Тульский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны


Период Великой Отечественной войны занял особое место в жизни Тульского педагогического института. Война явилась для него, как и для всей страны, тяжелым испытанием физических, интеллектуальных и нравственных сил.
Уже 23 мая 1941 года директором института А.М. Богдановым был подписан приказ, содержавший три предписания [1]:
1) возложить обязанности начальника штаба противовоздушной обороны по пединституту на военрука Литижинского.
2) мероприятия по светомаскировке, учёту и хранению специмущества ПВО возложить на начальника административно-хозяйственной части Власова.
3) Власову в двухдневный срок провести инвентаризацию имущества ПВО.
22 июня 1941 года в ТГПИ начинаются противовоздушные мероприятия. На неделю вперёд было расписано дежурство на точках ПВО около учебных корпусов педагогического института. Установки противоздушной обороны под контролем преподавательского состава обслуживали студенты со второго по пятый курсы, прошедшего учебные сборы РККА.
24 июня в вузе состоялось общеинститутское собрание под председательством секретаря комсомольской организации студента-историка Бориса Маркиянова[2]. В лаконичных заявлениях участников собрания выражалось единодушное желание уйти на фронт. В результате собрания появилось общее заявление, содержащее просьбу к Центральному райкому ВЛКСМ г. Тулы об «оказании содействия в добровольческом зачислении желающих в Красную армию».

Из воспоминаний М. И. Красновой, кандидата педагогических наук, выпускницы 1941 года: «В эти дни формировался Тульский добровольческий коммунистический полк. В него были зачислены студенты института: Борис Маркиянов, Владимир Благовещенский, Петр Данилин, Алексей Гладков, Георгий Демыкин, Алексей Дудышкин, Иван Исакин, Петр Майоров, Леонид Носов, Михаил Назаров, Игорь Орлов, Юрий Потемкин, Шалва Ревишвили, Николай Смирнов. 29 июня 1941 года их пригласили в здание драматического театра (ныне Концертный зал филармонии) на собрание полка, которое проводил секретарь Тульского обкома ВКП (б) Василий Гаврилович Жаворонков. По окончании собрания была дана команда: «У выхода из театра построиться!», - полк был отправлен на краткосрочную подготовку в лагерь Осоавиахима в район Косой Горы. По пути в здании оружейно-технического училища юношей одели в солдатские гимнастерки и вручили винтовки. 18 июля добровольцы приняли военную присягу – клятву на верность Родине. Им было присвоено звание «политбоец».
С 24 июня студенты, преподаватели и другие сотрудники вуза призываются в РККА, в их числе были: комендант корпуса № 1 Попов, преподаватель кафедры русского языка и литературы Смирнов, преподаватель кафедры литературы Богданов, военный руководитель Холодков, доцент кафедры математики Петрушкин, секретарь заочного отделения Богословская, чернорабочий Баранов[3].
С 1 по 5 июля из института на службу в Красную Армию уходят секретарь партийной организации вуза, помощник директора по вечернему отделению, председатель экзаменационной комиссии Чирва, преподаватель военной подготовки Хорошилов, шофер Мизюков, рабочий Котунов, преподаватель физической подготовки Эйман, лаборант математического кабинета Власов.
Оставшиеся в институте преподаватели и сотрудники вступают в народное ополчение, проходят военное обучение, в ночное время несут службу в противовоздушной обороне на чердаках и крышах домов.
3 июля организовывается новое распределение на объекты ПВО: сорок человек, по три часа дежурства. Общая продолжительность дежурства с 23 часов вечера до 8 часов утра.
7 июля директор Богданов предписывает организовать группы самообороны ПВО и провести светомаскировку учебных корпусов по адресам: ул. Менделеевская д.7; ул. Советская д. 33; Черниковский переулок д. 1.
Несмотря на трудности, возникшие перед коллективом в начальный период Великой Отечественной войны, учебный процесс не прекращался. Продолжают учебные занятия студенты 4-го курса, готовясь к досрочному окончанию института. Проходит летняя экзаменационная сессия заочников. Пятикурсники вечернего отделения института успешно сдают государственные экзамены.
Коллектив вуза, не прекращая учебной и научно-исследовательской работы, направляет свои усилия на помощь фронту. Проводится сбор средств в фонд обороны. Среди преподавателей, сотрудников и студентов вуза был размещен военный заем. После окончания сессии студентки института М.Буркина, С.Самсонова и другие участвуют в сооружении военных укреплений в Смоленской области. В течение нескольких недель они копали под бомбежками фашистской авиации противотанковые рвы, а затем шли пешком от Дорогобужа до Вязьмы, выходя из окружения.
На фронт добровольцами и по призыву за период июнь-октябрь 1941 г. ушли 25 преподавателей и 101 студент.
Славные, героические страницы вписали студенты нашего вуза в историю Тульского добровольческого коммунистического полка в кровопролитных боях на Западном фронте летом и осенью 1941 года.
В начале июля немецко-фашистские войска вели бои у Моги­лева и Смоленска и, захватив плацдармы на восточном берегу ре­ки Днепр, теснили советские части на восток и юго-восток. Обо­значилась угроза беспрепятственного движения противника на Вязьму и дальше - на Москву.
В ставку Верховного Главнокомандования Советского Союза 14 июля 1941 года был вызван генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский. Перед ним была поставлена задача: собрать наши разрозненные отступающие части за Днепром в районе восточнее Ярцево и за­держать продвижение немцев по Минскому шоссе до подхода резер­вов из Сибири. Генерал Рокоссовский получил в Москве две ав­томашины с установленными на них счетверенными пулеметами и группу офицеров для первоначальных действий и указание: «Подчиняйте себе все, что найдете по дороге от Москвы до Ярцево».
По пути к Ярцево в ночь с 17-го на 18 июля Рокоссовский с офицерами подобрали все попадавшиеся части: были здесь пехо­тинцы, артиллеристы, связисты, минометчики и другие подразде­ления. Созданная таким образом группировка получила оперативное название «группа Рокоссовского».
Именно в эту группу вошел сформированный в г. Туле 30 июня 1941 г. «Тульский добровольческий коммунистический полк», личный состав которого комплектовался из числа коммунистов и комсомольцев Тулы и Туль­ской области. Особенность этого полка заключалась в том, что все коман­диры его подбирались из состава добровольцев. Всего в добровольческом коммунистическом полку было 1800 человек. В составе Тульского добровольческого коммунистического полка приняли боевое крещение студенты Тульского педагогического института.
Утром 18 июля 1941 года полк был поднят по тревоге и по­грузился в эшелоны на ст. Тула-1 и в 20-х числах июля выгрузил­ся и прямо из вагонов был брошен в бой под Ярцево для ликви­дации прорыва немецко-фашистских войск. Вместе с Тульским добровольческим коммунистическим полком сражались бок о бок Мос­ковский и Ленинградский добровольческие коммунистические пол­ки. Все три полка имели свою форму из зеленой диагонали и сук­на. Командный состав до командиров батальонов знаков различия не имел, что отличало добровольческие полки от частей регулярной армии.
Эти три полка первыми нанесли сокрушительный удар по про­тивнику, остановили наступление танков и пехоты врага по Мин­скому шоссе, а затем вместе с другими подоспевшими частями Красной Армии выбили немецко-фашистский десант из Ярцево и отбросили на за­падный берег реки Вопь.
21 июля, когда подразделения Добровольческого полка вошли в Ярцево и в ожесточенных боях очищали дом за домом, уничтожая врага, особенно храбро и решительно действовало подразделение, в котором сражались студенты Тульского педагогического института. Они первыми ворвались в Ярцево, им был поручен штурм двух ключевых объектов немецкой обороны – льнопрядильной фабрики и школы №2, где засели фашистские автоматчики. Студенты Б. Маркиянов, В. Благовещенский, Г. Демыкин, Г. Потемкин, Н. Смирнов, М. Назаров забросали противника гранатами и сумели освободить здание школы. Здесь получил ранение Г. Потемкин, однако после перевязки остался в строю. В бою особо отличился вступивший в добровольческий полк прямо со школьной скамьи будущий преподаватель Тульского государственного педагогического университета Михаил Николаевич Добровольский, вместе со своим школьным товарищем Г. Прокофьевым взявший в плен немецкого автоматчика, который сообщил советскому командованию важные сведения.
После уничтожения фашистского десанта в Ярцево командование поручило тулякам-добровольцам форсировать реку Вопь. Под почти непрерывной бомбежкой и минометным огнем студенты нашего вуза переправились через реку и заняли линию обороны. Во время наступления 15 августа 1941 г. пал смертью храбрых сын учительницы 12-й школы г. Тулы М.С. Потемкиной, питомец исторического факультета Тульского педагогического института Георгий Потемкин.
Погибли в боях Георгий Демыкин, Михаил Назаров, Георгий Орлов¸ преподаватели института П.В. Соловьев, С.Т. Зотов.
Позднее в боях получили ранения Б. Маркиянов, В. Благовещенский. Комсомольского вожака тульского педагогического института Бориса Маркиянова после лечения в госпитале командование направило в тыл врага, в Белоруссию. Там, в Витебской области, он был назначен комиссаром партизанского отряда и возглавил подпольную комсомольскую организацию в Витебске.
В Великой Отечественной войне участвовали и девушки-студентки. Это Лидия Ефремова (Есипова), Мария Лафицкая (Граховникова), Ольга Казакова (Григорьева), Любовь Воронкова, Елена Лукичева (Купченецкая), Любовь Майорова, Зоя Иванова (Стечкина) и другие.
Администрация института, несмотря на условия военного времени, организовала новый набор студентов в педагогический и учительский институты.
На I курс 1941/42 учебного года в педагогический институт было зачислено 151 абитуриентов, кандидатами в студенты приняты 24 человека. На I курс учительского института зачислены 88 абитуриентов, кандидатами в студенты приняты 9 человек.
На начало 1941-42 учебного года в Тульском педагогическом институте на очном отделении состояло 408 студентов.
Учебные занятия в ТГПИ начались с 1 сентября и протекали в течение первых недель сентября в переполненных аудиториях.
Через две-три недели после начала учебных занятий значительная часть студентов и преподавателей привлекается к уборке урожая в колхозах Ефремовского района, а также в пригородных совхозах «Мясново» и «Парники».
С 4 октября занятия были временно приостановлены в связи с мобилизацией студентов, преподавателей и сотрудников института на трудовые работы в Черепеть (ныне Суворов) и Лихвин (ныне Чекалин) для строительства оборонительных сооружений.
В начале октября 1941 г. положение на фронте крайне осложнилось. В результате генерального наступления немцев на Москву непосредственная угроза захвата нависла и над Тулой. По решению Государственного Комитета Обороны СССР 8 октября началась эвакуация тульских заводов, предприятий и учреждений.
Подлежал эвакуации на восток страны и педагогический институт. Процесс эвакуации был ускорен в связи с большим количеством разрушений, причиненных налетами авиации противника: ущерб, нанесённый немецкой авиацией, был оценен в 96851 рублей [4]. На основании указаний Наркомпроса РСФСР и Тульской областной партийной организации часть имущества и документации ТГПИ 16 октября было направлено в город Кустанай Казахской ССР.
Имущество Тульского госпединститута передавалось по акту Кустанайскому учительскому институту, архив и документация - Челябинскому пединституту. Преподаватели направлялись в распоряжение Кустанайского облоно и Наркомпроса Казахской ССР для работы по специальности в школах.
19 октября по решению областной эвакуационной комиссии были эвакуированы 45 человек, в числе которых преподаватели ТГПИ и члены их семей. Среди них: Л.М. Шифнер, П.Д. Мощанский, Г.Т. Сиводедов, А.И. Краснова, П.С. Глаголев. В день эвакуации институту был предоставлен один товарный вагон, в котором были сооружены два яруса нар. На них и разместились сотрудники вуза.
Студенты не подлежали эвакуации, у них на руках остались студенческие билеты и зачетные книжки. Студентам, закончившим 4 курс, были выданы дипломы, а остальным - временные удостоверения. Приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 28 ноября 1941 года институт был закрыт.
5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой, переросшее в общее наступление на широкой полосе советско-германского фронта. Противник был отброшен со своих позиций на расстояние до 200 километров. Создались все условия для возобновления нормальной жизни Тулы, возвращения из эвакуации и возобновления занятий в институте.
5 января 1942 г. нарком просвещения РСФСР издал приказ, обязывающий возобновить занятия в Тульском педагогическом институте с 6 января 1942 г.
В начале 1942 года директор А.М. Богданов вернулся в Тулу и приступил к восстановлению института. Это была весьма трудная задача, поскольку в период осады Тулы три здания пединститута были заняты другими организациями, значительная часть имущества была утрачена.
Немецко-фашистскими войсками был причинен существенный материальный ущерб институту. Пострадали: учебный корпус на улице Советской, 33 в результате воздушной бомбардировки в октябре 1941 г., общежитие в Черниковском переулке 1. Погибло 2508 книг основного библиотечного фонда на сумму 12391 руб. Общий материальный ущерб от разрушений составил 96.261 руб.
В марте 1942 года возобновились учебные занятия на физико-математическом и литературном факультетах, в апреле – на историческом. Администрация института была вынуждена проводить учебные занятия в половине здании на улице Советской, 33.
Занятия проходили в две смены в стесненных условиях: аудитории переполнены, не было помещений, где могли бы развернуть свою деятельность кабинеты, лаборатории института. В студенческом общежитии в Черниковском переулке расположилась военно-санитарная часть. Общежитие студентов на 100-120 человек было размещено в двух бараках на окраине Тулы.
В корпусе на ул. Менделеевской, 7 располагался военный госпиталь. А.М. Богданов настойчиво просил переместить госпиталь, чтобы было возможно начать учебные занятия. Однако дворец Лугининых, имевший просторные залы, надежное печное отопление, хорошие коммуникации, идеально подходил для нужд госпиталя. И только с ноября 1944 года в корпусе на Менделеевской начали проводиться занятия, как это было в довоенный период.
Институт, как и другие педвузы страны, перешел на трехгодичный срок обучения. Была установлена 42-часовая учебная неделя. Каникулы и отпуска отменялись.
На 1 января 1942 г. в институте насчитывалось всего 16 преподавателей; из них только двое: В.М. Гущина и В.П. Шаблиовский- имели ученое звание доцента. Несомненно, крупнейшим научным авторитетом обладал заведующий кафедрой русского языка и литературы В.П. Шаблиовский, преподававший еще в Тульской мужской классической гимназии, а в советский период ставший известным литературоведом, автором школьного учебника «Русская литература для 8 класса». Однако по нескольким дисциплинам преподавателей не было, поскольку ряд ведущих специалистов находился на фронте или в эвакуации.
По сравнению с 1 сентября 1941 г. резко сократился и контингент студентов. Всего их насчитывалось 215.
В 1942 году институт осуществил набор 143 студентов. Ещё 106 человек были зачислены на 1-й курс учительского института[5]. Вступительные экзамены в вуз проводились по обычной программе, включавшей испытания по 4 предметам. Поступавшие на исторический и литературный факультеты сдавали русский язык, литературу, историю народов СССР, географию. Поступавшие на физико-математический факультет - математику, физику, русский язык, литературу.
С 1943 года ТГПИ снова перешел на четырехлетнее обучение, было восстановлено заочное отделение, проведена первая сессия студентов-заочников, на которую приехали более 200 студентов.
Образовательный процесс осуществлялся на базе двух зданий: на улице Советской, 33 и в Черниковском пер.,1, которое служило одновременно, как и в довоенные годы, общежитием.
Зимой 1943 года особенно остро стала ощущаться нехватка топлива. Своего транспорта для перевозки дров в вузе не было. Часто преподаватели ночами во главе с директором А.М.Богдановым разгружали уголь, а затем отправлялись читать лекции.
Учебные занятия, научно-исследовательская работа в институте сочетались с работой по оказанию помощи фронту и народному хозяйству. В результате упорного труда Н.П. Жадина, лаборанта Блохина и ряда других работников института была создана вакуумная лаборатория, в которой восстанавливались перегоревшие лампочки электрического освещения - самый дефицитный в то время товар. Этими лампочками институт снабжал предприятия, учреждения и воинские части, расположенные на территории Тульской области.
В ноябре 1944 году ТГПИ было возвращено здание на улице Менделеевской, 7. В учебном корпусе разместился исторический факультет и факультет русского языка и литературы. Здание сильно пострадало в период боев за г. Тулу. Многие окна, лишившиеся стекла, были заколочены фанерой. Из-за отсутствия дров в помещениях института, отапливавшихся голландскими печами, было холодно. Студенты сидели в пальто, головных уборах, писали карандашами. Тем, не менее, пропуски занятий были очень редким явлением.
Преподаватели читали лекции не только в вузе, но и в госпиталях, воинских частях и других организациях Тулы и Тульской области. В выходные дни студенты и преподаватели трудились в подшефном Приупском совхозе. Студентки работали в госпиталях.
К. Ноянова (Карпова), выпускница 1944 г. вспоминала: «Днем шли лекции, а вечерами мы ходили помогать ухаживать за ранеными в госпитале. Раненых везли очень много, грязных, искалеченных, и нам приходилось делать все: мыть и одевать тяжелораненых, разносить их на носилках по палатам и т.д. Тяжело было, но наша помощь была очень нужной. Своим трудом, часто непосильным, мы хотели помочь приблизить день победы, в которой не было сомнения. Уставшие от работы в госпитале, мы возвращались в общежитие по городу, который погружался с вечера во тьму от светомаскировки. В комнатах общежития стояли железные печи-буржуйки, трубы которых выходили в окна на улицу. Питание было плохое. Ежедневно получали паек хлеба, а продуктовые карточки на месяц сдавали, чтобы питаться в столовой. Об этом лучше не вспоминать.
…А если выпадала возможность, мы шли на базар, чтобы продать свой паек хлеба и купить на вырученные деньги билет в драматический театр им. Горького или в кинотеатр им. Бабякина. Театр давал нам возможность забыть обо всем плохом и поверить в хорошее».
В 1944/45 учебном году в вузе открылся новый факультет - иностранных языков. Его первым деканом стала Инна Петровна Гринева.
В 1944 г. вузом впервые за годы войны проводились конкурсные вступительные экзамены. Было принято 25 медалистов-выпускников средних школ. Общий набор первокурсников составил 171 человек. 227 студентов учились на дневном отделении[6]. В ТГПИ появились кафедры истории, русского языка и литературы, физики и математики, педагогики, общеинститутская кафедра - «военная и физической культуры».
Научная и творческая деятельность ученых института не приостанавливалась в годы Великой Отечественной войны. В этот период закончили работу над учебниками Ф.Г. Трубин («Аналитическая геометрия»), Н.И. Поспелов и П.В. Шаблиовский («Русская литература»). Наиболее значительными следует признать труды В.Н. Ашуркова «Тульские оружейники во время Отечественной войны 1812 года», Н.Е. Павловского «Буржуазно-фашистские тенденции в науке о языке», П.С. Глаголева «Система и методика сочинения в средней школе».
В условиях дефицита учебной литературы эти учебники стали заметным вкладом в народное образование и науку 1940-х годов.
В годы Великой Отечественной войны в институте начали работу преподаватели, которые стали в последствии гордостью вуза. Александр Александрович Брынцев, который окончил в 1925 г. Московский государственный университет, 15 лет работал в школе, был деканом исторического факультета, заместителем директора учительского института. Валентина Никитична Тюрина (Бынкина) поступила в институт в 1939 г. и закончила его в 1942 г. с отличием. За время перерыва учебы в институте, который был эвакуирован из города, с декабря 1941 г. по июнь 1942 г. возглавила Центральный райком ВЛКСМ Тулы и была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» После окончания института В.Н.Тюрину (Бынкину) оставили работать на кафедре в качестве ассистента. Вадим Николаевич Ашурков пришел в наш вуз в качестве преподавателя в 1943 г., в 1945 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тульские оружейники и их классовая борьба в XVII – 1 четверти XIX вв.», вскоре ВАК утвердил его в звании доцента, и он возглавил кафедру истории СССР. В военном 1944 г. после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации пришел в Тульский пединститут Абрам Викторович Залманович. Ирина Евгеньевна Гринева после окончания школы училась в Тульском педагогическом институте и окончила его в 1944 г. С 1944 по 1948 гг. И.Е. Гринева была аспиранткой кафедры русской литературы. В 1949 г. ей присвоена ученая степень кандидата филологических наук. Выпускник исторического факультета Воронежского пединститута Всеволод Иванович Крутиков после окончания вуза в течение трех лет работал учителем истории. В 1939 г. он поступил в аспирантуру по кафедре истории СССР Московского пединститута им. К.Либкнехта. В первые дни войны В.И. Крутиков идет на фронт, становится пехотным командиром – разведчиком. После двух тяжелых ранений в 1943 г. был демобилизован по состоянию здоровья и пришел работать в Тульский педагогический институт, став впоследствии одним из ведущих советских историков-аграрников.
В 1944-45 гг. студентами стали фронтовики, многие из которых были ранены и комиссованы по инвалидности. Из воспоминаний выпускника 1948 года М.Н. Тылкина: «В августе 1944 г. меня, недавно вернувшегося с фронта раненым, приказом директора пединститута Алексея Моисеевича Богданова зачислили студентом на первый курс факультета истории. В нашей группе мужскую часть представляли ребята-фронтовики из села. Они жили в общежитии в Красноглазовском переулке. Учебников у нас не было. Слушали лекции наших преподавателей. Записывали что успевали, кто чем: в старых тетрадях, в каких-то бухгалтерских книгах, блокнотах.
С историей древнего мира знакомил нас милый, добрый Сергей Иванович Розанов из тех, еще дореволюционных, учителей гимназии. Благодарен ему, что он потихоньку знакомил нас с Библией и учил тому, как ее можно использовать на уроках истории в качестве вспомогательного материала. В то время это грозило ему большими неприятностями по службе. Конечно, он знал об этом, но был смел по-своему.
Историю страны вел Вадим Николаевич Ашурков. Обаятельный человек, прекрасный рассказчик. Он же читал курс по истории Тулы. Его лекции впечатляли увлеченностью, знанием дела, которому он с душою служил. Владимир Геннадиевич Карпов был признанным авторитетом по части применения на уроках истории разнообразного наглядного материала, в частности самодельных аппликаций, рисунков, схем, элементов литературы. По методике преподавания истории он издал в Москве ряд книг и брошюр. Руководил у нас педпрактикой в школах города».
В 1945 году в вузе училось очно и заочно свыше тысячи студентов, количество преподавателей увеличилось до 52.
Таким образом, в годы войны институт продолжал работать, готовить учителей. В тяжелейших условиях шел учебный процесс, педагогическая практика, открылся новый факультет. Преподавательский коллектив пополнялся квалифицированными кадрами, вел научную и методическую работу, организовывал быт и досуг студентов.
Примечания
1 Архив ТГПУ // Приказы по ТГПИ им. Л. Н. Толстого за 1941. Оп. 1. Д. 8. Л. 55.
2 Архив ТГПУ // Протоколы Совета ТГПИ за 1941-42 годы. П. 1. Д. 13 Л. 34.
3 Архив ТГПУ // Приказы по ТГПИ им. Л. Н. Толстого за 1941. Оп. 1. Д. 8 Л. 68
4 Архив ТГПУ // Материалы об эвакуации института и возобновлении его работы (1941-42 годы). Оп. 2. Д. 14. Л. 1.
5 Архив ТГПУ // Приказы по ТГПИ им. Л. Н. Толстого за 1942. Оп. 1. Д. 11. Л. 80.
6 Архив ТГПУ // Приказы по ТГПИ им. Л. Н. Толстого за 1944. Оп. 1. Д. 8. Л. 44.



Библиографическая ссылка:
Вронский О. Г. Тульский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны / Олег Вронский, Николай Гоголев, Ольга Князева // Тульский краеведческий альманах. – 2009 – 2010. – с. 69-76 .

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100