Игрушки и игры обитателей осадных дворов Тульского кремля XVI – XVII вв.


В выпуске «Тульского краеведческого альманаха» за 2004 год мы начали зна­комить читателей с результатами археологи­ческих исследований экспедиции Объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», проведенных в 1999-2000 гг. в Кремле, на месте бывшей колокольни Успенского собора[5]. Возведенная в последней четверти XVIII в. и просуществовавшая до 1937 г. колокольня законсервировала и сберегла до на­ших дней непотревоженные участки культурного слоя XVI-XVII вв., а тем самым и бесценную ин­формацию о различных сторонах материальной и духовной культуры обитателей осадных дворов Тульского кремля.
Среди огромного числа разнообразных нахо­док, полученных в процессе раскопок [3; 4], есть серия предметов, которая позволяет затронуть одну из сторон духовной жизни наших предков, связанную с развлечениями детей и взрослого на­селения Кремля. Она включает в себя более 130 целых и фрагментированных игрушек и элемен­тов игр из глины и кости.
Самую значительную группу (не менее 95% всех находок) составляют глиняные игрушки. Все они, за исключением единичных экземпля­ров, изготовлены из беложгущихся глин. В «сы­ром» виде эти глины имеют серовато-синий или черный цвет (т.н. глина-«синюха») и встречаются во многих местах Тульского края [6. С. 234]. Есть они и на территории Заречья, в районе бывшей Гончарной слободы [10. С. 625]. На таких же гли­нах, как показало исследование свайного креп­ления фундаментов башни Водяных ворот [2. С. 244], стоит и сам Кремль. Этот тип глины, об­ладая исключительной пластичностью, позволяет «вытягивать» из одного куска довольно сложные формы. Изделия, выполненные из «синюхи», пос­ле обжига приобретали мягкую светлую окраску, варьируя от чисто белого до розоватого оттенков. На их фоне диссонансом выглядят отдельные фрагменты игрушек из ожелезненных глин, кото­рые в процессе обжига получали красновато-ко­ричневую цветовую гамму.
Все глиняные игрушки, найденные на тер­ритории осадных дворов, можно разделить на три типа: погремушки, свистульки и игрушки-скульптуры.
Среди погремушек, судя по количеству находок - наиболее массовому типу игрушек, выделяются две разновидности. Первая из них - дисковидные погремушки в виде округлых в плане коро­бочек диаметром от 5,0 см до 8,0 см и высотой 2,8-4,2. Изготавливались они из двух симметричных половинок (крышка - стенка), предварительно вылепленных путем ручной фор­мовки или оттиснутых на форме-основе. Стенки половинок соединялись «внахлест» с оставлени­ем в них одного или двух (для крупных изделий) довольно широких технологических отверстий, через которые пальцем изнутри производилось обжатие стенок в целях плотного соединения отдельных частей изделия между собой. На ряде фрагментов с внутренней стороны стенок хорошо видны отпечатки пальцев мастера. Вероятно, в этот же момент внутрь погремушки закладывался глиняный шарик диаметром 1,3-2,1 см, после чего технологические отверстия замазывались. В цен­тре плоских или слабовыпуклых крышек, а норой и на боковых стенках коробчатых погремушек еще до обжига, по сырой глине, проделывали не­большие сквозные отверстия. Значение их, скорее всего, двояко: они служили как для отвода газов, образующихся внутри игрушки при ее обжиге, которые могли привести к разрыву поверхности изделия [20. С. 257], так и для создания звуково­го резонанса. Как правило, широкие поверхности погремушек, а иногда - и боковые стенки распи­сывали (ангобировали) минеральными красками красного, оранжевого либо коричневого цветов. На светлом фоне изделия незамысловатые узоры в виде решетки, радиально расходящихся из цен­тра полос, завитков, ярких пятен смотрятся тем не менее достаточно живописно.
Погремушки другой разновидности имели форму шара диаметром 4,2 - 4,5 см. В отличие от коробчатых погремушек корпус игрушки всегда выдавливался в жесткой форме в виде двух симметричных полушарий, а затем соединялся в единое изделие. Толщина стенок не превышала 4-5 мм. Одно-два сквозных отвер­стия в них служили уже известным нам целям. По слегка подсушенной глине на погремушку наносился резной орнамент в виде тонких линий различной глубины. В одном случае они сочета­лись с резной «елочкой со стеблем», образующей крестовидную фигуру. Сверху поверхность таких погремушек всегда покрыта поливой светло-жел­того, зеленовато-желтого или зеленого цветов.
Второй тип детских игрушек - свистульки. По своей сути они представляют сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа [17. С. 52-54]. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части - свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха [15. С. 85-86]. Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.
Скорее всего, создатели таких игрушек из­начально предполагали их более широкое ис­пользование, нежели в качестве примитивного однотонного свистка. По крайней мере, наличие на спинках и боках этих поделок звуковых (ла­довых), а иногда - и регистровых отверстий поз­воляет видеть в них музыкальные инструменты типа сопелок (два ладовых отверстия) или гуд­ков (четыре отверстия). Кстати сказать, когда во время наших раскопок 1998 года в исторической части Алексина аналогичная игрушка-свистулька попала в руки профессиональному музыканту, то он без особого труда смог извлечь из нее неслож­ную мелодию, состоявшую из пяти нот.
Все найденные в Кремле свистульки имеют вид птиц, животных, реже - иных персонажей. Исклю­чение составляют полностью отсутствовавшие на территории осадных дворов антропоморфные фи­гурки. Характерно, что зооморфный облик игруш­кам придавали чаще всего за счет специфического оформления передней части (шеи, головы и т.п.). В то же время тулово могло иметь сходные очертания. При всей обобщенности и стилизованнос­ти образов, ряд находок довольно легко узнаваем. Это и гусь с массивным неуклюжим туловом и вы­тянутой шеей; и круторогий баранчик; и «коник» на четырех ногах, с высо­кой шеей и намеченной защипом гривой. Другие игрушки, в силу утрат ряда элементов или общей фрагментарности, не могут быть ат­рибутированы столь однозначно. Так, фигурка со значительными сколами на голове и морде изначально вполне могла изображать корову или быка. Верхняя часть другой игрушки-птицы с небольшой головкой, увенчан­ной хохолком (утрачена), на длинной стройной шее напоминает журавля-красавку. Сложнее оп­ределить семантическую нагрузку свистулек с го­ловкой на удлиненной шее", небольшим рыльцем и маленькими острыми ушками, напоминающими рожки. Вполне возможно, что не лишен основания взгляд на подобные фигурки, как на изображение домового - хозяина и покровителя дома [17. С. 54. Рис. 1, 4, 6, 7]. Дополнительную аргументированность такой подход приобретает, если вспомнить зафиксированный неоднократно в постройках осадных дворов факт совершения строительных жертв, в том числе и под печами - основным традиционным местом обитания до­мового [5. С. 18].
За редким исключением все игрушки-свис­тульки, как и погремушки, украшены ангобом, выдержанным в аналогичной цветовой гамме. Мотивы росписи представлены двумя основны­ми вариантами: стилизованным изображением дерева или растения (сочетание продольной и нескольких поперечных полос) или широкими поперечными мазками, покрывавшими спинку и голову фигурок.
Третий, наименее представительный, тип иг­рушек - монолитные скульптурные изображения. Скорее всего, они, как и большинство свистулек, имели зооморфный облик. К сожалению, до нас не дошло ни одной целой фигурки, позволяю­щей достоверно определить их вид. Исключение составляют, пожалуй, части двух игрушек, при­надлежавших, скорее всего, фигуркам медведей. Одна из них сохранила довольно длинное тулово с фрагментами мощных лап, едва намеченным хвостиком и очень короткой шеей. Дру­гая часть представляет собой массивную лапу, в нижней части которой с помощью пяти глубоких нарезок обозначены когти. Аналогич­ные игрушки известны среди археологических находок в Коломне [21. С. 314. Рис. 4, 1-3] и Мос­кве [11. С. 173. Рис. 9, 1]. Среди скульптурных игрушек лишь однажды удалось зафиксировать наличие дополнительной росписи по белой глине в виде внешне бессистемных коротких широких полос и завитков, выполненных красновато-ко­ричневой краской.
Вполне возможно, что к группе игрушек могут быть отнесены и наиболее миниатюрные глиняные круговые горшочки. От образцов массо­вой столовой и кухонной посуды они отличаются лишь крайне небольшими размерами (диаметр 5,0-8,0 см при высоте 4,0-6,0 см) и наличием ангобной росписи, аналогичной отмеченным на других типах игрушек. Посуда, имитирующая «взрослые» про­тотипы, традиционно была предметом детских игр, начиная с глубокой древности [12. С. 118].
Какое же место глиняная игрушка занимала в средневековом обществе XVI-XVII вв.? Была ли она в это время только атрибутом детских игр? Такое мнение можно встретить в работах ряда ис­следователей [20. С. 249]. Бесспорно, связь этого вида коропластики с миром ребенка, причем ре­бенка младшего возраста, выглядит предпочти­тельной. В то же время удивительное совпадение большинства образов, запечатленных в глине, системы и мотивов орнаментации игрушек с пер­сонажами и атрибутикой народных праздников годового цикла (новогодних святок, масленицы, Троицы и Ивана Купалы и пр.),часть которых тесно переплелась с христианскими обрядами, позволяет видеть в них одновременно и отраже­ние языческих традиций, сохранявшихся не толь­ко в эпоху позднего средневековья, но и в после­дующее время [13. С. 657-752].
Так, среди новогодних святочных развлечений на первом месте стояли игры «в быка» и «в гуся». На святки и масленицу было принято рядить­ся в медведя, коня, быка, козу (барана - ?), гуся, журавля. Нетрудно заметить, что все эти персо­нажи представлены среди кремлевских игрушек. Масленичные торжества, связанные с проводами зимы и встречей весны, сопровождались разно­образными действами, пронизанными солярной символикой: жжением костров, сжиганием чуче­ла зимы, скатыванием огненного колеса в реку и т.д. Думается, что символами солнца могли быть и дисковидные погремушки, одновременно напо­минающие и колесо. Эту семантическую близость усиливает и наличие на них росписи в виде лучей-спиц и завитков-пятен, напоминающих сполохи огня. Да и сама цветовая гамма, варьирующая в диапазоне красного спектра, отражает, возможно, живительную силу солнечного света. Нелишне заметить, что и образ коня традиционно рассмат­ривается в рамках солярной символики. У ряда восточнославянских народов непременным атри­бутом масленицы был и праздник пробуждающе­гося медведя.
С традиционными весенними праздниками (в основном они поглощены Пасхой) в средневеко­вье связывался культ яиц, как источника жизни. По своему облику к ним весьма близки шаровид­ные погремушки, особенно та из них, которая не­сет на себе растительный орнамент. Символика плодородия отразилась и на других игрушках: в виде дерева (стебля) с ветками, в виде образа возделанного поля (линии - борозды и сетка из перекрещивающихся линий).
Игры взрослых обитателей осадных дворов маркируют две находки. Одна из них - костяная
виде дерева (стебля) с ветками - на фигурке ко­ровы-быка и некоторых «птичек», в виде образа возделанного поля (линии-борозды и сетка из перекрещивающихся линий) - на остальных ша­ровидных и части дисковидных погремушек. С весенне-летним периодом, апофеозом которого является праздник Ивана Купала, тесно связан и образ журавля, находивший конкретное выраже­ние в ритуальных плясках русального цикла.
Едва ли столь выразительные проявления язы­ческой символики на глиняных игрушках носят случайный характер. Особенно, если учесть мно­гочисленные факты борьбы с ней официальной религии в эпоху позднего средневековья. В част­ности, в знаменитом «Стоглаве», отразившем де­яния церковного собора 1551 г. [7. С. 352], многие вопросы созвавшего его царя Ивана Васильеви­ча Грозного и ответы церковных иерархов были посвящены как раз повсеместным проявлениям языческих традиций в религиозно-нравственной жизни народа [13. С. 659, 663 и др.]. Во второй половине XVII в., когда были усилены гонения на скоморохов, основных проводников традици­онных обрядов и праздников, из ассортимента игрушек исчезают фигурки медведей, поскольку последние являлись неотъемлемыми участни­ками «непотребных игрищ» [16. С. 56]. Думает­ся, что глиняные игрушки вполне могли иметь двойственную семантическую окраску. В основ­ном - да, предмет развлечения ребенка младшего возраста. Но в определенные периоды годового цикла они могли исполнять и иную роль, роль своеобразного реквизита в разыгрывании де­тьми, вслед за взрослыми, ритуально-обрядовых действий. Таким образом, ребенок приобщался к богатейшей кладовой традиционной русской, а в более широком плане, и славянской культуры.
Если глиняная игрушка была, в основном, предметом развлечения маленьких детей, то чем занимали свой досуг подростки? Судя по описа­ниям, все игры были групповыми и отличались значительным разнообразием [9. С. 163]. Достоверные свидетельства археологического характера в Кремле имеются лишь по одной из них - игре «в бабки». Традиционно она считалась развлечением мальчиков. Бабки делались из надкопытных костей животного. Предварительно их очищали и обваривали в воде. Из наиболее круп­ной и тяжелой кости делали биту (биток). С этой целью в кости просверливалось несколько отвер­стий в продольном и поперечном направлении, куда затем заливался свинец. На территории осад­ных дворов нам посчастливилось найти пять бит, что соответствует пяти комплектам игры. Плоская фишка квадратной формы со стороной 1,7 см. На каждой из широких плоскостей в центре вырезаны концентрические окружности, а по углам - мелкие сдвоенные циркульные кру­жочки. Вероятнее всего, она связана с одним из вариантов игры в шашки, относящейся к числу логических игр. Почти аналогичная находка была сделана К.Н. Фоминым на территории посадской части Тулы, сформировавшейся перед Кремлем во второй половине XVII в. [18. С. 12].
От известных шашек предшествующего вре­мени (XIII-XV вв.) кремлевская находка отлича­ется своей двусторонностью, формой и меньшими размерами: более ранние образцы имели конфи­гурацию плоского диска диаметром 2,1-3,5 см с орнаментом лишь на одной стороне [14. С. 110. Рис.79, 9-14; 8. С. 120]. К сожалению, мы не мо­жем судить ни о правилах игры, ни о количестве использовавшихся шашек. Считается, что средне­вековые шашки не были прямым аналогом совре­менной игры. Кроме того, нельзя исключить, что аналогичные фишки могли использоваться и для игры «в мельницу». Достоверно можно говорить лишь о том, что предназначались они для двух че­ловек [14].
Судя по последней находке, обитатели осадных дворов не были чужды и азартных игр. К числу та­ких относилась и игра «в кости», неотъемлемым компонентом которой являлись костяные кубики с вырезанными на плоскостях точками, обозна­чавшими количество очков от одного до шести. Такой, тщательно изготовленный миниатюрный кубик со стороной около 6,0 мм был обнаружен в одной из наиболее ранних построек на месте колокольни Успенского собора. В игре обычно использовали до трех кубиков. Играли на деньги; выигрывал тот, кто набрал большую сум­му очков. Иногда игру «в кости» отождествляют с игрой «в зернь», хотя суть последней иная: в ней использовались косточки с окрашенными в раз­ный цвет поверхностями (черный и белый). Вы­игрыш определялся тем, какой стороной упадут брошенные кости.
Хронология культурного слоя, в пределах которого была обнаружена вся вышеописанная игровая атрибутика, укладывается примерно в интервал 180 лет. Начало его формирования условно отнесено к 1520 г., времени окончания строительства Кремля. Возможно, процесс этот начался чуть раньше. Завершение активной жиз­ни на этом участке маркируют многочисленные линзы угля и золы в верхней части культурного слоя (выше остатков наиболее поздних построек на территории осадных дворов), которые, скорее
всего, являются следами грандиозного пожара 1696 г. Разрядная книга 1702 г. отмечает, что в этот год выгорела не только большая часть поса­да, но и сгорели почти все оставшиеся в «камен­ном городе» сооружения. Позднее, в начале вто­рой половины XVIII в., на этом месте началось строительство храмового комплекса Успенского собора с колокольней. Археологические исследо­вания 1999-2000 гг. показали, что за 180-летний период четырежды происходила перепланиров­ка осадных дворов на этой территории, сопро­вождавшаяся в силу различных причин исчез­новением старых сооружений и строительством новых, изменением границ и размеров усадеб. В процессе работ и последующего анализа каждый из четырех т.н. «строительных горизонтов» уда­лось локализовать и датировать на основании характерных находок, в том числе и многочис­ленных нумизматических свидетельств, а также - сопоставления с информацией письменных источников.
Как оказалось, насыщенность каждого из стро­ительно-хронологических горизонтов игровой атрибутикой имеет существенные различия. На­иболее показательны в этом отношении глиняные игрушки. Меньше всего их (соответственно 11% и 13%) встречено в двух нижних, наиболее ранних горизонтах, укладывающихся в целом в интервал с 1520 г. по конец первой четверти XVII в. Здесь же найдены и все биты для игры в бабки, а также - кубик для игры в кости. Резко возрастает ко­личество глиняных игрушек (почти до 50%), при максимальном разнообразии их ассортимента, в третьем горизонте, датируемом второй - третьей четвертью XVII в. К одному из сооружений этого периода приурочена и находка костяной шашки. А вот на последнем этапе (последняя четверть XVII в. - рубеж XVII-XVIII вв.) отмечается со­кращение частоты встречаемости глиняной иг­рушки почти в два раза.
Скорее всего, отмеченная динамика отражает конкретную политическую, экономическую и со­циальную обстановку. Что из себя представлял Кремль на первых двух этапах? Это город-крепость на южных рубежах Московского государства, цен­тральное звено Большой Засечной черты, первой регулярной линии обороны. Весь XVI в. и начало XVII в. проходят под знаком почти ежегодных татарских набегов (19. С. 34-35). Основную часть обитателей Кремля составляли служилые люди, в основном молодого и зрелого возраста. Для них, бесспорно, привлекательными были игры «в баб­ки» и кости. А вот семейных пар, да еще с детьми, скорее всего, было минимальное количество. Отсюда и малочисленность детских игрушек, най­денных в первых двух горизонтах.
К середине XVII столетия ситуация сущест­венно меняется. Постепенно сокращается число татарских набегов, да и захватывают они, в основ­ном, уже лишь южные пределы Тульского края. Граница государства отодвигается почти на 400 верст в сторону Крыма, на линию Белгородской черты. Территорию Кремля занимают многочис­ленные осадные дворы дворян и детей боярских, на которых проживали либо их хозяева, либо - «дворники» с семьями, а также находились осад­ные клети разного служилого и посадского люда. Общее количество усадеб, не считая культовых и административных территорий, превышало 150 единиц. Обилие глиняных детских игрушек в третьем горизонте, скорее всего, свидетельствует о достаточно спокойной обстановке и изменении демографической ситуации в сторону как общего прироста населения, так и увеличения доли детей. Вероятно, относительно спокойная политичес­кая обстановка создавала возможность для пред­ставителей дворянского сословия (именно их осадные дворы попали в площадь раскопа 1999-2000 гг.) заниматься в часы досуга интеллекту­альными играми, к числу которых могут быть от­несены и шашки.
Последний, четвертый, этап отражает посте­пенную утрату Кремлем своего статуса крепости и городского центра. Судя по Писцовой книге 1685 г., на его территории осталось всего 72 засе­ленных двора, несколько административных пост­роек и всего одна церковь. К концу XVII в. Кремль выводится из разряда действующих крепостей, его укрепления постепенно ветшают. Народ из-за кремлевских стен постепенно расселяется на территории просторного посада и прилегающих городских слобод. Вероятно, именно этот процесс отразило резкое сокращение числа детских игру­шек в верхнем горизонте культурного слоя.
Вместе с тем, два последних этапа характе­ризует не только максимальное число детских глиняных игрушек, но и довольно богатый их ассортимент. Учитывая известное своеобразие тульской глиняной игрушки XVI-XVII вв. [6], по сравнению с московской и коломенской [8; 21], можно предполагать, что ее производство было налажено непосредственно в Туле. Предпосыл­ки для этого возникли уже в конце XVI в., когда в Зареченской части была основана Гончарная слобода [1. С. 17]. Правда, первоначально произ­водство здесь ориентировалось на изготовление кирпича, требовавшегося в массовом количестве. Но вполне логично предположить, что затем сре­ди тульских гончаров могли появиться и мастера-игрушечники.
В нынешнем, 2005 году, исполняется 485 лет с момента окончания строительства Тульского кремля. Многие моменты его истории, особен­ностей архитектуры, характера жизни и быта обитателей, их культуры нам уже известны. Но еще множество неразгаданных секретов хранит культурный слой Кремля, который ждет своих исследователей. Будут, бесспорно, новые экспе­диции, новые поиски и озарения, новые находки и открытия, которые лягут в основу будущих работ, посвященных этой жемчужине тульской истории.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Ашурков В.Н., 1988. - Страницы Тульской истории. Тула.
2. Екимов Ю.Г., 2002. - К вопросу о принципах крепления фундаментов Тульского кремля // Н.И.Троицкий и совре­менные исследования историко-культурного наследия Центральной России. Т.1. Археология. Тула.
3. Екимов Ю.Г., 2000. - Отчет археологической экспедиции Объединения «ТОИАЛМ» о раскопках Сорокина городи­ща в г.Алексин Тульской области и на территории Тульского кремля в 1999 году // Архив Ин-та археологии РАН (рук.).
4. Екимов Ю.Г., 2003. - Отчет о раскопках в Тульском кремле в 2000 году // Архив Ин-та археологии РАН (рук.).
5. Екимов Ю.Г., 2004. - Осадные дворы Тульского кремля XVI-XVII вв. // Тульский краеведческий альманах. Вып. № 2. Тула.
6. Карасева Е.М., 2000. - Средневековая глиняная игрушка Тульского края // Куликово поле: вопросы историко-куль­турного наследия. Тула.
7. Ключевский В.О., 1988. - Курс русской истории. Ч.П // Сочинения в 9 томах. Т.2. М.
8. Колызин A.M., 1998. - Игрушки и игры XII-XVII вв. (по данным археологических исследований Московского Крем­ля) // Российская археология. № 2.
9. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. - 1998. Том 2. М.
10. По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. - 1925. Тула.
11. Пуцко ВТ., 2002. - Коропластика средневековой Руси // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 4. Тверь.
12. Розенфельдт Р.Л., 1997. - Игры взрослых и детей. Игры детей // Древняя Русь. Быт и культура / Археология СССР. М.
13. Рыбаков Б.А., 1987. - Язычество Древней Руси. М.
14. Рыбина Е.А., 1997. - Игры взрослых и детей. Шашки, «мельница», шахматы // Древняя Русь. Быт и культура / Археология СССР. М.
15. Федотов Г., 2002. - Глина и керамика. М.
16. Фехнер М.В., 1949. - Глиняные игрушки московских гончаров (по материалам раскопок ГИМ 1946 г.) // Материа­лы и исследования по археологии СССР. № 12. М.
17. Федорова Л.И., ТкаченкоЪ.А., 2004. - Пластическое и сюжетное оформление некоторых типов игрушек из Калуги кон. XVI - нач. XX вв. // Вопросы археологии, истории и культуры Верхнего Поочья. Калуга.
18. Фомин К.Н., 2004. - Старая Тула (XVI - начало XIX вв.) // Тульский краеведческий альманах. Вып. № 2. Тула.
19. Харитонов К.С., 1996. - Татарские набеги на Тульский край в конце XV - XVII вв. // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула.
20. Чалых Н.Е., 2001. - Глиняная игрушка XVII-XVIII вв. из фондов ЛОКМ // Верхнедонской археологический сбор­ник. Вып. 3. Липецк.
21. Черкасов В.В., 2004. - Коломенская глиняная игрушка XV-XVIII веков в игровой культуре средневековой Руси (по материалам археологических раскопок в Коломне в 1999-2000 годах) // Археология Подмосковья. М.

Библиографическая ссылка:
Екимов Ю. Г. Игрушки и игры обитателей осадных дворов Тульского кремля XVI – XVII вв. / Юрий Екимов // Тульский краеведческий альманах. - 2005. - С.12- 18

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100