О чем рассказали старые ноты


Habent sua fata libelli (книги имеют свою судьбу) - говорили древние римляне. Среди изданий, поступивших в начале XX века в фонд Центральной библиотеки им. В.И. Ленина - современной Тульской областной универсальной научной библиотеки - определенную часть составляют нотные издания из национализиро­ванных частных собраний дворянских домов и усадеб. Их хозяева были людьми образованными, собирали библиотеки, картинные галереи, устраивали литературные и музыкальные вечера, театральные представления, организовывали школы.
Тульская губерния была местом расположения многих родовых усадеб, в которых выросли прославленные деятели культуры. Широко известны Ясная Поляна и Никольское-Вяземское Толстых, Богучарово А.С. Хомякова, Богородицк и Бобрики Бобринских, родина В.А. Жуковского Мишенское, Дорогомыжка А.С. Даргомыжского и т.д.
Оживленными были не только домашние музыкальные салоны. С 40-х гг. XIX века в залах Тульского дворянского собрания проводились концертно-музыкальные вечера. Их участниками были, кроме приезжих музыкантов, местные любители из дворян, образовавшие в 1879 года Общество любителей музыкального и драматического искусства. В 1908 году приехавший в Тулу музыкант Кондратий Сорокин открыл му­зыкальные классы, которые вскоре были преобразованы в училище.
Сохранившиеся до наших дней нотные издания в фонде библиотеки позволяют определенным образом представить и даже в какой-то степени реконструировать музыкальную жизнь Тулы конца XIX - начала XX вв.
В это период потребности профессионалов и любителей музыки в нотах, музыкальных инструментах, граммофонах и пластинках обеспечивали несколько специализированных магазинов: Б.С. Зеленского, СМ. Моджевского, Г.С. Поль, Е.Ф. Полякова, О.Ф. Шуберта и И.А. Дьякова (книгопродавческие штемпели магазинов Шуберта и Дьякова имеются на некоторых изданиях в фонде областной библиотеки).
Безусловно, жители Тулы имели возможность покупать и заказывать ноты по почте в Москве и Петербурге и даже за рубежом, о чем свидетельствуют штемпеля музыкальных магазинов Парижа, Лейпцига, Берлина, Варшавы. В собрании дореволюционных нот отдела искусств имеются издания, выпущенные известным в России и за рубежом музыкальным и общественным деятелем Петром Ивановичем Юргенсоном - первым и практически единственным издателем П.И. Чайковского, с которым его связывала лич­ная дружба. Клавиры опер Чайковского «Мазепа», «Орлеанская дева» и «Пиковая дама», дошедшие до нас в прекрасном состоянии, отличаются изяществом оформления, четким и красивым шрифтом. Изданные Петром Юргенсоню: в серии «Романсы и песни А.С. Даргомыжского ноты романса «Камень тяжелый на сердце лежит» отдел искусств хранит тем более бережно, что автор музыки - уроженец тульского края. На титульных листах многих нотных изданий П. Юргенсона имеются штемпеля издателя.
В отделе искусств хранятся ноты и других, не менее известных русских нотоиздателей - таких, как Александр Богданович Гутхейль (его фирма опубликовала большинство произведений А. Даргомыжского, А. Верстовского, С. Рахманинова, собрание романсов А. Варламова и А. Гурилева и многое другое), и таких, как Василий Васильевич Бессель, первым издавший оперу А.С. Даргомыжского «Каменный гость».
Наряду с отечественными, в коллекции есть редкие ноты западноевропейских нотных издательств, например, немецкого музыкального издательства «Петере К.Ф.», основанного в 1800 году в Лейпциге. Оно приобрело международную известность, благодаря тому, что выпускало дешевые издания музыкальной классики, которые притом отличались достаточно высоким уровнем полиграфического исполнения.
К сожалению, на многих дореволюционных нотных изданиях не проставлены годы их выпуска, и установление года издания составляет определенную трудность. Порой определять его приходится по некоторым косвенным признакам. Например, издание оперы В.А. Моцарта «Les Noces de Figaro» (Braunschweig, H.Litolffs Verlag) мы датируем примерно 1859 годом, так как по исторической справке об издательстве Генри Литольфа в г. Брауншвейге смогли установить, что в 1860 году издательство уже прекратило свое существование.
Иногда удается определить год по стилю оформления обложки и титульного листа, по названию места издания (Санкт-Петербург или Петроград) и некоторым другим приметам времени. Можно с большой долей уверенности утверждать, что опера В. Ребикова «Женщина с кинжалом» (М., СПб., изд-во П. Юргенсона) вышла в свет примерно в 1913 году, так как обложка издания оформлена в ярко выраженном стиле модерн начала 10-х годов XX в., и место издания - Санкт-Петербург (известно, что с 1914 г. Санкт-Петербург стал называться Петроградом).
Некоторые издания представляют собой владельческие конволюты, то есть по воле владельца переплетенные в один том части из разных изданий, на страницах которых сохранились различные книжные знаки. По сути, это репертуарные сборники, в нотных текстах которых встречаются карандашные пометки - свидетельство творческой работы их владельцев. Каждое такое издание помогает зримо представить человека, музыканта, который когда-то его переплел: уровень образованности, какими языками владел, вкусы, пристрастия, творческий стиль, женщина это или мужчина и каким певческим голосом он обладал.
При работе с коллекцией редких нот, особое внимание уделяется владельческим знакам - экслибрисам, суперэкслибрисам, автографам, штемпелям и ярлыкам. В собрании нот областной библиотеки представлено 26 владельческих знаков на русском языке и 7 - на иностранных языках.
Гордостью отдела является прижизненно издание оперы «Сарацин» Цезаря Кюи (1835 - 1918), известного русского композитора, члена «Могучей кучки», с его автографом и дарственной надписью «I.I. Морелли-Головня на ласковую память. Ц. Кюи». В наши дни имя И.И. Моррели-Головни почти забыто, но нам удалось установить, что он был довольно знаменитым в конце XIX - начале XX вв. певцом общественным деятелем, преподавателем пей на Музыкально-драматических и оперных курсах в Санкт-Петербурге. Он являлся одним учредителей Вокального общества в Петербурге и Всероссийского общества оперных и драматических театров и пожертвовал этому обществу свою музыкальную библиотеку. Кроме издания оперы Ц.Кюи, в фондах ТОУНБ хранятся еще 12 книг по музыкальному и театральному искусству со штемпелем И. Морелли-Головни. Как они попали в Тулу? Мы можем только предположить, что после революции книги из национализированной библиотеки Всероссийского общества оперных театров были перераспределены самую крупную библиотеку города Тулы.
Значительное место в фонде редких нот: изданий занимает коллекция Александра Николаевича Стасенко - 45 документов, помеченных автографами и двумя видами штемпелей дельца. История поступления их в Тульскую областную библиотеку нам неизвестна так же, неизвестна до недавнего времени была и личность А.Н. Стасенко. Путем кропотливых поисков, бесед со старожилами г. Тулы нам лось собрать о нем довольно подробную информацию.
К сожалению, сегодня мало кто помнит имя Александра Николаевича Стасенко (1894-[1980]), хотя его просветительская и творческая деятельность была обширна и плодотворна. Незаурядная творческая личность, талантливый музыкант, создатель музыкальных произведений для хора и солистов, педагог, пропагандист музыкальной культуры, постановщик первых после революции оперных спектаклей в самодеятельных кружках различных клубов Тулы и Тульской области - он внес заметный вклад в музыкальную культуру нашего края.
Родился Александр Николаевич Стасенко в артистической семье. В 1912 году окончил Тульское городское училище по классу скрипки и фортепиано одновременно. В 1915 г. организовал на общественных началах первый в Туле Музыкально-драматический кружок, а затем и симфонический оркестр. В мае 1917 г. на сцене городского драматического театра силами любителей музыки была поставлена опера-сказка «Аленький цветочек», либретто и музыку которой написал 22-летний А.Н. Стасенко. Под лозунгом «Искусство - трудящимся!», провозглашенным в первые годы советской власти, по указанию губернского отдела народного образования Стасенко был направлен в первую детскую учебно-производственную коммуну в деревню Телятинки, близ Ясной Поляны, где им были поставлен ряд детских опер и спектаклей: «Призраки Эллады», «Бедность - не порок», «Власть тьмы» и др. В 1922 г. пришел работать в Щекинский клуб «Горняк», где сумел привлечь в музыкально-драматический кружок рабочих-шахтеров и техническую интеллигенцию. Также в 20-е годы А.Н. Стасенко создал в Туле в Доме работников просвещения хоровой коллектив, который поставил оперные спектакли: «Запорожец за Дунаем» Артемовского, «Мазепа» Чай­ковского, «Мельник-колдун» Фомина и другие. В годы Великой Отечественной войны А.Н. Стасенко организовал при Дворце пионеров концертную бригаду, которая выступала в воинских частях и госпиталях. Он написал тогда песню о герое войны Саше Чекалине на стихи Н. Кирьянова, которая повсеместно исполнялась.
После войны преподавал в педагогическом училище, оттуда вышел на пенсию.
В течение многих лет своей жизни А.Н. Стасенко собирал нотную библиотеку, значительная часть которой оказалась в фондах Тульской областной универсальной научной библиотеки. Сегодня, изучая его коллекцию, мы вновь открываем для себя и наших читателей, кем был А.Н. Стасенко в истории культуры нашего города. В коллекции имеются ноты, как дореволюционных годов издания, так и 1930-40-х годов. Многие из них хранят рабочие пометки Александра Николаевича, дающие представление о ходе творческого процесса и репертуарной политике постановщика оперных спектаклей, и являются бесспорными свидетельствами бурлившей когда-то культурной жизни города.
Иногда получается проследить более подробно «судьбу» нотных изданий. Например: клавир оперы «Аскольдова могила» А. Верстовского был издан Петром Юргенсоном, продавался, судя по книгопродавческому штемпелю, в Москве, в магазине Поставщика Двора Его Императорского Величества А.Б. Гутхейля и был куплен неким Т., господином состоятельным, о чем свидетельствует владельческий коленкоровый переплет с суперэкслибрисом «Т.», затем, в годы революции, был, вероятнее всего, экспроприирован и передан на продажу в нотный магазин «Музыка» в Ленинграде (значит, уже после 1924 года), что подтверждается штемпелем музыкального магазина, где был куплен А.Н. Стасенко в 1927 г., о чем говорит автограф Стасенко с датой «1927 год», надо думать, с целью дальнейшей работы над постановкой оперы «Аскольдова могила». Много позднее издание было подарено Тульской областной библиотеке им. В.И. Ленина, которая тоже отметила его своим библиотечным штемпелем.
Среди страниц нотного текста, бывает, находятся разнообразные живые сведения о людях былых времен, которые помогают испытать ни с чем не сравнимое чувство прикосновения к прошлому: переделанный в шутливое посвящение текст известного романса, афиша предстоящего спектакля или просто бытовая записка. Чистая страница в конце сборника танцев «Петербургские вечера», изданного П. Юргенсоном в 1899 году, со штемпелем на титульном листе «И.А. Дьяков в Туле», была когда-то использо­вана, наверное, женой: или дочерью хозяина нотного магазина для черновика объявления: «Внимание!!! Открыты курсы кройки и шитья обуви на правую ногу. Тула, Почтовая улица д. № 182, М.Н. Додоновой-Дьяковой. Спросить В.И. Дьякову... В скором времени откроются у нея же курсы кройки и шитья старомодных шляп. Открыты курсы шитья старомодных сумочек».
Библиографическая ссылка:

Галаничева Л. О чем рассказали старые ноты / Галаничева Л. // Тульский краеведческий альманах. - 2007. - С.68 - 73.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100