Вклад по душе князя Дмитрия Михайловича Пожарского в тульский Предтечев монастырь




В Государственном архиве Тульской области хранится коллекция рукописных и старопечатнык книг. В ней под № 8382 содержится книга с дарственной надписью кн. Ивана Дмитриевича Пожарского по душам его отца кн. Д. М. Пожарского и брата Петра Дмитриевича, которая имеет заголовок «Книга жития, наказов и поучений Ефрема Сирина.
Коллекцию с 26 февраля по 4 марта 1958 г. просматривал по поручению Археографической комиссии А. И. Рогов, который в «Археографическом ежегоднике за 1958 год» опубликовал информацию об итогах своего обследования книг и рукописей церковного содержания1. За столь короткое время сотрудник археографической комиссии не мот сделать многого. Он сам отметил это: «Выявить степень научной ценности списков литературных памятников и в особенности агиографических произведений я не имел возможности и поэтому ограничился кратким их описанием»2. Книга Ефрема Сирина была отнесена им к изданиям «гражданской печати XVIII-XIX вв.»... Среди них «История Российской иерархии» Амвросия, «Полное собрание законов по ведомству православного исповедания», творения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и т.д.3
Однако книга Ефрема Сирина издана не в XVIII, а в XVII в. На последнем 351-м ее листе напечатано: «Начата бысть сия книга печатати преподобнаго отца Ефрема, отчасти его жития и наказания, и поучения в лето 7155-е месяца октября в 15 день на память преподобного отца нашего Евфимия Новаго и Лукиана през/ви/тера во второе лето благочестивыя державы царства его государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии. Совершена же бысть сия книга того же 155-го году месяца февраля в 1 день на память Святаго мученика Трифона во второе же лето благочестивыя державы царства его государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии самодержца, в пятое лето патриаршества в духовном чину отца его богомольца великаго господина святейшаго Иосифа патриарха Московского и всея Русии в славу и Вседержителю Богу и всем святым».
Как на чистых листах книги, так и на листах с текстом имеется большое количество всевозможных записей. Это, прежде всего, вкладные записи о принадлежности книги Тульскому Предтечеву монастырю. Однако имеются и простые пробы пера XVII-XIX вв. Встречаются также и карандашные пометки. Скорее всего, обилие подобных на первый взгляд малозначимых записей и пометок и отвлекло внимание А. И. Рогова от вкладной записи.
Книгу и, скорее всего, значительный денежный вклад передавал в монастырь не сам князь И. Д. Пожарский, а его «человек», то есть холоп, Григорий Татаркин. Именно он и сделал на книге вкладную запись. Она произведена в соответствии с принятыми в то время приемами располагать текст не компактно, а растягивать последовательно на целом ряде страниц на правой странице. Поэтому она оказалась помещенной на листах с 1 по 33 с пропуском листа 4.
Текст вкладной записи воспроизводится с заменой вышедших из употребления букв их современным обозначением и с указанием постраничной разбивки.
«Лета 7156-го году // октября в 29 день // дал сию// книгу, // глаголемую // Ефрем // Сирии //в дом // Похвалы // Пресвятой Богородицы // и Святаго // Ивана // Предтечи // в монастырь // на Тулу // стольник // князь Иван // Дмитреивич // Пожарской // по отце // своем // боярине // князе // Козьме // Михайловиче // Пожарском // да по брате своем // князе Петре. // Подписал // человек иво // Гришка // Татаркин»4.
Перед смертью, которая наступила 20 апреля 1642 г., кн. Д. М. Пожарский принял схиму, взяв себе имя Кузьмы5. Его сын кн. Петр Дмитриевич Пожарский служил в 1638-39 г. воеводой в Белгороде, а в 1641 г. — в Одоеве6. Вкладчик же — другой сын князя Дмитрия Михайловича, Иван — был окольничим и в 1666 г. был наместником Новгородским7. Вклад сделан 29 октября 1647 г., то есть после 5-й годовщины смерти кн. Д. М. Пожарского. Время смерти его сына Петра неизвестно. Несомненно одно: и сам Дмитрий Михайлович, а его сын Петр были связаны с тульским краем. Хорошо известно, что кн. Д. М. Пожарский руководил под Лихвином боевыми действиями против Лисовского в 1615 году и вынудил его отступить. К тому же родственники умерших в то время стремились сделать вклады как можно в большее количество монастырей и церквей.
Однако маловероятно, что кн. И. Д. Пожарский специально послал своего человека для внесения вклада из Москвы в Тулу. Более вероятно, что он сам находился в нашем городе и поручил одному из своих слуг оформить этот вклад.

Источники и литература:

1. Рогов А. И. О некоторых материалах Государственного архива Тульской области. // Археографический ежегодник за 1958 год. - М. 1959. С. 306-309.
2. Там же. С. 307.
3. Там же.
4. ГАТО. № 8382. л. 1-33.
5. Эскин Ю. М. Дмитрий Пожарский. // Вопросы истории. 1976, № 8. С. 119.
6. Барсуков А. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. - СПб., 1902. С. 27, 159.
7. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 24. Повелительные наклонения - Полярные координаты. - СПб., 1898. С. 154.


Библиографическая ссылка:
Фомин Н. Вклад по душе князя Дмитрия Михайловича Пожарского в тульский предтечев монастырь / Николай Фомин // Тульский краеведческий альманах № 4. – 2006. – С. 112 – 113.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100