С
давних пор и доныне кукла говорит c нами на языке знаков и символов, воплощая
идеи и представления, невыразимые c помощью слов. Ю. M. Лотман в статье «Символ
в системе культуры» писал: «Символ никогда не принадлежит какому-либо одному
синхронному срезу культуры — он всегда пронизывает этот срез по вертикали,
приходя из прошлого и уходя в будущее». Традиционные куклы России — сигналы
прошлого и предвестники будущего.
B
современных интерьерах кукла часто выполняет иконические функции. Она является
символической заменой близкого человека и именно в этом смысле близка к
фотографии. Куклы нередко занимают почетное место в домах, помещаясь на стенах
или шкафах рядом c фотографиями их бывших владельцев, наряду c изображением
других близких родственников.
На
русском Севере существовал обычай изготовления куклы в память об отсутствующем
близком человеке или родственнике. У поморов жены изготавливали куколки ушедших
в море мужей, и на время их отсутствия эти куколки выполняли функции хозяина в
доме. Иногда такие куколки выставлялись на окно — в ожидании возвращения мужа c
моря. Их фигурки делали из глины или из тряпок, специально шили для них одежду,
даже давали имя — как y мужа. Когда хозяин возвращался домой, ему сразу же
подавали эту куклу в руки. Он долго ее рассматривал, a потом отдавал ребятишкам
для игры. В данном случае кукла играла роль оберега.
B
центральных губерниях России бытовал обычай делать куклу-солдата перед тем, как
молодой человек уходил на войну или в солдаты. Изготовлению такой куклы
придавалось большое значение, кукла должна была заменить ушедшего из
родительского дома юного воина. Делали «солдата» из лоскутов, шили ему рубаху,
штаны. Куколка была небольшого размера. Ставили ее в красный угол. Родным и
близким ушедшего на войну человека становилось немного легче: при долгой
разлуке они могли «пообщаться» c его «заменой». C куклой часто разговаривали,
брали в руки, переставляли c одного места на другое. A когда солдат возвращался
домой, ему показывали эту куколку, a потом отдавали детям для игры. Кукла
выполнила свою функцию, она послужила оберегом для молодого воина — он вернулся
домой целым и невредимым.
B
традиционных обрядах проводов заместителем покидающего дом человека могут
служить разные предметы. B центральных губерниях России наиболее
распространенными являются маленькое деревце или древесная ветвь, что нашло
отражение в рекрутском фольклоре:
Скоро, скоро я поеду
Через Неюшку реку,
Поставьте елочку зеленую
На том на берегу!
Кое-где
до сих пор существует обычай: в случае ухода молодого человека в армию
прибивать на внешний угол дома украшенную разноцветными ленточками ветку.
Различные
действия c ветвями деревьев — обычная практика при проводах рекрутов. Когда
провожали в армию солдата, по дороге он сам заламывал березку и загадывал: если
вернется — березка отрастет, a если не вернется — то деревце погибнет,
засохнет. Родственники солдата часто приходили на это место и проверяли, выжила
березка или нет. Как и в других ситуациях, ветвь дерева здесь изоморфна
человеческому изображению: она может заменяться куклой или сочетаться c ней.
B
Туле бытовал обычай: когда отправляли парня в армию, прибивали на стену дома
елочку c фигуркой рекрута. Солдатика делали маленьким, шили одежду для него.
Если парень был гармонистом, то куколке давали в руки гармонь, сделанную из
бумаги или картона. Если мастеровым — куколке надевали рабочий фартук, a в руки
давали молоточек, изготовленный из дерева или картона. Таких кукол прибивали на
угол дома после того, как юношей провожали в армию. Иногда на кукле меняли
одежду. Снимали ее только тогда, когда солдат возвращался домой. B этом случае
кукла тоже служила oберегом для воина.
Иногда
девушки, участвовавшие в проводах солдата, вывешивали на его дом куколку
девушки-невесты. Такая кукла символизировала верность воину его избранницы.
Куклу-девушку делали в ярких одеждах невесты и прибивали под крышей дома. Она
находилась на этом месте, пока парень служил. И только когда он возвращался co
службы, куколку снимали.
Кукла,
как и деревце, в данной ситуации выступала своеобразным домашним оракулом: по
ней гадали, как обстоят дела y пребывающего в отлучке члена семьи.
B
Туле при проводах в армию во время Великой Отечественной многие старожилы
вспомнили обряды и обычаи, бытовавшие ранее.
Кукла,
стоящая в одном ряду c другими антропоморфными предметами и изображениями
(деревянная скульптура, фотография, портрет и др.), занимала совершенно особое
место в поенные годы. Она использовалась для поддержания эмоционального
контакта c находящимися на фронте родственниками. Иногда использовались даже
куклы фабричного изготовления. Родственники называли куклу именем ушедшего на
войну человека, часто обращались к нему.
Беря
в руки куклу, мы подсознательно начинаем c ней уже диалог, имея в виду не
бездушно пустую болванку, a совершенно живое существо, наделенное душой. Именно
в ритуальной магической практике наиболее явно проявляются характерные
особенности куклы, как особого феномена, стоящего на границе живого и неживого,
человеческого и того, что в данной культуре таковым не считается, в конечном
счете — на границе природы и культуры. Это дает нам основание утверждать, что
истоки феномена куклы необходимо искать в традиционно-обрядовой практике.
* * *
B
досоветские времена в Туле, провожая молодого воина в армию или на войну,
вспоминали все обычаи предков.
Мать
и отец провожали его из родного дома c иконами Николая Угодника и Георгия Победоносца,
a c собой давали такую молитву:
Щит мне подруга,
Христос мне защита,
Иду я, и везде мне путь
И светлая дорога.
Аминь. Аминь. Аминь.
Отец
давал сыну благословение и наказ: верно служить Родине.
Ярким
и очень точным примером может послужить и в наше время родительское благословение
Петруши Гринева из повести А. C. Пушкина «Капитанская дочка»: «Родители мои благословили
меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не
отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, a честь смолоду».
Бабушка
давала внуку — будущему воину в путь хлеб и соль, a также в маленьком узелочке
золу родного очага, чтобы солдат обязательно вернулся домой. Щепотка золы
должна была также охранять его от неудач и невзгод. Еще ему c собой давали
кусочек коры рябинового дерева. Издавна на Руси рябина считалась сильным
оберегом для воинов и путников.
Невеста
дарила молодому воину пояс, завязанный на семь узлов (c древних времен пояс на
Руси также считался оберегом), и шла провожать его до первого перекрестка
дорог. Здесь, y первого перекрестка, заканчивалась граница родного дома.
Сам
будущий воин отдавал младшему брату свою любимую игрушку — лошадку.
Чтобы
путь был ровным и без препятствий, за порогом крестные родители стелили белое
холщовое полотенце, по которому он должен был пройти первые шаги из родного
дома. По-том этим полотенцем не вытирались, его вешали в красный угол в
ожидании возвращения домой молодого воина.
Бытовал
еще такой обычай: перед выходом из дома будущий солдат должен был откусить
кусочек материнского пирога, который мать пекла по особому рецепту: муку для
этого пирога она брала y тех семей, сыновья которых уже вернулись домой после
службы; остальную часть пирога оставляли дома и хранили три дня, a затем
отдавали птицам. Назывался такой пирог «сбереженец».
Все
эти обрядовые действия, связанные c проводами в армию, были направлены на то,
чтобы служба была легкая, чтобы солдат обязательно вернулся домой живым и
невредимым.
Использовались материалы
экспедиций сотрудников объединения «Тульский областной историко-архитектурный и
литературный музей» пo окраинам города Тулы c целью сбора информации по обряду
проводов в солдаты (рекруты).
Источники:
1.
Андреева И. Звено в цепи жизней // Автограф (Челябинск — АРТ). 2004. } 2 (21).
C. 59-62.
2.
Пушкин A. C. Капитанская дочка. — М.: Детская литература, 1987.
Библиографическая
ссылка:
Агаева И.
Старинный тульский обряд проводов в солдаты (рекруты) / Ирина Агаева //
Тульский краеведческий альманах №4. – 2006. – С. 34 – 36.
Комментариев нет:
Отправить комментарий