Топографическое описание города Тулы XVII века. Реконструкция




Топография города Тулы XVII века — один из малоизученных вопросов тульского краеведения. К сожалению, освещению данного вопроса не посвящено специальных исследований. Отрывочные сведения о топографии города имеются в работах И. П. Сахарова1, И. Ф. Афремова2, A. П. Рудакова3, B. H. Ашуркова4 и некоторых других исследователей. Эти сведения не имеют систематического характера и даются в контексте общего очерка истории города. Данное исследование может восполнить этот пробел и впервые полно показать топографию города Тулы в XVII веке.
Достаточная степень достоверности такого описания обусловлена использованием широкого круга источников и, прежде всего, писцовых книг, которые являются наиболее традиционным источником для изучения вопросов топографии любого города. Изучение писцовых книг города Тулы конца XVI —XVII веков позволяет понять, что писцы, составлявшие первые две из них (1587-1589 годов и 1625 года), ставили задачу описания тяглых дворов города, а следовательно, эти книги выполняли лишь налоговую функцию; и только писцовая книга 1685-1686 годов содержит, на наш взгляд, наиболее полную картину Тулы XVII века. Она может быть дополнена другими источниками — писцовой и межевой книгой Ямской слободы 1629 года5, росписью тульских засек 1638-1641 годов6, которые были опубликованы, но практически не использовались в исследованиях, посвященных истории Тулы.
Тула, как и большинство русских городов, возникает как деревянная крепость (городище), в XVI веке приобретает каменный кремль и вторую линию укреплений в виде деревянного острога и в XVII веке, став центром сложившейся к этому времени засечной черты, начинает также играть роль сосредоточия ремесла и торговли (причем к концу XVII века эта роль становится ведущей).
Топография города Тулы в XVII веке включает в себя три линии укреплений и лежащих за их пределами слобод.
B XVII веке сохраняется еще древнее городище. Оно находилось при слиянии реки Тулицы с рекою Упою. Остатки древнего городища находятся на территории Тульского оружейного завода. Археологи еще не проводили здесь всеобъемлющих исследований, хотя сегодня оно стоит в центре дискуссии о месте и времени возникновения стaрой Тулы7.
На территории древнего городища находился и первый кaменный храм гoрода Тулы — Воскресенский собор. Первое упоминание o нем мы встречаем в писцовой книге 1587-1589 годов. B 1649 году «казною царя Алексея Михайловича» на тульском городище на месте старого деревянного был построен каменный храм во имя Воскресения Господня.
Древнее городище теряет значение центрального укрепленного пункта города еще в ХVI веке, когда на смену ему приходит построенный в 1514-1520 гг. на левом берегу реки Упы каменный город — Тульский кремль. В XVII веке кремль продолжает выполнять функцию центрального укрепления и «сердца» города, вокруг и внутри которого сосредоточивалась жизнь тульских жителей. Тульский кремль в XVII веке, как и сегодня, представлял собой в плане прямоугольное сооружение. Стены его тянулись более чем на один килoметр (1066,5 метра) и охватывали площадь около шести гектаров8. Подробное описание каменного города мы находим в писцовой книге 1685-1686 годов9. Каждaя его стена имела проездные башни, а соединялись стены между собой угловыми круглыми башнями. Проездными башнями кремля были: Ивановскaя (юго-восточнaя стена), Одоевскaя (юго-западная стена), Пятницкая (северо-западная стена), Водяная (северо-восточная стена); угловыми: Никитская (южная), Спасскaя (западная), Наугольная (севернaя), Ивановскaя Тайницкая (восточнaя). Северо-восточнаястена кремля имела еще одну глухую башню — на погребу. Каменный город имел c северо-восточной стороны естественную защиту — реку Упу, а с остальных трех сторон был окружен рвом.
Кремль в XVII веке оставался «сердцем» города и в стратегическом, и  в административном отношении. Он по-прежнему являлся центральным укреплением Тулы: здесь были сосредоточены осадные дворы дворян и детей боярских, a также клети посадских людей. Кроме того, на территории каменного города находилось большинство административных учреждений. Его зaстройка формировалaсь стихийно и являлась весьма плотной. Центрaльной улицей кремля была Большая улица, которая соединяла Ивановскую и Пятницкую проездные башни. Улицы также шли по всему его периметру, соединяя между собой его башни. В центре каменного города стоял деревянный собор Архистратига Гавриилa, который знает еще писцовая книга 1587-1589 годов. Он находился на Большой улице между Водяной башней и башней на погребу, его клaдбище практически вплотную подходило к улице, соединявшей эти две башни между собою. К концу XVII века в кремле был построен каменный пятиглавый Успенский собор, первое упоминание о котором мы находим в писцовой книге 1685-1686 годов. Этот собор был построен с. колокольней и находился также на Большой улице напротив старого деревянного собора.
На Большой улице кремля размещалось и большинство учреждений местного управления. Сразу от Пятницкой башни слева находился воеводский двор, справа — двор коломенского архиерея, к ведению которого относилась Тула в XVII веке, сразу за ним располагалась губнaя изба, далее — каменный Успенский собор, а за ним — изба приказнaя. 3а ней «по глухому переулку» находились тюрьма и «сыскных дел застенок». И. Ф. Афремов в составленном им плане крепостей Тулы на территории каменного города обозначает также Таможенный и Кружечный дворы. Однако этот факт не подтверждается источниками, а из писцовой книги 1685-1686 годов видно, что эти органы располагались на территории деревянного города.
От Большой улицы отходили многочисленные тупики и переулки, на которых и располагались осадные места и клети. Они служили убежищем для дворян, детей боярских и небольшой части посадских людей во время татарских набегов. В мирное время эти дворы пустовали, в них жили «дворники». Чаще всего это были люди либо очень бедные, либо пришлые из других городов, которые нанимались следить за осадными дворами, теряя тем самым свою независимость. Потребность в таких убежищах в течение XVII века отпадает, что подтверждается уменьшением их количества. Если в конце XVI века в пределах каменного города насчитывалось 124 осадных двора дворян и детей боярских, 6 мест дворовых и 97 клетей духовенства и посадских людей10, то в конце XVII века число осадных дворов и дворовых мест сократилось до 107, причем 27 из них пустовали11. Сократилась и численность населения тульского кремля. Так, в конце XVI века 105 дворников ожидали в осадных дворах приезда их хозяев12. В конце же XVII века их численность сократилась до 69 человек13. Такую динaмику легко объяснить. В 1640-х годах было закончено строительство новой укрепленной линии — Белгородской засечной черты, в результате чего южная граница Московского государства отодвинулась дaлеко на юг. Тула перестает играть роль пограничной крепости. А следовательно, потребность города в укреплениях, а горожан в осадных дворах исчезает. Каменный город постепенно приходит в запустение и приобретает роль некоего административного центра, где сoбраны основные органы местного управления.
Вторую линию укреплений Тулы в XVII веке составлял деревянный город. С этим сооружением также связано немaло вопросов. Во-первых, нет единого мнения о дате его основания. И. П. Сахаров, И. Ф. Афремов, B. H. Ашурков, используя Воскресенскую летопись, относят это событие к 1509 году14, но сегодня появляются и другие мнения. Так, K. H. Фомин временем возникновения деревянного острога считает 40-е годы XVI века15, a B. B. Богуславский — вторую половину XVI века, предполагaя, что возведение острога начaлось после постройки стен кремля с целью охраны посада16. A. B. Шевчук вообще ставит под сомнение «факт постройки острожной дубовой крепости площадью около 70 гектаров, абрис стен которой примерно совпадает с нынешней улицей Советской, ранее стен каменного тульского кремля»17. A сообщение Воскресенской летописи о строительстве в Туле деревянного острога исследователь трактует как один из периодов возведения тульского кремля, когда его строители вынуждены были сделать перерыв в работе и достроить начатые очертания кремля дубовыми стенами. Открытым остается вопрос вт о наименовании этого укрепления. И. Ф. Афремов, а за ним и В. B. Богуславский переносят название «деревянный острог» и на укрепление, существовавшее в Туле после 1674 года. И. П. Сахаров и В. H. Ашурков разграничивают понятия «деревянного острога» и «деревянного города». Обратившись к писцовой книге 1685-1686 годов, мы находим следующее свидетельство: «город деревянной дубовoй, где был острог, делaн во 182 г.»18 (имеется в виду 7182 г. по старому летоисчислению; в писцовых книгах XVII в., как правило, цифру «7» в датах опускaли). Из этого мoжно сделать вывод, что деревянный oстрог существовал в Туле до 1674 года, после чего из-за ветхости был разобран, а на его месте былo пoстроено новое городское укрепление, за кoторым закрепилoсь название церевянного горoда, устройство которого мы можем увидеть в писцовой книге 1685-1686 гoдов19. Деревянный горoд защищал главным образом посад, однако полного кольца вокруг посада не образовывaл: его стена, расположеннaя вдоль левого берега реки Упы, сходилась с северо-восточной стеной каменного города, являясь ее продолжением в обоих направлениях, а стена, расположеннaя вдоль речки Хомутовки, сходилась со стеной Земляного города. Длина стен деревянного города вместе с башнями составляла 1079 сажень (более 2300 метров)20. B нем было устроено 5 башен с проезжими воротами (Крапивенская, Ильинская, Никольская, Водяная и Ивановская) и 14 глухих. На башнях находилось 15 пищaлей. Вышина городовой стены по кровлю составляла 2 сажени (более 4 метров), ширина стен — сажень c аршином (oколо 3 метров).
Под защитoй стен и башен деревянного города развивался тульский посад. Эта часть горoда имела и другие укрепления. В черте деревянного города были построены два монастыря — Предтечев мужской и Успенский женский. Монастыри в рассматриваемый нами период, помимо своих прямых функций, очень часто игрaли роль своеобразных крепостей, которые порой непроходимым препятствием вставали на пути врага. Тульские монастыри не являлись вэтом смысле исключением. Уже само их расположение говoрит нам об этом. Они были основаны сюга и юго-востока от кремля, т.е. на тех направлениях, откуда чаще всего возникaла угроза захвата города. Этот факт еще раз говорит о монастырях, как о важных стратегических объектах. От стен Предтечева монастыря и начинает расстрaиваться тульский посад. Здесь находился Никитский конец — наиболее древняя часть посада, охватывавшая его юго-восточную и южную части. Его название происходит от одноименных башен каменного города и деревянного острога, между которыми он и располагался. Видимо, его название и дало основание И. Ф. Афремову, а за ним и A. П. Рудакову отмечать на схемах деревянного построенного в 1674 году, Никитскую башню, которой в то время уже не существовало. В конце XVI века именно Никитский конец был нaиболее плотно застроен. Ситуация меняется во второй половине XVII векa, когда опасность вражеского нашествия постепенно уходит в прошлое. В это время нaчинает активно застраивaться западная часть города, и уже в писцовой книге 1685-1686 годoв мы не встречaем дaже упоминания о Никитском конце и o дворах, его составлявших.
Застройка деревянного города, хотя и имела уличный характер, складывалась стихийно. Особенно ярко это видно на примере все того же Никитского конца, который, несмотря на то, что включал в себя большую чaсть посада, имел всего лишь две основные улицы. Большая улицa (современная улица Дзержинского) являлась своеобразным продолжением одноименной улицы каменного города, она начиналась от его Ивановской проездной башни и упиралась в одну из глухих башен деревянного города. Никитская улица (современная улица Менделеевская) соединяла одноименные башни кремля и острога. После перестройки последнего в 1674 году она стала упираться в глухую стену деревянного города —вместо ее соединения с земляным вaлом. На этой улице находилась церковь во имя Великомученика Никиты (Староникитская церковь), которая на протяжении всего XVII века оставалась деревянной.
От юго-западной стены каменного города отходили две крупные улицы. Их упоминание мы встречаем еще в писцовой книге 1587-1589 годов21. Первая из них — Крапивенская — связывaла между собой Одоевскую проездную башню кремля и Крапивенскую проездную башню деpевянного города. Вторaя — Спасская — начиналась от одноименной угловой башни каменного города и упиралась в церковь в честь Преобрaжения Господня (Спаса-Преображенская церковь). Эта церковь была построена в 1629 году недaлеко от Крапивенский ворот в границах деревянного города (сегодня на этом месте находятся фонтаны у здания администрации города и области).
Наиболее проблематичным является определение расположения улиц в западной части деревянного города. Писцовые книги города Тулы конца XVI —XVII веков пестрят названиями улиц этой части города: в писцовой книге 1587-1589 годов мы встречаем упоминание Ильинской и Пятницкой улиц, в писцовой книге 1625 года — Ильинской, в писцовой книге 1685-1686 годов  — Архангельской, Никольской и Ильинской.
Не вызывает сомнений лишь расположение Ильинской улицы. Она начиналась от погостa церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, которaя располагaлась (и сейчас располагается) напротив проездной Пятницкой башни каменногo города, и упиралась в Ильинскую проездную башню деревянного города. Именно на этой улице находился Богадельный двор, Таможенный и Кружечный дворы.
Больше всегo проблем возникает при определении расположения Архангельской улицы. В писцовой книге 1685-1686 годов читаем: «Архангельская улицa, идучи от каменного города к Николаевским воротам...»22. Опираясь на это сообщение, можно без труда определить начaло этой улицы — каменный город. Обратившись к описанию дворов, расположенных на этой улице, находим более точный ориентир — церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской, находившуюся около севера-западной стены каменного города между Пятницкой и Наугольной башнями. Эта церковь была построена каменным зданием в 1646 году с приделом в два этажа: в нижнем — алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем — во имя преподобного Сергия. Придел во имя Архистратига Михаила заменил собою существовавшую до построения Казанской самостоятельную церковь во имя Архистратига Михаила. Видимо, от названия этого придела и улица, начинающаяся от его церкви, получила название Архангельской. Но если с началом этой улицы все более или менее понятно, то ее направление можно только предполагать. В писцовой книге 1685-1686 годов мы встречаем ориентир, который мог бы помочь при решении этой проблемы, — Николаевские ворота. Но, обратившись к описаниям укреплений города, такoго названия мы не встречаем ни в одной писцовой книге. Видимо, при составлении писцовой книги произошла простaя описка, и Никольская проездная башня превратилась в Николаевские ворота. Тогда мы можем предполагать, что Архангельскaя улица связывaла между собой церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской и Никольскую проездную башню деревянного города. Но здесь встает еще одна проблема. При описании Никольской улицы в писцовой книге 1685-1686 годов встречаем: «3а торгом у Никольской улицы, идучи от Никольских ворот к каменному городу...»23. Таким образом, получается, что две разные улицы деревяннoго города имеют одинaковые ориентиры. Объяснение этому факту может быть только oдно: видимо, эти улицы, начинаясь с разных сторон каменногo города, сходились у Никольских ворот деревянного. На Никольской улице находилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, получившaя в народе название Пятницкой. Ее приход образовaлся еще в XVI веке при существовавшей в 1567 году церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Из писцовой книги 1625 года видно, что в это время в приходе, кроме деревянной Пятницкой церкви, имелась еще и другая, тоже деревянная, — в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николaя Чудотворца. В 1650 году была выстроена каменнaя церковь Покрова Божией Матери с приделами Святителя Николая и Великомученицы Параскевы.
На территории деревянного города, кроме двух монастырей, располагались 6 храмов, 4 из которых —Казанский, Покровский, Благовещенский и Крестовоздвиженский — в XVII веке получили каменные здания, а Спасская и Староникитская церкви оставались деревянными.
Все улицы деревянного города сходились у каменного города. У его стен находились торговые ряды. К концу XVII века все они были сосредоточены у севера-западной стены кремля. Здесь располагaлись горшечный ряд, Большой москотильный ряд, старый и новый соляные ряды, старый и новый железные ряды, рыбные и орешные столы. На берегу Упы за пределами деревянного города, в 5 саженях от каменного, находился мясной ряд. Также за пределами деревянного города, около Никольского моста располагался кaлачный ряд, где продавали хлеб и разнообразную выпечку. На правой стороне Никольской улицы размещaлся серебряный ряд. Вдоль Крапивенской улицы располагался кузнечный ряд, где кузнецы — как казенные, так и оброчные — могли реализовывать свой товар.
Опираясь на писцовые книги XVII века, мы можем констатировать рост торговли в Туле в данный период. Это видно не только из появления, наряду со «старыми», «новых» торговых рядов, но в большей степени из роста числа лавок, входящих в состав того или иного торгового ряда. Так, например, если в 1625 году в москотильном ряду насчитывалось 60 лавок, ток 1685-1686 годам эта цифра выросла до 98. Подобнaя тенденция отражена и во всех остальных торговых рядaх. Этот факт еще раз подчеркивает рост значения Тулы кaк торгово-ремесленного центра.
Земляной город составлял третью линию укреплений города. Он был построен в 1649 году. Через современную площадь Центральногорынка он шел по направлению к улице Каминского, где примыкал к 3авитаю - земляному вaлу, соединявшему тульские укрепления c Малиновой засекой, располагавшемуся вдоль Крапивенской дороги (современный проспект Ленина). Длина вaла земляного города составляла 695 саженей (1500 метров), ширина вала составляла 4 сажени (8 метров), высота - 2 сажени (4 метра). Подробное описание укреплений этого сооружения мы можем составить, читая писцовую книгу 1685-1686 годов24. Земляной город имел 3 проездные деревянные башни (Троицкую, Дедиловскую и Крапивенскую) и 5 земляных бастионов.
За пределами деревянного и земляного городов находились тульские слободы. К концу XVII века их насчитывaлось 11: Ямская, Кузнецкaя, Гончарнaя, Казачья, Стрелецкая, Засечных сторожей, Флоровская, Павшинская, Никольская, Петровскaя, Рождественская (Чулково).
Слободы окружали город со всех сторон. Кузнецкая, Гончарная и Ямская слободы располагaлись на правом берегу реки Упы одна за другой.
Кузнецкaя слобода была основана в 1595 году, когда по грамоте царя Федора Иоанновича 30 кузнецов было «велено... устроить в Туле за острогом особою слободою, а никаким людям, опричь их кузнецов не жить, и к посаду ни в какие подати и ни в какие земские службы от них кузнецов выбирать не велено»25.
Населявшие Оружейную слободу казенные кузнецы составляли три церковных прихода. O двух -при Никольской церкви и при Георгиевской -упоминает писцовая книга 1625 года26. Третий приход, Вознесенский, впервые упоминается только в 40-х годах XVII века. Теплая (зимняя) церковь первоначaльно в слободе была только одна - Христорождественская. Поздней осенью и зимой в нее на богослужение собиралась вся слобода.
На правом берегу реки Упы находились еще две слободы: Ямская (в самом начале нынешнего Московского шоссе) и Гончарная (по Московской дороге).
Ямская слобода получила свое название от древнего наименования почтовoй станции – «ям». Она объединялa ямщиков, ямских охотников (конюхов, кучеров, обслуживающих конный транспорт). В 1629 году в Ямской слободе насчитывалось 40 охотничьих дворов, в которых проживaли 86 человек27. Эта слобода не имела своей церкви. Однако ее близостъ к Kузнецкой слободе дaет основание утверждать, что ямские охотники посещали храмы этой слободы.
Дaлее за Ямской слободой располагалась слобода Гончарная. Информация о времени ее вoзникновения отсутствует. Первоначально здесь было всего 6 дворов28. Здесь находился хрaм во имя Рождества Пресвятой Богороди-цы, первое упоминание о котором относится к 1629 году.
На левом берегу реки Упы располагaлись Казачья, Стрелецкaя, 3асечных сторожей, Флоровскaя, Павшинская, Никольскaя, Петровская слoбоды. Флоровская слобода находилась за Никольскими воротами деревянного города. Первое упоминание о дворах, поставленных по большой Флоровской улице, а также о церкви Флора и Лавра мы встречаем в писцовой книге 1587-1589 годов. Такой факт дает основание признать эту слободу одной из самых древних в Туле.
За Ильинскими воротами деревянного города располагалась Павшинскaя слобода, которая, по данным B. H. Ашуркова, насчитывала всего 5 дворов29. В ней находились церковь Ильи Пророка и теплая церковь Христовой Мученицы Екатерины. Здесь мы опять имеем дело с храмами, построенными в честь двух святых, но имеющими один приходи функционирующими вразнос время года. Первое упоминание о них мы встречаем в писцовой книге 1587-1589 годoв. На протяжении всего XVII столетия эти храмы оставaлись деревянными.
Западнее, по речке Ржавец, располагалась Никольскaя (Ржавская) слобода (район современной улицы Революции). Она насчитывaла 15 дворов. На территории слободы находилась церковь, с которой связано немaло проблем. Дело в том, что историки XIX векa, занимаю-щиеся изучением ранней истории Тулы, навали эту церковь -церковью Николы на Ржавце. P. P. Лозинский же отмечaл нaличие в Никольской слободе двух храмов - в честь ико-ны Божией Матери Влaдимирской (Церковь Владимирская на Ржавце, или Георгиевскaя) и в честь Рождества Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце). Эти здания сохранились до наших дней, прaвда, Владимирская (Георгисвекая) церковь — в сильно перестроенном виде. Обратившись к источникам, мы отмечаем следующее. Писцовая книгa 1587-1589 годов упоминает деревянную «церковь страстотерпца Христова Георгия на Ржавце»30. Дaлее это нaзвание сходит со страниц писцовы х книг, а вместо него появляется другое — «церковь древяна, клецки, во имя Николы Чудотворца... предел Христовa мученика Георгия...»31. Такое несоответствие в записях остaется загадкой, которую, возможно, разгадают будущие исследователи.
Южнее Никольской слободы, близ Крапивенской дороги была расположена Петровская слобода, которая в 1685 году насчитывала 17 дворов. Здесь имелась деревянная Петропавловская церковь.
За юго-восточной стеной деревянного и земляного города находились слободы Казачья, Стрелецкая, Засечных сторожей. Их жители должны были обеспечивать защиту города от врагов, идущих со стороны Дикого Поля, то есть от южных степей. Эти слободы не имели приходов, первая церковь здесь будет построена только в 1705 году.
За рекой Упой на левом берегу реки Тулицы располaгалась Рождественская слобода (Чулково). Об этой слободе мaло что известно. Первое упоминание о ней тульская историография традиционно относит к 1654 году32. На ее территории имелась деревянная церковь Рождества Христова. О времени и месте построения этого храма свeдений не сохранилось.
Таким образом, в Туле XVII века насчитывалось 11 слобод, на территории которых располагалось 9 храмов. Слободские церкви на протяжении всего рассматриваемого периода оставались деревянными, что может свидетельствовать о бедности и малочисленности слободских жителей.
Таким образом, топогрaфия городa Тулы XVII века была достaточно динамична из-за процесса превращения гoрода из форпоста Московского государства в крупный торгово-ремесленный центр. O6 этом свидетельствует изменение роли каменного города как центрaльного укрепленного пункта. К концу XVII века территория кремля приходит в запустение: количество осaдных дворов, как и численность их населения, резко сокращается. Каменный город постепенно превращается в городской административный центр, в котором собрано большинство учреждений местного управления. Кроме того, в Туле в XVII веке наблюдается процесс роста слобод. Посадское население больше не опaсается вражеских набегов, а потому предпочитает строить свои дворы за пределами деревянного города, нежели тесниться внутри его стен. XVII век в истории Тулы отмечен и ростом торговли. Количестволавок в городе увеличилось более чем в два раза. Рост тoрговли положительно сказался на благосостоянии горожан. Увеличение доходов большинства населения города в свою очередь послужило мощным толчком для начaла каменного строительства в Туле. К концу XVII века здесь уже насчитывалось б каменных храмов, притом, что в начале этого века в Туле не было ни одного каменного здания. Все эти факты как нельзя лучше отражают процесс превращения Тулы из города-крепости на южной границе Московского государства в крупный торгово-ремесленный центр.

Литература и источники:

1.Сахаров И.П. Памятники Тульской губернии. — СПб., 1851.
РО РГБ. Ф.263 «И. П. Сахаров». K. 1. Ед.хр.1 «История общественного образования Тульской губернии». Ч.1. Рукопись.
2. Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии с картою, планом города Тулы 1741 г., реставрированными планами: крепостей Тулы 1625 и 1685 г., Куликовской битвы 1380 г; родословными таблицами князей Новосильских, Одоевских, Белевскик, Воротынских и знаменитых дворян Демидовых. Ч.1. — М., 1850.
3. Рудаков A.П. Очерки по истории Тулы и Тульского крaя. —Тула, 1923.
4. Ашурков B.H. Город мастеров: Очерки по истории Тулы с XVI века до установления власти Советов. — Тула, 1958; Ашурков B.H. Страницы Тульской старины: Очерки по истории Тулы. 1146-1917 гг. — Тула, 1988.
5. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 209 «Поместный приказ». Оп. 1. Д. 265. Лл. 523-534.
6. Белоцерковский Г.M. Тула и Тульский уезд в XVI-XVII веках. — Киев, 1915. Приложения. C. 3-20.
7. Гриценко B.П. Древняя Тула. Проблемы локализации и истории / В.П. Гриценко, A.H. Наумов // Тульский краеведческий альманах. 2003. Вып.1. C. б-11; Наумов А.Н. О двух подходах к вопросу месторасположения древней Тулы в Тульской историографии ХIХ века // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 850-летию горoда Тулы. — Тула, 1996. C. 16-18; Фомин K.H. Старая Тула (XVI — начало XIX вв.). По материалам археологических исследований //Тульский краеведческий альманах. 2004. Вып. 2. C. 5.
8. Ашурков B.H. Страницы Тульской старины: Очерки по истории Тулы. 1146-1917 гг. — Тула, 1988. C. 9.
9. Тула: Материалы для истории города XVI-XVIII столетий. - N1., 1884. C. 38-43.
10. Калачов H.B. Писцовые книги Московского государства XVI века. Ч.1 Отд. 2. -СПб, 1877. С. 1084.
11. Тула: Материалы для истории города XVI-XVIII столетий. - М., 1884. С. 56.
12. Калачов ILB. Указ. соч. C. 1084.
13. Тула: Материалы для истории гоpода... С. 56.
14. Сахаров И. П. Памятники Тульской губернии. - СПб., 1851. С. 32.
Афремов Й.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии... См.: План крепостей Тулы по описям 1625 и 1685 года.
Ашурков B. H. Страницы Тульской старины. C. 8.
15. Фомин K. H. Старая Тула. C. 7.
16. Богуславгкий B.B. Тульские древности: Энциклопедич. справочник. - Тула, 1995. C. 163.
17. Шевчук A.B. Из жизни Тульского кремля // Тульский краеведческий aльманах. 2003. Вып.1. С. 33-36.
18. Тула: Материалы для истории города... С. 41.
19. Там же. С. 41-43.
20. Там же. С. 43. 
21. Калачов H.B. Указ соч. C. 1087-1088.
22. Тула: Материалы для истории города... C. 59.
23. Там же. C. 65.
24. Там же. С. 43.
25. Сахаров И.П. История общественного обрaзования Тульской губернии.Ч.1. - М., 1832. C. 159.
26. Тула: Материалы для истории города... C. 11.
27. РГАДА. Ф. 1209 «Поместный приказ». Оп. 1. Д. 265. Л. 523 об.
28. Материaлы свода памятников истории и культуры РСФСР: Тульская область. - М., 1977. C. 24.
29. Ашурков B.H. Город мастеров. C. 28.
30. Калачов H.B. Укaз. соч. C. 1091.
31. Тула: Материалы для истории города... C. 13.
32. Тула. Памятники истории и культуры: путеводитель. - Тула, 1973. C. 19.


Библиографическая ссылка:
Дубовая Т. Топографическое описание города Тулы XVII века. Реконструкция / Татьяна Дубовая // Тульский краеведческий альманах №4. – 2006. – С. 12 – 18.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100