Портрет матери выдающегося зоолога М.А. Мензбира – уникальный экспонат в фондах объединения «ТОИАЛМ»

Ирина ДЕМЕНТЬЕВА

Крайне интересно работать с коллекцией фотографий, которым более ста лет. Все они имеют историческую ценность и культурную значимость. Фо­тографии позволяют ощутить характер времени, увидеть, как жили люди поза­прошлого и прошлого веков: камера запечатлевает жизнь в ее документально- подлинной форме, позволяет увидеть мир точнее и пристальнее. Особенно привлекательны снимки, уникальные тем, что они — единственные, других таких быть не может, потому что технология их изготовления не позволяла тиражировать изображение. Дело в том, что началом истории искусства фото­графии считается изобретение француза Луи Жака Дагерра, который в 1839 году разработал способ получения изображения на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, под воздействием световых лучей, полу­чивший название дагерротипия. Проявленное изображение (дагерротип) могло быть получено только в одном экземпляре. Дагерротипы распозна­ются по их зеркальной поверхности и проработке мельчайших деталей изо­бражения. В отличие от других фотодокументов, они, в зависимости от угла зрения, могут выглядеть и как позитив и как негатив. Дагерротипия посте­пенно совершенствовалась, но, будучи дорогим процессом (необходимо было наличие дорогостоящей отполированной посеребренной медной пластины), была вытеснена более технологичной и не столь затратной амбротипией, ко­торую изобрел в 1852 году Фредерик Скотт Арчер, а запатентовал в 1854 году в США Джеймс Амбруаз Каттинг. Амбротип — изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черным лаком или краской, создан­ное по процессу мокрого коллодиона.
В объединении «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» хранится амбротип интересный, по­мимо того, что коллодионные позитивы сей­час редкость и не каждый музей может похва­статься их наличием в своей коллекции, еще и тем, что изображена на нем Ольга Юлиа­новна Мензбир — мать уроженца Тулы, вы­дающегося зоолога, одного из основателей русской орнитологии и зоогеографии, осно­вателя русской школы сравнительных анато­мов, академика АН СССР Михаила Алек­сандровича Мензбира (1855—1935)[1].
         Семья Мензбиров — небогатая туль­ская дворянская семья. В потомственном дворянстве род Мензбиров был утвержден в 1856 году. Отец Михаила Александровича, Александр Александрович Мензбир, родил­ся в Туле в 1835 году, служил по судебному ведомству в разных городах Тульской гу­бернии — Крапивне, Ефремове, Алексине, а потом и в самой Туле. «Отец мой, — писал М.А. Мензбир, — был человек способный, честный (взяток не брал, даже бывши стряп­чим) и не любил пить, но карты губили его и сгубили…»[2].
О жизни матери, Ольги Юлиановны (урожденной Рачинской), извест­но очень мало, мы знаем ее только по воспоминаниям ученого. В своих «Ав­тобиографических очерках» Михаил Александрович писал о матери тепло, «вспоминая о ней как о доброй, любящей, уделяющей много внимания вос­питанию сына: она познакомила его с первыми книгами, учила французскому языку, игре на рояле»[3]. Однако постоянная нужда в деньгах, тяжелая обста­новка в семье, связанная с образом жизни мужа, который питал безобразную страсть к картам, играя до тех пор, пока не проигрывал все, подорвала ее здо­ровье. Мензбир вспоминал: «Что ни делала мать, как ни молила, как ни гро­зила его бросить и уехать со мной, ничего не помогало… Я многое замечал и многое понимал. Я бессознательно очень рано постиг несчастье матери и много детских слез пролил вместе с нею из-за нее»[4]. Нездоровая семейная ат­мосфера во многом способствовала смерти Ольги Юлиановны в ноябре 1866 года от туберкулеза.
После смерти матери отец мало заботился о сыне, мальчик был одинок и безнадзорен. Детские годы знаменитого зоолога были тяжелыми. Быть может эта тяжесть обстановки во многом способствовала формированию характера Михаила Александровича. По свидетельству современников, Мензбира нель­зя было назвать человеком «душа нараспашку». Он имел твердый, независи­мый характер, молчаливый, замкнутый, порой суровый в обращении, в то же время был доброжелателен и участлив. «Он умел делать доброе дело так, что оно было слышно и видно лишь для того, кого оно касалось»[5].
Уже в раннем детстве Мензбир увлекся природой — энтомологическими сборами, чтением «Жизни животных» Брема. Окончив в 1874 году Тульскую гимназию с серебряной медалью, поступил на естественное отделение физико- математического факультета Московского университета, где изучал зоологию у профессоров С.А. Усова и Я.А. Борзенкова, большое влияние оказал на него Н.А. Северцов. В 1878 г. окончил университет с золотой медалью и был остав­лен при университете для подготовки к профессорскому званию. После защиты диссертации на степень магистра зоологии был направлен Министерством про­свещения в двухгодичную заграничную командировку, во время которой рабо­тал в зоологических музеях Граца, Вены, Лейдена, Парижа и Лондона.
Как ученого Мензбира интересовали главным образом орнитологиче­ские вопросы. Будучи профессором по кафедре зоологии и сравнительной анатомии Московского университета, своими блестящими лекциями он сразу же привлек к себе внимание студентов, за время своей многолетней профес­сорской деятельности воспитал немало ученых (среди них основатель школы сравнительной морфологии академик А.Н. Северцов, орнитолог, зоогеограф, палеонтолог академик П.П. Сушкин, основатель Дарвиновского музея в Мо­скве, выдающийся орнитолог А.Ф. Котс). Вместе со своими учениками он пре­вратил маленький кабинет сравнительной анатомии Московского универси­тета в большой институт с прекрасной библиотекой и превосходным музеем. В 1917 году Мензбир стал первым выборным ректором университета.
Широкую известность в самых разнообразных кругах русского об­щества создали Мензбиру его книги «Птицы России» (1893—1895 гг.) и «Охотничьи и промысловые птицы Европейской России и Кавказа» (1900—1902 гг.). Михаил Александрович был активным борцом за дарвинизм в России и в 1925—1929 гг. под его редакцией вышло четырехтомное издание со­чинений Ч. Дарвина на русском языке, причем Мензбир был автором части пере­водов. Скончался Михаил Александрович Мензбир 10 октября 1935 года. Чело­веком он был чрезвычайно скромным, не случайно фотографий после него почти не осталось. Некоторые из них хранятся в фондах объединения «ТОИАЛМ», куда в начале 1950-х годов поступила коллекция материалов ученого. Это се­мейные снимки (с женой и дочерьми), снимки Михаила Александровича среди учеников и упомянутый выше амбротип с изображением матери…
Зная дату смерти Ольги Юлиановны, мы можем сказать, что уникаль­ный амбротип с ее изображением был изготовлен не позднее второй по­ловины 1866 и не ранее 1854 года. Он раскрашен, так как нераскрашенные пластинки были серовато-зелеными и детали изображения выглядели менее четко проработанными, заключен в зеленую бархатную рамку (или кейс, как ее иначе можно назвать). В герметичный кейс коллоидные позитивы обрамля­ли с целью их лучшей сохранности, так как в основе своей амбротипы имеют легко бьющийся материал — стекло.
На большинстве дошедших до нас фотографий минувшие годы оста­вили отпечаток — некоторые изображения стали неразличимыми, ведь их носитель — недолговечный материал. Они легко повреждались механически, большинство из них хранилось в домах, где вечернее освещение вначале было свечным, а позже газовым, и не удивительно, что на снимках возникал и посте­пенно увеличивался слой копоти. Позднее сама атмосфера окружающей среды в индустриальных городах способствовала старению чувствительного изобра­жения, которое постепенно угасало, ведь даже наличие пыли в воздухе может вызывать царапины и истирания эмульсионных слоев. Портрет О.Ю. Мензбир время пощадило во многом благодаря тому, что при хранении коллекции фото­документов в музее соблюдается определенный режим, позволяющий умень­шить степень разрушения изобразительного источника. Несмотря на то, что рамка разгерметизирована, амбротип лишь слегка поцарапан и загрязнен, но это неизбежные следы бытования. Любое изображение подвергается со време­нем необратимой деструкции. Поэтому каждая из уникальных фотографий, со­хранившихся до наших дней, является особой ценностью, связывающей нас с прошедшими временами, которые отдаляясь, становятся все дороже…
Автор фоторепродукции амбротипа «Мать Михаила Александровича Мензбира Ольга Юлиановна Мензбир» Александр Федорович Лакомов — зав. отделом природы ГУК ТО «Объединение «ТОИАЛМ».
Примечания
1 ТОКМ 3803.
2 Ресина Н.Я. Михаил Александрович Мензбир. Л., 1985. С. 10.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же. С. 45.
Литература
Полозов Е.М. Выдающийся зоолог Михаил Александрович Мензбир // Гордость земли Тульской. Тула, 1991.
Грабар Н.М. Уникальные фотодокументы: идентификация, реставрация и хранение // Фотодокументы и редкие издания: сохранность в процессе использования. М, 2004.
Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии М., 1987.
Восстановить мгновение / Д.А. Леменовский, Н.М. Грабар, Г.П. Брусова, Б.В. Локшин // Природа. 2004. №6. То же [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/ JOURNAL/NATURE/06_04/DAGUERRE.HTM

Библиографическая ссылка:

Дементьева И. Портрет матери выдающегося зоолога М.А. Мензбира – уникальный экспонат в фондах объединения «ТОИАЛМ»/ И. Дементьева  // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9. - С. 61-63

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100