Не перевелись в Туле мастеровые
люди с золотыми руками и фантазией, как у легендарного Левши. Не оскудела земля
тульская талантами. Недавно в Тульском музее самоваров появился новый экспонат
- самовар, конечно. Но какой?
Нет, мелкоскоп нам сегодня не
понадобится. Потому что свой миниатюрный самовар Евгений Владимирович
Калинников изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла... - из
наперстка. В умелых руках и наперсток самоваром станет!
Как Евгению Владимировичу пришла
в голову такая идея? С чего все началось? Наверное, с домашнего воспитания, с
отца.
Владимир Васильевич Калинников
пришел с Великой Отечественной инвалидом, без руки. Его правой рукой стал сын,
которому отец передавал все свои умения. Надо что-то сделать по дому -
давай-ка, сын, вдвоем будем мастерить. Сын под его присмотром - работал. Так
прививалась любовь к «железкам», к технике. Поэтому после окончания школы Женя
Калинников твердо знал, кем он будет - слесарем-лекальщиком на радиозаводе
(ныне «Октава»). Затем были служба в армии и 25 лет работы на заводе «Арсенал»,
где без отрыва от производства окончил электромеханический техникум им. Рогова.
Там, на «Арсенале», в его годы работали специалисты высокого класса, а главное
- люди щедрые, не утаивавшие профессиональные секреты, готовые в любой момент
прийти на помощь и словом, и делом. До сих пор Евгений Владимирович с великой
благодарностью вспоминает рабочих, которые передавали ему свой опыт - вот у
кого были золотые руки!
Когда в стране грянула
перестройка и по телевизору стала набирать обороты зажигательная в те годы
передача «Поле чудес», сын в первый раз подначил: а слабо тебе попасть на эту
телепередачу?!
И Евгений Владимирович - попал.
Хотя это было очень непросто. Нужно было составить такой кроссворд, который
стал бы пропуском на популярную телепередачу. И слесарь стал завсегдатаем
областной библиотеки. Восемь месяцев подряд составлял, художественно оформлял и
отправлял на телевидение тематические кроссворды. Начал с исконно тульского, с
«Левши», но «Левша» не прошел. Через 8 месяцев шестой тематический кроссворд
«Православная религия» стал счастливым.
Говорят, важна не победа - важно
участие. Эти слова - ключ к той поездке в Москву. Екал Евгений Владимирович
поучаствовать в популярной феерии. Своими глазами увидеть телевизионную кухню,
доказать сыну и самому себе - всего можно добиться, если как следует захотеть.
До сих пор живо в памяти то
удивительное время, а в письменном столе хранится автограф ведущего Леонида
Якубовича. В то время под лестницей телестудии стоял кроссворд одного из
участников игры, высеченный на гранитной плите, эту плиту всем показывали, как
пример титанических усилий, как курьез.
Ну а когда сын второй раз
озадачил, дескать, слабо сделать что-то своими руками, что прославило бы твое
имя, - тут Евгений Владимирович крепко задумался. К этому времени по состоянию
здоровья он уже не работал, так что времени на раздумья - хоть отбавляй. И в
самом деле: есть опыт, умение. Куда их применить? Дело в том, что Евгений
Владимирович - человек творческий, неуспокоенный. Когда по состоянию здоровья
вынужден был уйти с завода, любая подвернувшаяся посильная работа была в
радость. Выйдет из строя какая-то домашняя техника, нужно приемничек или
телевизор починить - пожалуйста! Кроме того, Евгений Владимирович не только
технарь, у него тонкий музыкальный слух, благодаря которому в молодости он
играл на электрогитаре в ансамбле «Ритм» при заводе. В то время хорошо знал,
«живьем» видел и слышал все тогдашние популярные ансамбли - «Ариэль», «Веселые
ребята», «Песняры», «Самоцветы», «Лейся, песни», «Синяя птица». Был знаком с
Владимиром Мулявиным. У него хранятся автографы Клавдии Шульженко, Софии
Ротару. Им собрана обширная фонотека: более двухсот пластинок, около ста
аудиокассет и дисков с самыми любимыми музыкальными произведениями. Поставит на
вертушку музыкальные композиции Джемса Ласта, джазовые импровизации Рэя Конифа
или избранные отечественные песни и жизнь, словно парус, наполняется попутным
ветром. Однако теперь, после слов сына, возникло некое беспокойство, то
состояние, в котором, по словам Пушкина «душа стесняется лирическим волненьем»,
так свойственным всем творческим людям накануне выбора направления - «куда ж
нам плыть?».
Вполне понятен ироничный
максимализм сына: ну играл отец на гитаре в ансамбле, ну видел знаменитых
людей, ну работал на заводе, ну может починить бытовую технику... Ну и что? И
это все?! У сына жизнь только начинается, впереди, ему кажется, столько
возможностей! Он, верно, думает: уж он их не упустит! Возьмет свое.
Нужно, нужно, чтобы осталось
что-то, сделанное твоими руками. Что-то радующее глаз, вызывающее удивление и
восхищение.
Опять зачастил Евгений
Владимирович в библиотеку, в музеи, стал пытливо при сматриваться к экспонатам
с неотступной мыслью: а я так могу? Могу-то могу, но не повторять же сделанное
кем-то! Нужно что-то свое. Особенно его поразил музей самоваров -- изощренной
фантазией мастеров, невероятным обилием вариантов и самых разнообразных
подходов, в сущности, к одному предмету - к самовару. Тут и самовар-рюмка, и
самовар-ваза, и самовар-бочка, и самовар-шар, и самовар-паровоз, и
многоведерный самовар-исполин, и его походный вариант, и юбилейные, и
подарочные красавцы, и царские, и купеческие, и мещанские...
Вышел Евгений Владимирович из
музея, задумался, идет по широкой площади, а только что увиденная коллекция
водогреев в памяти вертится и как бы приглашает добавить в эту знатную компанию
еще какой-нибудь самовар, совсем уж невиданный. Пребывая в этой задумчивости,
перешел улицу к «Детскому миру» и вдруг видит: молодые крепкие ребята играют в
наперстки и зазывают прохожих сыграть с ними - угадать, под каким наперстком
шарик.
Играть Евгений Владимирович
отказался, смотрел-смотрел - и тут его осенило: «А что если самовар сделать
из... наперстка?!» Пришел домой и тут же кинулся к шкатулке со швейными
принадлежностями. Слава богу, наперсток на месте! Взял его Евгений Владимирович
и прямо-таки увидел в этой портняжной вещице - вот он, будущий самоварчик.
Когда идея найдена, дальше, как
говорится, дело техники. Впрочем, в процессе воплощения замысла возникали свои
трудности. Например, нужен был дизайнерский расчет размеров деталей
самоварчика: крышки, заглушки, конфорки, зольника, подставки, которые были бы
пропорциональны корпусу наперстка и в совокупности с ним «играли» бы на общий
замысел. Кроме того, сразу возникли проблемы с инструментом. Кое-какой, и даже
очень неплохой, имелся, но для такой работы нужны специальные инструменты.
Взять, к примеру, требования к
качеству, предъявляемые к обычным бытовым самоварам: прочное и герметическое
соединение корпуса с шейкой, краном и ручкой; тщательная притирка стебля
(пробки) в гнезде корпуса крана, исключающая просачивание воды; симметричное
крепление арматуры; устойчивость самовара на горизонтальной плоскости... Такие
же требования Евгений Владимирович предъявлял и по отношению к своему изделию.
Например, изрядно пришлось повозиться с краником, хотелось, чтоб он был, как в
настоящем самоваре - так точно притерт, что не пропускал бы воду. В конце
концов удалось добиться этого.
Упорная, кропотливая работа шла к
завершению, и мастеру не терпелось получить оценку своего изделия. Самую компетентную
оценку мог дать только специалист, знающий толк в предмете. Когда самовар был
готов, Евгений Владимирович решил показать его в музее самоваров. Эффект показа
превзошел все его ожидания. Не только музей, но и некоторые сотрудники,
собиравшие домашние коллекции, желали иметь у себя такое маленькое чудо.
Евгений Владимирович твердо обещал подарить для экспозиции музея свой самовар -
вместе с копией охранного документа, патента на промышленный образец...
Еще в процессе работы пришла
мысль о том, что было бы неплохо, если самоварчик не только займет место в
экспозиции музея, но станет оригинальным сувениром, доступным многочисленным
гостям города. А если так, то свою работу надо как-то застолбить, оформить,
заявить...
Неоценимую помощь в этом Евгений
Владимирович получил в Патентно-лицензионном центре Тульской областной
универсальной научной библиотеки. Библиотекарь-патентовед Наталья Петровна
Шумакова посоветовала: надо оформить заявку на промышленный образец. К
промышленным образцам, согласно определению, данному в статье 1352 четвертой
части Гражданского кодекса Российской Федерации, относится
художественно-конструкторское решение изделия промышленного или
кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. И не только
посоветовала - как профессионал, взяла на себя все необходимые хлопоты.
Во-первых, нужны чертежи такие-то и такие-то. Во-вторых, необходимы фотографии
самоварчика. И, в-третьих, надо написать заявку. Наталья Петровна села к
компьютеру, Евгений Владимирович - рядом, и вскоре текст заявки был готов. В
результате Евгений Владимирович, пришедший в библиотеку за советом, что делать,
и не знавший, с чего начать, как подступиться к проблеме, увидел, что и
проблемы-то никакой нет. После уплаты необходимых пошлин и по истечении положенного
экспертизой срока из главного патентного ведомства России - Роспатента пришел
положительный ответ: самовар защищен патентом на промышленный образец. Вскоре
Евгений Владимирович получил и сам документ - патент на промышленный образец
«Самовар-сувенир «Наперсток», зарегистрированный в государственном реестре
промышленных образцов Российской Федерации под номером 64973.
Доказал Калиников самому себе и
сыну: могу.
Повесть Лескова о тульском Левше
кончается для главного героя печально. Будем надеяться, что в XXI веке Левши
будут удачливей и счастливей. В витрине музея «Тульские самовары» весной 2008
года появился новый экспонат - самовар-сувенир «Наперсток».
Библиографическая ссылка:
Шкроба Н. Самовар из наперстка / Николай Шкроба // Тульский краеведческий альманах. - 2008. - Вып. 6. С. 93 - 95.
Комментариев нет:
Отправить комментарий