В начале мая оживает природа. По православному календарю 6 мая отмечают день Георгия Победоносца, который считается хранителем земли русской, нашей столицы Москвы, покровителем полей и плодов земных, а также землепашества и скотоводства.
По народному календарю – это Егорьев день, Егорий Вешний, Егорий Весенний, Егорий Теплый, Егорий Скотопас - праздник пастухов.
Жителям Тулы и ее окрестностей этот праздник был очень близок. По берегам реки Упы располагались заливные луга, на которых росли сочные травы, пригодные для корма домашних животных. В окрестностях Тулы имелись и специальные выгоны для скота.
К Егорьеву дню был приурочен первый выпас скота в поле. 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от дикого зверя. Хозяйки выгоняли скотину со двора веточкой вербы, освященной на Вербное Воскресенье, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, Богом данные скотинки».
Перед первым выпасом делали «обход скота». С образом святого Георгия Победоносца хозяйки обходили домашнюю скотину, собранную на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо у часовен, где служили водосвятный молебен. После молебна все стадо окропляли святой водой и гнали за околицу. Пастух, принимая стадо, тоже делал обход животных с образом Георгия Победоносца.
В этот день пастухи надевали на себя новую одежду. Чтобы задобрить пастухов, чтобы те лучше смотрели за скотом, хозяйки одаривали их новыми поясками, ремешками, кнутами, давали узелки с едой на целый день. Самым лучшим подарком для пастухов считалось вышитое полотенце с изображением голов лошадей, всадников на конях и добрых пожеланий.
Часто пастухи брали с собой на первый выгон скота мальчиков-помощников, их называли подпасками. Мальчику, который впервые шел пасти скот, дарили тряпичную куклу «Пастушок». Кукла была выполнена на палочке, одета в нарядную рубаху, к поясу куклы привязывали кнутик и узелок, в котором могла находиться еда.
Подпаски начинали пастушить с 9–10 лет, перенимая от старших непростое дело управления стадом, а заодно учились мастерить пастуший инструмент: кнуты, барабанки с палочками, трещотки для отпугивания хищников, рожки из бересты, дудочки, свирели. На выпасе делали игрушки, свистульки из бузины, тальника, черемухи. Катали мячи из шерсти линяющих коров и лошадей. Жизнь леса, его обитателей, лечебные травы маленькие пастушки знали лучше своих сверстников. Вырастая, они становились опытными пастухами, которым с детства привили любовь к животным.
Подпаски любили праздник Егория Вешнего. В этот день они вставали очень рано, ходили по деревне и распевали песни, восхвалявшие Егория, хозяев дома и их скотину. За свои песни они получали подарки в виде печенья, яиц, сахара.
Одним из наиболее интересных тульских было обрядов посвящение маленького подпаска в пастухи на этом празднике. Также большое значение имела передача пастушьего посоха с отметинами, зарубками, обрядовыми предметами старого пастуха молодому, когда у старика наступало время прощания со своей работой.
В уездных городах Тульской губернии на Егория Вешнего устраивались ярмарки, где продавались деревянные и глиняные игрушки-свистульки, которые покупали на радость детям.
У крестьян были первые торги, первое сеяние яровых хлебов и огородных растений. Начиная с этого дня, крестьяне обращались к Святому Георгию с просьбами: «Отомкнуть землю, выпустить росу – на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой - в поле и за поле, в лесу, за угорьем. Чтобы водились в хлевах и коровы и телята и козы, чтобы скотинка в три ведра доилась, да помыкивала, да хрюкала-кудахтала». Заклинали крестьяне Святого Георгия обойти каждый двор, наделить хозяйство добром.
В Туле и ее окрестностях в этот день дети обходили дворы и разыгрывали целый спектакль, изображая коров и других животных. Трижды обегали каждый дом с колокольчиком, который потом привязывали животным. При этом распевали:
Батюшка Егорей,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне -
Камешек дресвяный,
Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, - по яичку.
Ходили от дома к дому с пастушьей сумкой, дудочкой, бубном, будили всех шумом и песней. Маленьких окликальщиков Егория всегда одаривали, веря, что это поможет сохранить скот в целости и сохранности.
По старинным поверьям, на день Егория Вешнего было принято собирать росу. Жители Тульской губернии верили, что роса, собранная ранним утром в этот праздник, является целебной. В народе недаром говорили: « Гони животину на егорьеву росу».
В Туле было принято смачивать «егорьевской росой» новое холщевое полотенце и вытирать им домашних животных. «Егорьевская роса» считалась целебной не только для животных, но и для людей. Верили, что эта роса помогала от «сглаза и от семи недугов». Многие даже катались по росной траве, чтобы улучшить здоровье.
Завершался праздник пастухов в Туле и ее окрестностях общей трапезой, на которой вкушали свежеприготовленную яичницу, пироги с капустой, сладкое печенье в виде фигурок зверушек, испеченное хозяйками скота. Запивали обрядовую пищу пивом, приготовленным по домашним рецептам. Это был настоящий пивной праздник для всей деревни. В некоторых деревнях в окрестностях Тулы потом еще около недели ходили в гости друг к другу.
Так проводили праздник Егория Вешнего в Тульской губернии.
В других местах отмечали этот праздник не так пышно и ярко, как в Туле, а иногда и не отмечали вовсе, потому что обходились без пастуха: скот пасли по очереди сами хозяева, обычно дети и старики. Во многих губерниях в пастухи нанимались обедневшие крестьяне или вообще нищие, безземельные переселенцы, чужаки и т.п.
В разных местах бытовали определённые приемы, которые помогали удерживать стадо, управлять им. В Новгородской губернии пастух собирал с каждого двора горсть муки и шерсть животных; из этой смеси делали пирог и скармливали скотине, чтобы она никуда не расходилась. В Ярославской губернии пастух смазывал конец посоха медвежьим жиром и обходил стадо с этим посохом; животные боялись этого запаха и не разбредались. В Костромской губернии пастухи посыпали солью некоторые места пастбищ, чтобы привлечь скот. Во Владимирской губернии пастухи очень звонко играли на рожках, трубах, барабанах, зазывая скот. Все эти действия совершали и в первый выпас скота, и в последующие.
В Архангельской губернии в первый день выгона скота дети обходили деревню с коровьими колокольчиками. Позвякивая ими, ребята заходили в каждый дом, за что хозяева выносили им угощения.
В Смоленской губернии в поле выходили сами хозяева скота, на выгоне все вместе жарили яичницу, затем с песнями три раза обходили скотину. Закончив обход, они стелили на земле скатерть, пировали и распевали весенние «ягорьские» песни, обращаясь в них к самому Егорию и пастухам:
«Дарую тебе хлеб, соль
и злато, серебро,
храни мою животинушку
во поле, во зелёном дубровье,
сохрани её от змея ползучего,
от медведя могучего,
от волка бегучего.
Поставь до самой небы изгородочку,
Чтобы было не перелезти,
не перешагнути через неё…»
Праздник Егория Вешнего входил в единый круг праздников народного календаря, начиная череду весенне-летних праздников. За ним следовал Никола Тёплый, или Никола Вешний (22 мая), затем отмечали праздники, которые заканчивали весну и начинали лето – Вознесение и Троицу.
Литература и источники:
1. Круглый год : Рус. земледел. календарь / [Сост., вступ. ст. и примеч. в тексте А.Ф. Некрыловой]. М. : Правда, 1991. 493 с.
2. Времена года : Православ. нар. календарь : Кн. для чтения на каждый день / [Сост. и подгот. текста В. Соколовского]. Пермь : Урал-пресс, 1996. 287 с.
3. Материалы этнографических экспедиций ГУК ТО Объединение «ТОИАЛМ».
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне -
Камешек дресвяный,
Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, - по яичку.
Ходили от дома к дому с пастушьей сумкой, дудочкой, бубном, будили всех шумом и песней. Маленьких окликальщиков Егория всегда одаривали, веря, что это поможет сохранить скот в целости и сохранности.
По старинным поверьям, на день Егория Вешнего было принято собирать росу. Жители Тульской губернии верили, что роса, собранная ранним утром в этот праздник, является целебной. В народе недаром говорили: « Гони животину на егорьеву росу».
В Туле было принято смачивать «егорьевской росой» новое холщевое полотенце и вытирать им домашних животных. «Егорьевская роса» считалась целебной не только для животных, но и для людей. Верили, что эта роса помогала от «сглаза и от семи недугов». Многие даже катались по росной траве, чтобы улучшить здоровье.
Завершался праздник пастухов в Туле и ее окрестностях общей трапезой, на которой вкушали свежеприготовленную яичницу, пироги с капустой, сладкое печенье в виде фигурок зверушек, испеченное хозяйками скота. Запивали обрядовую пищу пивом, приготовленным по домашним рецептам. Это был настоящий пивной праздник для всей деревни. В некоторых деревнях в окрестностях Тулы потом еще около недели ходили в гости друг к другу.
Так проводили праздник Егория Вешнего в Тульской губернии.
В других местах отмечали этот праздник не так пышно и ярко, как в Туле, а иногда и не отмечали вовсе, потому что обходились без пастуха: скот пасли по очереди сами хозяева, обычно дети и старики. Во многих губерниях в пастухи нанимались обедневшие крестьяне или вообще нищие, безземельные переселенцы, чужаки и т.п.
В разных местах бытовали определённые приемы, которые помогали удерживать стадо, управлять им. В Новгородской губернии пастух собирал с каждого двора горсть муки и шерсть животных; из этой смеси делали пирог и скармливали скотине, чтобы она никуда не расходилась. В Ярославской губернии пастух смазывал конец посоха медвежьим жиром и обходил стадо с этим посохом; животные боялись этого запаха и не разбредались. В Костромской губернии пастухи посыпали солью некоторые места пастбищ, чтобы привлечь скот. Во Владимирской губернии пастухи очень звонко играли на рожках, трубах, барабанах, зазывая скот. Все эти действия совершали и в первый выпас скота, и в последующие.
В Архангельской губернии в первый день выгона скота дети обходили деревню с коровьими колокольчиками. Позвякивая ими, ребята заходили в каждый дом, за что хозяева выносили им угощения.
В Смоленской губернии в поле выходили сами хозяева скота, на выгоне все вместе жарили яичницу, затем с песнями три раза обходили скотину. Закончив обход, они стелили на земле скатерть, пировали и распевали весенние «ягорьские» песни, обращаясь в них к самому Егорию и пастухам:
«Дарую тебе хлеб, соль
и злато, серебро,
храни мою животинушку
во поле, во зелёном дубровье,
сохрани её от змея ползучего,
от медведя могучего,
от волка бегучего.
Поставь до самой небы изгородочку,
Чтобы было не перелезти,
не перешагнути через неё…»
Праздник Егория Вешнего входил в единый круг праздников народного календаря, начиная череду весенне-летних праздников. За ним следовал Никола Тёплый, или Никола Вешний (22 мая), затем отмечали праздники, которые заканчивали весну и начинали лето – Вознесение и Троицу.
Литература и источники:
1. Круглый год : Рус. земледел. календарь / [Сост., вступ. ст. и примеч. в тексте А.Ф. Некрыловой]. М. : Правда, 1991. 493 с.
2. Времена года : Православ. нар. календарь : Кн. для чтения на каждый день / [Сост. и подгот. текста В. Соколовского]. Пермь : Урал-пресс, 1996. 287 с.
3. Материалы этнографических экспедиций ГУК ТО Объединение «ТОИАЛМ».
Библиографическая ссылка:
Агаева И. Праздник Егория Вешнего в Туле и окрестностях / И. Агаева // Тульский краеведческий альманах. - 2011. - Вып.8. - С. 20-22.
http://elibrary.ru
http://elibrary.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий