20-е годы - это период НЭПа, один из самых противоречивых в российской истории, т.к. он совмещал принципиально противоположные тенденции - экономический либерализм и политический монополизм. Общественные отношения в области экономики максимально раскрепощаются, преодолеваются последствия политики «военного коммунизма» - вновь открываются частные рестораны, трактиры, пивные, как в дореволюционное время. Широкую популярность приобретают такие виды досуга, как театр, кино, библиотеки, посещение клубов и экскурсий. Но, с другой стороны, вся культурная жизнь общества, в том числе и его досуг, была пронизана политикой и идеологией: антирелигиозные кампании, пропаганда основ ленинизма, борьба с буржуазными элементами. Все это было направлено на формирование новой личности, чья духовная жизнь и менталитет определялись монополией коммунистической партии.
Этой двойственностью, прежде всего, полны газеты, они - самое яркое и достоверное отражение любой эпохи. Страницы «Коммунара» -официального печатного органа Тульского губернского комитета РКП(б) и губернского исполкома - дают полное представление о такой противоречивой повседневной жизни туляков. Первые страницы были отведены под официальные государственные сообщения, декреты СНК и решения местного руководства, освещали международные события. Но наибольший интерес представляет неофициальная информация последних страниц - это местные объявления, материалы рубрик «Справочник рабочего», «Зрелища», «По рабочим клубам», «Книжная полка». Именно они помогают понять и увидеть повседневную жизнь туляков в 20-е годы.
Менталитет человека того времени был особенным - его нельзя в полной мере назвать советским. Это явление наблюдалось только в период НЭПа - существовал стандарт повседневного поведения, который сформировался еще в дореволюционную эпоху, а события гражданской войны не привели еще к кардинальному изменению образа жизни.
Истинной гордостью Тулы был театр, созданный в 1777 г. К столетней годовщине войны с Наполеоном, в 1912 году Тульский драматический театр получил новое здание на центральной улице города (сейчас в нем размещается областная филармония). Его спектакли всегда пользовались неизменной любовью туляков, которая сохранилась и в 20-е годы. Так, в театральной рецензии на спектакль «Ревность» отмечено, что вестибюль театра полон, у входа и на лестнице давка, все спрашивают лишний билетик. Но данью новому времени стало создание рабочих театров в рамках деятельности Тульского пролеткульта (1918-1922 гг.). Именно в его работе проявляется четко выраженная идеологическая направленность, т.к. основной целью этой организации было воспитание трудящихся в соответствии с новыми советскими идеями. В «Коммунаре» за январь 1922 г. три колонки последних страниц заполнены анонсами спектаклей Рабочего театра, Мясновского Народного дома, Заводского рабочего театра Тульского Оружейного завода (Клуб им. Галкина и Осташева). Богатые театральные традиции Тулы вступают в противоречие с новыми политическими реалиями, вот лишь несколько рецензий из рубрики «Театральная афиша»: «...Город обклеен плакатами и афишами, но это не значит, что Тула живет полноценной художественно-творческой жизнью, репертуары Дворца искусств (такое название носил в тот момент драматический театр) не очень удачны, кино еще больше оставляет желать лучшего. На высоте только рабочий театр», спектакль «Она всегда лжет», охарактеризован как «...пустенькая, но довольно веселая комедийка французского типа, смотрится легко, легко и забывается»4. Критические замечания о содержании показанных спектаклей наглядно демонстрируют возрастающую тенденцию к их восприятию прежде всего с идеологических классовых позиций.
Подчинение культуры единому центру осуществлялось и с использованием новых технических средств - кино было объявлено «важнейшим из искусств». После революции кинематограф действительно переживает небывалый подъем по всей стране, в том числе и в Туле. Даже в начале 20-х годов, в период экономической разрухи и голода, «Коммунар» регулярно публикует репертуар трех действовавших кинотеатров «Художественный», «Свет» («Спартак» в Заречье), «XX век» (этот кинотеатр неоднократно менял названия - «Форум», «Пионер», в 70-х годах XX века перестроен в современный кинотеатр «Родина»). Особый интерес вызывает небольшое примечание: «Здание театров отапливается». Но кино в первой половине 20-х годов не оправдывало возложенных на него «идеологических надежд». Для просмотра рабочим рекомендуется воспитательно выдержанный репертуар, например, кинолента «Красные партизаны» - картина партизанского движения в Сибири во время гражданской войны и борьбы с армией Колчака. Однако парадокс заключался в том, что наибольшей популярностью пользовались картины, рассчитанные на вкус буржуазного зрителя, мещанские, бессодержательные киноленты, как их тогда называли. Например, популярная кинолента «Летучая мышь» названа пошлой бессмысленной историей о борьбе двух буржуазных сынков за обладание девушкой, особые нарекания вызывают «пикантные места и полуголые женщины». А если убрать идеологическое клише и под другим углом посмотреть на те киноленты? Мне кажется, туляки приходили в кино именно отдохнуть и отвлечься от жизненных неурядиц и политических коллизий, хоть немного пожить пусть чужой, но красивой жизнью. Ведь в силу тех же причин у нас и сейчас так популярны «мыльные оперы», а, судя по названиям, фильмы тех лет им не уступали: «Незаконнорожденный», «Невольница», «Жрица любви и смерти», «Все мы жаждали любви» с участием главной звезды немого кино Веры Холодной и т.д. Чем не современные «Клон» и «Рабыня Изаура»? Наверно, не так сильно изменилась человеческая психология, раз спустя почти столетие мы смотрим сентиментальные мелодрамы с похожими сюжетами.
Интерес к искусству был, несомненно, велик, поэтому сеть культурных учреждений постоянно расширялась - в 1925 г. в Туле выходит справочная книга «Вся Тула и Тульская губерния», где в разделе «Зрелища», помимо указанных, перечислены Государственный цирк, летние театры в Белоусовском парке, Пушкинском саду, саду Демьяна Бедного (Баташевском), в Верхне-Кремлевском саду.
Однако все увеселения и зрелища посещала в основном рабочая и служащая молодежь, редко старше 25 лет. Рядовой рабочий-семьянин не мог посещать театры из-за нехватки денег, поэтому основным средством просвещения для него являлось чтение, конечно, при условии грамотности. К 1920 г. в Туле грамотными были 72% мужчин и 58% женщин.7 К 1925 г. в городе действовало 7 школ для взрослых с трехлетним курсом обучения и 23 школы по ликвидации неграмотности с четырехмесячным курсом обучения.8 Еще в марте 1924 г. было создано Тульское губернское общество «Долой неграмотность», которое ставило своей целью помощь Губполитпросвету в обучении грамоте всего взрослого населения. Среди его задач - организация курсов для подготовки учителей, издание книг и пособий, помощь в работе просветительских учреждений, изыскание материальных средств для работы школ по ликвидации неграмотности.
Еще одной проблемой была дороговизна газет из-за сильной инфляции - стоимость одного номера «Коммунара» в 1923 г. возросла с 40 копеек в январе до 60 рублей к декабрю (только за четвертую неделю мая 1923 г. повышение цен составило 10%).10 Но даже при таких условиях их было тяжело достать. Сказывались недостаток бумаги и разрушение полиграфической промышленности - в начале 1922 г. один номер «Коммунара» приходился на 50 рабочих оружейного завода. Выходом стала организация устных художественно-литературных и научных журналов, например, в Клубе им. Галкина и Осташева («Красный оружейник»). В программу входили рассказы, стихи, которые читались авторами, местная хроника, рабочая и профессиональная жизнь, весь сеанс иллюстрировался декорациями и сопровождался игрой оркестра. Устраивалось и комментированное чтение газет, разъяснение «текущего момента», т.е. проводилась пропагандистская обработка молодежи, закрепление в ее сознании советских лозунгов и призывов.
Но больший охват населения и возможность идеологического воздействия были, несомненно, у сети библиотек и читален. Руководство губернской библиотечной работой являлось задачей Центральной публичной библиотеки им. В.И. Ленина, которая действовала с 1919 г. Ее книжный фонд к 1925 г. составлял до 100000 томов, действовали читальный зал и абонемент для взрослых и детей. К 1926 году книгами Центральной библиотеки пользовались более 2,5 тысячи читателей, ежедневно ее читальный зал посещали более 200 человек, 50% туляков прочитывали в месяц одну книгу. Единая библиотечная сеть включала в себя библиотеки общественного пользования при райкомах РКП(б), при различных клубах (Научно-технический, «Красный оружейник», «Металлист», «Красный строитель» и др.), а также при таких учебных заведениях, как педагогический техникум, рабфак, рабочий техникум.12 В 1922 году в Туле было 28 библиотек, в 1925 - 30, в 1921 году открыта детская библиотека.13 Это было несомненным успехом библиотечной просветительской работы.
Что касается подбора литературы, то в «Коммунаре» регулярно печатаются перечни книг, рекомендуемых для чтения рабочим, так как большинство из них не знало, что взять по интересующей тематике.14 В первую очередь, это книги о религии (Ф. Энгельс «Происхождение христианства», Ю. Виппер «Возникновение христианства»), по истории Октябрьской революции, о развитии авиации и радиовещания, воспоминания о Ленине - т.е. научного и пропагандистского характера. В таких рекомендательных перечнях практически отсутствует беллетристика. С одной стороны, это повышало образовательный и культурный уровень, но, с другой стороны, подобные книги были сложны для неподготовленного восприятия и не всегда оказывались понятны простым рабочим.
В целом, работа по популяризации газет и книг базировалась на тезисе: «Отдых рабочего - в чтении». При всех крупных предприятиях открываются читальни.
Стоит отметить, что досуговые мероприятия объединялись с политико-просветительской
работой с целью оказания идеологического давления и контроля. В первую очередь это связано с кампаниями по борьбе с религией. Например, весь номер «Коммунара» от 6 января 1923 г. «посвящен» празднику Рождества Христова, только одна из статей носит название «На чистую воду сказки о Рождестве». В 1923 г. в дни христианских праздников были проведены общегородские антирелигиозные мероприятия, такие как «Комсомольское Рождество», «Комсомольская Пасха» и т.д. В программу входили доклады на антирелигиозную тематику («Как рождаются боги», «Происхождение пасхи»), концерт, карнавал-шествие комсомольцев, танцы и т.д.15 Проведение «Комсомольского Рождества» 1923 г. в Туле подробно освещено в первом номере молодежной газеты «Смена», которая выдвинула экстремистский лозунг: «Молодежь должна ошарашить молящееся старье буйством и гамом». В соответствии с ним было проведено шествие со звездой и устроены торжественные похороны богов со сжиганием на кострах.16 Поскольку это вызвало резкие протесты оскорбленных верующих, политкарнавалы в такой форме больше по стране, в том числе в Туле, не проводились. Уже при подготовке к «Комсомольской Пасхе» 1923 года поставлена задача проведения только антирелигиозной научной пропаганды, «Комсомольское Рождество» 1925 г. прошло под лозунгом борьбы науки с религией - читались лекции по клубам, на сцене Рабочего театра поставлен спектакль «Инквизитор Торквемада». 17 Складывается система подготовки и проведения советских праздников, посвященных событиям Октября и новым знаменательным датам: в печати публикуются планы проведения первомайских и октябрьских демонстраций и митингов, вечером по всем клубам, театрам, кинотеатрам - бесплатные спектакли и концерты. Таким образом, формируется противопоставление традиций церковных и светских праздников в рамках борьбы с «религиозным дурманом».
Еще одним средством пропаганды атеизма являлись регулярные лекции по истории религии и религиозных учений, организованные Губполитпросветом с сентября 1922 г. в помещении Народного Дома (сейчас в здании расположен ТЮЗ). Они привлекли огромное внимание, зал не вместил желающих попасть на первую лекцию 7 сентября 1922 г. по теме «Церковь и революция».18 И это с учетом того, что вход был платным, свободный доступ разрешался только священникам и проповедникам. Но все же наиболее посещаемыми, ввиду бесплатного входа и актуальной тематики, были регулярные лекции Научно-технического клуба в Доме им. К. Маркса (ул. Менделеевская, 8). С мая 1922 г. «Коммунар» публикует их расписание (с декабря 1923 года - в постоянной рубрике «Справочник рабочего»). Проблематика читаемых лекций была весьма многообразной и отражала растущий интерес горожан к знаниям. Прежде всего это антирелигиозная тематика («Происхождение христианства»), научно-популярная («Теория эволюции», «Происхождение человека», «Происхождение жизни на Земле», «Что такое Марс и имеется ли там жизнь», «Возможен ли полет на планеты»), общественно-политическая («Развитие капитализма в России», «Международное положение», «Смысл современных событий в Китае» и т.д.), санитарно-гигиеническая («О грядущей холере и мерах борьбы с ней», «Венерические заболевания», «Аборты», «Алкоголизм» и т.д.). Кроме того, лекции читались при всех существовавших клубах, за 1923-1924 гг. их было проведено 247.19 К 1925 г. в городе было открыто 18 клубов, в каждом из которых действовали различные кружки - шахматно-шашечные, по изучению иностранных языков, физики, литературы, черчения, математики, радиолюбителей и т.д.20 Широкая культурно-массовая работа проводилась в соответствии с целями и идеями новой власти - с 1924 года начинается пропаганда основ ленинизма. Насаждаются «уголки Ленина» в рабочих и комсомольских клубах. Специально для их оформления был издан комплект из 34 фотографий, которые запечатлели детство, юность, жизнь, деятельность и смерть В. И. Ленина. Но, несмотря на все перегибы официальной идеологии, общая гражданская позиция туляков была достаточно активной, и это связано в основном с огромной тягой к знаниям.
Новым направлением просветительской работы была организация экскурсий. В 1925 г. впервые в Туле вышло в свет экскурсионное пособие «По Тульскому краю», что свидетельствует о популярности и достаточной доступности этого вида досуга.21 В первую очередь можно выделить группу достопримечательностей промышленного характера - традиционное для Тулы оружейное дело.22 Музей оружейного завода был основан еще в 1873 г., после революции открылся для публики 16 ноября 1924 г., включал 1850 экспонатов (на 1925 г.), которые рассказывали о развитии оружейного дела на заводе и в г. Туле. В экспозиции представлены кремневые и капсюльные ружья, боевое оружие до изобретения пороха, ружья, пистолеты и револьверы всех армий первой мировой войны 1914-1918 гг., модели станков, фотографии завода и т.д.23 Среди достопримечательностей сельскохозяйственного характера ведущее место занимала экспозиция музея при тульском Доме крестьянина с отделами полеводства, животноводства, сельскохозяйственных машин, садоводства, пчеловодства, ветеринарии.24
Среди музеев города крупнейшим являлся Художественно-исторический музей, постоянная экспозиция которого открылась в мае 1920 года в Доме им. К. Маркса (в настоящее время в этом здании - музей «Тульские самовары»). Вход был бесплатным, музей работал ежедневно с 15 до 18 часов, по воскресеньям с 11 до 16 часов. В 1924 году музей поменял адрес - переехал на улицу Коммунаров в Дом Советов (здание бывшего Дворянского Собрания, ныне - гарнизонный Дом офицеров).25 Экспонаты были размещены по 8 отделам - русская и иностранная живопись, графика, скульптура, фарфор и хрусталь, мебель, церковная старина, археология; экскурсионное пособие «По Тульскому краю» дает их подробное описание. Но наряду с полотнами Айвазовского, Тропинина, Рокотова, Мясоедо-ва, Коровина, Сурикова выставлена гипсовая скульптура СТ. Коненкова «Яков Свердлов на смертном одре» - первая «ласточка» будущего метода «социалистического реализма». Первая половина 20-х годов явилась временем расцвета музейного и библиотечного дела. Были не только сохранены многие экспонаты, но и значительно пополнены коллекции, продолжены богатые дореволюционные традиции. Музеи пользовались значительной популярностью у жителей города - Художественно-исторический музей посещали в год до 8 тысяч человек, большую часть составляли рабочие.26
8 июля 1925 г. в городе открылся Музей революции при Истпартотделе Тульского губкома РКП(б). Центральное место занимали экспонаты, посвященные В.И. Ленину, фотографии и документы о событиях революций 1905-1907 гг. и 1917 г. в Туле.27 Определенную роль в улучшении эпидемиологической обстановки сыграл музей при Доме санитарного просвещения, целью его выставок являлся наглядный показ особенностей и способов борьбы с такими болезнями, как туберкулез, тиф, холера и т.д.28 Эти музеи также помещались в здании Дома Советов.
Стоит отметить интересный факт - наличие в Туле астрономической обсерватории, что вполне объяснимо, учитывая огромный интерес к этой науке в 20-е годы. Она была открыта в 1919 году и находилась в доме № 29 по ул. Коммунаров (сейчас - здание рядом с аптекой № 2 по проспекту Ленина).
Таким образом, в пособии представлено значительное количество возможных экскурсионных маршрутов, что позволяет сделать вывод об их широком распространении.
Среди достопримечательностей экскурсионное пособие перечисляет памятники церковной и светской архитектуры XVIII-XX веков, городские некрополи. Но, к сожалению, сейчас архитектурный облик города значительно изменился. Я не имею в виду благоустройство улиц и строительство новых современных зданий вместо ветхого фонда. Речь идет о множестве храмов, уничтоженных за годы советской власти.
Центр Тулы в кольце нынешней Советской улицы в 20-х годах XX века выглядел абсолютно иначе. На месте современной площади Ленина находился целый квартал более чем из 10 домов, ведь улица Коммунаров начиналась от Кремля. Излюбленным местом гуляния был Кремлевский сад, а точнее, Верхне-Кремлевский и Нижне-Кремлевский сады, которые возникли еще в 30-е годы XIX века. Там находились летний театр клуба «Красный оружейник», летнее шапито, представления в котором давались до строительства в 1925 году здания деревянного цирка, вечерами играл духовой оркестр. К сожалению, сейчас Кремлевский сад, облик которого был частично восстановлен в 90-х годах XX века, уже не является своеобразным «Невским проспектом» Тулы. Но наибольший урон был нанесен церковной архитектуре города.
В начале XX века в Туле было 66 православных храмов.29 На месте площади Челюскинцев находилась Крестовоздвиженская церковь, у Кремлевской стены на берегу Упы был Казанский собор с колокольней (сейчас на этом месте здание профессионального лицея № 4), туляки могли посетить Спасо-Преображенскую церковь (сейчас на ее месте - фонтаны у здания областной администрации). В начале 20-х годов стояла еще Сретенская церковь на углу ул. Металлистов и Советской (не сохранилась; там поставлен памятник С. И. Мосину скульптора В. Мухиной); действовали Николочасовенский храм (сейчас на его месте - магазин «Электрофлот»); Воскресенский храм на территории оружейного завода, церковь Похвалы Богородицы на архиерейском подворье (утрачены). Не сохранились в первоначальном виде Богоявленский собор Кремля,Покровский и Староникитский храмы, Преображенская церковь Успенского женского монастыря; в здании Успенской церкви монастыря до сих пор располагается хранилище Тульского областного архива. Массовое уничтожение храмов произойдет в 30-е годы, некоторые будут использованы под склады и учреждения. От былого великолепия в неизменном виде сохранилась лишь Благовещенская церковь - единственный в Туле архитектурный памятник XVII века.
В 20-е годы начинается сооружение монументальных памятников, прославляющих вождей, героев революции и гражданской войны. Уже в 1925 году открыт памятник К. Марксу (сейчас расположен в Кремлевском саду), барельефы при входе в сквер Коммунаров скульптора Т.В. Руденко (утрачены в 1990-х гг.). В начале 1924 года в периодической печати была объявлена кампания по сбору средств на установку памятника В.И. Ленину (торжественно открыт 8 августа 1926 года на площади Восстания, в настоящее время находится на территории Артиллерийского института).
Картина повседневности 20-х годов будет неполной, если не упомянуть теневую сторону жизни города - негативное поведение. Оно не было для горожан чем-то новым: именно Тулу и туляков 60-х годов XIX века писатель Глеб Успенский описал в цикле очерков «Нравы Растеряевой улицы». Но характерны эти явления были не только для Тулы, поэтому и возник собирательный термин «растеряевщина». Ее основными проявлениями были пьянство, азартные игры, хулиганство, кулачные бои. И если в годы гражданской войны Тула жила по законам военного времени, то НЭП вновь вернул все это к жизни. Борьба с негативным поведением в основном шла под лозунгом его искоренения как пережитков старого режима, но уже намечается тенденция решения проблемы репрессивными методами.
Периодическая печать Тулы 1-й половины 20-х годов регулярно публикует статьи, призывающие к борьбе с пьянством, которое было самой распространенной формой нарушения норм обычной жизни: «Возрождается, растет и крепнет пьянство народа, оно уже выходит из открытых уголков на улицу».30 В 1923-1924 годах речь идет в основном о самогоноварении: «В связи с праздниками (1 Мая) в городе усиленный привоз самогона из деревень, создана специальная комиссия по борьбе с самогоном»31, по итогам работы 2-го отделения милиции за 1-й квартал 1924-1925 хозяйственного года отобрано 6 ведер самогона, 6 аппаратов, ликвидирован 31 очаг самогоноварения, возбуждено 42 «самогонных» дела.32 В данном контексте особый интерес вызывает статья «Что отвечал тов. Рыков (Председатель Совнаркома) на вопросы делегатов учительского съезда», т.к. основное внимание в ней уделено борьбе с самогоном. Указано, что одними репрессивными административными мерами бороться нельзя, необходимо сделать самогоноварение неприбыльным делом, для этого решено начать выпуск водки.33 И действительно, декретом СНК СССР от 28.08.1925 г. продажа водки была официально разрешена (настоящей причиной введения государственной монополии была необходимость увеличить доходы бюджета). Активизировалось потребление спиртного, в 1925 г. по стране оно составило 0,88 л на душу населения в месяц, возросло число пьяных, задержанных на улице.34
«Коммунар» отмечает, что в магазинах, торгующих спиртным, толкотня и давка, примечательным фактом является массовая публикация рекламных объявлений о продаже разнообразных алкогольных напитков: от вин до коньяков. В городе было достаточное количество питейных заведений: рестораны (на ул. Советской в б. доме Ливенцевых, ресторан кооперативного товарищества «Артель» на ул. Коммунаров, 1), общественные столовые, трактиры, пивные. Конечно, рестораны были доступны не всем, например, сообщается о владельце одной из частных самоварных мастерских, который праздновал там свою свадьбу. Для рабочих, которые составляли большинство населения, предназначались пивные, которых только в рекламном справочнике «Вся Тула и Тульская губерния» перечислено 14. В рубрике «На борьбу с зеленым змием» опубликована зарисовка из «жизни» пивной-столовой «Новая Бавария»: «Пьяные валяются прямо на полу, пьяные крики, стук, грохот, оглушительные звуки двух гармоник».
Такая картина не была редкостью, но начавшаяся в 1924-1925 годах агитационно-пропагандистская работа по борьбе с пьянством значительного успеха не принесла. «Коммунару» приходилось констатировать: «Народный расход на спиртные напитки, несомненно, по-прежнему велик». «Многие семейные рабочие, особенно в день получки, проводят время в пивных, столовых, в результате на месяц оказываются без денег и в ответ на нарекания жены вновь идут в пивные», - эта цитата дает представление о том, как основная масса рабочих проводила свое свободное время. В качестве оправдания рабочие называли тот факт, что теперь алкоголь продается государством, и, следовательно, оно разрешает им пить. К сожалению, проблема алкоголизма была актуальна и до революции, и в советское время, и сейчас.
Огромное количество печатных публикаций того периода связано с хулиганством, оно стало настоящим бичом городской жизни. Основную часть хулиганов составляла рабочая молодежь, в большинстве своем все же не охваченная официальными культурно-массовыми мероприятиями. Хулиганство выражалось в оскорблениях и ночных нападениях на прохожих даже на центральных улицах города, особенно процветало по вечерам в садах и парках (приставания, непристойные песни). Во время лекций и спектаклей в клубах и около них шаталось много пьяной шпаны.
Стоит отметить еще одну характерную для Тулы черту - любимым развлечением оружейников в XVII-XIX веках были кулачные бои, сражения устраивались по воскресеньям в течение зимы. Газеты свидетельствуют, что эта типичная в основном для деревни «забава» сохраняется и в 20-е годы: «Опять кулачные бои стали появляться, например, между улицами Пороховой и Алексинской», т.е. основными участниками по-прежнему являлись оружейники Заречья.
Все это значительно осложняло горожанам возможность спокойно провести свой досуг. Меры морального и воспитательного характера (устройство показательных общественных судов) проблему не решили, т.к. имели лишь временный эффект. Поэтому в 1924-1925 гг. возросло количество дел о хулиганстве, рассмотренных судами, о чем свидетельствуют материалы рубрики «Из пролетарского суда». Причем налагались наказания вплоть до полутора лет тюремного заключения, что свидетельствует о попытках государства решить проблему правовыми репрессивными методами.
Эти формы негативного поведения, несомненно, были взаимосвязаны и имели своими причинами тяжелые жилищные условия, отсутствие элементарных культурных навыков. Именно поэтому чаще всего отдых «вне дома» сводился к посещению пивных и трактиров, а местами хулиганских действий становились большие скопления людей в театрах, кинотеатрах, клубах, садах.
Актуальна для Тулы была и проблема проституции: «...в садах, парках, на улицах снуют проститутки, появились «номера», «семейные бани», отдельные кабинеты в ресторанах».41
Тем не менее попытки возрождения домов свиданий пресекались, и основной формой проституции оставалась уличная. Весной 1923 г. на страницах печати была объявлена кампания по борьбе с проституцией, в основном применялись морально-агитационные меры. Так, 29 ноября 1924 г. по инициативе санпросвета Народного комиссариата здравоохранения в городе устроили общественно-показательный суд над проституткой с участием защиты, обвинения, врача-эксперта.
Еще одной формой неофициальной жизни Тулы были азартные игры: «Почти во всех частных трактирах, чайных и столовых союза Народного питания происходят азартные игры, в том числе и на бильярде».43 Господствующей страстью туляков, как и в XIX веке, остаются голуби.44 «Размахивая длинным шестом с привязанной тряпицей, свистит голубятник», - вот лишь одна из цитат многочисленных публикации на эту тему. Только теперь голубятничество расценивается как азарт, ведь каждый старается поймать голубя у другого, и это увлечение приравнивают к карточным играм и призывают покончить со всеми пережитками старого строя.45
В целом досуговая сторона жизни туляков была весьма разнообразна - сохраняются многие традиционные виды, такие как театр, расширяется сеть культурно-воспитательных учреждений, успешно реализуется задача приобщения к культуре, что было несомненным достижением новой власти. Но уже формируются стандарты идеологического воздействия на общество, расцвет которых наступит в 30-40-е годы. Такая тенденция закономерна, т.к. складывающийся тоталитарный политический режим предполагает полный контроль власти над всеми сторонами жизни человека.
1 Коммунар. 1922. 1 февраля.
2 Коммунар. 1922. 1-14 января.
3 Коммунар. 1922. 21 февраля.
4 Коммунар. 1925. 8 июля.
5 Коммунар. 1924.10 декабря.
6 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.68.
7 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.21.
8 Там же. с. 64.
9 Коммунар. 1924. 5 марта.
10 Коммунар. 1923. 2 июня.
" Коммунар. 1922. 1 февраля.
12 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.65-66.
13 Присенко Г. П. Тульские музеи, библиотеки и губернский архив в первые годы Советской власти 1917-1925 гг. / Мир источниковедения. - М., 1994, с. 347.
14 Коммунар. 1923. 2 июня.
15 Коммунар. 1923. 5 января, 5 апреля.
16 Смена. 1923. Январь, № 1.
17 Коммунар. 1925. 8 января.
18 Коммунар. 1922. 9 сентября.
19 Коммунар. 1924. 30 апреля.
20 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с. 68.
21 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925.
22 Присенко Г. П. Достопримечательности Тульского края в исторической литературе XVIII-XX вв. Тула, 2001.
23 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925, с.222.
24 Там же с. 129-132.
25 Материалы краеведческих чтений. К 75-летиюТульского областного краеведческого музея. Тула, Рарус, 1995, с. 4-6.
26 Присенко Г. П. Тульские музеи, библиотеки и губернский архив в первые годы Советской власти 1917-1925 гт. / Мир источниковедения. - М., 1994, с. 346.
27 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925, с. 129-132.
28 Там же с. 418-459.
29 Лозинский P.P. Страницы минувшего. Тула, 2000, с. 16.
30 Коммунар. 1923. 5 января.
31 Коммунар. 1923. 30 апреля.
Библиографическая ссылка:
Королева, Е.В. Тульский городской досуг в 1-й половине 20-х годов XX века / Е.В.Королева //Тульский краеведческий альманах.- 2005.- №3.- С.65-71.
Комментариев нет:
Отправить комментарий