Автограф архитектора Федосеева.




В прошлом году исполнилось 215 лет со дня рождения архитектора Василия Федосеевича Федосеева - автора ряда зданий в нашем городе, в том числе Петропавловской церкви - одной из красивейших в Туле.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла известен с конца XVII в. Существующая ныне Петропавловская церковь на улице Ленина - единственный в своём роде образец русского классицизма второй четверти XIX в. в Туле. Это круглое в плане здание - ротонда, пристроенная к существовавшей почти столетие до этого трапезной и колокольне, возведённой в 1802 г. на собранные прихожанами деньги. Прежняя каменная церковь того же имени, построенная в 1736 г. стараниями священников Ивана Васильева и Василия Иванова, был разобрана по причине малого размера.
Архивные документы донесли до нас историю строительства существующего ныне храма, в том числе и собственноручно написанный В.Ф. Федосеевым текст, немного приоткрывающий характер этого человека.
Василий Федосеевич Федосеев (1794 – 1860) происходил из удельных крестьян Нижегородской губернии. В Петербурге он учился и работал в мастерской архитектора К.И. Росси. В 1830-е годы В.Ф. Федосеев жил в Туле, где по его проектам были построены колокольня Всехсвятской церкви, Преображенская церковь женского монастыря, Казанская церковь (не сохранилась), новое здание Петропавловской церкви. Так же им были выполнены проекты реконструкции оружейного завода (осуществлен в измененном виде), здания Дворянского собрания (не был осуществлен) [1].
Существующая ныне Петропавловская церковь «фасадом круглая, довольно обширная, вместо прежде бывшей, хотя каменной и крепкой, но не обширной» строилась с 1833 по 1848 г. на месте разобранной каменной церкви постройки 1736 г. Непосредственно строительством новой церкви руководил тульский купец 3-й гильдии, пивовар Андрей Ефимович Авчинников.
Строительство шло не гладко. В рапорте в губернскую строительную комиссию от 12 июня 1834 г. губернский архитектор Дубровский, осмотревший строящееся здание, доносил: «Церковь ныне возводимая по сочинению плана и фасада Г.архитектором Федосеевым, и оным же была наблюдаема за производством работ с самого начала основания и доведена ныне так же до поверхности основания и самого требунта с куполом и сводами. Но как Г. Архитектор Федосеев из города Тулы выбыл в С. Петербург, притом неизвестно временно или навсегда…я приглашон ныне оной Петропавловской Церкви протопопом Г. Боголюбовым и строителем оной тульским сдешним купцом 3 гильдии Андреем Ефимовым Авчинниковым, для обозрения вверяемой мне к довершению по плану сей Церкви я со своей стороны по случаю частых от начальства из города командировок и другим многим казенным занятием иметь надзор за постройкою Церкви не могу …». [2]
В октябре 1834 г. комиссия с участием того же губернского архитектора Дубровского, созданная по его рапорту, осмотрела строящееся здание и обнаружила: «В трапезе прежде существовавшей церкви ... по углам с самаго верхняго карниза до фундамента в косвенном виде значительныя трещины и таковыя же внутри церкви в сводах. Вновь пристроенная настоящая церковь, частию лежащая на старой, сделала тяжестию своею или от слабаго фундамента некоторую в одну сторону наклонность, чрез что в разных местах снизу доверху оказались таковыя же трещины ...» [3]
Строительство было приостановлено до особого распоряжения. Никто из тульских архитекторов под разными предлогами не соглашался брать на себя обязанность по завершению постройки. 12 мая 1835 г. был составлен «Журнал об освидетельствовании повреждений оказавшихся при производимой в г. Туле каменной церкви во имя Апостолов Петра и Павла...» Произведя новый осмотр здания, комиссия, в частности, установила, что «трещины в новом здании вообще увеличивались, но они находятся более с наружной стороны между столбами, в которых, как и в положенных на них арках, не примечаются не так важныя повреждения. Из сего видно, что повреждения сии произошли от слабости фундамента новаго здания, от чего и трещины в соединении обеих церквей ... были неизбежны.
И как по всему заключить должно что главныя части новаго здания пришли уже в более постоянное положение, и сам строитель сего здания Гн Архитектор Федосеев уверяет, что по зделанным им замечаниям при самом производстве постройки, не должно более ожидать никакого увеличивания оказавшихся до ныне повреждений, и объявил что он согласен взять на себя окончание сей церкви, то свидетельствующие положили:
1. Что здание сие может быть окончено с устройством однаго деревяннаго купола, вместо каменнаго предполагаемаго по утверждённому плану.
2. Что свод предполагаемой трапезы и примыкающие к ней углы старой церкви, должны быть перебраны ...»
Документ подписали: корпуса инженеров путей сообщения майор Шуберский, тульский губернский архитектор коллежский секретарь Дубровский, архитектор Тульского оружейного завода 9-го класса Иванов, благочинный города Тулы Староникитской церкви протоиерей Фёдор Русаков и - с приложением собственноручно написанного особого мнения: «Фундамент под новою церковью зделан глубиною до 7 аршин из лучшаго сотеннаго камня, а что случились трещины в тех местах ..., то сие могло произойти от глинистаго грунта с подземными мелкими ключами в про чем согласно Г. свидетельствующим подписуюсь ...» - архитектор титулярный советник Федосеев [4].
Мне кажется, что приведённый выше текст документа говорит о такой черте характера Василия Федосеевича, как точность. Члены комиссии, сделав вывод о причинах появления повреждений строящегося здания, никоим образом не задели этим В.Ф. Федосеева, как архитектора. Но Василий Федосеевич, имея собственное мнение по этому, на первый взгляд незначительному, вопросу, предпочёл изложить его на бумаге, прежде чем подписать документ.
Строительство с учётом сделанных предписаний продолжилось. 2 сентября 1836 г. храмостроитель тульский купец А.Е. Авчинников доносил тульской полиции: «... означенная церковь кирпичною кладкою кончена, вся покрыта железом, а требунт извне и изнутри оштукатурен; нижнею же часть церкви предполагается оштукатурить будущим летом». [5]
В 1848 г. новая церковь была освящена епископом Тульским и Белевским Дамаскином. Престолов в храме было три: главный - во имя апостолов Петра и Павла, два придельных - южный во имя святого великомученика Иоанна Воина и северный во имя преподобного Феодосия Тотемского.
В 1909 г. в приходе числилось чуть менее 1000 человек, среди которых были «военные, статские, купцы, мещане и прочие городовые обыватели». При церкви действовала одноклассная церковно – приходская школа.
Не ранее 1930 г. храм был закрыт для богослужений.
В 1941 г. во время одного из налётов немецкой авиации на наш город была частично разрушена колокольня. В послевоенные годы колокольня была восстановлена с нарушением первоначального облика.
В настоящее время здание храма используется как склад.

Источники и литература
1 Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. Тула, 2000.
2 ГАТО ф. 1793 оп. 1 д. 103 лл. 1,2
3 ГАТО ф. 1793 оп. 1 д. 103 л. 13
4 ГАТО ф. 1793 оп. 1 д. 103 лл. 18-18-об-19
5 ГАТО ф. 1793 оп. 1 д. 103 л. 31

Библиографическая ссылка:
Струков К. В. Автограф архитектора Федосеева / Константин Струков // Тульский краеведческий альманах. – 2009 – 2010. – С. 136-138.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100