Е.В.
Симонова
Дорогие друзья, перед вами одиннадцатый номер
«Тульского краеведческого альманаха» (первый во втором десятке — очень хочется
надеяться на будущую перспективу).
За
время своего существования он завоевал популярность и любовь интересующихся историей
Тульского края, губернии, области[1]. В каждом номере альманаха были представлены разнообразные
статьи, охватывающие темы социально-экономической, политической и культурной
истории, представляющие и воссоздающие историю судеб как известных всей России
деятелей — уроженцев тульской земли, так и оставивших свой след в истории Тулы
и губернии. Важная составляющая номеров — обращение к источникам (мемуарам,
историческим произведениям авторов XIX–XX вв., являющихся современниками
описываемых событий).
Подход
к созданию альманаха, выбранный редакцией, — отбор материала с точки зрения его
научной достоверности и популярного изложения — вероятно, и является залогом
его жизнестойкости (конечно, при необходимом условии финансовой поддержки со
стороны Управления культуры администрации г. Тулы).
«Тульский краеведческий
альманах», как и периодические краеведческие издания, выходившие до него,
играет большую социокультурную роль. Во многом он способствовал объединению
тульских историков, обмену результатами исследовательской деятельности,
разработке совместных проектов, созданию исторического общества[2].
Новый
номер продолжил уже сложившуюся традицию — читателю предлагаются ставшие
традиционными рубрики «Истоки», «Времена, события, люди», «Имена» и
появляющаяся в зависимости от ситуации рубрика «Мемуары».
В
этом году портфель редакции пополнился уникальными материалами, пришедшими к
нам из-за рубежа, — мемуарами туляка Михаила Дьякова, волею судьбы оказавшегося
во Франции, но с особым интересом к российской истории написавшего историю
своей жизни и современников, изложившего впечатления от увиденного в годы
Гражданской войны.
Наблюдая
за развитием издания (к его выпуску причастно очень много людей — и авторы, и
редколлегия, и читатели, которые подталкивают нас к изучению тех или иных тем),
можно с уверенностью сказать, что альманах постепенно превратился в площадку,
аккумулирующую и транслирующую современную, если так можно выразиться,
местноисторическую мысль.
«Местная»
история… Что понимать под этим термином? Привычнее — термин «краеведение», в
последнее десятилетие «регионоведение». В свое время определение этих понятий
дал С.О. Шмидт. Он писал: «Под краеведением понимают сферу научной,
культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной
тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (от сравнительно крупного
региона до отдельных города, деревни, завода, усадьбы, монастыря, даже улицы,
школы, дома), а также сферу общественной деятельности той же направленности, к
которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц (разного
возраста и разной образовательной подготовки), преимущественно местных жителей»[3]. Регионоведение ученый определял как
«сферу междисциплинарной научной деятельности, комплекс более широких (и в то
же время менее конкретизированных) знаний, чем краеведение… При занятиях
региональной историей («историческим регионоведением») прибегают часто к
использованию сравнительно-исторических методов. Не ограничиваются изучением
только своего региона — важны и взаимосвязи его с другими регионами, со
столицами, определение места его в территориальной структуре всего государства,
в общегосударственной системе социоэкономических, политических, культурных
отношений»[4]. Однако проблема заключается в том, что
за советский период (особенно второй половины ХХ в.) понятие «научного
краеведения» так и не сложилось. Существуют (и существовали) общероссийские
темы исторических исследований, в контексте которых аналогично изучался регион.
В этом случае результаты диссертаций тульских ученых и ученых из других
регионов страны, исследовавших общероссийские исторические процессы в тот или
иной период и опиравшихся на тульский материал, вносили свой вклад как в
российскую историческую науку, так и в историю края. Однако «за бортом»
оставались многие темы, которые не стали предметом комплексных научных
изысканий, а также и частные вопросы жизни региона, которые были не менее
интересны жителям тульской земли (история биографий, учреждений, праздников и
т.д.). Эти лакуны восполняли любящие и интересующиеся историей люди — краеведы.
Более того, тематика их работ была более близка простому читателю, потому как
имела вид нарратива (последовательного и связного рассказа), носила простой
описательный характер, касалась истории места проживания, а зачастую и истории
знакомых семей — то есть «близкой истории».
Кого
в этом случае называть краеведом или регионоведом? При желании эти понятия
можно развести, но в сознании большинства, опираясь на сложившуюся в ХХ в.
традицию, отложилось, что краевед — это человек, который занимается местной
историей и популяризирует ее. Замечу, что любой ученый, занимающийся
исследованием российской истории на материалах какого-нибудь региона, пишет для
широкого круга читателей, результаты его труда должны быть широко представлены,
а если сложится благоприятная ситуация — то и востребованы (на это влияет много
факторов, и не всегда только качество исторического произведения). В то же
время (опять же в силу сложившейся традиции) научность краеведения как особой
области локально закрепленного знания подвергается сомнению: «С одной стороны,
краеведение, в том числе историческое, противопоставляется собственно науке в
ее «академическом» варианте. В этом случае оно может определяться и
рассматриваться через систему оппозиций. Научное знание противостоит
краеведческому, как элитарное массовому, профессиональное любительскому,
центральное периферийному, общее частному и т.д… В социальном пространстве,
которое занято историческими разысканиями, разнообразны статусы исследователей,
определяющие их идентификацию: «краевед», «регионовед», «академический ученый»,
«историк-любитель» и т.д. Эти позиции могут совмещаться или конфликтовать, быть
выраженными в разной степени, выстраиваться в иерархии, меняться и т.д.»[5]. Размышляя над вопросом «любительства»
и «профессионализма» в краеведческих изысканиях, авторы различных статей на эту
тему приходят к выводу, что профессионалом может считаться тот, кто имеет специальное
историческое образование (в первую очередь, умеет работать с источником: задать
ему вопрос, понять его возможности и ограничения, выбрать методику получения
информации)[6]. Но мне бы хотелось уйти от дискуссии
на эту тему и сосредоточить свое внимание на качестве любого исторического произведения,
созданного на местном материале.
Работа
в редколлегии «Тульского краеведческого альманаха», знакомство с тульской
историографией и направлениями ведущихся исследований в настоящее время на базе
исторических кафедр тульских университетов позволяют говорить о большом
потенциале как самих исследователей, так и источниковой базы (архивных
материалов, хранящихся в богатейшем по фондам Государственном архиве Тульской
области, а также опубликованных и отложившихся в Тульской областной
универсальной библиотеке[7]).
Каковы
перспективы тульских исследований (и в смысле авторства, и в смысле тематики)?
Сначала
определимся с подходом. «Местная история», «локальная история» — при
определении этих терминов на первый план выходит территориальная составляющая,
в нашем случае Тульский край (губерния, область, границы которых в веках были
подвижны, поэтому для каждого конкретного исторического исследования необходимо
указывать территориальные рамки) в целом или отдельные города и села. В то же
время «история» — понятие многозначное и указывает на прошедшее время. Поэтому
важным является определение проблематики исследования: необходимо определить
«что» изучать, «о чем» писать.
В
рамках «новой исторической науки»[8], ставшей популярной в последние десятилетия, под локальной
историей понимаются исследования, направленные на всестороннее изучение
локальных общностей, на написание своеобразной коллективной биографии
деревенской, приходской или городской общины. Исследователи изучают
демографическую ситуацию, структуру семьи и домохозяйства, порядок и правила
наследования собственности, системы родственных и соседских связей, социальную
мобильность, местные самоуправления и политические структуры, особое внимание
уделяют представлениям жителей о жизни, о себе, о семье, традициям и т.д.
Подобный подход позволяет накопить необходимый «частный» материал для
последующего научного обобщения и интерпретации. Понять сущность
общероссийского исторического процесса, развивающихся явлений возможно, только
изучая его в конкретных точках преломления — определенных локальных
территориях.
На
мой взгляд, следует изучать историю нашего региона комплексно (начиная от
отложившегося корпуса источников до конкретных проявлений черт исторического
процесса, нашедших отражение в судьбах людей, в истории производств, населенных
пунктов и т.д.) в те или иные исторические периоды. История локальных сообществ
и территорий, с одной стороны, носит самодостаточный характер и интересна сама
по себе, как свершившаяся данность, с другой — она составная часть
общероссийской истории, и в этом случае нам интересно установить типичные и
уникальные (особенные) черты этого процесса, проявившиеся на нашей территории.
Это возможно только на основе сравнения проявлений процесса на других
территориях. Подобный подход и интересен, и научен (это утверждение больше
важно для понимания того, что научность — это не всегда скучно…).
Тульская
историография обширна и разнообразна — альманах не раз писал об этом. В рамках
развития российской исторической науки тульскими исследователями изучались
различные аспекты местной истории, такие как: жизнь и деятельность оружейников
в XVIII–XIX вв. (стратификация, пути накопления капитала, характеристика
деловых качеств предпринимателей, динамика застройки Тулы и т.д.), развитие
крестьянских хозяйств и помещичьих промышленных заведений (хозяйственная
специализация уездов, масштаб и направления отходничества, предпринимательская
деятельность помещиков и т.д.), культурная среда губернии (возникновение и
динамика развития школ, библиотек, театров, научных и любительских обществ,
характеристика просветительской и творческой деятельности образованной части
населения и т.д.), деятельность органов земского самоуправления
(структурирование земства, создание губернской системы медицинского
обслуживания населения, деятельность по расширению сети образовательных
учреждений, активисты либерального движения) и другие. В то же время многие
вопросы, темы пока не нашли широкого освещения ни в научной, ни в популярной
литературе. На мой взгляд, на современном этапе следует задуматься о системном
подходе к изучению истории края. Эта проблема поднималась на одном из заседаний
отделения Российского исторического общества.
В
качестве начального этапа работы в этом направлении можно обратиться к истории
биографий (позволяющей впоследствии провести просопографический анализ[9]). В этой связи актуальным является
создание био-библиографических словарей местных деятелей и энциклопедий (для
этого необходимо определить критерии значимости и роли той или иной личности
для тульского края в определенный период, провести архивные изыскания по
написанию возможно полной биографии и составлению библиографии и т.д.).
В
преддверии столетних юбилеев Первой мировой войны, Революции 1917 г. и
последующих событий истории советского периода, 70-летия Великой Отечественной
войны представляется весьма актуальным изучение местной истории в рамках новой
методологии, свободной от марксистско-ленинского подхода. У некоторых историков
старшего поколения подобные темы (деятельность партий, Советов разных уровней,
других местных государственных и общественных учреждений, биографии местных
деятелей) вызывают некоторое отторжение из-за их подробного и масштабного
изучения в недавние советские времена. Однако для исследования исторического процесса
эти темы не потеряли своей значимости, а наоборот приобрели ее. В новых
условиях (открытия архивов, издания новой научной литературы, как
отечественной, так и зарубежной по данной теме) комплексных исследований советского
периода на тульском материале практически не проводилось. В этом направлении будет
полезно любое архивное изыскание.
Исследователям,
приступающим к изучению того или иного сюжета, следует, в первую очередь,
сформулировать тему (поставить вопрос), понять — чем ему и читателям будет
интересна выбранная тема, как и о чем расширяет наши знания об истории.
Ответить на эти вопросы возможно только, понимая, как данная тема изучалась уже
ранее или не изучалась вообще (или в избранном автором ракурсе). Для этого
необходимо ознакомиться с уже вышедшей в свет литературой на выбранную тему. Затем
следует определиться с кругом источников, положенных в основу работы, понять их
специфику, уровень достоверности, сопоставить их и т.д.[10] Структурирование (выделение смысловых
частей) в исследовательской работе позволит сделать ее логичной, последовательной
и доказательной.
Апробировать
результаты своих изысканий мы приглашаем на страницах «Тульского краеведческого
альманаха» и различного рода научно-просвети тельских мероприятиях
(конференциях, круглых столах, форумах и т.д.)[11].
Е.В. Симонова,
главный редактор
«Тульского краеведческого альманаха»
1.
См. статью Ю.В. Ивановой в этом номере.
2.
В ноябре 2013 г. на базе Тульского государственного педагогического
университета было создано отделение Российского исторического общества в Туле.
Подробнее см.: http://tsput.ru/rio/
3.
Шмидт С.О. История, современное состояние и перспективы развития краеведения //
Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития:
Материалы Всероссийского семинара краеведов «Любовь к малой родине — источник
любви к Отчизне» Зарайск. 30 января 2004 г. / Отв. Ред. С.О. Шмидт. — М.: АНО
ИЦ «Москвоведение», 2004. С. 12.
4.
Там же, с.13.
5.
Разумова И.А. Краеведческий текст в социальном поле исторической науки
(размышления над книгой А.А. Киселева «Записки краеведа» // Труды Кольского
научного центра РАН. № 6 (19). 2013. С. 6.
6.
Курила И.И. Быть историком в современной России: вызовы общества и ответы
ученых// [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2014/07/12/kurilla/
(дата обращения:
13.07.2014);Попова Т.Н. Историография в
контексте дисциплинарной истории // Историческая наука сегодня. Теории, методы,
перспективы. Под ред. Л.П.Репиной. Изд-во: ЛКИ, 2012.
7.
Богатейшие по своим фондам библиотека Государственного архива Тульской области
и краеведческого музея в силу объективных причин пока недоступны
исследователям.
8.
Новая историческая наука — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся
вокруг основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала, выходившего под названием
«Анналы» (1929 — 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939–1941
гг.). С 1994 г. — «Анналы. История, социальные науки». С формированием данного
направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть
заключалась в том, что произошла замена классической «истории — повествования»
«историей — проблемой».
9.
Просопография — создание коллективных биографий, выявление определённого круга
лиц, постановка ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и
семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности,
религии и т. д. Просопографический метод позволяет создать коллективный
портрет, то есть выявить типичные черты деятелей государства, местного
чиновничества, предпринимателей культуры, образования и т.д.
10.
Источниковедение: учебное пособие. — М.: Изд-во РГГУ, 2004. — 702 с.
11.Информацию
о научных мероприятиях см.: http://tsput.ru/rio/; http://www.tsput.ru/about_us/activities/scientific_activities/scientific_conferences.php; http://www.tounb.ru/; http://tsu.tula.ru/science/conferences/; http://www.kulpole.ru/about/index.php?SECTION_ID=68
Библиографическая ссылка:
Симонова
Е. «Местная история»: методологические подходы к изучению / Е. Симонова // Тульский краеведческий
альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.4-8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий