«Популяризатор Тулы»


Первая встреча

Лет двадцать пять назад меня заинтересовали история и архитектура тульских церквей, но в начале восьмидесятых годов прошлого века такие увлечения не приветствовались. В немногочисленных источниках, которые удалось обнаружить в библиотеке, информации было мало. О тех храмах, что были снесены за годы советской власти, тогдашняя литература вообще умалчивала. Архив мне, студентке Тульского политехнического института, был недоступен. А потом кто-то подсказал: в фойе ДК профсоюзов раз в неделю собираются коллекционеры, и среди них - человек, у которого есть снимки старой Тулы. Так состоялось мое знакомство с Александром Ивановичем Наумовым.
Он не только показывал дореволюционные тульские виды, не только рассказывал о них много интересного - эти фоторепродукции у него можно было приобрести по символической цене, что я и делала. Постепенно у меня получился целый альбом церквей и старых тульских улиц. Рассматривая его, мои родственники и знакомые удивлялись: надо же, каким красивым был наш город в начале ХХ столетия...
В то время я не задавалась вопросом, кто он, этот человек - историк, учитель, фотограф-профессионал, филокартист... О своей жизни, о своем увлечении родным городом Александр Иванович рассказал мне значительно позже.

Строчки из биографии

Он родился в Туле 1 августа 1938 года. Его отец, Иван Дмитриевич, владел многими профессиями: работал сметчиком, геодезистом, строителем, сапожником. Мать, Лидия Кондратьевна, заведовала костюмерным цехом в ТЮЗе.
Учился Александр Наумов в 4-й школе, бывшей знаменитой гимназии И.Ф. Перова (на ее месте теперь корпус завода «Октава»). Поступил в Тульский горный институт на факультет промышленного и гражданского строительства, уехал со стройотрядом в Казахстан, на освоение целины. А вернувшись, уже не застал родного дома № 5 на улице Оборонной: при возведении здания Госбанка его снесли первым.
Трудился Александр Иванович сначала в тресте «Щекинхимстрой», затем в «Мосбассгипрошахте», а с 1968 года - на «Точмаше». Как и все сотрудники этого предприятия, выезжал «оказывать шефскую помощь селу». За участие в сельхозработах был удостоен диплома, но там же, в Тепло-Огаревском районе, получил дозу радиации после Чернобыльской аварии. С 1995 года - на пенсии по инвалидности.
Его жена Ангелина Дмитриевна работала куратором технадзора в «Облпотребсоюзе» Старший их сын Александр - дизайнер, младший Андрей - врач-уролог.

«А если посмотреть чуть-чуть внимательней вокруг...»

Техпаспорт от первого своего фотоаппарата «Любитель», купленного в 1952 году, Александр Иванович бережно хранит до сих пор. Почему решил заняться фотоделом? Просто из интереса. Соседскому мальчишке Давиду Креймеру подарили фотоаппарат. Он-то и стал первым учителем фотодела для Саши Наумова, несмотря на то, что был моложе на три года.
Вначале Александр снимал родных, соседей, свой дом и двор. Даже по ранним снимкам видно, что был у него талант фотографа.
Потом передавал свой опыт и другим: на общественных началах вел фотокружок для подростков. Некоторые из его воспитанников избрали фотодело своей профессией.
Увлечение Тулой пришло позднее, когда Наумов уже трудился на «Точмаше». По этому поводу Александр Иванович цитирует Аристотеля: «Изучение начинается с удивления». Ежедневно он ездил на работу на велосипеде, приглядывался к городу, к старинным улочкам. И появилось желание запечатлеть все самое красивое на фотопленке. После работы делал «крючки» по разным улицам, заглядывал даже в Чулково и Заречье. Теперь, после безжалостных сносов старой Тулы, оправданных и неоправданных, значительную часть этих снимков можно объединить под названием «Город, которого нет»...
Однажды личный интерес совпал с производственным заданием. «Точмаш» расширялся; под филиал предприятию передали закрытую шахту — 8-ю Глубоковскую в Суворовском районе. Возникла проблема жилья для работников филиала. Тульский горисполком разрешил разобрать и перевезти туда деревянные дома с нескольких тульских улиц, идущие под снос. Наумову поручили сделать описание (материалы, состояние и прочее) таких домов на улицах Галкина и Максимовекого. Александр Иванович считает, что ему очень повезло: выполняя задание, он запечатлел на фотографиях множество красивых домов, которые вскоре исчезли навсегда.
В 1979 году Наумов начал собирать открытки с видами дореволюционной Тулы. До сих пор он безмерно благодарен Юрию Алексеевичу Бардину, обладателю одной из самых больших коллекций таких открыток, за то, что тот разрешил безвозмездно переснять часть своего собрания: «Это честнейший, добрейший, бескорыстнейший тульский коллекционер!» Общался, обменивался снимками с другими коллекционерами - Н.И. Глаголевым, М.Г. Соколовым, И.И. Минаевым.

История Тулы по «системе Наумова»

Сегодня в собрании Александра Ивановича около 50 тысяч (учитывая дубли) открыток, снимков, фоторепродукций с видами нашего города разных лет, начиная от «Фото Полицейского управления» — комплекта самых ранних тульских снимков, третьей четверти XIX века, до фотографий наших дней. Естественно, такая значительная коллекция требовала систематизации.
Наумов условно разделил Тулу на восемь частей в плане и на две части — ее историю во времени: до и после Октябрьской революции. По этим шестнадцати «отсекам» и распределены снимки.
Есть и другая система — тематические подборки. Всего получилось пятьдесят тем. В их числе — «Церкви Тулы», «Успенский монастырь», «Фамильные магазины» (Филипповский, Мироновский, Волковский, Николаевский, Сомовский, Грача и т.д.), «Мосты», «Тульский дворик», «Ворота», «Транспорт» (здесь и авто, и конка, и велосипеды), «Учебные заведения», «Центр города 1950-х годов», «Тула в календарях».
«Пропавшая топонимика» напоминает об объектах, носивших когда-то особые, известные всем тулякам, но ныне забытые названия. Например, «стрелка» — острый угол на пересечении улиц Демонстрации и Каминского. «Вертячие полки» — одноэтажный хлебный магазинчик, располагавшийся рядом с краеведческим музеем; на его месте сейчас пятиэтажный жилой дом, в котором до недавнего времени тоже был хлебный магазин, называвшийся тульскими старожилами «Вертячим».
Название темы «Осталось только на фотографиях» говорит само за себя. Это — утраченное навсегда. Самая любимая тема — «Квартал детства». Это фотографии квартала, ограниченного улицами Оборонной, Советской, Староникитской, Войкова. Тема любимая, но и печальная. »Мне, — говорит Александр Иванович, — было нанесено три удара. Первый — снос родного дома № 5 по улице Оборонной. Второй — завод «Октава» снес мою родную школу № 4, бывшую знаменитую гимназию Перова. Третий — снос дома моей супруги Ангелины Дмитриевны на Каминского, 68, в котором проходила наша свадьба».
Тема «Было — стало» — снимки одного и того же места, сделанные примерно в одинаковых ракурсах и с одной и той же точки, но в разное время. У Александра Ивановича имеются подобные подборки фотографий более ста уголков нашего города.
Есть две совсем оригинальные темы. «Неопознанное» Наумов показывает многим из своих гостей: может быть, кто-то из них узнает уголки Тулы, запечатленные неизвестно кем, неизвестно когда и неизвестно в каком месте... «Ошибки» — зеркальные снимки, описки в подписях и т.п. Эту тему Александр Иванович считает очень важной: «Ибо накопление неправильных знаний — опаснее незнания».
В собрании Наумова — не только фотографии. Название его 50-й темы — «Переход материи сквозь время». Это вещи — предметы техники, быта и многое другое.
«Вот смотрите, — показывает Александр Иванович, — это веломотоключ DUX, выпущенный до 1917 года, на четыре размера, струбцина Т-образная, папенька называл ее «французский ключ». В жизни больше подобной не встречал. А ведь DUХ с Тулой связан! На открытке с. изображением «дома-утюга» (угол ул. Калужской и Петровской, ныне Демонстрации и Ф. Энгельса, дом не сохранился) прочитал вывеску на этом доме: «Склад велосипедов DUX». Господь послал и материальное подтверждение этому: когда здание сносили, во дворе я нашел ведущую велошестеренку с шатуном. В ее внутренний узор вплетены буквы ВSА, это была знаменитая фирма, как сейчас ВМW». Это только одна история, а у Наумова что ни вещь - то рассказ...
Александр Иванович собрал внушительную коллекцию инструментов - столярных, слесарных и прочих. Особенно многочисленны молотки - около 40 штук. И тут есть своя «изюминка» - молоток, рукоятка которого представляет собой ножницы для резки проволоки.

Добрый человек

Были и есть среди тульских филокартистов люди, неохотно идущие на контакт и с прессой, и вообще с кем бы то ни было, А уж попросить у них для сканирования открытку - дело вообще немыслимое. Не стала бы называть их «скупыми рыцарями» - личное дело каждого, как распоряжаться своей коллекцией.
Наумов -- не из таких.
Пока позволяло здоровье, приводил в школы, в музеи, и библиотеки, рассказывал о старой Туле. Он никогда эге называл эти встречи лекциями. «Лекция, - говорит он, - это что-то скучное, педантичное, а х выступал с юмором, с побасками, с местными преданиями, которые слышал еще от моего отца и от бабушки». Даже в родном дворе собирал соседских ребятишек и показывал им старые снимки.
Так что вполне заслуженно называет себя Александр Иванович «популяризатором Тулы». Один из его девизов: «Я собирал много лет и по крупицам. Вам - все и сразу!»
В середине 1990-х решили восстановить купол и барабан храма Николы Зарецкого. Чертежей и обмеров этой церкви не сохранилось. На помощь пришел Александр Иванович, подобравший для реставраторов все имеющиеся у него виды храма.
Он охотно предоставляет фото для различных изданий. Снимки из архива. Наумова помещены, например, в книгах «История сберегательного дела в Тульской губернии» Р. Кохановой, «Тула. Хроника ХХ столетия» И. Парамоновой, «Пролетарский район города Тулы» А. Белова, «Тульский трамвай: из века в век проложенный маршрут» В. Щербакова, «Сердце оружейной Тулы. По улицам Заречья» автора этих строк, «Тульская городская Дума от сознания до наших дней»; в наборе открыток «Католические церкви России»; в великолепном календаре на 2001 год »Памятные даты тульского края», выпущенном областной универсальной научной библиотекой. Без фотографий из архива Наумова не обходился ни один из шести выпусков «Тульского краеведческого альманаха».
Отличным подарком тулякам стал выпущенный в 2007 году издательством «Борус» набор открыток «Тула 1950-70-х годов». Это фотографии из архива А.И. Наумова.
А сколько журналистов брали у него снимки для иллюстрирования своих материалов! 3а фотографиями обращались к нему музейные работники, сотрудники разных организаций и учреждений. Александр Иванович не отказывает людям в помощи. Вот только очень беспокоится, когда взятое забывают возвратить вовремя. В журнале регистрации выдачи фото-графий и других материалов, который Наумов завел по совету заместителя директора музея оружия Людмилы Павловны Будаевой, - уже трехзначная цифра «человеко-штук», пользовавшихся архивом. «Человеко-штук» - это никому не в обиду, эта у Александра Ивановича такое шутливое статистическое выражение.
Возникает вопрос: как же ему хватало времени и на пополнение коллекции, и на ее систематизацию, и на немалую общественную работу? «Все благодаря моей Ангелине Дмитриевне, - отвечает Александр Иванович. - Она всегда с пониманием относилась к моему увлечению Тулой, освобождала от домашних дел...»
А еще всем свои посетителям Наумов готов подарить пословицы - по какой-нибудь теме или на все случаи жизни. Народную мудрость он коллекционирует более полувека. Зачастую помнит, откуда взялся тот или иной вбрилли-ант» - именно так высоко оценивает послови-цы Александр Иванович. Вот китайская - от завуча школы N 4 Н.А. Тихомирова: еСлу-тпай все советы, а делай гак, как сам считаешь правильным». От двоюродного брата Василия, прошедшего Великую Отечественную войну: «Хочешь - будь барином, не можешь - будь дворником». Надпись на чашке в доме-музее К.Э. Циолковского в Калуге, увиденная в 1972 году: «Несчастье учит, счастье портит». А вот две любимых веселых пословицы: «Не тот ду-рак, кто на чердаке просо сеет, а тот дурак, кто ему помогает» и «Мечеть еще только заложили, а нищие уже собрались». Книг с пословицами у Наумова множество, но его принцип таков: «Они должны быть не в книге, а в голове».

Дальнейшие планы

Собирательская и просветительская деятельность А.И. Наумова получила официальную оценку Он - дипломант международной выставки «Коллекция-90», проводившейся на бывшей ВДНХ, лауреат IV Всероссийского фестиваля искусств в Пензе 1990 года, лауреат премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы» 1993 года.
В 2003 году большим интересом туляков пользовалась выставка из его фотоколлекции, работавшая в музее «Тульский кремль», в 2006-м - в музее «Тульский металл».
Сын Александра Ивановича Андрей побывал в Ярославле, в частном музее Д. Мостославского «Музыка и время». В этом музее - не только музыкальные инструменты, колокольчики, но и самые разные старинные предметы быта. Андрей предложил отцу подумать над созданием подобного музея: нора количеству (огромной коллекции) переходить в качество!
Идея пришлась Наумову но душе. Придумал рабочее название, как обычно, - с шуткой: «Первый частный музей истории Тулы «От предков - потомкам» имени 67-летия его создателя» (именно столько лет было Александру Ивановичу когда появилась мысль о музее). Есть и будущий директор музея - внучка Женя.
Есть и еще одна задумка - издать краеведческую книгу-фотоальбом о Туле; четверть объема текст, три четверти - фотоиллюстрации.

Поздравляем Александра Ивановича с юбилеем и желаем ему доброго здоровья, оптимизма и воплощения в жизнь всего задуманного!

Библиографическая ссылка:
Кириленко Н. "Популяризатор Тулы"/ Наталия Кириленко // Тульский краеведческий альманах. - 2008. - Вып. 6. С. 88 - 92.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100