В современном мире одним из основных показателей цивилизованности государства является уровень развития образования. В последнее десятилетие в нашей стране проводится реформирование системы образования, одним из направлений которого является развитие многообразия видов образовательных учреждений. Особую актуальность при этом приобретает осмысление наиболее ценного исторического опыта развития системы образования и школы. Тем самым восстанавливается «связь времен» и преемственность традиций лучших учебных заведений России.
Распространение в настоящее время такого типа образовательного учреждения, как гимназия, говорит о стремлении использовать богатейший опыт учебных заведений, составлявших в течение XIX - начала XX вв. основу образовательной системы Российской империи. Ведь несмотря на определенные недостатки, гимназии давали прекрасное образование, обеспечивавшее выпускникам преимущественный доступ как в высшие учебные заведения, так и на гражданскую службу.
Фактически история гимназий в России начинается с XIX века, когда они были законодательно утверждены как тип среднего общеобразовательного учебного заведения. Образовательная реформа Александра I позволила создать в России государственную систему преемственно связанных между собой образовательных учреждений. Законодательно она была оформлена принятием в 1804 г. «Устава учебных заведений, подведомственных университетам». Новую систему образования составляли четыре типа учебных заведений:
- приходские училища (1 год обучения),
- уездные училища (2 года обучения),
- губернские гимназии (4 года обучения),
- университет (3 года обучения).
Преемственность выражалась в том, что каждое предыдущее учебное заведение готовило к поступлению в последующее, а их программы были тесно связаны.
Гимназии предполагалось учредить в каждом губернском городе на базе народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые гимназии. Содержание гимназий, согласно Уставу, было возложено на Приказы общественного призрения «с достаточным дополнением от казны, если оно потребуется».
Следуя всем изложенным нововведениям, в Туле, являвшейся в начале XIX века губернским городом, была учреждена мужская гимназия.
Тульская губернская классическая гимназия была открыта 7 августа 1804 года на основании указа Правительствующего Сената «Об устройстве училищ» от 26 января 1803 г. Два высших класса Главного народного училища были преобразованы в два низших класса четырехклассной гимназии, а из двух низших классов было сформировано уездное училище. Тульская гимназия была главным учебным заведением в губернии, в ее ведении находились казенные и даже некоторые частные учебные заведения губернии. Директор гимназии являлся одновременно директором народных училищ, но подчинялся ректору Московского университета и попечителю Московского учебного округа, в ведении которого находилась Тульская гимназия.
В 1809 году в гимназии было 40 учеников и 9 учителей (вместе с директором). Первоначально гимназия помещалась в собственном каменном доме, предположительно в центре города, сгоревшем во время громадного пожара 1834 г. Тульское уездное училище находилось в одном доме с гимназией. В трех классах его было в 1809 г. 187 учеников при смотрителе и трех учителях, один из классов был приготовительный.
С 1862 года и до конца своего существования Тульская мужская гимназия располагалась в старинном особняке Лугининых на Лопатинской улице (ныне улица Менделеевская, 7). Сейчас в нем находится 1-й учебный корпус Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Первое упоминание об этом доме мы встречаем в Атласе Тульского наместничества на конец XVIII века. Постройка его относится к 1760 году. Существует версия, что это строение знаменитого Растрелли, но, к сожалению, исторический анализ не позволяет сделать такой убедительный вывод.
Дом был построен по заказу Максима Лугинина, который имел троих сыновей: Ивана, Николая и Иллариона - они и распоряжались домом в порядке наследования. Существует легенда, что в усадьбе останавливался в один из своих проездов через Тулу великолепный князь Таврический Г.А. Потемкин. Фельдмаршал не захотел ночевать во дворце, «существовавшем там, где нынче сооружена паровая машина оружейного завода», а приказал вести себя в дом Лугинина, которого знал и с которым любил «повести речь на французском языке о том и о сем».
После Лугининых владельцами были купцы Плаховы, отец и сын. Именно они названы владельцами дома в статье П. Мартынова и в исторической справке о Тульской мужской гимназии. А затем дом принадлежал белгородскому купцу третьей гильдии Александру Васильевичу Слатину.
Дом и усадьба с каждым годом теряли свое великолепие. Н. Андреев в 1847 г. писал, что все находится «в расстроенном виде», «состоит в заведовании конкурса». Зданию необходим был ремонт, но еще долгое время оно оставалось в запустении. В 1859 г. Н. Андреев на страницах «Тульских губернских ведомостей» высказал предложение о передаче этого дома Тульской мужской гимназии, здание которой сгорело в 1834 году.
Эта идея, хотя и не сразу, но была реализована. Белгородский купец Слатин предложил продать принадлежащий ему четырехэтажный каменный дом, «построенный самым прочным образом», под здание Тульской мужской классической гимназии.
В 1862 г. дом был куплен для размещения в нем мужской гимназии и пансиона.
Покупка и перестройка дома обошлись около 60 тыс. рублей. Сумма эта была частью отпущена из казны, частью пожертвована Тульским дворянским обществом. К торцевым фасадам здания пристроены две одинаковые четырехэтажные пристройки. Просторное помещение с высокими потолками и двумя рядами окон, занимавшее левое крыло третьего и четвертого этажей, отдано было для церкви, официальное открытие которой состоялось 25 ноября 1871 г.
Несмотря на то, что здание довольно обширное, гимназическое начальство постоянно жаловалось на недостаток помещений для учебных занятий. В 1881 г. было принято решение о пристройке каменного флигеля, где и разместился спортивный и актовый залы. А в 1893-1895 гг. перпендикулярно основному зданию был пристроен учебный корпус. Это помещение отвечало всем государственным нормативам организации учебных заведений. Просторные классные комнаты с высокими окнами, стеклянные двери, через которые надзиратель или классный наставник могли контролировать учащихся. Кстати, стеклянные двери сохранились в здании и по сей день.
Прекрасный сад, разбитый перед особняком еще при Лугининых, служил для прогулок гимназистов. На обширном дворе гимназии проводились занятия гимнастикой и уроки на свежем воздухе.
В мае 1908 года у города на средства самой гимназии был куплен смежный участок земли (около 1430 кв. сажень), на котором находился каменный дом и два флигеля.
После Октябрьской революции 1917 г. в здании также располагалось учебное заведение советская школа 2-й ступени. В 1938 году здесь разместился открывшийся в Туле педагогический институт.
В первое двадцатипятилетие своего существования Тульская мужская гимназия в основном утверждалась в своем статусе государственного учебного заведения и мало отличалась от других российских гимназий. Во главе гимназии стоял, как уже говорилось, директор, который был «сведущ в науках, деятелен и благонамерен». Учителя гимназии подразделялись на «младших» и «старших» и получали жалование от 300 до 1000 рублей в год. Расход гимназии обычно составлял 5650-6650 рублей в год и пополнялся из средств Приказа общественного призрения, а также взносов из государственной казны и частных лиц.
В 1857 году в ведении гимназии было 10 уездных училищ, 14 приходских училищ, два женских училища, два женских пансиона и одна частная женская школа. В гимназии было 314 учеников. В 29 подведомственных учебных заведениях числилось 2186 учащихся.
Количество учащихся в гимназии росло с каждым годом: в 1886 году в гимназии было 429 учеников, в 1887 г. - 446 учеников, а по данным отчета Тульской мужской классической гимназии за 1908-1909 гг., на начало учебного года в учебном заведении было 632 гимназиста.
Курс обучения в гимназии, по уставу 1804 г., продолжался 4 года, затем по уставу 1828 г. срок обучения был увеличен до 7 лет, в 1871 г. курс гимназии стал восьмилетним (первоначально 7-й класс был двухгодичным, а с 1875 г. разделен на 7 и 8 класс). В целях же «правильной организации» предварительной подготовки с осени 1871 г. в большинстве гимназий, в том числе и в Тульской, был открыт приготовительный класс. О времени приема вступительных экзаменов помещалось объявление в «Тульских губернских ведомостях».
Учебный год в Тульской гимназии первоначально был разделен на два семестра, затем учились по четвертям. За особые отличные успехи педагогический совет разрешал ученикам уходить на каникулы после первого семестра со Страстной недели, с тем, однако, чтобы в начале следующего семестра они дали отчет о тех занятиях, «которые им будут рекомендованы на тот случай со стороны совета».
В начале XX века, в 1908 г., по предложению директора гимназии В.И. Комарницкого решено было ходатайствовать перед попечителем округа о разрешении делить учебный год не на четыре четверти, а на три трети. Ходатайство было удовлетворено министерством.
Первоначально, согласно параграфу 1 Устава 1804 г., гимназии имели двоякую цель:
1. «Приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным, или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелают совершенствовать себя в университетах»;
2. «Преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения тем, кои не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека».
В соответствии с этим в Тульской гимназии каждый курс был разделен на два отделения: для готовящихся в университет и для желающих поступить прямо на службу.
Поэтому и аттестаты окончившим курс гимназии выдавались двух родов: один - предоставляющий получившему его служебные права и другие преимущества, присвоенные законом окончившим курс в средних учебных заведениях, другой - дающий право поступления в университет, то есть «рекомендующий предъявителя достаточно подготовленным для слушания профессорских лекций».
В то же время следует отметить, что гимназии 1804-1828 гг. обладали энциклопедичным курсом «по инерции», доставшейся с просветительских времен XVIII в. и Главных народных училищ Екатерины II. Особое место в учебном плане занимали предметы эстетического цикла - музыка, танцы, гимнастика и др.
В царствование Николая I учебный план гимназии был значительно сокращен, вводилось преподавание Закона Божия. Кроме того, в 1836 году было разрешено «при гимназиях и уездных училищах тех городов, где нет университетов, и местные обстоятельства востребуют, учредить отделения реальных училищ, приспособленные к главной надобности того места, с направлением их к мануфактурной промышленности или торговле».
В Тульской гимназии в 1835 году вводится преподавание химии, технологии и механики, что обусловливалось культурными, производственными традициями региона.
В период либеральных реформ начала 60-х гг. в Тульской гимназии учебная часть подверглась большим изменениям. Латынь была сильно урезана и сведена почти на необязательный предмет, в младших классах ее вообще не было, а в старших большей частью читались классические авторы.
В соответствии с Уставом 1864 г. Тульская мужская гимназия становилась классической гимназией с двумя древними языками. Но при этом следует заметить, что весь период своего существования, за исключением 60-х гг. XIX в., Тульская гимназия работала в соответствии с министерскими учебными планами и программами преподавания.
В Тульской мужской гимназии в царствование Николая I усилились сословные ограничения, плата за обучение увеличилась с 3 - 20 до 7 - 40 рублей в год. Но в то же время необходимо отметить, что в условиях платного обучения в Тульской гимназии около 10% учеников освобождались по решению педагогического совета гимназии от платы. Это было своего рода стимулом для тех, кто обнаруживал особые успехи и усердие в учебе.
6 сентября 1826 года была утверждена форма для гимназистов. Для разночинцев полагался синий однобортный сюртук с белыми медными пуговицами, воротник малиновый с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, синяя солдатская фуражка с малиновым околышем, а для благородных пансионеров - мундир по образцу университета с белыми пуговицами, с одной серебряной галунной петлицей на воротнике, без шпаги, треугольная шляпа.
Ученики Тульской гимназии, согласно постановлению педагогического совета, по городу в гимназию должны были ходить в форменных сюртуках, застегнутых на все пуговицы. По окончании уроков пансионеры меняли мундиры на пиджаки, за этим следил служащий гимназии. Не в гимназию можно было ходить в пальто, но также застегнутом на все пуговицы. Отступление от формы записывалось в штрафную книгу.
Ученики в Тульской гимназии делились на вольноприходящих, то есть живущих в городе, и на воспитывающихся в пансионе при гимназии.
«Благородный пансион» при гимназии был открыт в 1840 году. По инициативе В.А.Бобринского тульское дворянство собрало денежные пожертвования на устройство пансиона, причем сам В.А. Бобринский пожертвовал 25 тысяч рублей. В пансион первоначально принимались только дети дворян, но позже стали приниматься дети всех сословий.
В пансионе при гимназии в среднем жили 50-60 учеников. Средства на его содержание разделялись на постоянные и случайные: к первым относились «стипендии разных наименований», ко вторым - взносы самих воспитанников. Согласно отчету о состоянии Тульской мужской гимназии за 1908-1909 гг., за годовое содержание в пансионе полагалась плата 300 руб., включая плату за учение. При первоначальном поступлении в пансион с воспитанника, сверх того, взималась добавочная сумма в 25 рублей на первоначальное обзаведение. Полупансионеры, то есть воспитанники, пользующиеся своей одеждой, платили 265 руб. (с той же приплатой при поступлении).
Гимназическим начальством были разработа¬ны правила для воспитанников пансиона, которые вывешивались в рекреационном зале.
Распорядок дня пансионеров был четко расписан. Утром они вставали в 6 часов, затем умывались и одевались, а после общей молитвы пили чай в 6.30. В 7 часов начинались утренние репетиции (повторение уроков, продолжавшиеся до 8.30).
Занятия в классах начинались в 9 часов, в 12 ч. они прерывались завтраком, а затем продолжались до 14.30. После уроков с 14.30 до 15.30 воспитанники или занимались рисованием и черчением, или пользовались свободой под присмотром дежурных надзирателей. В 15.30 предполагалось обедать. После обеда до первой вечерней репетиции в 17.30 у учеников также было свободное время. В это время они с дежурными надзирателями или с инспектором гуляли по городу или играли во дворе заведения.
Подготовке уроков уделялся вечер. Первая вечерняя репетиция продолжалась с 17.30 до 18.45, а вторая - с 19.00 до 20.15 ч. Между ними давалось 15 минут для отдыха. После второй вечерней репетиции воспитанники пили чай и после общей молитвы в 21 час отправлялись в спальни.
Воспитанники старших классов, если они заявляли надзирателю, что не в состоянии были во время вечерней репетиции готовить уроки, то продолжали занятия до 22 часов «в теплом коридоре около спальни». Полученная пансионером неудовлетворительная оценка лишала права отпуска к родителям вплоть до ее исправления.
В гимназии строго следили за учениками, которых отпускали домой. Воспитанники гимназического пансиона, которых отпускали в праздничные дни к родителям и знакомым, получали билет с подписью инспектора и дежурного надзирателя, в котором было обозначено время отпуска из заведения. По возвращении в гимназию этот билет с подписью того лица, к которому воспитанник был отпущен, и обозначением времени его отправления из дома должен был предъявляться дежурному надзирателю, который отмечал время явки в заведение.
Воспитанники пансиона отпускались из гимназии только в том случае, если родные или сами являлись за ними лично, или присылали надежных лиц с записками. Из отпуска ученики должны были являться накануне учебного дня в 17 часов. За черту города пансионеры отпускались только в каникулярное время, на праздники Рождества и Святой Пасхи. Следует отметить, что в июне 1867 г. был издан циркуляр Министерства народного просвещения, касающийся увольнения на каникулярное время учеников средних учебных заведений в Царство Польское. Туда предписывалось отпускать только тех гимназистов, которые были известны учебному начальству хорошим поведением и порядочностью, причем увольнительные билеты выдавались им строго в определенную местность. Об этих учащихся в обязательном порядке сообщалось начальству губернии.
Таким образом, право передвижения у гимназистов было частично ограничено как в соответствии с правилами учебного заведения, так и вследствие распоряжений министерства.
В самой гимназии при воспитанниках безотлучно находились надзиратели, которые следили за добросовестным выполнением заданных уроков, о чем докладывали педагогическому совету, по решению которого для «повышения успехов пансионеров», особенно младших классов, даже приглашали репетиторов. Кроме того, надзиратели должны были заниматься религиозным и нравственным воспитанием пансионеров, следить за посещением учениками гимназической церкви.
Вольноприходящие ученики жили в городе, приходили каждый день на занятия, после окончания которых возвращались домой. Но их нравственному воспитанию, а также условиям их жизни в городе гимназическое начальство уделяло очень большое внимание.
Тульская гимназия в 60-е гг. XIX века первая ввела должность «классных наставников», на которую назначались лучшие из учителей, в том числе инспектор и директор гимназии. По словам педагога Е. Маркова, «классный надзиратель являлся своего рода опекуном класса, его нравственным руководителем, помощником и защитником. Он должен был сглаживать неравномерность в учебных требованиях отдельных учителей... следил за поведением и учением детей... входил в сношения с их родными, на педагогических советах давал необходимые сведения о своих учениках и защищал их законные интересы».
Особое внимание классному наставнику следовало обращать на тех учеников, которые были вольноприходящими и проживали в городе без родителей. Он должен был осмотреть квартиры учеников порученного ему класса и сообщить педагогическому совету: где находится квартира, кто ее содержатель, какова плата за помещение ученика и удобна ли квартира по расположению, содержанию и надзору, а если нет, то в каких отношениях.
Педагогическим советом предписывалось, что квартиры учеников должны быть просторные, чистые, сухие и иметь особые удобные помещения для учебных занятий и для спален. К тому же содержатель квартиры должен не только не допускать в ученических квартирах ничего, отвлекающего учеников от учебных занятий, но и «подавать собою пример доброго порядка, поведения и, по возможности, удерживать учеников от предосудительных шалостей и поступков». Вместе с учениками гимназии не допускалось квартирования других лиц. За всем этим должен был следить классный наставник, периодически посещая квартиры учеников.
Посещение уроков для учеников гимназии было обязательным. Учителям предоставлялось право требовать с тех учеников, которые не посещают классы в течение года, «самого обстоятельного знания курса, со всеми дополнениями, которые делал он в классе». К тем же, кто исправно посещал уроки, «экзамен был снисходителен, принимая во внимание их годовые труды».
По окончании четверти каждый преподаватель получал по своему предмету для каждого класса отдельно бланк четвертной ведомости с фамилиями учеников и выставлял в эту ведомость средние отметки за четверть «по успехам, вниманию и прилежанию», а также вписывал сведения о пройденном в течение отчетной четверти материале.
В конце учебного года назначались так называемые «майские репетиции», то есть повторение материала, пройденного за год. Перевод из класса в класс осуществлялся путем экзамена, и только отличные ученики по решению педагогического совета гимназии переводились без экзаменов.
В ведении педагогического совета гимназии находились вопросы приема и отчисления учеников за различные проступки, освобождение нуждающихся от платы за обучение после рассмотрения их прошений, финансовые вопросы, обеспечение учебниками и другими пособиями учеников, а также педагогический совет гимназии принимал экзамены на звание домашнего учителя и на классные чины. У инспектора гимназии имелась книга, в которой каждый из членов педагогического совета записывал то, что он считал нужным предложить для обсуждения педагогическим советом. Педагогическим советом составлялись правила для гимназистов, которые раздавались каждому ученику в двух экземплярах (для учащегося и его родителей). В них подробно регламентировался порядок и организация учебно-воспитательного процесса в гимназии, деятельность пансиона и правила поведения учащихся в учебном заведении и вне его. Соблюдение этих правилдля учащихся было обязательным.
Интересны записи протокола педагогического совета за 1876 год, где говорится об основных проступках учеников гимназии. Кроме самых обыкновенных шалостей и неизбежных между мальчиками ссор, «заслуживают упоминания следующие проступки»:
1. курение, за которым попадались некоторые воспитанники, несмотря на постоянные преследования этой вредной привычки и на строжайшие взыскания, которым подвергались виновные;
2. «некоторые резкости, иногда даже дерзость в обращении со старшими и даже с родителями»;
3. опоздания на уроки и несвоевременная явка гимназистов в начале учебного года или после зимних каникул;
4. небрежное отношение к тетрадям;
5. уклонение от посещения гимназической церкви;
6. уход из-под ареста.
Нужно отметить, что при подготовке годового отчета о работе гимназии также составлялась ведомость о проступках учеников, причем конкретно с указанием вида проступка и количества человек, совершивших таковой в течение подотчетного года. Отдельная ведомость составлялась на пансионеров.
В гимназии существовал специальный журнал, находящийся в учительской комнате, в который ежедневно записывались ученики, отсутствовавшие или опоздавшие на занятия. Записи эти производились в течение первых двух уроков одним из помощников классных наставников. Ежедневно в каждом классе на третьем уроке составлялся список «манкировок» и опоздавших, который предоставлялся инспектору гимназии. Инспектор, в свою очередь, ежемесячно делал из этих списков общие выводы для представления педагогическому совету.
Наказания гимназистов подводились под две категории: за неповиновение и за дерзость. За неповиновение преподавателю ученик подвергался заключению в карцер как минимум на 2 часа и притом по возможности отдельно от других. О проступке ученика сообщалось его родителям. Ученики старших классов подвергались выговору директора в классе или в присутствии педагогического совета гимназии.
Исключению из гимназии по решению педагогического совета ученики могли быть подвергнуты за воровство, высказывания против Государя Императора и другие серьезные проступки. Причем педагогический совет в своем решении указывал, исключается ученик с правом восстановления в другом учебном заведении либо без такового.
Таким образом, наказания за проступки, совершенные учениками гимназии, варьировались от выговора и записи в кондуитную книгу до исключения из учебного заведения в зависимости от тяжести проступка. Телесные наказания в воспитательных целях в Тульской гимназии не применялись.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что организация учебно-воспитательного процесса в Тульской гимназии была подробно регламентирована как со стороны Министерства народного просвещения путем издания циркуляров и распоряжений министра и попечителя Московского учебного округа, так и со стороны педагогического совета гимназии путем составления правил для учеников гимназии.
Заведывание финансовой и хозяйственной стороной гимназии и пансиона принадлежало особому распорядительному органу - хозяйственному комитету.
Хозяйственный комитет решал вопросы материального обеспечения служащих учебного заведения, распределял финансовые средства, в том числе на ремонт и оборудование классов, закупку учебных пособий и т.д. Председательствовал в нем директор гимназии, по должности членом комитета являлся инспектор, остальные 3 члена выбирались из числа преподавателей педагогическим советом на 3 года.
Кроме того, при Тульской мужской гимназии существовала с 1872 г. ссудо-сберегательная касса. Ее задачей, согласно отчету Тульской мужской гимназии за 1908-1909 гг., было «доставлять учителям возможность сберегать небольшой капитал на непредвиденные расходы», а также «при временной надобности в деньгах делать займы на условиях, определенных уставом кассы». Членами ссудо-сберегательной кассы могли быть все лица, служащие в Тульской мужской гимназии по ведомству Министерства народного просвещения.
Существовало при Тульской гимназии и общество вспомоществования бедным ученикам, образованное в 1879 г. Оно организовывало помощь и материальное обеспечение нуждающихся гимназистов. У общества существовал Устав, принятый сразу после его образования, в котором указывались его цели и порядок деятельности. Следует отметить, что при исследовании проблемы истории гимназий в России упоминания об аналогичном органе в других гимназиях нам не встречалось. Общество вспомоществования бедным ученикам при Тульской гимназии играло, несомненно, положительную роль, обеспечивая нуждающихся гимназистов всем необходимым, а также оплачивая их обучение. Гимназическое начальство всячески оказывало содействие деятельности общества.
Тульская гимназия с момента своего образования была неплохо для того времени оборудована. В распоряжении гимназистов была библиотека, состоявшая в 1809 году из 181 номера сочинений, минеральный кабинет с 559 «штуфами», 21 физико-математический инструмент, 12 глобусов, «ландкарт» и «1 сфера».
В 1908-1909 гг. в фундаментальной библиотеке числилось 3640 названий, 7807 томов, в ученической библиотеке - 1302 названия, 2308 томов.
Первоначально ученическая библиотека была разбита на два отдела и помещалась в двух классах, но в связи с увеличением количества книг, а также в целях большего удобства для их выдачи разделена была на четыре отдела и размещена в четырех классах.
На службе при Тульской гимназии состоял врач, в его ведении находился надзор «за врачебно-санитарной стороной гимназической жизни, за состоянием здоровья учащихся, особенно пансионеров». В обязанности гимназического врача входило ежедневно (а в случае необходимости и чаще) посещать гимназию и оказывать медицинскую помощь как пансионерам и приходящим ученикам, так и служащим в гимназии. Кроме того, врач периодически производил общий осмотр всех учеников гимназии, выясняя состояние их здоровья, а также следил за соблюдением основных требований гигиены в обстановке и условиях гимназической жизни.
Ближайшим помощником гимназического врача являлся фельдшер, под постоянным наблюдением которого находились больные пансионеры и к помощи которого обращались все ученики в случае отсутствия врача при легких заболеваниях.
Таким образом, отдельные службы, в частности, общество вспомоществования нуждающимся ученикам, были положительными нововведениями Тульской гимназии. Другие же службы, такие как хозяйственный комитет, библиотека, врачебная служба, существовали практически во всех школах.
Гимназия сосредоточила в своих стенах лучших преподавателей Тулы того времени. Состав их был преимущественно дворянский. Попечитель гимназии с 1832 года граф В.А.Бобринский был членом Московского общества испытателей природы, имел огромную библиотеку. Учитель «изящных наук», а позже инспектор гимназии Д.И. Альбицкий был прекрасным оратором, славился своими переводами древних авторов с латинского. Писателями, любителями просвещения и библиофилами были преподаватели, инспектора и попечители гимназии Н.А. Боголюбов, Е.Н. Воронцов-Вельяминов, И.И. Евгенов, А.Н.Елагин, Н.В. Артемьев, А.М. Дурново, А.А. Иванов, В.А. Козлаков, М.А. Римский-Корсаков, А.И.Сытин.
Директор гимназии с 1820 года Е.Н. Воронцов-Вельяминов был членом Общества истории и древностей российских при Московском университете, автором нескольких напечатанных и рукописных произведений (работы о египетских мумиях «Бенгальский тигр», «Досуги пустынника»). Он печатал свои работы в популярном в то время журнале «Вестник Европы», который был основан Н.М. Карамзиным. Учитель латинского языка И.И. Евгенов специально для гимназии написал «Краткое начертание древней географии», «Краткое руководство к познанию географии» (М., 1824), «Речь о способах к лучшему образованию» («Вестник Европы», 1824, № 22) и «Краткую арифметику». Почетный попечитель гимназии А.М. Дурново, чернский помещик, делал крупные денежные пожертвования в пользу библиотек гимназии, а также передавал в дар инструменты для физического кабинета. Директор гимназии в 1840-х гг. А.А. Иванов слыл в среде местной интеллигенции человеком «умнейшим, честнейшим, добрейшим, правдивейшим и необыкновенно остроумным, обладавшим увлекательным даром слова, красноречия». Инспектор гимназии А. И. Сытин, воспитанник Московского университета, был известен своими переводами с французского, а для учащихся гимназии он написал «Краткое начертание всеобщей истории». Директор гимназии Ф.Г. Покровский (1763-1848) и директор училищ Тульской губернии С.Д. Нечаев (1792-1860) имели значительные труды по истории и геологии тульского края. С1786 г. Ф.Г. Покровский являлся преподавателем открытого в Туле Главного народного училища, а с 1804 г. - работал в гимназии. В Тульской мужской гимназии он преподавал политическую экономию и российскую словесность. С 1808 по 1817 гг. Ф.Г. Покровский являлся директором училищ Тульской губернии.
Особое внимание хотелось бы уделить педагогам, работавшим в Тульской мужской гимназии в 60-е годы XIX века, так как с их именами связаны многие нововведения и перемены, произошедшие в гимназии.
Новый попечитель Московского учебного округа В. Исаенков в конце 1858 года назначает инспектором, а в начале 1859 г. - директором гимназии Ивана Федоровича Гаярина, «одного из замечательных учителей московских гимназий, человека очень солидного филологического образования, серьезного теоретического ума и чрезвычайно стойкого характера». Став директором Тульской гимназии, он пригласил для работы в ней молодых людей, только что окончивших университеты, кандидатов наук. Евгений и Лев Марковы, В.П. Скопин, Г.Ф. Головачев и другие вместе с И.Ф. Гаяриным составили ядро педагогического кружка.
Для обсуждения выдвигаемых в педагогических статьях вопросов собирались на квартирах преподавателей по очереди каждые две недели в понедельник с 5 часов. Посещения этих собраний не были обязательными, «но устройство их обязательно для очередного преподавателя».
Сами тульские педагоги сотрудничали в журналах. Е. Марков печатался в «Русском вестнике», «Отечественных записках», «Журнале Министерства народного просвещения», Г.Ф. Головачев - в «Русском вестнике» и «Детском чтении», В.П. Скопин - в «Учителе», И.Ф. Гаярин - в сборнике, издававшемся Московским учебным округом.
Можно проследить отражение педагогических идей К.Д. Ушинского в усилении единого воспитательного влияния (один учитель в младших классах, классные наставники в старших классах), а также в усилении наглядности в преподавании, особенно естественной истории. В статье «Живая душа в школе», напечатанной в 1900 г. в журнале «Вестник Европы», Е. Марков назвал 60-е гг. «эпохою Пирогова», признав тем самым влияние педагогических идей знаменитого педагога. В опытах Тульской гимназии можно заметить это влияние.
Большой интерес представляет внеклассная воспитательная работа, проводившаяся педагогами и имевшая своими целями как общее развитие учащихся путем ознакомления их с выдающимися произведениями искусства и литературы, научными работами, так и повышение интереса гимназистов к предметам преподавания (история, естествознание и др.).
«Для развлечения и художественного развития учеников» в Тульской гимназии проводились особые литературно-музыкальные вечера, на которые должны были загодя разучиваться поэтические пьесы, разыгрываться музыкальные произведения и «вообще исполняться все, что относится к области изящных искусств». В них принимали участие солисты и хор музыкально-драматического общества, существовавшего в Туле.
Программа вечеров была довольно разнообразной - оперные произведения, стихотворения, игра на музыкальных инструментах, романсы, причем исполнителями были как ученики гимназии и солисты музыкально-драматического общества, так и все желающие принять участие в вечере, загодя заявившие об этом его организаторам. Цена билетов на литературно-музыкальные вечера различалась в зависимости от ряда и места, учащиеся гимназии платили половину цены.
Начинался литературно-музыкальный вечер обычно в 8 часов, а по его окончании были танцы.
На литературно-музыкальные и научные вечера приглашались родители учеников, а также почетные лица города. Выступали на них ученики и ученицы старших классов мужской и женской гимназий, а также преподаватели.
В 90-е годы XIX века в зале Тульского Дворянского собрания начали проводиться публичные лекции «в пользу бедных учеников гимназии, нуждающихся в денежном вспомоществовании». Тематика лекций была довольно интересная. Например, в феврале-марте 1893 г. лекции проходили по следующим темам: «Шекспир как психолог», «Очерки первобытной культуры», «Древний Рим как памятник искусства», «Чтения об Александре Втором» и др.
Кроме того, тульские любители драматического искусства некоторые сборы за свои спектакли передавали в пользу бедных учеников. Эти средства выдавались тем гимназистам, которые признаны были Советом гимназии «беднейшими и достойнейшими вспомоществования», - для облегчения поступления в Университет и другие высшие учебные заведения - и тем, кто ввиду отсутствия денежных средств затруднялся продолжать обучение в гимназии.
Преподаватели гимназии периодически проводили экскурсии для ознакомления учеников с видами осенней и весенней флоры Тульской губернии. Руководил экскурсиями преподаватель естествознания. Главным занятием гимназистов во время экскурсий был сбор растений. Относились ученики к этим прогулкам с большим интересом, несмотря на то, что устраивались они в не учебное, праздничное время. Кроме того, устраивались экскурсии и в отдаленные края - Москву, Петербург, Севастополь, Финляндию.
Особое значение для педагогов Тульской гимназии имело непосредственное общение с Л.Н.Толстым. Тульские педагоги свои собрания иногда проводили у супругов Ауэрбах. Хозяйка дома Ю.Ф. Ауэрбах была начальницей женской гимназии и участницей «педагогических собраний». Здесь в 1859 г. с тульскими педагогами познакомился Л.Н.Толстой и стал участником педагогического кружка. Он близко сошелся с деятелями гимназии и часто посещал мужскую и женскую гимназии. Тульские педагоги, в свою очередь, бывали в Ясной Поляне. В 1860 г. Л. Н. Толстой хотел подать на утверждение проект Общества народного образования. Можно предполагать, что идея его создания обсуждалась с тульскими педагогами, а может быть, и возникла в общении с ними. Но, к сожалению, общество так и не было создано, да и взгляды Л.Н. Толстого на народное образование изменились.
Л.Н. Толстой поддерживал отношения с другими учебными заведениями и педагогами Тулы и в последующие десятилетия. В мужской классической гимназии учились его сыновья Илья и Лев, сдавал экзамены экстерном его старший сын Сергей Львович. В реальном училище он был в 70-х гг. почетным попечителем в течение трех лет.
Деятельность Тульской гимназии имела резонанс в педагогическом мире того времени. Из воспоминаний Е. Маркова (ст. «Живая душа в школе») мы узнаем, что «многое, что вошло в обиход учебных заведений, было введено, как первый опыт, в Тульской гимназии того времени», что для знакомства с устройством гимназии приезжали официальные и неофициальные лица, приезжали «молодые люди из Риги готовиться в учители». Председатель ученого комитета Министерства народного просвещения А.С. Воронцов и член этого комитета Н.Х. Вессель, издававший тогда вместе с Паульсоном известный педагогический журнал «Учитель», также посетили Тульскую гимназию и, подробно ознакомившись со всеми ее нововведениями, дали о ней самый благоприятный отзыв. Авторитет гимназии в местном обществе очень вырос, и сюда стремились отдавать детей даже из соседних губерний.
Деятелями Тульской гимназии была сделана первая попытка создания педагогического учебного заведения в губернии. В 1862 г. педагогический совет рассмотрел и утвердил положение об Учительском институте. Было решено открыть его в Епифани, однако эта цель не осуществилась. Была открыта в 1859 г. задуманная тульскими педагогами женская гимназия. Многие преподаватели стали одновременно работать в двух гимназиях. Важно то, что это была чуть ли не первая женская гимназия в России.
После 1865 г. в связи с изменением политики Министерства народного просвещения кружок тульских педагогов распался, и они разъехались. И.Ф. Гаярин получил сначала место окружного инспектора в Москве, а затем стал членом учебного совета при военно-учебных заведениях. Период либеральных экспериментов в Тульской гимназии закончился.
В Тульской мужской классической гимназии получили свое первое образование представители русской науки и культуры конца XIX - нача¬ла XX вв.
Здесь с 1869 по 1874 г. учился выдающийся русский зоолог, основатель русской школы сравнительной анатомии Михаил Александрович Мензбир (1855-1935). Ученик М.А.Мензбира, зоолог и палеонтолог академик П.П. Сушкин (1868-1928) также окончил в 1885 г. Тульскую гимназию. В Тульской мужской гимназии учился ученый-физик, специалист в области механики и термодинамики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Н.И. Мерцалов (1866-1948), а также педагог, ученый-географ и краевед А. С.Барков (1873-1953). Известный библиограф и историк книги Д.В. Ульянинский окончил Тульскую гимназию, где и начал собирать книги своей знаменитой библиотеки. Гимназистом-старшеклассником он давал уроки в Ясной Поляне детям Л.Н. Толстого. В Тульской гимназии учился с 1875 по 1884 г. известный писатель В.В. Вересаев, рассказавший о своих гимназических годах в книге «Воспоминания».
Хочется надеяться, что традиции Тульской мужской классической гимназии будут продолжены и в современных учебных заведениях, определяющих свой статус как гимназия.
Библиографическая ссылка:
Маркова С.М. Тульская мужская классическая гимназия (1804-1917 гг.)/ Светлана Маркова // Тульский краеведчский альманах №3. - 2005. - С. 41-50
Маркова С.М. Тульская мужская классическая гимназия (1804-1917 гг.)/ Светлана Маркова // Тульский краеведчский альманах №3. - 2005. - С. 41-50
Комментариев нет:
Отправить комментарий