Во многих современных путеводителях по Туле,а также в некоторых краеведческих публикациях, посвященных истории Зареченского района, в описании происхождения названия улицы Заварная авторы допускают, на мой взгляд, одну существенную неточность. Так, при описании технологического процесса заваривания ружейного ствола утверждается, что нагретая железная полоса (ствольная доска) скручивалась в трубку, затем заваривался шов. Однако, указанная технология изготовления ствола стала применяться лишь во второй четверти XIX в., а формирование улицы Заварной происходило, возможно, в конце XVIII в. До 1826 г. тульские оружейники стволы заваривали из двух досок, и только английским механиком Джоном Джонсом был внедрен новый способ изготовления стволов сразу из одной доски. Это был технологический прорыв того времени, поэтому следует рассказать об этом подробнее.
Самый древний тип ручного огнестрельного оружия, изготовляемый тульскими оружейниками, назывался пищалью. Она состояла из железного ствола, вставленного в деревянную ложу с прикладом. Часть ствола, через которую засыпали порох, называлась устьем (впоследствии дулом), противоположная — казной. В казенной части располагались запал и полка. Для производства выстрела, порох (самопальное зелье) засыпался в устье, затем заряжалась пуля, на полку насыпали травочное зелье и воспламеняли его фитилем от руки.
Впоследствии устройство пищали совершенствовалась — был изобретен фитильный замок (жагра), а в начале XVII в. – кремневый (разработан арабами). Ударный кремневый замок, усовершенствованный французами, воспламенял порох на полке посредством высекания искры от удара кремния по зазубренной поверхности огнива. Менялось и название пищали — при Петре I она стала называться «фузея» (от франц. fusil), при императоре Петре III впервые слово «фузея» заменено словом «ружье». Однако конструкция ствола и, как следствие, технология его изготовления существенно не менялась столетиями.
Работы по изготовлению стволов производились по домам оружейников в их собственных кузницах, многие из которых были устроены примитивно — небольшой горн,выложенный кирпичом, располагался в центре помещения, дым не отводился в трубу, а выходил в отверстие, сделанное в крыше, простые кожаные меха приводились в действие вручную. Работа велась в основном ночью, поскольку при дневном свете трудно правильно определить цвет раскаленного металла, а соответственно и его температуру, да и мельчайшие огрехи в сварном шве заметнее.
Ствол изготавливался из двух досок – ствольной и казенной. Технология того времени не могла обеспечить необходимое качество сварного шва по всей длине ствола, изготовленного из одной доски.
Для каждого ствола ствольный заварщик отсекал зубилом от железной полосы
кусок металла около 16 фунтов (7,5 кг), а затем разрубал его пополам. Нагревая
металл в горне, мастер с тремя молотобойцами на наковальне разбивал куски в
пластины (доски). Дульная доска имела в длину 12 вершков (54см), в ширину 2 вершка (9см.), казенная — длину 9 вершков (40,5см), ширину 2,5 вершка(11,3см).
Далее доски вновь нагревали в горне и на наковальне заостряли края досок, подлежащие сварке. Затем надо было согнуть доски в трубки, заварить швы и сварить обе трубки вместе.
Дульную доску загибали так, что от дула до половины левый край заходил за правый, а от середины до заднего конца правый край заходил за левый, следовательно, последующая заварка производилась внахлест. Для заваривания шва трубку клали в горн, разогревали, посыпая шов дрязгой (мелкими железными опилками) и давали взвар (то есть нагревали до температуры несколько выше «белого каления»). Опилки плавились, улучшая качество шва. Затем трубку вынимали из горна, вставляли в нее железный костыль и на нем несильными, но быстрыми ударами молотка заваривали края. Поскольку температура металла, необходимая для заваривания, довольно быстро понижалась, данная операция повторялась многократно.
Таким же образом обрабатывали казенную доску.
Сваривание двух трубок - дульной и казенной частей ствола - друг с другом производили, предварительно набив внутрь них свежий коровий навоз для предотвращения угара (выгорания углерода из металла, приводившего к снижению
прочности). Кстати, навоз довольно широко применялся и в литейном деле при изготовлении форм для пушек и колоколов.
За один рабочий день (10-12 часов) заварщик с двумя молотобойцами, работавших балдами (кувалдами) весом от 7 до 12 фунтов (примерно от 3 до 5 кг) мог заварить 2-3 ствола.
В 1817 г. командиром Тульского оружейного завода был назначен генерал-майор артиллерии Евстафий Евстафиевич Штаден. В том же году прибыл на завод из английского города оружейников Бирмингема механик Джон Джонс. В 1825 г. Джонс предложил вместо старого способа заварки стволов из двух досок новый способ заварки из одной ствольной доски.
В первую очередь, по указанию Джонса был механизирован процесс изготовления
ствольной доски. Применение вододействующего семипудового молота позволило
увеличить производительность с 20-ти до 60-ти досок в день, а последующее внедрение способа горячего проката через систему прокатных валов разного диаметра способствовало полной идентичности всех производимых ствольных досок.
По чертежам Джонса был изготовлен специальный горн для заваривания стволов
с более производительными двойными английскими мехами. Подача воздуха в такой горн велась непрерывно, что давало более высокую и стабильную температуру нагрева металла. Но, пожалуй, самую важную роль в новой технологии заваривания стволов играла изобретенная Джонсом чугунная наковальня. На ее поверхности имелось десять (в прежних - всего один) полусферических желобов разной, постепенно уменьшающейся, ширины — 2 с четвертью вершка первый и 3/8 вершка последний желоб (1 вершок = 4,45 см.). У ствольной доски края, как прежде, не заострялись, а имели равную по всему краю толщину. Разогретую в горне доску гнули в трубку не внахлест, а встык в первых двух желобах наковальни, заварку шва вели на остальных желобах, переходя последовательно от широкого к узкому. При этом в ствол вставлялись специальные костыли, разного диаметра и длины, отчего канал ствола делался равного калибра. В результате стволы получались равносторонними, производительность увеличилась до 6-8 стволов в день, значительно облегчалась последующая обработка, сократилась общая длина сварного шва (наиболее слабого места ствола), да и сам шов стал намного прочнее, снизился расход железа и древесного угля.
Поначалу тульские заварщики сомневались в прочности сварного шва, заваренного
по новому способу, но пороховая проба (испытание) убедительно развеяла все сом-
нения. Испытания проходили по субботам в пробной галерее, построенной по проекту архитектора К.С. Сокольникова в 1784 г. (реконструирована в 1805 и 1844 г.г., частично сохранилась до наших дней по адресу: ул. Демидовская Плотина, 13-а).
Для начала испытание проходил сам порох, для чего рядом с шестом в 100 футов (30,5 м) высоты ставилась медная мортирка (небольшая пушка), заряженная 3 золотниками (12,9 г) пороха и деревянным конусом, весившим 24 золотника (103,2 г). Производился выстрел — конус должен был взлететь выше шеста.
Проба готовых стволов проводилась под надзором директора по искусственной части (руководил всем производственным процессом на заводе), цеховых офицеров, заводского полицмейстера и самих заварщиков.
Для первой пробы стволы заряжались шестью (25,8 г), а для второй пятью (21,5 г) золотниками пороха, и по одной свинцовой пуле (30,1г) на каждый заряд. В помещении пробной галереи заряженные стволы клались горизонтально на расстоянии друг от друга в 1,5 вершка (6,8см) в сделанные в чугунных плитах 522 паза. То есть одновременно испытывались 522 ствола. По имевшимся в плитах желобам к затравочным отверстиям насыпали дорожку из пороха и после барабанной дроби, служившей сигналом для удаления людей от галереи, порох поджигали одновременно с двух противоположных сторон. Происходили выстрелы. Пули попадали в вал из мокрого песка, который периодически просеивался,и извлеченный свинец вновь переливался в пули. После пробы стволы осматривались надзирателем и его помощниками. Разорванные и вздутые стволы выбраковывались, а годные клали на хранение в запертую комнату, где выдерживали трое суток — ржавчина, образующаяся в канале ствола, позволяла выявить микротрещины, незамеченные ранее. Затем надзиратель с помощниками вымеряли стволы лекалами, диаметр - калибром и ставили на нем клеймо — год, месяц и число пороховой пробы.
Бракованные стволы возвращали через порохового старосту заварным мастерам,
которые, как и все мастера, через руки которых эти стволы проходили, никакой платы
за них не получали. (2; 3)
Пороховая проба стволов, изготовленных по новой технологии, убедительно дока-
зала превосходство нового, предложенного Джонсом, способа. С тех пор по улице
Заварной во дворах заварщиков стали строиться новые горны с английскими двойными мехами, а новых наковален было изготовлено лично Джонсом более сотни.
Но не только внедрением нового способа изготовления и заваривания стволов
снискал Джонс уважение и любовь тульских оружейников. До приезда Д. Джонса в
1817 г. на тульский завод все оружейные части ковались вручную, заготовка получалась грубою, с большим объемом дальнейшей слесарной обработки. Требовалось более шести часов для отковки замочных частей и три с половиной дня для их отделки. Джонс в своей мастерской разработал и изготовил штампы не только курков, которые делали тогда только в Англии, но и впервые в Европе стал штамповать сложнейшие части замка — доску, огниво, лодыжку. Выгода получалась огромная: экономились железо и уголь, штампованные детали имели размеры, очень близкие к окончательным, слесарные работы становились незначительными.
Внедрение штамповки значительно облегчило достижение взаимозаменяемости
частей, что 20 сентября 1826 г. было с успехом продемонстрировано Императору Николаю I во время посещения им Тульского оружейного завода. Следует отметить, что в других государствах взаимозаменяемость деталей замка в то время считалась недостижимой, тогда как в условиях военного времени, для полковых оружейных мастерских она играла решающую роль.
За годы службы на тульском оружейном заводе Д.Джонсом были изобретены или
усовершенствованны различные станки, прессы, приспособления и инструменты,
что позволило значительно повысить производительность труда, поднять качество
продукции и вывести технологический уровень производства на новую высоту.
И.Ф. Афремов, служивший инспектором Тульского Александровского военного
училища с 1828 по 1834 г.г. и лично знакомый со многими служащими Тульского оружейного завода, в своей книге «Историческое обозрение Тульской губернии» описывает приезд Императора Александра I на завод 2 сентября 1823 г.: «Тут нельзя не вспомнить один из анекдотов оригинальности Джонсовой: пока все чины завода в полной парадной форме, ожидая прибытия Государя на завод, Александр I в сопровождении графа Аракчеева, Штадена и Тульского губернатора Кривцова предварительно изволил осматривать кадетский корпус и арсенал. Джонс, нисколько не изменяя обычного положения, работал все утро 2-го сентября, в мундире и шпаге точно так же, как и в обыкновенной своей рабочей блузе; наконец урочный час полудня пробил! - Джонс преспокойно вышел из своей мастерской и поехал домой обедать.- Через час, возвратясь на завод, всех удивил: куда он мог ездить в это время?!. и на вопрос товарища своего механика Захавы и директоров завода, отвечал: Государь хорошо знает: «кто много работал, тот много кушать хочет». (1)
По понятным причинам И.Ф. Афремов называет этот эпизод «анекдотом». Достаточно вспомнить, как тот же граф Аракчеев инструктировал оружейников на набережной заводского канала перед первым приездом Александра I в августе 1816г.: «...чтобы оружейники, кои пожелают подать прошение Монарху, подавали через начальство, сами не становились на колени, не падали в землю, так как Его Величество изъяснил, что такая почесть принадлежит одному Богу». Для Джонса же работа и порядок имели первостепенное значение, и ни приезд царской свиты, ни болтающаяся на поясе шпага нисколько не нарушили обычного трудового распорядка.
За свой многолетний труд на тульском оружейном заводе механик 7-го класса Д. Джонс был не раз удостоен личной благодарности Императоров Александра I и Николая I, награжден орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени.
29 июня 1834 г. ужасный пожар уничтожил значительное число строений оружейного завода. Это событие настолько сильно потрясло Д. Джонса, что он слег и 7 января 1835 года скончался. Джонс похоронен на Чулковском кладбище (подробнее о его родственниках — А.Камоликов. «Семья Джонс»//Тульский краеведческий альманах. Вып. 1. 2003 г.).
В 2009 г. на торжественном собрании, посвященном Дню машиностроителя, руководители предприятий ВПК Пролетарского района совместно с администрацией города приняли решение о реставрации могил оружейников XIX века на Чулковском кладбище.
Литература и источники
1. Афремов, И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии.-М.,1850.-241с.
2. Гамель, И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом
отношении с планами и изображениями оружия и машин.- М.,1826.-263с.
3. Зыбин, С.А. История тульского Императора Петра Великого оружейного завода.- М.,1912.-357с.
4. Камоликов, А.А. Семья Джонс // Тульский краеведческий альманах.- 2003.-№1.-С.110-111.
5.Юркин, И.Н. Тульский завод Демидовых.-М., 1996.-240с.
6. Монж, Г. Искусство лить пушки.- С.Пб., 1804.-350с.
7. Данилевский, В.В. Русская техника.- Л., 1948.-548с.
Библиографическая ссылка:
Гречишкин, С.И. Английский след на улице Заварной / С.И.Гречишкин // Тульский краеведческий альманах.-2009-2010.-№7.-С.131-135.
Ствол изготавливался из двух досок – ствольной и казенной. Технология того времени не могла обеспечить необходимое качество сварного шва по всей длине ствола, изготовленного из одной доски.
Для каждого ствола ствольный заварщик отсекал зубилом от железной полосы
кусок металла около 16 фунтов (7,5 кг), а затем разрубал его пополам. Нагревая
металл в горне, мастер с тремя молотобойцами на наковальне разбивал куски в
пластины (доски). Дульная доска имела в длину 12 вершков (54см), в ширину 2 вершка (9см.), казенная — длину 9 вершков (40,5см), ширину 2,5 вершка(11,3см).
Далее доски вновь нагревали в горне и на наковальне заостряли края досок, подлежащие сварке. Затем надо было согнуть доски в трубки, заварить швы и сварить обе трубки вместе.
Дульную доску загибали так, что от дула до половины левый край заходил за правый, а от середины до заднего конца правый край заходил за левый, следовательно, последующая заварка производилась внахлест. Для заваривания шва трубку клали в горн, разогревали, посыпая шов дрязгой (мелкими железными опилками) и давали взвар (то есть нагревали до температуры несколько выше «белого каления»). Опилки плавились, улучшая качество шва. Затем трубку вынимали из горна, вставляли в нее железный костыль и на нем несильными, но быстрыми ударами молотка заваривали края. Поскольку температура металла, необходимая для заваривания, довольно быстро понижалась, данная операция повторялась многократно.
Таким же образом обрабатывали казенную доску.
Сваривание двух трубок - дульной и казенной частей ствола - друг с другом производили, предварительно набив внутрь них свежий коровий навоз для предотвращения угара (выгорания углерода из металла, приводившего к снижению
прочности). Кстати, навоз довольно широко применялся и в литейном деле при изготовлении форм для пушек и колоколов.
За один рабочий день (10-12 часов) заварщик с двумя молотобойцами, работавших балдами (кувалдами) весом от 7 до 12 фунтов (примерно от 3 до 5 кг) мог заварить 2-3 ствола.
В 1817 г. командиром Тульского оружейного завода был назначен генерал-майор артиллерии Евстафий Евстафиевич Штаден. В том же году прибыл на завод из английского города оружейников Бирмингема механик Джон Джонс. В 1825 г. Джонс предложил вместо старого способа заварки стволов из двух досок новый способ заварки из одной ствольной доски.
В первую очередь, по указанию Джонса был механизирован процесс изготовления
ствольной доски. Применение вододействующего семипудового молота позволило
увеличить производительность с 20-ти до 60-ти досок в день, а последующее внедрение способа горячего проката через систему прокатных валов разного диаметра способствовало полной идентичности всех производимых ствольных досок.
По чертежам Джонса был изготовлен специальный горн для заваривания стволов
с более производительными двойными английскими мехами. Подача воздуха в такой горн велась непрерывно, что давало более высокую и стабильную температуру нагрева металла. Но, пожалуй, самую важную роль в новой технологии заваривания стволов играла изобретенная Джонсом чугунная наковальня. На ее поверхности имелось десять (в прежних - всего один) полусферических желобов разной, постепенно уменьшающейся, ширины — 2 с четвертью вершка первый и 3/8 вершка последний желоб (1 вершок = 4,45 см.). У ствольной доски края, как прежде, не заострялись, а имели равную по всему краю толщину. Разогретую в горне доску гнули в трубку не внахлест, а встык в первых двух желобах наковальни, заварку шва вели на остальных желобах, переходя последовательно от широкого к узкому. При этом в ствол вставлялись специальные костыли, разного диаметра и длины, отчего канал ствола делался равного калибра. В результате стволы получались равносторонними, производительность увеличилась до 6-8 стволов в день, значительно облегчалась последующая обработка, сократилась общая длина сварного шва (наиболее слабого места ствола), да и сам шов стал намного прочнее, снизился расход железа и древесного угля.
Поначалу тульские заварщики сомневались в прочности сварного шва, заваренного
по новому способу, но пороховая проба (испытание) убедительно развеяла все сом-
нения. Испытания проходили по субботам в пробной галерее, построенной по проекту архитектора К.С. Сокольникова в 1784 г. (реконструирована в 1805 и 1844 г.г., частично сохранилась до наших дней по адресу: ул. Демидовская Плотина, 13-а).
Для начала испытание проходил сам порох, для чего рядом с шестом в 100 футов (30,5 м) высоты ставилась медная мортирка (небольшая пушка), заряженная 3 золотниками (12,9 г) пороха и деревянным конусом, весившим 24 золотника (103,2 г). Производился выстрел — конус должен был взлететь выше шеста.
Проба готовых стволов проводилась под надзором директора по искусственной части (руководил всем производственным процессом на заводе), цеховых офицеров, заводского полицмейстера и самих заварщиков.
Для первой пробы стволы заряжались шестью (25,8 г), а для второй пятью (21,5 г) золотниками пороха, и по одной свинцовой пуле (30,1г) на каждый заряд. В помещении пробной галереи заряженные стволы клались горизонтально на расстоянии друг от друга в 1,5 вершка (6,8см) в сделанные в чугунных плитах 522 паза. То есть одновременно испытывались 522 ствола. По имевшимся в плитах желобам к затравочным отверстиям насыпали дорожку из пороха и после барабанной дроби, служившей сигналом для удаления людей от галереи, порох поджигали одновременно с двух противоположных сторон. Происходили выстрелы. Пули попадали в вал из мокрого песка, который периодически просеивался,и извлеченный свинец вновь переливался в пули. После пробы стволы осматривались надзирателем и его помощниками. Разорванные и вздутые стволы выбраковывались, а годные клали на хранение в запертую комнату, где выдерживали трое суток — ржавчина, образующаяся в канале ствола, позволяла выявить микротрещины, незамеченные ранее. Затем надзиратель с помощниками вымеряли стволы лекалами, диаметр - калибром и ставили на нем клеймо — год, месяц и число пороховой пробы.
Бракованные стволы возвращали через порохового старосту заварным мастерам,
которые, как и все мастера, через руки которых эти стволы проходили, никакой платы
за них не получали. (2; 3)
Пороховая проба стволов, изготовленных по новой технологии, убедительно дока-
зала превосходство нового, предложенного Джонсом, способа. С тех пор по улице
Заварной во дворах заварщиков стали строиться новые горны с английскими двойными мехами, а новых наковален было изготовлено лично Джонсом более сотни.
Но не только внедрением нового способа изготовления и заваривания стволов
снискал Джонс уважение и любовь тульских оружейников. До приезда Д. Джонса в
1817 г. на тульский завод все оружейные части ковались вручную, заготовка получалась грубою, с большим объемом дальнейшей слесарной обработки. Требовалось более шести часов для отковки замочных частей и три с половиной дня для их отделки. Джонс в своей мастерской разработал и изготовил штампы не только курков, которые делали тогда только в Англии, но и впервые в Европе стал штамповать сложнейшие части замка — доску, огниво, лодыжку. Выгода получалась огромная: экономились железо и уголь, штампованные детали имели размеры, очень близкие к окончательным, слесарные работы становились незначительными.
Внедрение штамповки значительно облегчило достижение взаимозаменяемости
частей, что 20 сентября 1826 г. было с успехом продемонстрировано Императору Николаю I во время посещения им Тульского оружейного завода. Следует отметить, что в других государствах взаимозаменяемость деталей замка в то время считалась недостижимой, тогда как в условиях военного времени, для полковых оружейных мастерских она играла решающую роль.
За годы службы на тульском оружейном заводе Д.Джонсом были изобретены или
усовершенствованны различные станки, прессы, приспособления и инструменты,
что позволило значительно повысить производительность труда, поднять качество
продукции и вывести технологический уровень производства на новую высоту.
И.Ф. Афремов, служивший инспектором Тульского Александровского военного
училища с 1828 по 1834 г.г. и лично знакомый со многими служащими Тульского оружейного завода, в своей книге «Историческое обозрение Тульской губернии» описывает приезд Императора Александра I на завод 2 сентября 1823 г.: «Тут нельзя не вспомнить один из анекдотов оригинальности Джонсовой: пока все чины завода в полной парадной форме, ожидая прибытия Государя на завод, Александр I в сопровождении графа Аракчеева, Штадена и Тульского губернатора Кривцова предварительно изволил осматривать кадетский корпус и арсенал. Джонс, нисколько не изменяя обычного положения, работал все утро 2-го сентября, в мундире и шпаге точно так же, как и в обыкновенной своей рабочей блузе; наконец урочный час полудня пробил! - Джонс преспокойно вышел из своей мастерской и поехал домой обедать.- Через час, возвратясь на завод, всех удивил: куда он мог ездить в это время?!. и на вопрос товарища своего механика Захавы и директоров завода, отвечал: Государь хорошо знает: «кто много работал, тот много кушать хочет». (1)
По понятным причинам И.Ф. Афремов называет этот эпизод «анекдотом». Достаточно вспомнить, как тот же граф Аракчеев инструктировал оружейников на набережной заводского канала перед первым приездом Александра I в августе 1816г.: «...чтобы оружейники, кои пожелают подать прошение Монарху, подавали через начальство, сами не становились на колени, не падали в землю, так как Его Величество изъяснил, что такая почесть принадлежит одному Богу». Для Джонса же работа и порядок имели первостепенное значение, и ни приезд царской свиты, ни болтающаяся на поясе шпага нисколько не нарушили обычного трудового распорядка.
За свой многолетний труд на тульском оружейном заводе механик 7-го класса Д. Джонс был не раз удостоен личной благодарности Императоров Александра I и Николая I, награжден орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени.
29 июня 1834 г. ужасный пожар уничтожил значительное число строений оружейного завода. Это событие настолько сильно потрясло Д. Джонса, что он слег и 7 января 1835 года скончался. Джонс похоронен на Чулковском кладбище (подробнее о его родственниках — А.Камоликов. «Семья Джонс»//Тульский краеведческий альманах. Вып. 1. 2003 г.).
В 2009 г. на торжественном собрании, посвященном Дню машиностроителя, руководители предприятий ВПК Пролетарского района совместно с администрацией города приняли решение о реставрации могил оружейников XIX века на Чулковском кладбище.
Литература и источники
1. Афремов, И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии.-М.,1850.-241с.
2. Гамель, И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом
отношении с планами и изображениями оружия и машин.- М.,1826.-263с.
3. Зыбин, С.А. История тульского Императора Петра Великого оружейного завода.- М.,1912.-357с.
4. Камоликов, А.А. Семья Джонс // Тульский краеведческий альманах.- 2003.-№1.-С.110-111.
5.Юркин, И.Н. Тульский завод Демидовых.-М., 1996.-240с.
6. Монж, Г. Искусство лить пушки.- С.Пб., 1804.-350с.
7. Данилевский, В.В. Русская техника.- Л., 1948.-548с.
Библиографическая ссылка:
Гречишкин, С.И. Английский след на улице Заварной / С.И.Гречишкин // Тульский краеведческий альманах.-2009-2010.-№7.-С.131-135.
Комментариев нет:
Отправить комментарий