Этническая и гражданская идентичность туляков ( по материалам этносоциологического опроса 2008г.)

Елена МАРТЫНОВА

По заказу Министерства регионального развития РФ в апреле – сентябре 2008 г. проводилось исследование по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации». Цель исследования заключалась в выявлении отношения россиян к гражданской и этнической идентичности на основе анализа этнокультурной ситуации в регионах страны. В июне 2008 г. в 14 регионах (по два в каждом федеральном округе) был проведен опрос взрослого населения, который осуществлялся через две экспертные организации – «Этноконсалтинг» и «ЛимаКонсалтинг». Анкеты для социологического опроса были разработаны учеными Института этнологии и антропологии РАН совместно с сотрудниками Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития России. Материалы и итоги исследования нашли отражение в сборнике «Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие» (Отв. ред. В.А. Тишков. М., 2008). Настоящая статья подготовлена по данным названного выше этносоциологического исследования. В ней нашли отражение те аспекты отношения туляков к этнической проблематике, которые оказались не полностью освещенными в публикации автора в предыдущем сборнике.
Социологический опрос проводился в г. Туле с 5 по 17 июня 2008 г. В качестве интервьюеров были задействованы студенты факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Анкеты заполнялись по месту работы и по месту жительства респондентов во всех пяти районах города. Всего было опрошено 515 человек, из них 221 мужчина и 294 женщины, что пропорционально статистическим данным о численности мужчин и женщин в областном центре. По возрасту опрошенные разделялись на четыре группы: 18-24 лет, 25-39 лет, 40-59 лет и старше 60 лет. Выборка респондентов по возрастным группам соответствовала возрастной структуре населения города.
По данным на январь 2008 г., численность населения Тулы составляла 504 тыс. чел., в том числе 222 тыс. мужчин и 282 тыс. женщин. Среди респондентов преобладали люди с высшим образованием – 55%; 72% заняты интеллектуальным трудом. Были опрошены представители разных сфер деятельности: образование, наука, культура, здравоохранение (23%), промышленность (21,5%), управление и финансы (14%), торговля (12%), сфера услуг (12%), транспорт и связь (8%). Из представителей старших возрастов значительная часть пенсионеров – работающие. Большинство опрошенных интересуется политикой, более двух третей участвуют в выборах регулярно, пятая часть иногда. Этнический состав респондентов оказался однородным – 97% русские, что соответствует структуре региона. По данным Всероссийской переписи 2002 г., русские составили 95,2% жителей области.

В последние годы руководством страны формулируется новое понимание России как национального государства и российского народа как гражданской нации. Но в связи с консервативностью общественного сознания многие люди воспринимают термин «нация» в этническом смысле, как это было в советские времена, и говорят о русской, татарской, чеченской, удмуртской нациях. Проведенное исследование позволяет судить о том, как рядовые граждане нашей многоэтничной страны, и Тулы в том числе, относятся к проблемам этнической и гражданской идентичности, есть ли противоречие между существованием гражданской и этнической нации. Благодаря опросу, мы имеем сведения о туляках по поводу их приверженности ценностям – этническим, гражданским, религиозным и иным, а также и о том, как такие ценности сочетаются.
Устойчивость этнического самосознания россиян в определенной степени является наследием советской доктрины, согласно которой у каждого человека его этническая принадлежность фиксировалась в паспорте и индивидуальность его личности была связана с национальностью. Подавляющее большинство респондентов (86,5%) об этом помнят. Особенно прочно зафиксировано это в сознании представителей среднего (40-59 лет) и старшего (более 60 лет) поколений – 96% и 90% соответственно. Самая большая доля «забывчивых» о такой паспортной записи в самой молодой возрастной группе (18-24 года) – 37% и средней (25-39 лет) – 20,5%. Оказалось, что молодое поколение более восприимчиво к общемировой практике отказа от фиксации государством этнической принадлежности граждан в индивидуальных официальных документах.
Как отмечалось, основная масса туляков хорошо помнит, что не так давно различие по национальности было обязательной частью персональных сведений о человеке. В этой связи интересно знать, чем люди руководствуются, определяя свою или чужую этническую принадлежность. Подавляющее большинство респондентов считает, что национальность передается от предков (69%), причем такое мнение доминирует у всех возрастных групп. Это свидетельствует о том, что для большинства опрошенных этнические различия воспринимаются как обязательные и неизменные. Поскольку на этот вопрос можно было дать несколько ответов, многие указали на такие важные «признаки» национальности, как язык и культура (41%), место рождения (21%). На то, что «национальность» – это то, что в советские времена обозначалось в паспорте, указали только 8% анкетируемых (в 10 раз меньше тех, кто «помнит» об отметке в советском паспорте). Среди молодежи вообще никто не связал понятие «национальность» с паспортной записью, в возрастной группе 25-39 лет – только 2%, а старше 60 лет – 16%. Таким образом, у туляков широко распространены представления о том, что национальность – это свойство, передаваемое от родителей и через язык и культуру.
Ответ на вопрос «Следует ли государству учитывать во время переписи населения национальность и религию граждан» показал, что половина туляков считает, что государство должно вести учет национальностей. О том, что необходимо вести переписной учет верующих, заявили только 5% опрошенных, 26% полагает, что можно не учитывать ни то, ни другое. Такие результаты говорят о том, что, с точки зрения большинства опрошенных, национальная принадлежность гораздо значимее религиозной. Видимо, в сознании туляков все еще сказывается советская традиция официального учета национальности людей.
При опросе было важно выяснить, насколько этническая принадлежность значима в повседневной жизни туляков. При абсолютном доминировании русского населения и русской (российской) культуры, Тула – город полиэтничный. Фактор этничности особенно выражен в таких точках социальной активности, как сфера торговли и бытового сервиса, транспорт. Если в своем окружении респонденты замечают этнические различия, это означает, что такие различия для них актуальны и в общественных отношениях. В анкету был включен прямой вопрос «Среди ваших друзей и близких есть люди разных национальностей?». По итогам анкетирования оказалось, что у 23% респондентов в кругу близких люди одной национальности. Тех, кто ответил, что среди их друзей и близких есть люди разных национальностей, в два раза больше – 66%. Остальные 11% ответили «не знаю, какой они национальности», можно предположить, что в этой группе были и те, кто уклонился от ответа на вопрос. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что в повседневной жизни люди придают значение этнической принадлежности окружающих. Туляков, для которых этнические различия не имеют значения, мало – каждый десятый.
Подавляющее большинство жителей областного центра не задумываются о своей национальности (58% – редко и 32% – никогда). Судя по анкетам, чаще задумывается о национальности молодежь – по 12% опрошенных в возрастных категориях 18-24 и 25-39 лет. Менее «озабоченными» этим вопросам оказались люди в возрасте 40-59 лет (8%). Оказалось, что среди пожилых опрошенных 44% никогда не думают ни о своей, ни о чужой национальности, среди молодежи таких гораздо меньше – 19%. Т.е. пожилые люди легче, по сравнению с молодежью, относятся к теме «национальность». Вероятно, здесь сказывается интернациональное воспитание советской эпохи.
Каким же различиям между людьми туляки придают значение? Наиболее существенными оказались социально-экономические и половозрастные критерии. Так, почти три четверти респондентов (74%) считают, что в нашей стране люди больше всего различаются по уровню благосостояния (бедные – богатые – среднеобеспеченные), 60% опрошенных указали на возрастную дифференциацию. Значимость различий по этническому признаку отметили только 31% опрошенных, на критерий «местный/приезжий» указали 28%; еще меньше считают существенными религиозные и языковые различия – 14% и 10% соответственно. При ответе на вопрос о критериях различий людей выявились особенности восприятия у разных категорий населения. Так, возрастные различия оказались более значимыми для женщин, чем для мужчин (63% и 56%). Пожилые люди более чувствительны к различиям по материальному положению (77% опрошенных против 73% у остальных возрастных групп). Значимость этнических различий убывает с возрастом: на разделение людей по народам, национальностям, этническим группам указывают 37% молодежи от 18 до 24 лет, 36% в возрасте 25-39 лет, 28% в возрасте от 40 до 59 лет и 25% – старше 60 лет. Как видно из этих данных, у пожилой части опрошенных этнический фактор в критериях разделений людей менее выражен, чем у молодежи. Молодежь оказалась более восприимчивой и к разделению на «местных/приезжих» – 45% опрошенных; в группе 25-39 лет на него указали 32%, в группе 40-59 лет – 28, а старше 60 лет – только 16%. Предубеждения против приезжих могут выступать барьером на пути гражданской консолидации российского общества. В этом плане настораживает значимость разделения людей по этому критерию у молодежи.
Для большинства туляков национальность не является главным фактором, определяющим восприятие окружающих. В то же время жители города проявляют отрицательные эмоции по отношению к кавказцам (18%), выходцам из Средней Азии (6%). О плохом отношении к этническим общинам заявили 5% респондентов, а 7% – ко всем, кроме русских. Эти данные позволяют говорить о том, что на бытовом уровне туляки испытывают неприязнь к людям с отличной от русской этничностью. В целом, по отрицательному отношению к группам людей этнический фактор проявился у 36% опрошенных. Почти столько же оказалось респондентов (34%), которые питают отрицательные эмоции к асоциальным группам: пьяные (11%), бомжи и бродяги (9%), наркоманы (7%), преступники (5%), хулиганы (2%); 10% анкетируемых заявили о своем отрицательном отношении к скинхедам, 3,5% – к националистам и 3% к фашистам. Существенный уровень социального расслоения среди жителей областного центра проявился в том, что у 9% опрошенных отрицательные эмоции вызывают бизнесмены, у 3% – чиновники и бюрократы.
Подавляющее большинство туляков считает, что люди характеризуются, прежде всего, личностными характеристиками, из числа которых наибольший удельный вес приходится на честность и порядочность (94%) и ум (68,5%). Высокий рейтинг имеют легкость в общении (42%), профессиональные качества (50%) и образование (33%). На порядок ниже оценено чувство гражданина России (10%), еще ниже – этнокультурные признаки: религия (6%), язык (4%) и национальность (4%).
Данные опроса показали, что четыре пятых туляков являются религиозно ассоциированными: 62% опрошенных заявили, что они отчетливо ощущают свою принадлежность к какой-либо религии, еще 18% – лишь отчасти, и только 20% не ощущают ее совсем. При этом значимость различий по религиозному признаку для групп людей признали 14% респондентов; ценность религии как качества, описывающего человека, отметили всего 1,5%. Положительные эмоции верующие вызывают у 3% респондентов. На необходимость учета при переписях населения религиозных различий указали только 5% опрошенных. При высоком уровне религиозности, туляки не придают большого значения конфессиональным различиям. Такие данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне общественной толерантности в религиозной сфере. Вместе с тем, туляки проявляют настороженное отношение к последователям новых религиозных движений: 17% респондентов считают, что распространение новых религий следует ограничить или запретить, 42% высказались за контроль над ними, у 5% сектанты вызывают отрицательные чувства. Нормальным явлением новые религиозные движения сочли только 13% анкетируемых.
Судя по анкетам, многие жители города индифферентно относятся к проведению национальных и религиозных праздников: 45% опрошенных считают, что они никак не влияют на межэтнические отношения, 27% полагают, что они объединяют людей, а 15% выразили мнение, что праздники разных национальностей и религий разъединяют людей.
В последние год-два в Туле появились мигранты из среднеазиатских государств, трудоустроенные преимущественно на стройках и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заметно выросло число приезжих с Кавказа, занятых в рыночной торговле и на транспорте. Поэтому актуальны ответы на вопрос «В вашем регионе живут люди, происходящие из разных регионов России и других государств. Можете ли назвать тех, кого раньше здесь было мало или не было совсем?» В вопросе напрямую не указывалось на национальности или какие-либо другие группы людей, опрашиваемые могли любым способом охарактеризовать приезжих, т.к. ответ не содержал подсказок. Анализ ответов показал, что никто не назвал среди приезжих студентов, «уборщиков улиц». Все респонденты указали либо на этническую принадлежность приезжих, либо на принадлежность к стране исхода. Чаще всего упомянуты таджики (25%), китайцы (18%), кавказцы (18%), узбеки (17%), азербайджанцы (13%), армяне (12%), выходцы из Средней Азии (12%). Нужно иметь в виду, что указанные названия условны, т.к. вряд ли туляки действительно знают, из каких мест и кто приехал в город. Ответы на этот вопрос показали, что общественное сознание туляков воспринимает приехавших не по социальным, возрастным или профессиональным параметрам, а, прежде всего, по этнической принадлежности.
О положительном отношении к таким приезжим сообщил только каждый десятый туляк, а каждый четвертый заявил о своем отрицательном отношении. Подавляющее большинство (66%) отметили нейтральное отношение. Такая ситуация не выглядит благоприятной, поскольку, как уже отмечалось, приезжие определяются обществом именно по этническим признакам. Население города, видимо, негативно воспринимает перемены в привычном составе и связанные с этим перемены в образе жизни. Сказывается отсутствие опыта налаживания контактов в общении между мигрантами и «коренными туляками».
В связи с этим важны результаты опроса, позволяющие определить уровень этнической толерантности туляков. Они оказались терпимыми по отношению к выходцам из Средней Азии, Кавказа, Китая, других стран и регионов: 65,5% респондентов сказали о своем нейтральном отношении, еще 10% заявили о положительном отношении к ним. Отрицательное отношение к этим народам проявило 24% опрошенных.
Положительные чувства туляков чаще проявляются по отношению к возрастным группам, об этом заявили 22% респондентов. При этом 17%, назвали детей, 4% – стариков, 1% – молодежь. Положительные чувства у респондентов вызывают также группы людей с высоким уровнем образования и культуры (17%), в том числе интеллигенция (10%), творческие люди, артисты, музыканты (7%). Никто из анкетируемых не указал на положительные чувства по отношению к русским, хотя 11% отметили симпатии к славянам. Опрос показал, что у жителей Тулы эмоции в плане разделения на «хорошее – плохое» проявляются в большей степени по социокультурным и возрастным критериям, а не по этническим.
Ответ на вопрос «Можно ли назвать местным человека, который приехал в регион более 10 лет назад?» позволяет судить о том, кого респонденты причисляют к разряду туляков. По результатам опроса получилось, что после 10-летнего проживания «местными» 88% опрошенных считают выходцев из Центральных областей РФ, 82% – выходцев из Сибири, 74% – приезжих с Дальнего Востока. У выходцев из российских республик Северного Кавказа шансы стать туляком снижены до 33%, из закавказских республик – до 28%, еще ниже они у переселенцев из бывших среднеазиатских республик – 26%. Такое распределении ответов показывает, что этнические барьеры являются частью менталитета туляков. Об их наличии свидетельствует и то, что только 11% респондентов, описывая свое ближайшее окружение, сказали «не знаю, какой они национальности». Можно полагать, что доля тех туляков, которые не ощущают в повседневном общении этнических барьеров, невелика.
Однако чувство этнокультурного барьера вовсе не означает, что он непреодолим. Только 23% туляков заявили, что их друзья и близкие одной национальности, две трети сказали, что среди их окружения есть люди разных национальностей. Туляки проявляют терпимость к заключению межэтнических браков: 15% опрошенных высказываются за такие браки, 41% отмечают, что при выборе брачного партнера национальность не имеет значения и еще 19% допускают возможность таких браков. Отрицательное отношение к межнациональным бракам выявлено у 9% респондентов (считают их нежелательными и высказались против).
На вопрос «Может ли человек иметь две или более национальности?» половина респондентов ответила «нет». Это свидетельствует о том, что в сознании туляков идея о том, что этническая принадлежность человека может быть неоднозначной, еще не утвердилась. Положительно на этот вопрос ответили только 13% туляков, еще 21% считают, что «в некоторых случаях, да». На немного по-другому сформулированный вопрос «не отрицая своей национальной принадлежности, могли ли бы вы также сказать о себе моя национальность – россиянин?» почти три четверти опрошенных заявили «Да», еще 9% могут сказать так, находясь в другой стране.
Ответ на вопрос, «что для вас понятие Родина», в значительной степени отражает, насколько близким может быть для респондента чувство принадлежности к российской нации. Ответы оказались неоднозначными. Немногим более половины туляков (53%) сказали «мое государство Россия», чуть меньше (43%) – «место моего рождения», 27% считают родину «страной своих предков», и столько же – «местом, где я прожил большую часть своей жизни». (На этот пункт ответа можно было дать несколько вариантов ответов.) По итогам опроса, в Туле больше всего тех, кто признает в качестве Родины государство. При этом среди молодежи 18-24 лет оказалось больше всего лиц, связывающих понятие «Родина» с государством – 67%; у других возрастных групп этот показатель убывает: 54% (25-39), 50,5% (40-59) и 47,5% (старше 60). В целом нужно отметить, что у туляков любовь к малой родине (месту рождения, стране предков) не отрицает наличия любви к большой Родине, а значит, местная (региональная) идентичность не противоречит и не ослабляет российскую идентичность. Немного меньше половины респондентов (48%) заявили, что ощущают принадлежность к России в сильной степени, а 34% – «только в некоторых ситуациях». Такие данные свидетельствуют об устойчивости чувства гражданской принадлежности туляков.
Какова же оказалась мотивация гражданского сопереживания? Ответ на этот вопрос содержится в пункте анкеты «если вы ощущаете принадлежность к России, то почему». Оказалось, что мотивация гражданского сопереживания у туляков выражена слабо. Только 7% опрошенных сказали о чувстве ответственности за страну и 11,5% заявили, что гордятся своей страной и потому ощущают принадлежность к ней. Большинство респондентов ответили, что чувствуют принадлежность к стране потому, что в ней родились (54%), а 11% – потому, что регион, где они живут, являются частью России. Видимо, стоит отметить, что чувство ответственности за страну в большей мере проявляется у возрастной группы старше 60 лет – 11% ответов против 6% у молодежи 18-24 лет. Зато среди молодых больше всего отметили, что ощущают свою принадлежность к России, т.к. гордятся своей страной – 27%. Другие возрастные группы гордость за Россию испытывают реже: 10% опрошенных 25-39 лет, 9% – 40-59 лет и 7% – старше 60.
Одна из ключевых задач исследования заключалась в том, чтобы выяснить, насколько общественное мнение восприимчиво к идее, что формирование гражданской нации не отрицает этнического многообразия россиян. Итоги опроса в Туле показали, что среди жителей города доминирует идея «российский народ» (38%). Консервативный взгляд на правильность словосочетания «народы России» высказали 32% респондентов. Четвертая часть опрошенных допускает правильность обоих выражений. Результаты показали, что в сознании значительной части населения произошел отказ от прежних советских воззрений о разделении граждан страны на отдельные народы.
Одним из центральных в анкете был вопрос о том, «согласны ли вы с тем, что граждане РФ – это российская нация». «Да» российской нации сказали более четверти (26%) респондентов, 40% опрошенных ответили, что в условиях России единая нация возникнуть не может, 16% считают, что нация возможна, но для этого потребуются десятилетия, 5% полагают, что нация может возникнуть через несколько лет. Если оценивать совокупность вариантов ответов, в той или иной мере признающих россиян в качестве нации, то 47% населения Тулы склонно видеть в согражданах представителей единой российской нации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что при сохранении значимости этнических различий для туляков, среди них утверждается и общероссийская гражданская идентичность.

Мартынова, Е.П. Этническая и гражданская идентичность туляков (по материалам этносоциологического опроса 2008 г.) / Е.П.Мартынова // Тульский краеведческий альманах.- 2009-2010.- № 7.- С.121-126.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100