Богоявленский собор Тульского кремля



В тульском кремле на том месте, где сейчас находится Богоявленский собор, в нача­ле XIX века стояло здание для военных упраж­нений.
Кафедральный Успенский собор, постро­енный в кремле в 1762-1766 гг., был летним. Зимний собор во имя Тихона Амафунтского, размещавшийся в нижнем ярусе колокольни Успенского собора, был небольшим и тесным. У туляков имелась потребность в большом те­плом соборе. Из документов 1817 года известно, что после посещения Тулы императором Алек­сандром I городское общество решило устроить теплый собор во имя благоверного князя Алек­сандра Невского, тезоименитого императору, одержавшему победу над Наполеоном. Откры­лась подписка для сбора средств на сооружение храма.
В том же году, очевидно, заказали проект здания; в 1818 году он рассматривался в Санкт-Петербурге. К сожалению, первый проект со­бора не сохранился, но известно, что он был подписан тульским губернским архитектором В. Неждановым и подан на утверждение Алек­сандру I, который «повелел... поручить архи­тектору В.П. Стасову переделать доставленные губернским архитектором план и фасад предпо­лагаемой церкви».

По утверждению некоторых исследователей, В.П. Стасов не занимался переделкой плана, а подобрал из своих старых работ вариант церкви, которая по объему была близка к предполагае­мой церкви в Туле.
Проект собора, предложенный В.П. Стасо­вым, имел шестиколонные дорические портики по трем фасадам и полукруглую апсиду, окру­женную дорической колоннадой. Здание завер­шалось пологим куполом.
Рассмотрение проекта заняло около трех лет.
10 февраля 1821 года В.П. Стасов представил свои чертежи на утверждение Александру I.
Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу. К этому времени сменился и губернатор города, и руководство епархии. Новое епархиальное на­чальство к строительству храма отнеслось рав­нодушно. К тому же в это время выяснилось, что «пожертвованной по подписке дворянством суммы в соборе нисколько не имеется».
К идее о возведении нового теплого собора ни светские власти, ни руководство епархии долгое время не возвращались.
В конце 40-х годов XIX века тульскому гу­бернскому архитектору А. Дубровскому поручи­ли сделать чертеж и смету на переоборудование холодного Успенского собора в теплый. 3 авгу­ста 1847 года А. Дубровский дал отрицательный ответ: «От сырости и непостоянного воздуха мо­жет... измениться и самая живопись икон святых, отчего может сделаться одно безобразие».
В 1849 году церковный староста Успенско­го собора купец Вукол Зотович Кузовлев вновь поднял вопрос о теплом кафедральном соборе, так как в зимнее время из-за закрытия летне­го Успенского собора соборное богослужение «совершается в приходских церквах». Он предложил построить собор во имя Богоявле­ния Господня с двумя приделами на территории Тульского кремля.
Это предложение было принято, и обществен­ность выбрала В.З. Кузовлева храмостроителем -за его честность, благонадежность и религиозность. Ему предоставлялось право «принимать приноше­ния деньгами, материалами и всякого рода веща­ми, употреблять на постройку упомянутого собора по собственному усмотрению, не отдавая никому отчета, не отступая от плана и фасада».
16 марта 1850 года вновь собралось город­ское общество. Было вынесено решение, скре­пленное НО подписями, о том, что «общество, благоговея к древности Тульского Успенского кафедрального собора, решило сохранить его без изменений для потомства и строить новый зимний теплый собор во имя Богоявления Го­сподня с тремя престолами». Об этом было уведомлено Министерство внутренних дел и Главноуправляющий путями сообщения и пу­бличными зданиями.
Проект теплого собора поручили составить архитектору Тульского оружейного завода кол­лежскому асессору М.А. Михайлову. Согласно выполненному им проекту, собор имел в пла­не форму прямоугольника размером 35 х 53 м. Внутренне пространство делилось на три нефа восемью столбами. Здание венчали пять купо­лов. Главный престол посвящался Богоявлению Господню, приделы - Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. Проект был одобрен гу­бернской строительной комиссией и епархиаль­ным начальством и отправлен на утверждение в Петербург.
В департаменте проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зда­ний проект признали неудовлетворительным по причине «неблаговидности фасада». Проект передали на переделку работнику департамента, старшему чертежнику А. Семину, который зна­чительно усилил несущие конструкции за счет более мощных столбов. Очень сильно измени­лось завершение храма. Барабаны пятиглавия занизили и расширили, а луковичные заверше­ния сделали более приземистыми. Однако скор­ректированный проект в Тулу так и не возвра­тили.
А в нашем городе в это время утверждается новый проект теплого собора, составленный тем же М.А. Михайловым. Проект «засвиде­тельствовала» губернская строительная и до­рожная комиссия, и 22 июня 1853 года его отослали в Петербург. Как и в первом вариан­те, храм был пятиглавым, но здание стало на­много скромнее. В Петербурге второй проект тульского архитектора вновь получил отрица­тельную оценку «из-за неудобства внутренне­го расположения». В результате передел­ки, произведенной в департаменте проектов и смет, была уменьшена длина здания: оно стало
квадратным, с выступающими по всем четырем сторонам ризалитами.
Члены департамента одобрили проект 26 ян­варя 1854 года. Продолжался сбор средств на постройку нового собора. Наконец, 14 октября 1854 года проект был утвержден императором Николаем I, a 28 января следующего года полу­чен Тульской духовной консисторией.
Производство работ поручили архитектору М.А. Михайлову, хозяйственную часть - В.З. Кузовлеву. Создали Комитет для производства стро­ительных работ под предводительством городско­го головы Н.Н. Добрынина.
Закладка зимнего Богоявленского собо­ра произошла 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен Тульского подвижного ополчения, готовившегося к отправке на Крым­скую войну.
Вначале строительство собора шло хорошо: уже к лету 1857 года возвели стены и два яруса. Через год были завершены все каменные и кро­вельные работы. Затем дело приостановилось из-за отсутствия денег.
Тогда собрались именитые граждане города и епископ Тульский и Белевский Алексий, что­бы решить, что делать дальше в первую очередь. Епископ Алексий предлагал позолотить одну из пяти глав собора; купцы считали, что необ­ходимо произвести работы, которые ускорили бы освящение собора. Тогда епископ Алексий заявил, что сам вызолотит главу. Он нашел для этого средства, но золочение было произведено московским купцом Н. Сафроновым очень нека­чественно, так что скоро, как писал современник, от «позолоты центрального барабана остались слабые признаки, которые не столько украшали, сколько безобразили... храм».
В 1860 году московский иконописец Семен Борисов расписал купол храма изнутри. В том же году были сделаны три каменных крыльца с трех сторон здания. Причем западное крыльцо имело стены и железную кровлю.
Окончательная отделка собора шла в те­чение 1861-62 годов: завершили стенную ро­спись; настелили дубовый пол; поставили четыре чугунных клироса; установили пре­красно выполненный московским мастером Никанором Софроновым сосновый иконостас с иконами, выполненными Семеном Борисо­вым. Внутри храма поместили две маленькие
железные печи - для большей теплоты и осу­шения собора.
Отапливался храм тремя духовыми печами, помещавшимися в подвале с калориферными камерами, из которых в собор были проведены пять тепловых душников.
7 ноября 1862 года Богоявленский кафе­дральный собор был освящен. Общая сумма за­трат по его строительству и отделке составила 103 тысячи рублей. Это были в основном день­ги, пожертвованные 25-ю богатейшими купе­ческими семьями; посильную лепту вносили и бедные люди.
Храм имел длину 10,42 сажени (1 сажень -2,13 м), высоту до верха карниза - 7 саженей. В соборе была 51 икона (27 больших и 24 ма­лых), три иконостаса.
Много усердия при строительстве Богоявлен­ского собора проявил церковный староста В.З. Кузовлев, за что по ходатайству епископа Тульского и Белевского Никандра был награжден Святей­шим Синодом орденом Святой Анны.
Первый ремонт Богоявленского собора про­извели в 80-х годах XIX века. В это время была изменена отделка центральной главы: с нее уда­лили остатки позолоты и покрасили ее светлой краской, положив сверху накладные позолочен­ные полосы - жгуты. Маленькие главки, покры­тые железом, тоже покрасили светлой краской. Видимо, было покрашено и все здание: в страхо­вой оценке 1910 года сказано, что собор «окра­шен снаружи по шпаклевке».
В 1892 году в соборе устроили водяное ото­пление. Это в то время было новинкой, которой гордились туляки. В «Тульских епархиальных ведомостях» сказано, что новая система отопле­ния и вентиляции - «первый и пока единствен­ный пример не только для тульских храмов, но... и для московских».
Богоявленский собор хорошо вписался в ар­хитектурный ансамбль Тульского кремля, соз­дав единый комплекс культовых зданий с Успен­ским собором и колокольней.
По мнению П.И. Малицкого, «первое место между церквами г. Тулы... занимают... холод­ный Успенский и теплый зимний Богоявлен­ский».
В 30-х годах XX века Богоявленский собор был закрыт. Здание приспособили под аэроклуб, а в 50-е годы - под клуб физкультурников. Были снесены четыре малые главы храма; от них оста­лись только кирпичные основания в чердачных помещениях. Луковичное завершение централь­ной главы заменили невысокой кровлей по кир­пичному своду. После закрытия собора стены его многократно перекрашивались в разные цвета.
Не дошла до наших дней неболь­шая главка с крестом над западной папертью.
В 60-х годах XX века принима­ется решение разместить в Бого­явленском соборе музей оружия. Здание передается на баланс ору­жейного завода. Проект отопления и вентиляции для музея выполнил институт «Мосбассгипрошахт» Минтяжстроя СССР. Начиная с 1972 года в течение пятнадцати лет велись работы по приспособле­нию здания под музей оружия. Для этого на уровне окон второго света было сделано железобетонное мо­нолитное перекрытие по металли­ческим балкам. В бывшем подвале разместили гардероб, подсобные помещения, санузел. Вход в музей сделали с востока, пробив алтар­ную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.
К сожалению, здание, имевшее прекрасные росписи, чугунные хоры, лепные позолоченные карнизы, перед его перестройкой так и не было обследовано.
Оформлением экспозиции музея оружия за­нимался комбинат декоративно-оформитель­ского объединения «Росмонументискусство» г. Москвы. Эта же организация расписывала своды бывшего собора. Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южно­го и северного входов.
С 1989 года здание начало свое существова­ние в качестве музея оружия.
Хочется надеяться, что наступит время, когда музей переведут в новое здание, а Богоявленско­му собору будет возвращен его первоначальный облик, облик храма, построенного в память во­инов-туляков, погибших в Отечественной войне 1812 года.
Библиографическая ссылка:
А. Муравьева Из истории реставрации Тульского кремля / Александра Муравьева // Тульский краеведчский альманах №5. - 2007. - С. 19-23

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100