В Государственном архиве Тульской
области хранится коллекция рукописных и старопечатнык книг. В ней под № 8382
содержится книга с дарственной надписью кн. Ивана Дмитриевича Пожарского по
душам его отца кн. Д. М. Пожарского и брата Петра Дмитриевича, которая имеет
заголовок «Книга жития, наказов и поучений Ефрема Сирина.
Коллекцию с 26 февраля по 4 марта
1958 г .
просматривал по поручению Археографической комиссии А. И. Рогов, который в
«Археографическом ежегоднике за 1958 год» опубликовал информацию об итогах
своего обследования книг и рукописей церковного содержания1. За
столь короткое время сотрудник археографической комиссии не мот сделать
многого. Он сам отметил это: «Выявить степень научной ценности списков
литературных памятников и в особенности агиографических произведений я не имел
возможности и поэтому ограничился кратким их описанием»2. Книга
Ефрема Сирина была отнесена им к изданиям «гражданской печати XVIII-XIX вв.»...
Среди них «История Российской иерархии» Амвросия, «Полное собрание законов по
ведомству православного исповедания», творения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина
и т.д.3
Однако книга Ефрема Сирина издана
не в XVIII, а в XVII в. На последнем 351-м ее листе напечатано: «Начата бысть
сия книга печатати преподобнаго отца Ефрема, отчасти его жития и наказания, и
поучения в лето 7155-е месяца октября в 15 день на память преподобного отца
нашего Евфимия Новаго и Лукиана през/ви/тера во второе лето благочестивыя
державы царства его государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея
Русии. Совершена же бысть сия книга того же 155-го году месяца февраля в 1 день
на память Святаго мученика Трифона во второе же лето благочестивыя державы
царства его государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии
самодержца, в пятое лето патриаршества в духовном чину отца его богомольца
великаго господина святейшаго Иосифа патриарха Московского и всея Русии в славу
и Вседержителю Богу и всем святым».
Как на чистых листах книги, так и
на листах с текстом имеется большое количество всевозможных записей. Это,
прежде всего, вкладные записи о принадлежности книги Тульскому Предтечеву
монастырю. Однако имеются и простые пробы пера XVII-XIX вв. Встречаются также и
карандашные пометки. Скорее всего, обилие подобных на первый взгляд
малозначимых записей и пометок и отвлекло внимание А. И. Рогова от вкладной
записи.
Книгу и, скорее всего,
значительный денежный вклад передавал в монастырь не сам князь И. Д. Пожарский,
а его «человек», то есть холоп, Григорий Татаркин. Именно он и сделал на книге
вкладную запись. Она произведена в соответствии с принятыми в то время приемами
располагать текст не компактно, а растягивать последовательно на целом ряде
страниц на правой странице. Поэтому она оказалась помещенной на листах с 1 по
33 с пропуском листа 4.
Текст вкладной записи
воспроизводится с заменой вышедших из употребления букв их современным
обозначением и с указанием постраничной разбивки.
«Лета 7156-го году // октября в
29 день // дал сию// книгу, // глаголемую // Ефрем // Сирии //в дом // Похвалы
// Пресвятой Богородицы // и Святаго // Ивана // Предтечи // в монастырь // на
Тулу // стольник // князь Иван // Дмитреивич // Пожарской // по отце // своем
// боярине // князе // Козьме // Михайловиче // Пожарском // да по брате своем
// князе Петре. // Подписал // человек иво // Гришка // Татаркин»4.
Перед смертью, которая наступила
20 апреля 1642 г .,
кн. Д. М. Пожарский принял схиму, взяв себе имя Кузьмы5. Его сын кн.
Петр Дмитриевич Пожарский служил в 1638-39 г . воеводой в Белгороде, а в 1641 г . — в Одоеве6.
Вкладчик же — другой сын князя Дмитрия Михайловича, Иван — был окольничим и в 1666 г . был наместником Новгородским7.
Вклад сделан 29 октября 1647
г ., то есть после 5-й годовщины смерти кн. Д. М.
Пожарского. Время смерти его сына Петра неизвестно. Несомненно одно: и сам
Дмитрий Михайлович, а его сын Петр были связаны с тульским краем. Хорошо
известно, что кн. Д. М. Пожарский руководил под Лихвином боевыми действиями
против Лисовского в 1615 году и вынудил его отступить. К тому же родственники
умерших в то время стремились сделать вклады как можно в большее количество
монастырей и церквей.
Однако маловероятно, что кн. И.
Д. Пожарский специально послал своего человека для внесения вклада из Москвы в
Тулу. Более вероятно, что он сам находился в нашем городе и поручил одному из
своих слуг оформить этот вклад.
Источники и литература:
1. Рогов А. И. О некоторых
материалах Государственного архива Тульской области. // Археографический
ежегодник за 1958 год. - М. 1959. С. 306-309.
2. Там же. С. 307.
3. Там же.
4. ГАТО. № 8382. л . 1-33.
5. Эскин Ю. М. Дмитрий Пожарский.
// Вопросы истории. 1976, № 8. С. 119.
6. Барсуков А. Списки городовых
воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII
столетия. - СПб., 1902. С. 27, 159.
7. Энциклопедический словарь Ф.
А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 24. Повелительные наклонения - Полярные
координаты. - СПб., 1898. С. 154.
Библиографическая ссылка:
Фомин Н. Вклад по душе князя
Дмитрия Михайловича Пожарского в тульский предтечев монастырь / Николай Фомин
// Тульский краеведческий альманах № 4. – 2006. – С. 112 – 113.
Комментариев нет:
Отправить комментарий