Тульский городской досуг в 1-й половине 20-х годов XX века




20-е годы - это период НЭПа, один из самых противоречивых в россий­ской истории, т.к. он совмещал принципиально противоположные тенденции - экономический либерализм и политический монополизм. Об­щественные отношения в области экономики максимально раскрепощаются, преодолеваются последствия политики «военного коммунизма» - вновь открываются частные рестораны, тракти­ры, пивные, как в дореволюционное время. Ши­рокую популярность приобретают такие виды досуга, как театр, кино, библиотеки, посещение клубов и экскурсий. Но, с другой стороны, вся культурная жизнь общества, в том числе и его досуг, была пронизана политикой и идеологией: антирелигиозные кампании, пропаганда основ ленинизма, борьба с буржуазными элементами. Все это было направлено на формирование но­вой личности, чья духовная жизнь и менталитет определялись монополией коммунистической партии.
Этой двойственностью, прежде всего, полны газеты, они - самое яркое и достоверное отра­жение любой эпохи. Страницы «Коммунара» -официального печатного органа Тульского губернского комитета РКП(б) и губернского ис­полкома - дают полное представление о такой противоречивой повседневной жизни туляков. Первые страницы были отведены под офици­альные государственные сообщения, декреты СНК и решения местного руководства, освеща­ли международные события. Но наибольший интерес представляет неофициальная информа­ция последних страниц - это местные объявле­ния, материалы рубрик «Справочник рабочего», «Зрелища», «По рабочим клубам», «Книжная полка». Именно они помогают понять и увидеть повседневную жизнь туляков в 20-е годы.
Менталитет человека того времени был осо­бенным - его нельзя в полной мере назвать со­ветским. Это явление наблюдалось только в период НЭПа - существовал стандарт повсед­невного поведения, который сформировался еще в дореволюционную эпоху, а события гражданской войны не привели еще к кардинальному изменению образа жизни.
Истинной гордостью Тулы был театр, со­зданный в 1777 г. К столетней годовщине вой­ны с Наполеоном, в 1912 году Тульский дра­матический театр получил новое здание на центральной улице города (сейчас в нем разме­щается областная филармония). Его спектакли всегда пользовались неизменной любовью ту­ляков, которая сохранилась и в 20-е годы. Так, в театральной рецензии на спектакль «Ревность» отмечено, что вестибюль театра полон, у входа и на лестнице давка, все спрашивают лишний билетик. Но данью новому времени стало со­здание рабочих театров в рамках деятельности Тульского пролеткульта (1918-1922 гг.). Имен­но в его работе проявляется четко выраженная идеологическая направленность, т.к. основной целью этой организации было воспитание тру­дящихся в соответствии с новыми советскими идеями. В «Коммунаре» за январь 1922 г. три колонки последних страниц заполнены анон­сами спектаклей Рабочего театра, Мясновского Народного дома, Заводского рабочего театра Тульского Оружейного завода (Клуб им. Галкина и Осташева). Богатые театраль­ные традиции Тулы вступают в противоречие с новыми политическими реалиями, вот лишь несколько рецензий из рубрики «Театральная афиша»: «...Город обклеен плакатами и афиша­ми, но это не значит, что Тула живет полноцен­ной художественно-творческой жизнью, репертуары Дворца искусств (такое название носил в тот момент драматический театр) не очень удачны, кино еще больше оставляет желать лучшего. На высоте только рабочий театр», спектакль «Она всегда лжет», охарактеризо­ван как «...пустенькая, но довольно веселая комедийка французского типа, смотрится легко, легко и забывается»4. Критические замечания о содержании показанных спектаклей нагляд­но демонстрируют возрастающую тенденцию к их восприятию прежде всего с идеологических классовых позиций.
Подчинение культуры единому центру осу­ществлялось и с использованием новых тех­нических средств - кино было объявлено «важнейшим из искусств». После революции кинематограф действительно переживает не­бывалый подъем по всей стране, в том числе и в Туле. Даже в начале 20-х годов, в период эко­номической разрухи и голода, «Коммунар» ре­гулярно публикует репертуар трех действовав­ших кинотеатров «Художественный», «Свет» («Спартак» в Заречье), «XX век» (этот кинотеатр неоднократно менял названия - «Форум», «Пи­онер», в 70-х годах XX века перестроен в совре­менный кинотеатр «Родина»). Особый интерес вызывает небольшое примечание: «Здание теат­ров отапливается». Но кино в первой половине 20-х годов не оправдывало возложенных на него «идеологических надежд». Для просмотра рабо­чим рекомендуется воспитательно выдержан­ный репертуар, например, кинолента «Красные партизаны» - картина партизанского движения в Сибири во время гражданской войны и борьбы с армией Колчака. Однако парадокс заключал­ся в том, что наибольшей популярностью поль­зовались картины, рассчитанные на вкус буржу­азного зрителя, мещанские, бессодержательные киноленты, как их тогда называли. Например, популярная кинолента «Летучая мышь» названа пошлой бессмысленной историей о борьбе двух буржуазных сынков за обладание девушкой, особые нарекания вызывают «пикантные места и полуголые женщины». А если убрать идеоло­гическое клише и под другим углом посмотреть на те киноленты? Мне кажется, туляки прихо­дили в кино именно отдохнуть и отвлечься от жизненных неурядиц и политических коллизий, хоть немного пожить пусть чужой, но красивой жизнью. Ведь в силу тех же причин у нас и сей­час так популярны «мыльные оперы», а, судя по названиям, фильмы тех лет им не уступали: «Незаконнорожденный», «Невольница», «Жри­ца любви и смерти», «Все мы жаждали любви» с участием главной звезды немого кино Веры Холодной и т.д. Чем не современные «Клон» и «Рабыня Изаура»? Наверно, не так сильно из­менилась человеческая психология, раз спустя почти столетие мы смотрим сентиментальные мелодрамы с похожими сюжетами.
Интерес к искусству был, несомненно, велик, поэтому сеть культурных учреждений постоянно расширялась - в 1925 г. в Туле выходит справоч­ная книга «Вся Тула и Тульская губерния», где в разделе «Зрелища», помимо указанных, пере­числены Государственный цирк, летние театры в Белоусовском парке, Пушкинском саду, саду Де­мьяна Бедного (Баташевском), в Верхне-Кремлевском саду.
Однако все увеселения и зрелища посещала в основном рабочая и служащая молодежь, редко старше 25 лет. Рядовой рабочий-семьянин не мог посещать театры из-за нехватки денег, поэтому основным средством просвещения для него явля­лось чтение, конечно, при условии грамотности. К 1920 г. в Туле грамотными были 72% мужчин и 58% женщин.7 К 1925 г. в городе действовало 7 школ для взрослых с трехлетним курсом обуче­ния и 23 школы по ликвидации неграмотности с четырехмесячным курсом обучения.8 Еще в мар­те 1924 г. было создано Тульское губернское об­щество «Долой неграмотность», которое ставило своей целью помощь Губполитпросвету в обуче­нии грамоте всего взрослого населения. Среди его задач - организация курсов для подготовки учителей, издание книг и пособий, помощь в ра­боте просветительских учреждений, изыскание материальных средств для работы школ по лик­видации неграмотности.
Еще одной проблемой была дороговизна га­зет из-за сильной инфляции - стоимость одно­го номера «Коммунара» в 1923 г. возросла с 40 копеек в январе до 60 рублей к декабрю (толь­ко за четвертую неделю мая 1923 г. повышение цен составило 10%).10 Но даже при таких усло­виях их было тяжело достать. Сказывались не­достаток бумаги и разрушение полиграфичес­кой промышленности - в начале 1922 г. один номер «Коммунара» приходился на 50 рабочих оружейного завода. Выходом стала организация устных художественно-литературных и науч­ных журналов, например, в Клубе им. Галкина и Осташева («Красный оружейник»). В програм­му входили рассказы, стихи, которые читались авторами, местная хроника, рабочая и профес­сиональная жизнь, весь сеанс иллюстрировался декорациями и сопровождался игрой оркестра. Устраивалось и комментированное чтение газет, разъяснение «текущего момента», т.е. проводи­лась пропагандистская обработка молодежи, за­крепление в ее сознании советских лозунгов и призывов.
Но больший охват населения и возможность идеологического воздействия были, несомнен­но, у сети библиотек и читален. Руководство губернской библиотечной работой являлось за­дачей Центральной публичной библиотеки им. В.И. Ленина, которая действовала с 1919 г. Ее книжный фонд к 1925 г. составлял до 100000 томов, действовали читальный зал и абонемент для взрослых и детей. К 1926 году книгами Цен­тральной библиотеки пользовались более 2,5 тысячи читателей, ежедневно ее читальный зал посещали более 200 человек, 50% туляков про­читывали в месяц одну книгу. Единая библио­течная сеть включала в себя библиотеки обще­ственного пользования при райкомах РКП(б), при различных клубах (Научно-технический, «Красный оружейник», «Металлист», «Крас­ный строитель» и др.), а также при таких учеб­ных заведениях, как педагогический техникум, рабфак, рабочий техникум.12 В 1922 году в Туле было 28 библиотек, в 1925 - 30, в 1921 году от­крыта детская библиотека.13 Это было несом­ненным успехом библиотечной просветитель­ской работы.
Что касается подбора литературы, то в «Ком­мунаре» регулярно печатаются перечни книг, рекомендуемых для чтения рабочим, так как большинство из них не знало, что взять по ин­тересующей тематике.14 В первую очередь, это книги о религии (Ф. Энгельс «Происхождение христианства», Ю. Виппер «Возникновение христианства»), по истории Октябрьской ре­волюции, о развитии авиации и радиовещания, воспоминания о Ленине - т.е. научного и про­пагандистского характера. В таких рекомен­дательных перечнях практически отсутствует беллетристика. С одной стороны, это повышало образовательный и культурный уровень, но, с другой стороны, подобные книги были сложны для неподготовленного восприятия и не всегда оказывались понятны простым рабочим.
В целом, работа по популяризации газет и книг базировалась на тезисе: «Отдых рабочего - в чтении». При всех крупных предприятиях открываются читальни.
Стоит отметить, что досуговые мероприятия объединялись с политико-просветительской
работой с целью оказания идеологического дав­ления и контроля. В первую очередь это свя­зано с кампаниями по борьбе с религией. На­пример, весь номер «Коммунара» от 6 января 1923 г. «посвящен» празднику Рождества Хрис­това, только одна из статей носит название «На чистую воду сказки о Рождестве». В 1923 г. в дни христианских праздников были проведены общегородские антирелигиозные мероприятия, такие как «Комсомольское Рождество», «Ком­сомольская Пасха» и т.д. В программу входили доклады на антирелигиозную тематику («Как рождаются боги», «Происхождение пасхи»), кон­церт, карнавал-шествие комсомольцев, танцы и т.д.15 Проведение «Комсомольского Рождест­ва» 1923 г. в Туле подробно освещено в первом номере молодежной газеты «Смена», которая выдвинула экстремистский лозунг: «Молодежь должна ошарашить молящееся старье буйством и гамом». В соответствии с ним было проведено шествие со звездой и устроены торжественные похороны богов со сжиганием на кострах.16 Пос­кольку это вызвало резкие протесты оскорблен­ных верующих, политкарнавалы в такой форме больше по стране, в том числе в Туле, не прово­дились. Уже при подготовке к «Комсомольской Пасхе» 1923 года поставлена задача проведения только антирелигиозной научной пропаганды, «Комсомольское Рождество» 1925 г. прошло под лозунгом борьбы науки с религией - читались лекции по клубам, на сцене Рабочего театра пос­тавлен спектакль «Инквизитор Торквемада». 17 Складывается система подготовки и проведения советских праздников, посвященных событиям Октября и новым знаменательным датам: в пе­чати публикуются планы проведения первомай­ских и октябрьских демонстраций и митингов, вечером по всем клубам, театрам, кинотеатрам - бесплатные спектакли и концерты. Таким об­разом, формируется противопоставление тради­ций церковных и светских праздников в рамках борьбы с «религиозным дурманом».
Еще одним средством пропаганды атеизма являлись регулярные лекции по истории ре­лигии и религиозных учений, организованные Губполитпросветом с сентября 1922 г. в помеще­нии Народного Дома (сейчас в здании располо­жен ТЮЗ). Они привлекли огромное внимание, зал не вместил желающих попасть на первую лекцию 7 сентября 1922 г. по теме «Церковь и революция».18 И это с учетом того, что вход был платным, свободный доступ разрешался только священникам и проповедникам. Но все же наиболее посещаемыми, ввиду бесплатного входа и актуальной тематики, были регулярные лекции Научно-технического клуба в Доме им. К. Маркса (ул. Менделеевская, 8). С мая 1922 г. «Коммунар» публикует их расписание (с дека­бря 1923 года - в постоянной рубрике «Спра­вочник рабочего»). Проблематика читаемых лекций была весьма многообразной и отражала растущий интерес горожан к знаниям. Прежде всего это антирелигиозная тематика («Проис­хождение христианства»), научно-популярная («Теория эволюции», «Происхождение челове­ка», «Происхождение жизни на Земле», «Что та­кое Марс и имеется ли там жизнь», «Возможен ли полет на планеты»), общественно-политичес­кая («Развитие капитализма в России», «Меж­дународное положение», «Смысл современных событий в Китае» и т.д.), санитарно-гигиеничес­кая («О грядущей холере и мерах борьбы с ней», «Венерические заболевания», «Аборты», «Алко­голизм» и т.д.). Кроме того, лекции читались при всех существовавших клубах, за 1923-1924 гг. их было проведено 247.19 К 1925 г. в городе было от­крыто 18 клубов, в каждом из которых действо­вали различные кружки - шахматно-шашечные, по изучению иностранных языков, физики, ли­тературы, черчения, математики, радиолюбите­лей и т.д.20 Широкая культурно-массовая работа проводилась в соответствии с целями и идеями новой власти - с 1924 года начинается пропаган­да основ ленинизма. Насаждаются «уголки Ле­нина» в рабочих и комсомольских клубах. Спе­циально для их оформления был издан комплект из 34 фотографий, которые запечатлели детство, юность, жизнь, деятельность и смерть В. И. Ле­нина. Но, несмотря на все перегибы официаль­ной идеологии, общая гражданская позиция ту­ляков была достаточно активной, и это связано в основном с огромной тягой к знаниям.
Новым направлением просветительской рабо­ты была организация экскурсий. В 1925 г. впер­вые в Туле вышло в свет экскурсионное пособие «По Тульскому краю», что свидетельствует о популярности и достаточной доступности этого вида досуга.21 В первую очередь можно выделить группу достопримечательностей промышленно­го характера - традиционное для Тулы оружей­ное дело.22 Музей оружейного завода был осно­ван еще в 1873 г., после революции открылся для публики 16 ноября 1924 г., включал 1850 экспонатов (на 1925 г.), которые рассказывали о развитии оружейного дела на заводе и в г. Туле. В экспозиции представлены кремневые и кап­сюльные ружья, боевое оружие до изобретения пороха, ружья, пистолеты и револьверы всех ар­мий первой мировой войны 1914-1918 гг., моде­ли станков, фотографии завода и т.д.23 Среди до­стопримечательностей сельскохозяйственного характера ведущее место занимала экспозиция музея при тульском Доме крестьянина с отде­лами полеводства, животноводства, сельскохо­зяйственных машин, садоводства, пчеловодства, ветеринарии.24
Среди музеев города крупнейшим являлся Художественно-исторический музей, постоян­ная экспозиция которого открылась в мае 1920 года в Доме им. К. Маркса (в настоящее время в этом здании - музей «Тульские самовары»). Вход был бесплатным, музей работал ежедневно с 15 до 18 часов, по воскресеньям с 11 до 16 ча­сов. В 1924 году музей поменял адрес - переехал на улицу Коммунаров в Дом Советов (здание бывшего Дворянского Собрания, ныне - гарни­зонный Дом офицеров).25 Экспонаты были раз­мещены по 8 отделам - русская и иностранная живопись, графика, скульптура, фарфор и хрус­таль, мебель, церковная старина, археология; эк­скурсионное пособие «По Тульскому краю» дает их подробное описание. Но наряду с полотнами Айвазовского, Тропинина, Рокотова, Мясоедо-ва, Коровина, Сурикова выставлена гипсовая скульптура СТ. Коненкова «Яков Свердлов на смертном одре» - первая «ласточка» будущего метода «социалистического реализма». Первая половина 20-х годов явилась временем расцвета музейного и библиотечного дела. Были не только сохранены многие экспонаты, но и значительно пополнены коллекции, продолжены богатые до­революционные традиции. Музеи пользовались значительной популярностью у жителей города - Художественно-исторический музей посеща­ли в год до 8 тысяч человек, большую часть со­ставляли рабочие.26
8 июля 1925 г. в городе открылся Музей ре­волюции при Истпартотделе Тульского губкома РКП(б). Центральное место занимали экспона­ты, посвященные В.И. Ленину, фотографии и документы о событиях революций 1905-1907 гг. и 1917 г. в Туле.27 Определенную роль в улучше­нии эпидемиологической обстановки сыграл му­зей при Доме санитарного просвещения, целью его выставок являлся наглядный показ особен­ностей и способов борьбы с такими болезнями, как туберкулез, тиф, холера и т.д.28 Эти музеи также помещались в здании Дома Советов.
Стоит отметить интересный факт - наличие в Туле астрономической обсерватории, что вполне объяснимо, учитывая огромный интерес к этой науке в 20-е годы. Она была открыта в 1919 году и находилась в доме № 29 по ул. Коммунаров (сейчас - здание рядом с аптекой № 2 по про­спекту Ленина).
Таким образом, в пособии представлено зна­чительное количество возможных экскурсион­ных маршрутов, что позволяет сделать вывод об их широком распространении.
Среди достопримечательностей экскурси­онное пособие перечисляет памятники церков­ной и светской архитектуры XVIII-XX веков, городские некрополи. Но, к сожалению, сейчас архитектурный облик города значительно изме­нился. Я не имею в виду благоустройство улиц и строительство новых современных зданий вмес­то ветхого фонда. Речь идет о множестве храмов, уничтоженных за годы советской власти.
Центр Тулы в кольце нынешней Советской улицы в 20-х годах XX века выглядел абсолютно иначе. На месте современной площади Ленина находился целый квартал более чем из 10 домов, ведь улица Коммунаров начиналась от Кремля. Излюбленным местом гуляния был Кремлевс­кий сад, а точнее, Верхне-Кремлевский и Нижне-Кремлевский сады, которые возникли еще в 30-е годы XIX века. Там находились летний те­атр клуба «Красный оружейник», летнее шапи­то, представления в котором давались до строи­тельства в 1925 году здания деревянного цирка, вечерами играл духовой оркестр. К сожалению, сейчас Кремлевский сад, облик которого был частично восстановлен в 90-х годах XX века, уже не является своеобразным «Невским проспек­том» Тулы. Но наибольший урон был нанесен церковной архитектуре города.
В начале XX века в Туле было 66 православ­ных храмов.29 На месте площади Челюскинцев находилась Крестовоздвиженская церковь, у Кремлевской стены на берегу Упы был Казанс­кий собор с колокольней (сейчас на этом месте здание профессионального лицея № 4), туляки могли посетить Спасо-Преображенскую церковь (сейчас на ее месте - фонтаны у здания област­ной администрации). В начале 20-х годов стояла еще Сретенская церковь на углу ул. Металлистов и Советской (не сохранилась; там поставлен па­мятник С. И. Мосину скульптора В. Мухиной); действовали Николочасовенский храм (сейчас на его месте - магазин «Электрофлот»); Воскре­сенский храм на территории оружейного завода, церковь Похвалы Богородицы на архиерейском подворье (утрачены). Не сохранились в перво­начальном виде Богоявленский собор Кремля,Покровский и Староникитский храмы, Преоб­раженская церковь Успенского женского мо­настыря; в здании Успенской церкви монастыря до сих пор располагается хранилище Тульского областного архива. Массовое уничтожение хра­мов произойдет в 30-е годы, некоторые будут ис­пользованы под склады и учреждения. От было­го великолепия в неизменном виде сохранилась лишь Благовещенская церковь - единственный в Туле архитектурный памятник XVII века.
В 20-е годы начинается сооружение монумен­тальных памятников, прославляющих вождей, героев революции и гражданской войны. Уже в 1925 году открыт памятник К. Марксу (сей­час расположен в Кремлевском саду), барелье­фы при входе в сквер Коммунаров скульптора Т.В. Руденко (утрачены в 1990-х гг.). В начале 1924 года в периодической печати была объяв­лена кампания по сбору средств на установку памятника В.И. Ленину (торжественно открыт 8 августа 1926 года на площади Восстания, в на­стоящее время находится на территории Артил­лерийского института).
Картина повседневности 20-х годов будет неполной, если не упомянуть теневую сторону жизни города - негативное поведение. Оно не было для горожан чем-то новым: именно Тулу и туляков 60-х годов XIX века писатель Глеб Успенский описал в цикле очерков «Нравы Растеряевой улицы». Но характерны эти явления были не только для Тулы, поэтому и возник со­бирательный термин «растеряевщина». Ее ос­новными проявлениями были пьянство, азарт­ные игры, хулиганство, кулачные бои. И если в годы гражданской войны Тула жила по законам военного времени, то НЭП вновь вернул все это к жизни. Борьба с негативным поведением в ос­новном шла под лозунгом его искоренения как пережитков старого режима, но уже намечается тенденция решения проблемы репрессивными методами.
Периодическая печать Тулы 1-й половины 20-х годов регулярно публикует статьи, призы­вающие к борьбе с пьянством, которое было са­мой распространенной формой нарушения норм обычной жизни: «Возрождается, растет и креп­нет пьянство народа, оно уже выходит из откры­тых уголков на улицу».30 В 1923-1924 годах речь идет в основном о самогоноварении: «В связи с праздниками (1 Мая) в городе усиленный при­воз самогона из деревень, создана специальная комиссия по борьбе с самогоном»31, по итогам работы 2-го отделения милиции за 1-й квартал 1924-1925 хозяйственного года отобрано 6 ведер самогона, 6 аппаратов, ликвидирован 31 очаг самогоноварения, возбуждено 42 «самогонных» дела.32 В данном контексте особый интерес вы­зывает статья «Что отвечал тов. Рыков (Пред­седатель Совнаркома) на вопросы делегатов учительского съезда», т.к. основное внимание в ней уделено борьбе с самогоном. Указано, что одними репрессивными административными мерами бороться нельзя, необходимо сделать са­могоноварение неприбыльным делом, для этого решено начать выпуск водки.33 И действительно, декретом СНК СССР от 28.08.1925 г. продажа водки была официально разрешена (настоящей причиной введения государственной монополии была необходимость увеличить доходы бюдже­та). Активизировалось потребление спиртного, в 1925 г. по стране оно составило 0,88 л на душу населения в месяц, возросло число пьяных, за­держанных на улице.34
«Коммунар» отмечает, что в магазинах, тор­гующих спиртным, толкотня и давка, примеча­тельным фактом является массовая публикация рекламных объявлений о продаже разнообраз­ных алкогольных напитков: от вин до коньяков. В городе было достаточное количество питейных заведений: рестораны (на ул. Советской в б. доме Ливенцевых, ресторан кооперативного товари­щества «Артель» на ул. Коммунаров, 1), обще­ственные столовые, трактиры, пивные. Конечно, рестораны были доступны не всем, например, со­общается о владельце одной из частных самовар­ных мастерских, который праздновал там свою свадьбу. Для рабочих, которые составляли боль­шинство населения, предназначались пивные, которых только в рекламном справочнике «Вся Тула и Тульская губерния» перечислено 14. В рубрике «На борьбу с зеленым змием» опубли­кована зарисовка из «жизни» пивной-столовой «Новая Бавария»: «Пьяные валяются прямо на полу, пьяные крики, стук, грохот, оглушитель­ные звуки двух гармоник».
Такая картина не была редкостью, но начав­шаяся в 1924-1925 годах агитационно-пропа­гандистская работа по борьбе с пьянством зна­чительного успеха не принесла. «Коммунару» приходилось констатировать: «Народный расход на спиртные напитки, несомненно, по-прежнему велик». «Многие семейные рабочие, особенно в день получки, проводят время в пивных, сто­ловых, в результате на месяц оказываются без денег и в ответ на нарекания жены вновь идут в пивные», - эта цитата дает представление о том, как основная масса рабочих проводила свое свободное время. В качестве оправдания рабочие называли тот факт, что теперь алкоголь продает­ся государством, и, следовательно, оно разреша­ет им пить. К сожалению, проблема алкоголизма была актуальна и до революции, и в советское время, и сейчас.
Огромное количество печатных публикаций того периода связано с хулиганством, оно стало настоящим бичом городской жизни. Основную часть хулиганов составляла рабочая молодежь, в большинстве своем все же не охваченная офи­циальными культурно-массовыми мероприяти­ями. Хулиганство выражалось в оскорблениях и ночных нападениях на прохожих даже на цент­ральных улицах города, особенно процветало по вечерам в садах и парках (приставания, непри­стойные песни). Во время лекций и спектаклей в клубах и около них шаталось много пьяной шпаны.
Стоит отметить еще одну характерную для Тулы черту - любимым развлечением оружей­ников в XVII-XIX веках были кулачные бои, сра­жения устраивались по воскресеньям в течение зимы. Газеты свидетельствуют, что эта типич­ная в основном для деревни «забава» сохраняет­ся и в 20-е годы: «Опять кулачные бои стали по­являться, например, между улицами Пороховой и Алексинской», т.е. основными участниками по-прежнему являлись оружейники Заречья.
Все это значительно осложняло горожанам возможность спокойно провести свой досуг. Меры морального и воспитательного характе­ра (устройство показательных общественных судов) проблему не решили, т.к. имели лишь временный эффект. Поэтому в 1924-1925 гг. воз­росло количество дел о хулиганстве, рассмот­ренных судами, о чем свидетельствуют матери­алы рубрики «Из пролетарского суда». Причем налагались наказания вплоть до полутора лет тюремного заключения, что свидетельствует о попытках государства решить проблему право­выми репрессивными методами.
Эти формы негативного поведения, несомнен­но, были взаимосвязаны и имели своими причи­нами тяжелые жилищные условия, отсутствие элементарных культурных навыков. Именно по­этому чаще всего отдых «вне дома» сводился к посещению пивных и трактиров, а местами хули­ганских действий становились большие скопле­ния людей в театрах, кинотеатрах, клубах, садах.
Актуальна для Тулы была и проблема про­ституции: «...в садах, парках, на улицах снуют проститутки, появились «номера», «семейные бани», отдельные кабинеты в ресторанах».41
Тем не менее попытки возрождения домов сви­даний пресекались, и основной формой про­ституции оставалась уличная. Весной 1923 г. на страницах печати была объявлена кампания по борьбе с проституцией, в основном применя­лись морально-агитационные меры. Так, 29 но­ября 1924 г. по инициативе санпросвета Народ­ного комиссариата здравоохранения в городе устроили общественно-показательный суд над проституткой с участием защиты, обвинения, врача-эксперта.
Еще одной формой неофициальной жизни Тулы были азартные игры: «Почти во всех част­ных трактирах, чайных и столовых союза Народ­ного питания происходят азартные игры, в том числе и на бильярде».43 Господствующей страс­тью туляков, как и в XIX веке, остаются голуби.44 «Размахивая длинным шестом с привязанной тряпицей, свистит голубятник», - вот лишь одна из цитат многочисленных публикации на эту тему. Только теперь голубятничество расцени­вается как азарт, ведь каждый старается поймать голубя у другого, и это увлечение приравнивают к карточным играм и призывают покончить со всеми пережитками старого строя.45
В целом досуговая сторона жизни туляков была весьма разнообразна - сохраняются мно­гие традиционные виды, такие как театр, расши­ряется сеть культурно-воспитательных учреж­дений, успешно реализуется задача приобщения к культуре, что было несомненным достижением новой власти. Но уже формируются стандарты идеологического воздействия на общество, рас­цвет которых наступит в 30-40-е годы. Такая тенденция закономерна, т.к. складывающийся тоталитарный политический режим предполага­ет полный контроль власти над всеми сторонами жизни человека.
1 Коммунар. 1922. 1 февраля.
2 Коммунар. 1922. 1-14 января.
3 Коммунар. 1922. 21 февраля.
4 Коммунар. 1925. 8 июля.
5 Коммунар. 1924.10 декабря.
6 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.68.
7 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.21.
8 Там же. с. 64.
9 Коммунар. 1924. 5 марта.
10 Коммунар. 1923. 2 июня.
" Коммунар. 1922. 1 февраля.
12 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с.65-66.
13 Присенко Г. П. Тульские музеи, библиотеки и губернский архив в первые годы Советской власти 1917-1925 гг. / Мир источниковедения. - М., 1994, с. 347.
14 Коммунар. 1923. 2 июня.
15 Коммунар. 1923. 5 января, 5 апреля.
16 Смена. 1923. Январь, № 1.
17 Коммунар. 1925. 8 января.
18 Коммунар. 1922. 9 сентября.
19 Коммунар. 1924. 30 апреля.
20 Вся Тула и Тульская губерния. - Тула, 1925, с. 68.
21 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925.
22 Присенко Г. П. Достопримечательности Тульского края в исторической литературе XVIII-XX вв. Тула, 2001.
23 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925, с.222.
24 Там же с. 129-132.
25 Материалы краеведческих чтений. К 75-летиюТульского областного краеведческого музея. Тула, Рарус, 1995, с. 4-6.
26 Присенко Г. П. Тульские музеи, библиотеки и губернский архив в первые годы Советской власти 1917-1925 гт. / Мир источниковедения. - М., 1994, с. 346.
27 По Тульскому краю. Пособие для экскурсий. Тула, 1925, с. 129-132.
28 Там же с. 418-459.
29 Лозинский P.P. Страницы минувшего. Тула, 2000, с. 16.
30 Коммунар. 1923. 5 января.
31 Коммунар. 1923. 30 апреля.


Библиографическая ссылка:


Королева, Е.В. Тульский городской досуг в 1-й половине 20-х годов XX века / Е.В.Королева //Тульский краеведческий альманах.- 2005.- №3.- С.65-71.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100