Был жарок цех.
Витал ванильный дух,
И оживал, румянясь перед нами.
Прославленный за всеми рубежами
Тот пряник тульский - чудо женских рук.
Сергей Галкин
Тула - город во многом не похожий на другие русские провинциальные города, прежде всего - своей самодостаточностью, которая связана с ремеслами и промыслами, достигшими в руках тульских умельцев успехов, нигде не виданных и ставших по сути своей настоящим искусством.
Самовар и пряник - устойчивые атрибуты тульского чаепития, которое не в такой моде в мире, как японская чайная церемония, но все же знак нашей тульской самобытности.
Бытуют легенды о семи чудесах света. Туляки не без гордости говорят, что знаменитый тульский печатный пряник - восьмое чудо света. И, ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают, что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Возможно, это очень смелое высказывание, но нет сомнения, что пряник - это произведение высокого, подлинно народного искусства, идущее из глубоких недр далекого прошлого. И, несомненно, древняя Тула является столицей пряничного производства.
С древнейших времен любили на Руси пряники - один из самых доступных и распространенных видов русского хлебосольства. С незапамятных времен крестьяне занимались сбором меда, переработкой фруктов и ягод, изготовлением масла и выращиванием пшеницы. Вот почему для русской кулинарии характерно обилие выпеченных изделий, среди которых особое место занимает пряник.
Пряник как обязательный атрибут издавна играл многообразную обрядовую роль в старом русском быту, будь то различные празднества или. ритуальные торжества. Это вкусное угощенье сопровождало русского человека с рождения и до последнего вздоха. Начиная с малолетства, дети знали это лакомство. Заплакал ребенок - его утешают кусочком пряника, отправились отцы и деды на ярмарку - дети с нетерпением ждут их возвращения с гостинцем: с фигурками петушков, коньков, львов, оленей, рыбок, птичек и других зверушек.
Для малышей пекли и так называемые пряники-«пальчики»: маленькие узкие прямоугольники, на которых рельефно пропечатывались имена - Ваня, Маша, Катя, Петя. Излюбленным лакомством для ребятишек были коврижки-буквы. Откусит ребенок букву и - запомнит ее. Кто не захочет учиться по такой вкусной «печеной» азбуке!
Также пряники присылали невесте. Примет избранница подарок - можно засылать сватов, нет - стало быть, нелюб, значит, указала от ворот поворот. Пряник был аналогом того самого башмачка, который девушки под Рождество кидали - по тому, как ляжет пряник, девушки определяли, надолго ли еще затянется их незамужняя жизнь. Для подарков девицам парни приготавливали пряники с цветами и надписями: «знак любви», «знак верности», «знак уважения», «знак дружбы», «знак памяти».
В день свадебного торжества пряник преподносили невесте, чтобы ее жизнь была красивой и сладкой. Пряники заменяли хлеб-соль при встрече молодых. Перед ними клали на стол самый большой и с лучшим рисунком пряник, обильно усыпанный ягодами. Заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям раздавали по кусочку большого пряника, так называемого «разгонного», в центре которого, например, изображалась рыба с золотыми перьями.
Иногда пряники имели совсем неожиданное применение, к примеру, были предметом игры. В Тульской губернии во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался.
Служили пряники и «съедобной газетой», рекламой. Они информировали народ о новостях, о развитии техники, искусства, о политике. Стоило в 1815 году в России появиться первому пароходу «Русалка» на Волге, и он сразу же попал на румяный пряник. Удостаивались чести быть запечатленными на вкусном лакомстве и артисты цирка, балерины, певцы, выступавшие в том или ином городе. Пряники знакомили покупателя с моделями одежды, особенно дамской, изображали кареты, златоверхие терема, сцены из быта горожан и селян, предметы домашнего обихода, героев народных сказок и легенд, домашних животных, птиц, зверей, фрукты, цветы и пр.
С древних пор на Руси пряник считался символом благополучия, достатка и семейного счастья. Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. Русские пряники подразделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные.
Пряник являлся также неотъемлемым атрибутом многочисленных заговоров и гаданий. По народному поверью, пряники заключали в себе целебную силу, помогающую при самых тяжких болезнях. На оборотной стороне таких пряников писалось евангелие от Иоанна, которое необходимо было читать в первый день Пасхи.
Пряник, любимое лакомство простого народа, был связан крепко-накрепко с его жизнью, и поэтому он часто упоминается в русском фольклоре. «Ешь пряник с начинкой, а язык держи под сурдинкой», «Хорошее замужество - прянишна коврижка, а худое замужество - гробовая покрышка», «Тарас есть пряники горазд, а Филат бы и каше рад», «Кралечка, дал бы пряничка, да ломаного нет», «Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные» (пряники с надписями стоили дороже).
Встречается упоминание о пряниках и во многих произведениях знаменитых русских поэтов и писателей. Все помнят пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»: «За столом сидит она царицей, наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным». Упоминается о русском прянике в произведениях В. Вересаева, И. Бунина, Л. Толстого, А. Толстого, И. Шмелева и других писателей.
Старинные документы сохранили сведения о том, что пряники в давние времена были обязательной принадлежностью царского стола.
В существовавших на Руси пряничных школах печатные пряники были самыми популярными. Среди них наиболее известные тульские - сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой.
Очень непросто определить, когда наши предки - древние славяне - испекли первый пряник на тульской земле. Как поется в народной песне: «...Может, бабка, может, дед, замесили тесто, из муки и патоки выпекали пряники...» Но сомневаться не приходится: пряничное дело насчитывает не одно столетие.
Дульная, Ствольная, Арсенальная... Когда-то на этих улицах жили оружейники, а рядом с ними соседствовали мастера мирного промысла - пряничного. Эти тульские ремесла развивались параллельно.
Во многих публикациях говорится о том, что тульский пряник - это лакомство с 300-летней историей, он пережил 13 императоров и множество партийных вождей, несметное число войн и несколько революций. Историографический отсчет ведется с момента первого упоминания в письменных источниках, когда о прянике была сделана запись в писцовой книге за 1685 год, а не с тех незапамятных времен, когда был испечен в Туле первый пряник.
В книге «Тула. Материалы из истории города XVI - XVII столетия» читаем: «С Никольской улицы в тупичке подле Покровской церкви... против того тупичка за Никольской улицей у Горшечного ряда на тяглой земле во дворе посадский человек Панфилка Фирсанов сын Сушкин торгует орехами и пряниками, тягла за ним 2 деньги».
Известный тульский ученый и краевед В.Н. Ашурков в книге «Город мастеров» пишет: «Как и во всех русских городах XVII века, большинство с трудом несло посадское тягло и жило в беспросветной нужде, «кропали портное, делали крашенины, ножишки», занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками».
Письменное подтверждение тому, что пряники в Туле пекли еще в 1685 году, дает также книга «Старинные производства Тульского края», в которой сказано: «Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». Так, в экспозициях многих музеев сохранились доски с надписями: «Пряник кушать добрым людям во здравие и честь», «От милаго подарок дороже золота», «Милости просим нашей хлеба-соли» и др.
Издревле в большом количестве в Туле выпекали «жамки» (название мелких пряников без декоративного рисунка).
Тульский пряник называют печатным, потому как исстари формовался он при помощи специальных пряничных досок. Эти деревянные формы вырезались из дерева лиственных пород, чаще всего из груши, березы, липы. Такая деревянная форма с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и на нем отпечатывалось изображение. Масштабные размеры, характерные только для Тулы сюжеты отличали их от многочисленных «собратьев».
В те далекие времена доски создавались оружейниками, поэтому как на ружьях, так и на досках присутствовала тонкая резьба - чистые линии, диковинный замысловатый узор. Рельефная поверхность пряников отличалась пластической мягкостью, плавностью линий. Рисунки тульских пряничных досок лишены натуралистического правдоподобия, но в них удачно передано общее внешнее сходство с живой натурой, присутствуют грация и изящество. Композиция узора, завершенность орнаментального строя оригинально подчеркнуты мерным ритмом зубцов-фестонов, обрамляющих контур пряника.
Исполнение тульских пряников свидетельствует о богатстве народной фантазии. Невозможно сосчитать сюжеты, рожденные фантазией большого мастера. Каких только привлекательных, затейливых рисунков и узоров не «выписывали» тульские умельцы на пряниках! Вот веточка ели с шишкой, орнамент из снежинок - это новогодний сюжет. Надпись «Ясная Поляна» и белые башенки с коричневыми соснами переносят нас в известный всему миру музей-усадьбу Л.Н. Толстого. Башни Тульского кремля наполняют сердце гордостью за славный город оружейников, говорят о его ратных и трудовых подвигах, величии и славе.
Каждый хозяин пряничного заведения в те давние времена имел свой секрет и традиции изготовления пряников и, грозя увольнением, требовал от пряничников скрывать рецепты даже от учеников, не допускал, чтобы в пекарне было больше двух-трех мастеров, знающих все от начала до конца. Составные части теста и начинок они взвешивали с помощью осколков кирпича, голышей, кусков железа. Импровизированные гири постоянно прятались под замок, и никто из учеников не имел ни малейшего представления о весовом соотношении примесей. Учение тянулось долго. Чтобы стать подмастерьем, следовало два-три года проходить в учениках, освоив все этапы производственных традиций.
Рецепты, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям.
В записной книжке знаменитого тульского кондитера П.И. Козлова был найден вот такой, например, рецепт тульских пряников: «Пряники тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, один фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта масла сливочного (можно растительного), 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную форму (пряничную) растительным маслом «печатать»,складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печке, часто переворачивая».
Несмотря на то, что у каждого кондитера-мастера были свои маленькие хитрости, все они пользовались для приготовления пряников мукой и медом местного производства. Древние традиции выращивания продуктов высокого качества идут от веками хранимой мудрости. Поди узнай, чем пшеница с Куликова поля, мед с лугов Ясной Поляны лучше тех продуктов, что выращены в других регионах.
Тульские кондитеры-пряничники торговали в Петербурге и в Москве. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документальные кадры немого кино: Петербург, Невский проспект, мелькают прохожие, вывески магазинов, лавочек, одна из них - «Пряники из Тулы».
Сведения о том, какие ярмарки проходили в Тульской губернии, содержатся в «Адрес-календаре Тульской губернии» на 1868 год: «Пятницкая ярмарка - в десятую пятницу по пасхе (однодневная). Казанская - 8 июля. Михайловская - 8 ноября. Базары: г. Тула - четверг и воскресенье, г. Алексин - вторник и четверг». Они собирали огромное количество горожан и жителей близлежащих мест, бывали шумными, яркими, веселыми: с балаганами, каруселями, Петрушкой и всякой всячиной для желудка, в том числе с пряниками.
Пряников на ярмарках в Туле продавалось великое множество, к примеру: «Ванеливый», «Миндальный», «Малиновый», «Шоколадный», «Баран» и т.д., форма - круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные. Были в продаже наборные пряники, или «пальчики» - коврига, поделенная на доли. И на каждой - имя: Ваня, Маша, Даша, Саша. Для простонародья выпекали пряники дешевые, без начинки, сухие «папушники».
В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1870 год в разделе «Тульские изделия и главный их сбыт» говорится: «Тула же славится своими пряниками, которые наравне с знаменитыми вяземскими продаются на Нижегородской ярмарке. Торговцы тульскими пряниками, кроме одного, занимают там самое маленькое помещение... Первыми между этими торговцами мы назовем Афанасия и Егора Гречихина, за ними следует Роман Ларионович Гречихин, который один из всех имеет большую лавку с пряниками, потом Илья Алексеевич Шаболовский и Щукин... Пряников всех сортов приготовлено было на ярмарке 1869 г. - 4200 пудов, на сумму 12 840 руб. Пуд их шел в цене по 1 руб. 50 коп., 2 руб. 50 коп., 3 руб. 70 коп. до 4 руб. 50 коп. Трудно будет перечислить все сорта товаров, которые Тула высылает на Нижегородскую ярмарку. Недаром туляки прославились, как народ самый искусный, по которому сложилась пословица: «Туляки - блоху на цепь посадили».
В Туле очень любили масленицу - за ярмарку. Она в Туле «ритатуйкой» называлась. В день ярмарки в балаганах - представление, в палатках - любого товара навалом: от сапог до черепеника (булочка из низкосортной муки) с постным маслом.
Тульский пряник был желанным лакомством для всех. Пряникам из Тулы присуждали золотые медали и призы в Болгарии, Сербии, Франции, Италии, Англии и других странах мира.
Искусство тульских мастеров увековечено в легендах. Например, одна из них очень точно передает уникальность и огромную популярность тульского печатного пряника.
«В давнее-предавнее время один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного пряничных дел мастера и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь - прогоню с позором».
Согласился мастер, потому как в славе ходил среди тульских пряничников. Стал он колдовать-работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал пряничных дел мастера неумехой, мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского, и прогнал с позором.
Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большой славе ходил среди тульских пряничников. Оглянул этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай, князь, сюда муку тульскую и воду тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям доставить в княжество то, что требует пряничных дел мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать мастер, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в еще большем гневе обозвал пряничных дел мастера мошенником и прогнал с позором.
А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, какие говорил первому и второму, прогнанным с позором.
Третий мастер оглядел муку, на язык попробовал и сказал: «Хороша мучица». Оглянул он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица». «Ну, приступай к работе да помни наш уговор», - сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии -окромя тульской муки да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что муку или воду привезти из Тулы нехитро, а воздух привезти нельзя. Думал-думал князь и лицом изменился, посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградил его горстью жемчуга и горстью золота за находчивость».
На многих замечательных изделиях тульских оружейников XVII-XIX веков стоит личное клеймо мастера. Эти клейма видели Брюссель и Париж, Лондон и Берлин. Они - признак принадлежности ружья или клинка к элитной продукции Тулы оружейной. Авторитетные мастера-пряничники также выпускали «именную» продукцию, которую знали и в России, и в Европе.
В Тульском краеведческом музее сохранились резные доски с инициалами знаменитых тульских пряничников: «СК» - Семен Кузьмин, «Щ» - Щукин, «РГ» - Роман Гречихин, «ИШ» - Илья Шаболовский, «ТГ» - Тула, Гусев.
Замечательная пряничная форма была, например, вырезана к 200-летию Тульского оружейного завода, на которой значится «1712 -1912». Коронацию императора Николая II в 1896 году тульские мастера отметили по-своему - вырезали доску, посвященную этому событию.
А по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сначала на пряничных формах, а затем и на пряниках можно было прочесть фамилии героев сражений, русских генералов Ф.Ф. Радецкого, М.Д. Скобелева.
Тульский пряник был представлен в экспозициях многих известных международных выставок - в Болгарии, Франции, Италии, Нидерландах и т.д. Об этом свидетельствуют сохранившиеся пряничные доски с надписями: «Линбурск», «Линверс», «Римски», «Rom», «ВГ Французи» и другие. Не судите строго за орфографию: мастера университетов не оканчивали, поэтому писали, как слышали. А многие резчики были и вовсе неграмотными и вырезали лишь рисунки.
Самый первый двухпудовый тульский пряник был подарен императрице Екатерине II еще в 1778 году на юбилее Санкт-Петербурга. На нем была изображена панорама молодой столицы Российского государства. Размеры пряника и его изысканный вкус поразили Екатерину Великую.
В XIX - начале XX вв. кондитерское производство Тульской губернии большей частью представляло собой кустарный промысел. В основном, это были мелкие кондитерские с небольшим количеством мастеров. Все оборудование таких кондитерских составляли одна-две жаровые печи. В них вырабатывали различную сладкую продукцию: конфеты, карамель, шоколад, печенье и, конечно, пряники.
Особую популярность пряник обрел в XIX веке. Архивные материалы за 1831 год упоминают по Туле 24 мастера пряничного цеха, например, Н.Финка, Н.Энгеля, А. Шаболовского.Среди них были ремесленники-одиночки и такие, которые имели работников и учеников.
Из тульских газет за 1830-е годы можно узнать о тульских пряничниках Михаиле Терентьевиче Сушкине, Андрее Филатове, Петре Струнине, Алексее Жданове, Марии Тимофеевне Белобородовой. В 60-е годы XIX века популярностью пользовались также пряники мастера Котылкина и его ученика Петра Тимофеевича Бодрова.В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1830 год значатся четыре пряничника. Вероятнее всего, это были братья Гречихины, Белолипецкие, Щукины, Шаболовский.
Архивные документы за 1878 год донесли до нас информацию о пряничных мастерских Ивана Яковлевича Корокова, Никиты Кавинина, Григория Киреева, находившихся на Посольской улице. А на Воронежской улице работало пряничное заведение тульского мещанина Алексея Николаевича Александрова.В конце XIX - начале XX вв. в Туле среди производителей пряников существовала острая конкуренция. Наряду с вышеперечисленными пряничниками, в городе были известны и такие кондитеры, как Андрей Васильевич и Юлия Васильевна Полетаевы.
В архивных «Карточках торговых и промышленных предприятий» г. Тулы значится, что с 1909 по 1913 г. на Воронежской улице существовал «Торговый дом Ляръ и Лебонеръ». С 1914 года его владельцами являлись А.В. и Ю.В. Полетаевы, а с 1915 года - Е.П. Ананьев и К°. Оборот кондитерского заведения в 1913 г. составлял 5000 руб., в 1914 г. - 6500 руб., в 1915 г. - 4500 руб., в 1916 г. - 5000 руб.
В «Карточках торговых и промышленных предприятий» г. Тулы за 1908-1914 гг. есть сведения о мещанке Варваре Александровне Котюковой, которая вела пряничную торговлю в собственном доме на Посольской улице, о пряничнике Иване Демьяновиче Панове. Архивные материалы донесли до нас также фамилии таких кондитеров-пряничников, как П.Н. Сапельников, Ф.П. Копылкин, К. Чулков. Кондитерская лавка последнего находилась напротив храма Петра и Павла, торговля велась пряниками и фирменными конфетами-тянучками.
А вот фамилии самых знаменитых тульских мастеров конца XIX - начала XX вв.: братья Гречихины, Щукины, Сериков и компания, Белолипецкие, Козлов, Шаболовский.Самыми авторитетными знаменитыми кондитерами-пряничниками в Туле были купцы Гречихины. Династия Гретохиных известна с начала позапрошлого века. Они выпекали самые лучшие тульские пряники и продавали их в России и за рубежом.
Ларион Гречихин, основатель пряничной династии, жил в собственном доме на Мало-Троицкой улице (сейчас ул. Болотникова), который перешел по наследству к его сыновьям Егору, Роману и Афанасию, продолжившим семейную традицию. Братья регулярно участвовали в Нижегородской ярмарке, продавая сладкое лакомство пудами.
Из архивных документов известно, что в 1896 году братья Афанасий и Егор Гречихины продали в Нижнем Новгороде 420 пудов вкусного товара, выручив огромные по тем временам деньги - 13 тысяч рублей.
В 1889 и 1900 годах на Всемирных выставках в Париже знаменитые гречихинские пряники были удостоены «Гран-при» и золотых медалей. Особенно парижане восхищались двухпудовым пряником-исполином и торговым павильоном, крыша которого была целиком сделана из тульских пряников.
В 1885 году Василий Романович Гречихин наследует пряничное предприятие отца. Он перестроил фабрику, снабдив ее новейшим по тем временам машинным оборудованием. Фирма В.Р. Гречихина становится одним из самых крупных кондитерских предприятий в городе. Первый магазин, торговавший гречихинскими пряниками, находился в Спасском переулке рядом с ул. Менделеевской (сейчас на этом месте газон у «белого дома»). Второй магазин открылся в доме на углу улиц Петровской (ныне Ф. Энгельса) и Посольской (ныне Советская); дом этот стоит и сейчас, на нем есть мемориальная доска, напоминающая о Гречихине.
Василий Романович Гречихин был самым титулованным пряничником в Туле, «королем» среди кондитеров-пряничников. Он участвовал во многих российских и зарубежных выставках (к примеру, в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге), где завоевал более 10 различных наград - золотых и серебряных медалей, грамот. Он удостаивался также ценных подарков, например, был отмечен золотым крестом и перстнем Российского императора.
Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы и вручена памятная медаль. В 1897 году на кустарно-промышленной выставке за свои пряники Гречихин получил Похвальный лист от «Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии».
В архивах сохранились данные об уникальном гречихинском прянике с изображением плана города Тулы.
Стоит отметить, что Гречихины для сувенирных пряников заказывали специальные жестяные сундучки, которые запирались на крошечные замочки. Большим спросом пользовались знаменитые заказные пряники «Экстра» В.Р. Гречихина в таких сундучках. Каждый пряник был завернут в отдельную бумажку, и на каждом, в растительном орнаменте, можно было увидеть имя великого писателя или артиста. Пряники эти шли по цене шоколада.
Очень интересны рекламные объявления в «Тульской молве» за 1910 год: «Предлагаются лучшие пряники В. Р. Гречихина в Туле против Кремля. На многих русских и иностранных выставках фирма удостоена высших наград. Пряники «Смесь» по 5 ф. чистого веса в ящиках: № 1-й - за ящик 1 руб.; высший сорт - 1 р. 50 коп.; «заказные» - 2 р. В изящных эмалированных жестянках «заказные» 2 р. 20 коп. и «экстра» 3 р.»
В начале XX века огромной популярностью в Туле пользовалась продукция кондитерской фабрики, принадлежащей Василию Евлампиевичу Серикову.
Он «родился в сельце Епишкова в 1852 году недалеко от Алексина в семье крепостного. ...В
1867 году Василий окончил курс Алексинского уездного училища. В конце XIX века приехал в Тулу, женился, но жена рано умерла, и Василию от шурина после его смерти досталось кондитерское заведение, сохранившееся до наших дней».
В 1881 г. на Староникитской улице Сериков возводит двухэтажный дом. На первом этаже находился магазин, в котором продавались кондитерские товары, на втором жила его семья.
В 1910 году начинается реконструкция кондитерской фабрики на углу ул. Староникитской и Конной площади К ней пристраивается кирпичная галерея и каменная лестница вместо деревянных пристроек. Из архивных документов известно, что на предприятии было 7 отделений: карамельное (26 чел.), конфетное (20 чел.), пряничное (15 чел.), халвяное (6 чел.), мармеладное (15 чел.), упаковочное (6 чел.), вертельное (95 чел.).
Кондитерские изделия, выпускаемые заведением, продавались под торговой маркой «Кондитерская и пряничная фабрика Торгового дома Сериков и К°», и ассортимент их был весьма разнообразен: пряники многих сортов и видов (ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, «Экстра» в жестяных коробочках), конфеты, шоколад, мармелад, халва.
Каждый туляк, от мала до велика, знал пряничные изделия фирмы Михаила Григорьевича Белолипецкого. Основанная им фирма «М.Г. Белолипецкий с сыновьями» выпускала пряники множества сортов и форм.
В архивных документах за 1885-1886 гг. записано: «О фабрике: пряничное заведение. Состоящее в г. Туле, на Пятницкой улице (ныне ул. Металлистов. - Авт.) в собственном доме. Принадлежит: Тульскому купцу (крестьянину Тульского уезда, с. Романово) Михаилу Григорьевичу Белолипецкому. Год учреждения - 1872.
Название изготовляемых изделий: пряники разных сортов - 2500 пуд. на сумму 12 500 руб.; конфеты - 100 пуд на сумму - 600 руб. Итого: 2600 пуд на сумму 13100 руб...»
В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве М.Г. Белолипецкий получил серебряную медаль за образцы выставленных пряников, на Тульской торгово-промышленной выставке фирма удостаивается Похвального листа (1884 год), а на российской выставке в Каширском уезде - бронзовой медали от министерства финансов с надписью «За трудолюбие и искусство Белолипецкому».
В 1888 году М.Г. Белолипецкий получает за свои изделия золотой перстень с рубином и бриллиантами от императрицы Марии Федоровны и золотую медаль от короля Сербского. Есть сведения о награждении знатного купца-пряничника золотыми и серебряными медалями от великого князя Владимира Александровича.
После смерти Михаила Григорьевича, по его завещанию, управлять фирмой стала его жена Ксения Павловна Белолипецкая. В 1897 году за пряники вдова Белолипецкого на кустарно-промышленной выставке в Туле получила бронзовую медаль.
У основателя фирмы М.Г. Белолипецкого было пять сыновей: Иван, Василий, Николай, Платон и Александр. С 1908 года фабрика переходит в руки сыновей.
В «Тульской молве» за 1907 год читаем:
«Всемирно-известные Тульские миндальные пряники М.Г. Белолипецкого С-вей. Тула. Пятницкая улица, близ Чугунного моста. Фирма существует с 1872 г. и удостоена золотыми и серебряными медалями... Пряники высылаются почтой от 1 фунта и больше. Ежедневно свежие. Просим удивиться!»
В «Карточках промышленных и торговых предприятий» за 1908-1910 гг. указано, что Платон, Василий и Александр Белолипецкие вели пряничную торговлю на ул. Пятницкой в собственном доме. Этот дом сохранился до наших дней.
В начале XX века большой популярностью в Туле пользовалась продукция известных кондитеров Петра Ивановича Козлова и Ивана Алексеевича Скворцова, которые состояли в родстве друг с другом: П.И. Козлов был женат на дочери И.А. Скворцова. Кондитерские П.И. Козлова и И.А. Скворцова находились на главной улице города - Киевской. Кондитерская И.А. Скворцова появилась в городе гораздо раньше кондитерской П.И. Козлова.
По архивным данным, уже в 1887 году на Тульской кустарно-промышленной выставке малую серебряную медаль получил Иван Алексеевич Скворцов. Но, по свидетельству современников, большей популярностью в городе пользовалось продукция Петра Ивановича Козлова.
Ассортимент продукции в кондитерской П.И. Козлова отличался большим разнообразием: «Торты - бисквитные, песочные, шоколадные, безе, фруктовые; пирожные - миндальное, круглое, песочное, посыпанное жареной крошкой из миндаля; «стрижка» - из тонких лепестков слоеного теста, между ними безе, «буше» - круглые бисквиты, внутри крем, сверху помадка бледно-розового цвета; эклеры - трубочки гладкие, витые, внутри крем, снаружи глазурь; пирожные - «бутерброды» из бисквитов, а на них кондитерское изображение колбасы; «картошка» - из бисквитных крошек с кремом. Конфеты - «какао-шуа»; шоколадные квадратные, ириски с начинкой из какао-крема; шоколадные бутылочки с ромом. Предлагались также грильяж, марципан, печенье, вафли, сухари сдобные в сахаре, пряники - большие и маленькие, удлиненные с разной начинкой - абрикосовой, смородиновой и т.п. Небольшие «вяземские», круглые мятные и «тульские».
Разнообразная продукция П.И. Козлова пользовалась огромным спросом и была известна не только в Тульской губернии и России.
В 1912 году на Всемирной выставке в Риме Петр Иванович Козлов за представленные в ее экспозиции пряники и конфеты, включая знаменитые тянучки крем-брюле, был удостоен «Гран-при» и награжден медалью в виде двуглавого орла из бронзы, который держит в лапах на цепочке платиновую пластинку с инициалами и фамилией
награжденного. В центре - медальон с государственным флагом Италии. По окружности - надпись на итальянском языке, свидетельствующая о том, когда, где и что происходило. В настоящее время эта медаль экспонируется в Тульском музее самоваров. Каждая такая награда способствовала преумножению славы родного города и его замечательных мастеров пряничных дел.
Дожил Петр Иванович до 1966 года и похоронен в Туле на Всехсвятском кладбище. В обустройстве фамильного захоронения большую помощь оказала кондитерская фабрика «Ясная Поляна». В музее фабрики хранится благодарственное письмо от потомков П.И. Козлова.
Искусство изготовления пряников продолжает жить и в наши дни. Кондитерская фабрика «Ясная Поляна» (директор Т.Н. Сулимова), входящая в холдинг «Объединенные кондитеры», является хранителем бренда национального масштаба - тульского печатного пряника, который придает Туле особый аромат, присущий только нашему городу. Городу, который всегда был и остается центром российского пряничного искусства.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашурков В. Н. Город мастеров. - Тула. 1958.
2. Ашурков В. Н. Страницы тульской старины. - Тула: Приокское книжное издательство. 1980.
3. Виноградов Н. Д. Декоративное искусство СССР. - М. 1959.
4. Горбачев А. Н. Все, что имеем. - Челябинск: Южно-Уральское издательство. 1985.
5. Демидов С. И. Экскурсионные маршруты по Туле. - Тула. 1996.
6. Макарова И. Ф. Сладкая и горькая жизнь П. И. Козлова. - Тула. 2002.
7. Памятная книжка Тульской губернии (1870-1894).
8. Тихонова А. С. Пей чай да пряником заедай. - Тула. 2001.
9. Документы из Государственного архива Тульской области.
Библиографическая ссылка:
Колесник Л. С. Пряничное дело в Туле до 1917 г. / Людмила Колесник // Тульский краеведческий альманах. – 2005. – Вып. 3. – С. 27 – 34.
Комментариев нет:
Отправить комментарий