«Местная история»: методологические подходы к изучению

Е.В. Симонова

 Дорогие друзья, перед вами одиннадцатый номер «Тульского краеведческого альманаха» (первый во втором десятке — очень хочется надеяться на будущую перспективу).
За время своего существования он завоевал популярность и любовь интересующихся историей Тульского края, губернии, области[1]. В каждом номере альманаха были представлены разнообразные статьи, охватывающие темы социально-экономической, политической и культурной истории, представляющие и воссоздающие историю судеб как известных всей России деятелей — уроженцев тульской земли, так и оставивших свой след в истории Тулы и губернии. Важная составляющая номеров — обращение к источникам (мемуарам, историческим произведениям авторов XIX–XX вв., являющихся современниками описываемых событий).
Подход к созданию альманаха, выбранный редакцией, — отбор материала с точки зрения его научной достоверности и популярного изложения — вероятно, и является залогом его жизнестойкости (конечно, при необходимом условии финансовой поддержки со стороны Управления культуры администрации г. Тулы).
«Тульский краеведческий альманах», как и периодические краеведческие издания, выходившие до него, играет большую социокультурную роль. Во многом он способствовал объединению тульских историков, обмену результатами исследовательской деятельности, разработке совместных проектов, созданию исторического общества[2].
Новый номер продолжил уже сложившуюся традицию — читателю предлагаются ставшие традиционными рубрики «Истоки», «Времена, события, люди», «Имена» и появляющаяся в зависимости от ситуации рубрика «Мемуары».
В этом году портфель редакции пополнился уникальными материалами, пришедшими к нам из-за рубежа, — мемуарами туляка Михаила Дьякова, волею судьбы оказавшегося во Франции, но с особым интересом к российской истории написавшего историю своей жизни и современников, изложившего впечатления от увиденного в годы Гражданской войны.
Наблюдая за развитием издания (к его выпуску причастно очень много людей — и авторы, и редколлегия, и читатели, которые подталкивают нас к изучению тех или иных тем), можно с уверенностью сказать, что альманах постепенно превратился в площадку, аккумулирующую и транслирующую современную, если так можно выразиться, местноисторическую мысль.
«Местная» история… Что понимать под этим термином? Привычнее — термин «краеведение», в последнее десятилетие «регионоведение». В свое время определение этих понятий дал С.О. Шмидт. Он писал: «Под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (от сравнительно крупного региона до отдельных города, деревни, завода, усадьбы, монастыря, даже улицы, школы, дома), а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц (разного возраста и разной образовательной подготовки), преимущественно местных жителей»[3]. Регионоведение ученый определял как «сферу междисциплинарной научной деятельности, комплекс более широких (и в то же время менее конкретизированных) знаний, чем краеведение… При занятиях региональной историей («историческим регионоведением») прибегают часто к использованию сравнительно-исторических методов. Не ограничиваются изучением только своего региона — важны и взаимосвязи его с другими регионами, со столицами, определение места его в территориальной структуре всего государства, в общегосударственной системе социоэкономических, политических, культурных отношений»[4]. Однако проблема заключается в том, что за советский период (особенно второй половины ХХ в.) понятие «научного краеведения» так и не сложилось. Существуют (и существовали) общероссийские темы исторических исследований, в контексте которых аналогично изучался регион. В этом случае результаты диссертаций тульских ученых и ученых из других регионов страны, исследовавших общероссийские исторические процессы в тот или иной период и опиравшихся на тульский материал, вносили свой вклад как в российскую историческую науку, так и в историю края. Однако «за бортом» оставались многие темы, которые не стали предметом комплексных научных изысканий, а также и частные вопросы жизни региона, которые были не менее интересны жителям тульской земли (история биографий, учреждений, праздников и т.д.). Эти лакуны восполняли любящие и интересующиеся историей люди — краеведы. Более того, тематика их работ была более близка простому читателю, потому как имела вид нарратива (последовательного и связного рассказа), носила простой описательный характер, касалась истории места проживания, а зачастую и истории знакомых семей — то есть «близкой истории».
Кого в этом случае называть краеведом или регионоведом? При желании эти понятия можно развести, но в сознании большинства, опираясь на сложившуюся в ХХ в. традицию, отложилось, что краевед — это человек, который занимается местной историей и популяризирует ее. Замечу, что любой ученый, занимающийся исследованием российской истории на материалах какого-нибудь региона, пишет для широкого круга читателей, результаты его труда должны быть широко представлены, а если сложится благоприятная ситуация — то и востребованы (на это влияет много факторов, и не всегда только качество исторического произведения). В то же время (опять же в силу сложившейся традиции) научность краеведения как особой области локально закрепленного знания подвергается сомнению: «С одной стороны, краеведение, в том числе историческое, противопоставляется собственно науке в ее «академическом» варианте. В этом случае оно может определяться и рассматриваться через систему оппозиций. Научное знание противостоит краеведческому, как элитарное массовому, профессиональное любительскому, центральное периферийному, общее частному и т.д… В социальном пространстве, которое занято историческими разысканиями, разнообразны статусы исследователей, определяющие их идентификацию: «краевед», «регионовед», «академический ученый», «историк-любитель» и т.д. Эти позиции могут совмещаться или конфликтовать, быть выраженными в разной степени, выстраиваться в иерархии, меняться и т.д.»[5]. Размышляя над вопросом «любительства» и «профессионализма» в краеведческих изысканиях, авторы различных статей на эту тему приходят к выводу, что профессионалом может считаться тот, кто имеет специальное историческое образование (в первую очередь, умеет работать с источником: задать ему вопрос, понять его возможности и ограничения, выбрать методику получения информации)[6]. Но мне бы хотелось уйти от дискуссии на эту тему и сосредоточить свое внимание на качестве любого исторического произведения, созданного на местном материале.
Работа в редколлегии «Тульского краеведческого альманаха», знакомство с тульской историографией и направлениями ведущихся исследований в настоящее время на базе исторических кафедр тульских университетов позволяют говорить о большом потенциале как самих исследователей, так и источниковой базы (архивных материалов, хранящихся в богатейшем по фондам Государственном архиве Тульской области, а также опубликованных и отложившихся в Тульской областной универсальной библиотеке[7]).
Каковы перспективы тульских исследований (и в смысле авторства, и в смысле тематики)?
Сначала определимся с подходом. «Местная история», «локальная история» — при определении этих терминов на первый план выходит территориальная составляющая, в нашем случае Тульский край (губерния, область, границы которых в веках были подвижны, поэтому для каждого конкретного исторического исследования необходимо указывать территориальные рамки) в целом или отдельные города и села. В то же время «история» — понятие многозначное и указывает на прошедшее время. Поэтому важным является определение проблематики исследования: необходимо определить «что» изучать, «о чем» писать.
В рамках «новой исторической науки»[8], ставшей популярной в последние десятилетия, под локальной историей понимаются исследования, направленные на всестороннее изучение локальных общностей, на написание своеобразной коллективной биографии деревенской, приходской или городской общины. Исследователи изучают демографическую ситуацию, структуру семьи и домохозяйства, порядок и правила наследования собственности, системы родственных и соседских связей, социальную мобильность, местные самоуправления и политические структуры, особое внимание уделяют представлениям жителей о жизни, о себе, о семье, традициям и т.д. Подобный подход позволяет накопить необходимый «частный» материал для последующего научного обобщения и интерпретации. Понять сущность общероссийского исторического процесса, развивающихся явлений возможно, только изучая его в конкретных точках преломления — определенных локальных территориях.
На мой взгляд, следует изучать историю нашего региона комплексно (начиная от отложившегося корпуса источников до конкретных проявлений черт исторического процесса, нашедших отражение в судьбах людей, в истории производств, населенных пунктов и т.д.) в те или иные исторические периоды. История локальных сообществ и территорий, с одной стороны, носит самодостаточный характер и интересна сама по себе, как свершившаяся данность, с другой — она составная часть общероссийской истории, и в этом случае нам интересно установить типичные и уникальные (особенные) черты этого процесса, проявившиеся на нашей территории. Это возможно только на основе сравнения проявлений процесса на других территориях. Подобный подход и интересен, и научен (это утверждение больше важно для понимания того, что научность — это не всегда скучно…).
Тульская историография обширна и разнообразна — альманах не раз писал об этом. В рамках развития российской исторической науки тульскими исследователями изучались различные аспекты местной истории, такие как: жизнь и деятельность оружейников в XVIII–XIX вв. (стратификация, пути накопления капитала, характеристика деловых качеств предпринимателей, динамика застройки Тулы и т.д.), развитие крестьянских хозяйств и помещичьих промышленных заведений (хозяйственная специализация уездов, масштаб и направления отходничества, предпринимательская деятельность помещиков и т.д.), культурная среда губернии (возникновение и динамика развития школ, библиотек, театров, научных и любительских обществ, характеристика просветительской и творческой деятельности образованной части населения и т.д.), деятельность органов земского самоуправления (структурирование земства, создание губернской системы медицинского обслуживания населения, деятельность по расширению сети образовательных учреждений, активисты либерального движения) и другие. В то же время многие вопросы, темы пока не нашли широкого освещения ни в научной, ни в популярной литературе. На мой взгляд, на современном этапе следует задуматься о системном подходе к изучению истории края. Эта проблема поднималась на одном из заседаний отделения Российского исторического общества.
В качестве начального этапа работы в этом направлении можно обратиться к истории биографий (позволяющей впоследствии провести просопографический анализ[9]). В этой связи актуальным является создание био-библиографических словарей местных деятелей и энциклопедий (для этого необходимо определить критерии значимости и роли той или иной личности для тульского края в определенный период, провести архивные изыскания по написанию возможно полной биографии и составлению библиографии и т.д.).
В преддверии столетних юбилеев Первой мировой войны, Революции 1917 г. и последующих событий истории советского периода, 70-летия Великой Отечественной войны представляется весьма актуальным изучение местной истории в рамках новой методологии, свободной от марксистско-ленинского подхода. У некоторых историков старшего поколения подобные темы (деятельность партий, Советов разных уровней, других местных государственных и общественных учреждений, биографии местных деятелей) вызывают некоторое отторжение из-за их подробного и масштабного изучения в недавние советские времена. Однако для исследования исторического процесса эти темы не потеряли своей значимости, а наоборот приобрели ее. В новых условиях (открытия архивов, издания новой научной литературы, как отечественной, так и зарубежной по данной теме) комплексных исследований советского периода на тульском материале практически не проводилось. В этом направлении будет полезно любое архивное изыскание.
Исследователям, приступающим к изучению того или иного сюжета, следует, в первую очередь, сформулировать тему (поставить вопрос), понять — чем ему и читателям будет интересна выбранная тема, как и о чем расширяет наши знания об истории. Ответить на эти вопросы возможно только, понимая, как данная тема изучалась уже ранее или не изучалась вообще (или в избранном автором ракурсе). Для этого необходимо ознакомиться с уже вышедшей в свет литературой на выбранную тему. Затем следует определиться с кругом источников, положенных в основу работы, понять их специфику, уровень достоверности, сопоставить их и т.д.[10] Структурирование (выделение смысловых частей) в исследовательской работе позволит сделать ее логичной, последовательной и доказательной.
Апробировать результаты своих изысканий мы приглашаем на страницах «Тульского краеведческого альманаха» и различного рода научно-просвети тельских мероприятиях (конференциях, круглых столах, форумах и т.д.)[11].
Е.В. Симонова,
главный редактор
«Тульского краеведческого альманаха»


1. См. статью Ю.В. Ивановой в этом номере.
2. В ноябре 2013 г. на базе Тульского государственного педагогического университета было создано отделение Российского исторического общества в Туле. Подробнее см.: http://tsput.ru/rio/
3. Шмидт С.О. История, современное состояние и перспективы развития краеведения // Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития: Материалы Всероссийского семинара краеведов «Любовь к малой родине — источник любви к Отчизне» Зарайск. 30 января 2004 г. / Отв. Ред. С.О. Шмидт. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. С. 12.
4. Там же, с.13.
5. Разумова И.А. Краеведческий текст в социальном поле исторической науки (размышления над книгой А.А. Киселева «Записки краеведа» // Труды Кольского научного центра РАН. № 6 (19). 2013. С. 6.
6. Курила И.И. Быть историком в современной России: вызовы общества и ответы ученых// [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2014/07/12/kurilla/ (дата обращения: 13.07.2014);Попова Т.Н. Историография в контексте дисциплинарной истории // Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы. Под ред. Л.П.Репиной. Изд-во: ЛКИ, 2012.
7. Богатейшие по своим фондам библиотека Государственного архива Тульской области и краеведческого музея в силу объективных причин пока недоступны исследователям.
8. Новая историческая наука — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929 — 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939–1941 гг.). С 1994 г. — «Анналы. История, социальные науки». С формированием данного направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории — повествования» «историей — проблемой».
9. Просопография — создание коллективных биографий, выявление определённого круга лиц, постановка ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности, религии и т. д. Просопографический метод позволяет создать коллективный портрет, то есть выявить типичные черты деятелей государства, местного чиновничества, предпринимателей культуры, образования и т.д.
10. Источниковедение: учебное пособие. — М.: Изд-во РГГУ, 2004. — 702 с.

Библиографическая ссылка:
Симонова Е. «Местная история»: методологические подходы к изучению  / Е. Симонова // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.4-8.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100