Для этих произведений мелкой пластики, ограниченных пространством и формой, характерно широкое использование аллегорий, эмблем и символов. В рамках данного исследования особый интерес представляют региональные медали с тульской символикой. В настоящее время в понятие территориальной символики, призванной самоидентифицировать город или регион среди других субъектов страны, входят не только официальные государственные символы (герб, флаг и гимн). Например, комплекс государственной символики Москвы, наряду с официальными государственными символами, составляют официальные государственные символы административных округов, архитектурно-мемориальные и словесные символы города (1). Кроме того, современные исследователи выделяют еще несколько типов политических символов: например, скульптурные, историко-персоналистические, фольклорные и др. (2).Главным в ряду государственных символов городов и территорий является герб – особый знак, составленный по правилам геральдики, имеющий опознавательную, репрезентативную и юридическую функции. Герб Тулы, разработанный в 1725–1727 гг. товарищем герольдмейстера Герольдмейстерской конторы Франциском Санти (3), был Высочайше утвержден 8 марта 1778 г. (4).
Доклад сената «О гербах городов Тульского наместничества» содержал описание герба г. Тулы: «В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молотку золотому: все сие показует примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе» (5). В 1857 г. под руководством Бернгарда Кёне была проведена геральдическая реформа, которая упорядочила процесс составления территориальных гербов (6). В соответствии с новыми правилами был разработан герб Тульской губернии, утвержденный 5 июля 1878 г. (7). Его описание несколько отличается от герба г. Тулы: «В червленом щите серебряный клинок меча в пояс на двух таковых же опрокинутых клинках, косвенно положенных на крест. Все сопровождаемо вверху и внизу двумя золотыми молотками. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою». системе знаков, выражающих основные принципы политики Российской империи. Его изображения помещались на должностных знаках; на печатях организаций и лиц, занимающих административные посты; на пуговицах и погонах должностных мундиров чиновников и кокардах их головных уборов; на памятных медалях, знаках и жетонах; на флагах организаций; на знаках, разграничивающих губернии (8).
Использовался тульский герб и в ранний советский период с 1918 по 1920-е годы. Его символика (красный цвет поля, молотки и клинки) как нельзя лучше подошла советскому топониму – прозвищу города «Красная кузница».
Тульский герб, украшенный новой советской символикой – эмблемой «Серп и молот», надписью «РСФСР» и колосьями, – изображался на страховых свидетельствах, водопроводных марках и распределительных карточках (9).
В конце 1950 – начале 1960-х годов на волне общей демократизации общества интерес к городскому гербу возник вновь. Знаковыми событиями для реабилитации многих исторических городских гербов, в том числе и тульского, стали публикации rонца 1950-х годов посвященные геральдике. В 1956 г. опубликована статья А. А. Ураносова, в которой исторические гербы российских городов рассмотрены в качестве источника для истории техники (10). В печати появляются публикации, в которых советская символика увязывается с планами монументальной пропаганды, и идеологическое понимание городских гербов обозначается как раздел коммунистического воспитания. В 1959 г. в официальном печатном органе Верховного Совета СССР – газете «Известия» – была опубликована статья Даниила Гранина «Пусть у города будет герб». В статье писатель ставил вопрос о необходимости новой городской символики для нового советского города, но в тоже время допускал возрождение старых гербов, в которых отражены природа, ремесла, история края. В качестве идеологически правильного было приведено описание тульского герба (11). Важным событием 1962 г. стало празднование 250-летия Тульского оружейного завода. К юбилею была изготовлена плакета (12) в виде исторического герба Тулы. На пластину, покрытую красной эмалью, положены клинки и ружейный ствол из белого металла и бронзовые молотки. Герб на плакете изображен с ошибкой: ружейный ствол развернут в геральдически левую сторону (13). (В качестве тульского сувенира плакета выпускалась и в последующие годы, но уже с правильной ориентацией ружейного ствола.)
В конце 1950 – начале 1960-х годов на волне общей демократизации общества интерес к городскому гербу возник вновь. Знаковыми событиями для реабилитации многих исторических городских гербов, в том числе и тульского, стали публикации rонца 1950-х годов посвященные геральдике. В 1956 г. опубликована статья А. А. Ураносова, в которой исторические гербы российских городов рассмотрены в качестве источника для истории техники (10). В печати появляются публикации, в которых советская символика увязывается с планами монументальной пропаганды, и идеологическое понимание городских гербов обозначается как раздел коммунистического воспитания. В 1959 г. в официальном печатном органе Верховного Совета СССР – газете «Известия» – была опубликована статья Даниила Гранина «Пусть у города будет герб». В статье писатель ставил вопрос о необходимости новой городской символики для нового советского города, но в тоже время допускал возрождение старых гербов, в которых отражены природа, ремесла, история края. В качестве идеологически правильного было приведено описание тульского герба (11). Важным событием 1962 г. стало празднование 250-летия Тульского оружейного завода. К юбилею была изготовлена плакета (12) в виде исторического герба Тулы. На пластину, покрытую красной эмалью, положены клинки и ружейный ствол из белого металла и бронзовые молотки. Герб на плакете изображен с ошибкой: ружейный ствол развернут в геральдически левую сторону (13). (В качестве тульского сувенира плакета выпускалась и в последующие годы, но уже с правильной ориентацией ружейного ствола.)
Плакета помещена в деревянный футляр, на верхней крышке которого находится бронзовая накладка, изготовленная на Московском монетном дворе.
Накладка воспроизводит памятный знак, посвященный юбилею завода. Центральное место композиции знака занимает герб Тулы, дополненный советской символикой (красной пятиконечной звездой), лавровой и дубовой ветвями, аббревиатурой завода и юбилейными датами. Композиция символизирует неразрывную связь и синонимичность Тулы и государственного оружейного производства (14). Знак известен в нескольких вариантах исполнения: малый алюминиевый и большой бронзовый, имеющий булавочное и винтовое крепление.
Памятные юбилейные значки в виде медали на подвеске были выпущены и на самом оружейном заводе. Они также несут на себе изображение исторического герба Тулы.
В качестве локального идентификационного знака тульский герб присутствует более чем на трети региональных медалей, выпущенных в период 1960–1980-х годов (15). Однако в отсутствие геральдических норм при воспроизведении гербов допускалось большое количество ошибок: искажалась композиция, некоторые гербовые фигуры заменялись другими или вовсе отсутствовали, в герб вводились дополнительные фигуры.
Так, например, на медали «50 лет Тульскому механическому заводу “Красный Октябрь”» изображен герб, в пояс которого вместо ружейного ствола положена пушка, а вместо косвенно положенных накрест шпажных клинков изображено перекрещенное холодное оружие, более всего похожее на мечи. В территориальной геральдике пушка и меч являются распространенными негеральдическими фигурами и имеют определенное символическое толкование. Пушка олицетворяет готовность к отражению атаки, развитое оружейное дело или крепость. Изображение же меча символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. Стоит отметить, что и основа герба своим прототипом имеет щит, как оборонительное снаряжение. Таким образом, геральдическая композиция на медали, на первый взгляд схожая с фигурами тульского герба, имеет иное символическое значение – «Город-крепость, город воинской славы».
Так, например, на медали «50 лет Тульскому механическому заводу “Красный Октябрь”» изображен герб, в пояс которого вместо ружейного ствола положена пушка, а вместо косвенно положенных накрест шпажных клинков изображено перекрещенное холодное оружие, более всего похожее на мечи. В территориальной геральдике пушка и меч являются распространенными негеральдическими фигурами и имеют определенное символическое толкование. Пушка олицетворяет готовность к отражению атаки, развитое оружейное дело или крепость. Изображение же меча символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. Стоит отметить, что и основа герба своим прототипом имеет щит, как оборонительное снаряжение. Таким образом, геральдическая композиция на медали, на первый взгляд схожая с фигурами тульского герба, имеет иное символическое значение – «Город-крепость, город воинской славы».
На некоторых медалях тульский герб изображался с каймой или с каймой, обремененной точками. В соответствии с геральдическими правилами кайма является самостоятельной геральдической фигурой, имеющей понижающее значение (16).
На медали Тульского научно-исследовательского технологического института «Лучшему умельцу», напротив, изображена миниатюра, в которой тульский герб лишь угадывается: на щите отсутствуют ружейный ствол и молотки, а перекрещенные фигуры скорее похожи на мечи.
На медали Тульского научно-исследовательского технологического института «Лучшему умельцу», напротив, изображена миниатюра, в которой тульский герб лишь угадывается: на щите отсутствуют ружейный ствол и молотки, а перекрещенные фигуры скорее похожи на мечи.
Распространенной ошибкой было помещение названия города в главу щита исторического герба Тулы или герба Тульской губернии образца 1878 г. Эта практика сложилась под влиянием сувенирных значков геральдической серии, выпускавшихся с 1968 г.
Происходила путаница с употреблением исторических гербов Тулы и Тульской губернии. Бывший «губернский» герб нередко использовался для медалей «городской» тематики. В то же время для медалей, посвященных областным событиям, мог использоваться герб города Тулы.
Кроме исторических гербов Тулы и Тульской губернии на медалях встречается гербовидная эмблема в виде французского щита, на котором расположены наковальня с перевернутым над ней молотом, в левом верхнем углу пятиконечная звезда, а в оконечности надпись «ТУЛА» .
Центральное место в композиции занимает эмблема «молот и наковальня», в которой нашли отражение основные темы советского городского символотворчества 1960–1980-х годов: социалистическая, промышленная и историческая. Благодаря такой полисемичности этот символический комплекс стал популярен в тульской эмблематике. Молот мог изображаться положенным бойком или поставленным рукоятью на наковальню, но чаще перевернутым вниз.
Этот вариант эмблемы воспринимался как новый герб Тулы (17) и получил широкое распространение на сувенирах, печатной продукции и монументальных объектах .
Появление таких гербовидных изображений было следствием поисков нового «актуального» герба Тулы. Не стоит сбрасывать со счетов и попытку демилитаризовать тульскую символику, несмотря на то, что основной продукцией тульских предприятий оставалась «оборонка». В газете «Коммунар» за 1962 г. Ю. Петухов писал о новом предназначении Тулы: «Раньше ковали оружие, теперь куют счастье человеческое» (18).
Однако ни исторические гербы, ни эмблема с наковальней не удовлетворяли сторонников актуальной советской геральдики. В начале 1969 г. была опубликована заметка преподавателя истории школы № 34 Д. Богомазова «Современной Туле – новый герб». Он подверг критике и исторический герб Тулы и псевдогеральдические изображения: «Ныне Тула – город тяжелой индустрии – металлургии, машиностроения, оружейного производства. Ее герб в какой-то мере должен отражать лицо города» (19). В качестве примера приводилась инициатива харьковчан. 26 декабря 1968 г. 8-й сессией Харьковского городского Совета депутатов трудящихся XI созыва был утверждён «советский» герб города, составленный заслуженным художником УССР профессором Е. П. Егоровым. На белом поле (символ мира и света) был изображён золотой колос (символ достатка и урожайности полей) на фоне золотых орбит электронов, символизирующих науку города, в котором впервые в СССР было расщеплено атомное ядро. В верхней части щита был помещён красно-голубой флаг УССР, поверх которого расположены изображение зубчатого колеса (символ промышленности и индустрии) и название города.
Происходила путаница с употреблением исторических гербов Тулы и Тульской губернии. Бывший «губернский» герб нередко использовался для медалей «городской» тематики. В то же время для медалей, посвященных областным событиям, мог использоваться герб города Тулы.
Кроме исторических гербов Тулы и Тульской губернии на медалях встречается гербовидная эмблема в виде французского щита, на котором расположены наковальня с перевернутым над ней молотом, в левом верхнем углу пятиконечная звезда, а в оконечности надпись «ТУЛА» .
Центральное место в композиции занимает эмблема «молот и наковальня», в которой нашли отражение основные темы советского городского символотворчества 1960–1980-х годов: социалистическая, промышленная и историческая. Благодаря такой полисемичности этот символический комплекс стал популярен в тульской эмблематике. Молот мог изображаться положенным бойком или поставленным рукоятью на наковальню, но чаще перевернутым вниз.
Этот вариант эмблемы воспринимался как новый герб Тулы (17) и получил широкое распространение на сувенирах, печатной продукции и монументальных объектах .
Появление таких гербовидных изображений было следствием поисков нового «актуального» герба Тулы. Не стоит сбрасывать со счетов и попытку демилитаризовать тульскую символику, несмотря на то, что основной продукцией тульских предприятий оставалась «оборонка». В газете «Коммунар» за 1962 г. Ю. Петухов писал о новом предназначении Тулы: «Раньше ковали оружие, теперь куют счастье человеческое» (18).
Однако ни исторические гербы, ни эмблема с наковальней не удовлетворяли сторонников актуальной советской геральдики. В начале 1969 г. была опубликована заметка преподавателя истории школы № 34 Д. Богомазова «Современной Туле – новый герб». Он подверг критике и исторический герб Тулы и псевдогеральдические изображения: «Ныне Тула – город тяжелой индустрии – металлургии, машиностроения, оружейного производства. Ее герб в какой-то мере должен отражать лицо города» (19). В качестве примера приводилась инициатива харьковчан. 26 декабря 1968 г. 8-й сессией Харьковского городского Совета депутатов трудящихся XI созыва был утверждён «советский» герб города, составленный заслуженным художником УССР профессором Е. П. Егоровым. На белом поле (символ мира и света) был изображён золотой колос (символ достатка и урожайности полей) на фоне золотых орбит электронов, символизирующих науку города, в котором впервые в СССР было расщеплено атомное ядро. В верхней части щита был помещён красно-голубой флаг УССР, поверх которого расположены изображение зубчатого колеса (символ промышленности и индустрии) и название города.
На страницах областной прессы активно обсуждались и ошибки в изображении исторического тульского герба (20), и употребление фантастических гербоидов (21), и целесообразность создания новой городской эмблемы. Веским доводом против разработки новой тульской символики являлся ограниченный набор эмблем советской городской геральдики (22). Ведущие областные историки доктор наук, профессор Тульского государственного педагогического института В. Н. Ашурков, директор Тульского краеведческого музея В. И. Боть, заместитель директора музея по науке А. Т. Коркина, директор госархива З. М. Баташова единодушно выступили «…за надлежащее использование и популяризацию старого герба, который достойно выражает значение Тулы» (23).
На многих медалях, кроме геральдических, имеются и иные символические изображения, отражающие исторические, промышленные, культурные традиции и особенности города.
Основным архитектурно-мемориальным символом Тулы является Тульский кремль. Строительство каменного кремля в Туле было завершено в 1520 г. С 1850-х годов в кремле не проводилось никаких ремонтных ра бот, и к 1960-м годам он находился в неудовлетворительном состоянии.
С 1964 г. по инициативе Тульского горисполкома началась комплексная научно-исследовательская реставрация кремля, которая продлилась до начала 1970-х годов.
Изображение кремлевской стены Тулы имеется более чем на 30 региональных медалях 1960–1980-х годов, в которых нашли отражение процесс осмысления тульского кремля как символического объекта и некоторые этапы реставрации этого исторического памятника.
За героическую оборону в период Великой Отечественной войны и за успехи в развитии народного хозяйства 3 декабря 1966 г. Тула была награждена орденом Ленина. В честь этого события в этом же или следующем 1967 г. в Центральном конструкторско-исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия была отчеканена памятная медаль. На лицевой стороне в качестве фона изображена башня Пятницких ворот до окончания реставрационных работ. В уменьшенном виде эта медаль, дополненная датой 1967 г., воспроизведена также в виде нагрудного знака.
К началу 1970-х годов была восстановлена значительная часть кремлевских стен, а над башнями возведены шатры. Одной из первых шатер получила угловая Спасская башня.
Однако главным парадным входом в кремль являются Одоевские ворота. Башня Одоевских ворот, в отличие от других, украшена вытянутым луковичным навершием. Ее изображение чаще других использовалось на региональных медалях. При реставрации все башни кремля получили завершения в виде флажков-флюгеров. На Одоевской башне, отреставрированной одной из первых, в 1965 г. также был установлен флажок, замененный в мае 1969 г. на знак в виде герба города (24).
На некоторых объектах изображена не только башня Одоевских ворот и часть кремлевской стены, но другие здания, расположенные в непосредственной близости от главного входа в кремль: Успенский собор, построенный в 1762–1764 гг., и бывший Дом просветительных организаций имени Александра II.
На медали, посвященной 70-летию пожарной охраны, воспроизведена не реальная перспектива кремлевской стены, а компиляция из символических изображений: Спасской и Одоевской башен Тульского кремля и памятника Петру Великому.
Памятник работы Роберта Романовича Баха (1859–1933) был сооружен в 1912 г. на добровольные пожертвования рабочих и служащих к 200-летнему юбилею Оружейного завода. Он стал еще одним символом Тулы, возрожденным в конце 1950–начале 1960-х годов. В 1920 г. он был демонтирован, снят с постамента, но не был переплавлен и хранился на территории завода. Обнаружили его случайно в 1957 г., хранящимся в ящике под лестницей в сарае пожарной части завода. В этом году памятник был установлен на территории ТОЗ, а в 1962 г. к 250-летнему юбилею завода он был перенесен на свое нынешнее место у центрального входа в современное здание заводоуправления (25). Изображение памятника Петру Великому присутствует на юбилейных медалях, выпущенных на Тульском оружейном заводе: «50 лет
Советской власти» (1967 г.), «100 лет со дня рождения В. И. Ленина» (1970 г.),
«275 лет Тульскому оружейному заводу» (1987 г.).Однако выступать полноценно в качестве историко-персоналистического символа советского города памятник Петру Великому не мог: кроме выражения исторического предназначения Тулы, в нем присутствовал и монархический подтекст. В то же время в советской иконографии особое место занимает канонизированный образ коллективного героя – рабочего, который уже в первый год советской власти был визуализирован в фигуре кузнеца. В качестве главных атрибутов образа выступают молот, кожаный фартук и наковальня.
В последующие годы сформировались и два основных варианта изображения кузнеца: действие и величественное спокойствие, которые составляли собирательный символический образ рабочего класса. Действие символизировало мощь и героизм рабочих. Кузнец изображался, как правило, бьющим молотом по наковальне, одновременно разрушая символы старого мира и созидая новую жизнь. Образы статичного рабочего символизировали профессионализм, достоинство и уверенность победившего пролетариата (26).
В отличие от раннего советского символического языка в локальной символике 1960–1980-х годов нет противопоставления прошлого и настоящего. Напротив, она сознательно обращается к прошлому, обеспечивая воображаемую преемственность путем обращения к символике времен Российской империи или более ранних периодов (27). Поэтому в этот период собирательный образ рабочего-кузнеца, имеющий в региональном контексте дополнительные уровни символического значения (исторический и профессиональный), становится важной составляющей тульского символического комплекса.
Решением Исполкома Тульского горсовета № 4т43-5 от 5 марта 1969 г. были изготовлены медали для новорожденных туляков (28). На медалях изображен рабочий-кузнец в действии. Искры от удара молота освещают перспективу плодов созидательного труда: производственные корпуса предприятий и жилые новостройки. При этом наковальня базируется на исторических символах Тулы: гербе и изображении
кремлевской стены.
Историческая преемственность на тульских медалях прослеживается и в изображении рабочего в состоянии величественного спокойствия. На медали «Издревле земля Тульская мастерами славится» фигура рабочего передана через персоналию Левши, который также является собирательным образом тульского мастера. Дополнительным историческим фоном медали является Тульский кремль.
На медалях 1960–1980-х годов нашла отражение и тема рабочего, сражающегося с врагом. На медали «35 лет обороны Тулы» рабочий-кузнец направляет мощь вознесенного молота на немецко-фашистских захватчиков, надвигающихся на Тулу. Он изображен на фоне стены Тульского кремля, за которой находится Спасская башня Кремля Московского.
Символика медали отражает не только роль туляков в обороне города, но и их вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Культ Победы в Великой Отечественной войне, который начал формироваться с празднования в 1965 г. 20-летнего юбилея, оказал большое влияние
на региональную символику. В 1960–1980 гг. по всему Советскому Союзу были сооружены памятники и мемориалы Великой Отечественной войны, ставшие «визитными карточками» городов. В 1968 г. был установлен мемориальный комплекс «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году» (авторы Б. И. Дюжев (1928–1998), Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич (1936–2009)).
Группа обелисков «Три штыка» этого комплекса стала архитектурной доминантой южной части Тулы и использовалась на памятных медалях в качестве символического изображения.
7 декабря 1976 г. за мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, Туле было присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда». В честь этого события была выпущена памятная медаль.
В качестве основы была использована медаль, отчеканенная в честь награждения Тулы орденом Ленина. Медаль исполнена в алюминии, анодирована «под золото», на свободное поле лицевой стороны наложено латунное изображение медали «Золотая Звезда». Как и в случае с медалью в честь награждения Тулы орденом Ленина, в пару к настольной медали был отчеканен и памятный знак в честь присвоения Туле почетного звания «Город-герой».
Изображение медали «Золотая Звезда» как атрибута города-героя Тулы более 10 раз встречается на региональных медалях. Следует отметить попытки введения изображения этого знака отличия в состав тульского герба.
Иногда «Золотой Звездой» украшался правый верхний угол герба, в других случаях она располагалась в верхней части герба.
Это стало продолжением советской геральдической традиции оформления гербов городов-героев: Одессы (утв. 19.10.1967), Волгограда (утв. 04.03.1968), Севастополя (утв. 12.02.1969), Киева (утв. 27.05.1969). Герб Новороссийска был утвержден 30 июля 1968 г., а 25 февраля 1974 г. в него была официально введена медаль «Золотая Звезда» в связи с присвоением в 1973 г. городу звания «Город-герой» (29).
На многих медалях представлены целые комплексы символов и символических изображений. Например, на триптихе «Ленин» имеются изображения тульского герба (воспроизведено изображение щита герба Тульской губернии); кремлевской стены со Спасской башней; медали «Золотая Звезда»; стрелкового оружия; молота с наковальней, стилизованных под эмблему «серп и молот».
Изображение кремлевской стены Тулы имеется более чем на 30 региональных медалях 1960–1980-х годов, в которых нашли отражение процесс осмысления тульского кремля как символического объекта и некоторые этапы реставрации этого исторического памятника.
За героическую оборону в период Великой Отечественной войны и за успехи в развитии народного хозяйства 3 декабря 1966 г. Тула была награждена орденом Ленина. В честь этого события в этом же или следующем 1967 г. в Центральном конструкторско-исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия была отчеканена памятная медаль. На лицевой стороне в качестве фона изображена башня Пятницких ворот до окончания реставрационных работ. В уменьшенном виде эта медаль, дополненная датой 1967 г., воспроизведена также в виде нагрудного знака.
К началу 1970-х годов была восстановлена значительная часть кремлевских стен, а над башнями возведены шатры. Одной из первых шатер получила угловая Спасская башня.
Однако главным парадным входом в кремль являются Одоевские ворота. Башня Одоевских ворот, в отличие от других, украшена вытянутым луковичным навершием. Ее изображение чаще других использовалось на региональных медалях. При реставрации все башни кремля получили завершения в виде флажков-флюгеров. На Одоевской башне, отреставрированной одной из первых, в 1965 г. также был установлен флажок, замененный в мае 1969 г. на знак в виде герба города (24).
На некоторых объектах изображена не только башня Одоевских ворот и часть кремлевской стены, но другие здания, расположенные в непосредственной близости от главного входа в кремль: Успенский собор, построенный в 1762–1764 гг., и бывший Дом просветительных организаций имени Александра II.
На медали, посвященной 70-летию пожарной охраны, воспроизведена не реальная перспектива кремлевской стены, а компиляция из символических изображений: Спасской и Одоевской башен Тульского кремля и памятника Петру Великому.
Памятник работы Роберта Романовича Баха (1859–1933) был сооружен в 1912 г. на добровольные пожертвования рабочих и служащих к 200-летнему юбилею Оружейного завода. Он стал еще одним символом Тулы, возрожденным в конце 1950–начале 1960-х годов. В 1920 г. он был демонтирован, снят с постамента, но не был переплавлен и хранился на территории завода. Обнаружили его случайно в 1957 г., хранящимся в ящике под лестницей в сарае пожарной части завода. В этом году памятник был установлен на территории ТОЗ, а в 1962 г. к 250-летнему юбилею завода он был перенесен на свое нынешнее место у центрального входа в современное здание заводоуправления (25). Изображение памятника Петру Великому присутствует на юбилейных медалях, выпущенных на Тульском оружейном заводе: «50 лет
Советской власти» (1967 г.), «100 лет со дня рождения В. И. Ленина» (1970 г.),
«275 лет Тульскому оружейному заводу» (1987 г.).Однако выступать полноценно в качестве историко-персоналистического символа советского города памятник Петру Великому не мог: кроме выражения исторического предназначения Тулы, в нем присутствовал и монархический подтекст. В то же время в советской иконографии особое место занимает канонизированный образ коллективного героя – рабочего, который уже в первый год советской власти был визуализирован в фигуре кузнеца. В качестве главных атрибутов образа выступают молот, кожаный фартук и наковальня.
В последующие годы сформировались и два основных варианта изображения кузнеца: действие и величественное спокойствие, которые составляли собирательный символический образ рабочего класса. Действие символизировало мощь и героизм рабочих. Кузнец изображался, как правило, бьющим молотом по наковальне, одновременно разрушая символы старого мира и созидая новую жизнь. Образы статичного рабочего символизировали профессионализм, достоинство и уверенность победившего пролетариата (26).
В отличие от раннего советского символического языка в локальной символике 1960–1980-х годов нет противопоставления прошлого и настоящего. Напротив, она сознательно обращается к прошлому, обеспечивая воображаемую преемственность путем обращения к символике времен Российской империи или более ранних периодов (27). Поэтому в этот период собирательный образ рабочего-кузнеца, имеющий в региональном контексте дополнительные уровни символического значения (исторический и профессиональный), становится важной составляющей тульского символического комплекса.
Решением Исполкома Тульского горсовета № 4т43-5 от 5 марта 1969 г. были изготовлены медали для новорожденных туляков (28). На медалях изображен рабочий-кузнец в действии. Искры от удара молота освещают перспективу плодов созидательного труда: производственные корпуса предприятий и жилые новостройки. При этом наковальня базируется на исторических символах Тулы: гербе и изображении
кремлевской стены.
Историческая преемственность на тульских медалях прослеживается и в изображении рабочего в состоянии величественного спокойствия. На медали «Издревле земля Тульская мастерами славится» фигура рабочего передана через персоналию Левши, который также является собирательным образом тульского мастера. Дополнительным историческим фоном медали является Тульский кремль.
На медалях 1960–1980-х годов нашла отражение и тема рабочего, сражающегося с врагом. На медали «35 лет обороны Тулы» рабочий-кузнец направляет мощь вознесенного молота на немецко-фашистских захватчиков, надвигающихся на Тулу. Он изображен на фоне стены Тульского кремля, за которой находится Спасская башня Кремля Московского.
Символика медали отражает не только роль туляков в обороне города, но и их вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Культ Победы в Великой Отечественной войне, который начал формироваться с празднования в 1965 г. 20-летнего юбилея, оказал большое влияние
на региональную символику. В 1960–1980 гг. по всему Советскому Союзу были сооружены памятники и мемориалы Великой Отечественной войны, ставшие «визитными карточками» городов. В 1968 г. был установлен мемориальный комплекс «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году» (авторы Б. И. Дюжев (1928–1998), Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич (1936–2009)).
Группа обелисков «Три штыка» этого комплекса стала архитектурной доминантой южной части Тулы и использовалась на памятных медалях в качестве символического изображения.
7 декабря 1976 г. за мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, Туле было присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда». В честь этого события была выпущена памятная медаль.
В качестве основы была использована медаль, отчеканенная в честь награждения Тулы орденом Ленина. Медаль исполнена в алюминии, анодирована «под золото», на свободное поле лицевой стороны наложено латунное изображение медали «Золотая Звезда». Как и в случае с медалью в честь награждения Тулы орденом Ленина, в пару к настольной медали был отчеканен и памятный знак в честь присвоения Туле почетного звания «Город-герой».
Изображение медали «Золотая Звезда» как атрибута города-героя Тулы более 10 раз встречается на региональных медалях. Следует отметить попытки введения изображения этого знака отличия в состав тульского герба.
Иногда «Золотой Звездой» украшался правый верхний угол герба, в других случаях она располагалась в верхней части герба.
Это стало продолжением советской геральдической традиции оформления гербов городов-героев: Одессы (утв. 19.10.1967), Волгограда (утв. 04.03.1968), Севастополя (утв. 12.02.1969), Киева (утв. 27.05.1969). Герб Новороссийска был утвержден 30 июля 1968 г., а 25 февраля 1974 г. в него была официально введена медаль «Золотая Звезда» в связи с присвоением в 1973 г. городу звания «Город-герой» (29).
На многих медалях представлены целые комплексы символов и символических изображений. Например, на триптихе «Ленин» имеются изображения тульского герба (воспроизведено изображение щита герба Тульской губернии); кремлевской стены со Спасской башней; медали «Золотая Звезда»; стрелкового оружия; молота с наковальней, стилизованных под эмблему «серп и молот».
В данный комплекс входит и текстовая символика, представленная двумя цитатами, хорошо известными всем тулякам. Первая из них – «Значение Тулы для республики огромно» – это ленинская цитата из письма, посланного в один из самых тяжелых для большевиков моментов во время «похода на Москву» Вооружённых сил Юга России под командованием Деникина:
«20.X.1919 г. В Тулу. Товарищам Каминскому, Оськину, Межлауку. Товарищи!
Значение Тулы сейчас исключительно важно, – да и вообще, даже независимо от близости неприятеля, значение Тулы для республики огромно...» (30). В советское время она была неофициальным девизом города и получила широкое распространение, в том числе и в монументальной пропаганде.
Вторая цитата – «Тула веками оружье ковала» – начальные строки песни, которая называется «Тульская оборонная». Первоначально это была третья часть «Тульской сюиты» композитора, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Анатолия Григорьевича Новикова (1896–1984) на стихи московского поэта Владимира Сауловича Гурьяна. Написана она была
в 1958 г. (31). В советское время «Тульская оборонная» в исполнении ансамб-предваряя передачи Тульского блока. По мнению туляков, уже в 1970-е годы «Тульская оборонная» стала неофициальным гимном Тулы (32).
«20.X.1919 г. В Тулу. Товарищам Каминскому, Оськину, Межлауку. Товарищи!
Значение Тулы сейчас исключительно важно, – да и вообще, даже независимо от близости неприятеля, значение Тулы для республики огромно...» (30). В советское время она была неофициальным девизом города и получила широкое распространение, в том числе и в монументальной пропаганде.
Вторая цитата – «Тула веками оружье ковала» – начальные строки песни, которая называется «Тульская оборонная». Первоначально это была третья часть «Тульской сюиты» композитора, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Анатолия Григорьевича Новикова (1896–1984) на стихи московского поэта Владимира Сауловича Гурьяна. Написана она была
в 1958 г. (31). В советское время «Тульская оборонная» в исполнении ансамб-предваряя передачи Тульского блока. По мнению туляков, уже в 1970-е годы «Тульская оборонная» стала неофициальным гимном Тулы (32).
* * *
«Прекрасная эпоха» хрущевской «оттепели» оказала большое влияние на общественную жизнь в регионах. Возникший интерес к местной истории, природному и культурному наследию показал запрос на инструменты локальной идентификации. Основной чертой такой самоидентификации является сочетание советской эмблематики и возрожденного дореволюционного символического наследия. Во многом эти процессы протекали как инициатива «снизу», без соответствующего правового обеспечения.На примере тульских региональных медалей 1960–1980-х годов можно проследить формирование комплекса современной тульской официальной символики, которая сегодня состоит из гербов и флагов города Тулы и Тульской области, гимна города Тулы, официального знака города Тулы.
Исторические гербы Тулы и Тульской губернии легли в основу современных гербов и флагов города (33) и области (34). Медаль «Золотая Звезда» изображена на флаге и официальном знаке города Тулы. На знаке города находится также изображение кремлевской стены и башни Одоевских ворот. «Тульская оборонная» стала официальным гимном областного центра (35). Изображение «Трех штыков» вошло в эмблему Советского района города. Востребованы
и символы-персоналии: памятник Петру Великому входит в логотип Тульского оружейного завода, а памятник Левше является центральной фигурой герба ОАО АК «Туламашзавод» (36).
Примечания
1. О государственной и муниципальной символике в городе Москве: За кон города
Москвы № 40 от 11.06.2003 [Электронный ресурс] // MosOpen.ru: Электронная Москва
[сайт]. М., 2008–2016. http://mosopen.ru/document/40_zk_2003-06-11#related_docs /
(дата обращения: 12.10.2016).
2. Багдасарян В. Э. Идеология и политическая семиотика. М., 2010. С. 8, 9.
3. Подробнее о деятельности Ф. Санти на посту товарища герольдмейстера и истории
создания тульского герба см.: Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII–XIX вв. М., 1981. С. 39–51.
4. Все даты до 31.01 (14.02) 1918 г. даны по старому стилю.
5. ПСЗ-I. СПб., 1830. Т. 20. С. 598, 599. № 14717.
6. ПСЗ-II. СПб., 1858. Т. 32. Ч. 1. С. 580, 581. № 32037.
7. ПСЗ-II. СПб., 1880. Т. 53. Ч. 2. С. 6, 7. № 58684.
8. Соболева Н. А. Указ. соч. С. 141–146.
9. Трегубов Н. Л. Об изображении тульского герба на памятниках нумизматики и бонистики раннего советского периода (1919–1925 гг.) // Вспомогательные и специальные исторические науки истории в XX–начале XXI в.: Призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. (Москва, 14–15 апреля 2014 г. М., 2014. С. 381.
10. Ураносов А. А. Гербы русских городов XVIII в. как материал истории техники // Тр. ин-та истории естествознания и техники. Т. 7. История строительной науки и техники. М., 1956 . С. 225–232.
11. Гранин Д. Пусть у города будет герб // Известия. №272 (13199). 17.11.1959. С. 4.
12. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя и большим количеством углов).
13. В соответствии с правилами геральдики правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.
14. Эта общность города и оружейного завода была подчеркнута еще И. Ф. Афремовым в «Историческом обозрении Тульской губернии» 1850 г. См.: Афремов И. Ф. Собрание сочинений. Тула, 2008. С. 227, 228.
15. Всего в процессе подготовки статьи удалось изучить более 160 медалей тульской тематики 1960–1980-х годов.
16. Правила использования Государственного герба РФ [Электронный ресурс] // Геральдика сегодня: [сайт]. М., 2002–2016. URL: http://sovet.geraldika.ru/article/4756 (дата обращения: 13.10.2016).
17. Мордашев И. Потомки легендарного Левши: Очерки о тульских умельцах. Тула,
1968. С. 8.
18. Петухов Ю. Есть такой город… // Молодой коммунар. 1962. 10 апр. (№ 71). С. 4.
19. Богомазов Д. Современной Туле – новый герб // Коммунар. 1969. 7 янв. (№ 5). С. 3.
20. Например, дискуссия конца 80-х годов на страницах газеты «Коммунар». См.: Есть ли у Тулы свой герб? // Коммунар. 1986. 28 сент. (№226). С. 3; Ашурков В. Оружейный
ствол или меч? // Коммунар. 1986. 21 дек. (№293). С. 3.
21. Гербоид – псевдогеральдический символ.
22. Гурджибок Б. Еще раз о тульском гербе // Коммунар. 1969. 25 янв. (№ 21). С. 2.
23. Ашурков В., Боть В., Коркина А., Баташова З. Новый или старый? К разговору о гербе Тулы // Коммунар. 1969. 19 февр. (№ 42). С. 3.
24. Муравьева А. Гербы на башнях Тульского кремля: к 225-летию утверждения герба г. Тулы // Тула, 2003. 22 авг. С. 16.
25. Юркин И. Приключения памятника // Альбом. № Е. 1998. С. 93–101; Тульский оружейный завод: От петровских времен до наших дней. Тула, 2012. С. 64, 65.
26. Боннелл В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., 2009. С. 185, 190.
27. Манжурин Е. А. Воображаемая преемственность: Дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953–1991) // Вестн. Перм. ун-та. Сер.:История. 2015. № 3. С. 116–122.
28. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 7. Д. 557. Л. 409.
29. Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР: Из истории разработки. М., 1987. С. 159–162.
30. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 51. М., 1970. С. 65, 66.
31. Рассаднев С. Как сложили песню // Молодой коммунар. 1982. 10 июля (№ 82). С. 4.
32. Давыдов Л. Тула веками оружье ковала… // Коммунар. 1976. 10 июля (№160). С. 4.
33. О гербе и знаке города Тулы: Положение: [Утв. Тул. гор. Думой 24.09.2008]; О флаге города-героя Тулы: Положение: [Утв. Тул. гор. Думы 20.06.2001. Пост. № 53/965]. См.: Символика. О гербе и знаке города Тулы [Электронный ресурс]// Администрация города Тулы: [официальный сайт]. Тула, 2015. URL: http://www.tula.ru/city/symbolics/ (дата обращения: 13.10.2016).
34. О гербе Тульской области: Закон Тульской области от 04.10.2000 № 206-ЗТО (ред. от 02.03.2012); О флаге Тульской области: Закон Тульской области от 25.11.2005 № 647-ЗТО (ред. от 02.03.2012). См.: Герб, флаг Тульской области [Электронный ресурс] // Портал Правительства Тульской области [официальный сайт]. Тула, б. г. URL:
https://www.tularegion.ru/tula/about/gerbfl ag/ 9 (дата обращения: 13.10.2016).
35. О гимне города-героя Тулы: Положение: [Утв. Тульской городской Думой 21.11.2001 г.;
Пост. № 60/1068). См.: Флаг и гимн Тулы [Электронный ресурс] // Тульская городская Дума:
[официальный сайт]. Тула, б. г. URL: http://cityduma.tula.ru/fl ag (дата обращения:
13.10.2016).
36. Герб предприятия // Машиностроитель. 2003. № 31. С. 5.
1. О государственной и муниципальной символике в городе Москве: За кон города
Москвы № 40 от 11.06.2003 [Электронный ресурс] // MosOpen.ru: Электронная Москва
[сайт]. М., 2008–2016. http://mosopen.ru/document/40_zk_2003-06-11#related_docs /
(дата обращения: 12.10.2016).
2. Багдасарян В. Э. Идеология и политическая семиотика. М., 2010. С. 8, 9.
3. Подробнее о деятельности Ф. Санти на посту товарища герольдмейстера и истории
создания тульского герба см.: Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII–XIX вв. М., 1981. С. 39–51.
4. Все даты до 31.01 (14.02) 1918 г. даны по старому стилю.
5. ПСЗ-I. СПб., 1830. Т. 20. С. 598, 599. № 14717.
6. ПСЗ-II. СПб., 1858. Т. 32. Ч. 1. С. 580, 581. № 32037.
7. ПСЗ-II. СПб., 1880. Т. 53. Ч. 2. С. 6, 7. № 58684.
8. Соболева Н. А. Указ. соч. С. 141–146.
9. Трегубов Н. Л. Об изображении тульского герба на памятниках нумизматики и бонистики раннего советского периода (1919–1925 гг.) // Вспомогательные и специальные исторические науки истории в XX–начале XXI в.: Призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. (Москва, 14–15 апреля 2014 г. М., 2014. С. 381.
10. Ураносов А. А. Гербы русских городов XVIII в. как материал истории техники // Тр. ин-та истории естествознания и техники. Т. 7. История строительной науки и техники. М., 1956 . С. 225–232.
11. Гранин Д. Пусть у города будет герб // Известия. №272 (13199). 17.11.1959. С. 4.
12. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя и большим количеством углов).
13. В соответствии с правилами геральдики правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.
14. Эта общность города и оружейного завода была подчеркнута еще И. Ф. Афремовым в «Историческом обозрении Тульской губернии» 1850 г. См.: Афремов И. Ф. Собрание сочинений. Тула, 2008. С. 227, 228.
15. Всего в процессе подготовки статьи удалось изучить более 160 медалей тульской тематики 1960–1980-х годов.
16. Правила использования Государственного герба РФ [Электронный ресурс] // Геральдика сегодня: [сайт]. М., 2002–2016. URL: http://sovet.geraldika.ru/article/4756 (дата обращения: 13.10.2016).
17. Мордашев И. Потомки легендарного Левши: Очерки о тульских умельцах. Тула,
1968. С. 8.
18. Петухов Ю. Есть такой город… // Молодой коммунар. 1962. 10 апр. (№ 71). С. 4.
19. Богомазов Д. Современной Туле – новый герб // Коммунар. 1969. 7 янв. (№ 5). С. 3.
20. Например, дискуссия конца 80-х годов на страницах газеты «Коммунар». См.: Есть ли у Тулы свой герб? // Коммунар. 1986. 28 сент. (№226). С. 3; Ашурков В. Оружейный
ствол или меч? // Коммунар. 1986. 21 дек. (№293). С. 3.
21. Гербоид – псевдогеральдический символ.
22. Гурджибок Б. Еще раз о тульском гербе // Коммунар. 1969. 25 янв. (№ 21). С. 2.
23. Ашурков В., Боть В., Коркина А., Баташова З. Новый или старый? К разговору о гербе Тулы // Коммунар. 1969. 19 февр. (№ 42). С. 3.
24. Муравьева А. Гербы на башнях Тульского кремля: к 225-летию утверждения герба г. Тулы // Тула, 2003. 22 авг. С. 16.
25. Юркин И. Приключения памятника // Альбом. № Е. 1998. С. 93–101; Тульский оружейный завод: От петровских времен до наших дней. Тула, 2012. С. 64, 65.
26. Боннелл В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., 2009. С. 185, 190.
27. Манжурин Е. А. Воображаемая преемственность: Дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике (1953–1991) // Вестн. Перм. ун-та. Сер.:История. 2015. № 3. С. 116–122.
28. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 7. Д. 557. Л. 409.
29. Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР: Из истории разработки. М., 1987. С. 159–162.
30. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 51. М., 1970. С. 65, 66.
31. Рассаднев С. Как сложили песню // Молодой коммунар. 1982. 10 июля (№ 82). С. 4.
32. Давыдов Л. Тула веками оружье ковала… // Коммунар. 1976. 10 июля (№160). С. 4.
33. О гербе и знаке города Тулы: Положение: [Утв. Тул. гор. Думой 24.09.2008]; О флаге города-героя Тулы: Положение: [Утв. Тул. гор. Думы 20.06.2001. Пост. № 53/965]. См.: Символика. О гербе и знаке города Тулы [Электронный ресурс]// Администрация города Тулы: [официальный сайт]. Тула, 2015. URL: http://www.tula.ru/city/symbolics/ (дата обращения: 13.10.2016).
34. О гербе Тульской области: Закон Тульской области от 04.10.2000 № 206-ЗТО (ред. от 02.03.2012); О флаге Тульской области: Закон Тульской области от 25.11.2005 № 647-ЗТО (ред. от 02.03.2012). См.: Герб, флаг Тульской области [Электронный ресурс] // Портал Правительства Тульской области [официальный сайт]. Тула, б. г. URL:
https://www.tularegion.ru/tula/about/gerbfl ag/ 9 (дата обращения: 13.10.2016).
35. О гимне города-героя Тулы: Положение: [Утв. Тульской городской Думой 21.11.2001 г.;
Пост. № 60/1068). См.: Флаг и гимн Тулы [Электронный ресурс] // Тульская городская Дума:
[официальный сайт]. Тула, б. г. URL: http://cityduma.tula.ru/fl ag (дата обращения:
13.10.2016).
36. Герб предприятия // Машиностроитель. 2003. № 31. С. 5.
Библиографическая ссылка:
Трегубов Н. Л. Тульская символика на региональных медалях 60–80-х годов ХХ века / Н. Л. Трегубов // Тульский краеведческий альманах. - 2016. - №13. - С. 100-109.
Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru
Трегубов Н. Л. Тульская символика на региональных медалях 60–80-х годов ХХ века / Н. Л. Трегубов // Тульский краеведческий альманах. - 2016. - №13. - С. 100-109.
Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий