Военные кладбища на территории Всехсвятского кладбища в г. Туле в XIX – XX вв. По документам ГАУ ТО «Государственный архив»



В Туле сохранилось старое посадское православное Всехсвятское кладбище, учрежденное в конце XVIII века вне города по указам правительства Екатерины Великой1.
Территория кладбища делилась по приходам вплоть до середины XIX в. В документах ГАУ ТО «Государственный архив» в фонде «Тульская духовная консистория» в деле о благоустройстве кладбища в начале ХХ в. имеются сведения, что в 1865 г. тульский архитектор А.Г. Бочарников работал над планом  Всехсвятского кладбища с делением территории по приходам2. План пока не найден. Данные архивных документов подтверждаются исследованиями местности Всехсвятского кладбища, где встречаются бессистемные захоронения военных. Например: Дементьев Николай Павлович, 1849-1895, капитан 66-го пехотного Бутырского полка, 8-й планшет; дьяков Николай Константинович, 1854-1888, артиллерии капитан, 9-й планшет.
Идея об отведении отдельного участка для захоронений военных воплощена в плане, вычерченном в 1866 г. Участок для военных чинов отведен к юго-востоку, неподалеку от церкви. План не был нанесен на местность и реализован по причине плохой погоды: выпал очень сильный снег, и землемер не мог работать на местности3.
Вопрос об отводе участка под военное кладбище вновь возник в мае 1889 года. Тульское губернское правление совместно с духовной консисторией обсуждали место для погребений военных. С духовной стороны высказал мнение священник Всехсвятской церкви Василий Аболенский: «Издавна и доселе все почти умершие военные хоронились и хоронятся на этом кладбище. При отводе особого для них, хотя бы и на том же кладбище места, разница будет только та, что они будут хорониться не вразброд, по всему пространству нашего кладбища, а в одном определенном месте, что конечно, лучше, так как даст возможность родным умерших военных легко и скоро находить могилы дорогих им покойников».4 В начале июля 1889 года в Тульской духовной консистории слушали дело о выделении из Всехсвятского кладбища участка земли в количестве 1 десятины 1144 квадратных сажени под военное кладбище. «Член Управы Чистиков, городовой архитектор и депутат от военного ведомства, при участии протоиерея Всехсвятской церкви Покровского 29 апреля сего года производили осмотр Всехсвятского кладбища и по осмотру нашли удобным выделить из Всехсвятского кладбища для погребения военных чинов участок, обращенный к Рогожинскому шоссе на пространстве 1-й десятины 1144 кв. саж., который участок снят архитектором на план»5.
 Во второй половине 1889 г. из территории Всехсвятского кладбища с юго-восточной стороны отведен участок для погребений воинских чинов размером 1 десятина 1144 кв. сажени и впоследствии именуемый «военное кладбище».
После Первой мировой войны вновь возник вопрос о кладбищах для военных чинов. Инициатором была Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова Великого князя Сергея Александровича.
В сентябре 1914 г. состоялось соединенное совещание членов городской управы и комиссии гласных городской думы по мероприятиям, вызванным войной 1914 г. Собравшимся была оглашена телеграмма Е. И. Высочества Елизаветы Федоровны на имя и.д. городского головы Москвы: «Не признаете ли возможным отвести на окраине Москвы участок земли под кладбище для умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны: их родственникам и нам всем утешительно будет знать точное место упокоения падших при защите нашей дорогой родины героев и иметь возможность там помолиться. Елисавета»6.
Инициатива Великой княгини Елизаветы Федоровны была поддержана общественностью. В числе первых был Александровский комитет помощи раненым7.
 Задолго до Первой мировой войны всероссийская благотворительная организация - Александровский комитет помощи раненым - вырабатывал мероприятия к ознаменованию своего столетнего юбилея. С Высочайшего соизволения была учреждена особая междуведомственная комиссия под председательством военного министра для обсуждения и проведения в жизнь намеченных комитетом мероприятий. Комиссия выработала два вида мероприятий: материальные и моральные. Первые имели целью улучшить материальное положение некоторых категорий лиц. Другие должны были быть направлены к оказанию раненым должного внимания и почета как воинам, пролившим кровь на поле брани. К числу мероприятий морального свойства относилось почитание памяти убитых воинов. Комитет предложил во всех приходских церквах сооружать доски с начертанием имен павших воинов, на родине погибших ставить памятники - в виде часовен, крестов, каменных столбов, плит - мемориального значения. Убитых в боях по традиции погребали в братских могилах на местах сражений. По мнению комитета, на таких могилах следовало сооружать памятники заботами частей войск и правительства.8
Предложения Е. И. Высочества соотносились с мероприятиями, намеченными Александровским комитетом помощи раненым. Проблема была актуальна как в моральном плане, так и в практическом. Во многие города Российской империи с театра войны прибывали Т раненые и больные воины и размещались в местных госпиталях, лазаретах и больницах.
В заботах о почитании памяти жертв войны 1914 г. Александровский комитет о раненых «...поверил на Высочайшее благовоззрение пожелания свои о том, чтобы умирающие воины были хоронены в каждом городе лишь на определенном кладбище и в одном месте». Впоследствии такие места предполагалось обсадить деревьями, обнести решеткой и основать особые Братские кладбища. Такие Братские кладбища должны напоминать будущим поколениям о жертвах войны.
Александровский комитет о раненых выразил пожелания о том, чтобы земские, городские, общественные учреждения оказали содействие в устройстве братских кладбищ для жертв войны и в сооружении в церквах досок и различных памятников на местах погребения убитых воинов.
В журнале заседаний Тульской городской управы от 29 октября 1914 г. имеется запись, что 26 сентября члены управы обсуждали вопрос об увековечении памяти жертв войны и содействии в устройстве братских кладбищ для жертв войны и в сооружении в церквах досок и различных памятников на родине убитых воинов. Специально созданная комиссия по отведению Братского кладбища признала желательным отвести для братского кладбища место на военном кладбище.9
Альтернативным было мнение думской комиссии общественных польз и нужд. Комиссия признала желательным устроить Братское кладбище на месте, отведенном в распоряжение Военного ведомства под военный собор, прилегающий к Киевской улице. Предполагалось на этом участке поставить памятник.
Городская управа обсуждала вопрос с начальником гарнизона г. Тулы, с председателем Комитета по постройке военного храма в Туле. Предложение комиссии общественных польз и нужд было отклонено в силу ряда причин.
Для Братского кладбища выделили участок земли на существующем военном кладбище мерою 576 кв. сажен.
Тема военного кладбища возникает в советский период в 1923 г.
Для большевиков, погибших в период становления советской власти, в центре города на главной улице - бывшей Киевской, переименованной в улицу Коммунаров, потом в проспект имени Ленина, - учредили кладбище Коммунаров. Рядом с кладбищем Коммунаров находится здание бывшего дворянского пансион-приюта, в котором в советский период располагался Тульский обком партии. Кладбище Коммунаров и здание обкома были идеологической доминантой города. У кладбища Коммунаров установили трибуну. Сохранился документ от 28.09.1924 г. на имя заведующего Центральной библиотекой имени Ленина с разрешением перенести трибуну от кладбища Коммунаров к зданию библиотеки для проведения торжественного мероприятия, но при условии: по истечении дня вернуть трибуну обратно10.
В 1923 г. губернский коммунальный отдел наметил построить оранжерею («...для удовлетворения своих потребностей в летний период...»). Места для постройки наметили следующие: «...на кладбище «Коммунаров», на Почтовой улице, быв. Цветоводства Разнатовского, и на быв. Военном кладбище взаду дома заключения» (так в документе). Аргументы: «...На быв. Военном кладбище место для оранжереи и парников отвечает своим требованиям, а равно и имеется жилое помещение требующее незначительного мелкого ремонта, кроме того на быв. Военном кладбище если не в этом году, то в ближайшие годы возможно будет развести питомник, так как таковой является также необходимым. Принимая во внимание, что на Военном кладбище последние 4-5 лет никто не хоронится, а также похороненные на этом кладбище являются в большинстве случаев не тульские и по словам сторожа этого кладбища родственниками не посещающие за исключением 3-4 могил быв. офицерства. Принимая все вышеизложенное, Коммунальный Отдел полагал бы указанное кладбище приспособить для этой цели в порядке постепенности в случае надобности заравнять могилы, а их нужно будет заравнять лишь в том случае, если будет разсажен питомник» (так в документе)11.
Рапорт агента Кобылина В.П. от 9 ноября 1923 г. об осмотре военного кладбища с арендатором Всехсятского кладбища Волковым: «...Означенное кладбище расположено за кирпичной стеной совершенно обособленно от Всесвятского кладбища ход на которое имеется с поля от тюрьмы и через немецкое кладбище в калитку, площадь, занимаемая кладбищем 110 саж. длины и 40 сажен ширины, на кладбище имеется деревянная сторожка 75 °/о пригодна для жилья, имеется несколько памятников на могилах, кладбище обнесено деревянной оградой-забором с частой колючей проволокой и имеется небольшое количество деревьев, в сторожке в настоящее время проживает бывший сторож военведа...»12.
Из акта осмотра военного кладбища от 23 ноября 1923 г.: «... 1) оград железных семь, 2) памятников каменных десять, 3) памятников чугунных двадцать восемь, 4) памятников цинковых девять, 5) деревянных разных пород сто пятьдесят восемь и одна деревянная сторожка 75 % пригодности для жилья»13.
В 1929 г. военные кладбища вновь представляют предмет обсуждения.
Из акта обследования сотрудником земельного отдела Горкоммунотдела от 28 мая 1929 г.: «...при обследовании выяснилось, что бывшее гарнизонное кладбище [для погребений. – Л.Д.] больше не служит, хотя участок земли продолжает еще быть кладбищем, т.е. сохранились могилы и памятники; земельный участок, занятый кладбищем, находится в ведении жилтоварищества N° 2 Большевик, которое держит на кладбище сторожа т. Игнатова, предоставив ему в бесплатное пользование имеющуюся на кладбище сторожку для жилья, а также право пользоваться травой; кладбище огорожено забором, местами разрушенным; на кладбище занимаются части Красной Армии»14.
Из переписки Горкоммунотдела следует, что на территории Всехсвятского кладбища и на военном кладбище в 1929 г. дислоцировались части Красной Армии. Городской коммунальный отдел - начальнику 84-й дивизии: «На бывшем гарнизонном кладбище у лагерей препятствий к производству занятий со стороны ГКО не встречается, при условии свободного доступа к могилам всех граждан и запрещения производства каких бы то ни было саперных работ»15.
От командира полка Лебедева в горкоммунотдел: «Сообщаю, что кладбище для посещения вольных граждан может быть открыто только лишь с 1 октября с.г. ввиду того, что на кладбище в настоящее время помещается артиллерийский парк, охраняемый часовыми. Сноса могил на кладбище никакого не было и не производилось. Одновременно сообщаю, что никаких препятствий со стороны граждан о недопущении их к могилам не поступало и полком были лишь приняты меры к недопущению отдельных граждан, желающих посетить кладбище с увеселительной целью (с целью распития вина)»16.
Комментарии: в 20-е годы ХХ в. кладбище было сдано в аренду, так же как и городской парк, сад А.С. Баташева. На кладбищах, в том числе и на кладбище Коммунаров, по старой традиции, пасли скот, играли ребятишки, «отдыхали» горожане.
В дни обороны Тулы от немецко-фашистских захватчиков на Всехсвятской колокольне располагался наблюдательный пункт 447-го корпусного артиллерийского полка.
Распоряжения хоронить бойцов Тульского рабочего полка и Красной Армии на территории Всехсвятского кладбища не обнаружено. Документы периода обороны города в 1941-42 гг. сохранились фрагментарно.
В настоящее время стали доступны документы Тулоблисполкома и Тулгорисполкома с грифом «С». Имеется решение Тулоблисполкома от 09.04.1943 г. с грифом «С» «Об улучшении похоронного дела в городах области». Документ утвержден во исполнение постановления СНК РСФСР от 18 марта 1943 г. в целях улучшения похоронного дела в городах: «Имеющиеся в Туле и Калуге похоронные организации работают плохо (не укомплектованы лошадьми, рабочей силой, подсобные мастерские не работают) в остальных городах похоронных организаций не имеется»17.
По решению исполкома Привокзального района г. Тулы в связи с ликвидацией кладбища в пос. Мясново произведено перезахоронение солдат и офицеров с Мясновского кладбища на Центральное (Всехсвятское)18.
В документе с грифом «С» от 19.07.1947 г. на имя председателя Тулоблисполкома тов. К. Субботина от председателя Тулгорисполкома Храмайкова значится, что на 1-е июля 1947 г. зарегистрированных могил в/с Советской Армии на Всехсвятском кладбище 2126, с числом захороненных 2750 чел., на Зареченском кладбище 450 чел. В числе указанных могил - пять могил Героев Советского Союза: Зайцева, Карпова, Шамрай, Пирожкова и Волкова. Одиннадцать братских могил с числом захороненных от 10 чел. до 30 чел. в одной могиле. Шестьдесят пять могил с числом захороненных от 2 до 4-х человек, остальные -индивидуальные могилы19.
Решением Тулгорисполкома от 14.07.1948 г. «О рассмотрении проекта благоустройства братских могил на Всехсвятском кладбище» утвержден проект благоустройства братских могил с восточной стороны Всехсвятского кладбища20.
Решением Тулоблисполкома от 06.12. 1949 г. «Об утверждении списков исторических и археологических памятников общественного и республиканского значения» историческими памятниками объявлены:
- могила коммунаров, жертв военной интервенции и гражданской войны,
- братская могила жертв революции 1905 г.,
- могила, где похоронен в 1910 г. бывший председатель боевой коллегии по руководству Московским вооруженным восстанием в 1905 г. А.Н. Кудрявцев,
- могила Героя Советского Союза С.Ф. Карпова (1912-1943),
- могила Героя Советского Союза М.С. Шамрай (1905-1942),
- могила Героя Советского Союза Д.А. Зайцева (1918-1944),
- могила командира (так в документе) Тульского рабочего полка Г.А. Агеева, погибшего при обороне г. Тулы 31.10.1941 г.,
- могила комиссара Тульского рабочего полка И.Я. Богомолова, погиб в январе 1942 г.,
- могила Героя Советского Союза В.А. Беляева (1914-1947),
- могила Е.Ф. Волкова (- 1941) (так в документе),
- памятник воинам, погибшим при обороне г. Тулы, в ЦПКиО21.
В приложении к решению Тулгорисполкома от 31.12.1955 г. «С» «О неудовлетворительном состоянии братских кладбищ, находящихся в гор. Туле» в списке воинских кладбищ на территории Всехсвятского кладбища значатся: «Южное», «Западное», «Офицерское», «Восточное»22.
В решении Тулоблисполкома от 08.09.1956 г. «О ходе работ по благоустройству и содержанию воинских кладбищ и могил погибших воинов Советской Армии» содержится предписание райисполкомам совместно с военными комиссарами принять все возможные меры, используя архивные данные и опрос местного населения к выявлению фамилий захороненных23.
По решению Тулгорисполкома от 15.04.1960 г. «О благоустройстве воинских кладбищ» останки воинов, захороненных в братской могиле, расположенной по Сталиногорскому шоссе на территории треста «Очистки», перезахоронены на «Западное» военное кладбище, что на Всехсвятском кладбище24.
В 1970 г. Тулоблисполком утвердил решение Привокзального РИК от 11 марта 1970 г. «О благоустройстве и перезахоронении останков воинов из братских могил, закрепленных за Привокзальным районом г. Тулы», разрешил установить мемориальную доску с фамилиями захороненных на кладбище «Офицерское», расположенное на Всехсвятском кладбище. Также на Всехсвятское кладбище были перезахоронены останки воинов из братских могил, расположенных в частном саду в пос. Михалково и в ЦПКиО25.
По данным Тулоблвоенкомата, на Всехсвятском кладбище на офицерском кладбище покоятся останки 250 человек, на западном кладбище солдатском по-коятся останки 592 человек, на юго-восточном солдатском две братские могилы на 1420 чел. и 2182 чел.
К 30-й годовщине Победы над немецко-фашистскими захватчиками 9 мая 1975 г. на офицерском кладбище - с восточной стороны Всехсвятского кладбища - торжественно открыт монумент памяти павших. Авторы проекта: архитектор М.П. Зайцев, скульпторы С.С. Семенов, В.А. Горяный, С.Н. Самылов, Э.И. Снетковский.

Примечания

1 ПСЗ. Собр. 1. Т 19 (1770-1774). Спб. 1830. С. 371.
2 ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 7. д. 1295. Л. 118.
3 Там же. Ф. 518. Оп. 1. Т. 5. Д. 14497. Л. 5.
4 Там же. Ф. 3. Оп. 10. Д. 1550. Л. 4-об.
5 Там же. Там же. Ф. 174. Оп. 1/12. Д. 38253. Л. 12.
6 Александровский комитет о раненых - учреждение в России для оказания помощи военнослу-жащх4м-инвалидам, а также семьям погибших или умерших от ран. Создан в 1-ю годовщину сражения у Кульма под названием «Комитет, высочайше учрежденный в 18-й день августа 1814»; с 1877- Александровский комитет о раненых. С 1909 в составе Военного министерства. Ликвидирован в 1918.
8 ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 8. д. 2466. А. 2-2-об.
9 Ттам же. Ф. 174. Оп. 1/1г. д. 38253. Л. 12.
10 Там же. Ф. Р-1398. Оп. 2. д. 1009. Л. 55.
11 Там же. Ф. Р- 1396. Оп. 1. Д. 606. Л. 10.
12 Там же. Ф. Р- 1396. Оп. 1. Д. 606. Л. 19-19-об.
13 Там же. Ф. Р 1396. Оп. 1. д. 606. Л. 23.
14 Там же. Ф. Р-1398. Оп. 2. д. 1009. Л. 40.
15 Там же. Л. 18.
16 Там же. Л. 14.
17 Там же. Ф. Р-1398. Оп. 4-а (с). д. 10. Л. 9-9-об.
18 Там же. Р- 1636. Оп. 1. д. 60. Л. 9.
19 Там же. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 81-а. Л. 6.
20 Там же. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 172. Л. 235.
21 Ф. Р-2640. Оп. 2. д. 412. Л. 60-65.
22 Там же. Ф. Р-252. Оп. 5. д. 81-а. Л. 69-71.
23 Там же. Ф. Р-2640. Оп. 6. д. 211. Л. 193-195.
24 Там же. Ф. Р-252. Оп. 7. Д. 79. Л. 376.б
25 Там же. Ф. Р-2640. Оп. 12. Д. 585. Л. 88.

Библиографическая ссылка:
Дзиговская Л. Военные кладбища на территории Всехсвятского кладбища в г. Туле в XIX – XX вв. По документам ГАУ ТО «Государственный архив» // Тульский краеведческий альманах. 2011. Вып. 8. С. 63-68.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100