Юлия АНТОНОВА
Если вы удачно выберете труд и вложите
в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
К. Д. Ушинский
Процессы модернизации, происходившие в Российской
империи во второй половине XIX — начале XX века, проведение буржуазных реформ и
социальные изменения в стране оказали сильное воздействие на традиционный уклад
жизни населения и, в частности, на положение женщины в обществе. Экономические
потребности общества в квалифицированных работниках, в том числе умственного труда,
законодательная деятельность государства, активная общественная деятельность способствовали
становлению системы женского образования, была создана женская средняя школа, происходили
позитивные изменения в начальной школе, получили развитие и женские учебные заведения
Святейшего Синода. Получение образования различного уровня предоставляло девочкам
возможность более широкой социализации, замужество становилось не единственным предназначением
женщины. Постепенно уходили в прошлое стереотипы о непригодности женского мозга
к умственной деятельности. Именно в сфере просвещения наиболее наглядно прослеживается
феминизация труда. В период с 1880 по 1914 г. численность женщин-педагогов в Тульской
губернии возросла с 26 до 2321, т. е. в 82 раза; в процентном соотношении с педагогами-мужчинами
доля женщин возросла с 25,8% до 74 %[1]. Организация женского педагогического
образования в нашем городе во многом способствовала этому.
В процессе образования и воспитания определяющую
роль играет личность педагога. Именно педагоги могут передать ученикам — будущим
профессионалам — не только знания, умения, навыки и компетенции, но и приобщить
их к сложившейся системе ценностей, мировоззрению, оказать содействие в формировании
отношения каждого из подопечных к себе, окружающим, обществу в целом. Благородные
мотивы выбора профессии, готовность к постоянному самосовершенствованию, способность
к полной творческой самоотдаче — именно это отличает настоящего учителя. Известный
земский деятель, занимавшийся вопросами народного образования, П.С. Шереметьев отмечал:
«Среди учительниц гораздо чаще, чем среди учителей встречаются личности, взявшиеся
за учительство не в силу материальной необходимости, а из любви к делу, в силу
сознания важности его, желания внести побольше знаний и света в темную массу и действительно
влагающие в это дело всю свою душу, все свои силы. Подобные личности бесспорно должны
иметь немалое нравственное влияние не только на учеников, окончивших под их руководством
школу, но и вообще на окружающее их население»[2].
Среди успешных женщин-педагогов Тулы следует отметить:
начальницу женской гимназии Е.А. Мясново, попечительницу детских приютов О.А. Шлиппе,
начальницу женской гимназии А.И. Боровиковскую, попечительниц учебных заведений
Тулы О.П. Юшневскую, Е.Г. Котюхову, а также начальницу Тульской женской учительской
семинарии Л.Н. Желябужскую и начальницу женского епархиального училища С.А. Сытину,
которые очень много сделали для развития образования в Туле.
Сохранилось не так много сведений о профессиональной
деятельности тульских женщин-педагогов. Материалы фонда дирекции народных училищ
и фондов образовательных учреждений Тулы, хранящиеся в ГАУ ТО «Государственный
архив», такие как формулярные списки, протоколы заседаний
педагогических советов, переписка с попечительством
Московского учебного округа, городской Думой, позволяют нам узнать о судьбе руководительниц
Тульского епархиального училища, Тульской женской учительской семинарии. Их деятельность
отражала развитие педагогических идей периода, пробуждение общественного сознания,
а также отвечала возросшей потребности реализации индивидуальных возможностей и
внутренних ресурсов личности учеников. Творческий подход к выполнению своих обязанностей,
постоянная корректировка общих требований и стандартов в интересах каждой воспитанницы,
преданность профессии — все это выделяет С.А. Сытину и Л.Н. Желябужскую среди других
женщин-руководительниц учебных заведений.
Огромная заслуга в успешной деятельности Тульского
епархиального училища принадлежит его начальнице Софье Аполлоновне Сытиной. Она
происходила из дворян, имела звание домашней учительницы. Сорок лет своей жизни
Софья Аполлоновна посвятила училищу, занимала должность начальницы с 1874 по
1915 г. За это время было выпущено 2000 учениц[3]. В соответствии
с программой в училище преподавались русский язык, чистописание, педагогика, математика,
география, история, рисование, немецкий и французский языки, рукоделие, пение и
музыка. Начальница постоянно заботилась о создании условий, в которых обучение
было бы максимально наглядным и увлекательным для воспитанниц. Усилиями попечителей
и инспекторов В.И. Шумова (1874—1890) и В.А. Сахарова (с 1890 г.) училище успешно
развивалось: был открыт кабинет физики, класс изящных видов рукоделия, иконописи,
воспитанницы имели возможность упражняться в игре на фортепиано и скрипке. Воспитанницы
демонстрировали успехи в учебе (средний балл учениц составлял — 3,7—4,05), случаи
отчисления по неуспеваемости были крайне редки [4].
Училище неоднократно посещали общественные, церковные,
государственные деятели, оставляя отзывы в книге почетных посетителей. Член Государственного
Совета В.К. Саблер писал 13 марта 1889 года: «Посещение училища доставило мне истинное
утешение, стройно и умилительно исполняли воспитанницы церковные песнопения. Софья
Аполлоновна, готовя будущих учительниц, большое внимание уделяла урокам по общей
дидактике, преподавалась и техника «учительского ремесла»: в школе при семинарии
воспитанницы руководили занятиями детей. Школа эта вполне заслуживает наименоваться
«образцовой». Все в ней свидетельствует о разумной заботливости руководителя и
об усердном труде учащих и воспитывающих». Соединение теории и практики было основой
педагогического подхода в училище. Как отмечал И.О. Савич, неоднократно посещавший
епархиальное училище, «школа эта вполне заслуживает наименоваться «образцовой»,
все в ней свидетельствует о разумной заботливости руководителя и об усердном труде
учащих и воспитывающих». Граф Г. Капнист, попечитель Московского учебного округа
22 марта 1894 г.: « ...посетил с особым удовольствием Епархиальное училище...».
Синодальный ревизор С.И. Миропольский 7 ноября 1896 г.: «Училище …из бедного захудалого
приюта (каким я его видел семнадцать лет назад) развилось в прекрасное вполне образцовое
учебно-воспитательное заведение»[5]. Эти отзывы отражают ежедневную
кропотливую работу Софьи Аполлоновны и педагогического совета училища по созданию
системы всестороннего образования будущих учительниц.
На мой взгляд, гораздо более важны свидетельства
об особой атмосфере, царившей в училище. Это была атмосфера любви, понимания и
взаимопомощи, «семейной уютности, сердечности, добродушия и в то же время такой
же семейной искренности»[6], созданная неутомимой начальницей Софьей
Аполлоновной Сытиной. На протяжении сорока лет руководства училищем она относилась
к ученицам с поистине материнской заботой и чуткостью, сочетаемой с требовательностью.
Ее отношения с воспитанницами не ограничивались занятиями, в училище регулярно
проходили детские праздники, вечера. По инициативе Софьи Аполлоновны на ее личные
сбережения и при поддержке выпускниц училища была организована библиотека, учреждена
стипендия Сытиной для прилежных учениц. В последние годы жизни начальница училища,
несмотря на потерю слуха, сохраняла бодрость и энергию в организации учебы и досуга
воспитанниц.
Педагогическая деятельность С.А. Сытиной получила
высокую общественную оценку. По представлению В.К. Саблера она была награждена
золотой шейной медалью на Андреевской ленте, удостоена благословения Святейшего
Синода с выдачей установленной грамоты. По окончании педагогической деятельности
Епархиальный совет назначил ей пенсию в размере 800 руб. в год[7]. Большинство
выпускниц училища стали учительницами
в городских и сельских народных училищах. Обучение
под руководством Софьи Аполлоновны помогло их личному и профессиональному самоопределению.
Начальница Тульской женской учительской семинарии
Лидия Николаевна Желябужская в 1909 г. окончила гимназию в г. Кронштадте, позже
краткие педагогические курсы в Ефремове и курсы воспитательниц и учительниц, затем
работала в Калуге. Лидия Николаевна имела семью, ее муж был действительным статским
советником. На протяжении 11 лет она руководила Тульской учительской семинарией
— с 1909 по 1918 гг.[8]. В семинарии наряду с уроками проводились
беседы по истории и литературе, воспитанницы могли дополнительно заниматься музыкой
(для этой цели стараниями Лидии Николаевны был приобретен рояль). Воспитанницы регулярно
посещали концерты симфонической музыки в зале Дворянского собрания. Семинария выписывала
около двадцати наименований журналов, среди которых были «Русская школа», «Вестник
образования», «Вестник Европы», «Вестник психологии». Регулярно покупались книги
для библиотеки на весьма значительные суммы (свыше 400 руб.), как правило, в рассрочку.
Делалось все возможное для постоянного повышения уровня образования учениц, поддержки
их самостоятельной творческой активности, самореализации личности. Начальница проявляла
заботу не только об организации учебной деятельности, но и о бытовой стороне жизни
воспитанниц: перед Рождеством им выдавалась «материя», для того, чтобы они могли
сшить себе платье во время каникул, летом им выдавались соломенные шляпки и летние
платья[9].
Лидии Николаевне удалось создать в семинарии
обстановку взаимопонимания и сотрудничества, но в то же время доброжелательное
отношение к воспитанницам не исключало требовательности в отношении их
поведения. В протоколах заседаний педагогического совета проблемы, связанные с
нарушением дисциплины, упоминаются редко. Например, в мае 1910 г. обсуждался
вопрос о том, что «воспитанницы в последнее время небрежно относятся к
занятиям и слишком свободно себя держат». Педсовет единогласно принял решение
просить начальницу Л.Н. Желябужскую поговорить с ними «более строго и указать
на возможные дурные последствия их поведения», было решено запретить
воспитанницам посещать городской Кремлевский сад[10]. 24
февраля 1915 г. обсуждался вопрос о поведении воспитанниц Кулешовой, Зуевой,
Козьминой: «На уроках садоводства Кулешова читала, в ответ на требование
отдать книгу отказалась, Зуева и Козьмина поддержали ее. Преподаватель попросил
их выйти. Они ушли, но вскоре вернулись, заявив, что они должны быть на уроке.
Решением педсовета учениц лишили стипендии»[11]. Впоследствии случаи нарушения дисциплины воспитанницами
не упоминаются. Очевидно, что такие достаточно жесткие меры применялись крайне
редко, носили исключительный характер.
Лидия Николаевна активно участвовала в общественной
жизни города. В 1911 она обращалась в городскую Управу с прошением о выдаче пособия
в размере 300 руб. для открытия образцового училища, т. к. Министерство образования
не выделило средств на наем помещения. Желябужская просила 600 руб. в год, отмечая:
«Смелость на изложения ходатайства дает мне мысль, что училище хорошо оборудовано
во всех деталях, дает возможность наилучшим образом подготовить будущих просветительниц
народа, само училище же при сравнительно небольшой затратой городом, будет обслуживать
население Тулы в его стремлении дать детям своим образование, в особенности теперь,
при утвердительном решении вопроса о всеобщем образовании». В решении Управы по
этому делу отмечалось, что, несмотря на несомненную пользу училища, оно «вызывает
значительный расход, который для Городского Управления, при стесненном финансовом
положении его, является обременительным... Выяснить с начальницей семинарии вопрос
о том, не представится ли возможным вести образцовые уроки в одной из городских
начальных школ, содержимых Городским Управлением, и подготовить особый доклад»[6].
В 1912 г. Лидия Николаевна вела переписку с городской
Думой о предоставлении участка под строительство учительского института. Выделенный
участок на окраине города, по ее мнению, был неудобен, так как «соседствовал с
военными складами, имеющими караульную команду солдат, винными складами, имеющими
большой штат рабочих, что создавало неудобство для девушек выхода в вечернее время,
а также рядом находилась свалка, стоял сильный запах»[13]. Дума
не торопилась с принятием решения.
Возможно, болезнь Лидии Николаевны стала результатом
затянувшейся переписки и непонимания городской властью нужд образования, о которых
она так искренно заботилась. Как отмечали доктора, болезнь наступила «вследствие
сильного переутомления», и Попечительство Московского учебного округа предоставило
Л.Н. Желябужской отпуск[14]. Эта переписка свидетельствует о значительном
вкладе педагогической общественности города в последовавшее вскоре открытие Учительского
института.
Во время Первой мировой войны педагоги и воспитанницы
под руководством Лидии Николаевны оказывали посильную помощь фронту: участвовали
в кружечном сборе для раненых, устроенном «Комитетом Ее Императорского Высочества
Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от
военных бедствий», изготавливали кисеты для воинов, перечислили сто рублей на нужды
фронта, за что училищу была выражена благодарность г. Нейдгардтом от лица Великой
княжны Татьяны Николаевны[15]. Гуманизм и глубокое чувство патриотизма
не были отвлеченными понятиями для воспитанниц семинарии.
Отношения между учителями и учащимися резко изменились
после революционных событий 1917 г. После отречения от власти Николая II на волне
общей демократизации жизни в стране 6 марта был отменен «внешний надзор» за учащимися,
т. е. контроль за их поведением во внеурочное время. К этому решению педагоги семинарии
отнеслись с одобрением, однако отметили в протоколе педсовета, что с педагогов и
всякого взрослого лица не снимается ответственность за поведение воспитанников
вне школы. Тогда же началось создание органов ученического самоуправления. Совет
учащихся семинарии 11 октября 1917 г. принял решение отменить обязательное посещение
учащимися церковной службы, с чем педагогический совет не согласился, отметив,
что совет учащихся может лишь выражать свое отношение к вопросу, но не принимать
решение. К общему мнению по этому вопросу прийти так и не удалось.
Ученицы семинарии организовали
двухнедельную забастовку[16]. Посещение церковной службы ученицами
было возобновлено. Это решение педагогического совета впоследствии сыграло немаловажную
роль в судьбе Лидии Николаевны.
После октябрьских событий 1917 г. возникли серьезные
проблемы в выборе «стиля педагогического руководства», невозможность разрешения
которых и привела к отставке начальницы училища. Увольнение Желябужской было связано
с ее разногласиями с советской властью по вопросам воспитания будущих учительниц.
Этому во многом поспособствовали органы новой власти. Она сообщала на заседании
педагогического совета: 19 февраля 1918 г.[17]: «Я
была экстренно вызвана к комиссару юстиции отношением за №36 в окружной суд для
личных объяснений по поводу прошения об увольнении, поданного воспитанницами семинарии».
Комиссар юстиции зачитал следующие пункты обвинения воспитанницами начальницы:
неподчинение советской власти и усиление агитации против нее, насилие над свободой
совести воспитанниц, выражавшееся в принуждении их посещать общую молитву и в сохранении
уроков Закона Божия. Лидия Николаевна заявила: «При всех переменах правительства
я одинаково исполняла свои обязанности и официальные сообщения требований власти.
Никакой политической агитацией я никогда не занималась. Обязательное посещение молитв
входит в распорядок дня, установленный самими воспитанницами и предложениями педсовета,
причем воспитанницы просили помочь в неуклонном соблюдении правил означенного распорядка,
чтобы данное воспитанницами самоуправление было бы введено в их жизнь с успехом.
Что касается уроков Закона Божия, то декрет ей лично не был получен. Педсовет выразил
желание сохранить их до конца года». После словесных объяснений комиссар взял с
Л.Н. Желябужской подписку о подчинении советской власти и немедленной явке по первому
же требованию, отметив, что она находится под следствием и что до выяснения степени
ее контрреволюционной деятельности она должна сложить с себя полномочия начальницы
семинарии. Лидия Николаевна просила дать ей сутки для обсуждения сложившейся ситуации
с педагогическим коллективом, но в этом ей было отказано. На заседании педсовета
20 февраля 1918 г. она заявила о сложении с себя полномочий начальницы, отметив:
«С точки зрения педагогической я решительно не допускаю факта судилища воспитательницы
со своими воспитанницами». Заслушав это заявление, педсовет принял решение о прекращении
полномочий начальницы и передаче их исполнения временно зам. председателя педсовета
Г.В. Касаткину. Страх педагогов перед возможными мерами новой власти выразился и
в том, что, когда Лидия Николаевна попросила сохранить за собой уроки педагогики,
прося при этом «оградить ее как преподавательницу от возможных… эксцессов со стороны
некоторых учениц», педсовет заявил, что не предлагал ей уроков, и отказал в решении
вопроса о поведении учениц. Однако уроки были сохранены за Желябужской до выборов
новой начальницы, оставили ей и казенную квартиру. К сожалению, мы не располагаем
более полными сведениями об инциденте, которые позволили бы проанализировать мотивы
членов педсовета. Возможно, поспешное решение об устранении Лидии Николаевны было
продиктовано страхом перед репрессиями со стороны новой власти. Может быть, оно
стало результатом серьезных противоречий между начальницей и педагогами, что вполне
возможно, учитывая ее строгость и требовательность. Так или иначе, изучение протокола
педсовета вскрывает сложные проблемы, с которыми столкнулась педагогическая общественность
в период строительства новой системы образования.
Изучение педагогической деятельности С.А. Сытиной
и Л.Н. Желябужской позволяет сделать вывод о том, что передовые педагогические
идеи, выраженные в трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.Н. Карева, А.И. Сикорского
и других, получили всестороннее воплощение в учебных заведениях: педагоги видели
обучение как процесс, как то, что всегда находится в изменении, движении, развитии,
главным ориентиром в котором должно стать формирование человеческой личности. Ежедневный
добросовестный труд руководительниц, высокий профессионализм, нравственные качества
и полная самоотдача способствовали формированию положительного образа учителя, развитию
системы педагогического образования в нашем городе, повышению ценности образования
и воспитания в сознании общества.
1. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской
России и 10-ти Привислянских, по переписи 20-го марта 1880 г. / Разраб. под ред.
А. Дубровского. СПб..: Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел, 1888. С. 433; Положение
начального народного образования в Тульской области в 1913 г: краткий обзор. Тула,
1915. С. 32—33.
2. Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии:
историко-статистический очерк. Тула, 1899. С. 5.
3. Савич И. О. Очерки из жизни богословской церковно-учительской школы
Каширского уезда (из личных воспоминаний и впечатлений). Тула, 1910. С. 7.
4. Глаголев Д. С. Тульское Епархиальное женское училище. Тула, 1901. С.
25—33.
5. Савич И.О. Очерки из жизни богословской церковно-учительской школы…
С. 10.
6. Там же.
7. Там же С. 15.
8. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 262. Оп. 1. Д. 32. Л. 10.
9. Там же. Л. 23.
10. Там же. Ф. 262. Оп.1. Д. 1. Л. 27.
11. Там же. Л. 210.
12. Там же. Ф. 174. Оп. 1. Д. 34482.
13. Там же. Ф. 262. Оп. 1. Д.3. Л. 16.
14. Там же. Л. 32.
15. Там же. Д.1. Л. 203.
16. Там же Л. 269.
17. Там же. Ф.
262. Оп. 1. Д. 1. Л. 283.
Библиографическая ссылка:
Антонова Ю. Женщины-педагоги Тулы конца XIX – начала XX вв.
/ Ю. Антонова // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9.
- С. 93-99.
Комментариев нет:
Отправить комментарий