Людмила
БРИТЕНКОВА
Во многих русских городах есть своя визитная карточка, свой особый
продукт, отражающий исторические особенности развития края, или соответствующий
местному образу жизни, или представляющий наиболее характерный для данной
местности промысел. Так, русское кружево в нашем сознании сразу ассоциируется с
Ельцом или Вологдой, лаковые шкатулки - с Палехом или Холуем, пуховые шали - с
Оренбургом. Образ старинного города Тулы лрезкде всего связан с оружием,
пряниками и самоваром.
Тульский самовар - явление уникальное, тесным образом связанное с
историей России, русского быта, культуры чаепития, но прежде всего, это часть
богатейшего историко-культурного наследия Тулы. В настоящее время в Туле
располагаются несколько коллекций, представляющих тульский самовар: филиал государственного
учреждения культуры Тульской области «Объединение «Историко-краеведческий и
художественный музей» - музей «Тульские самовары», ведомственный музей ОАО
«Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова», частные коллекции.
Одной из самых известных частных коллекций самоваров в России в
настоящее время является коллекция Михаила Михайловича Борщева. Крупный
российский предприниматель и меценат Михаил Борщев собирает ее уже более 13
лет. Началась коллекция с нескольких самоваров, подаренных владельцу в начале
двухтысячных годов. Со временем она разрослась до уровня настоящего музея. Она
насчитывает более 540 предметов и представляет собой обширное и интересное
собрание самоваров, бульоток и приборов для сервировки стола.
В коллекции представлены самовары различных размеров и форм, от
вполне традиционных до редких и нестандартных. География предметов весьма
впечатляет. Прежде всего, это, безусловно, Россия - Тула, Москва, Санкт-
Петербург, Урал, Самара, Ярославская губерния, Варшава, а также самовары и
бульотки из различных стран Западной и Восточной Европы, США, Марокко, Ирана,
Китая, Великобритании. Более 80 крупных и мелких производств,
специализировавшихся на художественной обработке металлов и выпускавших
самовары и бульотки, представлены здесь. Коллекция показательна также и с
исторической точки зрения, она охватывает временной период от середины XVIII в.
до наших дней. Некоторые экспонаты принадлежали известным историческим
личностям.
Это объемное и значимое собрание выставлено в главном корпусе
парк-отеля «Грумант», недалеко от Тулы, в Щекинском районе. Самовары, собранные
в коллекции, практически полностью иллюстрируют появление и развитие
самоварного производства не только в Туле, но и в целом в России.
Первый русский самовар «появился на Иргине между сентябрем 1738 г.
и февралем 1740 г.»[1]. Но именно Акинфий Демидов первый оценил это изобретение
иргинских мастеров и дал толчок развитию самоварного дела в России. В коллекции
есть замечательный самовар середины XVIII в. с полустертым клеймом, на котором,
однако, можно прочитать литеры « гд». Как вариант, можно рассмотреть их как
часть клейма «ГДГД» (главный дозорщик Григория Демидова) или «ДГД» (дозорщик
Григория Демидова). Оба клейма принадлежали Суксунской горной группе,
перешедшей после смерти Акин- фия Демидова к его сыну Григорию, а затем, после
смерти последнего в 1761 г., управлявшейся Александром Григорьевичем Демидовым[2].
В любом случае, изготовлен ли этот самовар на Суксунском заводе Г.А. Демидова
или на Троицком заводе купцов Турчаниновых (выпускавшем в это же время
самовары, в том числе и дорожные) самовар интересен и как ранний образец
дорожного самовара, и как изделие уральских фабрик, а более всего как предмет
декоративно-прикладного искусства. Он привлекает внимание своей особой
отделкой: поверхность самовара (выполненного в форме 8-угольной коробки)
покрыта изящным чеканным орнаментом растительного характера, на одной из сторон
- изображение птицы с удлиненной шеей и распростертыми крыльями (кстати, одна
из характерных составляющих декора демидовских мастеров). Особенно интересны
мужская и женская фигуры на скошенных углах сундучка, одетые в модный костюм
1760-х гг.
Ранние тульские самовары представлены в коллекции самоварами
фабрики Василия Ломова и Н.Н. Маликова. Фабрика Василия и Ивана Ломовых была
открыта в 1812 г. и признавалась одной из лучших в те годы из тульских фабрик.
В 1820-е гг. она ежегодно выпускала от 2 до 10 тысяч самоваров[3] и превзошла
не только первую тульскую фабрику братьев Лисицыных, но и москвича Петра
Силина. Петр Силин уже был известным производителем самоваров, когда открылось
ломовское заведение. В коллекции М.М. Борщева есть замечательный самовар,
типичной для начала XIX в. формы - узкая, вытянутая кверху ваза, с высокими
петлеобразными ручками. Самовар покрыт накладным серебром и декорирован
флоральным мотивом (по указанию заказчика). В орнаменте есть к тому же вензель
владельца и дата «1824 г».
Популярность фабрики Силина подверглась жесткой конкуренции со
стороны туляков, тех же Ломовых (с 1830-х гг. работавших отдельно) и Николая
Маликова. В 1829 г. на небосклоне тульского самоварного производства появилась
новая звезда - Николай Дементьевич Маликов (1779 - 1850). Николай Маликов был четвертым
сыном Дементия Трофимовича Маликова, самоварная фабрика которого упоминалась
еще в 1803 г.[4] Николай Маликов был единственным из тульских самоварных
фабрикантов, кто участвовал в первой всероссийской мануфактурной выставке 1829
г.
Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий
состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге. Она разместилась в «Экспозиционной
зале» - специально построенном для этой цели здании на стрелке Васильевского
острова. Здесь же проходили впоследствии следующие Всероссийские мануфактурные
выставки 1833, 1839, 1849 и 1861 гг. Планированием и организацией этих смотров
занимался департамент мануфактур и внутренней торговли министерства финансов,
которое путем выставок стремилось «ознакомить публику с успехами отечественной промышленности,
победить предрассудки, дающие преимущество всему иностранному, и отличиями и
наградами за изящнейшие произведения возбудить дух соревнования между
фабрикантами и поощрить их к дальнейшему усовершенствованию своих изделий»[5].
В первой русской выставке приняли участие 326 фабрикантов,
ремесленников, купцов, мастеров и художников - людей практически всех званий и
сословий из 33 губерний Российской империи, представивших 4041 экспонат. Мастер
Николай Маликов представлял на выставке самовары красной меди и за свои изделия
был удостоен малой серебряной медали.
В 1835 г. на его небольшой фабрике, где работали всего 18 человек,
было изготовлено 250 штук самоваров и 50 штук кофейников. Но все изделия были
выполнены в необыкновенно изящных формах, что отметил будущий император
Александр II, тогда наследник российского престола, посетивший Тулу в 1837 г.
Был он на оружейном заводе и на выставке «тульских фабрикаций», впечатления от
которой оставил В. Жуковский, наставник и воспитатель цесаревича: «... самовары
же оружейника Маликова отмечались на выставке особенною изящностью форм своих,
добротою металла, несравненно противу всех чистою отделкою»[6].
Именно
изящество отделки привлекает внимание в самоварах Н.Д. и Н.Н. Маликовых,
представленных в коллекции: чистый рисунок литья, изящество и простота гранных
стенок несомненно указывают на вкус владельцев фабрики. Рядом можно видеть
изделия современников Н.Н. Маликова - братьев Сомовых и Сергея Христофоровича
Лукьянова, чьи самовары также поддерживают высокую марку тульских изделий.
Благодаря этим людям, благодаря их труду и предприимчивости Тула и стала
величаться «самоварной столицей» России в середине XIX в.
К концу
XIX века в России сложилось несколько крупных центров по производству самоваров
и другой «медной посуды»: это прежде всего Тула, где упор делали на широкого
потребителя, поэтому массовый выпуск был сориентирован на самовары не очень
дорогие, разных фасонов и размеров; Москва и Петербург (фабрики Ксимантовского,
Пеца, Севрюгина, Кондратьева, Дубинина), чьи изделия часто были декорированы
накладным серебром и широко использовался белый металл и мельхиор; Варшава
(фирмы Фраже, Плевкевича, Хеннеберга, братьев Бух), где в основном выпускали
изящные самовары-вазы с богатым декором и разнообразные бульотки. Изготавливали
самовары также на Урале, в Ярославской и Владимирской губерниях.
Особой
красотой отличались самовары фабрики Константина Яковлевича Пеца, Петра
Севрюгина (илл. 7 на цветной вклейке) и Александра Христофоровича Матиссена,
работавших в Москве во второй половине XIX века. В конце XIX - начале XX веков
рынок был заполнен изделиями московской фабрики Аленчикова и Зимина, которые
успешно конкурировали с туляками. Коллекция М.М. Борщева располагает многочисленными
образцами работы этих знаменитых московских фабрик. Особенно следует отметить
изделия К .Я. Пеца. На всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. именно он
представлял русские самовары (туляков там вообще не было). Московская фабрика
накладного серебра Константина Пеца выставила два дорогих самовара из красной
меди, обложенные серебром снаружи и изнутри, предназначенные для украшения
праздничного стола (скорее не самовары, а роскошные вазы «на 50 чашек»), и
самовар для дорожного употребления «на 30 чашек, с отъемными ножками и краном»[7].
Вообще, Пец был самым известным московским самоварщиком. Считается, что ни одно
музейное собрание не может считаться полным, если в нем нет самоваров Пеца.
Изящные растительные орнаменты накладных элементов, фигурные детали выделяют
эти изделия из ряда подобных.
Изделия
другого московского фабриканта А.Х. Матиссена замечательны тем, что полностью
отвечают «русскому стилю», модному во второй половине XIX в., использовавшему
национальноромантические тенденции в искусстве. Мотивы русских вышивок и
резьбы, изображения птиц, петушков, мифологических фигур можно найти в деталях
и декоре самоваров Матиссена. Интересен самовар с краном в форме петушиной
головы и веткой крана в виде василиска - мифического персонажа с головой петуха
и телом змеи. Не менее интересен подстаканник «на курьих ножках», выполненный в
том же стиле, но на другой фабрике - фабрике Романа Плевкевича.
Особую
часть в собрании занимают самовары необычного конструкционного решения.
В 1864
г. начали выпускать самовары модели инженер-полковника Волошинова, как его
именовали в газетах. В Москве небольшую серию таких самоваров выпустили на
фабрике Петра Севрюгина, в Туле на оригинальную конструкцию самовара Волошинова
польстились братья Черниковы. Сам изобретатель, получив 10-летнюю привилегию на
свое детище, за небольшую плату предлагал всем заинтересованным в нем
фабрикантам и мастерам рисунки и описания. Главной особенностью такого самовара
была труба-жаровня, не прямая, как у всех прочих, а изогнутая в верхней части
под углом в 45 градусов. Верхнее отверстие такой трубы располагалось на боковой
поверхности крышки и прикрывалось плоской крышкой-тушилкой. Собственная крышка
самовара была плоской, без выступов и декоративных накладок. Ручка самовара
Волошинова была, как у чайника, в виде плоской изогнутой скобы, сбоку тулова
самовара. Рекламные объявления нового самовара особенно напирали на то, что
тяга в нем более интенсивная, а скорость закипания воды большая.
Самовар-кофейник, представленный в коллекции, как раз имеет главные
отличительные черты конструкции Волошинова, и, хотя он без клейма, форма ветки
крана и поддона говорит о его тульском происхождении. Скорее всего, это изделие
фабрики братьев Черниковых, работавших в те годы.
В 1912
г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для кипячения воды для
хозяйственных надобностей, а также для ванны. Московская фабрика купцов
Аленчикова и Зимина воспользовалась этим изобретением и получила привилегию на
изготовление самовара, который бы нагревал воду, будучи установленным на плиту.
Внутри этого самовара имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара.
В такой самоваре можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не
испортив качества кипятка. Устройство, в самом деле, очень оригинальное.
Массовым, всеми признанным самовар подобной конструкции не стал. Жаровой
самовар не уступил конкуренту первенства из-за удобства и простоты
использования, доступности и дешевизны обычного дровяного топлива.
В
коллекции М.М. Борщева есть и самовары, работающие на другом виде топлива. К
примеру, спиртовой самовар фирмы «Норблин и К°», работавшей в Варшаве. Эти
самовары носили звучное название «Эдисон» (патент № 22900). Внутри такого
самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки, расположенные
крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу
и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был
конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой
самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни
копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом
количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой
стоимости топлива.
Огромную
ценность представляет собой один из первых образцов комбинированного самовара
Паричко. Самовар был изобретен польским инженером Альфонсом Паричко из г.
Радома (до 1-й мировой войны принадлежал Австрии). Первые образцы самовара этой
конструкции изготавливали в Мёдлинге, промышленном городе и центре округа
Австрии (14 км от Вены).
В 1895
г. в Варшаве на промышленной выставке он получил серебряную медаль, после чего
самовары подобной конструкции начали распространять в Российской империи. В
самоваре конструкции А.Ю. Паричко не было решетки в нижней части жаровни. Сама
жаровня была съемной, легко вынималась из корпуса и закреплялась с помощью
широкого кольца на круге самовара. В ней имелось целых три отделения:
центральное, как обычно, и боковые, соединенные с центральным в нижней части.
Шейка у самовара была глухой, без отверстий поддувала. Воздух к топливу подавался
через широкие отверстия на подставке конфорки. Такое оригинальное устройство
позволяло использовать не только древесное топливо, но и жидкое - спирт или
керосин.
«Г-н
Альфонс Paryczko, родом из Радома, изобрел несколько лет назад новую конструкцию
самовара, который является более гигиеничным, и теперь он представил модель
своего изобретения господам Клейубергову и Ще- паникову - директорам «Обществу
изобретений Яна Щепаника и К°», которые оценили значение изобретения и
заключили соглашение с г-ном Paryczko (Паричка) на этот самовар. Самовар будет
производиться в больших количествах. В крупных городах Российской империи будут
открыты магазины по продаже. Со временем, «Общество» намеревается открыть
аналогичный завод в царстве Польском, так что ожидается, что прибытие в Варшаву
госп. Щепаника, будет тесно связано с этим делом[8]». В Туле подобные самовары (несколько измененного вида, без эмали) по
патенту, производили на ф-ке бр. Шахдат в 1908-1912 гг. И австрийский, и
тульский самовар Паричко представлены в коллекции М.М. Борщева. Австрийский
вариант интересен еще и своим эмалевым покрытием, которое в то время совершенно
не использовали на российских фабриках.
В
начале XX в. тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту
керосиновые самовары. Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на
основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного
колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными
фиксаторами. Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар
керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно
было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.
Уже
после революции в годы нэпа частный владелец небольшой тульской фабрички
Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки
системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно
было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив
на фитиль специальный тубус-удлини- тель. Таким образом, «легким движением
руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.
Оригинальностью
не конструкции, но формы выделяется самовар тульской фабрики Н.А. Воронцова «
Юрта». В книге «Деловая Россия» Т. Эссен, вышедшей в 1896 г., есть строки:
«Самовары Николая Алексеевича Воронцова можно смело поставить в число лучших.
Всякий, кто войдёт с фабрикантом в торговые сношения вполне останется доволен.
Помимо самоваров имеют разные принадлежности к ним». Этот самовар Воронцова
никого не оставит равнодушным, потому что он действительно изображает жилище
оленевода: конической формы, на коротких ножках-копытцах, ручки стилизованы под
оленьи рога, а ветка крана - изготовлена в виде фигурки бегущего оленя. Над
репейком овальное углубление, но это не дефект стенки, так мастер обозначил
вход в «юрту».
Среди
других «воронцовских» самоваров коллекции М.М. Борщева привлекает самовар « с
биографией ». Это вещь, купленная вместе с сервизом (подносом и
полоскательницей) в подарок, поэтому на нем присутствует дарственная надпись,
по которой можно узнать имя счастливого владельца. Им был некто Иван
Селиверстович Ионайтис, возможно служивший в типографии Морского министерства,
от сотрудников которой и получил сей подарок в честь своей 25-летней службы.
Владельцем
другого подарочного самовара был профессор Казанского университета Н.Ф.
Высоцкий (1843-1912). Он возглавлял кафедру хирургической патологии, но вместе
с тем интересовался антрополого-этнографи- ческими исследованиями, историей
народной медицины и опубликовал ряд работ по данной теме. Самовар, подаренный,
ему, был изготовлен на одном из самых известных тульских фабрик - фабрике братьев
Василия и Александра Баташевых.
То, что
самовар - лучший подарок к празднику, понимали и в советское время. Самовар с
орнаментом из дубовых листьев был заказан 1-й тульской кооперативной артели
Ш.А- Кабаковым, первым секретарем Тульского губкома ВКП(б) в 1925-1927 гг. В
следующем году он был переведен на Урал на должность председателя Уральского
облисполкома, а с 1929 г. стал первым секретарем Уральского (с 1934 г.
Свердловского) обкома ВКП(б).
Почти
10 лет Кабаков возглавлял один из самых важных регионов страны. В июне 1937 г.
он был исключен из партии и арестован по обвинению в организации
правотроцкистского подполья[9]. Его подарок был предназначен Николаю
Афанасьевичу Кубяку (1881-1937), участнику революционного движения в России,
советскому государственному и партийному деятелю. В 1925 г. Кубяк возглавлял
краевой комитет ВКП(б) на Дальнем Востоке. И Кубяк, и Кабаков были членами ЦК
ВКП(б), возможно, кроме служебных отношений, их связывали и более личные. Биографии
обоих оканчиваются трагически: и тот и другой были расстреляны в 1937 г.
В
коллекции Михаила Михайловича Борщева есть еще один необыкновенный самовар,
который привлекает не столько своей формой (внешний вид у него скорее традиционен),
но своей причастностью к великому человеку. На крышке скромного водогрея хорошо
читается надпись: «Маршалу бронетанковых войск Рыбалко П.С. в память Отечественной
войны от ремонтников».
Этот
обычный на первый взгляд самовар принадлежал не кому-нибудь, а знаменитому
танкисту, мастеру скорых переправ, дважды Герою Советского Союза Павлу
Семеновичу Рыбалко. Подарен он был сослуживцами знаменитого маршала, когда после
Великой Отечественной войны он возглавил все бронетанковые войска Советской
Армии. Подарок сослуживцев может добавить несколько строк к характеристике
человека. Ведь самовар был изготовлен задолго до Великой Отечественной войны, в
начале XX в. на московской фабрике А. Морозова. Может быть, он верой и правдой
служил кому-то, кто потом воевал вместе с Рыбалко. Именно его, символ домашнего
уюта и дружеского общения, выбрали в качестве подарка маршалу, желая сделать
что-то очень приятное, подарить не безликую вещь, а «для души». Павел Семенович
любил почаевничать, к своему чайному столу приглашал без разбора чинов и
званий, и Муса Гайсин, бывший его сослуживец, вспоминал, как нередко «гонял
чаи» с командующим.
Современное
производство самоваров в России также представлено в коллекции. Это, прежде
всего, электрические самовары завода «Штамп»,
Тула.
Среди современных изделий наиболее яркими образцами являются подарочные наборы
«Россия», «Метелица», «300 лет со дня основания С.-Петербурга», в которых
старинные русские традиции обработки металла встречаются с новейшими
современными технологиями.
Пословиц
а «ездить в Тулу со свои самоваром» (то есть делать глупости) соответствует
английской «возить уголь в Нью-Касл» с тем же значением. В Великобритании, несмотря
на то, что чай там не менее популярен, чем в России, самоваров не делали. Для
английского, или европейского чаепития характерна другая особенность чайной
сервировки: бульотки. В Англии чай заваривают в сравнительно объемном чайнике и
затем разливают из него по чашкам, не разбавляя дополнительно кипятком.
Бульотки использовались для поддержания высокой температуры уже приготовленного
напитка, нагревание происходило с помощью небольшой спиртовки или внутренней
глухой трубы. Бульотки в России производили в основном в Варшаве и Петербурге,
но большая часть их была европейского производства. В коллекции имеются
великолепные образцы английских (фирмы Джона Тейлора, Рида и Бартона, Вилкокса)
и американских бульоток (Ландерс, Фрэри и Кларк; Тафте, Джозеф Хендрикс).
Поражает изысканностью и вкусом оригинальный сервиз с бульоткой, сделанный из
патинированного серебра фирмы Рид и Бартон, с кельтскими рунами, гравированными
на поверхности в качестве декора. Одной из самых оригинальных бульоток можно
признать бульотку «Паровоз», фирмы Фраже, где имитируются все части старинного
паровоза, вплоть до тендера.
Вариантом
бульотки была «яйцеварка» - замечательное приспособление для изысканного
приготовления завтрака. Представьте себе сосуд круглой или эллипсовидной формы,
на высоких ножках с подставкой, на которой установлена спиртовка. Внутри
«яйцеварки» - съемная рама с круглыми отверстиями определенного размера. Рама
предназначена для поддерживания яиц, которые варятся в небольшом количестве
воды, нагреваемой спиртовкой. При этом сам прибор может быть изящно украшен,
например, на крышке ручка выделана в форме фигурки курицы-несушки и т.п.
Сваренные яйца можно подержать некоторое время в самой яйцеварке, чтобы подать
их затем теплыми опять же при помощи съемной рамы. Удобно и красиво. В
коллекции есть яйцеварки как европейского происхождения (фирма Элкингтон и К°),
так и российского, фирмы Норблин и К°, Варшава. В европейском варианте все
строго функционально, никаких излишеств - в российском, наоборот: витые ножки,
фигурная ручка, изящные вырезы на спиртовке. В другом образце еще и набор
подставок под яйца.
Из
последних приобретений коллекции нужно выделить эмалированный самовар,
изготовленный в Румынской народной республике. Он не совсем похож на тульские,
чувствуется, что для производителя изделие непривычно и не отработано (дутые
ручки, труба-жаровня неплотно примыкает к вырезу крышки, что никогда не
позволила бы себе тульская фабрика, так как такой недодел приведет к утечке
дыма). В этом самоваре привлекает не особая форма или оригинальный декор, а
красная эмаль, покрывающая поверхность и портреты «вождя и учителя» И.В.
Сталина на фронтальной и тыльной сторонах тулова. Самовар был изготовлен на
заводе «Красная эмаль» (отсюда цвет покрытия) г. Медиаша и приурочен к
годовщине Великой Октябрьской революции. Подарили самовар советскому торговому
представительству и его явно использовали по назначению, может быть, как раз
отмечая все последующие годовщины знаковых дат советской эпохи.
Еще
более интересна работа знаменитой ювелирной фирмы «Карл Фаберже». Петр-Карл
Фаберже был владельцем фирмы с 1870 г., основанной его отцом Густавом в 1842 г.
Сначала фирма изготовляла исключительно ювелирные предметы, с 1887 г. - крупные
серебряные предметы, чайные и столовые сервизы, приборы и т.п. Предметы,
сделанные в мастерской Фаберже, отличались замечательной техникой эмали, резьбы
и чеканки[10]. Сервиз из коллекции М.М. Борщева состоит из бульотки, кофейника,
сахарницы, молочника и вазы-бисквитницы. Стенки предметов декорированы чеканным
растительным орнаментом с мотивами листьев аканта, а внутренние поверхности
покрыты золочением. Геометрические правильные костяные ручки придают еще
большее сходство с античными предметами, стилистику которых повторяет сервиз.
Таким
образом, можно констатировать, что частная коллекция самоваров Михаила
Михайловича Борщева является ценным собранием как с искусствоведческой, так и с
исторической точки зрения. Особенно ценно, что коллекция хранится и
выставляется на тульской земле[11]. Это не только яркий и достойный пример
сохранения и бережного отношения к истории, но и способ привлечь интерес нового
поколения к традициям родного края. Все, кому интересна история русского
самовара, имеют возможность посетить музей частной коллекции М.М. Борщева в
парк-отеле «Грумант».
Автор
выражает огромную благодарность Михаилу Михайловичу Борщеву
(http://www.samovarofF.net), а также администрации парк-отеля « Грумант»
(http://www.grumanty.ru) за помощь в подготовке материалов для статьи.
1.
Корепанов, Н.С. Иргинский завод - родина русского самовара // Россия и Западная
Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700-1950 гг. Материалы
междунар. науч. конф. Нижний Тагил. 15-18 августа 1996 г. Екб., 1996. Т.1.
С.191-196. То же [Электронный ресурс]. URL: http://korepanovl.narod.ru/Sait3/11
lb3.html (дата обращения - 07.06.2013)
2.
Петрова, Л.А. "Медный век" России. Художественная медь Урала
1730-1770: коллекция отдела металла и современных синтетических материалов ГИМ
: Каталог-определитель. М., 2004. С. 42.
3.
Бритенкова, Л.В. Тула самоварная. Тула: Гриф и К. С.23.
4.
Бритенкова, Л. Тульские Маликовы: оружейники и купцы / Л. Бритенкова //
Тульский краеведческий альманах. 2011. Вып.8. С. 43-56.
5.
Никитин, Ю.А. Первые законы о выставочной деятельности // Мир выставок. 2009.
№13. С.52.
6.
Афремов, И. Ф. История Тульского края. Тула, 2002. С. 150.
7.
Обозрение Лондонской Всемирной выставки по главнейшим отраслям мануфактурной
промышленности. СПб, 1852. С. 183.
8.
Неделя. 1899. 31 янв.
9.
Залесский, К.А. Империя Сталина: биогр. энциклопедич. словарь. Москва: Вече,
2000.
10.
Постникова-Лосева, М.М. Русское золотое и серебряное дело. М., 1995. С.203.
11.
Самовары. Бульотки. Приборы для приготовления напитков, пищи и сервировки.
Каталог коллекции Михаила Борщева. Тула: Изд-во "Слайд Медиа", 2009.
Библиографическая ссылка:
Бритенкова
Л. Коллекция самоваров в парк-отеле «Грумант» / Л. Бритенкова // Тульский краеведческий альманах. - 2013.
- Вып. 10. - С.135-142.
Комментариев нет:
Отправить комментарий