Многие туляки привыкли считать, что Тула старше Москвы на год. Дата 1146 г. как первого упоминания нашего города в Никоновской летописи оказалась внесенной в Устав города, который был утвержден на общегородском референдуме. Однако, специалисты не считают это упоминание достоверным. Наша попытка объяснить недостоверность упоминания Тулы под 1146 г. в Никоновской летописи в газетах в 1996 г., когда возник вопрос о праздновании 850-летия города, не нашла понимания ни у большинства краеведов, ни у администрации города. Это объясняется в первую очередь тем, что большинство людей привыкло считать, что все записанное в старых книгах или старых документах правильно. Тем более, что историки I половины XIX в. И.П. Сахаров, И.Ф. Афремов и даже последователь критической школы Н.Ф. Андреев признавали дату 1146г. (1). В 1996 г. в защиту даты 1146 г. выступил В.И. Боть (2).
Однако, после работ по изучению истории русского летописания А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, А.Н. Насонова, Б.М. Клосса обосновывать достоверность упоминания Тулы под 1146 г. весьма трудно (3). Эти исследователи доказали, что каждая летопись неразрывно входит в состав системы летописания, повторяя, перерабатывая, сокращая или дополняя ранее созданные летописи. Имеется какой-либо наиболее ранний рассказ, который и лег в основу всех последующих. Этот самый ранний рассказ и является наиболее достоверным. Предшественники же вышеназванных ученых считали каждую летопись самостоятельным произведением, известия которого являются дополнениями к другим летописям независимо от истории складывания каждого из рассказов. Именно такое механическое смешение рассказов летописей и приводило наших краеведов I половины XIX в. к принятию даты 1146 г.
Первоначальный рассказ о событиях 1146 г. возник в окружении князя Святослава Ольговича сравнительно вскоре после непосредственных событий и был записан в Черниговскую летопись. Затем он был использован в Киевском своде великого князя Рюрика Ростиславича, составленном около 1200г. Этот свод* как и Черниговская летопись, не дошел до нашего времени. Эти известия сохранились в так называемой Ипатьевской летописи, представляющей собой особую разновидность русского летописания, так называемую "Ипатьевскую редакцию", которая в значительной степени отличается от "Лаврентьевской редакции", в которой рассказ о событиях 1146 г. обрывается уходом Святослава Ольговича в "землю Вятичей". Ввиду того, что упоминания Тулы, Ельца, Тешилова и др. городов не находят подтверждения в Ипатьевской летописи, М. Н. Тихомиров не включил эти города в число древнерусских(4).
В значительно переработанном и измененном виде рассказ о событиях 1146 г. вошел в состав Никоновской летописи. Эта летопись представляет собой огромный летописный свод, опубликованный в 9 -13 томах Полного собрания русских летописей. Этот свод был составлен между 1526 и 1530 гг. Затем он находился в составе библиотеки патриарха Никона, в связи с чем и получил название Никоновской или Патриаршей летописи. Эта летопись составлялась уже после создания русского Хронографа, для которого было характерно вольное обращение с предшествующими текстами. Никоновская летопись в значительной степени переняла подобное отношение к своим источникам. Поэтому древнейшая часть Никоновской летописи практически единогласно отвергается историками. События XII - XIV вв., сообщаемые Никоновской летописью, но не находящие себе подтверждения по другим летописям, также отвергаются большинством историков. Однако некоторые, ссылаясь на гипотетическую возможность, продолжают утверждать, что эти сведения почерпнуты из не дошедших до нас источников, хотя ни одно из них еще не получило сколько-нибудь ясного научного обоснования. В то же время как уже получены явные опровержения некоторых таких сообщений.
Защитники даты 1146 г. ссылаются также на данные археологии, хотя археология к созданию и переработке Никоновской летописью рассказа за этот год не имеет никакого отношения. Историей создания и развития рукописных текстов занимается текстология. Тем не менее рассмотрим и археологические свидетельства существования Тулы в первой половине XII в. И.П. Сахаров, И.Ф. Афремов и в некоторой степени, хотя и с оговорками, В.Н. Ашурков предполагали, что город располагался у впадения Тулицы в р. Упу на месте, ныне занятом оружейным заводом (5). Это положение разделяет и В.И. Боть (6). Однако уже Н.Ф. Андреев указал, что это место в паводки заливается водой и поэтому не могло использоваться для поселения (7). А.Н. Наумов полностью согласился с точкой зрения Н.Ф. Андреева, что город на месте завода существовать не мог (8). В.П. Гриценко локализует древнюю Тулу на месте Торховского городища в верховьях речки Синетулицы (9). Однако, даже наличие культурного слоя, датируемого по найденной керамике XII - XIV вв. еще не говорит о существовании города в первой половине XII в. Тем более, что конкретные находки датируются XIII в. (См. статью В.П. Гриценко и А.Л.. Наумова в этом сборнике). Где гипотетически не располагалась бы Тула, эти два места весьма показательны для анализа передвижений Святослава Ольговича.
Проведя исследование списка городов в рассказе Никоновской летописи под 1146 г., А.Ц. Насонов пришел к выводу: "Автор рязанского известия Никоновской летописи прибег к сочинительству, тем более, что в приведенном известии находим другие несообразности, и притом- явные" (10). Однако исследователь ограничился только констатацией факта наличия "несообразностей", не рассмотрев их, ограничившись общим замечанием, что это было сделано в интересах рязанских князей (11). Нам представляется этот вывод неточным, так как в 1521 г. Рязань вошла в состав единого Московского государства и независимых рязанских князей уже не было. В 1996г. состав городов рассказа за 1146г. Никоновской летописи был проанализирован В.Л. Егоровым, который подкрепил вывод А.Л. Насонова: "Из XIV века Тула вместе с Ельцом попала в русскую историю XII века, фактически на два столетия ранее появления этих городов в исторической действительности" (12).
Однако у рассказа Никоновской летописи под 1146 г. появляются периодически новые защитники, которые, как и прежние, без какого бы то ни было анализа утверждают, что Никоновская летопись в рассказах XII в. содержит важные сведения, почерпнутые из не Дошедших до нас источников. Так, московский археолог П.Е. Русаков полностью отверг явную тенденциозность исправлений Никоновской летописи, которая "не должна быть умышленно искаженной" (13). Проверить же возможность умышленного искажения никто из защитников не хочет, потому что за все время изучения летописи не было приведено ни одного научного аргумента в защиту так называемых уникальных известий Никоновской летописи. Ранее мы провели анализ рассказа Никоновской летописи за 1146 г. (14). Появление статьи П.Е. Русакова и появление новых аргументов в обоснование нашей точки зрения вынуждают нас вновь вернуться к этой теме.
В своей работе мы основываемся на выводах Б.М. Клосса, подвергшего монографическому исследованию Никоновскую летопись и подтвердившего выводы А.Н. Насонова: "Уже А.Н. Насонов выяснил, что известиям Никоновской летописи о Рязани XII - XIII вв. нельзя доверять из-за их тенденциозности" (15). Весьма интересен и важен для нас вывод Б.М. Клосса о взаимоотношениях Воскресенской и Никоновской летописей: "Очевидно, черновые материалы Никоновской летописи использовались в Воскресенской летописи" (16). Если это так, то можно говорить, что Никоновская летопись была подвергнута редактированию на самом последнем этапе работы над нею, когда привлечение новых документов или текстов других летописей было уже невозможно. В противном случае они нашли бы свое отражение и в Воскресенской летописи. Следовательно, на наш взгляд, можно полагать, что редактор Никоновской летописи просто вписывал желательные для него дополнения и вычеркивал противоречившие его концепции факты. Проведенное нами сопоставление древнейшего текста Ипатьевской летописи с Воскресенской и Никоновской в рассказе 1146 г. показало большую близость Ипатьевской и Воскресенской, чем Воскресенской и Никоновской и значительную удаленность Никоновской от первоначального текста за счет проведенной редакции текста.
Летописи под 1146 г. рассказывают о феодальной войне между Ольговичами, владельцами Черниговского княжества и Мономаховичами за великокняжеский Киевский престол, которая развернулась на территории современных Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Московской областей. Внук Мономаха Изяслав Мстиславич нанес сокрушительное поражение Ольговичам, захватил в плен великого князя Игоря Ольговича и начал вместе с союзниками преследование Святослава Ольговича, который отступил на север Черниговского княжества, надеясь на помощь Юрия Долгорукого.
Нам представляется, что в источнике Никоновской и Воскресенской летописей было допущено важное отступление от первоначального текста рассказа за 1146 г. Оно касается известия о начале болезни княжича Ивана Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, которое и могло натолкнуть редактора Никоновской летописи на вставку о расширении пути отступления Святослава Ольговича. Если в Ипатьевской летописи текст рассказа ясен и последователен, что указывает на его близость к протографу (первоначальному тексту рассказа), то в Воскресенской он усложнен дополнениями о происхождении Ивана Юрьевича, хотя в остальном он близок к Ипатьевской. Мы предполагаем, что источник Воскресенской и Никоновской летописей пытался сократить текст, но воздержался от этого из-за важности сообщения для всего рассказа. Однако перемещение сообщения о начале болезни привело к явному искажению смысла повествования. Ипатьевская летопись: "... а Святославъ съ Козельска иде до Дедославля, же иде Святославъ къ Осетру"; Воскресенская: "а Святославъ изъ Козелска иде Дедославлю; ту же и разболеся князь Иван Юрьевичь внук Володимерь. Святославъ же оттуду поиде ко Осетру"; Никоновская: "...а князь велики Святославъ Олговичь иде къ Козелску и изъ Козелска иде къ Дедославлю и тамо разболеся у него князь Иванко, сын княжь Юрьевь Владимерича Маномашь. Князь же Святославъ Олговичь иде в Рязань".
Как видим, редактор Никоновской летописи сразу же делает вставку "князь велики", допуская ошибку, так как Святослав Ольгович никогда великим князем не был. Такую вставку иначе как преднамеренной назвать трудно. К тому же в Никоновской летописи текст немного осовременен, вместо "ту же и" написано "и тамо". Дано расширенное объяснение, кто же такой княжич Иван в соответствии с принятым в XVI в. именованием князей, которые не занимали значительного положения в обществе, и добавлено прозвище деда. Это расширение также относится к разряду преднамеренных. Ни одно из них не требовало привлечения каких либо дополнительных источников.
Предположение, что именно в Ипатьевской летописи допущена неточность и в ней сделан пропуск о начале болезни княжича Ивана Юрьевича, опровергается как содержанием рассказа в Ипатьевской и Воскресенской летописях так и отсутствием имени военачальника, приведшего подкрепление к Святославу Ольговичу в Колтеск. Все остальные военачальники всегда перечисляются по именам. Это и сам Иван Юрьевич, Иван Ростиславич Берладник, половцы Тюнрак Осулокович, брат его Камоса. Именно в таком составе заседал военный совет в Новгород-Северском, на котором было принято решение отступить "в лесную землю и оттуда тися близ слати к отцю своему Гюргеви" (17). Военачальник, приведший же подкрепления в Колтеск к Святославу, не назван. Напрашивается предположение, что им-то и был Иван Юрьевич. Ехать в Суздаль, представлять там послов Святослава, рассказывать о трудностях, переживаемых его отрядом, и просить у Юрия Долгорукого подкреплений как раз и должен был Иван Юрьевич. Его свидетельства о положении дел должны были быть для отца наиболее весомы. Он же и привел подкрепление в тысячу белозерцев. Прекрасно сознавая всю трагичность положения Святослава Ольговича, он не мог не торопиться, что скорее всего и привело к сильной простуде в зимнее время и быстрой смерти. Тяжелая болезнь, а затем смерть командира союзного отряда не могла не остановить Святослава. Для белозерцев он был чужим князем и не мог командовать ими. Поэтому-то он и вынужден был стоять на месте, пока не появились братья Ивана и не подтвердили приказа Юрия Долгорукого белозерцам воевать Iна стороне Святослава. Во всяком случае наше объяснение отводит тезис П.Е. Русакова, что неясно, в каком состоянии был Иванко Юрьевич и насколько его болезнь могла сковывать действия Святослава. Вряд ли этот аргумент может доказывать несостоятельность Никоновской летописи" (18). Как раз наоборот. Эпизод с болезнью княжича со всей наглядностью показывает переделку текста рассказа в Никоновскои летописи. Раз Святослав с больным княжичем продолжает свой поход, то почему ему не направиться по Рязанским местам? А вот это уже вступает в явную противоречивость со всей обстановкой того времени.
Тяжесть положения Святослава Ольговича усугубляется тем, что он все время должен был отступать по своим черниговским владениям, что лишало его войско какой бы то ни было военной добычи. В связи с этим и покинул его военачальник наемного отряда Иван Ростиславич Берладник. Никоновская летопись не только совершает явную ошибку, неправильно называя его сыном Ростислава Мстиславича Смоленского, брата Изяслава Мстиславича Киевского, врага Святослава, но и показывает искаженное место и время его отхода от Святослава, опуская обстоятельства, при которых он покинул службу. Никоновская: "и поиде вверх по Оке, и пребыв во граде Осетре, и тамо отступи от него князь Иванко Берладник, сын Ростиславль, внук Мстиславль, правнук Владимера Манамаха, праправнук Всеволожь, препраправнук Ярославль, пращур великого Владимера, и иде ко отцу своему Ростиславу въ Смоленескъ". Тексты же Воскресенской и Ипатьевской летописей в этом месте практически текстологически одинаковы. Цитируем по Воскресенской: "Святославъ же оттуду поиде ко Осетру; и ту отступи от него Иванко Берладникъ къ Ростиславу Смоленьскому князю, взем у Святослава 200 гривенъ сребра, а 12 гривекъ злата". Чтобы произвести такую переработку текста, редактору не требовалось привлекать каких-либо дополнительных источников. Совпадение отчеств сыграло с редактором злую шутку. Такую ошибку можно было допустить только в случае, когда уже не было времени на элементарную проверку вписываемых сведений. Столь тщательным перечислением предков Ивана Берладника редактор стремился подчеркнуть предательство, совершенное Иваном Берладником, не учитывая, что его отряд был чисто наемным. В действительности Иван Берладник являлся сыном Ростислава Володарича Галицкого и владел удельным городом этого княжества Звенигородом. В1144 г. он попытался захватить у брата Василька Галич, но потерпел поражение и вынужден был бежать в г. Берлад, являвшийся в то время чем-то напоминающим Запорожскую Сечь или Дон последующего времени. С набранным там отрядом он в 1145 г. поступил на службу к Киевскому князю Всеволоду Ольговичу, старшему брату Святослава, а после его смерти и свержения с Киевского престола Игоря Ольговича прибыл на службу к Святославу. Привести особенно крупный отряд он, конечно не мог. Указанная сумма расплаты скорее указывает, что в его отраде было 200 человек. Примерно столько же привели к Святославу и половцы, отряд которых состоял из 300 человек. Весь же полк Святослава максимально мог насчитывать 3-4 тысячи. Отражая обходное движение Изяслава Давыдовича, Святослав атаковал его с тремя тысячами человек. Безусловно, для охраны своей семьи и обоза он обязан был выделить какие-то силы. После благополучного путешествия по рязанским городам, когда перед отрядом Святослава открывались ворота всех городов, к которым ему только хотелось бы подойти, бунт наемников едва ли был возможен. С другой же стороны, если следовать Ипатьевской летописи, то возмущение наемников становится понятно. Несколько месяцев не получая платы, без продовольствия и фуража, зимой на замерзшей реке Осетр, скорее всего в практически летней одежде, так как наемники прибыли к Святославу еще летом, не получив какой бы то ни было добычи, преследуемые превосходящими силами противника, наемники не могли не взбунтоваться. Летописец как раз и подчеркивает благородство Святослава: он, находясь в таком отчаянном положении, все-таки платит им за их службу.
Никоновская летопись явно преувеличивает численность подкреплений, направленных Юрием Долгоруким Святославу. Никоновская летопись: "и прищед ста на усть Поротвы реки в Любинце Омосове и пребывъ ту мысляше ити къ Колотску. И приела къ нему князь Юрьи Вла-димеричь Маномашъ изъ Суждаля въ помощь четыренадесять тысящь бронникъ". Воскресенская и Ипатьевская чрезвычайно близки между собой. Воскресенская: "Пришедшу Святославу въ Колтескъ город, и ту приела ему Юрьи Володимеричь помочь, тысящу бронникъ дружины Белозерьекие". Первичность текста Ипатьевской и Воскресенской летописей не вызывает сомнений. В Никоновской летописи проведенная редакторская правка значительно меняет весь смысл рассказа, что, безусловно, делалось умышленно. Нам представляются наиболее вероятными два варианта, объясняющие причину данной правки. Зная из последующего текста, что Святослав подойдет к устью Протвы, редактор концентрирует именно в этом месте, а не в Колтеске, все события: получение помощи, смерть Ивана Юрьевича и поход на Голядь по Протве. Заметив, что он слишком далеко отошел от текста источника, редактор говорит, что Святослав предполагает вернуться в Колтеск, возвращение в который не имеет ни какого смысла, ведь Святослав уже оказался на самой границе как своих владений, так и владений Юрия Долгорукого. С Протвы начинались владения великого княжества Смоленского. Во втором варианте редактор сознательно указывает устье Протвы, как самый северо-западный пункт, на который претендовали рязанцы. Стремление как можно быстрее обозначить его заставляет редактора пропустить Тешилов, миновать который, идя вверх по Оке, Святослав не мог. Этот город под пером редактора появляется только на следующий год. Следует также отметить, что войска проходили в то время по одному и тому же маршруту только в исключительных случаях, так как уже в период первого прохождения практически полностью уничтожались все запасы продовольствия и фуража. Преследователи Святослава терпели не меньшую, по крайней мере, нужду, чем он и его отряд. Редактору Никоновской летописи показалась явно недостаточной присылка Юрием Долгоруким помощи в тысячу человек. Он совершенно произвольно увеличивает численность присланной рати, не учитывая общего количества войск, действовавших в XII в. Многотысячные рати стали собраться только после создания единого русского государства. В действительности к устью Протвы Святослав подошел, располагая подкреплениями Юрия Долгорукого, когда угроза неминуемого разгрома миновала. Без подкреплений появляться на границах врагов было безумством. В XII в. городок у устья Протвы назывался Лобыньск. Его существование признают А,Н. Насонов и Т.Н. Никольская (19). Также хорошо известен и Колтеск ( 20).
Никоновская летопись называет отличную от Ипатьевской и Воскресенской летописей дату смерти Ивана Юрьевича, Никоновская: "Того же лета преставися князь Иванко Юрьевичь, внук Володимера Маномаха, у князя Святослава Олговича на усть Поротвы реки въ Любинце Амосове, месяца марта в 29 день; ти вземше тело его братиа его, князь Борис Юрьевичь и князь Глеб Юрьевичь, и идоша ко отцу своему, великому князю Юрью Владемеричю Маномашу; в Суждаль". Текст же Ипатьевской и Воскресенской летописей, за исключением перестановки нескольких слов и небольших различий в написании, чрезвычайно близок. Ипатьевская: "Въ то же веремя преставися Иванко Гюргевичъ месяца февраля в 24, в по-неделникъ на ночь щсленое неделе; а заутрии
день приехаста над онь брата два, Борись и Глебъ и створиста плачь великъ; и тако сьпря-тавше тело его, идоша с нимъ Суждалю, къ отцю, с жалостью".
Безусловно, можно допустить, что Никоновская летопись использовала в этом случае какой-то неизвестный нам источник. Однако, утверждение Никоновской летописи о смерти Ивана Юрьевича в Любинце Омосове в марте вступает в явное противоречие с показаниями Ипатьевской и Воскресенской летописей, что после начала болезни княжича "Святослав же не еха от него, ни дружины пусти". К тому же дата Никоновской летописи противоречит мартовскому стилю, какого придерживалась в данном расказе Ипатьевская, а вслед за ней Воскресенская и Никоновская летописи. Поэтому слова Никоновской летописи "того же лета преставися" оказываются неверными. Летопись должна была отнести смерть княжича к 6655 году от сотворения мира, а не к 6654 году. Скорее всего, исправление в дате смерти Ивана Юрьевича потребовал от редактора сам рассказ, дополненный его вставками о длительном путешествии с уже больным княжичем через Тулу, Пронск, Рязань и вверх по Оке.
Ипатьевская летопись позволяет восстановить действительную хронологию событий. 13 августа произошла несчастная для Игоря Ольговича битва, в которой он попал в плен к Изяславу Мстиславичу. Святослав прибыл в Чернигов и начал собирать силы для противостояния. Изяслав Мстиславич и его союзники двинулись к Чернигову, взяли город, разделили имущество Игоря и Святослава, преследовали Святослава до Новгород-Северского, взяли и этот город, разделили имущество Святослава и преследовали его до Карачева.16 января произошло счастливое для Святослава сражение с Изяславом Давидовичем у Кареча. Затем дальнейшее его отступление к Козельску, Дедославлю, Осетру и Колтеску, посылка в Суздаль за помощьр, прибытие ее, болезнь и смерть Ивана Юрьевича 24 февраля. Следовательно, от сражения под Карачевым до смерти Ивана Юрьевича прошло 39 дней. Перемещение с большим обозом в зимних условиях весьма затруднительно. Оно становится невероятным, если добавить тот путь, который предложил участникам событий редактор Никоновской летописи: Карачев - Козельск - Дедославль - Мценск - Тула - Дубок-на-Дону - Елец - Промск - Рязань - город Осетр - Любинец Омосов. Не проще ли было отправить больного Ивана Юрьевича домой в Суздаль, чем возить его с собой по всем этим городам. Во всяком случае, на добавленный путь редактор Никоновской летописи дал 33 дня и на этот срок увеличил продолжительность жизни княжича.
Теперь рассмотрим перемещения Святослава по городам. Пытаясь опровергнуть А. Н. Насонова, П.Е. Русаков пишет: "Следовательно, принадлежность территорий и городов, лежащих в бассейне реки Оки, от устья Протвы до устья Осетра, на момент середины XII века неизвестна. Утверждать однозначно, что города от Козельска и выше по Оке принадлежали в XII веке Чернигову, - нельзя. Сообщения Никоновской летописи не вступают в прямое противоречие с другими источниками, поэтому нет никаких весомых доказательств умышленного искажения первоначального текста" (21). Безусловно, земля вятичей в XII в. продолжала оставаться плохо освоенной территорией. Однако в ней Черниговские князья держали своих посадников. В1147 г., когда Святослав начал свое > контрнаступление, Ипатьевская летопись отмечает: "Въ то же веремя выбегоша посадничи Володимери и Изяславли из Вятичъ, из Бряньска, и из Мьченьска и из Блове" (22). Т.Н. Никольская город Блов показывает на своей карте на севере Калужской области, то есть "выше во Оке" от Козельска. Не говоря уже о том, что едва ли летописец стал перечислять все города, в которых находились посадники противников Святослава. Он назвал только главнейшие. Кроме того, маловероятно, что Святослав, придя в землю Вятичей, вступил на чужую территорию. Даже подвергаясь смертельной опасности, дойдя до крайнего северо-восточного пункта своих владений Колтеска, он не переходит Оки, отдалявшей его владения от владений Юрия Долгорукого. Поэтому тезисы П.Е. Русакова остается недоказанными. Вот перечень городов, сообщаемый Никоновской летописью: "они же вси поидоша на князя Святослава Олговича, он же побеже и от того своего града Корачева въ Вятичи... А князь велики Святославъ Олговичь иде къ Козелску, и изъ Козелска иде къ Дедославлю... Князь же Святославъ Олговичь иде в Рязань, и бывъ во Мченске, и въ Туле, и въ Дубке на Дону, и въ Елце и въ Пронске, и приде въ Рязань на Оку, и поиде вверхъ по Оке, и пребывъ во граде Осетре... а Святославъ иде вверхъ по Оке реце, и пришедъ ста на усть Поротвы I реки въ Любинце Омосове, и пребывъ ту мысляше ити къ Колотску". Перечисление городов в Ипатьевской и Воскресенской летописях практически одинаково с небольшими разночтениями, частично о которых говорилось выше. Ипатьевская: "и приде им весть изъ Корачева, оже Святославъ отъ приятелий, оже Изяславъ Мьстиславичь идет на нь Кърачеву и съ братьею; и воеваша у Корачева много, и бежа за лесъ у Вятиче... а Всеволодичь Святославъ въ Корачевъ, и посла Козельску ко Святославу стрьеви своему... а Святославъ съ Козельска иде до Дедославля, же иде Святославъ къ Осетру... Пришедшю же Святославу въ Колтескъ горо-докъ... А Святославъ възвратися, поиде уверхъ Оки и пришедъ ста на усть Поротве в городе Лобыньске".
Возникает вопрос о возможности привлечения Никоновской летописью каких-либо неизвестных нам источников. В рассказе под 1146 г. в Ипатьевской и Воскресенской летописях города упоминаются в связи с какими-либо событиями, непосредственно связанными с войной Святослава Ольговича с Изяславом Мстиславичем. Только Никоновская дает простое их перечисление. Ипатьевская и Воскресенская описывают передвижение Святослава по своему княжеству. Редактор же Никоновской заставляет его совершить поход в Рязань, которая в это время была независимым княжеством. Муромо-Рязанская земля выделяется из Черниговского княжества уже в конце XI в., а после смерти Ярослава Святославича в 1129 г. из нее обособляется Рязанское княжество, окончательное оформление которого произошло в 1145 г. (23). Поэтому вторжение на территорию Рязанского княжества было для Святослава невозможно. Тем более, что стол в княжестве в это время занимал союзник Изяслава Мстиславича Ростислав Ярославич, который в самом начале боевых действий совершил поиск на земли Владимиро-Суздальского княжества и вынудил Юрия Долгорукого вернуться из похода для защиты своих владений (24). По Никоновской летописи Святослав свободно входит в рязанские города, которые ему не оказывают никакого сопротивления, в том числе и в столицу Рязанского княжества. Для этого редактор Никоновской летописи опускает текст о поиске Ростислава Ярославича на Владимиро-Суздальское княжество и опускает текст о посылке Юрием Долгоруким на Рязань против Ростислава Ярославича двух сыновей - Ростислава и Андрея (будущего Боголюбского): "Въ тоже веремя поидоста Гюргевича Ростиславъ и Андрей к Рязаню на Ростислава, на Ярославича; Ростиславъ же выбеже из Рязани въ Половце къ Ельтукови" (25), Близкий к этому текст мы находим и в Воскресенской летописи. Кроме как сознательным искажением текста и исторической действительности это назвать трудно.
П.Е. Русаков объясняет поход Святослава в Рязанское княжество следующим образом:" Неправдоподобным кажется пребывание Святослава в стольких городах и в самой Рязани /рязанский князь занимал враждебную Святославу позицию/. Однако, если речь идет о получении военной помощи и увеличении численности войска, то Святослав Ольгович должен был быть заинтересован в поддержке городов и городков, чьи ополчения могли значительно усилить его войско. К тому же рязанского князя Ростислава в 1146 г. выгоняли из Рязани дети Юрия Долгорукого, и, следовательно, в определенное время там должны были находиться его союзники. Союзником Святослава, очевидно, был и один из рязанских князей - Владимир Святославич, пришедший к нему в Новгород-Северекий незадолго до вышеописанного вояжа" (26). Выше нами была показана численность войска Святослава Ольговича. Это означает, что военные действия вели только княжеские дружины, а не городские ополчения. В таком же положении находились и противники Святослава, которые не смогли привлечь на свою сторону горожан. В период же так называемого "вояжа" Святослава в рязанских городах должны были располагаться гарнизоны во главе с посадниками Ростислава Ярославича, которые без сопротивления не впустили бы Святослава Ольговича и его союзника Владимира Святославича. Ростислав Ярославич бежал из Рязани к половцам только тогда, когда Юрий Долгорукий двинул на Рязань войска во главе с двумя своими сыновьями (27). Это происходило одновременно с посылкой подкреплений Святославу, который, согласно Ипатьевской летописи, в это время находился в Колтеске. По Никоновской же летописи он должен был находиться в Любинце Омосове на устье Протвы, то есть уже после завершения своего похода в Рязань.
Что же касается Владимира Святославича, племянника Ростислава Ярославича Рязанского, то о нем можно сказать, что он в рассказе Ипатьевской летописи за 1146 г. упомянут толь-
ко один раз, когда присоединился к Святославу в Новгород-Северском. Он являлся сыном младшего брата Ростислава Ярославича. После смерти отца он, скорее всего, превратился в изгоя, который не мог претендовать на какие-либо владения. Очевидно, что дядя не выделил ему ничего, что и сделало Владимира противником не только дяди, но и всех, воевавших на его стороне. Понимая, что только с оружием в руках он может приобрести хоть что-то, Владимир сразу же устремляется в лагерь врагов дяди. Однако, не располагая какими-то владениями, он не мог привести с собой сколько-нибудь значительного отряда. Скорее всего, он прибыл к Святославу всего лишь с несколькими слугами. Поэтому летописец и не говорит о его участии в последующих событиях. После поиска Ростислава Ярославича на земли Владимиро-Суз-дальского княжества и возвращения Юрия Долгорукого для защиты своих владений, Владимир, скорее всего отправился к нему воевать с дядей. Менее вероятно, что он остался у Святослава и вместе с ним прошел весь путь отступления. Однако и в этом случае он не мог оказать какую-либо помощь Святославу в овладении рязанскими городами, так как посадники были обязаны своим положением не ему, а его дяде и должны были защищать города от всех врагов. Для населенна же Святослав являлся прямым неприятелем, который пришел, чтобы поживиться за их счет. Что же касается посадников Ростислава, то в случае победы его племянника они должны были лишиться не только своих мест, но и жизни. При наступлении сыновей Юрия Долгорукого на Рязань Владимир Святославич должен был находиться в их лагере и как союзник и сторонник получить если и не саму Рязань при наличии старших братьев, то, во всяком случае, какие-то рязанские города» В 1147 г., когда Святослав Ольгович отправился к Юрию Долгорукому в Москву, он захватил с собой и Владимира Святославича, который ехал скорее благодарить за доставление, чем просить о нем.
Наиболее принципиальным местом всего рассказа Никоновской летописи под 1146 г. является стремление умолчать о борьбе Рязанского княжества с Владимиро-Суздальским княжеством, предшественником Москвы. Ипатьевская летопись прямо говорит об инспирированном Изяславом Мстиславичем нападении Ростислава Ярославича на владения Юрия Долгорукого: "Услышавшю же Изяславу, яко Гюрги
идет в помочь Святославу, и послася Изяславъ Мьстиславич полем к Ростиславу Ярославичу у Рязань, а сам, послушав же Изяслава Мьстиславича Ростислав, и поча стеречи волости его. Дюрдеви же бысть весть, оже Ростислав воюет волость его и пусти Дюрги сына своего Иванка к Святославу, а сам узвратися из Козельска" (28). В Воскресенской летописи сообщение о поиске Ростислава Ярославича отсутствует. Это можно объяснить тем, что оно отсутствовало в общем источнике Никоновской и Воскресенской летописей. Возможно также объяснение, что в общем источнике имелись оба сообщения, но первое, как явно противоречащее общей концепции редактора, сразу же было исключено, а второе, как более нейтральное, сохранилось в черновых вариантах Никоновской летописи и было изъято только на последнем этапе работы с летописью. Как раз в это месте редактор Никоновской летописи и вставил текст о походе Святослава Ольговича по "рязанским местам" с простым перечислением городов, так как сказать что-либо о связанных с ними событиях он не мог.
Никоновская летопись говорит о городе Осетре, который посетил Святослав Ольгович, возвращаясь из путешествия по рязанским местам. Существование такого города неизвестно. И.Е. Русаков замечает, что течение реки Осетр еще слабо изучено в археологическом отношении и поэтому не исключено нахождение этого в будущем. Однако, указание Никонов-г летописи о месте расположения этого города весьма точно. Он должен был находиться в устье реки Осетр, потому что Святослав должен был двигаться по течению Оки вверх. Такое расположение города противоречит сообщению той же Никоновской летописи о строительстве Ростиславом Ярославичем в 1153 г. в этом месте другого города - Ростиславля (29).
Дедославль со времени Н. М. Карамзина отождествляется с Дедиловым (30). Однако ленное обследование городища этого года археологическим отрядом музея "Куликово поле" во главе с А.М. Воронцовым показало 1ьное количество находок XIII в. Де-> же по упоминаниям о нем в Ипатьевской летописи должен был быть значительным Нами еще в 1994 г. было выдвинуто мнение, что Дедославль должен располагаться где-то на прямой линии между Козельком и Колтеском у устья реки Лопасни. Поэтому мы принимаем возражение П.Е. Русакова (31). Подходящим местом для расположения Дедославля можно предложить городище, находящееся у села Кетри, в котором разведки показали наличие слоя XII - XIII вв.
От этого места прямой путь к верховьям реки Осетра лежит через Торхово, то есть через наиболее вероятное место расположения старой Тулы. Однако, ни Ипатьевская, ни Воскресенская летописи не упоминают этого города, хотя миновать его, идя по данному направлению, Святослав не мог. Следовательно, его и не было в описываемый период, что и подтверждается новейшими исследованиями Торховского городища.
Рассказ Никоновской летописи под 1146 г, является тщательно отредактированным переложением летописного рассказа, восходящего к Ипатьевской редакции. Все прокомментированные нами фрагменты этого рассказа, составляющие большую часть его объема и важнейшую содержательную часть, показывают их логическое, а не фактологическое происхождение. Во всех случаях отступления от текста, отразившегося в других летописях, редактор Никоновской летописи мог обойтись без привлечения каких-либо дополнительных источников. Внесенная редактором правка находится в противоречии с исторической действительностью эпохи XII в. Попытка П.Е. Русакова пересмотреть традиционную точку зрения на вставку Никоновской летописи о городах под 1146 г. представляется нам неудачной.
Сделанный нами вывод о недостоверности фактов, внесенных редактором Никоновской летописи, чрезвычайно близок с выводом, сделанным Г. М. Прохоровым по поводу переработки Никоновской летописью "Повести о Митяе": "При создании в XVI в. Никоновской летописи возникла третья редакция Повести. По объему она почти в два раза превосходит первую. Опирается она на обе первые редакции, а также на Житие Сергия Радонежского, но является уже типичным произведением литературы XVI в. Домысленные детали начинают здесь заслонять и искажать суть дела" (32). Именно такой, т.е. уводящей в сторону от общей канвы рассказа и искажающей его смысл, и является вставка Никоновской летописи о Туле и других городах. Как бы ни был окончательно решен вопрос о Туле археологами, но текстологический анализ рассказа Никоновской летописи под 1146 г. не позволяет признать упоминание Тулы в этом рассказе за первое достоверное упоминание города в исторических источниках.
В чьих же интересах делалась эта правка и вносились вставки? Предположение А.Н. Насонова о том, что она вносилась в интересах рязанских князей, слабо аргументирована, что и показал П.Е. Русаков (33). В рассказе 1146 г. рязанский князь упомянут только один раз
вскользь. Кроме того в 20-е годы XVI в., когда создавалась Никоновская летопись, независимых рязанских князей уже не было. Поэтому нам представляется, что скорее всего данные вставки и редакционные правки преследовали своей целью обосновать историческими примерами претензии Рязанской епископской кафедры на обладание городами и землями Тульского края. На обладание ими претендовали епископы Коломенский, а также Сарский и Подонский.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сахаров И.П. Памятники Тульской губернии. Спб., 1831; Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. М., 1850; Андреев Н.Ф. Взгляд на "Памятники". // Тульские губернские ведомости, 1853, №10.
2. Боть В.И. Первое летописное упоминание Тулы: проблемы и версии. // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. С. 26-29.
3. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб., 1908; Его же. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М. - Л., 1938; Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940; Спб, 1996; Насонов АН. "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; Клосс Б.М, Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980.
4. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.
5. Сахаров И.П. Памятники Тульской губернии. Спб., 1851. С. 9; Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. М., 1850, С. 122; Ашурков В. Н. Город мастеров. Тула, 1958. С. 4-5.
6. Боть В.И. Первое летописное упоминание Тулы: проблемы и версии. // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. С. 28.
7. Андреев Н.Ф. Взгляд на "Памятники". // Тульские губернские ведомости, 1853. С. 52.
8. Наумов А.Н. О двух подходах к вопросу месторасположения древней Тулы в тульской историографии XIX в. //" Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. С. 16-20.
9 Гриценко В.П. К вопросу о месторасположении летописной Тулы. // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. С. 12-15. По новейшим раскопкам в Торхово установлены два поселения сельского типа с культурным слоем конца XII - начала XIII вв. Отсутствие же в центральной (древнейшей) части ныне существующей Тулы культурного слоя XII-XV вв. не позволяет отнести город к древнерусским городам.
10. Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 209-210.
11. Там же. С. 20.
12. Егоров В.Л. О времени возникновения Тулы. // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. С. 30-31.
13. Русаков П.Е. К вопросу о принадлежности городов на средней Оке к территориально-политическим образованиям середины XII в. // Труды Музея истории города Москвы. - Вып. 10. Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Ч.Ш . М., 2000.
14. Фомин Н.К. К вопросу о так называемом первом упоминании Тулы в Никоновской летописи под 1146 годом. // Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси. События, памятники, традиции. Тула, "Тульский полиграфист", 2001. С. 172-185; См. также нашу статью "Угрожает ли Туле 850-летний юбилей". // Тульские известия, 1994,23 июня*
15. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 101.
16. Там же. С. 187-188,
17. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. С. 27.
18. Русаков П.Е. Указ. соч. С. 38.
19. ПСРЛ. Т. 2. С, 29; Насонов АН. Указ. соч. С. 224; Никольская ТШ. "Земля Вятичей". М., Наука, 1981. С. 133
20. Никольская Т.Н. Указ. соч. С. 131-133.
21. Русаков П.Е. Указ. соч. С. 39.
22. ПСРЛ. Т. 2. С. 30.
23. Монгайт А.Л. Рязанская земля. М., 1961.
24. ПСРЛ. Т. 2. С. 26.
25. Там же. С. 29.
26. Русаков П.Е. Указ. соч. С. 37-38.
27. ПСРЛ. Т. 7. С. 38.
28. Там же. Т. 2. С. 26.
29. Там же. Т. 9. С. 197.
30. Карамзин Ц.М. История государства Российского. Кн. 1, Т. И. М., Книга, 1988. Прим. 229, столб. 124.
31. Русаков П.E. Указ. соч. С. 37,
32. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., Наука, 1978. С, 5-33: Русаков П.Е. Указ. соч. С. 38.
Библиографическая ссылка:
Фомин Н. Тула и Никоновская летопись / Николай Фомин //Тульский краеведческий альманах.-2003.- С.12-20.
Комментариев нет:
Отправить комментарий