Каждый археолог ищет свою Трою.
Не обязательно в экзотических странах, за тридевять земель. Каждый памятник
археологии, в который он «влюблен», для него прекрасен и полон загадок. Исключением
не стала и современная Тула. В ее раскопках маловато романтики - никаких тебе
палаток, ночных костров, песен под гитару. Часто работы проводятся в холодное
время года, под ногами хлюпает грязь, идет дождь, а нередко и снег. Или наоборот
- жара, духота, пыль, грохот строительной техники. Иногда разговоры на
повышенных тонах со строителями или хозяевами будущего здания - у них «горят»
сроки, а тут еще какие-то археологи под ногами мешаются.
Все это оттого, что все наши раскопки
в Туле - спасательные, то есть всегда срочные и последние в истории очередного
кусочка культурного слоя. Не раскопаем мы - эту часть тульской истории никто и
никогда не узнает. На сегодняшний день, поскольку наша городская археология
очень молода и все стройки до 90-х годов проходили без раскопок, дыр в истории
накопилось более чем достаточно. Поэтому копаем, поэтому спешим, хотя спешка в
нашем деле, мягко говоря, излишня. Из-за этого и изучение истории города идет
хаотично - мы не работаем по выбранной научной программе, а копаем там, где исчезают
следы прошлого под ударами ковшей экскаваторов.
Самым крупным и интереснейшим объектом в нашей
практике стали раскопки на площади Ленина, на участке строительства нового
здания торгового центра «Инд-Гарник». Общая площадь котлована составляла восемь
тысяч квадратных метров, площадь сохранившихся участков культурного слоя,
изученных раскопами, - около пяти тысяч. Работы нами велись с февраля по октябрь
2008 года. В них участвовали практически все сотрудники отдела археологических
исследований музея-заповедника «Куликово поле», десятки волонтеров и
рабочих-землекопов. Раскопки шли практически без выходных, исключением были
дни, когда работать не давала ненастная погода.
Усилия были вознаграждены
интереснейшими находками и открытиями. До сих пор обработка данных не
закончена, и только первые из них были представлены на выставках в МВЦ
«Тульские древности». Цель этой статьи - дать предварительный краткий обзор
результатов работ на площади Ленина «из первых рук».
Итак, начнем с того, что же
ожидали найти археологи в этом раскопе. Во-первых, это, безусловно, постройки и
находки, относящиеся к существовавшему на этом месте с XVII в. Успенскому
женскому монастырю. Во-вторых, это жилые дома горожан, живших в непосредственной
от него близости. В-третьих, была надежда найти следы домов первых поселенцев
современной Тулы, построившихся в далеком XVI в. рядом с новой крепостью -
кремлем. Последнее самое интересное, потому что о том, какой же была Тула начала
XVI в., не сохранилось почти никаких письменных источников - летописи скупы на
подробности. А в это время здесь происходили драматические события, например
осада Девлет-Гирея, от которой должны были остаться следы пожаров и находки
оружия.
Самыми ранними поселенцами на
площади Ленина были тульские гончары. Это открытие. О том, что они поселились в
XVI в. именно здесь, а не на месте будущей Гончарной слободы в Заречье, не знал
раньше никто. Судя по всему, именно они и делали кирпичи для строительства стен
кремля. От них остались следы жилых домов и гончарные горны - печки, в которых
гончары обжигали горшки и другую глиняную посуду. Всего мы раскопали три горна,
отстоящих друг от друга на расстояние 12-15 метров . Линия горнов
«уходит» в сторону здания областной администрации параллельно стене кремля.
Один из них имел настолько хорошую сохранность, что было принято решение о его
«вырезке» вместе с частью грунта. Его окружили коробом, под него подвели
поддон, вся конструкция была вынута из котлована и передана для дальнейшего
экспонирования (естественно, после реставрации) в Тульский кремль.
Предварительно и очень осторожно
можно сказать о том, что этот участок города погиб в пожаре около середины XVI
в., что может быть связано с осадой Тульского кремля Девлет-Гиреем. В этом слое
обнаружено несколько наконечников стрел, а также уникальная находка -
крест-мощевик с изображениями «воинских» святых - архангелов Михаила и
Гавриила, мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, великомученика Федора
Стратилата, что говорит о его принадлежности воину из далеко не рядовой среды.
Крест сохранился полностью, в его ушке даже остался обрывок веревочки. Судя по
его состоянию, эта реликвия долгое время передавалась из рук в руки. Энколпионы
подобной формы бытовали с XIV по XVI вв., так что он был свидетелем многих
сражений, а возможно, и Куликовской битвы (энколпион - полый крест, состоящий
из двух створок, в котором хранились, например, мощи святых).
В XVII в. появляются первые
монастырские здания - деревянные срубы келий и служб монастыря. Исторические
данные о существовании монастыря были собраны тульским краеведом Н.И. Троицким
и кратко включаются в следующем (Троицкий, 2002. С.167-244). С началом его
существования связана жалованная грамота Алексея Михайловича 1657 года о
выделении территории на пустыре в городе Туле для создания Успенского женского
монастыря. Первоначальная площадь монастыря, вероятнее всего, была небольшой и
территориально тяготела к Тульскому кремлю, а не к новому (возведенному в 30-х
годах XVII в.) острогу и земляному городу. Дальнейшее увеличение площади
монастыря в южном направлении происходит за счет присоединения порожней
территории.
С раскопанными монастырскими
постройками связаны находки нательных крестиков, образков, а также
многочисленных бытовых предметов - жерновов, горшков, ножей, кувшинов и многого
другого. Самыми интересными находками были остатки разрушенных красивых
изразцовых печей.
Знакомство с коллекцией из раскопок
на площади Ленина показало, что она насчитывает порядка 400 фрагментов изразцов
XVII-XIX вв., принадлежавших нескольким печам, и является на сегодняшний день
самой представительной для Тулы.
Изразцовые печи были достаточно
дорогим «удовольствием», и их наличие подтверждает высокий статус монастыря.
Самые древние изразцы относятся к первой половине XVII в. Ближайшие аналогии
можно найти среди московских изделий того же времени. Они полностью повторяют
форму и даже орнамент московских «красных» (или «терракотовых») изразцов
(Розенфельдт, 1968).
В раскопе была найдена самая
многочисленная в настоящий момент в Туле коллекция рельефных изразцов с зеленой
поливой второй половины XVII в. Это изразцы так называемого «коврового
орнамента». Полностью рисунок составлялся из четырех изразцов, в центре имел
восьмиугольную рамку с рубчиками, внутри и снаружи которой располагался сильно
упрощенный растительный орнамент. Изразцы с таким орнаментом вошли в моду в
середине XVII в. Стилистически они повторяют западную «кафлю», традиция их
изготовления пришла в Московию вместе с белорусскими мастерами (Воронов, 1962).
В целом, все найденные изразцы
можно отнести к московскому производству, если не одно «но». Все известные на
сегодняшний день подобного типа изразцы изготовлены из глины, дающей при обжиге
красный цвет, а цвет тульских изразцов - белый. Качество тульских изразцов ниже
столичных; невысокий рельеф, невыразительный, а местами грубоватый орнамент
говорят о провинциальном производстве. В столице такие изделия считались бы
браком. Скорее всего, это продукция тульских горшечников. Письменных данных о
существовании изразцового производства в Туле у нас нет. Надеемся, что
последующие раскопки и исследования помогут пролить свет на этот вопрос.
К сожалению, в рамках данной
статьи невозможно описать всего многообразия изразцовой коллекции, но мы
обещаем это сделать в будущем.
Рядом с монастырскими постройками
находились дома горожан, стоявшие вдоль переулка, который позднее получил
название Монастырского. Хорошо сохранившиеся подвалы домов имели деревянные
полы и дощатую обшивку стен, укрепленную вбитыми кольями. На дне - обязательный
приямок для вычерпывания грунтовых вод. В одном из подвалов был найден большой
медный кран для бочек, похожий по устройству на краники самоваров.
В XVIII в. на территории
монастыря началось каменное строительство - строится кирпичный храм и
капитальная стена вокруг обители. Фундамент этой стены хорошо сохранился и был
прослежен поперек всего котлована. Для строительства была нужна известь, ведь
именно с помощью известкового раствора скреплялись кирпичи. Для выжигания
извести рядом с монастырем была построена специальная печь, которую мы нашли в
ходе раскопок. Неподалеку располагались небольшие срубы и круглая яма,
выложенная кирпичом, в которых известь гасилась и замешивался раствор.
Самые поздние находки в этом
раскопе связаны с остатками построенных в XIX в. каменных корпусов келий,
снесенных в ХХ в. В их подвалах сохранились даже бочки для солений и сечка для
капусты.
Множество находок грошовых
глиняных свистулек и статуэток иллюстрируют историю существовавшего на
территории монастыря сиротского приюта. Ни в одном еще раскопе в Туле не
встречалось такого количества разнообразных «портретов» тульских обитателей.
Тут и барышня с калачами, и всадник, и модница в парадном уборе, а с ними
лошадки, птички, собачки. Словом, настоящий портрет эпохи, сделанный из глины и
расписанный красками.
В рамках небольшой статьи
невозможно рассказать обо всех находках и открытиях - о них расскажут наши будущие
выставки, статьи и книги. И главное, помните: наш «огромный» раскоп на площади
Ленина - лишь крохотный кусочек истории Тулы. Тульская Троя откроется во всем
великолепии через десятилетия исследований, и, возможно, только при наших детях
и внуках. Но для этого ее нужно изучать, а не разрушать.
Литература
1. Воронов, Н.В. Изразцы / Н.В.
Воронов // Русское декоративное искусство : в 3 т. - М., 1962. - Т. 1: От
древнейшего периода до XVIII века. - С. 265-290.
2. Воронцова, М. «Кафля
узорчатая, лучшей самой работы» : (к характеристике тульских изразцов из
коллекции музея-заповедника «Куликово поле») / М. Воронцова // Тульский
краеведческий альманах. - Тула, 2008. - Вып. 6. - С. 19-24.
3. Розенфельдт, Р.А. Московское
керамическое производство XII-XVIII вв. / Р.А. Розенфельдт; Ин-т археологии АН
СССР. - М.: Наука, 1968. - 124 с. - (Археология СССР. Свод археол. источников.
[Вып.] Е 1-39).
4. Салтыков, А.Б. Изразцы / А.Б.
Салтыков // Русское декоративное искусство : в 3 т. - М., 1963. - Т.2 : Восемнадцатый
век. - С. 503-524.
5. Троицкий, Н.И. Тульский
Успенский женский монастырь // Троицкий, Н.И. Тульские древности / Н.И.
Троицкий. - Тула, 2002. - С. 167-244.
Библиографическая ссылка:
Воронцов А, Воронцова М. Новые данные о тульской Трое (раскопки на площади Ленина в Туле) / А. Воронцов, М. Воронцова // Тульский краеведческий альманах. - 2010. - Вып. №7. - С. 8-11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий