Спиридон свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несет,
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет...
Разгорайся, солнце красно,
Ты на свете не погасло!
Двадцать пятое декабря, день святого Спиридона, в народном календаре отмечен совершенно особыми приметами-поверьями, присущими исключительно ему. Это день, когда, по народной примете, солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.
Поэтому-то всегда к имени вспоминаемого в этот день святого и присоединяются слова: «солноворот», «солнцеворот», «поворот» и т.д. «На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок!» - говорят в народе. «После солноворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня!» - такое заключение выводят из непосредственных наблюдений за природою.
По старинному сказанию, солнце, выезжая с зимнего на летний путь, не знает расстилающейся перед его огненными взорами новой дороги. Дева-Зоря (богиня) ведет его по небу, каждым утром умывает его росой до тех пор, пока роса выступает на земной растительности.
Выехавшее в зимний путь солнце, что ни день, теряет свою плодотворную силу, оживляющую недра земные. Блекнет зеленый наряд природы, замолкают одна за другой певчие птицы, зреет и снимается с полей хлеб, засеваются озимые поля. И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, со вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими.
Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов света и тепла - приходит на землю Спиридон-солнцеворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится в свою телегу, запряженную лихой тройкой - конями серебряным, золотым и алмазным, и поворачивает их на летнюю дорогу.
Солнце, поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, хотя и говорят, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на «куриный шаг» или даже и того менее - на «гусиную лапу».
В XVI-XVH столетиях на Москве белокаменной поворот солнца отмечался в царских палатах. По свидетельству бытописателей, в день св. Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора, смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную весть деньгами (выдавалось обыкновенно 24 серебряных рубля, по числу часов в сутках, - сумма по тем временам немалая!). На летний солноворот (22-го июня) тот же самый докладчик приносил в царские палаты весть, что «отсель возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибавляет». За эту прискорбную весть его немедленно запирали, по указу цареву, на целые сутки в темную палату на колокольне Ивана Великого.
Со Спиридонова дня зима, по словам предков, ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек топить печи. К этому добавляется поверье о том, что, «если Зима ходит в этот день по полю, то за ней вереницами идут метели и просят себе дела». Если на поворот солнца Спиридон идет в лес, то непременно осыплет деревья инеем; по реке идет - под следом своим кует воду на три аршина, говорят в народе.
Народные приметы гласят: с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников», до весеннего равноденствия - 22 марта. Они же уверяют в том, что если в этот день упадет цена на хлеб, то он и в дальнейшем будет дешевле. В Тульской губернии бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливали кур гречихой на Спиридона «из правого рукава, чтобы раньше неслись»; садовники, стряхивая занесенные снеговой заметью яблони, приговаривали: «Спиридонов день, подымайся вверх!»,
«Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно-солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!...»
В Туле на улице Подьяческой (современный Центральный район, близ Упы), по рассказам
старожилов, был такой обычай у детей - ловить солнышко в материнский платок на день Спиридона-солнцеворота. Дети брали большой платок, выходили на берег реки Упы и со словами:
«Солнце, солнце!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Приходи ко мне
В платок,
Тебе будет закуток!» -
вчетвером ходили по кругу, взявшись за четыре конца большого платка. Со словами «приходи ко мне в платок, тебе будет закуток!» - сходились в центр, и солнышко как бы оказывалось внутри платка. Потом расходились по разные стороны, встряхивали платок и как бы возвращали солнце на небо. Повторяли это еще несколько раз - то зазывали солнце в платок, то отпускали его.
В Туле также бытовал обычай: срезать маленькую веточку фруктового дерева на праздник св. Варвары (17 декабря) и ставить ее в воду в доме. К празднику Спиридона-солнцеворота на ветке обязательно появлялись набухшие почки и распускались цветы. Людям хотелось, чтобы побыстрее наступала весна, тепло, ярко светило солнце, и вместе с этой цветущей веточкой они приносили в свой дом частичку воскресшей природы.
В старину в Туле и Тульской губернии делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота. Как правило, утром 25 декабря собиралась молодежь, чтобы изготовить куклу и поставить ее на видное место.
В Туле это был берег реки Упы, возвышенности на окраине города. Делали куклу шумно, весело, с шутками-прибаутками.
Это был мужчина из соломы в один или 1,5 м ростом, одетый в рубаху, порты и шапку, подпоясанный красным поясом. Одежда у куклы была желтых, оранжевых тонов, под цвет солнышка, которое приветствовали в этот праздник. К рукам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). После того, как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. К вечеру устраивали большой хоровод, а затем сжигали куклу, предварительно раздев, вместе с ненужным хламом. Прежде всего это были колеса, ободы, старые бочки. После костра люди расходились, шли в гости друг к другу. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясти, соткать, сплести до середины зимы, до праздника Спиридона-солнцеворота.
Так в Туле и Тульской губернии отмечали день Спиридона-солнцеворота.
Материалы по истории праздника Спиридона-солнцеворота использовались в выставочной этнографической музейно-педагогической программе «Народный кален-дарь-2003», которая проходила в филиале объединения «ТОИАЛМ» - выставочном зале «Тульский металл». Школьники Тулы узнали интересные подробности о празднике Спиридона-солнцеворота в нашем городе, для всех желающих был проведен мастер-класс по изготовлению куклы Спиридона-солнцеворота, были и игры по зазыванию солнышка в материнский платок. Стало традицией отмечать праздник Спиридона-солнцеворота в выставочном зале «Тульский металл», в 2004 г. его встречали с народными и самодеятельными мастерами Тулы.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов. - М.: ACT, 1997.
2. Коловорот: Славянский календарь - месяцеслов 1996 года. - СПб.: Община Крина, 1995.
3. Русский дом: Универсальный свод календарей (1994-2000 гг.) / сост. З.И. Бармина. - Нижний Новгород, 1994.
4. Семенова М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука, 1998.
5. Энциклопедия русских обычаев /Авт.-сост. Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2001.
В публикации использованы материалы этнографической экспедиции объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» по Туле и Тульской области 2002-2003 гг.
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несет,
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет...
Разгорайся, солнце красно,
Ты на свете не погасло!
Двадцать пятое декабря, день святого Спиридона, в народном календаре отмечен совершенно особыми приметами-поверьями, присущими исключительно ему. Это день, когда, по народной примете, солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.
Поэтому-то всегда к имени вспоминаемого в этот день святого и присоединяются слова: «солноворот», «солнцеворот», «поворот» и т.д. «На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок!» - говорят в народе. «После солноворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня!» - такое заключение выводят из непосредственных наблюдений за природою.
По старинному сказанию, солнце, выезжая с зимнего на летний путь, не знает расстилающейся перед его огненными взорами новой дороги. Дева-Зоря (богиня) ведет его по небу, каждым утром умывает его росой до тех пор, пока роса выступает на земной растительности.
Выехавшее в зимний путь солнце, что ни день, теряет свою плодотворную силу, оживляющую недра земные. Блекнет зеленый наряд природы, замолкают одна за другой певчие птицы, зреет и снимается с полей хлеб, засеваются озимые поля. И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, со вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими.
Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов света и тепла - приходит на землю Спиридон-солнцеворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится в свою телегу, запряженную лихой тройкой - конями серебряным, золотым и алмазным, и поворачивает их на летнюю дорогу.
Солнце, поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, хотя и говорят, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на «куриный шаг» или даже и того менее - на «гусиную лапу».
В XVI-XVH столетиях на Москве белокаменной поворот солнца отмечался в царских палатах. По свидетельству бытописателей, в день св. Спиридона представал из года в год «пред светлыя очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора, смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную весть деньгами (выдавалось обыкновенно 24 серебряных рубля, по числу часов в сутках, - сумма по тем временам немалая!). На летний солноворот (22-го июня) тот же самый докладчик приносил в царские палаты весть, что «отсель возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибавляет». За эту прискорбную весть его немедленно запирали, по указу цареву, на целые сутки в темную палату на колокольне Ивана Великого.
Со Спиридонова дня зима, по словам предков, ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек топить печи. К этому добавляется поверье о том, что, «если Зима ходит в этот день по полю, то за ней вереницами идут метели и просят себе дела». Если на поворот солнца Спиридон идет в лес, то непременно осыплет деревья инеем; по реке идет - под следом своим кует воду на три аршина, говорят в народе.
Народные приметы гласят: с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он «до сорока мучеников», до весеннего равноденствия - 22 марта. Они же уверяют в том, что если в этот день упадет цена на хлеб, то он и в дальнейшем будет дешевле. В Тульской губернии бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливали кур гречихой на Спиридона «из правого рукава, чтобы раньше неслись»; садовники, стряхивая занесенные снеговой заметью яблони, приговаривали: «Спиридонов день, подымайся вверх!»,
«Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно-солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!...»
В Туле на улице Подьяческой (современный Центральный район, близ Упы), по рассказам
старожилов, был такой обычай у детей - ловить солнышко в материнский платок на день Спиридона-солнцеворота. Дети брали большой платок, выходили на берег реки Упы и со словами:
«Солнце, солнце!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Приходи ко мне
В платок,
Тебе будет закуток!» -
вчетвером ходили по кругу, взявшись за четыре конца большого платка. Со словами «приходи ко мне в платок, тебе будет закуток!» - сходились в центр, и солнышко как бы оказывалось внутри платка. Потом расходились по разные стороны, встряхивали платок и как бы возвращали солнце на небо. Повторяли это еще несколько раз - то зазывали солнце в платок, то отпускали его.
В Туле также бытовал обычай: срезать маленькую веточку фруктового дерева на праздник св. Варвары (17 декабря) и ставить ее в воду в доме. К празднику Спиридона-солнцеворота на ветке обязательно появлялись набухшие почки и распускались цветы. Людям хотелось, чтобы побыстрее наступала весна, тепло, ярко светило солнце, и вместе с этой цветущей веточкой они приносили в свой дом частичку воскресшей природы.
В старину в Туле и Тульской губернии делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота. Как правило, утром 25 декабря собиралась молодежь, чтобы изготовить куклу и поставить ее на видное место.
В Туле это был берег реки Упы, возвышенности на окраине города. Делали куклу шумно, весело, с шутками-прибаутками.
Это был мужчина из соломы в один или 1,5 м ростом, одетый в рубаху, порты и шапку, подпоясанный красным поясом. Одежда у куклы была желтых, оранжевых тонов, под цвет солнышка, которое приветствовали в этот праздник. К рукам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). После того, как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. К вечеру устраивали большой хоровод, а затем сжигали куклу, предварительно раздев, вместе с ненужным хламом. Прежде всего это были колеса, ободы, старые бочки. После костра люди расходились, шли в гости друг к другу. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясти, соткать, сплести до середины зимы, до праздника Спиридона-солнцеворота.
Так в Туле и Тульской губернии отмечали день Спиридона-солнцеворота.
Материалы по истории праздника Спиридона-солнцеворота использовались в выставочной этнографической музейно-педагогической программе «Народный кален-дарь-2003», которая проходила в филиале объединения «ТОИАЛМ» - выставочном зале «Тульский металл». Школьники Тулы узнали интересные подробности о празднике Спиридона-солнцеворота в нашем городе, для всех желающих был проведен мастер-класс по изготовлению куклы Спиридона-солнцеворота, были и игры по зазыванию солнышка в материнский платок. Стало традицией отмечать праздник Спиридона-солнцеворота в выставочном зале «Тульский металл», в 2004 г. его встречали с народными и самодеятельными мастерами Тулы.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов. - М.: ACT, 1997.
2. Коловорот: Славянский календарь - месяцеслов 1996 года. - СПб.: Община Крина, 1995.
3. Русский дом: Универсальный свод календарей (1994-2000 гг.) / сост. З.И. Бармина. - Нижний Новгород, 1994.
4. Семенова М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука, 1998.
5. Энциклопедия русских обычаев /Авт.-сост. Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2001.
В публикации использованы материалы этнографической экспедиции объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» по Туле и Тульской области 2002-2003 гг.
Библиографическая ссылка:
Агаева И.В. Праздник Спиридона-солнцеворота в Туле / Ирина Агаева // Тульский краеведческий альманах. - 2005. - С. 73- 74.
Комментариев нет:
Отправить комментарий