Помощь нуждающимся в России оказывалась или специальными благотворительными учреждениями, или правительственными, земскими, городскими и сословными учреждениями, или организациями, для которых оказание благотворительности составляло лишь одну из сторон их деятельности.
Специальные благотворительные учреждения делились на две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения.
Благотворительные общества являлись добровольным союзом лиц, объединенных общностью известной цели - помогать нуждающимся. Деятельность этих обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами.
Благотворительные заведения являлись учреждениями для удовлетворения тех или иных потребностей нуждающегося населения. Виды их были разнообразны. Благотворительные заведения характеризовались тем, что по-мощь нуждающимся оказывалась в стенах этих заведений.
Благотворительные учреждения учреждались как правительственными, общественными и сословными учреждениями, так и благотворительными обществами, другими заведения¬ми и частными лицами.
За всеми был установлен контроль, который входил в круг обязанностей местных и центральных административных органов или различных ведомств, имеющих благотворительный характер, например, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста и др.
Общее число благотворительных учреждений Российской империи к 1 января 1899 г. составляло 14 854, из которых благотворительных обществ было 7349 и благотворительных заведений 75051.
В Тульской губернии в конце XIX в. имелось 810 благотворительных обществ и заведений.
Наибольшее число благотворительных учреждений находилось в Прибалтийском крае: на каждые 100 000 жителей приходилось 57 учреждений. В Европейской России (48 губерний) на каждые 100 000 жителей приходилось 12 учреждений. Что касается отдельных губерний в Европейской России, то самый высокий показатель был в Санкт-Петербургской губернии: на 100 000 жителей приходилось 62 учреждения, в Тульской - 56 учреждений, в Московской- 49 учреждений. В наиболее неблагоприятных условиях находились восточная Оренбургская губерния, южная Ставропольская, а из западных- Гродненская. Всего по четыре благотворительных учреждения приходилось там на 100 000 жителей.
Из общего числа благотворительных учреждений (14 854) 35,5% находилось в губернских и областных городах, остальные 64,5% распределялись между уездными городами и другими поселениями.
Министерства и ведомства, в ведении которых состояли благотворительные учреждения, делились на две группы: ведомства, преследующие исключительно или преимущественно благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного на¬значения.
К числу первых ведомств, представляющих главные центры благотворительности Российской Империи, относились: Ведомство Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое общество и Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.
17% благотворительных учреждений относились к числу первых ведомств. 83% благотворительных учреждений распределялись между Министерствами: внутренних дел, народного просвещения, юстиции, путей сообщения, ведомством православного исповедания.
Наибольшее количество благотворительных учреждений состояло в ведомстве Министерства внутренних дел - 49%. Наибольшее число составляли частные учреждения - 82% всех учреждений Министерства внутренних дел, затем сословные - 8%, городские - 7%, земские - 2%, приказы общественного призрения - 1%5.
Возникновение благотворительных обществ и заведений относится к различным периодам, но наибольшее их число основано в 1889-1899 гг.
Началом значительного роста благотворительных учреждений приходится считать 1861 г., т.к. до 1899 г. было основано 95% всех обществ и 82% всех заведений.
Переходя к вопросу о назначении и целях этих заведений, необходимо иметь в виду, что хотя они и разнообразны, но тем не менее могут быть сведены в несколько обширных групп. Наиболее крупную составляют заведения для постоянного призрения взрослых нуждающихся. Сюда относились:
заведения для престарелых, убогих, неизлечимых и неспособных к труду;
заведения дешевого и бесплатного пропитания;
заведения дешевого и бесплатного проживания;
заведения трудовой помощи;
заведений лечебной помощи для взрослых.
Вторая группа заведений - благотворение детям:
заведения для призрения и воспитания;
заведения дешевого и бесплатного обучения;
заведения лечебной помощи для детей.
В группе заведений для взрослых преобладали заведения для призрения, которых насчитывалось 54% от общего количества, и 1/3 их находилась в губернских городах.
В группе благотворительных заведений для детей 48% составляли учреждения для призрения и воспитания; большая часть этих заведений находилась в губернских городах.
По отношению к заведениям общественно¬го призрения закон («Устав об общественном призрении 1892 г.») устанавливал, что «частным лицам, обществам, городам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения или к учрежденным уже что-либо прибавлять, с тем однако же чтобы то и другое сходствовало с общими на сей предмет постановленными правилами» [Устав об общественном призрении, 1892. С. 28]. При этом «предположения частных людей об устроении благотворительных заведений приводятся в действие местным начальством или ими сами¬ми иначе как с дозволения правительства» .
Таким образом, устройство частных заведений было поставлено в весьма тесные и определенные рамки. Но если бы богадельни, сиротские дома, больницы и другие благо¬творительные заведения, устраиваемые частными лицами, действительно создавались в соответствии с «поставленными правилами» то, вероятно, большинство их вообще не существовало.
В числе ограничительных постановлений по отношению к частным благотворительным заведениям сохраняло свое значение положение о полном обеспечении таких заведений. Со¬гласно ст. 442 Устава общественного призрения «общественные и частные благотворительные заведения дозволяется учреждать посредством пожертвований с тем, чтобы, ни одно из таковых заведений не было дозволяемо к его открытию, пока оно не будет иметь всех средств, необходимых для его содержания». Во многих случаях эта статья не применялась или применялась очень редко. Подавляющее большинство благотворительных заведений, особенно существовавших при частных обществах, были учреждены из расчета «на лотереи и другие доходы» и совсем не имели всех постоянных средств, необходимых для их содержания.
Говоря о частных благотворительных обществах, необходимо отметить, что они состояли «под ведением и наблюдением Министерства внутренних дел». Эта зависимость
выражалась в том, что «они были обязаны непосредствен¬но или через губернаторов доставлять министерству подробные отчеты о действиях своих по предмету благотворительности, капиталах, доходах, расходах, имуществах, заведениях и призреваемых в оных».
Для наблюдения за сохранением уставов частных обществ губернаторам поручалось при обозрении губерний непременно обращать внимание на состояние частных благотворительных обществ.
Впоследствии положением Комитета министерства от 15 февраля 1897 г.10 министру внутренних дел было предоставлено право утверждать собственной властью уставы обществ по устройству публичных чтений для народа и на¬родных читален, ссудосберегательных, пенсионных и больничных касс и обществ взаимной помощи рабочих на горных заводах, право из¬менять собственной властью те уставы благо¬творительных обществ, которые прежде были утверждены с Высочайшего соизволения.
Затем министерство внутренних дел при¬ступило к составлению примерных уставов для наиболее распространенных типов благотворительных обществ.
Так как эти уставы были утверждены со¬гласно закону министром, то было признано возможным предоставить губернаторам право открывать общества, учреждаемые частными лицами по этим утвержденным уставам.
Главное управление и руководство благо¬творительным заведением возлагалось уставом на то лицо (попечителя) или частное учреждение, на средства которого было открыто это за¬ведение, причем учредителю предоставлялась возможность передавать свои права другим лицам или учреждениям. Заведование заведением возлагалось или на отдельное избираемое учредителем лицо или чаще всего на особый совет, состав которого определялся и назначался учредителем, который оставался председателем совета. Срок службы совета или совсем не обозначался в уставе заведения, или определялся в три-четыре года. Члены совета исполняли свои обязанности безвозмездно. В совет нередко вводились почетные члены, члены-благотворители (основанием для включения их в совет служил высокий денежный взнос).
В конце XIX века в Туле имелись следующие благотворительные учреждения.
Шесть учреждений Ведомства Императрицы Марии:
1) Николаевский детский приют, в котором призревалось 167 девочек;
2) Мариинский детский приют (56 мальчиков) содержался на проценты капитала, пожертвованного Императрицей Марией;
3) Ксеньевский детский приют (52 приходящие девочки) содержался на проценты ка¬питала, пожертвованного Великой Княжной Ксенией Александровной;
4) Красноглазовский приют-ясли - ежедневно за исключением праздничных дней, от 15 до 30 детей;
5) Дом призрения бедных (12 мужчин и 98 женщин) содержался на проценты с капитала, пожертвованного князем Голицыным;
6)Тульско-калужское училище для слепых детей (22 девочки) содержался на проценты капитала в 11 600 руб., на пособия от земства и городов, на частные пожертвования.
Пять учреждений находились в ведении Тульского губернского земства: 7) Богоугодное заведение, 8) Куликовский приют, 9) Баска-ковский инвалидный дом, 10) Кузовлевская богадельня, 11) Сиропитальное отделение для подкидышей и детей, временно передаваемых из больницы от поступающих в нее матерей.
Далее:
12)Тульский Дворянский вдовий дом (21 женщина) содержался на средства Дворянства Тульской губернии;
13)Тульский.; исправительный Баташовский приют Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов (30 мальчиков), при нем имелись мастерская, школа садоводства и огородничества, 2 разряда с опытным полем;
14) Дом трудолюбия содержался, главным образом, на проценты с капитала, пожертвованного А.С. Баташовым.
Кроме того: детские приюты, богадельни, убежища слепых, богадельни при церквях: Успенской, Николо-Зарецкой, Богородице-Рождественской, Александре-Невской, Владимирской, Петропавловской, Георгиевской. Всего в губернском городе имелось 32 благотворительных заведения.
Помимо этого, существовали следующие общества: общество «Милосердия» для помощи бедным и неимущим, общество помощи бедным ученикам Тульской гимназии, Тульское общество трезвости, общество для содействия и развития кустарной промышленности.
Благотворительные заведения имелись и в уездных городах: Ефремове, Веневе, Алексине, Богородицке, Епифани, Кашире, Одоеве, Белеве. Благотворительные учреждения действовали в селах и деревнях Тульской губернии.
Исправительный приют, созданный в Туле в зданиях, пожертвованных Александром Степановичем Баташовым, имел цель: воспитание и приучение к труду несовершеннолетних лиц мужского пола, совершивших преступление. Этот приют состоял в ведении Министерства внутренних дел. Содержался он на проценты с капитала, пожертвованного Преосвященнейшим Никандром, архиепископом Тульским и Белевским, членские взносы, доходы от заработков воспитанников приюта. Заработанные воспитанника¬ми в приюте деньги составляли собственность приюта, из них одна треть чистой прибыли отделялась в пособие воспитанников при выходе из приюта.
В приют принимались подростки не старше 16 лет. По истечении назначенного срока содержания в приюте или по достижении 18-летнего возраста воспитанники передавались родителям. При неблагонадежности последних или в случае их смерти правление принимало на себя попечение о несовершеннолетних, выходящих из приюта, которое продолжалось не более трех лет. Таким воспитанникам оказывалась помощь в случае нужды.
За проступки воспитанники по распоряжению директора подвергались: выговору, публичному выговору, недопущение к играм, помещению в карцер на время не более одних суток. В случае побега из приюта воспитанника могли содержать под особым строгим присмотром или отдельно от других, но такое содержание не должно было превышать одного месяца.
В 1894 г. в г. Туле был создан Дом трудолюбия на проценты капитала, пожертвованного А.С. Баташовым.
Дом трудолюбия функционировал два года. Правление сделало все, чтобы Тульский дом трудолюбия удовлетворял своему назначению - доставить работу нуждающимся и развивать работы в доме путем разделения труда и разнообразием производства.
Значительные успехи в производительности дома трудолюбия были обусловлены приобретением машин, что позволяло выполнять более сложные заказы.
Дома трудолюбия в России были недостаточно поняты народом, который взирал на них с не¬которым недоверием. Особенно дома трудолюбия недолюбливали профессиональные нищие, привыкшие ежедневным попрошайничеством собирать достаточные средства для существования.
Принудительного труда не существовало, и поэтому к помощи дома трудолюбия обращались лица, которые действительно искали временного труда и работали охотно.
Но имели место некоторые проблемы. Дома трудолюбия функционировали как частные филантропические учреждения, и внутренний порядок не был регламентирован никакими правилами. Между тем контингент лиц, по¬падающих в эти дома, не имел высокого нравственного уровня, поэтому подчинение этих людей известным законодательным нормам являлось необходимым. Оказывая им помощь, общество в праве было требовать от этих лиц известных обязательств, хотя бы в нравственной сфере. Было необходимо, наряду с существующими домами трудолюбия, иметь работные дома с введением принудительного труда, куда бы и помещались лица, нарушающие правила обыкновенных домов трудолюбия.
Для нравственного воздействия на работающих в Доме трудолюбия устраивали по воскресным и праздничным дням народные чтения, которые были бесплатными для работающих в доме и платными (5 коп.) для сторонних посетителей.
При Доме трудолюбия благодаря частным пожертвованиям была скомплектована библиотека, пользоваться которой предоставлялось работающим.
Во дворе устроили баню и разбили маленький садик. Произвели окраску всех зданий, отремонтировали крышу главного корпуса и фундамент, засыпали старый погреб и построили новый.
В 1896 г. в Доме трудолюбия перебывали 149 лиц обоего пола: 121 мужчина, 16 женщин, 12 детей.
Работы столярные, слесарные, кузнечные, требующие долгого обучения могли вводиться только в исключительных случаях.
Из разного рода работ правление Дома трудолюбия остановилось на следующих: клейка лавочных бумажных мешков, изготовление простых кистей из щетины, вытачивание на токарном станке особых заточек из дерева и ручек для щеток.
Были и другие работы. Пришедшему на работу живописцу вывесок поручали написать вывески для различных помещений Дома, переплетчику предложено было переплетать книги, резчику по стеклу была дана возможность продолжать свое дело, хорошему слесарю даны слесарные работы по Дому.
Призреваемые в Доме трудолюбия направлялись на работы на Тульский оружейный за¬вод. Такая работа вводила людей в обычную атмосферу труда и не создавала им условий превратиться в богаделыциков.
Призреваемые получали пищу два раза в день. Все ежедневно работавшие в Доме пользовались безвозмездно ночлегом.
Дом призрения бедных в Туле имел целью призрение престарелых и увечных лиц обоего пола, без различия сословий и состоял в Ведомстве учреждений Императрицы Марии.
Дом содержался на доходы от неприкосновенного капитала, ежегодные взносы почетных старшин, единовременные пожертвования, до¬ход от спектаклей и концертов. Дом управлялся попечительством, в обязанности которого входило: составление и утверждение инструкций для должностных лиц, рассмотрение и утверждение сметы заведения,заключение договоров и актов, прием в заведение и увольнение призреваемых.
Наблюдение за призреваемыми и прислугой, ведение хозяйства возлагались на смотрительницу и ее помощников.
При Доме призрения состояла церковь. Священник этой церкви определялся на должность епархиальной властью по избранию Попечительства.
В заведение принимались на бесплатное призрение лица, которые не имели возможности заработать себе на пропитание.
Призреваемые получали от заведения одежду, белье, обувь и продовольствие. Они увольнялись по собственному желанию или по распоряжению попечительства.
Лица, входившие в состав попечительства, и церковный староста несли свои обязанности безвозмездно. Правитель дел, смотрительница, помощник, писцы получали оклады. Священ¬ник и его помощник пользовались бесплатны¬ми квартирами.
Директор, почетные старшины, казначей и правитель дел пользовались правами и преимуществами государственной службы, за исключением лишь права на пенсию. Должности директора присваивался VII класс, правителю дел - IX, почетным старшинам и казначею -XII класс по чинопроизводству.
Таким образом, благотворительные заведения и общества оказывали помощь неимущим, больным, безработным.
Библиографическая ссылка:
Гаврилина Н.А. Благотворительные учреждения и общественное призрение в Тульской губернии в пореформенное время/Надежда Гаврилина//Тульский краеведческий альманах.-2008.-Вып. 6. - С.41-45.
Комментариев нет:
Отправить комментарий