Из истории тульской фотографии.



Фотография стала одним из самых замечательных и полезных открытий в современной истории. Ценность фотодокумента заключается в его способности точно воссоздавать картины действительности. В последнее время фотография все активнее вовлекается в научный оборот. Учитывая возросший интерес исследователей к этому типу исторического источника, в недавно вышедшее издание "Государственный архив Тульской области.[1] Путеводитель. Часть 1." (Тула, 2001) были включены сведения о составе и содержании фотодокументов ГАТО досоветского периода, а также некоторые факты истории тульской фотографии с момента ее появления в губернии в 1860-е годы XIX в. до 1917 г. В краеведческой литературе нет работ по данной тематике, имеющих самостоятельное значение. Опираясь на архивные документы, в настоящей статье предпринята попытка расширить представление об основных и наиболее значимых этапах становления и развития фотографии в Тульской губернии.

Процедура открытия фотозаведений и надзора за их деятельностью

В российском законодательстве второй половины XIX – начала XX вв. не было самостоятельных актов, регламентирующих деятельность фотографических заведений. Циркулярным предписанием министра внутренних дел от 14 ноября 1862 года признавалось необходимым подчинить фотозаведения общим правилам о типографиях и литографиях[2], что усложняло процедуру их открытия; на оформление документов уходило несколько месяцев, а иногда и год.
Первые фотомастерские открывались только с разрешения Министерства внутренних дел. Разрешение заниматься фотографией можно было получить на основании прошения на имя губернатора. Оно заслушивалось в губернском правлении, которое уведомляло о желании определенного лица открыть фотографическое заведение. Министерство в свою очередь запрашивало информация о благонадежности просителя.
С особой тщательностью городское управление и городская дума собирали сведения о личных качествах и занятиях будущего владельца. Обязательно указывалось, " в каком состоянии" будет устроена мастерская: место расположения, количество фотоаппаратов; сам ли владелец или кто другой (и кто именно) будет производить в ней работы. Данные направлялись в губернское правление. Вывод о том, что проситель «по поведению своему и по средствам может быть признан вполне благонадежным к открытию фотографии», доводился до сведения министра внутренних дел. И только получив подтверждение, что «со стороны Министерства нет препятствий к содержанию…фотографий», губернское правление давало окончательное разрешение на открытие фотографического заведения. Затем в канцелярии губернатора оформлялось свидетельство на право заниматься этим видом деятельности[3], которое оплачивалось гербовым сбором и было действительно в течение двух лет[4]. Кроме этого необходимо было получить еще установленное промысловое свидетельство[5].
Принятый 16 апреля 1865г. Закон о фотографиях, литографиях и других подобных заведениях лишь отчасти упростил существовавшую ранее процедуру их открытия. Теперь разрешение на производство фоторабот давал губернатор без предварительного согласования с Министерством внутренних дел.[6] Однако информация о появившихся мастерских предварительно доводилась до сведения Главного отделения по делам печати[7].
Согласно циркуляру министра внутренних дел от 10 августа 18б5 г., открытие фотографических заведений было поставлено в прямую зависимость от возможностей полиции осуществлять надзор за их деятельностыо, Помимо городского полицейского управления надзор, "требовавший особой бдительности", возлагался на старшего чиновника особых поручений при тульском губернаторе[8]. Устраивать фотографии рекомендовано было в губернских и наиболее значительных уездных городах, причем на их центральных улицах и площадях, а не в "глухих частях"[9]. Для учета всей производимой фотографами работы вводилась шнурованная книга. Владельцы фотозаведений давали подписку "не производить работ, не одобренных цензурой и не дозволенных правительством", а также подчиняться «всем как ныне существующим, так и могущим быть изданными правилами о фотографических заведениях».[10]
В последующие годы законодательство в этой сфере не претерпело серьезных изменений. Можно отметить только, что по мере роста количества самих фотозаведений и желающих их открыть, сократились сроки выдачи соответствующих документов. С 1870-х годов в прошениях на имя губернатора сразу указывались все необходимые сведения о будущей мастерской и владельце. Ключевым же моментом в процедуре открытия фотозаведения оставался вопрос о политической благонадежности лица, подававшего прошение. Нередко к прошению прилагалось свидетельство (о благонадежности) городской думы[11]. Если в канцелярию губернатора такого документа не поступало, пробел восполнялся городским полицейским управлением (позднее Тульским губернским жандармским управлением).[12]
В 60-70-е годы XIX века иметь несколько фотомастерских в разных городах можно было только в исключительных случаях. Открывая заведение в другом городе, необходимо было брать новое свидетельство и одновременно менять "место жительства". Практически не выдавалось свидетельств нa производство фоторабот "при разъездах по уездам", поскольку в этом случае трудно было следить за содержанием фотоснимков[13].
Ситуация изменилась в 1880-е годы. С появлением "дорожных" камер стало невозможно удерживать фотографов в стенах мастерской. Начали выдаваться разрешения снимать в разных городах губернии в течение одного года "под личную ответственность"[14]. Появление дорожной камеры открыло также широкую дорогу для развития любительской фотографии, на которую , однако, в полной мере распространялись правила, действовавшие для профессионалов. Чтобы снимать виды городов, окрестности и знакомых у них на дому», и просто путешествовать с фотоаппаратом, фотограф-любитель даже в начале XX в. должен был иметь разрешение губернатора.[15]

Появление первых фотоателье в Тульской губернии

В России фотография стала известна с первых дней своего существования – с начала 40-х гг.[16] В Тульской губернии она появляется лишь в начале 60-х годов XIX в., когда приобретает современные черты. Дагеротипных мастерских в Туле не было; известно, что они существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Нижнем Новгороде. Однако тульская публика информи-ровалась о новейших изысканиях в области фотографии. Так, в 'Тульских губернских ведомостях" за l3 марта 1848 г. была опубликована статья, посвященная фотографическим открытиям Ньепса де Сен-Виктора, племянника знаменитого Ньепса.[17]
Первые фотоателье в Тульской губернии принадлежали иностранным подданным, овладевшим новым искусством у себя на родине. Исследование архивных документов позволяет говорить, что мотивом их приезда в Россию был прежде всего коммерческий интерес. Но именно иностранные фотографы, переезжая из города в город и основывая свои ателье, реально познакомили российского провинциального обывателя с фотографией. В столицах просветительская миссия иностранных фотографов была не столь заметной и значительной.
Открытие на Посольской улице (ныне ул. Советская) г. Тулы в доме Владимирова мастерской Арманда Кнорра, фотографа из Берлина, стало заметным событием городской жизни. Как сообщали "Тульские губернские ведомости" от 27 февраля 1860 г., заведение соответствовало европейскому уровню обслуживания публики: была оборудована теплая галерея, ра6оты производились превосходнейшими новейшими аппаратами, имелся изобильный выбор рамок и футляров парижских, лондонских, берлинских фабрик. Разного рода портреты исполнялись на стекле, вощеной тафте и бумаге с отделкой акварелью, масляными красками. Здесь же можно было сделать копии с портретов и картин[18].
Другим иностранным фотографом, приехавшим в Тульскую губернию в числе первых, был Франц Стипп (Степп). Будучи австрийским подданным, он проживал в уездном городе Ефремове неизвестно на каком основании, и открыл свое первое фотографическое заведение в 1866 г. Как следует из рапорта Ефремовской городской думы тульскому губернатору, фотография возникла без оформления в установленном порядке, вероятно, с устного дозволения полицейского начальства. Ефремовская городская дума, не имевшая права разрешать открытие фотографии, вынуждена была выдать билет на здание давно открытое, а потом объяснять свои действия губернатору[19]. Ф. Стипп (Степп) практиковал здесь около 40 лет; последнее упоминание о его заведении относится к 1902 г.[20] С его именем связано появление фотографии в соседнем уездном городе Тульской губернии - Епифани (1870 г.)[21], а также в Кашире (1871 г.)[22].
Благодаря предприимчивости других графов-иностранцев, таких как Альберт Кенниг, Альберт Свейкс Бернард Гольдберг, Гуго Прейс, Адольф Р фотографические заведения одно за другим возникали в Туле и в уездных городах. Первоначально они не были стабильными, их владельцы размещались по Тульской губернии в поисках территории своего коммерческого влияния[23]
Пример фотографов-иностранцев р; желание у многих жителей губернии о перспективным новшеством. 1 Почти сразу начинают открывать фотомастерские туляки: в 1863 г. Т.Т. Богданов на Петровской (ныне ул. Ф. Энгельса), в 1865 г. М.И. Данков в Чулковой слободе[24].

Распространение фотографии в губернии

Процесс дальнейшего развития фотографии в Тульской губернии можно назвать бы бурным. 3а 40 — 50 лет своего сушествования фотография стала доступной всем социальным слоям населения. В 1872 г. губернатор докладывал в Главное управление по делам печати, что чересчур много развелось фотографии ведений"[25]. К концу Х1Х в. фотографии имеются в 10 из 12 уездных городов и дам крупных селах — Серебряные Пруды (Веневский уезд) и Сергиевское (Крапивенский уезд).[26] Ускоренное развитие фотографии в Тульской губернии особенно заметно на фоне незначительного роста числа литографий и типографии, подчинявшихся тем же правилам, что и фотоателье[27].
Наиболее значительными в уездных городах были фотографии А. Адлера, С.С. Новерского в г. Белёве, В.Б. Новикова в Богородицке[28]. Другие мастерские исчезали так же быстро, как и открывались. Уже в прошении указывалось на временный характер работ ("летний период", 'дачный сезон"). Устраивались они либо при своем доме, либо в специальных киосках и тесовых палатках. Большое распространение в этот период получила моментальная фотография, преимущество которой состояло в том, что снимки изготавливались в 3 минуты. Съемки производились, как правило, любительскими фотоаппаратами.
В начале XX века в уездах стали появляться временные заведения, действовавшие по билетам общероссийской организации "Русское фотографическое общество в Москве", которое объединило провинциальные фотографические общества, возникавшие с 1890-х годов. Оно предоставляло своим действительным членам напрокат лаборатории, аппаратуру и выдавало билет, разрешавший производить фотографические работы. Срок его действия ограничивали одним годом. Такие мастерские были в Ефремове: фотография А.А. Антонова (1901 — 1903 г.г.) и фотография Е.С. Киреева (1906 — 1907 г.г.)[29]. Временные отделения в уездных городах "для приема заказов на исполнение" открывались также тульскими фотографами — профессионалами.

Фотография: ремесло и профессия

Формирование профессии фотографа в Тульской губернии началось с появления первых фотозаведений, принадлежащих тулякам. Новый род занятий требовал не только определенных знаний, но и наличия профессиональных атрибутов: павильонов, витрин, вывесок, фотоаппаратов и т.д. Из этих соображений всех фотографов, открывших заведения до 80-х годов XIX в.[30], можно называть профессиональными.
Однако принадлежность к профессии еще не определяет уровень профессионализма. Как следует из архивных документов, большинство профессиональных фотографов рассматривало фотографию как ремесло, т.е. как труд, которым можно получать средства к жизни. Уже в начале XX в. попытки фотографов средней руки открывать новые мастерские не оправдывали себя. Отказы в открытии фотографий со стороны властей участились по понятным причинам, указанным, например, в рапорте Ефремовского уездного исправника за 1902 г.: "В открытии фотографии не имеется особой необходимости, т.к. ранее открывавшиеся фотографии скоро прекращали свое действие, и владельцы их уезжали с большими убытками "[31].
Только к концу XIX в. определилась группа профессионалов, для которых фотография стала не просто "средством поправить положение", а искусством. Их заведения сохранили свое существование в Туле в течение длительного времени, в условиях довольно жесткой конкуренции. Владельцами лучших тульских фотоателье были люди разных сословий и состояний: тульский цеховой Н.В. Карелин, московский мещанин С.О. Кантер, крестьянин Московской губернии И.Ф. Курбатов, губернский секретарь И.П. Вакуленко и его сын, помощник провизора В.И. Вакуленко, петербургский ремесленник В.К. Николаев. Болыпинство фоторабот этих авторов характеризует превосходное исполнительское качество: черты лица, детали костюма, предметы интерьера на снимках, как правило, безупречны.
Тульские фотохудожники с успехом участвовали в российских фотографических выставках, получая награды и благодарности. "Высочайшей государя императора благодарности"[32] был удостоен С.О. Кантер. Его фотомастерская, открытая в 1886 г.[33], стала одной из самых популярных. Она располагалась на Киевской улице (ныне проспект Ленина), в самом центре города, недалеко от Кремля[34]. Ее можно рассмотреть на фотоснимках[35], сделанных в апреле во время праздника Свободы.
В 1891 г.личной благодарности Hиколая II был удостоен другой известный тульский фотограф И.П. Вакуленко. Кроме того, он был обладателем четырех наград на российских фотографических выставках, а на выставке 1893 г. его работы получили серебряную медаль. Вакуленко имел два крупных фотоателье в Туле — на ул. Киевской, другое в Пензе – на улице Московской. Снимки И.П. Вакуленко (Пензы, датированные 1891 г., хранятся в фондах Государственного Эрмитажа[36]. Свою тульскую фотографию, открытую в 1892 г., И.П. Вакуленко передал в 1898 г. "со всеми принадлежностями" по дарственной сыну Владимиру.[37]
В.И. Вакуленко стал одним из первых российских фотографов-документалистов. Сделанные им фотоснимки составляют наиболее часть фотодокументов досоветского ГАТО. В них нашли отражение знаменательные события истории Тульского края: открытия в 1912 г. памятника Петру I, пребывание членов царской семьи, торжества в честь летнего юбилея Тульского оружейного завода в 1912 г. Видимо, фотомастер уже в то время понимал ценность фотографии как историческогo источника, поскольку на открытии памятника Петру I В.И. Вакуленко предложил мастерским и другим подразделениям оружейников завода сняться группами до 100 человек бесплатно[38]. Эти фотоснимки в большинстве своем дошли до нашего времени, отложившись в фотофонде ГАТО. Интересны фотоальбомы Вакуленко со снимками лазаретов в годы Первой мировой войны.
Заслуживают внимания работы И. Ф. Курбатова. В современных изданиях нередко публикуются выполненные им фотопортреты известных людей, среди которых Софья Андреевна Толстая и ее племянница Вера Александровна Кузминская, тульский лексикограф Н.П. Макаров[39].

Жанры фотографии

Развитие фотографии привело к тому, что к началу XX в. сформировались ее основные жанры: фотопортрет, видовая фотография, бытовая ( жанровая) фотография[40]. Если в столицах все жанры появились почти одновременно, то в Тульской губернии этот процесс шел более поступательно. До 80-х годов XIX в. преобладал жанр фотопортрета. Лишь немногие фотографы снимали еще и "ландшафты"[41]. В 1863 г. такие съемки производил прусский подданный Гуго Прейс. С появлением в 80-е годы переносных камер стало возможным производить качественные снимки за пределами павильонов и фиксировать события действительности.
Интерес к видовому жанру фотографии в 80-е годы XIX в. в Тульской губернии проявляли, в основном, фотографы-любители, которые, помимо "типов средней России", старались запечатлеть общие планы городов и отдельные здания. Подобные фотографии пользовались популярностью у населения, поэтому сразу была осознана их коммерческая ценность[42]. Расцвет видовой фотографии в Тульской губернии, как во всей России, приходится па 90-е годы XIX в, В это время начинает издавать почтовые карточки с видами природы и населенных пунктов государство, а в 1894 г. — и частные лица. Было выпущено свыше 600 открыток с видами дореволюционной Тулы. Большая часть представленных на них объектов сильно изменилась или не сохранилась совсем, что повышает ценность фотоснимков как вида исторического источника"[43].
В начале XX в. объектами фотосъемок становятся памятники старины, архитектурные ансамбли, исторические здания и монументы. В 1912 г. тульский губернатор выдает представителю Тульского отделения общества сохранения памятников искусства H.П. Солонину и фотохудожнику Павловичу свидетельства на право производить фотосъемку городских зданий и церквей Кремля"[44]. Фотографов заинтересовал также повседневный быт городов и селений. На рубеже XIX-ХХ вв. частыми сюжетами фотоснимков стали жанровые сцены ярмарок и народных гуляний"[45]. Фотоаппараты устанавливались прямо на улице; излюбленными местами фотографов в Туле были Кремлевский сад, Петровский парк (ныне ЦПКИО им. Белоусова), толкучий рынок, Хлебная площадь.
Развитие жанровой фотографии явилось первым шагом к появлению документальной фотографии. Вся история художественной фотографии первых десятилетий — это попытка доказать, что с помощью фотоаппарата могут создаваться произведения,подобные тем, что имелись в живописи и графике. Теперь же фактически произошло деление фотографии на художественную, основанную на принципах изобразительного искусства, и документальную, развивающуюся в русле журналистики.
Дошедшие до настоящего времени и отложившиеся в фондах ГАТО фотографии раннего периода имеют огромную историческую значимость. Однако нельзя сказать, что ГАТО имеет на хранении комплекс фотодокументов этого периода. Количество наиболее ценной части фотофонда — позитивов, поступивших в ГATO на правах оригиналов, датированных 1889-1917 гг., невелико — всего 220 единиц хранения, что составляет приблизительно 1 % от общего количества единиц хранения. За редким исключением это разрозненные, случайно сохранившиеся документы, не объединенные внутренней логикой, среди которых единичными работами представлены известные в Туле и губернии фотоателье конца XIX — начала XX в. Большую часть фотофонда ГАТО досоветского периода составляют репродукции ф< ков, гравюр, чертежей и планов дореволюционной Тулы и уездных городов губернии.В фондах ГАТО, к сожалению, нет фотоснимков вых тульских либо иностранных фотографов. Отложилось лишь несколько любительских фотоснимков — и это несмотря на успешное развитие любительской фотографии в Тульской губернии. Такое положение объясняется, в частности, тем, что только в 1950-60-е rr., т.е. фактически через 100 лет после появления фотографии в губернии, началось комплектование Госсархива фотодокументами.
Восполнить существующий пробел объеме, к сожалению, невозможно. Т нее, областной архив с благодарностью на государственное хранение от частных коллекционеров репродукции либо o ные фотоснимки, интересные запечат на них историческими событиями, ственными особенностями, авторство вым своеобразием. Для государственного архива имеет немаловажное значение пополнение фотофонда документами, отражающими современную действительность. В этой связи приглашаем к сотрудничеству предприятия, организации, учреждения, которые готовы предоставить визуальную информацию в форме фотоочерка о своей деятельности для хранения в фондах ГАТО. Это реальная возможно донести до потомков посредством фотографии образ нашей эпохи, ведь всего через несколько десятилетий наше "сегодня" станет историей.

[1] Далее ГАТО.
[2] Временные правила о надзоре за типографиями, литографиями и другими подобными заведениями были Высочайше утверждены 14 мая 1862 года. (см.: ГАТО ф. 518. On. 1. Д.13513. Л.1).
[3] ГАТО. Ф. 51. On. 30. Д. 32. Л. 1,6 10, 14, 16,22 — 26.
[4] ГАТО, Ф, 51. Оп. 40. Д.938. Л.13.
[5] ГАТО. Ф. 51. On. 37. Д. 237. Л.7.
[6] ГАТО. Ф. 51. On. 37. Д. 637. Л. 2.
[7] ГАТО, Ф, 51. Оп. 40. Д. 2322. Л. 5-об.
[8] ГАТО. Ф. 51. Оп, 39. Д. 140. Л. 24; Ф. 518. Оп, 1. Д. 13513. Л. 1.
[9] ГАТО. Ф. 51. Оп. 32. Д. 140. Л. 22-об, 24.
[10] ГАТО. Ф. 51. On. 30. Д. 39. Л. 10, .25.
[11] ГАТО, Ф. 51. Он. 37. Д. 238. Л. 1
[12] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 38883. Л. 31.
[13] ГАТО. Ф. 51. Оп. 37. Д. 963. Л.13-14; Д, 239. Л.16.
[14] ГАТО, Ф. 51. Оп. 40. Д. 939. Л.13-14; Ф. 518. Оп.40. Д.125. Л. 24.
[15] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 38346. Л.10; Д. 38649. Л. 25, 28.
[16] Датой изобретения фотографии принято считать январь 1839 года, а ее изобретателями — французских ученых Ж.Н. Ньепса, Л.Ж.М. Дагера и англичанина У.Г.Ф. Тальбота. С именами Ж.А. Ньепса и Л.Ж.М. Дагера связано появление первого фотографического процесса — дагерротипии (в России этот способ назывался светописью). Это были изображения высококачественные, но непрочные, легко с гиравшиеся при малейшем прикосновении. Каждое из них было единственным, т.к. исключалась возможность размножения снимков. У.Г.Ф. Тальбот положил начало современной фотографии: его негативно-позитивный процесс к 1850 — 1860 гг. вытеснил дорогостоящую дагеротипию и получил всемирное развитие.
[17] ТГВ, 1848. 13 марта. № 11. С. 37.
[18] ТГВ. 1860. 27 февр. № 9. С. 72.
[19] 1ATO. Ф. 51. Оп. ЗЗ. Д. 29. Л.1, 15.
[20] ГАТО. Ф. 90. On. 1. Д. 38708. Л. 20.
[21] ГАТО. Ф. 51. Оп. ЗЗ. Д. 29. Л.1, 15.
[22] ГАТО. Ф. 51. Оп. 33. Д. 635. Л. 8.
[23] - ГАТО. Ф. 51. On. 30. Д. 32. Л. 27.
[24] ГАТО. Ф. 51. On. 32. Д.140, Л. 22.
[25] ГАТО. Ф. 51. On. 37. Д, 963. Л.14.
[26] ГATO. Ф. 90. On. 5. Д.135. Л. 69; On. 1. Д. 38883. Л. 19.
[27] К концу XIX в. в губернии существовало около 10-ти типографий и литографий. Временной интервал между открытием первых и последующих заведений составлял несколько десятилетий. Первая типография при . правлении была основана 4 июня 1798 г., вторая (частная) открыта в 1854 г. Первая литография была открыта ря 1831 г. чиновником Оружейного завода Ивановым, следующая появилась лишь в 1869 г. при штабе пех<
[28] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 36724. Л. 15; Д. 38891. Л. 24, 40; Д. 36724. Л. 8.
[29] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 38708. Л. 20; Д. 38805. Л. 39; Д. 38891. Л. 32.
[30] Время появления любительской фотографии.
[31] ГАТО. Ф. 90. On.1. Д. 38107. Л. 6, 11; Д. 38649. Л. 99.
[32] Там же. Д. 34.
[33] ГАТО. Ф. 90. On.1. Д. 36724. Л. 4.
[34] Весь квартал снесен, здание не сохранилось.
[35] ГАТО. Ф. 3097. On. 3. Д. 150.
[36] Миролюбова Г.Г., Петрова Г.А. — Русская фотография 1840-1910 г.г. - Л., 1991.
[37] ГАТО. Ф. 90. Оп. 47. Д. 41460. Л. 41.
[38] ГАТО. Ф.187. On. 2. Д. 309. Л. 10, 17.
[39] Сафонова О.Ю. — Род Берсов в России. — М., 1999; Макаров Н.А. — Энциклопедия ума. — Тула, 2000.
[40] Деление фотографии на жанры произведено по типу живописи и в значительной степени условно, в фотоснимках, сделанных вне ателье, тот или иной жанр в чистом виде присутствует редко. Можно скоро преобладании одного из них.
[41] ГАТО. Ф. 51. Оп. 30. Д. 33. Л. 5.
[42] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 37727. Л. 1; Д. 38346. Л. 10.
[43] См.: комплект открыток "Тула, конец 19 — начало 20 в.в.". — Составитель и автор текста Н.И. Глаголев. — Тула, 1991.
[44] ГАТО. Ф. 90. On.1. Д. 39342. Л. 28, 29, 82, 83.
[45] ГАТО। Ф. 90. Д. 38883. Л. 31; Д. 38649. Л.10, 25.

Библиографическая ссылка:Галкина Е. В. Из истории тульской фотографии/ Елена Галкина// Тульский краеведческий альманах. – 2003 – С. 66-72

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100