Дороги как одна из главных проблем России и отклики тульских чиновников на проект Аракчеева


Проблема дорог, как известно, издавна представляла одну из двух основных российских проблем. Одна из ранних попыток ее организованного решения сверху связана с именем известного государственного и военного деятеля Алексея Андреевича Аракчеева (1769-1834), приближенного Александра I, сделавшего блестящую карьеру. В 1808 году он был назначен военным министром и сенатором, а в 1810 году стал членом Государственного совета. Во время войны 1812 года Аракчеев ведал комплектованием войск, пополнением артиллерийских парков и организацией ополчений. С 1815 года он фактически руководил Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией. Аракчеев многого достиг благодаря умению жестко регламентировать различные аспекты деятельности, что проявлялось в разных сферах жизни с неоднозначными результатами, доходя иногда до абсурда, чему свидетельством служат, например, приказания русским бабам рожать предпочтительно мальчиков.
По-разному можно оценивать историческую значимость личности А.А. Аракчеева. Его несомненной заслугой стали военные реформы 1808-1810 гг., в частности, новая организация артиллерии, позволившая существенно улучшить положение перед Отечественной войной 1812 г. Не менее известна его новация по организации «военных поселений», насаждение которых с 1819 г. вызывало протесты общественности и крестьянские выступления. Но были и другие вопросы, упоминаемые не столь часто, но, тем не менее, весьма важные для жизни страны. Так, одним из серьезных достижений того времени можно назвать разработку строительных норм и правил. В изданном в начале 1825 г. «Положении о количестве материалов, какое назначать должно при составлении сметы на постройку домов»[1] были настолько подробно расписаны технология строительства и требования к материалам (вес, размер, количество на площадь и т.п.), что его вполне можно рассматривать как некоторый аналог строительных норм и правил советского периода, появившихся более века спустя.
Когда работа над правилами строительства домов приблизилась к завершению, на очереди оказался проект «Правил для усовершенствования и поддержания благоустройства дорог». Он был подготовлен к середине 1824 г. Новые правила предполагали четкую регламентацию проведения работ, точно устанавливали их время, число рабочих, технологии ремонта. Проект был разослан в губернии, в т.ч. и в Тульскую, для сбора предложений и дополнений. Уездные предводители дворянства, исправники, городничие и полицмейстеры внесли ряд замечаний и предложений. Это интересное дело велось в 1824-25 гг., было сдано в архив в 1832 г., и сохранилось до настоящего времени в ГАУ ТО «Государственный архив»[2].

Наибольшие споры вызвал пункт № 1 «Правил…», в котором определялось время проведения тех или иных работ. Ведь оно было расписано буквально по дням! Работы предполагалось организовывать в зависимости от сезона. Весенние работы проводились с 1 по 5 мая и включали посадку новых деревьев и приведение в порядок посаженных ранее. Летние работы продолжительностью с 1 по 10 июня предполагали ремонт дорог. Осенний период (15 сентября – 1 октября) был посвящен валовым работам, т.е. выравниванию холмов, строительству водопроводных каналов и т.п.[3]. Были предусмотрены даже зимние работы. Февраль и март полностью отводились для починки мостов, которая должна была быть завершена точно к 25 марта.

С этим пунктом правил выразили свое несогласие практически все опрошенные чиновники Тульской губернии, аргументируя его несколькими причинами. На первую указал Тульский уездный предводитель дворянства. Он отметил, что сами дорожные работы бывают нужны и в другое время, и количество работников может меняться в зависимости от повреждения дорог.

Дорожную повинность исполняли в основном крестьяне, поэтому в качестве другой причины была названа их занятость в указанные дни полевыми работами, которые даже в пределах одной губернии в разных уездах производятся в разное время. Так, например, Крапивенский предводитель дворянства отметил, что в период с 1 по 5 мая поселяне занимаются посевом овса, с 1 по 10 июня – посевом гречи[4], Ефремовский – что с 1 мая происходит посадка ярового хлеба[5], Епифанский – что в апреле-мае производится посадка овса[6].

Огромное значение имели и погодные колебания. Например, Новосильский предводитель дворянства отметил, что в случае ранней весны «древа все до 1 мая еще в апреле месяце придут в сок и развернутся, а особенно ракитник, из коего заводятся по Новосильскому уезду по малому количеству леса аллеи»[7], а пересадка цветущих деревьев приведет к их верной гибели.

Возражения вызвало и предложение начинать починку мостов в феврале. Тульский губернатор отметил, что климат губернии не позволит это сделать, поскольку в этот период выпадает много снега и часто бывает сильный мороз. В таких условиях какие-либо работы сами по себе затруднительные, потребуют еще дополнительных усилий, например, по очистке снега, да и проезжающим людям они создадут особенные неудобства. Поэтому предлагалось проводить ремонтные работы не ранее марта[8].

Тульские чиновники высказали ряд своих предложений для решения проблемы. Веневский городничий предложил опросить каждого землевладельца о том, когда будет удобно прислать людей на работу, и потом в каждом селении на столбах прибить дощечки с обозначением времени отправки людей на работы[9]. Тульский полицмейстер предложил существенно увеличить сроки проведения работ: для посадки деревьев – с 1 мая по 1 июня, для ремонта дорог – весь июнь, а если потребуется, то и следующий месяц, для валовых работы – с 1 сентября и до тех пор, пока позволит погода[10]. Однако в итоге четкий регламент времени работ все же был принят, но несколько изменены даты: посадка деревьев - с 20 по 25 апреля, ремонт дорог - с 15 по 25 мая[11]. Предложенное распределение работ по временам года было принято без возражений.

Помимо единого времени для благоустроительных работ, предполагалось унифицировать и технологии их проведения. В частности, использовать песок для выравнивания дорог. Для прогона скота и проезда повозок с тяжелыми грузами планировалось параллельно с основными дорогам устроить сеть дорог боковых. Это также вызывало неоднозначную реакцию. В некоторых уездах просто неоткуда было взять такое количество песка. Как отметил каширский предводитель дворянства, усыпать песком 26 сажен является «делом не только трудным, но даже и невозможным, поелику многие участки состоят от места добывания песка верстах в семи, а некоторые и далее»[12]. В черноземном Епифанском уезде песок можно было добыть только «на дне некоторых малых речек»[13]. В итоге губернатором было заявлено, что грунт земли и без песка может быть тверд, если не снимать с поверхности дерна, и тогда корни «доставляют твердость, гораздо надежней всякого песку»[14]. От устройства боковых дорог для прогона скота также было решено отказаться ввиду неразумности отрезать куски от полевых наделов[15] при имеющейся нехватке земли.

За неисполнение «Правил…» предлагалось ввести систему штрафов. Например, если помещик допустит нарушения на своей земле, то в первый раз он подвергается штрафу в размере 25 рублей, во второй раз – вдвое большему и т.д.[16] Если нарушение произошло по вине непослушания крестьян, то в селении допускалось «ввести военную экзекуцию»[17]. В казенных поселениях старосты подвергались штрафу от рубля и далее. Все штрафы должны были в конечном итоге поступать в приказ общественного призрения и использоваться на благотворительные цели[18]. Многие опрошенные чиновники полностью поддержали это предложение и даже предлагали ужесточить наказания. Другие, напротив, выступали за их смягчение. Так, епифанский предводитель дворянства отметил, что если ввести систему штрафов именно за невыполнение работ в установленные дни, то капитан-исправник просто не сможет объехать за эти дни все места проведения работ, в результате «сколько злоупотреблений возникнуть может, сколько жалоб от владельцев»[19]. Своеобразный способ для поддержания мотивации среди граждан предложил одоевский предводитель дворянства: «внушение идей о необходимости содержания в порядке дорожных сооружений и насаждений возможно посредством приходских священников, ибо о важности сохранения всего, кроме их, никто им внушить не может»[20]. В целом пункты правил о санкциях были приняты.

Весной 1825 г. замечания от Тульской губернии были направлены в Санкт-Петербург. Однако в том году проект правил о благоустройстве дорог не был принят. Можно предположить, что одной из причин этого явилась чрезмерная регламентация обязанностей. Ведь если даже в одной губернии условия настолько не похожи, что же говорить о различиях на территории всей империи! Чтобы обработать часто противоречивые ответы, полученные из всех губерний, требовалось время. Но уже в декабре 1825 император Александр I скончался, а вместе с его эпохой завершилась и эпоха Аракчеева. Однако спустя семь лет, в 1833 г., были составлены новые «Основные правила об устройстве и содержании дорог в государстве»[21]. Жесткие требования, характерные для проекта правил 1824 г., в них отсутствовали, решение многих практических вопросов возлагалось на местные власти. Однако попытка А.А. Аракчеева четко организовать дорожное благоустройство, безусловно, заслуживает внимания. Изучение архивных документов позволяет лучше понять прошлое и добавляет новые штрихи к портретам его известных деятелей.

[1] ПСЗ РИ. Собр. 1-е. Т. 40, п. 30194.
[2] ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 3. Д. 2837. Л. 1.
[3] Там же. Л. 4.
[4] Там же. Л. 29.
[5] Там же. Л. 42.
[6] Там же. Л. 94.
[7] Там же. Л. 38.
[8] Там же. Л. 113.
[9] Там же. Л. 79-об.
[10] Там же. Л. 57.
[11] Там же. Л. 112.
[12] Там же. Л. 51-об.
[13] Там же. Л. 95.
[14] Там же. Л. 113.
[15] Там же. Л. 113-об.
[16] Там же. Л. 7-об.
[17] Там же. Л. 8.
[18] Там же. Л. 8-об.
[19] Там же. Л. 96.
[20] Там же. Л. 31.
[21] ПЗС РИ. Собр. 2-е. Т. 8, п. 6076.

Библиографическая ссылка:
Никитина Н.  Дороги как одна из главных проблем России и отклики тульских чиновников на проект Аракчеева / Н. Никитина // Тульский краеведческий альманах. - 2011. - Вып. 8. - С. 23-25.

http://elibrary.ru

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100