Семья протоиерея Рождественского

Константин СТРУКОВ

Конец XIX — начало XX вв. — время бурного экономического разви­тия России. Быстро развивающаяся экономика требовала политических и со­циальных преобразований, ставила под удар вековые российские стереотипы, открывала новые возможности для самореализации личности. Молодые энер­гичные люди не хотели идти по стопам своих родителей, как этого требовали сословные ограничения. Жизненные пути близких родственников расходи­лись часто в противоположных направлениях. Характерный тому пример — история семьи протоиерея В.А. Рождественского, о членах которой — людях своего времени — ниже пойдёт речь.
Протоиерей Василий Александрович Рождественский родился 27 февраля 1838 г. в селе Дупны Чернского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. В 1858 г. он окончил по 1 разряду курс Тульской духовной семинарии и был рукоположен в священника церкви в селе Ар­хангельском-Грязном Ефремовского уезда Тульской губернии. В 1863 — 1873 гг. он являлся наблюдателем сельских народных школ по 3-му благо­чинному округу Ефремовского уезда. За труды и усердие в деле народного образования был награждён набедренником[1]. В 1870 — 1873 гг. Василий Александрович исполнял обязанности помощника благочинного и цензора катехизических поучений[2] и одновременно состоял членом Ефремовского училищного совета.

По собственному прошению в сентябре 1873 г., «на которое последо­вала резолюция Преосвященного Никандра, по вниманию к отлично усердному и достойному пастырскому служению и к тому, особенно, доверию, которое он заслужил у духовенства и земства»[3], Василий Александрович был пере­ведён в г. Тулу к Христорождественской, что на Оружейной стороне церк­ви, а за заслуги по духовно-учебному ведомству был награждён фиолетовой скуфьёй[4]. В марте 1878 г. он был назначен священником Боголюбской (св. Флора и Лавра) церкви. С этого времени Василий Александрович со сво­ей семьёй жил в одноэтажном деревянном доме на Старопавшинской улице (ул. Мосина) рядом с храмом.
Кроме службы в приходе В.А. Рождественский исполнял и другие мно­гочисленные обязанности. В 1874—1886 гг. Василий Александрович был чле­ном целого ряда епархиальных комитетов и комиссий: ревизионной комиссии по делам попечительства о бедных лицах духовного звания, ревизионного ко­митета Тульского епархиального женского училища, строительного комитета
при том же училище, ревизионного комитета Тульской духовной семинарии, комиссии, созданной для составления проекта епархиального свечного заво­да, комиссии по приведению в порядок всех городских кладбищ и др[5]. В но­ябре 1879 г. он был награждён знаком Красного Креста за попечение о ране­ных воинах, в 1884 г. — наперсным крестом от епархиального начальства6, а в 1891 г. возведён в сан протоиерея. В 1875—1880 гг. преподавал Закон Божий в Тульском городском земском училище.
В июне 1887 г. определением Святейшего Синода он был утверждён штатным членом Тульской духовной консистории, а в 1890 г. — членом совета братства во имя св. Иоанна Предтечи. В 1895—1896 гг. Василий Александро­вич был председателем духовного попечительства.
Напряжённая общественная работа и многочисленные семейные хло­поты подорвали здоровье Василия Александровича. 12 августа 1897 г. он скончался от инсульта и был похоронен на Всехсвятском кладбище г. Тулы[7].
Василий Александрович Рождественский с супругой Марией Дмитри­евной имели одиннадцать детей. В статье мы коснёмся судеб семерых сыновей и трёх дочерей. Семья протоиерея была патриархальная, супруги воспитыва­ли детей в строгости, обеспечили им хорошее образование и смогли вырас­тить честных и порядочных людей.
Старший сын Александр Васильевич Рождественский родился 19 октя­бря 1859 г. в селе Архангельском-Грязном Ефремовского уезда Тульской гу­бернии. Он учился в Тульской духовной семинарии и в Московской духовной академии, работал учителем в Перервинском духовном училище Московской губернии и других духовных учебных заведениях.
Тихон Васильевич Рождественский родился 27 января 1862 г. в селе Архан­гельском-Грязном. В 1883 г. окончил Тульскую духовную семинарию. В 1884— 1886 гг. он работал надзирателем в Туль­ском духовном училище, а следующие семь лет был законоучителем и учителем Тульской фельдшерской школы. В 1887 г. Тихон Васильевич стал священником хра­ма св. Александра Невского при Тульской губернской земской больнице. В 1893 г. он был назначен священником Сретен­ской церкви г. Тулы и служил в этом храме до 1917 г. Тихон Васильевич Рождествен­ский имел многие церковные награды, а в 1914 г. был награждён орденом св. Анны III степени. Вместе с супругой Верой Фе­октистовной воспитал семерых детей. После Октябрьской революции он про­должал жить в Туле. Подробностями био­графии Т.В. Рождественского после 1917 г. мы не располагаем.
Дмитрий Васильевич Рождественский родился 16 июня 1864 г. в селе Архангельском-Грязном. Учился в Тульской духовной семинарии. Был та­лантливым человеком, решил стать инженером. Он уехал в Москву, а оттуда в Америку. После этого связь с ним прервалась и дальнейшая его судьба нам неизвестна[8].
Митрофан Васильевич Рождественский родился 6 июля 1866 г. в селе Архангельском-Грязном. Он, как и старшие братья, поступил в Тульскую ду­ховную семинарию, но оставил учёбу во втором классе. В 1884 г. Митрофан Васильевич поступил в аптекарские ученики и через 8 лет, успешно сдав экза­мены, стал провизором. Он владел аптекой на Арсенальной площади (ныне не существует) в доме Белолипецкого. Его предпринимательская деятель­ность была успешной, о чём говорит его принадлежность к сословию потом­ственных почетных граждан.
В нелегальной работе и антиправительственных выступлениях Ми­трофан Васильевич не участвовал. Но 22 сентября 1904 г. он был арестован и помещён в губернскую тюрьму. Как выяснили жандармы, Митрофан вме­сте с бывшим учеником Тульского реального училища Николаем Шпановым в день политической демонстрации в Туле 14 сентября того же года пытался взломать дверь в квартиру своей сестры Анны. Его подозревали в том, что он имел целью «извлечь из квартиры компрометирующие Анну Рождественскую предметы»[9]. 4 ноября 1904 г. Митрофана Васильевича освободили из тюрь­мы, а все обвинения впоследствии были с него сняты. Другими сведениями о нём мы не располагаем.
Анна Васильевна Рождественская родилась 8 января 1871 г. в селе Ар­хангельском-Грязном. Училась в Тульском епархиальном женском училище. Окончив училище, она работала учительницей рукоделия в железнодорож­ной школе на ст. Узловой. В 1900 г. Анна поступила в московскую зубовра­чебную школу, которую успешно окончила в 1902 г. Работала зубным вра­чом в Баташёвской больнице в Туле и занималась частной практикой. Анна Васильевна вместе с братом Николаем и сестрой Александрой принимала активное участие в нелегальной работе тульского комитета РСДРП и в пер­вой тульской политической демонстрации 14 сентября 1903 г., при разгоне которой была арестована полицией. При обыске на её квартире в доме Зака­товой на углу Старопавшинской (ул. Мосина) и Посольской (ул. Советская) улиц была обнаружена и изъята пишущая машинка «Гаммонд», на кото­рой печатали революционные листовки, копировальные приспособления, «преступные прокламации» и нелегальная литература[10]. Эти вещи стали главными уликами обвинения Рождественских. Более года Анна провела в тульской и каширской тюрьмах.
26 октября 1904 г. она была освобождена до суда под залог в 3000 ру­блей, внесённый её матерью Марией Дмитриевной. С помощью товарищей из тульского комитета РСДРП смогла уехать за границу. В 1908 г. Анна Ва­сильевна вернулась в Тулу и продолжила зубоврачебную практику[11]. Как сло­жилась её жизнь в дальнейшем, мы не знаем. В списке тульских зубных врачей 1925 г. она не упомянута[12].
Ольга Васильевна Рождественская родилась 13 июня 1873 г. в селе Ар­хангельском-Грязном. О ней мы не знаем ничего, кроме того, что она окончи­ла Тульское епархиальное женское училище и жила у брата Александра.
Александра Васильевна Рождественская родилась 28 января 1876 г. в Туле. Окончила то же училище, что и старшие сёстры. Работала учитель­ницей в Сретенской церковно-приходской школе Тулы. Вместе с братом Николаем и сестрой Анной принимала участие в антиправительственной деятельности. Александра Васильевна участвовала в первой тульской поли­тической демонстрации 14 сентября 1903 г., была арестована полицией. На­ходилась в тюрьме до 27 ноября 1904 г. На этом известный нам период её биографии обрывается.
Сергей Васильевич, «болезненный от рождения», умер в 1901 г. в воз­расте 23-х лет.
Из детей протоиерея В.А. Рождественского наиболее известны млад­шие сыновья – Николай и Василий.
Николай Васильевич Рождественский родился 16 января 1880 года в Туле. Успешно окончил Тульскую мужскую классическую гимназию. В 1900 г. он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1901 г. Николай Васильевич из университета «выбыл, не окончив курс»[13]. Он был исключён из университета «за участие в недозволенной сходке, имевшей место 23 февраля 1901 г. в актовом зале университета»[14]. За участие в студенческой сходке в университете 9 февраля 1902 г. был подвергнут шестимесячному заключению в Бутырской тюрьме. 22 июля того же года Николай был досрочно освобождён и выслан в Тулу. Здесь он поступил на военную службу вольноопределяющимся в 12-й Вели­колукский пехотный полк. В августе 1903 г. был уволен в запас. Проживая в родном городе в доме родителей на Старопавшинской улице (ул. Моси­на), Николай Васильевич познакомился с видным тульским большевиком Сергеем Ивановичем Степановым и начал сотрудничать с тульским коми­тетом РСДРП. Братья и сёстры Николая Васильевича сочувствовали его либеральным взглядам, а сёстры Александра, Анна и Антонина Георгиевна Щепетева (бывшая студентка Бестужевских высших женских курсов) — его будущая супруга активно занимались нелегальной работой. Они распро­страняли революционные прокламации, которые печатали и размножали в упомянутом доме Рождественских. Пишущую машинку «Гаммонд» для этих целей Николай Васильевич по заданию комитета привёз из Петербур­га[15]. Он также увлекался фотографией и имел фотоаппарат — достаточно редкую по тем временам вещь. Фотоаппаратом снимали, а затем размно­жали открытки с изображением известных русских революционеров — борцов с самодержавием: Софьи Перовской, Андрея Желябова, Степана Халтурина и других. Распространяли открытки через тех же людей, что и листовки. Вскоре Николай Васильевич вошёл в состав тульского комите­та РСДРП и активно включился в подготовку мероприятия, вошедшего в историю Тулы под названием первой тульской политической демонстра­ции. Кстати, красное знамя — одно из тех, что несли демонстранты — сшили в том же доме Рождественских.
Как видно из донесений тульского полицмейсте­ра А.А. Воронцова-Вельяминова начальнику тульского губернского жандармского управления генерал-майору Ф.И. Меллеру[16] и генерал-майора Ф.И. Меллера в депар­тамент полиции[17], в воскресенье 14 сентября 1903 г. в 2 часа дня на Киевской (проспект Ленина), Петровской (ул. Ф. Энгельса), Посольской (ул. Советская) и Калужской (ул. Демонстрации 1903 года) улицах появились небольшие группы мужчин и женщин по 3—5 человек из числа масте­ровых и молодых людей, хорошо одетых, из состоятельных семей. Эти люди направились к Красноглазовскому переул­ку (ныне не существует), где собрались в числе около 100 че­ловек. Оттуда стройными рядами, подняв четыре красных флага с надписями «Долой самодержавие» и «Да здрав­ствует свобода», участники демонстрации быстро двину­лись с песнями на улицу Посольскую. На Спасской площади (площадь Восстания) к ним присоединились другие люди, так что число демонстрантов выросло до 150—200 человек. Демонстранты продолжили движение быстрым шагом по Посольской улице к перекрёстку с улицей Киевской, где их поджидали заранее стянутые силы полиции. При этом не­которые участники акции разбрасывали листовки.
Увидев демонстрантов, помощник частного приста­ва[18] Рытов с 10 городовыми (до этого укрытыми в здании го­родской управы) бросился к ним навстречу и остановил их напротив Спасской церкви (церковь снесена). Он потребо­вал от людей разойтись по домам. Демонстранты подались назад, но затем после короткого замешательства попытались оттеснить городовых и освободить себе дорогу. Полицейские обнажи­ли шашки и, получив подкрепление, бросились на демонстрантов. Те начали сопротивляться, используя кулаки, булыжники мостовой и пал­ки, но после короткой схватки, не выдержав натиска, стали разбегать­ся. Городовые, свистя и крича: «Держи, держи!» ловили тех, кто не умел быстро бегать, а заодно и случайных зевак. В ходе столкновения были задержаны три человека, находившихся в первых рядах. Пресле­дуя убегающих демонстрантов, городовые задержали ещё 17 человек. В потасовке пострадал помощник пристава Рытов и четверо городовых. О числе пострадавших участников демонстрации не сообщалось. По­сле первых допросов задержанные были отправлены в губернскую тюрьму и камеры при полицейских частях (ввиду недостатка мест в тюрьме). Всего было задержано 20 человек, из которых пятеро вскоре были освобождены и допрошены в качестве свидетелей.
Всё описанное происходило на глазах у любопытных туль­ских обывателей, высыпавших из близлежащих домов в большом количестве.
Спустя более ста лет после описываемых событий, без преуве­личения можно утверждать, что эта акция действительно была первой орга­низованной публичной попыткой граждан в нашем городе мирно высказать свои политические убеждения и заявить властям свои требования. Правящие круги отказались пойти на широкий диалог с народом, проводить коренные политические преобразования в стране и пошли по пути силового подавле­ния поначалу мирных народных выступлений. Этот путь помог удержать си­туацию под контролем тогда и в годы первой русской революции, но оказался явно проигрышным. Это подтвердили события 1917 года.
Николай Васильевич, шедший в первом ряду демонстрантов, с сёстрами Александрой, Анной и невестой Антониной, смог убежать от полиции. Но через полчаса на Киевской улице они были опознаны помощником частного пристава Рытовым, задержаны и оказались в тульской тюрьме. Вечером того же дня Митрофан Васильевич и бывший реалист Николай Шпанов соверши­ли попытку попасть в квартиру к арестованной Анне Васильевне, чтобы вы­нести вещи, о которых было сказано выше. Но не смогли отпереть дверь.
Всем Рождественским было предъявлено обвинение «в принадлежно­сти к тайному обществу с противоправительственными целями, составлении, хранении и распространении преступных прокламаций», а также «в организа­ции и участии в уличной демонстрации»[19].
Кроме того, городовой 1-й части Фома Казакевич на допросе показал, что во время столкновения полиции с демонстрантами Николай Рождествен­ский «закричал: стойте, не бегите, бейте их (городовых прим. авт.), и пал­кой сбил с меня фуражку»[20].
Из тульской тюрьмы Николай Васильевич и Антонина Георгиевна Ще­петева вышли мужем и женой. Камера Николая Васильевича находилась ров­но этажом ниже камеры, где содержалась Антонина Георгиевна с Софьей Лу­начарской (Смидович) и другими арестованными женщинами.
В метрической книге Покровской церкви при тульском тюремном замке за 1904 г.[21] в части записи бракосочетаний есть одна-единственная за­пись. Это запись о венчании 21 апреля 1904 г. прапорщика запаса армейской пехоты сына священника Николая Васильевича Рождественского и дочери губернского секретаря Антонины Георгиевны Щепетевой. Поручителями со стороны жениха стали священник Сретенской церкви Тулы Тихон Васи­льевич Рождественский и потомственный почётный гражданин Митрофан Васильевич Рождественский. А со стороны невесты — начальник тульской губернской тюрьмы Сигизмунд Иосифович Брадовский и крестьянин Мо­сковской губернии села Коломенского Николай Васильевич Кириллов.
После освобождения из тюрьмы 20 декабря 1904 г. под залог в 300 рублей, несмотря на то, что дело по обвинению лиц, причастных к демон­страции, находилось на рассмотрении в тульском окружном суде, Николай Васильевич продолжил заниматься нелегальной работой. Он участвовал в известной демонстрации тульских рабочих и молодёжи — гораздо бо­лее многочисленной и продолжительной, чем первая, состоявшейся 21 октября 1905 г. и закончившейся столкновением с черносотенцами и ка­заками рядом с пересечением улиц Киевской и Посольской, в котором с обеих сторон участвовали сотни человек. Тогда на улицах нашего города пролилась кровь. Губернские власти не смогли или не захотели принять меры к предотвращению кровопролития. Было много погибших и десят­ки пострадавших. После этих событий, испытав потрясение и поняв, что русская революция бескровной не будет, Николай Васильевич оставил подпольную деятельность. Он уехал в Москву и продолжил обучение в Мо­сковском университете, который окончил в 1908 году. Вернувшись в Тулу, Н.В. Рождественский устроился работать учителем естествознания в част­ную мужскую гимназию И.Ф. Перова, где сложился либерально настро­енный педагогический коллектив. Всю свою дальнейшую жизнь Николай Васильевич посвятил педагогической работе, за исключением времени службы в армии в годы Первой мировой войны и периода работы в 1920— 1930 гг. по просьбе С.И. Степанова управляющим делами Тульского па­тронного завода (сейчас завод «Штамп»)[22]. После того, как С.И. Степа­нова перевели работать в Москву на должность председателя московского областного суда, Николай Васильевич вернулся к преподавательской рабо­те. Его супруга Антонина Георгиевна долгие годы работала учительницей начальных классов.
За время педагогической работы Николая Васильевича у него учились представители нескольких поколений туляков. Многие из его учеников, на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания, поддерживали с ним связь, даже находясь далеко от родного города.
Когда выпускники гимназии И.Ф. Перова собирались в Туле, то обяза­тельно навещали его дома на улице Льва Толстого. Во время работы в гимна­зии у Николая Васильевича учились: Константин Николаевич Шистовский, учёный-астроном, один из основателей и первый директор Московского пла­нетария; Павел Павлович Полубояров, Герой Советского Союза, военачаль­ник, маршал бронетанковых войск, стоявший у истоков создания советских бронетанковых войск; Морис Гавриилович Лейтейзен и Николай Алексан­дрович Руднев — активные участники революционных событий и Граждан­ской войны[23].
Много лет спустя 29 января 1965 г. прославленный военачальник, мар­шал бронетанковых войск П.П. Полубояров написал своему бывшему учите­лю такие слова:
«В день Вашего 85-летия прошу принять от одного из Ваших учеников сердечное поздравление и наилучшие пожелания.
В эту знаменательную дату невольно вспоминается образ любимого учителя, Ваш голос и уроки, которые Вы проводили с нами, дорогой Николай Васильевич.
Прошло много лет, как школа выпустила своих питомцев, а Ваше глубо­кое человеческое отношение и теплота всегда будут напоминать о проведённом в Туле детстве.
Жизнь разбросала нас в разные концы нашей Великой Родины, но ученики помнят и ценят Вас, как своего лучшего воспитателя.
В день Вашего славного юбилея все мы как бы мысленно собрались в Вашем доме, чтобы сердечно поздравить и пожелать Вам доброго здоровья на долгие, долгие годы.
Большое спасибо Вам за знания и труд, который никогда не будет забыт нами. Жму Вашу руку благород­ного человека и нашего дорогого учителя»[24].
В 1938 году Николай Васильевич был арестован по ложному обвинению. Второй раз в жизни почти год он провёл в тульской тюрьме. Всё закончилось бла­гополучно. Он был освобождён, а уголовное дело за­крыто. Вернувшись на свободу, он рассказывал, что в советской тюрьме условия содержания заключённых были гораздо более тяжёлыми, чем в царское время. Например, он вспоминал, что при царе у арестантов была постель, которую регулярно меняли, а в конце 30-х они лишены были этого, и спать временами, когда камеры были переполнены, приходилось по очереди. Некоторое время Николай Васильевич провёл в одной камере с видным ин­женером Тульского оружейного завода Александром Михайловичем Ана­ньевым — зятем Петра Александровича Верещагина — первого директора Тульского коммерческого училища[25].
Жил Николай Васильевич в одном доме с известным тульским врачом, имевшим степень доктора медицины, выходцем из орловских дворян Влади­миром Алексеевичем Афанасьевым, который в 1938 г. приютил в своей квар­тире Нину Петровну Ананьеву — дочь Петра Александровича Верещагина, после ареста мужа бросившую свою квартиру и скрывавшуюся с дочерью Ал­лой у друзей и знакомых[26].
Соседями Николая Васильевича, с которыми его связывали тёплые дружеские отношения, были известные тульские учителя и врачи: Игорь Пе­трович Чулков — главный врач яснополянской больницы; Михаил Ивано­вич Ксидо — талантливый врач акушер-гинеколог; Фридрих Рейнгольдович Тейле — одарённый врач-терапевт, выходец из семьи прусских немцев, сын владелицы самоварной фабрики Берты Густавовны Тейле; Владимир Евгра­фович Прозоров — учитель истории, основатель и руководитель Тульского коммунально-строительного техникума; Юрий Михайлович Булгаков — учи­тель биологии и директор 25-й средней школы (в послевоенные годы). Мно­гие из этих людей в 1937—1938 гг. были репрессированы, но эта уже другая история[27].
В послевоенные годы Николай Васильевич работал учителем географии в 25-й средней школе Пролетарского района г. Тулы[28]. В 1967 г. за многолет­ний и добросовестный труд он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Николай Васильевич Рождественский умер в Ясной Поляне 23 октября 1969 г.
Единственная дочь Николая Васильевича — Елена Николаевна Рождественская прожила долгую жизнь. В 1933 г. она окончила МГУ-2, позднее переименованный в МГПИ им. В.И. Ленина. Длительное время преподавала химию в 12-й и 20-й средних школах города Тулы, на рабо­чем факультете и в Тульском политехническом институте, была добрым и отзывчивым человеком, пользовалась заслуженным авторитетом среди коллег и учеников. Елена Николаевна была удостоена почётного звания заслуженного учителя школы РСФСР. Е.Н. Рождественская скончалась в Туле в 2001 г. на 97-м году жизни. В последние годы жизни за ней ухажи­вали посторонние люди[29].
Младший и самый известный сын протоиерея В.А. Рождественского Василий Васильевич Рождественский прожил интересную и плодотворную жизнь. Сведения о нём можно найти в энциклопедических изданиях и специ­альной литературе.
Он родился 12 мая 1884 г. в Туле. В 1897 г. поступил в Тульскую ду­ховную семинарию, но вскоре оставил учёбу там. Духовное образование не привлекало Василия Васильевича. Его желание развивать проявившиеся в детстве художественные способности определило дальнейший жизненный путь. В 1900 г. он вместе со старшим братом Николаем поехал учиться в Мо­скву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества[30], в котором тогда преподавали В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, Л.О. Пастернак.
Василий Васильевич, так же, как его брат и сёстры, не остался в сторо­не от революционного движения. Это не удивительно. Искреннее желание изменить жизнь в стране в лучшую сторону, покончить с социальным нера­венством, построить справедливое общество увлекало многих молодых обра­зованных людей в России в начале прошлого века.
В 1905—1906 гг. В.В. Рождественский находился в тюрьме за участие в революционных событиях в Москве. В 1911 г. он был исключён из училища за участие в акции протеста учащихся против вынужденного ухода В.А. Серо­ва. В годы учёбы в училище сблизился с талантливыми молодыми художника­ми П.П. Кончаловским, И.И. Машковым, А.В. Куприным, А.В. Лентуловым, Р.Р. Фальком. В 1910 г. Василий Васильевич вместе с ними принял участие в создании общества художников «Бубновый валет»[31]. Официально устав это­го общества был зарегистрирован 1 ноября 1911 г.
Василий Васильевич был женат на Наталье Ивановне Михайловой (пи­сательница, фольклорист), большую часть жизни прожил в Москве. В 1910— 1912 гг. он совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 г. был призван на военную службу и находился на фронте до 1917 г. Василий Васи­льевич много путешествовал по стране: бывал в Крыму, на Кавказе, в Каре­лии, Средней Азии, на Алтае, регулярно работал в Подмосковье. Он работал в разных жанрах живописи. Писал портреты, натюрморты, пейзажи. Осо­бенно его привлекали горные виды и живописная природа Русского Севера. В 1910-е — 1920-е гг. он занимался плакатом, прошёл через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом. В 1920-е гг. обратился к реалистической манере.
С 1907 г. Василий Васильевич был участ­ником многих российских и зарубежных выста­вок[32]. В 1918—1920 гг. он преподавал в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных ма­стерских, стал инициатором создания и руково­дителем (до 1922 г.) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии.
В апреле 1918 г. Василий Васильевич всту­пил в общество «Мир искусства». Он был в числе подписавших декларацию общества ху­дожников «Московские живописцы» 23 марта 1925 г[33].
Произведения В.В. Рождественского нахо­дятся во многих музейных собраниях России и за её пределами, в том числе в Государственной Тре­тьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном музее изобразитель­ных искусств, Каракалпакском государственном музее искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе, му­зеях Архангельска, Астрахани, Перми и других городов[34].
Василий Васильевич Рождественский скончался 20 мая 1963 г. в Москве.
Протоиерей В.А. Рождественский и его потомки, а также другие наши земляки, о которых шла речь выше, не сделали великих открытий и не совер­шили геройских поступков. Они добросовестно исполняли свои обязанно­сти, не изменяли своим убеждениям под грузом обстоятельств, не возводили в культ личные интересы и считали своим долгом помочь другим людям даже в тех ситуациях, когда это могло для них самих обернуться неприятными по­следствиями. Этим людям были небезразличны судьбы своей страны и своего народа. Они внесли посильный и достойный вклад в историю нашего города и заслужили то, чтобы их помнили.
А бывший дом Рождественских на улице Мосина, много повидавший на своём веку и отнесённый в своё время к памятникам революционной славы, между тем, доживает последние дни. На момент подготовки этой статьи мемо­риальная доска, в память о событиях 1903 года установленная на фасаде дома в советское время, демонтирована.
1. Набедренник — принадлежность богослужебного облачения священника Русской право­славной церкви. Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображён крест. Носится на длинной ленте у бедра справа, а при палице (при­надлежности облачения протоиерея и архимандрита) — слева.
2. Катехизическое поучение — нравственное наставление, содержащее основные положе­ния христианского вероучения. Цензор — должностное лицо в дореволюционной Рос­сии, уполномоченное осуществлять контроль содержания печатных изданий, произведе­ний изобразительного искусства, здесь — катехизических поучений.
3. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 256. Оп. 1. Д. 1993. Л. 4—4 об.
4. Скуфья — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и зва­ний. Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награ­да, вторая после набедренника.
5. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 256. Оп. 1. Д. 1993. Л. 4—4 об.
6. Наперсный крест — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи.
7. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 93 оп.1. Д. 67. Л. 337 об.
8. Воспоминания Елены Николаевны Рождественской в изложении Галины Сергеевны Ко­пыловой. Запись 08.02.2002.
9. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 1300. Оп. 1. Д. 34 Л. 200 об.
10. Там же. Л. 23 об-24.
11. Гусев С.И. Тайны тульских улиц. Тула: Дизайн-коллегия, 2011. С. 220.
12. Вся Тула и Тульская губерния. Справочная книга. Тула: Изд-во Тул. губисполкома, 1925. С. 78—79.
13. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 256. Оп. 1 Д. 1995. Л. 7 об.
14. Там же. Ф. 1300. Оп. 1 Д. 35 Л. 408.
15. Щеглов С., Здовбель Л. Сергей Степанов: документальная повесть. Тула, 1974. С. 26.
16. ГАУ ТО «Государственный архив» Ф. 1300. Оп. 1. Д. 34. Л. 34—34 об.
17. Там же. Л. 44—45 об.
18. Пристав — должностное лицо полиции, суда и некоторых других органов власти в дореволюционной России. Частный пристав — начальник городской полицейской части.
19. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 1300. Оп. 1. Д. 34. Л. 78.
20. Там же. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 34. Л. 187 об.
21. Там же. Ф. 93. Оп. 2. Д. 5. Л. 567 об—568.
22. Сергей Степанов: документальная повесть. С. 69.
23. Струков К. Бессменный директор тульской гимназии (И.Ф. Перов) // Тени старинного кладбища: Всехсвятский некрополь в Туле. Тула: Борус-Принт, 2011. С. 259—262.
24. Поздравительный адрес маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова от 29 января 1965 г.
25. Воспоминания Софьи Борисовны Люблиной. Запись 31.01.2012.
26. Струков К. Первый директор Тульского коммерческого училища Пётр Верещагин и его семья // Тульский краеведческий альманах. 2010. Вып. 7. С. 43.
27. Воспоминания Софьи Борисовны Люблиной. Запись 31.01.2012.
28. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 1886. Оп. 2. Д. 127. Л. 14 об.
29. Воспоминания Софьи Борисовны Люблиной. Запись 31.01.2012.
30. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 256. Оп. 1. Д. 1995. Л. 7 об.
31. РГАЛИ. Ф. 2950 Оп. 1 ед. хр. 54. То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgali.ru/ object/202626156
32. Там же. Ед. хр. 81. Л. 46-55. То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgali.ru/ object/217275623
33. Там же. Ед. хр. 62. То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgali.ru/object/215916098
34. Там же. ед. хр. 79. Л. 108—132. Л. 108—132. То же [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rgali.ru/object/217263403.

Библиографическая ссылка:

Струков К. Семья протоиерея Рождественского  / К. Струков  // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9. - С. 167-176.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100