Первая детская библиотека города Тулы (к 100-летию со дня основания)


История первой самостоятельной общедоступной детской библиотеки города Тулы настолько тесно переплетена с работой Тульского отдела Русского Общества охранения народного здравия, ее создавшего, и людьми, вложившими душу в дело просвещения юных туляков и приобщения их к чтению, что может быть представлена только в неразрывной связи с ТО РООНЗ.

Тульский отдел Русского Общества охранения народного здравия (ТО РООНЗ)

ТО РООНЗ был создан в нашем губернском городе в 1896 г. по инициативе известного тульского врача земской больницы, общественного деятеля Сергея Григорьевича Озерова.
Целью новой организации, согласно ее Уставу, стало содействие улучшению общественного здравия и санитарных условий в Туле и ее окрестностях».
В уставе Отдела указывалось, что он существует на средства от пожертвований, единовременных и ежегодных членских взносов, сборов от публичных выступлений. Особое внимание уделялось просветительской деятельности.
Большинство членов отдела составляли врачи. В тесном контакте с ними работали учителя-энтузиасты начальных школ. В благотворительных акциях участвовали тульское купечество, дворянство, духовенство, интеллигенция, тульские промышленники.
К 1906 г. ТО РООНЗ открыл детский санаторий (колонию) в Малиновой Засеке, недалеко от Ясной Поляны, так как считал необходимым поддерживать здоровье ослабленных, болезненных учеников городских училищ. В гостях у детей часто бывал великий писатель Л.Н. Толстой.
При Отделе функционировали гигиенический музей, лаборатория, устраивались чтения и публичные лекции «с соблюдением установленных правил».
Члены общества регулярно проводили осмотры в детских учреждениях с целью выявления и предотвращения эпидемий и инфекционных заболеваний.
Отдел состоял из нескольких секций, каждая из которых занималась определенным кругом вопросов. Организацией развлекательных мероприятий для подрастающего поколения ведала секция внешкольного развития детей (1906 г.). На нее была возложена задача отвлечь бедную учащуюся тульскую детвору от пребывания в тесной, душной, полуголодной, полупьяной обстановке» (Отчет ТО РООНЗ, 1908 г.). Руководили секцией на добровольных началах А.Д. Ротницкий, А.Ф. Егоров, М.А. Щеглов.
Летом члены секции устраивали в городских садах подвижные и ролевые игры, игры с песнями, организовывали поездки ребят за город, на природу Для детей проводились праздники древонасаждений в Пушкинском и Арсенальном садах Тулы, а после для участников этих мероприятий устраивались угощения. Этих впечатлений хватало надолго. В течение лета дети хвалились друг перед другом, у кого дерева принялось и растет лучше. Детей водили в электротеатр «Модерн». Они посещали музей Народного дома (ныне это здание ТЮЗа).
Необходимо заметить, что в этот период времени в Туле существовало пять садов и каждый имел свое, четко ограниченное предназначение:
1. Арсенальный сад в Заречье - на его территории находилось Грачиное озеро, позже засыпанное. Его посещали дети простого зареченского люда.
2. Детский (Пушкинский сад) на месте современного театра драмы им. Л.Н. Толстого. В нем прогуливались дети благородных родителей с гувернантками.
3. Круглый сад на Московско-Курском вокзале около Иверской церкви (названа в честь иконы Иверской Божьей Матери) посещали дети железнодорожников. Находился Круглый сад на месте современной площади перед Московским вокзалом.
4. Кремлевский сад состоял из двух частей: Нижней и Верхней. Нижняя располагалась на берегу Упы. Здесь в основном проводили досуг взрослые.
5. Белоусовский парк, в котором был оборудован уголок для детей из благородных семей. Членов ТО РООНЗ волновало то обстоятельство, что в Чулково с его двадцатитысячным рабочим населением в то время не было ни детских садов, ни каких-либо других мест, где дети могли бы проводить время на свежем воздухе, на природе. Детей приходилось вывозить за город, поэтому ТО РООНЗ выхлопотал участок под детский сад. Выделенное место находилось напротив монастырской школы на улице Щегловской (в советское время ул. Кирова сейчас ул. Щегловская засека). Сад был заложен в 1910 году и назван именем Льва Николаевича Толстого. Он был окопан канавой шириной в полтора аршина, а получившийся вал в три ряда обсажен елями. К центру вела дорожка, вдоль которой высадили ясени.
Членами ТО РООНЗ предполагалось также создать и второй сад на берегу реки Упы, где проходит современный мост на въезде в Пролетарский район.
Арий Давыдович Ротницкий организовывал также сбор денег для туберкулезных больных и детей-сирот. И дети, и взрослые по его совету делали искусственные ромашки и другие цветы и продавали их на улицах, собирая деньги в кружки с надписью: «В помощь сиротам и больным туберкулезам».
Значительной, яркой страницей в жизни Ария Давыдовича была организация экскурсии около тысячи тульских детей в Ясную Поляну в гости ко Льву Николаевичу Толстому. Состоялась она 26 июня 1907 года. Факт этот, хорошо известный по литературным источникам, стал событием общественной значимости, а на память поколениям осталась фотография «Молодая Русь вместе со старой Россией», сделанная Софьей Андреевной Толстой.
Говоря об этом удивительном походе детей рабочих Тулы к Л.Н. Толстому, первой массовой экскурсии, которую вел сам великий писатель для необычной аудитории от 6 до 12 лет, надо отметить гражданское мужество его устроителей: они подвергались определенным репрессиям со стороны властей, были на учете в полиции.
Церковь тоже требовала наказания «крамольников». Примечателен в этом отношении документ, имеющийся в Тульском областном архиве, - письмо каширского епископа Георгия к тульскому епископу Лаврентию. В этом письме экскурсия детей к Л.Н. Толстому, проявление любви и благодарности маленьких гостей к нему рассматриваются как факт, развращающий и парализующий христианское воспитание детей». В нем выражено требование, обратить на этот факт «особое внимание» и принять меры. Но тульский епископ Лаврентий не дал делу хода.
На всю жизнь в мельчайших подробностях запомнилась А.Д. Ротницкому вторая встреча с Л.Н. Толстым. Она состоялась 30 июня 1907 года, когда тульский гость приехал в Ясную Поляну уже один, воспользовавшись приглашением хозяина усадьбы. Он очень робел и волновался, особенно за обеденным столом, где посажен был рядом с Львом Николаевичем. Но это прошло, когда они уединились для беседы, которая длилась, по словам Ария Давыдовича, часа три. Лев Николаевич с неподдельным интересом расспрашивал в жизни тульских детей из рабочих семей, о содержании работы «комиссии детских развлечений», а потом горячо одобрил деятельность молодого гостя и его добровольных помощников.
В эту поездку члены секции внешкольного развития детей поручили Ротницкому попросить у Льва Николаевича его произведения для будущей детской библиотеки. Толстой откликнулся на просьбу, выбрал несколько книжек, изданных в последнее время «Посредником». Эти книги Толстого вместе с книгами самого А. Ротницкого легли в основу первой детской городской библиотеки Тулы.
В сентябре 1908 г. А.Д. Ротницкий выступил на Совете Отдела с инициативой поработать над созданием детской библиотеки и получил одобрение его членов. 20 ноября того же года было получено разрешение губернатора на открытие детской библиотеки ТО РООНЗ в старинной Кузнецкой (Оружейной) слободе. Ротницкий быстро нашел сочувствующих и помощников, среди которых была Елизавета Андреевна Иванова, и принялся за устройство библиотеки. Совет для начала дал 100 руб., но единомышленники и энтузиасты решили не тратить эти деньги на приобретение литературы, а попробовать собрать книги по знакомым и открыть библиотеку даже при наличии 500 книг. Мероприятие оказалось успешным. Через две-три недели было собрано более 700 книг.
Пожертвования продолжали поступать: 250 книг библиотека получила от М.Д. Терешенковой, 300 книг - от А.В. Баташевой, 100 книг - от вдовы врача Озерова М.П. Озеровой, 32 - от Зои и Веры Ивановых, Шуры и Нади Ротницких. Городской голова А.А. Любомудров передал совершенно новые дешевые издания Лермонтова, Пушкина и пожертвовал 100 рублей. Всего жертвователей было 67 человек.
Для библиотеки подобрали маленькую квартиру в частном доме (доме Раева). В это помещение перевезли пожертвованные книги, и дежурные набирали из них библиотеку по каталогам «О детских книгах» (изд. «Труд») одобренным Комиссией по детскому чтению. Литературу разбирали на четыре части для четырех возрастных групп: для дошкольников - 6-8 лет, младших школьников - 8-10 лет, среднего возраста от 10 до14 лет и старшего - 14-16 лет. Для каждой группы составлялся свой каталог.
Были выработаны Правила работы библиотеки.

Работа детской библиотеки Тульского отдела Русского Общества охранения народного здравия (1909 - 1917)

21 января (3 февраля) 1909 г. в начале улицы Миллионной (ныне Октябрьская) в доме Раева после освящения помещения скромно открылась детская библиотека ТО РООНЗ. Тогда в ней уже насчитывалось 1200 книг. Это была первая самостоятельная общедоступная детская библиотека в Туле. В будни она работала с 9 до 4 часов дня, в праздники - с 11 до 4 часов. Летом же (с 1 мая по 15 августа) - с 1 часа до 4 часов. Плата за чтение была установлена 5 копеек в месяц. По мнению устроителей, цена вполне доступная всем. Залог составлял 20 копеек.
Руководство библиотекой возлагалось на библиотечную Комиссию. Общее собрание назначило библиотекаршей Елизавету Андреевну Иванову.
Библиотека ТО РООНЗ существовала на пожертвования. Благотворительные акции в пользу библиотеки были очень разнообразны по формам и видам. Расскажем о некоторых из них.
Добровольное самообложение приняли на себя три женщины-единомышленницы: Юлия Петровна Юшневская, Ольга Петровна Дельвиг, Клавдия Степановна Барышникова. На протяжении нескольких лет они оплачивали квартиру, в которой размещалась библиотека, приобретали для нее мебель, а ряд лиц выписывали за свой счет периодические издания для детей.
Преподаватели гимназий и врачи (Н.А. Цветков, И.К. Стржельбицкий, М.А. Здановский и другие) регулярно читали публичные лекции, доходы от которых поступали в пользу библиотеки. Для сбора средств устраивались вечера, давались спектакли не только местным антрепренером С.И. Томским, но и заезжими артистами.
С согласия городской Думы часто проводились концерты-базары и балы-базары: в зимнее время в большом зале Дворянского собрания расставлялись столы, раскладывались легкие шатры с заманчивыми вещами и яствами. Летом подобные мероприятия проходили в Белоусовском парке. Посещали их родители с детьми. Организовывались беспроигрышные лотереи, в качестве призов предлагалась продукция тульских кондитерских фабрик.
В помещении библиотеки была выставлена кружка для сбора пожертвований на покупку книг; открыта продажа письменных принадлежностей и старых учебников, отчисления от которых шли в пользу библиотеки.
От Общества ежегодно поступала 100 рублей, были и частные пожертвования.
В первые дни маленькие читатели приходили менять книги ежедневно. Видимо, им нравился сам процесс получения книжки с картинками. Впоследствии дети стали более серьезно относиться к выбору литературы и чаще просить книгу «поинтереснее».
Во второй половине 1909 г. создается фонд книг по гигиене (93 кн.), более всего соответствующий просветительской деятельности Общества. Для его формирования была создана комиссия, которая чрезвычайно осмотрительно относилась к выбору книг в «смысле доступности их детскому возрасту и малообразованности родителей». Этим закончилась организация фонда нового просветительного учреждения.
Все книги делились на 7 отделов: духовно-нравственная литература, беллетристика и журналы, естественнонаучная литература, география и путешествия, история и биографии, отдел гигиены, критики и истории литературы.
По уставу библиотеки желательно было популяризировать издания по естествознанию. Дежурившие в библиотеке постоянно предлагали детям литературу из этого отдела. Конечно, при небольшой настойчивости вручить подобную книгу можно, но все же редко после выдачи книги этой категории бывали просьбы дать такую же. Зато по выбору беллетристики с детьми ладить было легко. «После сказки или повести при опросе, нравится ли книга, слышится: «Хороша, дайте такую же», и потому здесь приложены все старания, чтобы детьми были прочитаны необходимые и обработанные для известного возраста наши классики, а затем книги более популярные по своему художественному и тенденциозному изложению» (Отчет ТО РООНЗ, 1910, С. 21).
Географическая литература читалась охотно. Духовно-нравственный отдел более всего функционировал в дни Великого поста. Исторический отдел был любим всеми. В течение года дети читали не менее 20 книг. Библиотека получала 17 наименований журналов: «Вокруг света», Юная Россия», «Задушевное слово», «Проталинка», «Жаворонок», «Малютка». Издательство Сойкина высылало бесплатно «Природу и люди», г-н Чехов тоже бесплатно - журнал «Золотое детство». Одна из жертвовательниц ежегодно выписывала «Семью и школу». Бесплатно присылали журналы редакции «Светлячка», «Путеводного огонька», «Подснежника» и «Товарищество И.Д. Сытина». Детвора очень любила читать журналы.
Отношение родителей к библиотеке было сочувственным. «Некоторые матери и отцы заходят в библиотеку сменить книгу или расплатиться за чтение, убеждают нас (членов библиотечной Комиссии), что дело наше хорошее, что ребенок их так утешается книжкою» (Отчет ТО РООНЗ, 1909, С. 12). При обмене книг дети иногда просят: «Сегодня дайте книжку для папаши, в следующий раз я себе возьму». А один, отдавая книгу, с увлечением воскликнул; «А дедушке книжка понравилась как! Дайте еще такую».
При смене книг редко происходили недоразумения с ребятами. «Они верят в наше знание книг и доброе желание дать книгу получше. Приходится подыскивать для них книги не только по известному автору, явлению, на даже по известному их настроению. Бывают требования книг смешных, серьезных, жалостных, страшных, легких и даже дерзких. Все они должны быть и самые интересные и потолще». (Отчет ТО РООНЗ, 1909).
В 1910 г. общее собрание ТО РООНЗ обратило внимание «на чрезвычайное развитие деятельности библиотеки при таких скудных средствах и отнесла это к умелой, энергичной и самоотверженной деятельности библиотечных работников», за что им была вынесена искренняя благодарность (Отчет ТО РООН3, 1910).
В 1911 г. в течение 10 дней члены библиотечной Комиссии изучали специфику запросов подписчиков с помощью анкет. Условие их заполнения — записать первое название книги, с которым ребенок пришел в библиотеку Анализ результатов показал, что определенных требований было 74%. Из русских авторов чаще всего спрашивали сочинения Чарской, далее — Пушкина, Гоголя, Лукашевича, Толстого, Тургенева, Некрасова, Чехова, Жуковского, Достоевского, Мамина-Сибиряка. Из иностранных авторов на первом месте Ж. Верн, затем М. Рид, Буссенар, Бичер-Стоу, Дефо, М. Твен. Встречались запросы на книги про институток, сирот, гимназистов, разбойников, пиратов. По данным анкеты был сделан вывод, что половина подписчиков 1,2 и 4 групп приходят в библиотеку за книгой, предоставляя ее выбор библиотекарю.
Литература для библиотеки закупалась в земском складе и книжном магазине с 15-про-центной скидкой. При выборе литературы руководствовались отзывами печати, часты ми спросами детей, рекомендациями учителей. В то же время библиотека обеспечивалась классическими произведениями как общей, так и детской литературы.
Библиотека ТО РООН3 пользовалась авторитетом и популярностью. В 1915 г. выдача литературы составила 57 000 томов, число подписчиков достигало 3000, из них 81% составляли дети из рабочих семей; 57% — учащиеся низших школ (городских, земских, частных, церковно-приходских); 25% — средних (казенных и частных гимназий, духовного и епархиального училищ); 18% — профессиональных училищ. Особенно любознательными и аккуратными подписчиками были девочки Ксениевского приюта. Незначительную группу подписчиков (около 50 человек) составляли дети близлежащих железнодорожных станций и деревень.
Со временем некоторые пункты Правил (1909 г.) разошлись с действительностью, что послужило поводом для разработки новых Правил** (1911 г.) детской библиотеки ТО РООН3. Они соответствовали изменившейся и расширившейся деятельности библиотеки: рабочий день устанавливался 8 часов, библиотека была открыта 300 дней в году. Введена новая система получения книг членами одной семьи: им представлялось право брать книги на один залог, но с платою 10 коп. в месяц. Широко развивается система поручительств учителей за своих учеников. В 1915 г. этим правом воспользовалась 21 начальная школа города. Учителям сельских школ выдавалось более 10 книг для обеспечения ими учащихся. IIpaктиковался коллективный абонемент, которым пользовалось 7 детских учреждений (земские школы, приюты, музыкальная рота), 50 книг бесплатно передавалось на лето детскому санаторию (колонии) ТО РООН3.
Число детей рабочих ежегодно росло, это явление шло параллельно с увеличением в беззалоговых подписчиков». В 1911 г. они составляли 33%. «Таким образом, мысль привлечения школ в качестве поручительниц за своих учеников, избавляющих детей от взноса, казалось бы, маленькой суммы в 20 копеек, оказалась удачной и помогла проникновению детской книги в глубину населения Тулы», — констатировал отчет ТО РООН3 за 1911 г.
В точных, детальных и очень полных отчетах детской библиотеки анализировалась выдача литературы и годовое число подписчиков; приводились сведения их возрастного и социального положения; ежегодно давался перечень учебных заведений, учащиеся которых посещали библиотеку. Рассматривалось движение фондов и их использование; книгообеспеченность и финансовая деятельность. К каждому отчету прилагался список благотворителей и жертвователей. В некоторые годы он содержал до 80 фамилий туляков, которым небезразлично было дело просвещения подрастающего поколения.
3а 7 лет существования библиотеки книги и предметы инвентаря пришли в ветхость. Решено было изыскать средства для их замены. В апрельском номере «Тульской молвы» за 1915 г. появилась статья, приглашавшая пожертвовать в пользу библиотеки деньги или книги. На эту просьбу откликнулись не только жители города. Переводы поступали из действующей армии, от людей высокого гражданского долга. В широких кругах местного образованного общества постоянно проявлялось стремление всячески содействовать просвещению народных масс, приобщать простой народ к чтению.
Длительное время библиотека держалась на частной благотворительности, но в годы Первой мировой войны она ищет помощи в Министерстве народного просвещения. В результате хлопот удалось получить 1000 рублей на восстановление и ремонт книг и пополнение фонда библиотеки. К сожалению, в эти годы пришлось повысить плату за чтение до 10 копеек в месяц.
На этом можно закончить рассказ о первом этапе развития детской библиотеки ТО ЕООНЗ. Внимательный читатель отметит в ее работе элементы того, что использовалось или используется в современной библиотечной практике, начиная от руководства чтением и кончая библиотекой семейного чтения.

Районная детская библиотека № 2

Второй этап развития детской библиотеки начинается в новых условиях, при новом государственном строе.
В 1918 г. все культурно-просветительные учреждения Тулы перешли в ведение Губернского отдела народного образования. После регистрации бывшей детской библиотеке ТО РООНЗ был присвоен статус районной детской библиотеки № 2. Заведующей назначена Елизавета Андреевна Иванова, бывшая библиотекарша детской библиотеки ТО РООН3. Более 30 лет ее судьба была связана с этой библиотекой, штат которой значительно вырос. Читатели 20-x годов знали библиотекарей Ольгу Александровну Стрелъцову и всегда веселую Анну Ивановну Кобылину, техническую служащую О.А. Томареву и сторожа Я.А. Гурова.
В скором времени библиотеку перевели на Демидовскую улику. В отчете губернского подотдела за I полугодие 1919 года говорится: «В области детских библиотек сделано очень мала, главным образом, из-за отсутствия средств, книг и подходящих помещений. Большинство детских библиотек не имело самого необходимого. Удалось пополнить книгами вторую детскую библиотеку, которая, кстати сказать, была переведена в более удобное помещение на Демидовскую улицу». Но в этом «более удобном» помещении библиотека пробыла очень мало времени. Начались ее путешествия по улицам Заречья. Она побывала на Ствольной, Горской (ныне ул. Комсомольская), в помещении церковно-приходской школы Георгиевской церкви на улице Георгиевской (ныне ул. Луначарского), в церковно-приходской школе на углу улицы Вознесенской (ныне ул. Герцена) и Никольского переулка (ныне Оружейный переулок).
В 1920 году проверяющий от библиотечной секции губоно констатировал, что помещение библиотеки очень неудобное и ни в каком отношении не соответствует своему назначению. Он же отмечал, что штат библиотеки укомплектован не полностью, но работа ведется продуктивно. Для читателей библиотека работала с 9 до 4 часов дня, количество годных к употреблению книг 4500 томов, непереплетенных — 600 томов, негодных вовсе — 71 том. Для пополнения фонда заведующей было куплено 50 книг у частных лиц. Введена десятичная система классификации и карточный каталог, но для его завершения нужно было 10 каталожных ящиков и 6500 карточек. Материальное положение библиотеки было очень тяжелым.
Частые ее переезды не способствовали сохранности книжного фонда, поэтому гороно в 1920 году выносит решение: «Найти посыльное лицо, которое бы разносило повестки и принимало книги, с оплатой труда 10 руб. за каждый адрес».
В 1921 г. библиотеку перевели в помещение одной из школ на Георгиевской улице, в небольшой класс. В этом же году по решению общего собрания библиотекарей города при детских библиотеках стали создаваться клубы-читальни. Е.А. Иванова поддержала это начинание. Но для успешной работы новой структуры требовались столы и стулья. В клубах развивалась самодеятельность, проводились массовые мероприятия. Для наблюдения за порядком в клубе ежедневно выделялся комсомольский патруль.
Из воспоминаний Коноваловой Нины Михайловны, бывшей учительницы математики школы № 52: «Я училась в школе и ходила в библиотеку… Помещение было достаточно большим, не меньше школьного класса, читального зала не было. В доме располагалась не только библиотека, в другой комнате собирался пионерский отряд № 9 (пионерская вожатая Цыганова Лена)». По воспоминаниям старшей сестры Нины Михайловны, около этого дома дежурили комсомольцы с целью охраны детей от хулиганов. Ребята прохаживались по улицам, заходили в помещение.
В 1926-1935 гг. районная детская библиотека 3в 2 носила имя Н.К. Крупской. Кем и когда оно было присвоено и когда утрачено, пока выяснить не удалось. В 1928 г. губоно сообщает всем библиотекам о праздновании юбилея — 60-летия со дня рождения Алексея Максимовича Горького. Школам и библиотекам даются указания о проведении утренников и вечеров, организации выставок, уголков, бесед с юными читателями, посвященных Горькому. Очень остро стоит вопрос о пополнении книжных фондов библиотек произведениями писателя. Детским библиотекам предлагается широко использовать передвижки для распространения книг юбиляра и выяснить среди старших школьников и читателей их отношение к творчеству Горького.
В этом же году отмечался 100-летний юбилей со дня рождения нашего земляка, великого писателя — Льва Николаевича Толстого. Для популяризации его творчества и отдельных произведений предлагалось проводить утренники, вечера, беседы в классах и кружках, посвятить этому событию выпуск стенгазеты, провести доклады «Толстой о русской общественности», организовать экскурсию детей в. Ясную Поляну.
И еще один юбилей был отмечен в 20-е годы — 10-летие Октябрьской революции. Для организации работы к этой дате губоно рекомендовало привлечь читательский актив; подвести итоги библиотечному десятилетию в историческом аспекте; проводить собрания читателей с докладами, выставками; устроить «амнистию читателям» (возвращение «зачитанных» книг); приспосабливать работу библиотек к задачам социального строительства.
В 1930-х годах детские библиотеки, как и другие просветительские учреждения, становятся центрами пропаганды военных знаний и информации о международном положении СССР В библиотеках и школах создаются уголки и кружки военных знаний и первой медицинской помощи, в работу которых вводится «политчас», как связующее звено кружковой и массовой военной пропаганды. При многих школах действуют автомодельные кружки, а учащиеся требуют в библиотеке книги по автоделу и истории авиации. В библиотеки города направляется целевая библиотечка по вопросам пожарного дела.
Популяризация и распространение военных знаний поставила перед библиотеками задачу развития передвижной сети, что и осуществляла детская библиотека № 2, открывая небольшие передвижки книг в школах первой ступени Зареченского района. 1937 год. Библиотеки города отмечают 100-летие со дня смерти великого русского поэта, нашей национальной гордости — Александра Сергеевича Пушкина. К этой дате в детской библиотеке были оформлены витрины, плакаты, проводились беседы и детские утренники. Работа детской библиотеки не отстает от требований своего времени, но она продолжает находиться в небольшом, мало- приспособленном помещении на улице Луначарского в Заречье.
Сороковые годы в жизни нашего народа отмечены страшным событием — война! Враг подошел к Туле. Работа городских учреждений и школ была прервана. Многие жители находились на оборонительных работах, детей постарались вывезти в деревни.
Тульская оборонительная операция, проходившая с 25 октября по 5 декабря 1941 года, закончилась разгромом фашистских войск.
На улицах Тулы еще лежали мешки с землей, кирпичи от разрушенных зданий, зияли ямы, торчали ежи, а пленум Тульского обкома ВКП(б) уже определял широкую программу возрождение народного хозяйства области.
Заботясь о подрастающем поколении, о детях, учеба которых была временно прервана войной, а многие школы были заняты под госпитали, городские власти уже в декабре 1941 г. организовали работу по восстановлению занятий в школах, хотя они проходили в три смены, а классы были переполнены.
В плане работы гороно на январь — март 1942 года предусматривался ремонт школьных зданий, а затем планировалось «во всех районах города организовать работу районных и школьных библиотек, обеспечить их помещением, подобрать работников». В 1942 г. начинают действовать районные детские библиотеки.
В 1943 г. облоно проводит совещание библиотечных работников школ и районных библиотек совместно с представителями областной библиотеки по теме «Внеклассное чтение и работа детских библиотек» (докладчик Тихомиров). Проведению совещания предшествовали проверки ряда городских школ, которые отмечали, «что школы мало обращают внимание на внешкольное чтение детей». Это мероприятие послужило толчком для организации литературных кружков, кружков художественного и выразительного чтения, рекомендации книг через читательские конференции. В этой работе активно участвовали детские библиотеки, а многие проводили такие мероприятия самостоятельно.
В 1946 году в детской библиотеке № 2 насчитывалось 8234 книги, число читателей составляло 1314 человек. В это время библиотека находилась в арендуемом помещении средней мужской школы № 53 (ул. Герцена, 50) и занимала одну комнату (50 кв. м).
Работа детской библиотеки была подчинена военно-патриотическому и идеологическому воспитанию подрастающего поколения, воспитанию национального самосознания и культуры молодежи, чему способствовала индивидуальная и массовая работа. Регулярно проводились утренники, беседы у стендов о туляках — защитниках Отечества, о героизме советских воинов и стойкости русского народа. Организовывались встречи с защитниками Тулы, их родственниками (например, с отцом Саши Чекалина).
Библиотеки помогали детской художественной самодеятельности, агитбригадам, которые выступали в госпиталях, подбирали детям книги для чтения раненым.
Вместе с активом библиотеке собирали книги, учебники для подшефных школ, ремонтировали их.
В 1958 году городской исполнительный комитет проводит перенумерацию библиотек города. В связи с этим районной детской библиотеке № 2 присваивается статус городской детской библиотеки № 3. В 1962 г. библиотека переезжает в отдельное помещение на первом этаже сдающегося в эксплуатацию жилого дома по ул. Октябрьской, 201. Здесь появляются новые структуры: читальный зал, абонемент, абонемент для детей младшего возраста.
В 1960 — 1970-к годах библиотека ведет интересную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и профориентации. Сохранившиеся фотоальбомы и протоколы массовых мероприятий переносят нас в то время, когда военнослужащие различных частей бывали частыми гостями читателей библиотеки, а работа строилась в соответствии с молодежной политикой того времени.
В библиотеке считают: «Мир и взаимное уважение между народами начинается с привития человеку еще с детства понимание и оценки других культур. И делать это надо и через книгу, и через встречи молоды х людей. Все эта дало хорошие результаты. К 1977 г. число читателей выросло в два раза (1954 г. — 2304, 1974 г. — 5102, книжный фонд увеличился до 37 427 экз. (1954 г. —14 118 экз.).

Примечания:

 *Ирина Константиновна Зарудская - ведущий методист Тульской центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого, родилась в 1933 году Закончила Ленинградский государственный библиотечный институт. Библиотекарь высшей квалификации, более 40 лет работала в библиотеках страны, а с 1957 года - в библиотеках города Тулы: им. В.И. Ленина а Центральной городской им. Толстого. Профессиональные интересы И.К. Зарудской связаны с историей культуры, библиотечного дела города. В последние годы занималась различными аспектами истории родного города. Итогом ее многолетних исследований стала книга «Из истории библиотек города Тулы». Скончалась 4 декабря 2004 года.


** ПРАВИЛА
работы детской библиотеки Тульского отдела Русского Общества охранения народного здравия (1911 год)
1. Подписчиками (читателями) библиотеки могут быть дети обоего пола возрастом до 16 лет включительно.
2. Книги выдаются из общего отдела библиотеки с залогом 20 коп. и ежемесячной платой 5 коп.
3. Учащимся в городских, земских и других начальных школах книги могут выдаваться по поручительству учащих без залога. Ручаться за подписчиков могут и члены отдела.
4. Из отдела А.В. Баташевой книги выдаются на общем основании.
5. За более дорогие издания залог может быть увеличен до стоимости книги.
6. для прочитания вы дается одна книга один раз в день. Примечание 1. Члены одного семейства могут брать две книги на один залог, но с платою 10 коп. в месяц. Примечание 2. Подписчикам без залога может быть выдана только одна книга.
7. Срок пользования книгой не более 10 дней.
8. Всякому подписчику вменяется в обязанность беречь книгу: не пачкать и не рвать.
9. 3а порчу и пропажу книг подписчик отвечает залогом.
10. Библиотека открыта: в учебное время (с 15 августа по 15 мая) в будни с 8 до 10 час. утра и от 12 до б час. вечера, в праздники от 10 до 12 час. дня.
В неучебное время (с 15 мая до 15 августа, на святках, в два последних дня масляной недели, в страстную неделю) в будни с 10 до 12 час. дня, в праздничные дни от 10 по 1 час. дня.
Библиотека закрыта: в двунадесятые праздники, 1-го января, 5 января, Воскресенье, на масляной неделе, последние два дня страстной недели, первые три дня Пасхи, 29 июня, 24 декабря и перине два дня Рождества Христова. Примечание. Заведующей библиотекой предоставляется право изменять время работы библиотеки с выставлением об этом объявления за 5 дней.
11. Лица, нарушающие правила библиотеки, могут быть лишены права пользования книгами на срок, определяемый заведующей библиотекой.

Библиотека-филиал № 12 муниципального учреждения культуры  «Тульская библиотечная система»

В 1979 г. детская библиотека № 3 вошла в состав Тульской централизованной библиотечной системы, получив статус детской библиотеки-филиала № 12. На сегодняшний день библиотека обслуживает более пяти тысяч читателей, располагает универсальным книжным фондом в 40,6 тыс. экз., ежегодная книговыдача составляет 99,2 тыс, экз.
 Систематически ведется сбор материала по истории детской книги и игрушки — в рамках программы книжно-предметной экспозиции, посвященной 100-летнему юбилею библиотеки «друзей выбирают на годы».
Основные группы пользователей библиотеки: учащиеся 1-9 классов, студенты, руководители детского чтения. Библиотека сотрудничает со школами № 52, 59, детскими садами № 106, 171, 43, 90.
Традиционными остались направления работы библиотеки — краеведческое, экологическое, духовно-нравственное.
В 2007 году в рамках года чтения библиотека № 12 приняла участие в городском конкурсе «Читающий город детства», заявив себя в номинации «Самая активная библиотека». В ходе проведения конкурса библиотека провела большую информационную и организаторскую работу, установила прочные контакты со СМИ, организовала работу лидеров чтения. Итогом активной работы явилось 1-е место, подтвержденное денежным сертификатом на приобретение литературы.
Библиотека ведет активную и разнообразную массовую работу, привлекая к участию в ней депутатов городской Думы, журналистов, работников просвещения и культуры. Налажена работа с оздоровительными лагерями дневного пребывания в период весенних и летних каникул.
Библиотеку связывает творческое содружество с образовательными организациями — детсадами, школами; учреждениями культуры района и города — зареченекой школой искусств, Тульским экзотариумом, музеем им. П.Н. Крылова, а также Комсомольским парком.
Большое внимание уделяет библиотека летнему чтению детей. Эта проблема волнует и коллектив Комсомольского парка, с которым библиотека сотрудничает практически с момента его основания. На территории парка функционирует летняя читальня, где маленькие зареченцы могут ознакомиться с детскими периодическими изданиями и показать сваю эрудицию в литературных викторинах и конкурсах.
Традиционно библиотека принимает участие во всех мероприятиях районного масштаба и городского уровня. Преклоняясь перед опытом своих предшественников, коллектив претворяет в жизнь лучшие традиции детской библиотеки Тульского отдела Русского Общества охранения народного здравия и так формулирует современную миссию библиотеки: «Сохраняя традиции, искать новое».


Галина Сергеева

Библиографическая ссылка:
Зарудская И. Первая детская библиотека города Тулы (к 100-летию со дня основания) / Ирина Зарудская // Тульский краеведческий альманах. - 2008. - Вып. 6. С. 71 - 80.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100