У истоков тульского кинематографа.

Нынешнему юному поколению кажется, что кино существует вечно. Между тем, этот новый способ познания мира возник немногим более ста лет назад благодаря изобретению братьев Люмьер (Франция).
В Госархиве Тульской области в фонде канцелярии губернатора отложились любопытные документы о сооружении кинотеатров, открытии кинозалов. Местные газеты также освещали названную проблему.
Туляки познакомились с кинематографом вскоре после его изобретения в августе 1897 года во время кустарно-промышленной выставки. В один из вечеров внимание гулявших по кремлевскому саду было привлечено к эстраде летнего театра. Затрещал неведомый аппарат, и по белому полотну, развешанному по сцене, задвигались живые люди. А когда прямо на толпу помчалась удалая тройка, некоторые зрители в страхе убежали. Хотя отсутствовала достаточная емкость изображения, опыт инициатора массового зрелища инженера оружейного завода Литвинова удался на славу.
Вторично "самодвижущиеся" картинки были показаны приезжим гастролером в 1903 году в ветхом деревянном театре Зарайской, оставшемся на месте сквера Коммунаров. Горожане смотрели ленты о пожаре и ограблении банка.

Первый кинотеатр Тулы открыл свои двери в октябре 1906 года на улице Киевской в доме Колесниковой (ныне пр.Ленина, 29). Реклама приглашала посмотреть в этом электробиоскопе драматические и комические сценки, новости стран света в "натуральную" величину.
Вначале кинозалы действовали по принципу драмтеатров. Кресла в первых рядах стоили от 50 копеек до рубля, прочие стулья — 40-60, на галерке - 25 копеек. Несмотря на дороговизну билетов, желающих оказывалось порядочно. Владелец кинотеатра получал доходы до 800 рублей в месяц. В феврале 1907 года поблизости от биоскопа почетный гражданин Троицкий открыл в теплом павильоне электросинематограф. Бойкий конкурент пригласил популярный оркестр для сопровождения немых картин. Кинозал обычно был полон. Фильмы шли от полудня до 11 часов вечера. Организовывались детские сеансы под названием "Смех и забава". Позднее на месте павильона строительный подрядчик Матвеев возвел кинотеатр "Художественный" (с 1925 г. — им. Бабякина, ныне снесен). Троицкий вытеснил первенца местной киносети, и биоскоп закрылся.
Подобные случаи имели место и в дальнейшем. Через два года другой предприниматель снял помещение у Колесниковой. Он дал своему новому заведению претенциозное название "Ренессанс". Дела велись успешно: кинопрокатчик сумел заполучить оригинальную ленту о производстве швейных машин в Германии у самого фабриканта. Летом "Ренессанс" открывал филиал в Кремлевском саду. В Петровском парке (теперь ЦПКИО им. Белоусова) отдыхающих развлекал электротеатр "Модерн".
Репертуар нового вида искусства состоял из иностранных картин. В основном шли фильмы из 8-40 сюжетов, вроде "Ста фокусов", "Тройного свидания", "Смертельной любви". В 1909 году в традицию входит программа из восьми частей с антрактами. Зрители пускались в перерывах. Посетителей завлекали хорошим оркестром и возможностью танцевать после кино до часа ночи. Так поступал владелец кинотеатра "Русалка", открытого осенью 1907 года на углу улиц Пятницкой (ныне Металлистов) и Посольской (ныне Советской). При нем имелся буфет и гардероб.
По фасаду кинотеатры украшали разноцветными лампочками, в кассах продавали афиши и либретто. Программы обновлялись два-три раза в неделю. Началась погоня за зрителем. Объявления в газетах сулили горы радости, смеха и слез. Драмы из жизни простых людей преподносились в форме сентиментальных киноновелл. Громадными тиражами выходили детективы типа "Отпечатка кровавой руки" (о французских бандитах), фильмы о гонках и автомобильных катастрофах. Нередко по вечерам демонстрировались картины с грифом "Только для взрослых" явно вульгарного содержания.
Попытки городских властей запретить их показ кончились плачевно: киновладельцы грозили прекратить уплату налогов. Кроме специализированных кинематографов, действовали крохотные просмотровые площадки. Две из них находились на Площадной (ныне Каминского) улице. Одно время кино показывали в помещении современного магазина "Светофор" на углу проспекта Ленина и улицы Советской. Нанятые зазывалы приглашали прохожих перед началом каждого сеанса.
С годами шел рост киносети. Осенью 1913 года к четырем кинотеатрам города присоединился самый вместительный — "Новь" на 400 мест в доме Субботина на Арсенальной площади (не сохранился). В начале империалистической войны хозяева проката установили принудительный "ассортимент" — большая драма, водевиль и видовая лента. Цены билетов увеличились.
Перед Октябрьской революцией на Киевской улице работали кинотеатры "Художественный" и "ХХ век". Последний считался первоклассным и интересен для культурной истории города многими переименованиями. "Окрещенный" в честь начинающегося столетия, он затем назывался "Форум", "Пионер" и наконец был заново перестроен в кинотеатр "Родина". Зареченцев обслуживал кинотеатр "Свет" (ныне "Спартак"). Для чулковской бедноты владелец общественной бани А.Герасимов половину ее превратил в кинозал "Победа". Он находился на углу улиц Гармонной и Донской (ныне Марата). Энтузиаст — просветитель выбирал неплохой репертуар. Например, для рабочих и кустарей демонстрировали спектакль "Маскарад" (по Лермонтову) в исполнении петербургских мастеров сцены. Кинотеатр "Феномен" располагался в нижнем этаже городской Думы (теперь Дворец детского и юноше творчества). В 1916 году он перебазирован в специальное здание напротив и стал именоваться "Триумф".
Единственный жанр, который с рождением кино оказался на высоте, — это видовые и научно-популярные сюжеты. Экран знакомил с бытом северных и восточных народов, индейцев, раскопками Древнего Египта, биографиями замечательных людей. Кадры фильмов yвлекательно рассказывали о красотах родного края: об охоте на китов и тюленей, о растениях и насекомых. Ряд картин был поставлен по книгам А.Пушкина ("Дубровский", "Сказка о рыбаке и рыбке") и классиков европейской литературы. Любители спорта, помимо автогонок и полета аэропланов, могли видеть документальные репортажи об Олимпийских Играх 1908 года в Стокгольме.
После февральской революции сущность кинопродукции не изменилась. Догадливые продюсеры стали смаковать похождения Григория Распутина, провокатора попа Гапона, раскрутили боевик "Фантомас" (первый вариант).
Однако не следует думать, что молодое российское киноискусство занималось только развлечениями и дешевыми мелодрамами. Туляки смотрели и фильмы замечательных режиссеров Протазанова, Гардина. Перестиани, снимавших выдающихся актеров "великого немого» В.Холодную ("Анна Каренина"), П.Орлова, И. Мозжухина ("Отец Сергий", "Пиковая дама") и других. На родине Л.Н.Толстого демонстрировали документальную ленту в год 80-летия писателя.
Библиографическая ссылка:Петухов А. А. У истоков тульского кинематографа / Аркадий Петухов // Тульский краеведческий альманах. – 2003 – С. 73-74

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100