Строительство каменного кремля в Туле было закончено в 1520 году. Вблизи его стен, под его надежной защитой, появился посад, в котором жили люди, обслуживавшие кремль и другие оборонительные сооружения вокруг нашего города, а также занимавшиеся различными ремеслами и торговлей.С первых же лет существования посада торговля разместилась у западной стены кремля. Согласно писцовой книге в 1625 году на рыночной площади у Пятницких ворот кремля размещалось более 300 лавок. Вели тороговлю рыбный, мясной, калачный, горшечный, «железный» (скобяной) и даже «серебряный» ряды.В XVII веке на торговой площади были построены три богатых каменных храма (взамен деревянных): Казанский (1646 - 1649 гг.), Благовещенский (1692 г.) и Крестовоздвиженский (1696 г.).Каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери возводился взамен расположенной неподалеку деревянной церкви Архистратига Михаила. Строительство велось на средства царской казны.Строил храм протопресвитер Лукьян Кириллов, духовник царя Алексея Михайловича, пользовавшийся большим доверием монарха в 1654 - 1660 гг. Попав затем в немилость, Лукьян Кириллов возвратился в Тулу. Скончался он в 1667 году и был похоронен близ алтаря Казанской церкви, но могила его была утеряна. Возможно, в 1837 году при закладке фундамента нового здания Казанской церкви каменщики по невежеству своему приняли надгробие Лукьяна Кириллова за бутовый камень и заложили его в фундамент.По крайней мере пропажу заметили только при кладке цоколя нового здания храма. Казанская церковь, возведенная в 1646 -1649 годах, была пятиглавой и относилась к распространенному в то время на Руси типу «московских» церквей, как и расположенная неподалеку Благовещенская, дошедшая до наших дней: те же луковичные главки, та же широкая лента карниза с полукруглыми кокошниками.В Казанском храме имелся каменный двухэтажный придел; в нижнем этаже находился алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем - во имя Сергия Радонежского. На Сергиевом приделе была каменная колокольня с железными часами. В таком виде храм запечатлен на гравюре X. Пастухова «Город Тула со стороны оружейного завода» (1807 г.). На фрагменте гравюры Казанская церковь справа на первом плане. Виден придел в два этажа - перед колокольней, справа от основного объема храма. В 1817 году двухэтажный придел был перестроен в одноэтажный. Казанская церковь сильно пострадала при пожаре 1834 года. В 1837 году она была разобрана. Было решено на этом месте построить новый храм.Его проект выполнил архитектор Василий Федосеевич Федосеев (1794-1860), ученик знаменитого Карло Росси. Кроме Казанской церкви, в Туле В.Ф. Федосеев доработал проект и осуществлял надзор за строительством Спасо-Преображенского собора, разработал проекты церкви Петра и Павла, Преображенской церкви женского Успенского монастыря, колокольни Всехсвятской церкви.Значительную часть денег для строительства Казанского храма пожертвовал купец II гильдии, потомственный почетный гражданин Степан Иванович Трухин. С. И. Трухин владел крупнейшими в Туле салотопнями, выпускал сальные свечи и мыло. В начале 1840-х годов он избирался тульским городским головой. Был известным благотворителем.Из-за различных трудностей возведение Казанской церкви затянулось почти на двадцать лет. Освящена она была 6 июля (по старому стилю) 1858 года. Именно эта дата указана в работе протоиерея А. Романова «Тульская Казанская церковь»; там же отмечается, что храм освящал преосвященный Алексий [10]. P.P. Лозинский в «Страницах минувшего» приводит иную дату освящения - б июля 1856 года. Вероятно, это описка или опечатка, поскольку, во-первых, Ростислав Романович использовал в качестве источника ту же статью А. Романова, а во-вторых, в 1856 году правящим архиереем Тульской епархии являлся епископ Димитрий, а в 1858 году - епископ Алексий (список правящих архиереев Тульской епархии имеется в «Страницах минувшего» Р. Р. Лозинского) [6].Новую колокольню Казанской церкви построили в 1868 году.
Казанский храм стал одним из лучших образцов классицизма в Туле, отличался совершенством и строгостью форм и пропорций. Он одинаково хорошо смотрелся с различных точек: и с другого берега Упы, и из окон оружейного завода, и с колокольни Успенского собора, и с прилегающих улиц. Вместе со Старыми торговыми рядами (сейчас на их месте здание Тульского отделения Сбербанка) Казанская церковь составляла один из красивейших тульских архитектурных ансамблей.Основной объем храма был увенчан куполом с большими окнами и колонками между ними. На северном и южном фасадах имелись фронтоны и колонны коринфского ордера.Трехъярусная колокольня, второй и третий ярус которой по углам украшали парные колонны, примыкала к трапезной. Газета «Тульские губернские ведомости» отмечала: «Настоящий Казанский храм отличается необыкновенным изяществом рисунка от всех храмов, существующих в городе. При взгляде на него вы не будете поражены громадностью его размеров или необычайной высотой, но вместе с тем вы долго не оторвете вашего взгляда от его строгих очертаний, от его легкого купола, увенчанного золотым крестом, который так легко уносится в пространство. Два портика его, северный и южный, с колоннами и обширными террасами, довершают красоту всего здания» [1].Иконы,стенную живопись для возрождённого храма выполнил академик Тимофей Егорович Мягков (1813 - 1865). Он родился в Тамбовской губернии, учился в Московском художественном классе. Работал в качестве художника-портретиста. Выполнил множество образов и стенописи для храмов в Тамбовской губернии, Твери, Москве (Чудов и Покровский монастыри, церкви Троицы Живоначальной на Самотеке, Рожества Христова в Палашах, Николы в Кузнецах).В тех же «Тульских губернских ведомостях» говорилось: «Сообразно внешней красоте храма внутренность его отличается также богатством и великолепием. Иконостас его и устроенная над престолом сень превосходной резной работы блистают золотом и по своей возвышенности над прочими частями храма невольно поражают молящихся своим величием. Все иконы храма и стенная живопись, исполненные художником Мягковым, - высокой работы. Словом, в построении Казанской церкви и ее украшении видна щедрая рука благочестивых жертвователей и строгий вкус».Подробный перечень икон, богослужебных книг и утвари Казанской церкви приведен в работе протоирея А. Романова [10].В числе ценностей Казанского храма, имевших художественно-историческое значение, была резная Казанская икона Божьей Матери на серебряной доске – дар царя Алексея Михайловича и жены его Марии Ильиничны, сделанный в 1665 году « для рожения и многолетнего здравия сына своего…Симеона». Хранилась в храме и Казанская икона Божьей Матери, шитая золотом и серебром по красному атласу; по преданию, она была собственноручно изготовлена и подарена храму Натальей Кирилловной, второй женой Алексея Михайловича, матерью Петра. Еще одну Казанскую икону Божьей Матери прислал в Тулу митрополит Казанский Маркел в 1698 году. Имелась также Владимировская икона Божьей матери 1597 года в богатом окладе, изготовленном в 1694 году из золота и серебра, украшенном драгоценными камнями и жемчугом.Ещё один царский дар храму – кадило с серебряной крышкой, выполненной в форме церкви. На нем надпись: «Лето 7170 (1662 г.) великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Руси самодержец пожаловал сие кадило в церковь Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ея образа Казанския, на Тулу».В церкви имелся позолоченный крест в чеканном серебряном позолоченном окладе, украшенном самоцветами и жемчугом, с надписью: "7165 (1657 г.) построил благовещенский прототип, что у Государя на сенях, Лукьян Кириллов, на Туле – в церковь пресвятые Богородицы казанские, что на посаде».Возрожденная Казанская церковь сразу же привлекла внимание горожан привлекла внимание горожан туляки со всех концов города. На службах бывали гимназистки расположенной неподалеку 1-й женской гимназии. В воскресные и праздничные дни храм был переполнен.В 1894 году при Казанской церкви открылась приходская школа.Наименование церкви стало основой для возникновения трех тульских топонимов: Казанской набережной, Казанской площади и Казанской ветки железной дороги.Казанская набережная располагалась на левом берегу Упы напротив оружейного завода и проходила параллельно улице Пятницкой (ныне Металлистов). Б.М. Петров, живший на Казанской набережной в детстве, в 1939 рассказывал о ней: «Только уже взрослым я узнал, что до революции весь наш полукаменный дом принадлежал моему деду по матери Михаилу Николаеву. Он служил каким-то, кажется, приказчиком.Стоял этот родовой замок в малюсеньком переулке, который по официальному адресу значился Казанской набережной. Допустим, набережная оттого, что рядом протекала речка Упа, сама невелика и набережная соответствующая. А при чем тут Казань, непонятно: скорее всего, по церкви Казанской БожиеЙ Матери, которую я уже не застал. Переулок был крохотный: по одной стороне за нашим располагалось еще два домика - частных, сладко дремлющих за заборами в окружении яблоневых садиков и зарослей малины. А по другую тянулась серого силикатного кирпича стена без окон, как бы тюремная, - глухая сторона заводского училища ФЗУ. Кончалась улица тупиком с железными воротами: то была тыловая проходная (на грузовой двор или на свалку) оружейного завода. Совсем рядом, за углом, шумела оживленная городская улица с трамваем, а тут - затерянный мирок чуть ли не дореволюционного быта» (7].Среди тульских краеведов существуют разногласия в отношении месторасположения Казанской площади. Одни полагают, что она находилась непосредственно у одноименного. Другие считают ее гораздо более обширной, размещая на ней и Старые торговые ряды,и Крестовоздвиженскую церковь (например, у С. А. Рассаднева читаем: «Площадь Челюскинцев (бывшая Казанская, по церкви)...») [9]. Более верным представляется первое предположение.Вряд ли можно отождествлять площадь Челюскинцев (ныне Крестовоздвиженская площадь) с Казанской площадью: место площади Челюскинцев до сноса занимали практически полностью Крестовоздвиженская церковь, сквер вокруг нее и прицерковные постройки.На старых снимках Казанской площадью именуется пространство между одноименным храмом и кремлевской стеной. На одной из фотооткрыток изображена, например, «торговля овощами» на Казанской площади. Туляки-старожилы помнят, что железнодорожная ветка, идущая от Московского вокзала через машиностроительный завод на оружейный, пересекающая улицу Советскую перед Зареченским мостом, называлась Казанской или «казанкой». Это наименование она получила потому, что была проложена по Казанской набережной.С Казанским храмом связано одно из памятных событий в жизни нашего города.В ноябре 1914 года император Николай II предпринял обширное путешествие через многие центральные и южные губернии России на Кавказ, посетил там действующую армию, которая одержала ряд побед в турецкой Армении.19 ноября император отбыл из Ставки Верховного Главнокомандования в Смоленск. 21 ноября он посетил Тулу.Императорский поезд прибыл на Курский (ныне Московский) вокзал в десятом часу утра. Его встречала делегация тулян во главе с губернатором А.Н. Тройницким. Помимо высших губернских и городских чиновников, дворянства и купечества, здесь были мещане, оружейники, крестьяне. Кроме хлеба-соли, императору вручили 53 тысячи рублей, собранные жителями Тульской губернии на нужды фронта.После этого Николай II в открытом автомобиле отбыл в Казанскую церковь. Очевидец событий генерал-майор Дубенский рассказывает: «Повсюду на пути царского проезда стояли толпы народа; раздавалось пение: «Боже, царя зрани», клики «ура»... В церкви по случаю праздника введения во храм Пресвятой Богородицы была совершена в высочайшем присутствии архиепископом Тульским и Белевским Пар-фением литургия. При входе во храм Государь Император был встречен словом владыки. По окончании литургии Государь Император прикладывался к местным святыням и принял от архиепископа благословение - икону» [4].Затем Николай II посетил Тульский оружейный завод, лазарет для раненых, оборудованный в помещении заводской школы и содержащийся на средства рабочих, раненых в других лазаретах, Дворянское собрание. В семь часов вечера император возвратился в свой поезд и отбыл из Тулы.В начале апреля 1922 года Советская власть проводила изъятие церковных ценностей - по официальной версии, для помощи голодающим Поволжья. Где в действительности оказалось изъятое - отдельная тема. Не минула сия участь и Казанскую церковь. В списках изъятых из Казанской церкви ценностей, приведенных в газете «Коммунар» за 7 и 11 апреля 1922 года, значатся, в частности, 22 серебряные ризы с икон, 2 серебряные хоругви, 12 серебряных икон, 4 крышки с Евангелий - всего более 16 пудов серебра. А 18 апреля 1922 года церковный сторож, открыв колокольню и поднявшись на нее, обнаружил там икону Пресвятой Богородицы, неизвестно как туда попавшую. Прежде этой иконы он не видел. Сторож рассказал об этом настоятелю храма, и два дня в Казанской церкви служили новоявленному образу.Власть же расценила происшедшее, как «шарлатанскую выходку» церковнослужителей, направленную против изъятия церковных ценностей. В ночь с 19 на 20 апреля был арестован весь клир храма, сторож, нашедший икону, а заодно и епископ Тульский и Белевский Ювеналий. В июле состоялся суд, обвиняемых приговорили к разным срокам заключения. Подробно об этих драматических событиях рассказано в статье П.В. Понарина «Не бросайте святыни псам...»[8]. Все это время Казанская церковь, которую советская власть сочла оплотом контрреволюции, была закрыта. Как оказалось - навсегда. Несмотря на многочисленные просьбы верующих, храм так и не открыли. Его судьбу определило решение президиума Тульского губисполкома от 31 марта 1923 года, в котором говорилось: «Принимая во внимание:
1. что при изъятии ценностей из церквей г. Тулы наиболее крупное сопротивление было организовано церковным советом Казанской церкви г. Тулы, который постановление Губисполкома по изъятию ценностей выполнил лишь по третьему предложению;
2. что на Пасхальной неделе прошлого год со стороны духовенства Казанской церкви, при непосредственном участии местного архиерея Иувеналия, было совершено мошенничеств в деле явления на колокольне этой церкви чудотворной иконы;
3. что вообще Казанская церковь являлась контрреволюционным очагом, около которого группировались все контрреволюционные эле менты, которые в связи с закрытием этой церкви рассеялись;
4. что с открытием вновь Казанской церкви все контрреволюционные силы, несомненно, получат вновь возможность сосредоточиться около Казанской церкви и вновь начать вести агитацию против Советской власти, скрывая свою преступную деятельность под ширмой религии, президиум Тульского Губисполкома постановляет:
а. Казанскую церковь вновь не открывать для религиозных потребностей;
б. ввиду поступившего заявления от работников милиции г. Тулы о передаче здания бывшей Казанской церкви для культурно-просветительских целей Губмилиции, Губисполком считает возможным удовлетворить эту просьбу и предлагает Губотделу управления передать здание вышеупомянутой церкви коллективу работников милиции г. Тулы» [13].А через несколько лет, в 1929 году, Казанский храм и Старые торговые рады разобрали на кирпич, из которого построили фабрику-кухню (ныне здание Тульского отделения Сбербанка) и школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) оружейного завода (ныне профессиональный лицей № 4). На месте школы ФЗО и стояла Казанская церковь.
Автор благодарит В. Архипову за предоставленную информацию о Г. Е. Мягкове.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Андреев Н.Ф. Храм Казанской Божией Матери в Туле // Тул. губ.ведомости. 1858. N° 35, ч. офиц. С. 199-200.
2. Белоус А. Казанский храм // Тула вечерняя. 1994.8 апр.
3. Дягилева Е. Мескатинов и Трухин - главы «с душком» // Новотульский металлург. 2007.31 окт.
4. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии,/ сост. генерал-майор Дубенский. Петроград, 1915.
5. Лозинский P.P. Архитектор Василий Федосеевич Федосеев // Тульский краеведческий альманах. 2003. Вып. 1.
6. Лозинский P.P. Страницы минувшего. Изд-е 2-е, испр. и доп. Тула, 2000.
7. Петров Б.М. Полстрочки из личного дела. Тула, 2006.
8. Понарин П.В. «Не бросайте святыни псам…> (тульское духовенство в 1922 году) // Тульский краеведческий альманах. 2005. Вып. 3.
9. Рассаднев С. А. Прогулки по улицам Тулы. Тула, 2003.
10. Романов А. Тульская Казанская церковь // Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. 1. Святые храмы города Тулы. Тула, 1888.
11. Ходулин В. Академик Федосеев - архитектор, украшавший Тулу // Тульский алфавит. 2004.23-30 июня.
12. Шапошников Н. Казанская церковь // Молодой коммунар. 1994.3,5 авг.
13. ГАТО, ф. Р-717, оп. 2, д. 437, л. 8.
Библиографическая ссылка:
Кириленко Н. Н. Казанская церковь: (к 150 – летию со дня освещения) / Наталья Кириленко // Тульский краеведческий альманах. – 2008. – С. – 35-40.
Комментариев нет:
Отправить комментарий