587-1589 годов знает 14 посадских и 2 казённых, несомненно, городовых кузнецов [9].
Однако, мы имеем и другие мнения о более раннем происхождении тульских оружейников. Так, Ю. В. Арсеньев утверждает, что «тульские кузнецы обратили на себя внимание Ивана Грозного, и он, приказав им готовить самопалы в казну, переименовал их в казённых кузнецов» [10]. Но это не обосновано документами и не имело даже косвенного подтверждения в других источниках, а потому не может быть, безусловно, принято.
Ещё более интересно мнение В. А. Лёвшина. Он пишет следующее: «Может быть, ещё и древние сего города строители мери чудского или сарматского поколения умели пользоваться железною богатою рудою, близ Тулы находящуюся, и были кузнецы. Название города некоторым образом подаёт к сему догадку; ибо «туль» на финском языке, с которым и мордовский сходен, значит «ветр», а с иною переменою окончания «огонь», что как бы относится к горну кузнечному, содержащему в себе ветродующие меха и огонь» [11].
Эта версия имеет археологические доказательства. Первые изделия из металла, найденные археологами на тульской земле, учёные относят к VI - IV векам до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопке Сатинского городища на реке Упе среди извлечённых предметов обнаружены не только украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и другие предметы кузнечного производства. А на Супрутском городище, IV - XII века н.э., принадлежавшем вятичам, наряду с украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы [12]. Эти данные говорят о раннем начале выплавки металла на тульской земле. Однако эти процессы ещё нельзя отнести к оружейному производству в полной мере.
Взгляд на данную проблему, отличный от традиционного утверждения о создании сословной группы тульских оружейников жалованной грамотой 1595 года мы находим в работе В.Н.Ашуркова «Тульские оружейники и их классовая борьба в XVII - первой четверти XIX веков» [13]. В.Н.Ашурков критикует это традиционное утверждение, обращая внимание на то, что «грамота 1595 года не дошла до нас в подлиннике и известна лишь в виде «отражённого акта» в тексте одной из правовых
грамот 1696 года, где вовсе не упоминается обязанность кузнецов выполнять казённую рабо-1 ту». В. Н. Ашурков полагает, что «есть все основания считать, что это сословие сложилось постепенно, в ходе длительной борьбы за свои привилегии, за свою феодально-сословную обособленность» [14]. В более поздних работах «Кузница оружия», «Страницы тульской старины» В. Н. Ашурков уже не сомневается реальности грамоты 1595 года, однако мысль о длительной борьбе всё ещё звучит.
На наш взгляд, ни о какой борьбе, тем боле длительной, не может быть и речи. Потому что царская власть на протяжении всего рассматриваемого периода с лёгкостью шла на уступки тульским оружейникам, выполняя почт все их требования. Кроме того, «феодально-сословная обособленность» оружейников, о ко торой пишет В.Н.Ашурков, была выгодна царской власти. Так, ещё в грамоте Фёдора Иоанновича 1595 года видно стремление обособить казённых кузнецов в отдельную слободу. Поэтому мы считаем, что если в истории сословной группы тульских оружейников в веке и присутствовала борьба, то это была борьба с посадскими людьми, и в ходе неё в какой-то степени происходит обособление тульских оружейников в сословную группу, но этот фактор не был основным.
Таким образом, первые достоверные сведения о тульских кузнецах относятся ещё к XVI веку, однако тогда они не имели никакой организации. Лишь в 1595 году грамотой царя Федора Иоанновича они были выделены в обособленную группу. Суть этого обособления составляло, во-первых, территориальное обособление: в 1595 году в Туле была основана Кузнецкая слобода, в которой могли жить только казённые оружейники, всё остальное население было выселено отсюда; во-вторых, обособление тульских оружейников заключалось освобождении их от ряда повинностей, которые должно было нести остальное посадское население; в-третьих, тульские оружейники участвовали в местном управлении: царской грамотой 1622 года тульскому воеводе Семён Ушакову они были выведены из-под власти воеводы, а право суда над ними в управных делах передавалось от местных властей в Стрелецкий приказ [15].
Совместное проживание большинства caмопальных мастеров на определённой территории, необходимость отстаивать своё привилегированное положение от посягательств посадского люда, естественно, вызывали наличие общих интересов и привели к возникновению корпоративного устройства.
Итак, в конце XVI - XVII веках самопальные мастера выступают как организованная корпорация, обязанная работать на казну и наделённая некоторыми льготами. Первоначально их работа имела временный характер, но затем количество оружия, подлежавшего изготовлению, постоянно увеличивалось, пока в 1665 году не было окончательно определено «вместо денежных оброков и всяких податей» делать 244 пищали на своём железе [16]. Затем количество оружия, которое необходимо было изготовить, постоянно росло. Вместе с увеличением нарядов росло и население тульской Кузнецкой слободы: в 1595 году здесь значилось 30 самопальных кузнецов, по переписи 1641 года их было 152 человека, по переписи 1696 года - 194 человека, а в 1715 году оружейных мастеров с учениками было уже 1161 человек [17].
Работа выполнялась мастерами с учётом устойчивой специализации. В XVII веке разделение труда тульских оружейников происходило по линиям ствольного, замочного и ложевого дела. Эти линии оружейного производства представляют собой прообраз будущего цехового устройства. Таким образом, об организации оружейного производства в Туле в XVII веке можно говорить, как об особом типе крупной рассеянной мануфактуры. И. Н. Юркин в своей работе «Демидовы в Туле» вслед за В. Н. Ашурковым утверждает, что в XVII веке «важную роль в жизни слободы, в обеспечении нормального функционирования построенного на кооперации производства играла сложившаяся система самоуправления» [18].
Наблюдение за работой осуществляли староста и его товарищи по специальностям (будущим цехам): замочное дело, ствольное, станочное и плавильное. Старосты ежегодно выбирались всеми оружейниками, что обеспечивало справедливое отношение к оружейникам разных специальностей.
Для обсуждения общих дел в тульской Кузнецкой слободе имелся мирской двор. Здесь староста с товарищами должен был по субботам наблюдать за приёмщиками стволов, замков, приборов. Требовалась особенно внимательная приёмка стволов, «чтобы железо было доброе и стволы выдержали пороховую пробу» [19]. На старосту с товарищами возлагалась строгая ответственность за полное выполнение данных нарядов. Кроме того, они распределяли наряды между оружейниками и следили, чтобы последние не продавали своих изделий на сторону.
Кузнецам, не выполнившим урока, старосты чинили наказание по рассмотрению, затем, если не помогало, их били батогами и, наконец, высылали в сопровождении караула в Москву. Столь же строгие наказания полагались за самовольные отлучки и всякое непослушание. Если присланное в Москву и отданное затем в полки оружие оказывалось негодным для стрельбы, то с приёмщика строго взыскивалось: «учинено им будет наказание без всякого милосердия кнутом и взятии великой пени и тебе, старосте с выборными, пострадать за ненадзирание, а мастера по розыску и свидетельству клейм, повинны будут смертного казнения» [20]. То есть у старосты с товарищами были огромные права, но была и большая ответственность.
Все споры между оружейниками староста должен был разбирать вместе с дьяком, который назначался Оружейной палатой для наблюдения за оружейным делом. Разбирать они должны были «со всяким испытанием и свидетельством в правде, не послабляя никому, кто чего достоин, а чего вам вершить будет невозможно, о том писать в Москву в Оружейную палату» [21].
Значение старосты, а следовательно, и стоявшей за ним сословной группы казённых кузнецов к середине XVII века было настолько большим, что Соборное уложение в главе 24 налагает штраф за нанесение оскорбления старосте самопального кузнечного дела: «А кузнецким старостам самопального дела бесчестья правити по пяти же рублев, а рядовым самопальным кузнецам за бесчестья правити по четыре рубли» [22].
К концу же XVII века староста фактически приобретает роль связующего звена между центральной властью и оружейниками.
Формально между казёнными кузнецами власти не делали никакого различия, но в условиях развитой в Туле торговли и ремесла достаточно отчётливо проявились черты расслоения среди кузнецов-оружейников. Источники определённо называют среди них «пожиточных людей» - они не занимаются сами оружейной работой и поставляют в казну ружья, «покупаючи у своей братии, у скудных людей, которые тем оружейным делом кормятся».
Непосредственно выделкой оружия были заняты «скудные оружейники» [23].
Иное разделение тульских оружейников предлагает Н. Ф. Фирсанова [24]. Она выделяет «оружейной слободы старинных жителей» и «написанных в оружейную слободу».
Среди «старинных жителей» выделялась прослойка наиболее зажиточных оружейников (Ореховы, Баташовы, Лисицины), за которых положенный урок выполнялся купленными и крепостными людьми. Сами же они занимались другими промыслами и торговлей, но сохраняли за собой все льготы, присвоенные оружейным мастерам. Почти половина мастеров и их учеников, «написанных в оружейную слободу», жила на посаде. В основном в Кузнецкую слободу записывались тульские посадские и служилые люди, хотя были как пришлые из других городов, так и крестьяне. Лишь к концу XVII века Кузнецкая слобода была окончательно обособлена от посада.
Таким образом, сословная группа тульских оружейников в XVII веке имела свою организацию. Среди оружейников уже существовало разделение труда, что позволяет говорить об оружейном производстве в Туле в XVII веке как об особом типе рассеянной мануфактуры. На протяжении XVII века растёт роль оружейного старосты, который начинает играть роль связующего звена между центральной властью и оружейниками. И, кроме того, к концу XVII века сословная группа тульских оружейников перестаёт быть монолитной, всё заметнее становится дифференциация в их среде. В процессе взаимоотношений тульских оружейников с центральной властью и посадскими людьми в рассматриваемый период оформился правовой статус сословной группы тульских оружейников. И первое, что необходимо отметить, - это то, что тульские оружейники были выведены из-под управления воеводы, полностью управлялись из Москвы и были подотчётны фактически только центральным органам власти.
С конца XVI века по 1622 год они находились в ведении высшего административного органа артиллерии Пушечного приказа (с 1627 года он стал именоваться Пушкарским), который, впрочем, ведал всем техническим артиллерийским производством. С 1622 по 1651 год кузнецы ведались в Стрелецком приказе, с 1651 по 1669 год в приказе ствольного дела, с 1669 по 1685 год - в Оружейной палате, с 1685 по 1691 год - в Туле в отделении оружейной самопальной палаты и, наконец, после годового управления воеводы, с 1692 по 1712 год - опять в Москве в Оружейной палате. Правовой статус тульских оружейников не был закреплён каким-либо одним документом, он формировался постепенно, на основании многих документов и в основном сложился к конце XVII столетия. Как льготы, так и обязательств росли постепенно, пока сословная группа казённых кузнецов не получила всех черт крепостного состояния. Первый период льгот вызвал сильный раздор между посадскими людьми и тульскими оружейниками, вступившим» в борьбу из-за самых насущных для них интересов жизни, из-за прав на общественную t частную собственность.
Грамотой 1595 года Кузнецкая слобода Туле была обособлена от посада, а тульские оружейники освобождены от податей и земских служб. Таким образом, Кузнецкая слобод в Туле приобретает статус «белой» слободы и посаде. Но эта «белая» слобода имела свои отличительные черты. Во-первых, тульские оружейники не были подотчётны местным властям, а находились практически на протяжений всего XVII столетия в ведении центральны органов власти и считались «государевой слободой». Таким образом, феодалом, котором принадлежала Кузнецкая «белая» слобода Туле, было государство. Во-вторых, кроме то: что тульские оружейники были освобождены от всех государственных повинностей, о: имели ещё ряд привилегий: судебный иммунитет, право варить «хмельное питьё», право первоочередной покупки угля и железа.
Интересны следующие факты, которые свидетельствуют об особом правовом статусе ее словной группы тульских оружейников. В первой половине XVII века по всей стране разворачивается борьба посадских людей с «белыми слободами. В этом противостоянии государство поддерживает посад, принимая к этому различные меры. Однако в то же время, когда в Ту. начинается подобный процесс, и посаде люди обращаются с челобитными к царю просьбой ограничить привилегии оружейник центральная власть полностью поддержи: последних и не идёт на уступки посаду. Вон о «белых» слободах поднимался ещё и ранее, XVI веке. Законодательство неоднократно выдвигало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торгово-ремесленных занятиях, но «белые» слободы продолжали существовать. Беломестцы переманивали к себе людей, увеличивая население своих слобод и уменьшая тем самым число тяглецов города. Ещё в 1619 году на Земском соборе было постановлено вернуть в тягло тех, кто «заложился» за сильных людей и тем самым ушёл от царских податей, но безрезультатно. В 1637 году был учреждён специальный Сыскной приказ, который должен был осуществлять сыск прежних тяглецов и возвращать их на посад. Однако в 1641 году розыск в Кузнецкой слободе в Туле был запрещён. Это означало расширение её иммунитета и признание за нею права убежища, что способствовало притоку новых поселенцев, к ущербу соседних тяглых общин.
Соборное уложение 1649 года провозгласило ликвидацию «белых» слобод. Слободы, принадлежащие духовным или светским феодалам, переходили в посад безлетно и бесповоротно. Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить государственные подати. Однако предписание Соборного уложения 1649 года «имати в тягло» всех тех из тяглых людей, которые «в прошлых годах... стали в кузнецы и в иные во всякие чины» [25], очевидно, не распространялось на тульскую Кузнецкую слободу; она осталась «государевой слободой» и сохраняла свои привилегии. Таким образом, мы видим, что сословная группа тульских оружейников имела в XVII веке особый правовой статус. Однако теперь необходимо понять, какое место занимала данная сословная группа в системе российских сословий, и почему, на наш взгляд, необходимо отказаться от термина «сословие тульских оружейников».
Всё население русского государства XVII века можно разделить на 3 основные категории. Первую составляли служилые люди, которые подразделялись на две большие группы: служилые люди по отечеству (по происхождению) и служилые люди по прибору (по набору). Все служилые люди находились на государевой , получая земельные и денежные пожалования. Верхушку служилых людей по отечеству составляли думные чины, заседавшие в ой думе: бояре, окольничие, думные дворяне. В её состав входили и думные дьяки. За ними следовали чины московские – стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы (постоянно живущие в Москве). Затем шли чины городские - уездные дворяне и дети боярские (низший разряд служилых людей по отечеству). Духовными феодалами были высшие слои духовенства и монастыри. Группу служилых людей по прибору составляли стрельцы, пушкари, зачинщики, городовые казаки. Они вербовались из низших разрядов населения - посадских людей, гулящих людей и крестьян - и также обеспечивались небольшим жалованьем, реже - земельными наделами.
Вторую категорию населения составляли тяглые люди, несущие в пользу государства тягло: натуральные (включая отработки) или денежные повинности. К тяглым людям относились крестьяне (частновладельческие и черносошные) и посадские люди.
Третью категорию населения составляли холопы, значительная часть которых в XVII веке называлась кабальными холопами, поскольку находились в личной зависимости в силу оформления служилой кабалы. В большинстве своём холопы не имели собственного хозяйства. Они были заняты службой на своих господ и находились на их содержании. Часть холопов, число которых постепенно возрастало, была «посажена на землю» и называлась задворными людьми.
В середине XVII века окончательно сложилась сословная группа, получившая название посадские люди. Это было население, жившее в городах на государевой земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определённые повинности (тягло) в пользу государства.
На посадских людей возлагалось выполнение и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и др.). Для тульских оружейников такой тяглой службой можно считать выполнение казённой работы по изготовлению установленного количества оружия. Таким образом, оружейников можно отнести к посадскому населению.
Среди посадского населения выделяется сословие ремесленников, среди которых различают 4 категории: дворцовые, казённые, записные и тяглые. Тульские оружейники относятся к казённым ремесленникам. Этот факт подтверждает именной указ от 23 мая 1660 года, который упоминает в одном ряду «каменщиков, плотников и кузнецов при казённой работе» [26]. Именно поэтому, на наш взгляд, нельзя говорить о «сословии тульских оружейников», но есть и ещё одно обстоятельство.
Дело в том, что Тула не была единственным регионом, в котором в XVII веке начала развиваться металлообработка. Своим металлом прославился также черноземный Юг России и, прежде всего, такие города, как Елец, Воронеж, Липецк. К 1618 году относится первое упоминание о казённых кузнецах на данной территории: всего 3 казённых кузнеца работало в это время в Ельце [27], затем их количество росло. Однако объём оружейного производства здесь был, несомненно, меньше.
Необходимо отметить, что Ю.В.Арсеньев распространяет термин «казённые кузнецы» не только на тульских оружейников, но и на оружейников других городов, к сожалению, автор не называет каких именно [28]. Таким образом, можно сделать вывод, что термин «казённые кузнецы», первоначально закреплённый за тульскими оружейниками, в течение XVII века распространяется и на оружейников других территорий, которых можно объединить в категорию казённых ремесленников. Однако их нельзя объединить в одну сословную группу, так как в их правовом статусе были существенные различия. Так, хотя елецкие кузнецы были обособлены в отдельную слободу но она управлялась воеводой, то есть были подотчётны местным властям. А кроме того, казённые кузнецы черноземного Юга России не имели такого объёма привилегий, которым обладали тульские оружейники.
Таким образом, сословная группа тульских оружейников ведёт своё начало с 1595 года когда грамотой Фёдора Иоанновича они были обособлены от остального посадского населения. Это обособление имело как территориальный, так и правовой характер. На протяжении XVII века в результате отношений с централь ной властью и посадским населением оформились правовой статус и организация сословной группы тульских оружейников, на основе которых мы и можем определить место тульских оружейников в системе российских сословий данного времени. Наряду с казёнными каменщиками и плотниками они составляли категорию казённых ремесленников и входили широкую сословную группу посадского населения.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. И.Х. Гамель. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. - М., 1826. - C.1.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т.1. Кн.2. - СПб, 1830. - С.512.
3. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание 5-е.Т.З. - М.: Изд-во политической литературы, 1975.- С.423
4. Тульские оружейники: Сборник документов./И. Н. Юркин, Н. К. Фомин. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003. - С.9.
5. Там же. - С.89.
6. И.П. Сахаров. История общественного образования Тульской губернии. - М.: В тип. С. Селивановского, 1832, С. 159.
7. С.А. Зыбин. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода.Т.1. - М., 1912. - С.53.
8. И.Х. Гамель. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношен
- М., 1826. - С.4.
9. В.Н. Ашурков, В. Н. Тульские оружейники и их классовая борьба в XVII - первой четверти XIX веков. - Тула, 1947. - С.17.
10. Ю.В. Арсеньев. К истории Оружейного приказа в XVII веке./ - СПб, 1904. - С.5.
11. В.А. Лёвшин. Топографическое описание Тульской губернии.// Политический, статистический и географ] кий журнал или современная история света, на 1807 г. - Ч .2, кн. 3. Ч.З, кн.1. Ч.З, кн.2.4.4, кн.2.4.4, кн.З; на 1808 г. -кн.1.Ч.2,кн.З.-С.83-84.
12. В.В.Куликов. Ажур металла рукотворный. - Тула, 1990. - С.9.
13. В.Н. Ашурков. Тульские оружейники и их классовая борьба в XVII - первой четверти XIX веков. - Тула, 1947. С.18.
14. Там же.-С. 19.
15. И.П. Сахаров. История общественного образования Тульской губернии. 4.1. - М.: В тип. С. Селивановского,1832.- С.39-40
16. Там же. - С.97.
17 С.А. Зыбин. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода. - Т.1. - М., 1912. - С. 291-292.
18. И.Н. Юркин. Демидовы в Туле. - М. - Тула, 1998. - С17.
19. С.А. Зыбин. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода. Т.1.-М., 1912. - С.292.
20. Там же.
21.Там же.- С. 293.
22. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9-ти томах. Т.З./ О. И. Чистяков, А. Г. Маньков. - М.: Изд «Юридическая литература», 1985. - С.225.
23. И.П. Сахаров. История общественного образования Тульской губернии. Ч. 1. - М.: В тип. С. Селивановского, 1832. - С.164.
24. Н.Ф. Фирсанова. Расселение тульских оружейников в XVIII - XIX веках.// Вопросы социально-экономической истории России. - Тула, 1975. - С.55.
25. Российское законодательство X -XX веков в 9-ти томах. Т.З./ О. И. Чистяков, А. Г. Маньков. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1985. - С.212-213.
26. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.1, кн.2. - СПб, 1830. - С.512.
27. Е.А. Августин. Становление и развитие металлургической промышленности черноземного Юга России в конце XVII-XVIII веках. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Воронеж, 2001. - С.22.
28. Ю.В. Арсеньев. К истории Оружейного приказа в XVII веке. - СПб, 1904. - С.4.
ПУБЛИКАЦИИ:
Т.С. Соломатина. Место сословия тульских оружейников в системе сословий России XVII в. / Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого. 2002 г. - Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002 г.
Т.С. Соломатина. Тульские оружейники. Сословная организация в XVII в. / Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого. 2003 г. ч. 1 - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий