Подвиг крейсера "Варяг"

Вячеслав БОТЬ

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть жности продолжать сражение, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1 ранга В.Ф.Руднев, опыт­ный морской офицер, выходец из дворян Туль­ской губернии.
10 декабря 1902 года приказом по морскому министерству Всеволод Федорович Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К это­му времени он приобрел большой опыт морс­кой службы, проходил ее на семнадцати кораб­лях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.
Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. По­строенный на американском заводе фирмы «В.Крамп и К0» в Филадельфии по заказу рус­ского адмиралтейства, он в 1899 году был спу­щен на воду ив 1901 году вошел в строй рус­ского флота, прибыл в Кронштадт.
Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещени­ем 6500 тонн.
Артиллерия главного калибра крейсера со­стояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на к было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для во вооружения корабельного десанта. Крейсер имел 6 торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов /42 км в час/.
Экипаж корабля состоял из 550 матросов и унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Действуя в составе эскадры, крейсер, был выполнять роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно вести бой.
Однако «Варяг» имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили и:з строя,перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах,отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу,это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.
25 февраля 1902 года «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры.
В.Ф.Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.
А в воздухе уже пахло грозой!
Обстановка на Тихом океане была напряжённой. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.
Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.
К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре.
Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О.В.Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырёх канонерских лодок, двадцати семи минных крейсеров и эскадренных миноносцев.
В ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и подорвали два броненосца и один крейсер. Утром у подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того(шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнём береговых батарей. Почти одновременно другая японская эскадра должна была напасть на русские корабли в корейском порту Чемульпо(ныне Инчхонь).
За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е.И.Алексеев направил крейсер «Варяг» из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.
26 января 1904 года японская эскадра из ше­сти крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время нахо­дились русские корабли - крейсер «Варяг», мо­реходная канонерская лодка «Кореец», а также грузо-пассажирский пароход «Сунгари». Сто­яли также иностранные военные корабли: анг­лийский крейсер «Тэлбот», итальянский крей­сер «Эльба», французский крейсер «Паскаль» и американская канонерская лодка «Виксбург».
Рано утром 27 января 1904 года В.Ф.Руднев получил ультиматум японского контр-адмира­ла С.Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы гро­зили открыть огонь по русским кораблям в ней­тральном порту. Это было грубым нарушением международного права.
Вот как развивались дальше события этого дня.
10 часов 30 минут. Команды «Варяга» и «Ко­рейца» пообедали. Прозвучал сигнал: «Все на­верх к построению!»
11 часов. Вся команда «Варяга» построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против Рос­сии.
«Безусловно, - сказал он, - мы идем на про­рыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она силь­на ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, осо­бенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю...»
В ответ прогремело дружное троекратное «Ура!», все заняли свои боевые места.
11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере сле­довала канонерка «Кореец» (командир капитан 2-го ранга Г.П. Беляев).
11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять Морской устав, составлен­ный Петром Великим: «Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего Флага».
У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая«Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, прегради­ла русским кораблям путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси» и «Чиода» в строю пеленга заняли ис­ходные позиции. За крейсерами маячили во­семь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.
11 часов 45 минут. С броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. «Варяг» не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь.
Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Крупный снаряд с японского крейсера «Асама» разрушил мостик на «Варяге», вызвал пожар в штурманской руб­ке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу оскол­ками снарядов и каскадами воды. То и дело воз­никали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офи­церы, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробои­ны, тушили пожары.
В.Ф.Руднев, раненый в голову и контужен­ный, продолжал руководить боем. Услышав чей-то возглас, что командир убит, он крикнул: "Я жив, братцы, целься верней". Героически сра­жались в этом бою многие матросы, среди ко­торых были и наши земляки А.И.Кузнецов, П.Е.Поликов, Т.П.Чибисов и другие, а также ко­рабельный священник М.И.Руднев.
Меткий огонь с «Варяга» принес свои ре­зультаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачи­хо». Когда же к «Варягу» устремились японс­кие миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.
Тактически правильно действовал в бою и "Кореец". Постоянно маневрируя, он в конце боя описал циркуляцию, прикрывая поворот «Варяга», усилил огонь, стреляя сразу из двух 203-мм орудий, а затем из 152-мм кормового орудия.
12 часов 45 минут. Израненный, но не побеж­денный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.
Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий бы разбито.
13 часов. Стал на якорь в порту Чемульпо и «Кореец».
В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу.Совет офицеров поддержал своего командира.
15 часов 55 минут. Командир «Варяга" капитан 1 ранга В.Ф.Руднев последним покинул борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу.
Во время боя, продолжавшегося в течении одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, в том числе 425 - шестидюймовых, «Кореец» - 52 снаряда.
После боя подсчитали потери. На «Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты -1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, легко ранено более 100 человек.
Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо принимали героев-моряков в Одессе и Севастополе.
Теплые встречи были и на Тульской земле. По свидетельству старшего сына В.Ф.Руднева Николая Всеволодовича, на станции Скуратово командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравирован нем фамилий стояло: «Толстой, Толстая,Толстые».
Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли командиру "Варяга» модель морской скорострельной пушки с надписью: «Герою-земляку В.Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода».Матросам были вручены традиционные тульские подарки - гармоники, самовары, пряники.
Торжественно встречали героев-моряков Санкт-Петербурге. Все матросы были награждены георгиевскими крестами, а офицеры орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф.Руднев был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, чина флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный". Была учреждена медаль "За бой "Варяга" и "Корейца" у Чемульпо". Все участники боя были награждены этой медалью.
В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф.Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Алексинского уезда (ныне Заокский район),в трёх верстах от станции Тарусская. 7 ноября 1913 года В.Ф.Руднев скончался. Могила его находится в селе Савине Заокского района Тульской области.
По решению Советского правительства в Туле 30 сентября 1956 года был открыт памятник командиру легендарного крейсера В.Ф.Рудневу.
9 февраля 1984 года в деревне Русятине Заокского райна открылся музей В.Ф.Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И.Чернова и местного краеведа А.И.Трошина.
9 августа 1992 года в селе Савине состоялось открытие памятника В.Ф.Рудневу. Автор - туль­ский скульптор А.И.Чернопятов. Летом 1997 года был установлен памятник командиру «Ва­ряга» и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.
А вдали от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем «Варяг». Многие молодые туляки служат на этом совре­менном корабле, наследнике славных боевых традиции «Варяга», вписавшего яркую страни­цу в нашу военно-морскую историю.

ЛИТЕРАТУРА
1. Боть В.И. Командир легендарного крейсера Всеволод Федорович Руднев (1855 - 1913). // Гордость земли Тульской. Т.1. - Тула.1982.
2. Мельников P.M. Крейсер "Варяг". - Л., Судостроение. Изд. второе, испр. и доп. 1983.
3. Пономарёв И.И. Герои "Варяга". - М.,Воениздат,1954.
4. Руднев В.Ф. Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 года.
5. Руднев Н. Командир легендарного крейсера. - Тула, 1960.

Библиографическая ссылка:
Боть В.И. Подвиг крейсера "Варяг"/Вячеслав Боть//Тульский краеведческий альманах. - 2003. - №1 - С. 62-65


2 комментария:

m комментирует...

Пытаюсь фото памятника Рудневу в Туле.
НЕТ не найти его.
Туляки! Вы что, не можете галерею сделать, все текстами балуетесь?

Юлия Иванова комментирует...

Наверное, вы где-то не там ищете. В Интернет огромное количество фотографий памятника Рудневу в Туле, а мы здесь не балуемся, а журнал делаем.

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100