Василий Васильевич Логгинов и Тульский учительский институт

К.В. Струков

Перед началом Первой мировой войны экономика России демонстрировала устойчивый экономический рост. Постоянно увеличивался спрос на квалифицированную рабочую силу, что вызывало острую необходимость борьбы с неграмотностью, повышения образовательного уровня населения. В предвоенные годы русское правительство решало трудную задачу введения всеобщего начального образования.
С 1905 по 1913 г. количество городских начальных училищ только в Туле увеличилось более чем в четыре раза. В связи с увеличением количества начальных учебных заведений возникла острая потребность в подготовке большого количества педагогических кадров для них. По всей стране открывались учительские семинарии и институты. В этих учебных заведениях продолжались и развивались традиции отечественного педагогического образования.
Попробуем определить место учительского института и роль его директора В.В. Логгинова в деле подготовки педагогических кадров для Тулы и Тульской губернии в 1911 — 1918 гг.

В 1911 г. министерство народного просвещения планировало открыть в Московском учебном округе учительский институт в одном из трёх губернских городов: Смоленске, Туле или Нижнем Новгороде. Руководство округа склонялось в пользу Тулы, поэтому 11 января 1911 г. попечитель округа А.А. Троицкий обратился в Тульскую городскую управу с письмом, в котором извещал о намерении открыть в Туле учительский институт и спрашивал, не найдёт ли управа «возможность оказать какое-либо пособие и содействие по учреждению института»[1].
Учитывая дефицит городского бюджета, управа обратилась к опыту решения этого вопроса городскими властями Ярославля, где ранее был открыт учительский институт. Получив ответ на свой запрос из Ярославля, тульские власти «пришли к тому заключению, что для устройства в Туле учительского института, городское общественное управление, по примеру г. Ярославля, могло бы отвести безвозмездно усадебное место в городе потребного размера»[2]. Это мнение городской управы было утверждено Тульской городской думой на заседании 16 марта 1911 г. Учитывая поддержку городскими властями планов по открытию института, 22 апреля 1911 г. министерство народного просвещения дало разрешение открыть учительский институт в Туле с 1 июля 1911 г. Директором этого учебного заведения был назначен статский советник Василий Васильевич Логгинов — опытный педагог, имевший навыки административной работы.
Василий Васильевич Логгинов родился в 1871 г. В 1895-м окончил Киевскую духовную академию. По ее окончании служил в Харьковской духовной семинарии: с 1895 по 1899 г. — помощником инспектора, в 1899–1907 гг. — преподавателем латыни, а с 1903 по 1908 г. — еще и преподавателем французского языка. С 11 октября 1908 г. по 30 июня 1911 г. работал директором Арзамасской учительской семинарии. С 1 июля 1911 г. являлся директором Тульского учительского института. Ко времени назначения в Тулу Василий Васильевич за безупречную службу по духовному ведомству и ведомству министерства народного просвещения был награждён орденами Святой Анны 3-й степени и Свято- го Станислава 2-й степени[3].
Перед ним стояла сложная задача создания «с нуля» учительского института в незнакомом городе. Василию Васильевичу предстояло наладить учебный процесс, для чего необходимо было найти для института подходящее помещение, решить вопросы с мебелью и учебными пособиями, подобрать педагогические кадры, организовать приём учащихся, разработать и согласовать учебные программы и планы, а также порядок аттестации учащихся. Василий Васильевич успешно преодолел все неминуемые в таком непростом деле трудности, и учительский институт в Туле заработал.
Помещения для учебного заведения были арендованы у тульского купца Василия Романовича Гречихина, в строящемся здании на углу улиц Посольской и Петровской (ныне Советской и Ф. Энгельса), сохранившемся до наших дней. Во время строительства этого здания, до 1 февраля 1912 г. учительский институт занимал две комнаты во втором городском высшем начальном училище на Миллионной (ныне Октябрьской) улице (сейчас в этом здании находится Центр внешкольной работы Зареченского района).
Первым днём работы учительского института считалось 4 октября 1911 г., когда начались приёмные испытания. Желающих поступить в первый класс было 140 человек, из них к вступительным испытаниям были допущены 92 человека. В первый класс приняли 30 человек, то есть конкурс составил более трёх человек на одно место, что говорит о высокой востребованности учительского института в Туле. Социальный состав учащихся первого класса института отражал социальную картину всей страны начала прошлого века: 83,3% крестьяне, 13,4% мещане, 3,3% из духовного сословия, что делало институт поистине «народным» учебным заведением. Почти все принятые в институт — 83,9% были учителями начальных классов с опытом педагогической работы, но часто не имевшими никакого педагогического образования4.
Несмотря на название, учительский институт не был высшим педагогическим учебным заведением. Набор и программы преподаваемых предметов, близкие к гимназическим, но без иностранных языков, классно-урочная система обучения, квалификация преподавателей и трёхлетний курс обучения характеризуют учительский институт как среднее мужское педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для высших начальных училищ. Расписание занятий предусматривало пять уроков по 50 минут в день. С первого класса были предусмотрены два урока гимнастики и один урок гигиены в неделю. Гигиену преподавал врач института Г. Гамбурцев.
Участок земли за Киевской заставой, выделенный городом для строительства собственного здания института, В.В. Логгинов посчитал неудобным ввиду удалённости от центра города и наличия поблизости городских свалочных мест. Благодаря его хлопотам, Тульская городская дума 7 ноября 1913 г. выделила для института другой участок земли, взамен прежнего, на Ваныкинской (Первомайской) улице. Но строительство здания института так и не началось из-за разразившейся мировой войны.
15 февраля 1913 г. при учительском институте открылось городское высшее начальное училище, где под руководством опытных наставников проходили педагогическую практику воспитанники института.
В 1914 г. состоялся первый выпуск Тульского учительского института. На 1 января 1914 г. в трёх классах института учились 83 человека. Социальный состав учащихся за три года сильно не изменился: 81,9% крестьяне, 15,7% мещане и 2,4% почётные потомственные и личные граждане. Возраст учащихся колебался довольно сильно — от 17 до 34 лет. Большую часть учащихся по-прежнему составляли учителя начальных классов, повышавшие свою квалификацию. Уровень образования лиц, поступающих в институт, был различен. Из 26 человек, принятых в первый класс в этом учебном году, 1 человек окончил реальное училище, 12 — учительскую семинарию, 3 — педагогические курсы при городских начальных училищах, 6 — городские начальные училища, 3 — церковно-приходские школы, 1 — двухклассное училище[5].
Из 83 учащихся 60 человек обучались за казённый счёт и получали казённую стипендию 70 рублей в год, а 23 человека платили за обучение 50 рублей в год. Большинство учащихся нуждались в деньгах. Ситуацию усугубляло отсутствие общежития при институте, иногородним учащимся приходилось жить на частных квартирах по 3–4 человека в комнате. Квартирная плата по причине всё время возраставшего спроса на аренду жилья в Туле постоянно повышалась, что ставило некоторых учащихся в критическое положение. Самым нуждающимся из них институт мог оказать пособие в весьма незначительном размере чуть более 40 рублей в год. Некоторые учащиеся прекращали учёбу в институте ввиду отсутствия средств к существованию.
Медицинскую помощь учащимся оказывал врач института Г. Гамбурцев. По ходатайству директора института учащимся выдавались лекарства из аптеки Общества тульских врачей со значительной скидкой.
К 1914 г. институт имел удобную мебель, в достаточном количестве литературу и учебные пособия. Некоторые неудобства доставляло отсутствие класса для занятий гимнастикой.
Успехи в работе директора института не остались незамеченными. В 1914 г. В.В. Логгинов был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Кроме работы в институте Василий Васильевич с августа 1911 г. по 1918 г. исполнял обязанности председателя педагогического совета частной женской гимназии О.Н. Никольской.
Его коллегами по институту были: законоучитель — священник Алексей Козьмич Нежданов, преподаватель естествоведения и географии Михаил Николаевич Ижевский, преподаватель математики и физики Алексей Иванович Чистяков, преподаватель истории и географии Пётр Вениаминович Нарциссов, преподаватель русского языка Макарий Васильевич Орлов, учитель чистописания, черчения и рисования Стефан Яковлевич Тишин, учитель пения Михаил Валерьевич Тимофеев и врач Григорий Александрович Гамбурцев[6].
Во время Первой мировой войны Тульский учительский институт, несмотря на трудности военного времени, продолжал работать.
С установлением советской власти в стране началась масштабная реформа образования, направленная на слом существовавшей «царской» системы и построение совершенно новой «пролетарской» модели. В ноябре 1918 г. учительский институт был преобразован в педагогический институт, получивший статус высшего учебного заведения и вскоре ставший институтом народного образования (ИНО).
Вопрос возможности продолжения работы преподавателей и руководителей в советских учреждениях образования решался персонально путём так называемых «выборов» учителей (по-новому — школьных работников).
О том, как в Туле проходила эта процедура, зачастую использовавшаяся для сведения личных счётов, можно прочитать в воспоминаниях Михаила Андреевича Соколова (1859—1942), бывшего в 1911—1918 гг. председателем педагогического совета и учителем русского языка в Тульской Ольгинской женской гимназии.
М.А. Соколов писал, что перед началом 1918–1919 учебного года в тульской педагогической среде «стали ходить слухи о перевыборах учительского персонала и, наконец, при Гороно для этой цели возникла «коллегия по перевыборам учащих». 5-го сентября в шесть часов вечера назначено было первое заседание. Приглашены были директор учительского института Лонгинов[7], директор частной мужской гимназии Перов, учитель семинарии Н.Ив. Троицкий и учитель второй гимназии Соколов (автор воспоминаний — прим. авт.). Первым было поставлено дело Лонгинова. Выступали свидетели, дававшие свои показания о его педагогической деятельности. Это были ученики института, искусственно подобранные из числа недовольных своим начальством. Ясно, какие должны были получиться их показания, и по содержанию этих-то показаний директор обязан был отчитываться. Нужно однако заметить, что директор Лонгинов держал себя с должным достоинством и частенько окорачивал лжесвидетелей.
Совсем иначе повёл себя Перов. Он умоляющим голосом как бы просил себе извинения перед почтенным президиумом из рабочих и у своих учеников, обещая им не повторять более допущенных промахов. Стыдно и возмутительно было наблюдать эту комедию и выслушивать и хвастливые, (заносчивые) речи обвинителей, и унизительную защиту начальника заведения. Дело затянулось до глубокой ночи»[8].
После описанных событий Василий Васильевич Логгинов потерял работу и квартиру при институте. О его жизни после 1918 г. нам пока ничего не известно. Тем не менее, вклад В.В. Логгинова в развитие образования в Тульской губернии весьма заметен.
Открытие в 1911 г. Тульского учительского института было вызвано объективной необходимостью удовлетворения постоянно повышавшегося спроса на педагогические кадры для начальных училищ и стало важным шагом в развитии системы педагогического образования в Туле. Подавляющее большинство учащихся составляли выходцы из крестьян и мещан, имевшие опыт педагогической работы в начальных (по большей части сельских) школах и невысокий уровень образования, что позволяет называть учительский институт «народным». Под руководством статского советника Василия Васильевича Логгинова педагогический коллектив института подготовил в 1911–1918 гг. около 150 учителей для начальных училищ Тулы и Тульской губернии. Опыт, накопленный коллективом института, был использован в советских педагогических учебных заведениях Тулы.
К настоящему времени автору удалось обнаружить изображение только одного преподавателя Тульского учительского института — Михаила Николаевича Ижевского. Он третий справа в первом ряду на фотографии педагогического коллектива тульского рабфака, сделанной в 1928 г.[9]

1. ГАТО. Ф. 261. Оп. 1. Д. 18. Л. 1об.
2. Там же. Л. 1а.
3. Там же. Д. 39. Л. 7.
4. Там же. Д. 7. Л. 3.
5. Там же. Д. 43. Л. 5–8об.
6. Там же. Д. 20. Л. 118–123.
7. Так в тексте воспоминаний.
8. Соколов М.А. Из моего прошлого: Записки преподавателя (Вязьма — Смоленск — Сергиева Лавра — Тула) / подг. текста: М.В. Майоров. Тула, 2012. С. 220–221.
9. ГАТО. Ф. Р-3009. Оп. 1. Д. 10. Л. 1об

Библиографическая ссылка:

Струков К.В. Василий Васильевич Логгинов и Тульский учительский институт / К.В. Струков // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. – С.131-135.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100