В тульском кремле на том месте, где сейчас находится Богоявленский собор, в начале XIX века стояло здание для военных упражнений.
Кафедральный Успенский собор, построенный в кремле в 1762-1766 гг., был летним. Зимний собор во имя Тихона Амафунтского, размещавшийся в нижнем ярусе колокольни Успенского собора, был небольшим и тесным. У туляков имелась потребность в большом теплом соборе. Из документов 1817 года известно, что после посещения Тулы императором Александром I городское общество решило устроить теплый собор во имя благоверного князя Александра Невского, тезоименитого императору, одержавшему победу над Наполеоном. Открылась подписка для сбора средств на сооружение храма.
В том же году, очевидно, заказали проект здания; в 1818 году он рассматривался в Санкт-Петербурге. К сожалению, первый проект собора не сохранился, но известно, что он был подписан тульским губернским архитектором В. Неждановым и подан на утверждение Александру I, который «повелел... поручить архитектору В.П. Стасову переделать доставленные губернским архитектором план и фасад предполагаемой церкви».
По утверждению некоторых исследователей, В.П. Стасов не занимался переделкой плана, а подобрал из своих старых работ вариант церкви, которая по объему была близка к предполагаемой церкви в Туле.
Проект собора, предложенный В.П. Стасовым, имел шестиколонные дорические портики по трем фасадам и полукруглую апсиду, окруженную дорической колоннадой. Здание завершалось пологим куполом.
Рассмотрение проекта заняло около трех лет.
10 февраля 1821 года В.П. Стасов представил свои чертежи на утверждение Александру I.
Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу. К этому времени сменился и губернатор города, и руководство епархии. Новое епархиальное начальство к строительству храма отнеслось равнодушно. К тому же в это время выяснилось, что «пожертвованной по подписке дворянством суммы в соборе нисколько не имеется».
К идее о возведении нового теплого собора ни светские власти, ни руководство епархии долгое время не возвращались.
В конце 40-х годов XIX века тульскому губернскому архитектору А. Дубровскому поручили сделать чертеж и смету на переоборудование холодного Успенского собора в теплый. 3 августа 1847 года А. Дубровский дал отрицательный ответ: «От сырости и непостоянного воздуха может... измениться и самая живопись икон святых, отчего может сделаться одно безобразие».
В 1849 году церковный староста Успенского собора купец Вукол Зотович Кузовлев вновь поднял вопрос о теплом кафедральном соборе, так как в зимнее время из-за закрытия летнего Успенского собора соборное богослужение «совершается в приходских церквах». Он предложил построить собор во имя Богоявления Господня с двумя приделами на территории Тульского кремля.
Это предложение было принято, и общественность выбрала В.З. Кузовлева храмостроителем -за его честность, благонадежность и религиозность. Ему предоставлялось право «принимать приношения деньгами, материалами и всякого рода вещами, употреблять на постройку упомянутого собора по собственному усмотрению, не отдавая никому отчета, не отступая от плана и фасада».
16 марта 1850 года вновь собралось городское общество. Было вынесено решение, скрепленное НО подписями, о том, что «общество, благоговея к древности Тульского Успенского кафедрального собора, решило сохранить его без изменений для потомства и строить новый зимний теплый собор во имя Богоявления Господня с тремя престолами». Об этом было уведомлено Министерство внутренних дел и Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями.
Проект теплого собора поручили составить архитектору Тульского оружейного завода коллежскому асессору М.А. Михайлову. Согласно выполненному им проекту, собор имел в плане форму прямоугольника размером 35 х 53 м. Внутренне пространство делилось на три нефа восемью столбами. Здание венчали пять куполов. Главный престол посвящался Богоявлению Господню, приделы - Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. Проект был одобрен губернской строительной комиссией и епархиальным начальством и отправлен на утверждение в Петербург.
В департаменте проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий проект признали неудовлетворительным по причине «неблаговидности фасада». Проект передали на переделку работнику департамента, старшему чертежнику А. Семину, который значительно усилил несущие конструкции за счет более мощных столбов. Очень сильно изменилось завершение храма. Барабаны пятиглавия занизили и расширили, а луковичные завершения сделали более приземистыми. Однако скорректированный проект в Тулу так и не возвратили.
А в нашем городе в это время утверждается новый проект теплого собора, составленный тем же М.А. Михайловым. Проект «засвидетельствовала» губернская строительная и дорожная комиссия, и 22 июня 1853 года его отослали в Петербург. Как и в первом варианте, храм был пятиглавым, но здание стало намного скромнее. В Петербурге второй проект тульского архитектора вновь получил отрицательную оценку «из-за неудобства внутреннего расположения». В результате переделки, произведенной в департаменте проектов и смет, была уменьшена длина здания: оно стало
квадратным, с выступающими по всем четырем сторонам ризалитами.
Члены департамента одобрили проект 26 января 1854 года. Продолжался сбор средств на постройку нового собора. Наконец, 14 октября 1854 года проект был утвержден императором Николаем I, a 28 января следующего года получен Тульской духовной консисторией.
Производство работ поручили архитектору М.А. Михайлову, хозяйственную часть - В.З. Кузовлеву. Создали Комитет для производства строительных работ под предводительством городского головы Н.Н. Добрынина.
Закладка зимнего Богоявленского собора произошла 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен Тульского подвижного ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну.
Вначале строительство собора шло хорошо: уже к лету 1857 года возвели стены и два яруса. Через год были завершены все каменные и кровельные работы. Затем дело приостановилось из-за отсутствия денег.
Тогда собрались именитые граждане города и епископ Тульский и Белевский Алексий, чтобы решить, что делать дальше в первую очередь. Епископ Алексий предлагал позолотить одну из пяти глав собора; купцы считали, что необходимо произвести работы, которые ускорили бы освящение собора. Тогда епископ Алексий заявил, что сам вызолотит главу. Он нашел для этого средства, но золочение было произведено московским купцом Н. Сафроновым очень некачественно, так что скоро, как писал современник, от «позолоты центрального барабана остались слабые признаки, которые не столько украшали, сколько безобразили... храм».
В 1860 году московский иконописец Семен Борисов расписал купол храма изнутри. В том же году были сделаны три каменных крыльца с трех сторон здания. Причем западное крыльцо имело стены и железную кровлю.
Окончательная отделка собора шла в течение 1861-62 годов: завершили стенную роспись; настелили дубовый пол; поставили четыре чугунных клироса; установили прекрасно выполненный московским мастером Никанором Софроновым сосновый иконостас с иконами, выполненными Семеном Борисовым. Внутри храма поместили две маленькие
железные печи - для большей теплоты и осушения собора.
Отапливался храм тремя духовыми печами, помещавшимися в подвале с калориферными камерами, из которых в собор были проведены пять тепловых душников.
7 ноября 1862 года Богоявленский кафедральный собор был освящен. Общая сумма затрат по его строительству и отделке составила 103 тысячи рублей. Это были в основном деньги, пожертвованные 25-ю богатейшими купеческими семьями; посильную лепту вносили и бедные люди.
Храм имел длину 10,42 сажени (1 сажень -2,13 м), высоту до верха карниза - 7 саженей. В соборе была 51 икона (27 больших и 24 малых), три иконостаса.
Много усердия при строительстве Богоявленского собора проявил церковный староста В.З. Кузовлев, за что по ходатайству епископа Тульского и Белевского Никандра был награжден Святейшим Синодом орденом Святой Анны.
Первый ремонт Богоявленского собора произвели в 80-х годах XIX века. В это время была изменена отделка центральной главы: с нее удалили остатки позолоты и покрасили ее светлой краской, положив сверху накладные позолоченные полосы - жгуты. Маленькие главки, покрытые железом, тоже покрасили светлой краской. Видимо, было покрашено и все здание: в страховой оценке 1910 года сказано, что собор «окрашен снаружи по шпаклевке».
В 1892 году в соборе устроили водяное отопление. Это в то время было новинкой, которой гордились туляки. В «Тульских епархиальных ведомостях» сказано, что новая система отопления и вентиляции - «первый и пока единственный пример не только для тульских храмов, но... и для московских».
Богоявленский собор хорошо вписался в архитектурный ансамбль Тульского кремля, создав единый комплекс культовых зданий с Успенским собором и колокольней.
По мнению П.И. Малицкого, «первое место между церквами г. Тулы... занимают... холодный Успенский и теплый зимний Богоявленский».
В 30-х годах XX века Богоявленский собор был закрыт. Здание приспособили под аэроклуб, а в 50-е годы - под клуб физкультурников. Были снесены четыре малые главы храма; от них остались только кирпичные основания в чердачных помещениях. Луковичное завершение центральной главы заменили невысокой кровлей по кирпичному своду. После закрытия собора стены его многократно перекрашивались в разные цвета.
Не дошла до наших дней небольшая главка с крестом над западной папертью.
В 60-х годах XX века принимается решение разместить в Богоявленском соборе музей оружия. Здание передается на баланс оружейного завода. Проект отопления и вентиляции для музея выполнил институт «Мосбассгипрошахт» Минтяжстроя СССР. Начиная с 1972 года в течение пятнадцати лет велись работы по приспособлению здания под музей оружия. Для этого на уровне окон второго света было сделано железобетонное монолитное перекрытие по металлическим балкам. В бывшем подвале разместили гардероб, подсобные помещения, санузел. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.
К сожалению, здание, имевшее прекрасные росписи, чугунные хоры, лепные позолоченные карнизы, перед его перестройкой так и не было обследовано.
Оформлением экспозиции музея оружия занимался комбинат декоративно-оформительского объединения «Росмонументискусство» г. Москвы. Эта же организация расписывала своды бывшего собора. Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южного и северного входов.
С 1989 года здание начало свое существование в качестве музея оружия.
Хочется надеяться, что наступит время, когда музей переведут в новое здание, а Богоявленскому собору будет возвращен его первоначальный облик, облик храма, построенного в память воинов-туляков, погибших в Отечественной войне 1812 года.
Библиографическая ссылка:
А. Муравьева Из истории реставрации Тульского кремля / Александра Муравьева // Тульский краеведчский альманах №5. - 2007. - С. 19-23
Комментариев нет:
Отправить комментарий