Ирина ДЕМЕНТЬЕВА
Крайне интересно работать с коллекцией
фотографий, которым более ста лет. Все они имеют историческую ценность и
культурную значимость. Фотографии позволяют ощутить характер времени, увидеть,
как жили люди позапрошлого и прошлого веков: камера запечатлевает жизнь в ее
документально- подлинной форме, позволяет увидеть мир точнее и пристальнее.
Особенно привлекательны снимки, уникальные тем, что они — единственные, других
таких быть не может, потому что технология их изготовления не позволяла
тиражировать изображение. Дело в том, что началом истории искусства фотографии
считается изобретение француза Луи Жака Дагерра, который в 1839 году разработал
способ получения изображения на металлической пластинке, покрытой слоем
йодистого серебра, под воздействием световых лучей, получивший название
дагерротипия. Проявленное изображение (дагерротип) могло быть получено только в
одном экземпляре. Дагерротипы распознаются по их зеркальной поверхности и
проработке мельчайших деталей изображения. В отличие от других фотодокументов,
они, в зависимости от угла зрения, могут выглядеть и как позитив и как негатив.
Дагерротипия постепенно совершенствовалась, но, будучи дорогим процессом
(необходимо было наличие дорогостоящей отполированной посеребренной медной
пластины), была вытеснена более технологичной и не столь затратной амбротипией,
которую изобрел в 1852 году Фредерик Скотт Арчер, а запатентовал в 1854 году в
США Джеймс Амбруаз Каттинг. Амбротип — изображение на стеклянной пластине,
закрашенной с одной стороны черным лаком или краской, созданное по процессу
мокрого коллодиона.
В объединении «Тульский областной
историко-архитектурный и литературный музей» хранится амбротип интересный, помимо
того, что коллодионные позитивы сейчас редкость и не каждый музей может похвастаться
их наличием в своей коллекции, еще и тем, что изображена на нем Ольга Юлиановна
Мензбир — мать уроженца Тулы, выдающегося зоолога, одного из основателей
русской орнитологии и зоогеографии, основателя русской школы сравнительных
анатомов, академика АН СССР Михаила Александровича Мензбира (1855—1935)[1].
Семья Мензбиров —
небогатая тульская дворянская семья. В потомственном дворянстве род Мензбиров
был утвержден в 1856 году. Отец Михаила Александровича, Александр Александрович
Мензбир, родился в Туле в 1835 году, служил по судебному ведомству в разных
городах Тульской губернии — Крапивне, Ефремове, Алексине, а потом и в самой
Туле. «Отец мой, — писал М.А. Мензбир, — был человек способный, честный (взяток
не брал, даже бывши стряпчим) и не любил пить, но карты губили его и сгубили…»[2].
О жизни матери, Ольги
Юлиановны (урожденной Рачинской), известно очень мало, мы знаем ее только по
воспоминаниям ученого. В своих «Автобиографических очерках» Михаил
Александрович писал о матери тепло, «вспоминая о ней как о доброй, любящей,
уделяющей много внимания воспитанию сына: она познакомила его с первыми книгами,
учила французскому языку, игре на рояле»[3]. Однако постоянная нужда в
деньгах, тяжелая обстановка в семье, связанная с образом жизни мужа, который
питал безобразную страсть к картам, играя до тех пор, пока не проигрывал все,
подорвала ее здоровье. Мензбир вспоминал: «Что ни делала мать, как ни молила,
как ни грозила его бросить и уехать со мной, ничего не помогало… Я многое
замечал и многое понимал. Я бессознательно очень рано постиг несчастье матери и
много детских слез пролил вместе с нею из-за нее»[4].
Нездоровая семейная атмосфера во многом способствовала смерти Ольги Юлиановны
в ноябре 1866 года от туберкулеза.
После смерти матери отец мало заботился о
сыне, мальчик был одинок и безнадзорен. Детские годы знаменитого зоолога были
тяжелыми. Быть может эта тяжесть обстановки во многом способствовала
формированию характера Михаила Александровича. По свидетельству современников,
Мензбира нельзя было назвать человеком «душа нараспашку». Он имел твердый,
независимый характер, молчаливый, замкнутый, порой суровый в обращении, в то
же время был доброжелателен и участлив. «Он умел делать доброе дело так, что
оно было слышно и видно лишь для того, кого оно касалось»[5].
Уже в раннем детстве Мензбир увлекся природой
— энтомологическими сборами, чтением «Жизни животных» Брема. Окончив в 1874
году Тульскую гимназию с серебряной медалью, поступил на естественное отделение
физико- математического факультета Московского университета, где изучал
зоологию у профессоров С.А. Усова и Я.А. Борзенкова, большое влияние оказал на
него Н.А. Северцов. В 1878 г. окончил университет с золотой медалью и был оставлен
при университете для подготовки к профессорскому званию. После защиты
диссертации на степень магистра зоологии был направлен Министерством просвещения
в двухгодичную заграничную командировку, во время которой работал в
зоологических музеях Граца, Вены, Лейдена, Парижа и Лондона.
Как ученого Мензбира интересовали главным
образом орнитологические вопросы. Будучи профессором по кафедре зоологии и
сравнительной анатомии Московского университета, своими блестящими лекциями он
сразу же привлек к себе внимание студентов, за время своей многолетней профессорской
деятельности воспитал немало ученых (среди них основатель школы сравнительной
морфологии академик А.Н. Северцов, орнитолог, зоогеограф, палеонтолог академик
П.П. Сушкин, основатель Дарвиновского музея в Москве, выдающийся орнитолог
А.Ф. Котс). Вместе со своими учениками он превратил маленький кабинет
сравнительной анатомии Московского университета в большой институт с
прекрасной библиотекой и превосходным музеем. В 1917 году Мензбир стал первым
выборным ректором университета.
Широкую известность в самых разнообразных
кругах русского общества создали Мензбиру его книги «Птицы России» (1893—1895
гг.) и «Охотничьи и промысловые птицы Европейской России и Кавказа» (1900—1902
гг.). Михаил Александрович был активным борцом за дарвинизм в России и в
1925—1929 гг. под его редакцией вышло четырехтомное издание сочинений Ч.
Дарвина на русском языке, причем Мензбир был автором части переводов.
Скончался Михаил Александрович Мензбир 10 октября 1935 года. Человеком он был
чрезвычайно скромным, не случайно фотографий после него почти не осталось.
Некоторые из них хранятся в фондах объединения «ТОИАЛМ», куда в начале 1950-х
годов поступила коллекция материалов ученого. Это семейные снимки (с женой и
дочерьми), снимки Михаила Александровича среди учеников и упомянутый выше
амбротип с изображением матери…
Зная дату смерти Ольги Юлиановны, мы можем сказать,
что уникальный амбротип с ее изображением был изготовлен не позднее второй половины
1866 и не ранее 1854 года. Он раскрашен, так как нераскрашенные пластинки были
серовато-зелеными и детали изображения выглядели менее четко проработанными,
заключен в зеленую бархатную рамку (или кейс, как ее иначе можно назвать). В
герметичный кейс коллоидные позитивы обрамляли с целью их лучшей сохранности,
так как в основе своей амбротипы имеют легко бьющийся материал — стекло.
На большинстве дошедших до нас фотографий
минувшие годы оставили отпечаток — некоторые изображения стали неразличимыми,
ведь их носитель — недолговечный материал. Они легко повреждались механически,
большинство из них хранилось в домах, где вечернее освещение вначале было
свечным, а позже газовым, и не удивительно, что на снимках возникал и постепенно
увеличивался слой копоти. Позднее сама атмосфера окружающей среды в
индустриальных городах способствовала старению чувствительного изображения,
которое постепенно угасало, ведь даже наличие пыли в воздухе может вызывать
царапины и истирания эмульсионных слоев. Портрет О.Ю. Мензбир время пощадило во
многом благодаря тому, что при хранении коллекции фотодокументов в музее
соблюдается определенный режим, позволяющий уменьшить степень разрушения
изобразительного источника. Несмотря на то, что рамка разгерметизирована,
амбротип лишь слегка поцарапан и загрязнен, но это неизбежные следы бытования.
Любое изображение подвергается со временем необратимой деструкции. Поэтому
каждая из уникальных фотографий, сохранившихся до наших дней, является особой
ценностью, связывающей нас с прошедшими временами, которые отдаляясь,
становятся все дороже…
Автор фоторепродукции амбротипа «Мать Михаила
Александровича Мензбира Ольга Юлиановна Мензбир» Александр Федорович Лакомов —
зав. отделом природы ГУК ТО «Объединение «ТОИАЛМ».
Примечания
1 ТОКМ 3803.
2 Ресина Н.Я. Михаил Александрович Мензбир. Л., 1985. С. 10.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же. С. 45.
Литература
Полозов Е.М. Выдающийся зоолог Михаил Александрович Мензбир //
Гордость земли Тульской. Тула, 1991.
Грабар Н.М. Уникальные фотодокументы:
идентификация, реставрация и хранение // Фотодокументы и редкие издания:
сохранность в процессе использования. М, 2004.
Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии М.,
1987.
Восстановить мгновение / Д.А. Леменовский, Н.М. Грабар, Г.П.
Брусова, Б.В. Локшин // Природа. 2004. №6. То же [Электронный ресурс]. URL:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/ JOURNAL/NATURE/06_04/DAGUERRE.HTM
Библиографическая ссылка:
Дементьева И. Портрет матери выдающегося
зоолога М.А. Мензбира – уникальный экспонат в фондах объединения «ТОИАЛМ»/ И.
Дементьева // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9. -
С. 61-63
Комментариев нет:
Отправить комментарий