Масленица в Туле

Масленица один из древнейших народных праздников. Ее обряды складывались на протяжении не одного столетия. Масленица представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В ней переплелись аграрные и семейные обряды, отголоски языческих и христианских представлений о человеке и устройстве окружающего мира. Наиболее важными были следующие:
- номинальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.;
- обычаи, связанные с молодоженами: смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых;
- масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков;
- проводы масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.
Праздновать масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тещины вечерки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «проща», «прощение», «прощеный день», «целовальник».

Встреча масленицы сопровождалась песнями:
А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядели...
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гадливые.
К первому дню масленицы устраивались общественные горы, вислые и круглые качели, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы со сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладких яств значило в старину: жить в горькой беде, или по старости лежать на смертном одре, или сидеть калекой без ног.
В середине XIX начале ХХ вв. масленичные гулянья в Туле проводились на не существующей сейчас набережной Упы у кремлевских стен и в кремлевском саду. Здесь устанавливали временные деревянные павильоны, где выступали жонглеры, фокусники и клоуны. Большой популярностью пользовался и традиционный кукольный театр «Петрушка». Рядом с аттракционами устанавливали высокий деревянный столб, смазанный салом, наверху которого привязывали ценный приз (обычно часы, шапка или пара сапог). В лазании на столб состязались ремесленники, рабочие Оружейного и Патронного заводов.
В понедельник начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим на помин усопших, а молодые приглашали тещу учить печь блины. Туляки любили посещать трактиры на Пятницкой (ул. Металлистов), Воронежской (ул. Оборонная) и Жигалинской площади (ул. Благовещенская). Популярными у туляков были копеечные «кружевные» блины. При рассмотрении на просвет они действительно напоминали кружево и были очень нежными и вкусными. Блины подавали с маслом или сметаной, медом или патокой, вареньем или повидлом. Но быстрее всего разбирали блины, начиненные красной икрой.
Во вторник с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья устраивали горы для сестер среди двора. Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной. После нескольких угощений гостей отпускали потешаться на горы. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.
На «лакомки», в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. В Туле тещи для зятьев пекли, кроме блинов, оладьи и творожники. Оладьи получили свое название, вероятно, от слова «Лада» это имя языческой богини любви и весны.
С оладьями связан один любопытный обычай: мальчики нанизывали на палочку по семь оладий, залезали с ними на высокий столб и «высматривали» Масленицу с криками: «Масленица идет! Масленица идет!» Когда же они считали, что увидели Масленицу, кричали: «Масленица пришла1" после чего слезали со столба и раздавали оладьи под считалочку:
Первый прохожему на помин души;
Второй родной матушке;
Третий родному батюшке;
Четвертый и пятый сестрицам-молодицам; Шестой братцу-молодцу;
Седьмой сьем сам.
Символично и число оладий семь. Оно связано с понятием семья («семь я»).
В «широкий четверг» начинался масленичный разгул: катанье по улицам и кулачные бои. Кофейная на реке Упе была наполнена посетителями, на балконе гремела музыка и слышались русские песни. На гулянии зачастую разбрасывали всем на радость а особенно детворе маленькие круглые пряники, которые, к тому же, могли быть «именинными», то есть на которых было отпечатано имя возможного владельца.
Ледяные горы были украшены готическими башнями с разноцветными флагами. Увеселяла всех устланная коврами огромная лодка на полозьях, запряженная восемью лошадями. Купечество, следуя обычаю кататься по Киевской, спускалось в экипажах на реку. Группа актеров давала по два представления в день, в театре шли спектакли, в Благородном собрании-балы.
В пятницу устраивали «тещины вечерки»— ответный визит тещи к зятю. Приглашения бывали почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылать нарядных "зватых". Чем больше бывало "зватых", тем теще более оказывалось почестей.
. На «золовкины посиделки» молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки (сестры ее мужа) были еще в девушках, то невестка созывала своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, то она приглашала родню замужнюю. Затем гости вместе с невесткой объезжали всех золовок. Новобрачная невестка была обязана одаривать своих золовок подарками.
На реке в субботу строили снежный городок с башнями и ворота. После этого одна команда защищала городок, другая должна была занять его. Охранители вооружались метлами, а штурмующие палками. Нападающие врывались в ворота и разрушали городок. После взятия городка его "воеводу" купали в проруби. Потом начиналось всеобщее угощение, и с песнями возвращались по домам.
Воскресенье прощеный день. С утра ходили на кладбище, поминали покойных родителей, просили у них прощения. По обычаю на могилах оставляли блины. Прощальный поезд из дровень и саней назывался круг или конец. Запрягали такой поезд людьми, и он разъезжал всем улицам, впереди и вокруг него пели и плясали скоморохи.
Наиболее известным обрядом этого дня (дошедшим до наших дней) является сожжение куклы Масленицы. Эту куклу делали день масленичной недели. Ее основа - большая (в человеческий рост) крестовина из дерева, которую сверху накрывали лыком или соломой, крепившейся нитками или веревками. Кукла изображала женщину, одевали ее, соответственно, в женские одежды. Косынка обычно была красного цвета (иногда желтого или оранжевого), юбка в горошек или с цветочным рисунком, пояс красочный. Кукле заплетали две косы, на руки ей вешали, завязывая узелком, цветочные тесемки из ткани (эти тесемки оставляли на ней и во время сожжения: они олицетворяли болезни, печали и беды, поэтому должны были сгореть). На куклу часто вешали шарманку, звук которой отгонял злых духов, и блинную посуду: небольшую сковородку, ситичко для просеивания муки, ложку, мутовку, а так же прихватку и салфетку. Наряженную Масленицу ставили на пригорке и каждый день в течение масленичной недели приходили с ней здороваться. В Прощенное воскресенье куклу раздевали и сжигали: ритуальное сжигание чучела было необходимо для воскресения его силы в злаках.
Бытовала и кукла Домашняя масленица, её называли дочкой или младшей сестрой масленицы большой. Домашнюю масленицу выставляли в окнах и дворах в тот день масленицы, когда молодые приходили к теще на на блины. По традиции Домашней масленицей встречали молодых в русских деревнях. Домашняя масленица представляла собой соломенную куклу с белым тряпичным лицом. По традиции её делали, как и большую масленицу, на крестовине из дерева. Из дома Домашнюю масленицу выносили только на Масленицу и на свадьбу. А когда в доме случалось несчастье кто-то заболевал Домашнюю масленицу снимали с привычного места и переворачивали три раза по часовой стрелке со словами: «Отвернись со злом, повернись с добром».
В воскресенье новобрачные ездили по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Кроме подарков приносили и пряники, испещренные узорами и надписями: «Кого люблю, тому дарю», «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай, и подарок не забывай», «Милости просим нашей хлеба-соли», «За все благости наше низкое челобитьице». Тульские пряники считались дорогими подарками.
Прощение между родными и знакомыми происходило вечером. Прощаться приходили родные к старшему в роде, бедные к богатым. На прощение приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою».
Прощение заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Прощение между домашними бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После них приходили все находящиеся в услужении и «справляли свое челобитье».
В понедельник после масленой недели пекли пресные блины, называвшиеся «тужилками по масленице». В этот устраивали кулачные мои, чтобы «вытряхнуть» блины, и ходили в баню. Самые отчаянные бои стенки на стенку устраивали жители Заречья и Чулковой слободы на берегу рек Простынки и Упы. Известный русский фольклорист И.П. Сахаров называет имена знаменитых тульских бойцов X IX века: Алеша Родимый, Никита Долговяз, Тереша Кункин, братья Походкины и Зубовы. У бойцов существовал свой «профессиональный» язык. Например, «дать блоху» означало ударить по шее, «пустить звонаря» ударить по уху. Бились честно, без оружия, только руками, и лежащего не трогали. На следующий день соперники мирно встречались на посиделках. Вместе плясали, пили и ели, вчерашние схватки обсуждали. Отличившиеся в кулачном бою становились известными, их почитали как героев праздника.
Пограничная сущность масленицы, отмечавшей собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни, с одной стороны, и аскетизма, голодания и покаяния Великого поста с другой, превратили ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия. Масленица была временем, когда все дозволено. Поэтому появлялась возможность для выражения общественного мнения в различных формах, осмеяния существовавших порядков, поведения отдельных личностей и т.п. Выработался и специфический язык этого праздника в виде определенных форм и символов, основой которых послужили древние ритуальные языческие действия. Масленичная обрядность, потеряв аграрную направленность к концу XIX века, полностью сохранила присущую празднику игровую сторону. Веселье как обязательная часть ритуального действия, вероятно, должно было обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего приближавшегося нового аграрного года. Исполнение песен, танцев, хороводов, ряженье в маски и нелепые одежды участников проводов масленицы также имело, несомненно, в прошлом магическое значение, утраченное со временем.


ЛИТЕРАТУРА


1. Заметки о масленице в Туле // Тул. губ. ведомости. 1841. - 8;
2. Карнавал или масленица у некоторых европейских народов и у нас в России//Тул. епарх. ведомости.— 1879.-Прибавления. - 1 февр. с. 72-79;
3. Масленица идет!// Слобода. 2002.- 7-14 марта;
4. На блины в трактир//Слобода.-2002.— 7-14 марта;
5. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории /11ед.-сост. Е.В. Дуков. - Спб., 2001.20 с.;
6. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. -Спб.: Искусство, 2001.-672 с.: ил.;
7. Сахаров И.П. Сказания русского народа / И.П. Сахаров; Сост. и коммент. С.Д. Ошевского. - Тула: Приокск. кн. зд-во 2000.— 480 с.;
8. Энциклопедия русских обычаев / Авт. сост. Н.А. Юдина. М.: Вече, 2001. 512 с..
Библиографическая ссылка: Агаева И. В. Масленица в Туле/Агаева Ирина//Тульский краеведческий альманах. -2003. -С. 75-77

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100