Выпускники Тульской духовной семинарии П.В. Тихомиров и С.С. Глаголев в зарубежных научных командировках (конец XIX – начало XX вв.)

Руслан ЛЕСАЕВ

Статья посвящена выпускникам Тульской духовной семинарии, буду­щим преподавателям Московской духовной академии (МДА) — П.В. Тихо­мирову и С.С. Глаголеву. Обзор этой темы сфокусирован на рассмотрении на­учной деятельности этих личностей в стенах духовной академии и их вклада в развитие высшего духовного образования и богословской науки.
Источниками исследования явились «Журналы заседаний Совета МДА», документы архивных фондов Святейшего Синода, МДА, ее профес­соров и их научные исследования. Наиболее интересными с содержательной точки зрения источниками явились опубликованные отчеты П.В. Тихомиро­ва и С.С. Глаголева о командировках. В этих отчетах представлялись новей­шие исследования, взгляды и идеи, планы дальнейших разработок авторов, а иногда — фундамент будущего научного исследования.
Хронологические рамки статьи ограничены 1869 г. — реформой духов­ных академий, позволившей сделать научные командировки за границу од­ним из средств развития богословской науки[1], и 1917 г. — революцией, при­ведшей к разрушению российской духовной школы.
Основной областью деятельности для высшей духовной школы, при всем обилии и разнообразии решаемых задач, было развитие высшего бого­словского образования и науки, необходимой для Церкви, для общества и для российской науки в целом. Однако процесс развития в духовных академиях шел очень медленно. Духовные академии испытывали сложности и в изуче­нии новейшей европейской философии. Кроме того, недостаток информации о состоянии философской науки и образования в Европе не позволял осмыс­лять и правильно использовать их важнейшие достижения, учитывать ошиб­ки, видеть и реализовать новые перспективы.
Тяжелое положение богословской науки в целом усугубляла проблема отсутствия серьезных исследований по конкретным вопросам, слабо работа­ли на начальном этапе и внутренние силы развития, а научный интерес не мог самостоятельно открывать исследовательские перспективы. Развитие бого­словской науки следовало стимулировать, прилагая особые усилия и выраба­тывая специальные методы. Такая ситуация усиливала роль личности — за­интересованного ученого, исследователя. И в МДА такие личности нашлись.
Павел Васильевич Тихомиров – русский православный гебраист и исто­рик философии, прошедший обычный путь ученого представителя духовного сословия — из Тульской семинарии 6-й магистрант XLVIII курса (1889— 1893), с 1894 г. профессорский стипендиат. Окончил МДА (1893).
Будучи и.д. доцента МДА по кафедре истории философии (1904 г.), П.В. Тихомиров, как и все преподаватели высшей духовной школы, остро ощущал недоступность новейших исследований и источников, преимуще­ственно находящихся за границей, а также недостаточность некоторых от­делов российских библиотек в целом, и духовно-академических в частности. В результате чего считал необходимым непосредственно ознакомиться с ме­тодами и приемами преподавания, научными традициями, а также с некото­рыми антинаучными или практическими тенденциями в Германии, которые в книгах обыкновенно тщательно скрывались. Так, обосновывая необходи­мость своей командировки, П.В. Тихомиров указывал основные причины, которые побуждали его стремиться на родину великих философских систем и в лабораторию современных философских идей.
Следует отметить, что научные зарубежные командировки, иницииро­ванные реформой 1869 г., являлись одним из стимулов при развитии бого­словской науки. А представители кафедры философии, отправляясь за грани­цу с научной целью, в основном ездили в германские университеты Берлина, Мюнхена, Геттингена, Лейпцига, Гейдельберга, Магдебурга и др. Цели пре­следовались разные — от слушания лекций немецких профессоров и личного наблюдения преподавания структуры курса до научной работы в богатейших университетских и публичных библиотеках. Эти командировки были необхо­димы для изучения новейшей немецкой философии и общего положения это­го предмета в стране, а также современные исследования зарубежных коллег.
Научная командировка П.В. Тихомирова в Германию (1903/04 уч. г.) оказалась весьма плодотворной не только с ознакомительной, но и с учебно-методической точки зрения[2]. Он регулярно посещал лекции и семинары по философии в университете Берлина, Галле и Лейпцига[3]. В своем отчете он от­мечал мастерство в обработке научного материала в лекциях профессоров. В процессе командировки он окончательно убедился, что история философии непременно должна быть доведена до наших дней, показать образование господствующих в настоящее время философских направлений в главных и образованных странах — Германии, Франции и Англии, с присоединением характеристики и русской философии. Без этого условия ее значение для ум­ственного развития учеников значительно ослабляется[4].
Особое впечатление на П.В. Тихомирова произвели семинары по фило­софии: именно этого, с его точки зрения, не хватало в российских духовных академиях. Вернувшись из Германии, Тихомиров с разрешения ректора МДА епископа Евдокима (Мещерского) попытался ввести такие семинары для же­лающих студентов III курса, надеясь впоследствии расширить их как по коли­честву читаемого материала, так и по составу участников[5].
Опираясь на знания, полученные во время стажировки, П.В. Тихо­миров существенно переработал свой лекционный курс, расширив раздел о современном состоянии западной философии, ее направлениях, предста­вителях, преобладающих тенденциях. Однако начал он новый учебный год (1904/05) с лекции на тему «Академическая свобода и развитие философии в Германии», которая в дальнейшем была опубликована в виде статьи[6]. Статья была знаковой для начала XX в., ибо дискуссии об «академической свобо­де» как необходимой составляющей высшего образования велись в эти годы не только в российских университетах, но и духовных академиях. И особое значение «академическая свобода», с точки зрения Тихомирова, имеет для философии. Поэтому на эту статью как характерное следствие европейских командировок следует обратить особое внимание.
Тихомиров выделил главную черту, которая характеризует университет­ское преподавание и студенческие занятия в Германии: свобода! И далее, опи­раясь отчасти на полученный опыт, отчасти на исследования немецких авто­ров, он знакомил своих слушателей с сущностью, проявлениями и границами «академической свободы» в Германии[7].
«Академическая свобода» имеет две стороны: «свобода преподава­ния» (Lehrfreiheit) и «свобода учения» (Lernfreiheit). Свобода преподава­ния, являясь существенной и неотъемлемой принадлежностью немецкого университета еще с XVIII столетия, неразрывно связана с исследованием. На университетского преподавателя не только не возлагается обязанность со­общать лишь установленные и авторизованные истины, он обязан самостоя­тельными изысканиями вырабатывать научные познания и вводить их в круг своих слушателей. Преподаваемая наука не дана в качестве готовой системы, а лишь предстоит как совокупность задач, разрешению которых профессор должен посвятить свои умственные силы, делясь при этом достигнутыми результатами со своими слушателями и вводя их самих в технику научной
работы. Говоря о свободе преподавания, Тихомиров делал особый акцент на свободе проводить те или иные идеи в области преподаваемой науки. Это са­мая основная и важная принципиальная черта «академической свободы»: для академического преподавателя и его слушателей не существует никаких обязательных или запретных мыслей, единственный критерий — оправдать истину своего учения перед разумом и фактами[8]. И эта позиция — истинно философская. Даже попытки ограничить свободу исследования и борьба за ее сохранение дает стимул развитию немецкой философии.
Описанной профессорской «свободе преподавания» вполне соответ­ствует студенческая «свобода учения» — «Lernfreiheit», — право учиться где угодно, чему угодно и у кого угодно[9]. Тихомиров обратил внимание сво­их слушателей на то, что такая свобода едва ли была бы возможна и едва ли допускалась бы, если бы немецкий университет, подобно российским, давал права гражданской службы. Но последние в Германии приобретаются в го­сударственных экзаменационных комиссиях, независимых от университета. Университет дает только знания, а государство — права. Единственное зва­ние, какого может удостаивать университет, есть докторская степень, к приоб­ретению которой стремится большинство немецких преподавателей[10].
«Университетская свобода», с точки зрения Тихомирова, оказывает в Германии влияние и на выработку философских воззрений, и на их распро­странение и усвоение. Условиями, благоприятствующими развитию филосо­фии в Германии, П.В. Тихомиров считал уважение к научному знанию и его высокое развитие, с одной стороны, противоречие между традиционным ми­ровоззрением (обыденным, наивным или так называемым здравым смыслом, религиозно-нравственным, унаследованным от предков и поддерживаемым консерватизмом среды, сросшимся с ним устаревшим научным) и новыми на­учными знаниями. В этих условиях и происходит бурное развитие в Германии философии, которая является, по определению Тихомирова, самостоятель­ным пересмотром мировоззрения и переработкой с этой целью последних результатов научного исследования[11].
Тихомиров с печалью отмечал, что в России дело обстоит совершенно по-иному. Ученых сил много, научная работоспособность их — вне всякого сомнения, по научной продуктивности те из наших ученых, «которые не по­ставлены в особенно неблагоприятные условия», не уступают европейским. Тем не менее, дальше чисто-исторических, критических, компилятивных, под­ражательных и «продолжительных» работ, по мнению Тихомирова, россий­ским философам уйти не удается. Вполне оригинальных систем первого уровня в России практически нет. И главную причину в этом Тихомиров усматривал в отсутствии свободы исследования, чувстве постоянного риска подвергнуться дисциплинарной ответственности за научные или философские мнения[12].
Однако его деятельность не ограничивалась стенами духовной школы: с 1906 г. Тихомиров — экстраординарный профессор философии в Нежин­ском историко-филологическом институте. Занимаясь историей философ­ских идей, Тихомиров не оставил работы над библейской проблематикой[13]. В 1907/18 гг. он — приват-доцент Киевского университета.
Старший коллега П.В. Тихомирова — Сергей Сергеевич Глаголев (1865—1937)[14] — историк религии, автор многочисленных работ по основ­ному богословию и апологетике. Окончил Тульскую духовную семинарию (1885 г.), в МДА завершил обучение со степенью кандидата богословия. Был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата (1889 г.), и. о. до­цента по кафедре введения в круг богословских наук (1892 г.).
6 июня 1894 г. С.С. Глаголев защитил магистерскую диссертацию «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого»[15]. В мае 1895 г. С.С. Глаголеву присвоена степень магистра богословия, в сентябре того же года он стал экстраординарным профессором МДА.
С начала издания в 1900 г. Православной богословской энциклопедии Глаголев принимал участие в ее создании — автор 35 статей, среди них богослов­ские, церковно-исторические, по истории восточных нехристианских религий, по истории европейской философии и др. Позднее большая часть этих статей вместе с некоторыми другими составила основное содержание двух его работ: «Пособия к изучению основного богословия» и «Лекций по богословию», выпущенных в помощь слушателям Высших женских курсов в Москве. С 1902 по 1913 гг. были изданы важнейшие его книги[16]. Специальному обсуждению проблематики естественных религий Глаголев посвятил ряд трудов. «Очерки по истории религии» своей задачей ставили описание естественных религий древнейших культурных народов[17]. В другом труде «Из чтений о религии» были представлены религии в их исторических формах (ассиро-вавилонская, египетская, ислам, христианство и др.), а также понимание религии крупнейши­ми представителями философии (Декарт, Лейбниц, И. Кант, Ф. Шлейермахер и др.)[18]. Научное исследование «Греческая религия»[19], не отличающееся само­стоятельностью в разработке проблем, посвящено изложению греческих веро­ваний на различных этапах их существования[20].
Научное содержание заграничных командировок было богатым, вклю­чающим в себя разносторонние научные занятия. Командировки осуществля­лись по разным причинам: проблема замещения вакантных кафедр, детальное ознакомление с западной наукой, с научно-вспомогательными учреждениями и мн. др. – все это имело самые положительные результаты для отечественной богословской науки, и в частности, для духовных академий.
Но наряду с «научно-исследовательскими» командировками были и командировки с целью участия в международных конференциях. В этой свя­зи следует обратить наше внимание на участие С.С. Глаголева от российской высшей духовной школы в таких конгрессах и съездах международного уров­ня. Международные конференции обычно проводились в странах Западной Европы и были разные как по тематике, так и по своему характеру. Так, Меж­дународный конгресс по нравственному воспитанию проходил в разные годы в разных странах: Нидерланды (Гаага), Италия (Рим), Франция (Париж), Ан­глия (Лондон). Всемирный конгресс религий проводился в Бельгии (Брюс­сель) и неоднократно во Франции (Париж). Несмотря на то, что такие кон­ференции носили более светский характер, оргкомитет приглашал принять участие в работе и ученых богословов.
В 1894 г. С.С. Глаголев принимал участие в Третьем международном конгрессе католических ученых в Брюсселе[21]. В 1898 г. Глаголев был команди­рован в Париж на Всемирный конгресс религий[22].
Невероятным достижением того времени для русских ученых стало избрание С.С. Глаголева вице-президентом Всемирного конгресса в Париже в 1900 г.[23].
На конгрессе присутствовали представители самых разнообразных от­раслей знания со всего мира. А учреждение восьми секций по разным наукам (религиоведческие, философские, юридические, исторические, естественные (с подразделением на математические, физику, химию, геологию и минера­логию, ботанику, зоологию, биологию, антропологию), филология, христи­анское искусство) было свидетельством научного колорита. И современные вопросы в различных областях науки были не чужды Глаголеву. Достаточно хорошо осведомленный о последних достижениях в области математики, фи­зики, биологии и др. наук, Глаголев весьма скептически оценивал возможно­сти современной науки дать ответ на те вопросы, без решения которых нельзя построить целостное мировоззрение[24].
Однако для С.С. Глаголева как православного ученого-богослова этот конгресс представлял большой интерес по своей апологетической цели. На­учные труды Глаголева по истории науки были тесно связаны с задачами христианской апологетики и подчинены им. Широко образованный ученый, разбиравшийся в сложной и специальной проблематике естественных рели­гий, истории философии и науки, он ревностно трудился почти на всех на­правлениях апологетики кон. XIX — нач. XX вв.
Главной задачей апологетики Глаголев считал «научное обоснование истин веры»[25], в таком обосновании не только доказываются вероучитель­ные положения, но и опровергаются ложные и враждебные христианству учения. Мысль о доказуемости истин веры у Глаголева не противоречит его убеждению, что источником религиозных истин является Бог и что истины веры постигаются только в вере. Признавая необходимым и отвечающим духу христианства научное исследование Священного Писания, Глаголев вместе с тем полагал, что оно не может быть успешным без глубокой и искренней веры в Бога как обязательного условия понимания и объяснения Слова Божия. Бу­дучи в командировке за границей, Глаголев пришел к выводу, что в отсутствии веры в Бога и недоверии к Священному Писанию и Священному Преданию, виной всему лежит основной порок «научных» исследований христианства, получивших широкое распространение в европейских странах, в особенно­сти в Германии и во Франции. Оценивая положительно отдельные дости­жения современной ему западной апологетики, Глаголев к существенным недостаткам католической апологетики относил ее оторванность от веры, а протестантской — безразличие к догматической проблематике.
Будучи в научной командировке, Глаголев не оставил без комментария состояние западноевропейских богословских факультетов, отмечая, что на За­паде факультеты не могут похвалиться особенным многолюдством, но студен­ты-теологи есть вообще то же самое, что и всякие студенты[26]. А все, что говорят о гниющем Западе, безбожной Франции, представляет совершенный вздор. Печальная крайность, в которою впал Запад, особенно была заметна Глаголеву летом 1905 г., часть которого он провел в Англии и часть во Франции. Глаголев убежден, что англичане — самый религиозный народ в мире, поэтому проявле­ния и различные формы религиозности наблюдать там всегда легко и удобно[27].
Особо следует отметить «информационную» деятельность Глаголева: он активно знакомил коллег по корпорации и научную общественность с ос­новными достижениями западной науки. В этом смысле очень характерен его обзор французского религиоведения начала XX в. в статье «Брюссель и Па­риж для науки о религии» (1915), имеющий в виду, прежде всего, основные образовательные и научные центры (включая музеи и периодику)[28].
Читая в МДА (с 1892 г.) курсы по истории религий и апологетике, Гла­голев стал работать над новой отраслью — православным религиоведением.
В западноевропейской и русской философии XIX века происходили сходные процессы. Появляется ряд специальных наук и дисциплин, в том числе философия религии. Однако есть принципиальные отличия между по­явлением и развитием западной и отечественной философии религии. Если в Запанной Европе философия религии возникает в рамках светской модели философствования и на базе универсальных наук, то в России само понятие «философия религии» появляется в духовных академиях и вырастает из бо­гословия, а затем развивается в тесном с ним взаимодействии.
Здесь следует упомянуть напрямую не относящегося к философской традиции МДА, но примыкающего к ней С.С. Глаголева, благодаря которому философия религии в МДА была ориентирована на тесное взаимодействие с историческим изучением религиозных явлений, т. е. на подтверждение теории фактическим материалом. Он же поддержал идею о необходимо­сти дополнения философии религии историческими и психологическими исследованиями[29]: «У нас давно и усердно занимались и занимаются филосо­фией религии, но лишь недавно и немногие стали изучать саму религию»[30] — т. е. религию как исторический и психологический факт[31]. Изучение истории религии имеет, по Глаголеву, не только чисто научное или апологетическое значение, но и экзистенциальный смысл: «…изучение никакой другой сторо­ны духовной жизни человека не может более обращать его мысль и заботу к чистоте сердечной, как изучение религий»[32].
В июне 1901 г. в МДА Глаголев защитил докторскую диссертацию «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви»[33]. Профессор сформулировал свои основные теоретические принци­пы, которыми он руководствовался во всех без исключения своих апологетиче­ских сочинениях[34]. В учении о естественном богопознании Глаголев утверждал, что христианская религия и наука не противоречат друг другу, более того, вели­кие научные открытия лишь подтверждают истинность христианства, обнару­живая все богатство и многообразие божественного творения[35].
Так, в МДА, благодаря самостоятельным научным исканиям проф. Гла­голева, не только философия религий, но и история религий основались на философских принципах исследования. С именем Глаголева связан следую­щий шаг в самоосознании отечественного религиоведения: в своей апологии науки о религии он не просто указывает на ее пропедевтические функции по отношению к богословию и философии религии, но и обосновывает ее особое место в системе духовно-академического образования[36].
Таким образом, выпускники Тульской духовной семинарии представ­ляют собой интересный пример совместной научной деятельности в стенах МДА, а научные зарубежные командировки С.С. Глаголева и П.В. Тихоми­рова способствовали развитию в высших духовных школах богословского об­разования и науки, позволив выработать новый подход к богословской науке.
Актуализация Тихомировым проблемы развития истории философии на современном научном и учебном уровнях смогла выработать новое направ­ление в преподавании: в учебный курс были введены современные элементы преподавания, необходимые для полноценных занятий философией. Эти из­менения были вызваны ощущавшейся потребностью восполнить прежнюю программу курса. Тихомиров подготовил и издал ряд публикаций, которые и по сей день представляют для нас большой научный интерес. Его многочис­ленные труды ввели в область научного изучения массу нового современного научного материала. Бесспорными достоинствами новых изданий и учебных пособий являются их содержательность и прекрасное изложение.
Важнейшими результатами научных командировок Тихомирова стали новые идеи, привезенные из-за границы. Они заключались как в выводах, ко­торые сделал для себя сам профессор, так и в усвоенных им теоретических установках зарубежных коллег.
Научные командировки С.С. Глаголева имели принципиальное значе­ние для становления новых представлений и направлений в таких дисципли­нах, как философия и история религий. Глаголев ввел в научный оборот целый комплекс философских и религиоведческих источников. Его публицисти­ческое наследие представляет огромную научную ценность и вносит значительный вклад в отечественную богословскую науку. Большинство созданных им трудов по богословской, религиозно-исторической и естественнонаучной апологетике появилось после его научных путешествий в Западную Европу. Им была создана прочная база для дальнейших апологетических работ при исследовании нехристианских религий, указаны многие актуальные для на­уки проблемы и вопросы. Практические стороны дела Глаголев выявлял из неоднократных участий в работе международных конгрессов и конференций, которые давали возможность непосредственно знакомиться с достижениями и методами западных ученых.
Список источников и литературы
1. Источники
1.1. Архивные документы.
1.1.1. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ (РГИА).
Ф. 796. Канцелярия Синода.
Оп. 184. Д. 308. Л. 1–6. О командировании за границу с научной целью и.д. доцента МДА Павла Тихомирова и назначении ему посо­бия в размере 600 руб. 5 июня 1903 г.
1.1.2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ г. МОСКВЫ (ЦИАМ).
Ф. 229. Московская духовная академия.
Оп. 3. Д. 234. за 1894 г.
1.2. Опубликованные источники.
1.2.1. Делопроизводственная документация.
Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий. § 169—171 // Полное собрание законов Россий­ской империи. Второе собрание. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. № 47154.
Журналы (протоколы) заседаний совета Московской духовной ака­демии за 1894, 1900, 1903, 1904 гг.
1.2.2. Периодическая печать.
Богословский вестник (далее БВ) (МДА) за 1896, 1897, 1898, 1905, 1915 гг.
1.2.3. Научные труды.
Глаголев С. С. Брюссель и Париж для науки о религии // Богослов­ский вестник. 1915. Т. 2. № 5. С. 1—51.
Глаголев С.С. Греческая религия. Ч. 1. Сергиев Посад. 1909.
Глаголев С.С. Задачи русской богословской школы [Вступительные чтения по введению в богословие] // БВ. 1905. Т. 3. № 11. С. 413.
Глаголев С.С. Из чтений о религии. Сергиев Посад. 1905.
Глаголев С.С. О происхождении и первобытном состоянии рода че­ловеческого. М., 1894.
Глаголев С.С. Очерки по истории религии. Ч. 1. Сергиев Посад. 1902. С. 19.
Глаголев С.С. Пособие к изучению основного богословия. М. 1912. С. 26.
Глаголев С. С. Религия как предмет исторического и философского изучения // БВ. 1897. Т. 3. № 7. С. 76–95.
Глаголев С.С. Сверхъестественное откровение и естественное бого­познание вне истинной Церкви. Харьков. 1900.
Тихомиров П.В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [Лекция студентам МДА] // БВ. 1905. Т. 2. № 5. С. 65–94.
Тихомиров П.В. Значение философских наук в системе семинарско­го образования // Богословский вестник. 1898. 3. С. 442.
2. Литература
2.1. Монографии, брошюры, статьи.
Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академи­ческой традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 53.107
Голубцов С.А. Профессура МДА в нач. ХХ в. М., 1999. С. 30-31. Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный // Сборник статей по исто­рии высшего духовного образования в России (XIX — начала XX веков). М. 2007.
Ссылки и примечания
1. Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий. § 169–171 // Полное собрание законов Российской империи. Второе собрание. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. № 47154. С. 555.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. (Канцелярия Сино­да). Оп. 184. Д. 308. Л. 1–6. О командировании за границу с научной целью и.д. доцента МДА Павла Тихомирова и назначении ему пособия в размере 600 руб. 5 июня 1903 г. Журналы заседаний Совета Московской духовной академии (ЖЗС МДА) за 1903 г. М., 1904. С. 88–92.
3. ЖЗС МДА за 1904 г. М., 1905. С. 319.
4. Тихомиров П.В. Значение философских наук в системе семинарского образования // Бо­гословский вестник (БВ). 1898. 3. С. 442.
5. ЖЗС МДА за 1904 г. С. 349.
6. Тихомиров П.В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [лекция сту­дентам МДА] // БВ. 1905. Т. 2. № 5. С. 65–94.
7. Фактические указания по всем вопросам, которых не мог проверить личным наблюдени­ем, Тихомиров черпал из книги Ф. Паульсена: Paulsen F. Die deutschen Universitäten und das Universitätsstudium. Berlin. 1902 (см.: Тихомиров П.В. Академическая свобода и раз­витие философии в Германии… С. 65).
8. Там же. С. 69.
9. Там же. С. 73.
10. Там же. С. 75.
11. Тихомиров П.В. Академическая свобода и развитие философии в Германии… С. 75–78.
12. Там же. С. 81.
13. Главные труды П.В. Тихомирова: Художественное творчество и религиозное познание. (Сергиев Посад, 1897); Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия. (Харьков, 1899); Вечный мир в философском проекте Канта. (Сергиев Посад, 1899); История философии, как процесса постепенной выработки научно-обоснованного и истинного мировоззрения (1899); Православная догматика и религиозно-философское умозрение. (Харьков, 1897); Логический характер экзистенциальных суждений. (Вопросы философии и психологии, кн. 42); Гносеология Риля. (кн. 58); Значение философских наук в системе семинарского образования (БВ. 1896. 3); К вопросу о политических, националь­ных и религиозных задачах России (1897. 3); Типы гносеологических учений. (1900. 7); Изложение и критический разбор оснований Спенсерова релятивизма. (Вера и Разум. 1894: май, кн. 2, и сентябрь, кн. 1); Научное и философское значение эволюционной те­ории. (1899); Проблема и метод Кантовой критики познания. (1899); Реализм Спенсе­ра. (1900); История Силома и его значение. (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1890, август); Философия В.Д. Кудрявцева. (1894, январь); Вера и знание. (1895, май, июль). С 1896 г. Тихомиров ежегодно помещает в «Богословском вестнике» обзоры новых книг и статей по философии на русском и иностранных языках.
14. П.В. Тихомиров был на три года младше С.С. Глаголева.
15. Глаголев С.С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.
16. Глаголев С.С. Очерки по истории религии. Ч. 1; Он же. Из чтений о религии; Он же. Греческая религия. Ч. 1; Он же. Естественно-научные вопросы, в их отношении к христи­анскому миропониманию и др.
17. Глаголев С.С. Очерки по истории религии. Ч. 1. Сергиев Посад. 1902. С. 19.
18. Глаголев С.С. Из чтений о религии. Сергиев Посад. 1905.
19. Глаголев С.С. Греческая религия. Ч. 1. Сергиев Посад. 1909.
20. Глаголев С.С. Из чтений о религии. Сергиев Посад. 1909.
21. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 229. (Московская духовная ака­демия). Оп. 3. Д. 234; ЖЗС МДА за 1894 г.; Глаголев С.С. Секция по наукам о рели­гии на Третьем Международном конгрессе католических ученых // БВ. 1896. Т. 1. №2. С. 325—335.
22. Голубцов С.А. Профессура МДА в нач. ХХ в. М., 1999. С. 30—31.
23. ЖЗС МДА за 1900 г. С. 14.
24. Например, объяснить происхождение мира, жизни на земле и человека.
25. Глаголев С.С. Пособие к изучению основного богословия. М. 1912. С. 26.
26. Глаголев С.С. Задачи русской богословской школы [Вступительные чтения по введению в богословие] // БВ. 1905. Т. 3. № 11. С. 413.
27. Глаголев С.С. Задачи русской богословской школы [Вступительные чтения по введению в богословие] // БВ. 1905. Т. 3. № 11. С. 429.
28. Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в до­революционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [ПСТГУ] . I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 53.
29. Глаголеву принадлежит целый ряд исследований и обобщающих работ, в которых, так или иначе, затрагиваются интересующие нас темы. Это, главным образом, его магистерская и докторская диссертации: «О происхождении и первобытном состоянии рода чело­веческого» (1894), «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» (1900), а также «Очерки по истории религий. Ч. 1. Религии древней­ших культурных народов» (1902), «Из чтений о религии» (1905), «Прошлое человека» (1917) и др. Однако наиболее существенные и характерные для его подхода к теме идеи высказывались им и в ряде публикаций (зачастую полемического характера) в «Богослов­ском вестнике», на которых главным образом и основано нижеследующее изложение.
30. Глаголев С. С. Религия как предмет исторического и философского изучения (Рецензия на: Мензис А. История религии. СПб., 1897) // БВ. 1897. Т. 3. № 7. С. 76–95 (вторая пагинация) (окончание), здесь с. 79.
31. См.: Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 50.
32. Глаголев С. С. Брюссель и Париж для науки о религии // Богословский вестник. 1915. Т. 2. № 5. С. 1–51 (вторая пагинация). С. 37.
33. Глаголев С.С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истин­ной Церкви. Харьков. 1900.
34. Там же. С. 7.
35. Там же. С. 288.
36. Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в до­революционной России // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 53.

Библиографическая ссылка:

Лесаев Р. Выпускники Тульской духовной семинарии П.В. Тихомиров и С.С. Глаголев в зарубежных научных командировках (конец XIX – начало XX вв.) / Р Лесаев // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9. - С. 100-108.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100