Гендерные аспекты педагогической профессии в Тульской губернии во 2-й половине XIX - начале XX веков




Во 2-ой половине XIX века модернизация охватила почти все страны мира. Происходят большие изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Впервые его стали рассматривать как необходимое условие эффективного развития экономики. Повсеместно создаются элементарные школы, которые давали возможность получить общее и профессиональное образование. Начавшийся образовательный бум позволил известному французскому экономисту того времени Эмилю Левассеру назвать XIX век веком элементарной школы.
Процессы модернизации затронули и Россию. В нашей стране, как и в других странах, стали уделять всё больше внимания образованию. Элементарные школы в России назывались начальными училищами. Они были нескольких видов: начальные училища Министерства народного просвещения, земские школы, частные и церковно-приходские.
Народное образование развивалось медленно. Усилий государства и инициативы частных лиц было недостаточно. По сведениям, относящимся к 1900 году, в России насчитывалось почти 4 млн. 600 тыс. учащихся начальных училищ, что составляло чуть более 3% всего населения страны. В Англии в это время в начальных школах ежедневно присутствовало на уроках такое же количество учащихся, а по спискам числилось более 5,5 млн. Иными словами, в Англии, население которой было в 4 раза меньше населения России, число детей, получавших элементарное образование, значительно превышало число детей, получавших такое же образование в России. Судя по демографическим данным, количество детей школьного возраста в России превышало 12 млн., из них около двух третей вовсе не попадало ни в какую школу. Особенно часто без образования оставались девочки: из общего числа учащихся (приблизительно 4 млн. 600 тыс.) девочек насчитывалось 1 млн. 231 тыс., т.е. 27%. Во Франции в это же время, при населении 38 млн. чел., число детей, обучавшихся во всех элементарных школах, составляло 6 млн. 100 тыс. чел., т.е. при населении втрое меньшем детей, получавших начальное образование, было в полтора раза больше, чем в России.

По сведениям Министерства народного образования, содержание в народных училищах 1900 г. Составляло 37,6 коп. на душу населения. Франция тратила на свои народные школы около 2,5 рубля на душу населения, Англия – 4,5 рубля. Чтобы представить всю громадность последней цифры, следовало принять во внимание, что при подобном размере затрат на народное образование в России, с её 140-миллионным населением, она должна была бы тратить на свои народные школы до 700 млн. рублей в год.
Наряду с недостаточным финансированием образования, его развитию мешали и другие проблемы. Обозначим лишь некоторые из них: учебные программы устарели и соответствовали современным требованиям, мало внимания уделялось развитию женского образования, отсутствовала система подготовки педагогических кадров, прежде всего для начального образования. В начальных школах работали люди, случайно попавшие в образование. Из отчётов того времени мы можем представить учительский состав уездных народных школ Тульской губернии. Учителями работали: священники, причетники, сын псаломщика, отставной солдат, крестьянин, волостной писарь, монахиня, «пропившийся» дворянин, лесник, мальчик, окончивший народную школу. Штатный смотритель Богородицкого уезда Шереметевский писал, что «…за очень немногими исключениями никто из них не имеет даже и самомалейшего понятия о самых элементарных началах педагогики».
В 60-х годах выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Самый существенный недостаток в деле русского народного образования есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей». Для устранения этого недостатка К.Д. Ушинский планировал создание учительской семинарии, где давалось бы энциклопедическое образование с обширной практической школой. Кроме общих предметов, будущие учителя должны, по его мнению, прослушать полный курс педагогики, психологии, физиологии, естественных наук, краткий курс отечественной истории и о крупнейших событиях всеобщей, а также географии. Ушинский считал, что полезно познакомить будущих народных учителей с практической, общедоступной медициной, гигиеной и даже кратко с сельским хозяйством. Последнее было необходимо для ознакомления «будущего учителя с бытом тех детей, которых ему придётся учить». Из законодательства, по его мнению, «кроме общих понятий о государственном устройстве отечества, необходимо знать все законы, наиболее относящиеся к сельскому быту: гражданские, уголовные, сословные, финансовые и полицейские. Народный учитель должен ещё уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и , кроме того, должен уметь петь». В Тульской губернии среди педагогов почти отсутствовали лица с высшим образованием. На всю губернию только 3 педагога имели высшее образование, причём один из них работал в земской школе, а двое остальных в школах частных.
Традиционно профессия учителя в России была мужской. В XIX - начале XX вв. мужчины занимали лидирующее положение как в учебных заведениях, так и в руководстве образованием.
Со 2-ой половины XIX века Министерство народного просвещения начало предпринимать усилия для улучшения качества образования граждан. Это во многом было вызвано потребностями экономического развития страны. Были реформированы все существующие учебные заведения, включая среднюю и высшую школу. Среди мер – улучшение программ подготовки учителей, ориентация на прогрессивные педагогические теории, требование политической благонадёжности.
В 1872 году были созданы учительские институты вместе с городскими училищами, для которых они должны подготавливать учителей. Это были закрытые мужские учебные заведения, с трёхлетним курсом. В 1898 г. Их было 10, учащихся около 700. К семидесятым годам относится также основание большей части учительских семинарий, где подготавливались будущие учителя начальных школ. Это открытые учебные заведения, с трёхлетним курсом обучения, где преподавался Закон Божий, основы педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметика, основы геометрии, землемерие, русская история, география, линейное черчение, основы природоведения, чистописание, пение, ремёсла, гимнастика, иногда музыка, иностранные языки, сельское хозяйство. По окончании учительской семинарии выпускники получали свидетельство и звание учителя начального училища.
Профессия учителя пользовалась большим уважением в русском обществе. Показателен факт: поклониться сначала нужно было священнику, затем учителя, а потом приветствовать всех остальных. Но к учителю предъявлялись и большие требования. Он не должен был иметь физических недостатков, нервных заболеваний, дефектов дикции, обязан соответствовать высоким религиозно-нравственным стандартам, принятым в обществе, быть образцом подданного, выполнять все требования Церкви, являться примером отношения к родителям, жене, детям.
Если у представителей других интеллектуальных профессий (инженеры, техники) общество допускало отсутствие семьи и относилось к такому положению лояльно, то учитель должен быть женатым, что позволяло ему полностью посвятить себя делу воспитания и образования детей. Педагогическое начальство выработало специальные требования как к учителю, решившему жениться, так и к его избраннице. Директор начальных училищ Тульской губернии М.Т. Яблочков писал, что «…для учителей, состоящих на государственной службе, для вступления в брак необходимо получение разрешения на то начальства, то есть директора, который может, принимая во внимание средства к жизни желающего вступить в брак, а также насколько невеста подходяща для него по своему положению и образованию, или разрешить ему вступить в брак, или запретить, или отложить на некоторое время до улучшения его средств к жизни».
М.Т. Яблочков писал, что «мужчины, будучи желательны для учительских должностей, к сожалению, непостоянны в этих местах». Ежегодно 60 учительских семинарий выпускало около 3800 учителей начальной школы, однако учителей в школах не хватало. Текучесть кадров в школах была большая. Причин тому было много, но главная – скудность учительского жалования. Сохранился отчёт за 1897 год одного сельского учителя Богородицкого уезда о распределении жалования, которое составляло 330 рублей.
«Расходы мои как семейного учителя (семья моя состоит из жены и 2 детей – одному 3,5, а другому 1,5 года) при жаловании от земства 250 рублей в год, постороннем заработке в 60 рублей и бесплатном пользовании молочными продуктами от попечителя на 20 рублей в течение года с 1 августа 96 года по 1 августа 97 года составляют 336 р. 70 коп.
Почти те же расходы и в 1895/96, весь расход в 1895/96 г. Составлял 320 р., из них послано матери 90 руб. Постороннего заработка в этом году не было и расходы пополнить в количестве 70 р. пришлось из сбережений, оставшихся от заработка в 92, 93, 94 и 95 г. г. В настоящее время сбережений, по истечению 13-летней учительской службы, имеется 20 рублей 76 копеек.
Все расходы велись мною при самых минимальных претензиях на жизнь.
Примечание. В нынешнем году расходы увеличились на 20 руб. по случаю того, что, имея заработок в Туле, пришлось иметь отдельный стол от семейства и сделать несколько лишних поездок».
Учителя получали жалование из сумм земства, городского общества, попечителей училищ и сельских обществ. Размер его в разных местах был различен. Кроме того, по представлению уездных учительских советов усердные и способные учителя получали пособие из сумм Министерства народного просвещения. Но и эти премии не спасали положения. Учителя жаловались, что премии получали одни и те же работники, часто выплату жалования задерживали на 2-3 месяца, сельским учителям приходилось ездить за жалованием в город, не платили жалование и за время летних каникул.
Для улучшения своего материального положения М.Т. Яблочков советовал учителям заниматься в свободное время различными ремёслами, как-то: столярным, токарным, слесарным, сапожным, клеением коробочек и переплетным.
Учителя, имевшие звание учителя начального училища, были избавлены от обязанности нести военную службу при условии: прослужить в учительской должности взамен военной службы 6 лет, считая срок со дня призыва; «причём они обязаны ежегодно представлять в подлежащие военное присутствие удостоверение от участкового инспектора училищ в том, что состоят на службе учителем, в противном случае они будут взяты в военную службу». Но даже отсрочка военной службы не удерживала молодых учителей в школе.
Ещё одна из причин большой текучести педагогических кадров – пьянство и алкоголизм. Инспектор народных училищ Крачковский в отчёте земскому собранию приводит слова одного крестьянина, услышанные при проверке школы: «От школы ничего нет путного. Ребятишки привыкли баловаться, шалить, учителя пьянствуют, бездельничают; бывали и хорошие учителя, но скоро портились». А уже упоминавшийся нами выше М.Т. Яблочков особое внимание уделял недозволенности этого порока в учительской среде.
Он писал в своих «Наставлениях…»: «Учителя должны быть вполне трезвого поведения, не пить водки, вина, пива…Пьянство вообще неприлично человеку, но в учителе оно не может быть терпимо ни в каком размере…Понятно, что человек, подверженный пьянству, не может исправно исполнять свои обязанности, нерадив к своему положению, не заботится о своей семье, расстраивает своё здоровье и не может быть терпим на должности учителя».
Наиболее частой причиной увольнения учителей со службы было отсутствие жилья. Большая часть учителей снимало жильё, лишь немногие жили в собственных домах и квартирах. Приведём описание условий жизни одного земского учителя, относящиеся к 90-м годам XIX века.
«Учитель живёт в крестьянской избе, с земляным полом, среди семьи домохозяина. Кончает он занятия в школе, идёт домой, чтобы подышать чистым воздухом и поработать что-нибудь для себя. Но возможен ли отдых при таких условиях?! Учитель собирается писать, хозяева отбирают у него стол, так как собираются ужинать. Да и мало ли подобного рода неудобств можно встретить, живучи среди крестьянской семьи. Что же делать остаётся, как не махнуть на всё рукой!»
После отмены крепостного права в 1861 г. в России произошли большие изменения. Разорение помещичьих усадеб заставило многих дворянок искать средства к существованию. Поскольку они не имели какой-либо профессии и навыков производительного труда, но имели знания, полученные при домашнем обучении или в гимназиях, почти единственной возможностью найти применение своим силам и получить средства к существованию было образование. Реформы 70-х годов позволили получать образование всем сословиям, включая крестьянок. В жизни российского общества возникло и стало развиваться совершенно новое явление – включение женщин в общественную жизнь.
Народное образование было наиболее благоприятным и почти единственным полем профессиональной деятельности российских женщин. В прежние годы в начальных школах крайне редко встречались женщины-учительницы. Из всех данных о сельских школах 8 уездов Тульской губернии 1869 года только в Ефремовском упоминаются 2 женщины, во все же остальных были исключительно учителя-мужчины. В начале 70-х годов известный педагог барон Корф считал, что «вводить женский элемент в начальные школы надо с осторожностью в виду возможности разочарования учительниц при встрече с окружающим «варварством». В 1878 году в Тульском училищном совете был поднят вопрос о приглашении учительниц для сельских школ с вознаграждением от 150 до 200 рублей в год, но так и не был решён членами совета. Постепенно женщины начинают осваивать ранее недоступную им область образования. Педагогическое руководство (это были мужчины) с большими оговорками начинают признавать этот факт в основном из-за большой текучести учителей-мужчин.
«Справедливость требует сказать, что учительницы, благодаря своему терпению, мягкому и в то же время твёрдому обращению с детьми и продолжительной службе в одном училище, успешней достигают учебно-воспитательных целей, нежели учителя, даже окончившие курс в семинариях», - писал директор народных училищ Тульской губернии М.Т. Яблочков.
Очень быстро в обществе сформировался устойчивый образ учительницы – «святой женщины в миру», совместивший в себе две гендерные роли, одинаково почитаемые на Руси – матери и святой, отдавшей всю свою жизнь детям. В деревнях их долго называли «черничками». Черницами или черничками издавна называли на Руси монахинь. Требования, предъявляемые к внешнему виду женщин-учительниц, способствовали созданию такого образа. «Учительницы должны зачёсывать волосы просто, не завивать и не подрезать их с напуском на лоб. Учительницы должны также одеваться скромно, просто, без претензий на моду; лифа и юбки гладкие, без модных отделок; шляпки без птиц, цветов и перьев и т.п.; так как смешно видеть их в глуши селений, на простой сельской учительнице. Всё это скоро полиняет, сомнётся и повиснет, как старая линючая тряпка».
Тип «святой женщины» стал трансформироваться в 1890-х гг. В 1894 году в 60 учительских семинариях и учительских школах обучалось 4600 учащихся, из которых 613 женщин. Возможности женщин заниматься педагогической деятельностью стали шире. Кроме окончивших учительские семинарии, звание учительницы начального училища могли получить, не подвергаясь особому экзамену, все кончившие курс в училищах, или ученицы, пришедшие в 5 класс женской гимназии. Те, кто получил домашнее образование, для получения звания начальной учительницы должны были подвергаться установленному экзамену в педагогических советах мужских гимназий и городских училищ. Но в то же время заявлялось, что «неимение звания начального учителя не препятствуют к допущению учителя временно». Испытания на звание начальной учительницы проходили в три этапа. На первом этапе проводился письменный экзамен по русскому языку, математике, истории и географии. На втором этапе – устный экзамен по тем же предметам. На третьем этапе проводилась беседа по вопросам педагогики и методике преподавания. Заканчивались испытания двумя пробными уроками. При положительных результатах испытаний Педагогический Совет училища ходатайствовал перед директором народных училищ о выдаче свидетельства на звание учительницы начального училища.
По данным Московского губернского земства число учительниц с 1882 по 1894 год ни разу не подвергалось сокращению и увеличилось в 2 раза, а количество учителей-мужчин увеличилось всего в 1,2 раза. «Все эти данные не оставляют никаких сомнений в том, что при определении на места предпочтение отдаётся учительницам, может быть, потому, что в общем они считаются более способными оказывать известное доброе воздействие на детей школьного возраста». В трудах Полтавского губернского комитета мы находим совершенно другое отношение к женщине-учительнице, появившееся в 90-х годах XIX века. «Среди учительниц гораздо чаще, чем среди учителей, встречаются личности, взявшиеся за учительство не в силу материальной необходимости, а из любви к делу, в силу сознания важности его, желания внести побольше знаний и света в тёмную массу и действительно вкладывающие в это дело всю свою душу, все свои силы. Подобные личности бесспорно должны иметь немалое нравственное влияние не только на учеников и окончивших под их руководством школу, но и вообще на окружающее их население».
Женщины подтвердили свой высокий профессионализм, умение работать и вправе были рассчитывать на более уважительное отношение общества к себе. Однако ничего подобного не произошло. Женский труд в России искусственно девальвировался. Учителя-мужчины предпочитали смотреть на своих коллег-женщин либо как на бесполезных аутсайдеров, либо как на нашедших временное прибежище на учительском поприще до скорого замужества, впрочем, в обоих случаях образ был малопривлекательным в глазах общественного мнения. Государственные чиновники поддерживали это неравноправие и предпочитали держать женщин как добросовестных, но бесправных работниц, которым даже запрещалось иметь семью.
Считается, что впервые запрет на замужество учительниц был введён в 1897 г. в Петербурге, однако в книге М.Т. Яблочкова «Русская школа. Наставление директора народных училищ», изданной в 1894 году, читаем: «Что же касается до учительниц, то замужняя жизнь совершенно не совместима с их должностью; потому она при выходе замуж увольняется. Женщина должна заботиться о ведении домашнего хозяйства, о муже и детях, так что ей нет времени для занятий в училище.
К тому же вскоре по выходе в замужество появятся признаки беременности, при которых женщина делается болезненной и раздражительною, что отзывается на её отношениях к детям. Являться же беременной пред детьми в училище неприлично. С рождением же ребёнка женщина, обязанная сама кормить его, обременённая заботами о нём, делается вполне неспособной к какой-либо службе, тем более, учительской». Таким образом, Тульская губерния опередила столицу в этом вопросе на 3 года.
Запрет на замужество учительниц показал, что тогдашнее русское общество весьма терпимо относится к дискриминации по полу. Женщины-учительницы помогли государству заполнить нишу работников в сфере образования, но, по словам одной учительницы, «положение учащих оставляет желать много лучшего. Прежде всего, вознаграждение». Вычисляя все необходимые расходы, учительница пишет: «Приходится платить 3 рубля в месяц прислуге из 17 рублей, 8 на питание, 1 рубль на подводу в Туле за жалованием и остаётся ещё 5 рублей. Итак, вознаграждение учительницы далеко ещё не на всём готовом 5 рублей в месяц. При этом квартиры большею частию тесные, жалкие, иногда просто угол за русской печью. Питание, ради экономии, плохое. Тяжёлый труд с большой затратой душевных и телесных сил человеческих грозит в будущем болезнями и расстройством организма».
В 1894 году, по сведениям М.Т. Яблочкова, в Тульской губернии в школах всех типов учителей-мужчин было 52,3%, учительниц 47,7%. Таким образом, мы видим, что за 24 года (начиная с 70-х годов XIX в.) процентное соотношение учителей и учительниц стало примерно равное.
В земских школах комбинации пола и сословия представлялись следующими: наиболее резкие колебания по полам представляли крестьяне, дворяне, купцы. Учителей-крестьян гораздо больше, чем крестьянок (41,0% и 6,0%); учительниц-дворянок больше, чем учителей-дворян (10,2% и 1,1%); учительниц из купеческой среды 2,7%, учителей 1,6%; из духовенства учительниц 56,2%, учителей 39.2%; из мещан учительниц 19,4%, учителей 12,3%. Наибольший процент учителей дают крестьяне, а учительниц – духовенство. Из учительниц вторую группу составляют учительницы-мещанки, третью – дворянки, из учителей вторую группу – духовенство, третью – мещане. В министерских школах больше всего крестьян (45%), в частных на первом месте духовенство (37%), затем крестьяне (29,7% почти все учителя) и, наконец, дворяне (22,2% - почти все учительницы). Профессия учительницы становится популярной во всех сословиях, что свидетельствовало о появлении иного, чем прежде отношения к женщине в образовании.
В XX веке численный состав учительниц резко увеличивается. Женщины начинают преобладать в образовании.
К 1 января 1910 г. из 1358 преподавателей женщин-учительниц было 910, что составляло 67% и превышало более чем в 2 раза число учителей.
В 1913 году число учительниц возросло на 128 человек, а число учителей уменьшилось на 8. Женщины-учительницы имели более высокое профессиональное образование по сравнению с мужчинами-учителями.
Впервые в отчётах о развитии образования того времени объясняется феномен роста численности женщин-учительниц «…прежде всего нежеланием некоторых обществ (как, например, Тульского городского) иметь в своих школах учителей, доверяя больше учительницам». Профессионализм и хорошая подготовка женщин-учительниц были признаны педагогическим руководством, и им стали отдавать предпочтение в педагогическом труде. Только в XX веке появляется высокопрофессиональный, хорошо образованный педагог в начальном образовании, такой, о котором 30 лет назад мечтал выдающийся педагог К.Д. Ушинский. И таким педагогом стала женщина.
Однако, надо признать, что главной причиной появления женщин в образовании был уход из профессии учителей-мужчин, которых не устраивала невысокая оплата труда. Кроме того, женщины легче приспособились к особенностям профессии и более низкому, чем у мужчин, вознаграждению, что было обычным явлением в то время.
Сравнивая размер вознаграждения учителей всех типов школ, мы видим, что размер жалования был разным. В министерских школах размер жалования в среднем равен 322,3 руб., а в некоторых уездных доходит до 378 (Богородицкий уезд). В частных школах в среднем вознаграждение равно 266,3. Жалование в земских школах составляло в среднем 154,2. Разница в жаловании учителей и учительниц в министерских школах составляла 23 руб. (жалование учителей 323 руб., учительниц – 300 руб.); в частных школах жалование учителей составляло 301 руб., учительниц – 234 руб., разница – 67 руб.; жалование учителей в земских школах – 155 руб., учительниц – 154 руб. (разница в 1 руб.); жалование в церковно-приходских школах составляло: у учителей 146 руб., у учительниц – 138 руб. (разница 8 руб.). Самая большая разница в оплате труда учителей и учительниц была в частных школах. В земских школах она практически отсутствовала. Конечно, мы видим постепенное уравнение жалования учителей и учительниц, но это, скорее всего, была тенденция, чем признание равных прав мужчин и женщин.
Необеспеченность народных учителей ярко проявлялась в характере их семейного положения. В Тульской губернии во всех школах (за исключением церковно-приходских, данных о которых нет) холостых и незамужних больше всего приходилось на частные школы – 81,5%; на земские школы – 78,7%; на министерские школы (они считались более обеспеченными) – 51,8%. Соответственно женатых и замужних в земских школах только 19%, из них учительниц только 2,2%, в министерских школах – 48,2%.
Из 311 учителей, о которых имеются сведения, 195 – холостых (62,6%), женатых – 114(36,6%), вдовцов – 2 (0,7%). В числе 284 учительниц: девиц - 266 (93,5%), замужних - 7 (2,2%), вдов – 11 (4,0%). Из вышеперечисленных данных следует, что среди учителей обоего пола в школах Тульской губернии не имеют семей 79,7%, имеющих семьи всего 20,3%. Представляют интерес и исследовании семейного положения учителей в тульских уездах. Наибольшее количество холостяков в Новосильском уезде – 46,7%, меньше всего в Алексинском – 15,4%. Больше всего девиц в Тульском – 72,9% и меньше всего в Богородицком уезде – 25%. Замужние учительницы встречаются только в 3 уездах: Новосильском – 6,7%, Епифанском – 1,4% и Ефремовском – 0,8%.
Безбрачное состояние большинства учителей в начальных школах в значительной мере являлось вынужденным, вызванным разными причинами, среди которых особого внимания заслуживает их материальная необеспеченность. Между тем в обществе существовало мнение, что «…вынужденное безбрачие учащих, как признано врачебной наукой, вредно отражается на настроении их и на здоровье, а через то и на учебно-воспитательной деятельности их в школе». Ввиду важности вопроса рассматривались меры, способствующие настроению препятствий к вступлению в брак. Предполагалось создание удобных квартир при школах, оказание помощи учительницам в деле воспитания их детей, обеспечение замужних учительниц отпусками и «правильно организованным заместительством на время их болезни». Последние предложения, которые так и не были реализованы, свидетельствовали о признании профессиональных прав учительниц, что поднимало их статус в обществе на более высокий уровень.
Хотя, как мы видим, наибольшее количество учительниц являлись незамужними и, следовательно, не страдали от незначительного вознаграждения так сильно, как люди семейные, тем не менее они несли семейные обязанности, заключавшиеся в помощи родителям и родным. Исследования показали, что оказывали помощь родным 60%, причём число лиц, которым приходилось помогать, колебалось от 1 до 11 и в среднем равнялось 4. Наибольшее число оказывавших помощь приходилось на учителей министерских школ – 81,8%, на втором месте стояли учителя частных школ – 55,5%, затем земских школ – 52,5%. В начале XX века впервые в России происходит изменение гендерной роли женщины: из члена семьи, находящегося на иждивении, она становится её кормилицей и опорой.
Изменилась и её роль в образовании. Женщины стали занимать руководящие посты. Характерно, что в начале XX века должности заведующих народными училищами стали занимать женщины. Например, в 1915 году заведующей начальным училищем № 25 стала Елена Дмитриевна Пестова. Преподавали в училище учительницы Елизавета Абрамовна Андржевская, Зинаида Васильевна Баранова, Мария Петровна Богданова. Весь коллектив педагогов был женским.
На основании уже известных нам данных об учительницах XIX – XX веков можно составить типичный портрет учительницы Тульской губернии. Он будет выглядеть примерно так: ей от 19 до 40 лет, худая, скромно одетая, хорошо образованная, любящая учеников, способная принимать решения, ответственная девушка или незамужняя женщина.
Женщины освоили профессию преподавателя достаточно быстро. Профессия учителя в школе стала преимущественно женской с начала XX века и остаётся такой до сих пор.

Библиографическая ссылка:

Шариков В.Е. Гендерные аспекты педагогической профессии в Тульской губернии во 2-й половине XIX - начале XX веков/Владимир Шариков//Тульский краеведческий альманах.-2008.-С.54-61.





Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100