Обряд "крещения кукушки" в Туле и окрестностях


Простившись с веселым маем, природа настежь открыла двери в свой летний дом, пустив туда первенца лета – июнь. Заволновались на лугах зеленые травы, заколосились хлеба. Июнь славится обилием света – в этом месяце самые короткие светлые ночи и самые длинные солнечные дни. Вечерняя заря переходит в утреннюю. Такие зори называют сестрами.
Созревшие травы, срезанные острой косой, лентами ложатся на лугах и полянах. Ласковое солнце начинает просушивать их, воздух напоен чарующим запахом свежего сена, первых ягод и грибов, горькой полыни. Ни в одном месяце года так свежо и ярко не проявляет себя природа, как в июне. Не случайно в его названии увековечена лучшая пора жизни – юность. Июнь считается месяцем Юноны – богини верной любви, брака, семейного счастья. В древней Руси его называли «червень», что значит «красный месяц, румянец года».
Издавна в народе время от праздника Вознесения (сороковой день после Пасхи) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи) называли «Свадьбой Земли и Неба». Природа расцветает, ярко зеленеют поля и леса. В эти дни, называвшиеся еще праздником Кукушки, девушки гадали о своем будущем и о суженом. Во многих регионах России обряд крещения и похорон кукушки проходил по-разному. В Туле и Тульской губернии этот обряд имел свои особенности.
В глубокой древности, еще до принятия христианства, в образе кукушки люди представляли саму печаль по ушедшим людям. Во многих старых песнях кукушка прилетает горевать над душами умерших. У некоторых славянских народов на деревянных могильных крестах было принято изображать столько кукушек, сколько родственников грустят по умершему.
В Туле и окрестностях делали тряпичную птицу из серых неярких тканей, напоминавшие оперение птицы кукушки. На праздник Троицы эту птицу вешали на березу со словами: «Кукушечка-рябушечка, возьми мою печаль», - и уходили, не оглядываясь. Люди верили, что тряпичная птица-кукушка может унести все печали и горести, накопленные за год.
По рассказам старожилов, в Туле бытовали три куклы-кукушки: одна – для девочек, которым исполнилось двенадцать лет, другая – для девушек на выданье, третья – для женщин старшего поколения, интересовавшихся, каким будет урожай.

Обряд проходил строго по определенным правилам. Куклы изготавливали по старинным технологиям, без шитья иглой.
Для девочек, которым к моменту праздника Вознесения исполнилось 12 лет, праздник «крещения кукушки» – это день прощания с детством. К этому дню каждая девочка с помощью мамы, бабушки, старших сестер шила красивый, нарядный, яркий сарафан – первый девичий наряд. Изготавливался и головной убор в виде повязки или красных лент. В таком наряде девочка могла ходить на гулянья, в хоровод, на посиделки.
Девочки сами делали кукол-кукушек. Куклы были тряпичными, величиной с ладошку, украшены разноцветными платками, напоминающими крылья птицы. Перед обрядом девочки гуляли по селу, пели песни-заклички, водили хороводы, плели венки из цветов.
Обряд «крещения кукушки» предусматривал прощание девочек с куклами. Каждая девочка на платке относила куклу-кукушку в тайное место для захоронения (не выкапывая ямку специально, а находя природное углубление), устилала его цветами. При этом она говорила: «Прощай, кукушечка, прощай, милая, никогда нам с тобою больше не встретиться». Девочки старались сделать это место как можно незаметнее, потому что, по поверью, никому нельзя было найти захороненную куклу-кукушку.
После захоронения кукушки девочки клялись друг другу в вечной дружбе.
Заключительная часть обряда – приготовление совместной обрядовой каши. Выбиралось место на полянке или на берегу реки для костра. Каждая из девочек приносила с собой из дома крупу, и в котле, на живом огне, девочки вместе варили кашу, которую потом съедали, а остатки оставляли птицам.
С этого момента считалось, что девочки превратились в девушек. Их теперь принимали в хоровод, приглашали на посиделки. Отныне девочка становилась полноценной работницей в семье и выполняла все домашние работы наравне со взрослыми. Так в старину заканчивалось детство.
В Туле и окрестностях бытовал обряд «крещения» и «похорон» кукушки для девушек на выданье.
Ранним утром в праздник Вознесения молодицы под руководством вдовой старухи шли в лес искать траву, которую в народе называли «кукушкины слезы».
Ботаническое название этой травы «ятрышник полевой». Скромное растение своими зернышками-соцветиями напоминает просо и в глаза не бросается. Однако предназначенная ему роль настолько велика и удивительна, что перед незаметной былинкой могут померкнуть самые прекрасные цветы. Из этой травы в Туле и Тульской губернии делали куклу- кукушку, предназначенную для девичьего обряда.
Девушки собирали траву молча, каждая думала о своем, загадывая желания. Это был сугубо девичий обряд, мужчины не допускались даже близко, никто не должен был видеть и знать, как девушки собирали траву для обряда. При сборе травы всё имело значение. Хорошей приметой считалось, когда тонкие стебли отрывались без труда, - тогда желание могло исполниться очень быстро. Иногда трава вырывалась с корнем, что предсказывало рождение сына или дочери. Плохая примета - когда стебель обрывался, срывалась только верхушка: это предвещало какую-то потерю.
Собранную траву девушки складывали в виде креста соцветиями вниз и завязывали красными нитками. Таким образом, получалась кукла-кукушка. Особенностью тульской куклы-кукушки было то, что ее изготавливали несколько девушек. Каждая вешала на куклу свои личные украшения: бусы, колечки, платки, серьги, ленты, которые здесь же с себя снимала, и загадывала желания.
Украсив куклу-кукушку, проводили обряд «крещения кукушки» или «кумления». Девушки разбивались на пары и, держа в правой руке куклу, троекратно целовались, обязательно обменивались при этом платками, серьгами, а также дарили друг другу подарки. Так в Тульской губернии выбирали себе подружку на год. Происходило это на опушке леса, возле реки, на полянке. После завершения «кумления» подружки, взявшись за руки, шли в лес и в укромном месте зарывали куклу, приговаривая: «Кукушечка, рябушечка, пойдем в лес, сплетем венец, покукуемся, порябуемся… Не плачь, кукушечка, не плачь, рябушечка, скоро Троица придет, все печали унесет».
Через десять дней, на праздник Троицы, девушки гурьбой шли в лес и откапывали куклу. Потом с трепетом смотрели, что произошло с их украшениями, надетыми на куклу. По замеченным изменениям можно было судить о дальнейшей судьбе каждой девушки. Хорошей приметой считалось появление на вещах девушек насекомых, червячков – это означало скорое и счастливое замужество. Девушки после гадания разбирали свои украшения, а раздетую куклу-кукушку бросали в речку или оставляли на березе.
В древности «кумлению» девушек придавалось большое значение. Подруги, выбранные на год по обряду, должны были общаться, делиться друг с другом секретами, помогать в беде и называть друг друга сестрами. Родственники, знакомые, соседи осуждали, если девушки после «кумления» начинали ссориться, выдавать секреты друг друга. В народе говорилось: «Еще кукушка не прокуковала, а подружка уже убежала». Только после кукования кукушки в следующем году, после нового обряда «кумления», можно было выбирать себе другую подругу и быть ей верной целый год.
После совершения обряда девушки собирались на гуляния, посвященные празднику Троицы. Действовал старинный принцип «ссыпчины»: каждая приходила со своей снедью, напитками и, выбрав место, располагалась прямо на земле. Обрядовой пищей праздника Троицы являлась яичница, ведь яйцо считалось символом жизни. В Туле и окрестностях готовили яичницу на плоской большой сковороде на костре. По старинным поверьям яичница, приготовленная на живом огне, приобретала целительную силу. Немощным и больным людям, которые не могли прийти на праздничные гуляния, приносили кусочки яичницы, чтобы и они приобщились к общей трапезе.
Кроме яичницы, в Туле на праздник Троицы пекли пресные круглые лепешки. Девушки запекали в них нераспустившиеся почки деревьев или сушеный виноград. По этим почкам или виноградинкам гадали: если в лепешке находили четное число почек или виноградинок, то девушка должна выйти замуж в этом году, если нечетное, то ей еще год быть незамужней.
На праздник Троицы в Туле и окрестностях красили яйца в зеленый цвет. Вместе с зеленой веточкой березы яйца дарили родственникам и знакомым.
В Тульской губернии бытовала еще одна кукла-кукушка, по которой старшее поколение гадало на урожай будущего года. Эту куклу-кукушку делали из березовых веточек, складывая их крестом, листьями вниз. Украшали красочными тесемками, платками и тряпичными птицами- кукушками. Саму куклу одевали как женщину. На верхних веточках завязывали платок, на месте скрещивания веточек делали тряпичную грудь, надевали юбку. На куклу обязательно вешали узелки с зерном урожая прошлого года. С самого утра на праздник Троицы куклу-кукушку вешали на березу. В конце дня куклу снимали, развязывали узелки с зерном и кормили этим зерном птиц в залог будущего урожая. Потом куклу оставляли на дереве и уходили, не оглядываясь.
В других губерниях тоже существовал обряд «крещения» кукушки и тоже делали кукол-кукушек. В Орловской губернии этот обряд отличался от тульского тем, что в нём участвовали девушки, женщины средних лет и пожилые. Иной была и кукла-кукушка. Там делали тряпичную куклу в виде девочки в сарафане, на голову ей надевали платок, куклу не зарывали в землю, а бросали в воду. В Орловской губернии не было обряда «кумления». Обрядовой едой здесь тоже считалась яичница, приготовленная на живом огне.
В Калужской губернии куклой-кукушкой являлась тряпичная кукла-младенец, завернутый в цветной лоскут. Особенность обряда состояла в том, что каждая девушка делала свою куклу и потом гадает о своей судьбе по этой кукле. Куклу делали перед праздником Троицы, затем «хоронили», а на праздник Троицы её откапывали и гадали о своей судьбе. Иногда эту куклу клали в коробочку, которая являлась гробиком, дно коробочки устилали сухой травой, сверху закрывали крышечкой.
В южных губерниях России существовал обряд «помолвки» кукол-кукушек. Здесь изготавливали две куклы, звали их Кукушка и Кукун. Их делали на палочках. Символизировали одежду кукол квадраты цветной ткани, сложенные определенным образом и напоминавшие оперение птиц. У Кукушки - четыре квадрата, у Кукуна - два квадрата. Кукле Кукушке надевали фату, она изображала невесту, а кукле Кукуну повязывали ленту через плечо, он изображал жениха. Таких кукол девушка делала тогда, когда точно знала своего жениха и гадала о том, будут ли они вместе, состоится ли их свадьба. Палочки, на которых делали кукол, внизу очень туго связывали красной ниткой и закапывали в землю перед праздником Троицы. А на праздник их открывали и смотрели, что с ними произошло. Если жених отвернулся от невесты, значит, он её разлюбил. Если куклы смотрят друг на друга – значит, быть свадьбе. Если случайно развязалась нитка, связывающая кукол – они расстанутся навсегда.
На занятиях по музейной педагогике в Объединении «ТОИАЛМ» используются элементы обряда «крещения кукушки», дети изготавливают кукол-кукушек, выбирают себе подругу на год посредством «кумления», знакомятся с коллекцией сарафанов Тульской губернии, имеющейся в фондах музея. Под руководством музейного педагога дети изучают крой сарафана, старинные ткани, подбор цветовой гаммы, которая определялась назначением сарафана: праздничный, повседневный, для особо торжественных случаев.
Исследователи, этнографы называют обряд «крещения кукушки» самым загадочным и таинственным. В нем прослеживается желание девушек быть счастливыми в замужестве, заранее узнать свою судьбу и своего суженого. Этот обряд повторялся из года в год, он прочно входил в жизнь и быт девушек прошлых веков. Девушки, выбиравшие себе подругу на год, должны были хранить верность своей избраннице, быть по отношению к ней порядочной и честной, находиться в добрых отношениях друг с другом. Эти качества и в наше время ценятся так же, как и много лет назад.
Обряд «крещения кукушки» был очень распространен в Туле и окрестностях. В некоторых городах и деревнях его помнят до сих пор. Благодаря рассказам старожилов Тулы и Тульской области, элементы обряда были записаны и пополнили собой собрание народных обрядов Тульской губернии, находящихся в фондах Объединения «ТОИАЛМ».

Список литературы

1. Энциклопедия русских обычаев / сост. Н. А. Юдина. – М.: Вече, 2001.
2. Русский дом / сост. З. И. Бармина. – Нижний Новгород: изд. Нижний Новогород, 1994.
3. Хренов, Л. С. Народные приметы и календарь / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
4. Дайн, Г. Л. Детский народный календарь / Г. Л. Дайн. – М.: Дет. лит., 2001.
5. Материалы этнографических экспедиций Объединения «ТОИАЛМ» разных лет по окрестностям Тулы и Тульской области.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100