«Патриотическая редкость»: тульский самовар в эмиграции

Наталья ФИЛАТОВА

История нашей коллекции
Три друга рассмеялися,
И в старом самоварчике
Три рожи добродушные
Широко расплылись.
Саша Чёрный.
«Кому в эмиграции жить хорошо»

Подавляющее большинство самоваров нашей коллекции - русские (и большая часть из них - тульские), но ни одного мы не приобрели в России. Все наши самовары оказались за границей без нашего содействия.
А.В. Амфитеатров писал в 1932 г.: «... русский эмигрант после ртути самое подвижное вещество на свете». И на вопрос, куда и зачем едет русский эмигрант, писатель отвечает: «Затем, чтобы длинными вечерами сидеть кучею в душной комнате; курить до самозабвения сквернейшие папиросы; пить в ужасающем количестве чай, сожалея, что приходится заваривать его кипятком из котла или кастрюли, а не из самовара, и чуть не сходя с ума от радости, когда в хозяйстве какой-нибудь вновь прибывшей семьи окажется эта патриотическая редкость».

В 1959 г. в Париже вышла книжка Георгия Пескова (псевдоним писательницы Е.А. Дейши) под названием «В рассеянии сущие». В рассказе «Милые дамы» есть такие строки: «На мило сервированном столе стоял никелированный самоварчик. Стоял, но не кипел. Шумарин потом узнал, что самоварчик - бутафория: воду кипятили в чайнике на газе и в него вливали. Делалось это для настроения».
Нет никакого сомнения, что самовары, вывезенные в эмиграцию, обогревшие и подкормившие семью на тяжёлом пути, с годами всё реже растапливались. Но очень многие самовары в нашей коллекции сохранили толстый слой накипи и многочисленные мелкие неэстетичные починки. Следы долгой верной службы.
Многие друзья моего мужа имеют небольшие, до дюжины, собрания самоваров, главным образом, по причине сентиментальной привязанности к этим «патриотическим редкостям». У одной русской дамы после переезда в просторный загородный дом скопился десяток самоваров из знакомых семей; не имея никакой страсти к коллекционированию, она бережёт это сокровище, потому что каждый самовар связан с дорогими именами. В прекрасной гостиной другой русской дамы приютилась чрезвычайно скромная и помятая «баночка» Баташёва - семейный самовар. Есть немало эмигрантов первой волны, которые покупали по случаю русские самовары в память о своих предках и домашних чаепитиях (когда семейные самовары не сохранились).
В Париже вы можете посетить маленький ресторанчик с забавным названием «Le zakouski». Стены его плотно увешаны фотографиями эмиграции, а среди различных русских сувениров - несколько тульских самоваров. Как нам объяснил хозяин, всё это дары постоянных посетителей.
Таким образом, если на родине самовар ассоциируется с городом Тулой, то за рубежом он приобретает свойства главного символа России, причем не только для русских эмигрантов и их потомков.
В 2010 году проходил год России во Франции, и во французских изданияхбыло опубликовано много всякой всячины на русскую тему. Однажды к нам Лиля Колосимо (Туркина). Журнал «Фигаро» направлял в магазин своего фотографа; непременным условием съёмки было наличие самовара! Напрасно было уверять, что книжная лавка - не трактир, что чаем покупателей не поят. Пришлось нам выручать своим самоваром; выбор оказался очень труден, но, наконец, мы взяли под руки гранёный кратер (тульский, но с неразборчивым клеймом), фарфоровый чайник фабрики Кузнецова, вышитое полотенце и отправились спасать публикацию. Как можно видеть на фотографии, несколько книг все же попали в кадр, но главный герой, безусловно, - самовар. Его успех был поразительно непредсказуемым: корреспондент сообщал, что кроме книг в магазине имеется несколько столиков с самоварами (Le Figaro magazine, 27 февраля 2010 г.).
В том же выпуске «Фигаро» опубликован снимок дамы с электрическим (!) самоваром, но при этом подпись гласит: «В музее Забытых вещей, где собраны сувениры старой аристократической Вологды». Очевидно, под рукой не оказалось знакомых коллекционеров старинных самоваров.

Семейные самовары - начало собрания
Перебравшись из Тулы в Париж в 1998 г., я встретила в доме моего мужа Николая Германовича Филатова десяток тульских самоваров. В моей тульской семье самоваров никогда не водилось.
Николай Германович свой первый самовар получил ещё в детстве, от деда, отца своей мамы. Самовар этот пропутешествовал с семьёю из Петрограда на Кавказ; с Кавказа через Константинополь до Болгарии, а потом уже, в качестве семейной реликвии, прибыл в Париж и положил основу теперешней немаленькой коллекции (около 150 самоваров). Это поздняя баташёвская никелированная «банка», грубо починенная в Болгарии.
Второй семейный, но с отцовской стороны, самовар был привезён много лет спустя из американского городка Сант-Елена в Калифорнии. Сохранилась фотография начала XX в., где Александр Николаевич Филатов (родной брат деда моего мужа, капитана 2 ранга Петра Николаевича Филатова) сидит у самовара. Очень долгое время мы были уверены, что это именно тот самовар, никелированная «репка». Буквально на днях мы заметили, что поддоны у этих самоваров разные! Возможно, Что самовар Пелагеи Гудковой был куплен уже в Америке в память того, из которого пили чай ещё в Либаве (Лиепая, Латвия) и Архангельске. От своего свёкра, Германа Петровича, я знаю, что в доме его матери под Ревелем в одной из комнат всегда стоял самовар с холодной кипячёной водой. К сожалению, теперь уже нельзя узнать, что это был за самовар.
Остальные самовары потекли очень медленно с разных толкучек и блошиных рынков в Париже. Николай Германович - истый и многолетний собиратель, ценитель и знаток русского антиквариата. По его свидетельству, самовары всегда были редкостью в продаже и никогда не были дёшевы. Оттого за четверть века их набрался всего десяток. Из этого десятка самый интересный - «амфора» Ивана Ломова.

Пополнение коллекции
Наше первое совместное приобретение было сделано неподалёку от дома, на сезонной толкучке. Нам достался томпаковый самовар Салищева довольно высокого качества. У самовара не было конфорки, а колпачок так плотно сидел на кувшине, что его удалось снять только дома. Внутри мы обнаружили слой накипи и несколько окурков папирос Gauloise, излюбленного курева русских эмигрантов. Следовательно, в последнее время самовар перестал служить и пришёл в запущение.
Некоторое время спустя, случайно заглянув в аукционный центр Drouot, мы увидели в одном из залов самовар «дулю» с клеймом «Въ Туле Ф. Баташёва» и сумели его купить. Это крупный, тяжёлый и, видимо, довольно ранний представитель продукции знаменитого рода тульских самоварщиков.
Второй и последний самовар, который удалось приобрести с аукциона Drouot, оказался ещё более интересным. Во-первых, он принадлежит к довольно редкому племени «дорожных» самоваров; имеет изящную восьмиугольную форму и выполнен из томпака, так называемого «самоварного золота». Вопреки расхожему мнению, что дорожные самовары обязаны иметь складные ручки, ручки на нашем экземпляре - небольшие «ракушки». На крышке - след от клейма (металл толстый; клеймо просто не пропечаталось).
В продаже мы видели несколько старинных самоваров, переделанных в электрические.
Была одно время и мода, не имеющая никакого отношения к чаепитию, когда из самоваров изготовлялись светильники (например, самовар братьев Лялиных или Ефима Полякова из нашей коллекции).
Широкие возможности в пополнении коллекции открыл Интернет. К нам собрались самовары из Германии, Франции, Бельгии, США, Австрии, Италии, Голландии, Канады, Англии, Эстонии, Болгарии... Поначалу было страшно покупать самовары «за глаза», по фотографии. Страшно доверять хрупкий предмет почте. Ну да кто не рискует...
Одно из последних наших приобретений - дорожный самовар братьев Балашёвых. Его приметил и выторговал для нас в Нормандии старинный друг моего мужа, потомок донской казачьей знати. Этот самовар интересен сам по себе и несёт отметины судьбы. Нужно сказать, что у дорожных самоваров не только были компактные формы и ручки, но и краны отвинчивались. Конечно, с годами многие «дорожники» (из-за накипи, ншрнмср) теряли подвижность в суставах. У наших Балашёвых кран был припаян, а под днищем приспособлена газовая горелка, придающая ему вид космической ракеты.
Разнообразие форм предметов собрания, наличие изделий известных производителей и внушительное количество самоваров, а также наша открытость для сотрудничества, видимо, стали причиной того, что в апреле 2012 г. в Интернете появилась статья о нашей коллекции с впечатляющим названием «Одна из лучших коллекций самоваров во Франции...» (http://lesderniersnumerosde 11 -20.blogspot.fr/2012/04/unecollection-de-samHYPERLINK "http://lesderniersnumerosde 1 l-20.blogspot.fr/2012/04/une-collection-de-samovars-parmi-les.htmr'oHYPERLINK "http:// lesderniersnumerosde 11 -20.blogspot.fr/2012/04/une-collection-de-samovars- parmi-les.htmrVars-parmi-les.html). После этой статьи несколько человек обращалось к Николаю Германовичу за консультациями, а чаще с бесцеремонным "скажите, сколько стоит этот самовар?"

О датировке самоваров
Кстати, именно по форме самовара можно вернее всего датировать его. «Амфора» с годами тяжелела и опускалась, пока, наконец, не превратилась в заурядную «банку». Во второй половине XIX в. возникла мода на старину; изготовлялись самовары в стиле «амфор» с вертикальными ручками (например, самовар Ломова или самовар Рудакова); однако форма практичной «банки» побеждала, и спутать ранний самовар с его более поздней копией невозможно. Не говоря уже о том, что крупные самоварщики к концу века не делали ручной вырезки на поддувалах и конфорках, а использовали машины.
Относительно датировки самоваров Николай Германович сделал ещё одно интересное наблюдение. Первым тульским самоварщиком считается Назар Лисицын, открывший свою мастерскую в Туле в 1770-х годах. На этом основании дорожные самовары (например, из коллекций Я.Н. Басина и А.А. Лобанова) с гравировкой «Назаръ Лисицынъ въ Туле» относились к последней четверти XVIII века. По мнению моего мужа, эти самовары выглядят значительно моложе; вырезка на поддувале, например, характерна для 40-х гг. XIX в. Тем не менее, согласно архивным данным, мастерская в 1823 году перешла по наследству к Никите Назаровичу Лисицыну.
Нам удалось купить два самовара с гравировкой «Назаръ Лисицынъ въ Туле». Один из них, очевидно, угодил когда-то на Восток, где местный мастер гравировал его всевозможными восточными сценами и орнаментами, но надпись тульского мастера на крышке пощадил.
Другой самовар, вероятно ещё более поздний, имеет на крышке ту же гравировку «Назаръ Лисицынъ въ Туле».
Оба этих самовара имеют ручки, схожие со знаменитыми дорожными, вырезку на поддувале и гравировку на крышке. Стиль их никак нельзя отнести ни к концу XVIII в., ни к первой четверти XIX в. Следовательно, «Назар Лисицын» - скорее торговая марка фабрики. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что ни клейма, ни гравировки Никиты Лисицына пока не обнаружено, хотя он держал немалое производство. Вполне возможно, что и другие представители династий самоварщиков использовали имя своего знаменитого основателя после его смерти.
А вот маленький курьёз, связанный с русским самоваром во французской семье. После публикации статьи о нашей коллекции в Интернет-журнале, посвящённом чаепитию, к Николаю Германовичу обратилась одна дама и просила его высказать мнение о самоваре, который в её семейство был привезён из России предком, наполеоновским солдатом. Мы были сильно заинтересованы; увидеть самовар наполеоновской эпохи - большая удача!
Но на фотографии был представлен обыкновенный массового производства самовар-шар со следами никелировки и дарственной гравировкой на тулове. Судя по всему, этот самовар на сто лет моложе, - его форма и все детали противоречат семейному мифу.

Маликовы...
Наш первый самовар этой славной фамилии мы купили через Интернет в Германии. На фотографиях не было представлено клеймо, но продавец сообщал, что это некий «Ли- кович в Туле». Самовар имел чрезвычайно желанную для нас форму (полушар с гранями), и, несмотря на странную фамилию, мы купили его. Радости не было предела, когда мы прочли на поддоне «Николай Маликовъ въ Туле».
Самоваров с этим простым и элегантным клеймом в нашей коллекции восемь, и они составляют её гордость.
Из Италии мы получили большой томпаковый «кратер» со свёрнутым на бок краном (который удалось, к счастью, выправить). На крышке - снова след от клейма той же формы и размера, что и на дорожном.
Из США пришёл чрезвычайно тяжёлый томпаковый самовар, мощный, пузатый, украшенный овалами по кругу и тулову. К сожалению, при пересылке ему смяли шейку. На крышке - тот же след от клейма и снова никакой возможности разобрать хоть одну букву.
Все эти абсолютно разные самовары имели несомненное сходство, и техническое, и художественное.
Когда в Интернете появился в продаже (купить нам его не удалось; мы далеко не всегда выходили победителями в борьбе; коллекционеры есть во всём мире) самовар похожих статей и с отчётливым клеймом, Николай Германович сделал вывод, что наши самовары - того же производителя, Николая Николаевича Маликова в Туле. Время внесло небольшую корректировку: у Ивана Николаевича Маликова клеймо той же формы. Но нет никакого сомнения в том, что это маликовская продукция.
«Полушар» и «Ромашка» Николая Маликова очень высоко ценятся среди коллекционеров и есть во многих коллекциях. Наше торжество состоит в том, что нам удалось приобрести и более редкие экземпляры.
Из Вены к нам прибыла прекрасная томпаковая «ваза» Николая Маликова. Похожую, но не точно такую же, мы заметили пока только в одной частной коллекции на Украине.
У француженки польского происхождения мы приобрели самовар Николая Маликова с довольно оригинальным туловом, что-то вроде формы для песочного куличика.
Венец коллекции - большая коническая «ромашка» Николая Маликова. Такого самовара мы тогда нигде больше не видели. И когда увидели в продаже, ахнули и сделали всё, чтобы приобрести его. Хозяева самовара поставили условием передать его из рук в руки. Николай Германович поехал в Бельгию, опоздал из-за задержки поезда на пересадку и помчался на встречу на вокзал в Куртре на такси. Красота и самобытность самовара окупили все труды и затраты. По нашей просьбе хозяева сообщили историю самовара, ко торый находился в семье около ста лет и передавался от отца к сыну. Накануне Первой мировой войны предки последних владельцев проживали под Парижем и, вероятно, купили самовар именно в Париже, куда ча'сто наезжали.
Несколько слов о стиле Маликовых. У нас восемь самоваров Николая Дементьевича Маликова и пять - его сыновей (или одного из них), Николая и Ивана. Все эти самовары отличает чрезвычайная добротность, мастерство отделки и художественный вкус. Многие элементы повторяются от самовара к самовару, но назвать их штампованными никак нельзя.
Особое своеобразие самоварам Николая Дементьевича Маликова придают ножки в виде львиных лап; таких самоваров у нас пять. На них два типа таких ножек - простого и более изысканного литья. Мощные квадратные поддоны, крепкие, но изящные шейки создают впечатление равновесия и гармонии облика.
Самовары сыновей утратили особую художественную изысканность (обыкновенное следствие технического прогресса), но сохранили отцовские стиль и добротность. Очевидно, благодаря отменному качеству, самовары Маликовых становились семейной ценностью, и до наших дней дошло их не так уж мало.
Здесь уместно сказать ещё об одном открытии Н.Г. Филатова.
Изучая нашего первого Маликова, Николай Германович обнаружил, что он разбирается: поддон, шейка из двух частей и тулово соединяются с помощью болта через решётку (что очень удобно и при изготовлении, и при чистке).
Как-то, по случаю, мы купили английские самовары (tea urn). Оказалось, что они тоже разбираются, а шейка также изготовлена из двух частей. Датируются эти самовары началом XIX в. Оружейник Николай Маликов начал производить самовары в 1820-е гг.
Английский стиль вошёл в моду в России в последней четверти XVIII в.; английские вещи были признаком хорошего тона и достатка.
Глеб Успенский в «Нравах Растеряевой улицы» писал о своём герое, оружейном мастере: «Без пособия, каких бы то ни было руководств, без самомалейших признаков какого-нибудь печатного лоскутка по этому предмету Прохор Порфирыч всегда умел «поддеть» самую последнюю новинку. Проезжий офицер из Петербурга, помещик, облетевший весь мир и возвращающийся в отечество с двумя-тремя десятками заграничных вещиц, никогда почти не ускользали от зоркого глаза Прохора Порфирыча. Где-нибудь в гостинице Порфирыч убедительно просил такого проезжего дать вещицу «на фасон»; тут же, повёртывая эту вещицу перед глазами, смекал в чём дело...».
Похоже, что мастером «поддеть» новинку был и Николай Дементьевич Маликов. Он взял от английских образцов самое лучшее и пригодное и создал свой неповторимый стиль, ничуть не напоминающий западные самовары.
Нам известен один самовар Николая Маликова, поддон которого - точная копия английского, квадратный, но в два яруса. Вероятно, чуть позже Маликов перешёл окончательно на простые большие квадратные поддоны, которые являются характерной особенностью его стиля.
Русское самоварное производство, видимо, вообще начиналось с подражания: сначала голландским и французским самоварам, потом - английским. Но поскольку нигде в мире самовар не стал так популярен, как в России, русский мастер сумел сделать его самобытным и разнообразным.

Фальшивки и копии
По недостатку опыта и знаний и нам привелось обзавестись самоварными фальшивками. Однажды на толкучке мы купили довольно большую банку Баташевых, дурного качества. Последнее мы приписали издержкам массового производства. И только спустя время мы заметили, наконец, что клеймо не выбито, а грубо вырезано. Это была восточная подделка.
Другую восточную подделку мы купили через Интернет. На этот раз - «репку» с фальшивым клеймом Гудкова.
Третья копия была искренней, имела персидское клеймо и такое жалкое качество, что «вживую» такой самовар мы бы никогда не приобрели. Нас обманула форма. Буквально накануне мы купили (тоже через Интернет) схожий очень хорошенький самовар Максима Бурцова.
Этот печальный опыт заставил нас быть осмотрительнее. Приходилось нам с тех пор встречать различные подделки, включая английские самовары с фальшивыми русскими клеймами, ещё не остывшими.
Что касается Востока, то там был огромный рынок русских самоваров (например, братья Шемарины были поставщиками двора персидского шаха) и необычайное количество копий, которые выстукивали местные мелкие ремесленники, иногда не ленившиеся гравировать подражания русским фабричным клеймам.
Лет тридцать назад, когда коллекция только начиналась, найти книги о самоварах, которые бы помогли избежать ошибок при покупке, было не легче, чем сами самовары. В последние годы вышло несколько иллюстрированных изданий, посвящённых этой теме. Теперь можно ознакомиться даже с фотографиями клейм.
На наш взгляд, назрела необходимость подготовить и издать научное исследование о самоварах на основе архивных материалов.

P.S. Более подробно с нашей коллекцией самоваров можно познакомиться на виртуальной выставке «Из одной парижской коллекции», на сайте Государственного казенного учреждения «Государственный архив Тульской области», по адресу tulagosarchive.ru


Библиографическая ссылка:

Филатова Н. «Патриотическая редкость»: тульский самовар в эмиграции / Н.Филатова // Тульский краеведческий альманах. - 2013. - Вып. 10. - С.143-149.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100