Царские ружья из собрания тульского государственного музея оружия (к визитам членов царской семьи на Тульский оружейный завод)

Царские ружья из собрания Тульского государственного музея оружия (к визитам членов царской семьи на Тульский оружейный завод)
Тульские оружейники были искусными кузнецами и талантливыми умельцами «художеств по металлу». Они внесли немало нового в технику и обработку ме­талла, создавая изделия, которые можно отнести к произведениям искусства.В коллекции Тульского государственного музея оружия есть памятники работы таких первоклассных мастеров, как Михаила Степанова - инкрустатора, большого мастера резьбы по дереву; Ивана Сушкина, прославившегося резьбой по металлу, золотой насечкой и инкрустацией; Николая Морозова - отличного мастера художественной резьбы по дереву; Гаврилы Михайлова - замечательного пистолетного мастера середины XIX века; Петра Гольтякова - первоклассного ружейного и пистолетного мастера; Николая Гольтякова - поставщика оружия для Императорского двора; Алексея Полосатова - искусного гравера.Художественная техника и орнаментика тульских мастеров были чрезвычайно разнообразны и самобытны. Об этом убедительно говорит художественно оформленное оружие, изготовленное в память посещения Тульского оружейного завода царствующими особами и Великими князьями. В этих образцах воплотились все лучшие традиции русского оружейного мастерства: надежность, продуманность конструкции и форм, высокий технический уровень исполнения и обработки различных материалов, своеобразный стиль художественного оформления.Таких изделий в коллекции музея - одиннадцать, и это одиннадцать страниц истории Тульского оружейного завода, истории нашего Отечества.Откроем одну из них: в 1775 году по окончании празднеств Куйчук-Канарджицкого мира Екатерина II прибыла в Тулу. Это было 13 декабря. Государыня остановилась на Оружейной стороне в доме Демидовых. Дом этот был построен еще при Акинфии Демидове иотличался своими размерами и царской пышностью внутренней отделки.Зачем приезжала Екатерина II в Тулу?
 У нее был особый интерес к городу мастеровых людей, к оружейному заводу. Известно, что на эти годы приходился период расцвета тульского декоративно-художественного мастерства. В украшении партикулярных изделий туляки используют инкрустацию, оброн, наводку золотом и серебром. Для металлических изделий (украшения, табакерки, чернильницы) господствующими становятся черный и самые различные оттенки синего цвета, получаемые при применении различных способов термической обработки. Эти цвета металла хорошо сочетались с наведенными золотом и серебром орнаментами, создавая впечатление пышности и парадности.Екатерина II нередко дарила вещи тульской работы иностранным гостям, которые особен­но ценили сочетание вороненой стали с позолотой, а также мастерство, с которым они были выполнены.Но императрица не только дарила тульские изделия, она способствовала сбыту продукции оружейников и внутри страны, и за границу. Ее указом разрешался свободный вывоз оружия с платой по 10 копеек со всякого вывозимого ружья, по 5 копеек с пары пистолетов, каждой сабли, тесака, т.е. пошлина по тем временам была умеренной. Возможности для сбыта были: Тула, находящаяся далеко от морских путей, являлась одним из ведущих торгово-промышленных центров России, где была создана «Средиземноморская компания». Екатерина II имела 20 акций этой компании по 500 рублей каждая.На оружейном заводе Екатерину II встречали, как и подобает, с почетом. Командир завода генерал-майор Жуков показывал оружейное производство. Когда пришли в помещение, где заваривали стволы, императрице был на стальном блюде поднесен молоточек, которым она три раза ударила по завариваемому стволу. Позднее ствол был использован для изготовления охотничьего карабина, на котором вдоль ствола золотом сделана надпись: «Ея Императорское Величество в бытность на Тульских оружейных заводах благоволила на семъ ружье собственными своими руками назначить троекратно молотком в память бытия Ея Императорского Величества в заводах в 1775 году Декабря 14 дня».Карабин является ярким образцом искусной работы туляков второй половины XVIII века.Красоту определяет общий художественный замысел: по всей длине от затыльника приклада до наконечника цевья вьется хрупкий орнамент, выполненный из золотой и серебряной проволоки, всеченной в дерево. Этот орнамент хорошо смотрится на фоне зо-лотистого кавказского ореха. Рисунок приклада - крупный, подчеркивающий его относительную массивность, на цевье - мелкий, что только подчеркивает изящество изделия. Очень удачно выбрано соотношение серебряных и золотых проволочек - здесь золото является лишь связующим звеном орнамента на ложе с украшениями на металлических частях карабина. Таких украшений много, и они представляют собой один из древнейших приемов обработки драгоценных металлов - насечку. Ее знали еще мастера Оружейной палаты, но усовершенствовали этот распространенный способ тульские оружейники. Они создали насечку особого вида: объемную, рельефную, несущую новую форму орнамента в виде цветов, гирлянд, бантов.Рельефной насечкой украшены казенная часть ствола, все детали замка. Смысловым центром украшения является вензель Екатерины П. Буквы выписаны из отдельных деталей и необычно смотрятся на вороненом иссиня-черном фоне. Иной рисунок рельефной всечки на замке и затыльнике. Чисто, точно сделаны букеты и гирлянды из роз.Для украшения курка и крышки затравочной полочки использованы искусно выполненные изображения животных. В этом случае имеет место еще один способ украшен оружия - скульптурная обработка металла.К сожалению, не удалось установить кого удостоили чести украшать оружие для императрицы, но, несомненно, это был Мастер с большой буквы.В 1780 году, как свидетельствуют архивные документы [1], австрийский император Иосиф II, будучи на Тульском оружейном заводе, долго любовался этим действительно прекрасным карабином.С началом войны с Наполеоном в 1812 год Екатерина производство партикулярных изделий в Туле совсем прекращается, на заводе выпускают большое количество боевого оружия, изнашивается оборудование . И когда заканчиваются боевые действия, как никогда раньше встает вопрос перестройке завода, о переводе его с энергии водяных двигателей на паровую. Становится тяжелым положение оружейников: по распоряжению Александра I было запрещено изготавливать на продажу различные металлические изделия. Это можно было понять, когда в 1808 году царь возвратил оружейнику Мансурову подарки - несколько стальных вещей, сделанных с большой тщательностью, указал при этом начальнику завода: приготовление партикулярных изделий запретить. Запрещение это отменяло старинную привилегию казенных кузнецов, которой пользовались их деды и прадеды еще с XVII века. Но то было перед войной, тогда нужно было изготавливать как можно больше боевого оружия. Теперь же, когда война закончилась, запрет вызвал волнения оружейников, имевших незначительный заработок от казенных работ. И 28 июня 1816 г. на завод приезжает Великий князь Николай Павлович, которому царь поручает познакомиться с положением на заводе.У Кривого моста его встречали ратманы и почетные оружейники с хлебом-солью. В одном из помещений завода были собраны оружейники со своими работами, чтобы показать Великому князю, на что они способны.Николай Павлович подробно осмотрел все мастерские завода, а затем арсенал, где долго любовался карабином, изготовленным при участии Екатерины II.На другой день была осмотрена пробная галерея, где производилась пороховая проба. Его Высочеству показали открытый в Тульской губернии каменный уголь.И все два дня оружейники подавали свои жалобы для передачи царю.Великий князь Николай Павлович, как и Екатерина II, принял символическое участие в наварке ствола, который был использован для изготовления памятного гусарского ружья образца 1809 г. Вдоль его ствола в центре сверху - полоса воронения синего цвета, на которой золотом наведена надпись: «Его Высочество Великий Князь Николай Павлович в память незабвенного посещения Тульского завода ознаменовал сей ствол собственноручною ковкою 1816-го г. июля 28». На замочной доске выгравировано «Тула.1816».После отъезда Великого князя волнения на .1аноде не прекратились, и 1 сентября 1816 г. Александр I приезжает на завод, приезжает рано - в 8 часов. По набережной канала были выстроены все оружейники по цехам. Бургомистр оружейного общества и ратманы поднесли императору хлеб-соль. Затем государь осматривал машины вновь выстроенного па-рового корпуса, обошел мастерские и посетил церковь завода. Он также принял участие в ковке ствола и штыка, при этом пожаловал заварщику ствола с молотобойцем 300 рублей, штыковому ковшику - 100 рублей.Перед посещением государя граф Аракчеев приказал объявить волю Его Величества, что­бы оружейники, которые пожелали подать прошение монарху, подавали их через начальство, сами на колени не становились, не падали на землю, т.к. Его Величество объяснил, что такая почесть принадлежит только богу. При этом граф Аракчеев объявил милость государя: чтобы впредь в домах оружейников никакого постоя не было, а квартировавшую по их домам заводскую роту разместить по квартирам обывателей не оружейного звания. Александр I предписал составить новые расценки и произвести по ним доплату; оружейникамвновь разрешалось изготавливать различные изделия на продажу.Ружье, в изготовлении которого принимал участие император, - гладкоствольное, замок - кремневый. Вдоль всего ствола сверху воро­неная полоса синего цвета, по которой золотом наведена надпись: «Его Величество Госу­дарь Александр I в бытность свою на Тульском оружейном заводе 1816 года сент. 1-ого удос­тоил сей ствол и штык собственноручною ковкою в память незабвенного посещения.На казенной части ствола чеканный и гравированный букет роз (позолота) и медальон с вензелем Александра I в обрамлении из золоченных роз.В музейной коллекции есть ружье, изготовленное в память о посещении ТОЗ Великим князем Михаилом Павловичем 2 ноября 1817 года. С. А. Зыбин пишет: «2 ноября 1817 года Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Павлович удостоил завод посещения Своего. Его Высочество также изволил оставить после себя памятник уважения Своего к трудам ружейных мастеров, действовав молотком при ковании ствола ружья[2].Эти три ружья могут также, как карабин 1775 года, служить образцами высокого искусства тульских оружейников. Строгая сдержанность, цельность всего облика изделий достойны восхищения и свидетельствуют о вкусе мастеров. Эти ружья отличают красиво украшенные стволы, штыки. Для отделки стволов и штыков мастера использовали золото, которое в данном случае удачно гармонирует с темно-желтой поверхностью лож. Соединено золото с поверхностью изделий тремя способами: всечкой, насечкой и наводкой. Наводка выполнялась нанесением ртутной амальгамы на стальную поверхность, где был вырезан орнамент. При подогреве ртуть испарялась, а металл прочно закреплялся. Так повторялось несколько раз, после чего приступали к полировке поверхности.Цветы, букеты, гирлянды выполнены всечкой и насечкой золота, надписи - наводкой.Эти ружья еще раз подтверждают, что орнаментика оружия первой половины XIX века отказывается от традиций XVIII столетия. Совершенно меняется орнамент, этот наиболее верный в декоративном искусстве почерк эпо­хи. И, как мы видим, строгие и четкие очертания оружия подчеркиваются несложным гравированным орнаментом и чеканкой (это в основном вензель царствующей особы и герб Российской империи).Для начала XIX века весьма характерен новый прием, применяемый туляками, - усиление основного узора накладным орнаментом. Это особенно видно в ружье, изготовленном в память посещения завода 20 сентября 1826 года императором Николаем 1.Страница «Книги для внесения имен Высочайших особ, посещающих Тульский оружейный завод».Вначале государь поехал в заводской арсенал и осмотрел там готовое оружие. Огнестрельного в запасе было 52 125 единиц, белого - 27 318. Из арсенала Николай I поехал на завод и оставался там до 6 часов вечера, подробно осматривал машинное и ручное производства, и не только осматривал, но и сам пробовал «действовать при различных производствах». Так, в мастерской, где англичанин Джонс обучал заварщиков новому способу заварки стволов, государь долгое время действовал молотком, в штамповочной - прессом. На нескольких замочных досках Николай 1 оттиснул прессом «Тула. 1826*.В приемной палате замков император сумел убедиться в том, что на казенном заводе в Туле достигнута взаимозаменяемость ружейных деталей, в частности частей замка, в то время, как в других государствах это считалось невозмож­ным. Николай 1 попросил смешать детали зам­ков, хранящихся в арсенале, с деталями замков, которые при нем тут же отвернули от готовых ружей. Государь сам перемешал детали между собой, потом замки были собраны, они имели ход такой же свободный, как «если бы части каждого одна к другой нарочно были прилажены».Николай I поинтересовался у англичанина Джонса, как он находит тульских мастеровых.И Джонс отвечал, что едва ли во всей Англии найдутся подобные им по сей части магар Да и сам император нашел Тульский :ад времени своего первого посещения в 18Кш «неимоверным образом усовершенствованным по искусственной части».Николай I по традиции принял участие В изготовлении памятного ружья.На стволе золотом наведена надпись: «Государь Император Николай 1-ый осматривал Т. О. завод 20 сентября 1826 года и соизволил сам при заварке сего ствола несколько раз ударить молотком. Прессом продавливать в штыке щели. На замочной доске - Тула, и сердцеобразную щель, на затылке – герб, посему в священную память заводу сделано сие ружье ».Необходимо отметить еще один важный момент, связанный с приездом Николая 1 в Тулу. Император пожаловал золотой кубок обществу тульских оружейников за то, что сделало благое дело, простив 150 тысяч которые были выданы как ссуда на постройку домов бедным оружейникам.В 1837 году 10 июля оружейный завод посетил Великий князь Александр Николаевич. Великая княгиня Елена Павловна. В посещении завода было украшено ружье кремневое драгунское. На нем - наведенная золотом надпись: «Е. И. Высочество В. К. Цесаревич - наследник Александр Николаевич 10 июля 1837 года». На замочной доске «Тула. 1837»Украшал ружье и делал надписи оружейный мастер приборного цеха Иван Сушкин.В архивных документах дана такая характеристика мастеру Сушкину: « Правлению завода известно, что означенный оружейник приготовляет огнестрельное оружие с отличным совершенством и чисто ».Необходимо заметить, что мастера оформляли ружья собственным материалами.В архиве имеются расценки, «По которым следует удовлетворить надлежащими деньгами как за материалы, так равно и за труды. Сверх того за отличную отделку, за золото и врезку надписей». Иван Сушкин получил за свою работу и материал 177 руб. 24 коп. [5. Приказывалось «выписать данную сумму в расход из суммы заводской экономии». Но при этом удерживалась сумма «на содержание казенных инструментов и казенной паровой машины»С 25 июня 1819 г. Тульский оружейный завод находился под начальством великого князя Михаила Павловича как генерал - фельдцейхмейстера. Он часто посещал завод, в последний свой приезд. Великий князь побывал в мастерских, образцовой и приемной палатах, интересовался, как идет строительство мастерской по прокатке и резке железа. Традицию не нарушили и на сей раз: был изготовлен памятный кавалерийский карабин. Ствол воронен в черный цвет, на нем есть веденная золотом надпись: «Е. И. Высочество В. К. Михаил Павлович 10 сентября 1837 г.»Редкостные царские ружья отличают вороненые стволы. В сочетании с позолотой они выглядят изящными и словно гордятся своим великолепием. Принципы украшений основываются на тончайшем, почти ювелирном искусстве обработки металла. Традиционно используется золото для витиеватых по шрифту надписей на стволах.Так сделано ружье кремневое пехотное.Ствол воронен в коричневый цвет и украшен наведенной золотом надписью : « Государь Император Николай I удостоил заваривать этот ствол 5 сентября 1842 года». На замочной доске наведена золотом надпись «Тула.1842».Во второй половине XIX века становятся популярными гравировка и резьба по дереву. Напомним, что в ружьях XVIII и начала XIX веков резьбы немного или совсем нет. А, казалось бы, оружейники должны были в первую очередь украшать приклады ружей резьбой: и красиво, и практично. Но резьбу активно начинают применять только во второй половине XIX века. Доказательством является пехотная винтовка образца 1870 года, украшенная Николаем Морозовым и Алексеем Полосатовым. Изготовлена и украшена эта винтовка в память о посещении завода Александром II. Это подтверждает наведенная золотом надпись: «Его Императорское Высочество Государь император Александр Николаевич в память посещения Тульского оружейного завода 1 сентября 1875 года соизволил собственноручно оттиснуть на сем стволе название завода». Нижеэтой надпись «Тульский оружейный завод. 1875 г.» Тончайшей резьбой - ковром богатого растительного орнамента - покрыта вся ложа. Объединяющим элементом резьбы являются две волнистые, наложенные друг на друга линии, протянувшиеся по всей длине украшения. На шейке приклада со всеми мельчайшими подробностями вырезан герб Российской империи, в центре которого вензель Александра П. На цевье вырезан герб Тулы, символизирующий «примечания достойный и полезный оружейный завод». Герб Тулы увенчан короной и обрамлен лавровой и дубовой ветвями.Искусно украшены металлические части винтовки. В одном стиле выполнена гравировка на ложевых кольцах, спусковой скобе. Глубокая гравировка затыльника приклада и наконечника цевья приближается к оброну, а по характеру рисунка схожа с резьбой. Металлические части винтовки украшены Алексеем Полосатовым, как свидетельствуют архи­вные документы, «рельефным золотом и гравировкой». Талантливый мастер «за резьбу по стали» получил с Тульской выставки сельских произведений еще в 1861 году серебряный бокал.Винтовка, отделанная Н.Морозовым и А. Полосатовым, памятник не только величайшего мастерства, но и глубокой любви к красоте деревянного узора, которую так ценил русский народ, из поколения в поколение украшавший резьбой все: от убранства храмов и дворцов до солонки и прялки в избе.Совершенно неповторимым образцом инкрустации служит драгунская винтовка образца 1870 года. Она не имеет заводского номера, изготовлена вне серии и была предназначена стать памятным оружием. На стволе золотое тиснение: «Императорский Тульский оружейный завод. 1887 г. Е.И.В. Государыня императрица Мария Федоровна в память посещения Императорского Тульского оружейного завода 9 мая 1887 г. соизволила собственноручно оттиснуть на сем стволе название завода».На правой щеке приклада роскошный вензель Императрицы и корона. На левой щеке приклада прекрасная стилизованная надпись: «9 мая 1887 г.»Все металлические части винтовки, штык, шомпол украшены орнаментом, выполненным всечкой золота по металлу.Винтовка является неповторимым образцом искусства инкрустации. Выбрав для инкрустации слоновую кость, мастер Михаил Иванович Степанов с поразительным искусством решил проблему цветового единства ложи и инкрустации, проложив между белой костью и коричневым орехом золотую проволоку.Винтовка, как кружевным покрывалом, покрыта узором из слоновой кости, состоящим из симметрично сгруппированных завитков, в центре которых - изображение стилизованных птиц. Чудесный бело-розовый орнамент оттенен мягким фоном кавказского ореха. И если золото - материал податливый, мягкий и из него можно вытягивать тончайшую проволоку и затем выполнять из нее легкие, как кружева, узоры, то работа со слоновой костью, хрупкой, ломкой требует величайшей осторожности и терпения, навыков, а главное - большого таланта.Право ставить свою фамилию или личное клеймо давалось немногим мастерам, но М.Степанов, как утверждает одна из легенд, бытующих до сих пор среди туляков, сделал это так же талантливо, как и украсил винтовку. Где-то в году 1924 или чуть позже решили на заводе восстановить имена кудесников-оружейников; пригласили в музей, где были выставле­ны нарядные ружья известных мастеров. Пришел и Степанов, взял в руки свою винтовку, незаметно нажал на прикладе условную точку ловко поддел фигурку из слоновой кости, показал ее обратную сторону - там были его инициалы. Какую точку нажал мастер? Это до сих пор тайна, которую он никому не открыл. Но разве имеет значение этот маленький секрет по сравнению с теми большими профессиональными тайнами, которые не по легенде, а в действительности он все, без остатка подарил собратьям по ремеслу.Царские ружья экспонировались на 1-й Политехнической выставке в Москве в 1872 году (имеются ввиду ружья с ударно-кремневым замком), а в 1900 году вся коллекция вместе с другими изделиями тульских оружейников была отмечена золотой медалью в дипломом 1-й степени в Париже на Всемир­ной выставке.Сохраняемые в музее памятники - ружья изготовленные в память о посещении Тульского оружейного завода членами царской семьи - отражение направлений в декоративном искусстве, существовавших в тот или иной промежуток времени,Значимость этих ружей еще и в том, что от говорят нам о великом и прекрасном ремееж оружейников, которые, прикоснувшись натруженными руками к мертвым металлу и дерев); вложили в них частицу своей души, отдали ш творческое вдохновение и сделали царски ружья непреходящими по ценности произве­дениями декоративного искусства.

Источники:
1. ГАТО,ф.187,оп.1,д.942,л.8.
2. Зыбин С.А. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода – М., 1912,т.1.
3. ГАТО,ф.187,оп.1,д.1222,л.1,2,6.
4. Тамже,ф.187,оп.1,д.Ш9,Л.1-5.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100