Л.В. Кашенцева
В 1998 г. в Туле был основан
историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь». Это событие
явилось своеобразной «присягой» протоиерею о. Ростиславу (Лозинскому)
(1912–1994), вдохновителю одноименного неформального движения, боровшегося с
«наступательным забвением» современниками исторических кладбищ Тулы. Эти
старинные кладбища, образованные еще в конце XVIII века по указу Екатерины
Великой о выносе захоронений за городские пределы, весьма скоро оказались в
черте стремительно растущего города, а в 80-е годы XX века Всехсвятское
кладбище чуть было не «легло» под новые транспортные магистрали. Демарш
неравнодушных стал для памятников истории и культуры спасением, однако в
институциональные рамки так и не вписался: статус этих кладбищ не определен до
сих пор, а функция сохранения незаметно подменяется неутешительным мониторингом
потерь. В 2011 г. музей неожиданно прирос новым (но ветхим) домом с целым
лабиринтом потенциально прекрасных выставочных залов. «Тульский некрополь» стал
просторнее, но — вот парадокс — ему стало тесно в прежней «поминальной»
тематике. В новых стенах появились новые люди, а с ними — новые смыслы, идеи,
новая оптика. Объектом «музеефикации» стал рассматриваться весь город: его
планировка и символические пространства, история и мифология, «социальные
миры», образ жизни, топонимика...
В 2013 г. «Тульский некрополь» был
переименован в Тульский историко-архитектурный музей. А за новым домом очень
быстро закрепилось имя — Дом Крафта. О реальном человеке Константине Андреевиче
Крафте на тот момент не было почти никаких сведений, кроме разве что «догадок»
о его национальной (немец) и профессиональной (аптекарь) принадлежности.
Единственная дата — 1799 год — свидетельствовала лишь о том, что Крафт жил в
это время вообще, и именно в этом доме, в частности. Тем не менее, фамилия
немецкого аптекаря оказалась столь эффектной и богатой на смыслы, что вслед за
новоиспеченным урбонимом «Дом Крафта» появились сообщества «КрафтГраф»,
«Картонная ночь» (крафт–бумага), «Крафтология». В сознании близких к
художественной жизни горожан этот дом зафиксировался как место, где
аккумулируются новые идеи, Крафт стал ассоциироваться с искусством.
Вполне объяснимо, что для дальнейшего
обживания новых музейных пространств понадобилось развитие мифа. На роль
мифотворца был избран Леонид Тишков — художник, явивший себя в современном
искусстве стратегией создания новых миров, а в прошлом — врач. Последнее
немаловажно, поскольку художник почти всегда находится в пограничье между
собственной жизнью и жизнью вымышленного героя. Историю жизни малоизвестного
тульского аптекаря Леонид Тишков нафантазировал, создал миф, перемешав
вымышленные (относящиеся к жизни аптекаря) и реальные события (переселение
немцев в Поволжье, холерные эпидемии, учительство Н.Ф. Федорова в Одоеве,
революцию).
По замыслу художника в проект были
вовлечены 12 участников («12 ключей от Дома Крафта»), которые символически
открыли двери к главной теме, неизмеримо более сложной, чем просто
жизнеописание обрусевшего немца — пусть и рыцаря тайного братства, гомункула и
алхимика в одном лице. Действительно, мертвая трава служит жизни (инсталляция
Зои Лебедевой «О чем молчит трава»), застывший лед издает звуки («Криофон»,
Дмитрий Морозов), отжившие свое предметы возрождаются в новом качестве
(«Острова и Совершенные формы», микро-арт-группа «Город Устинов» ). Забвение, смерть,
утрата прошлого, индивидуального и коллективного, и искусство как акт
воскрешения — наверное, выставка об этом. «Пирамида» из скорлупы огромных яиц
(инсталляция Сергея и Татьяны Костриковых) напоминает о хрупкости того, что
кажется прочным (хрупкости самой жизни? памяти?). В произведении Владимира
Селезнева «Великий эликсир» маленькая сияющая точка на несколько мгновений
становится вселенной, населенной людьми, жившими когда-то.
В экспозиции было представлено чуть ли
не все многообразие жанров современного искусства — книга художника, саунд-арт,
инсталляция, видео-арт, перформанс, стрит-арт. Отдельным экспонатом,
тринадцатым ключом, стал выставочный плакат, созданный художником Юрием
Сурковым (Москва). В основу же выставки лег альбом Леонида Тишкова, в котором в
художественной форме изложено «чудесное» житие тульского аптекаря.
Предлагаем познакомиться с вымышленной
историей жизни аптекаря.
Фрагменты альбома
«История жизни, смерти и воскресения
аптекаря Крафта».
Текст и рисунки — Леонид Тишков
«Иоганн Даниэль Крафт родился в 1624
году в Миттенберге в семье врача Юста Крафта (*1594), мать Сусанна, урожденная
Хельфрих. Отец, будучи лютеранином, отдает сына учиться на врача, ботаника и
химика...
...В 1669 году в Гамбурге известный
алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня и золота случайно открывает
фосфор, «светоносный элемент». Крафт знакомится с алхимиком и покупает секрет
синтеза фосфора за 200 талеров. Он хочет применить его свойства в освещении
комнат и улиц, но это только одна сторона его замысла. Он демонстрирует за
некоторую плату «холодный огонь» в обществе знатных особ, ученых и алхимиков.
На показе у герцога Фридриха Саксонского он знакомится с философом и ученым
Готфридом Лейбницем, а также с английским ученым и мистиком Робертом Бойлем,
членом Ордена розенкрейцеров. Бойль впоследствии самостоятельно открывает
секрет получения фосфора. Сам же Крафт пытается найти новые возможности
фосфора, он погружается в поиск эликсира жизни и даже бессмертия. Эти поиски
приводят его в Орден Розенкрейцеров — таинственное общество мистиков и
алхимиков, братьев Света. Он начинает переписку с Лейбницем, гениальным ученым
и изобретателем, философом и математиком...».
«...Крафты упаковывают в дорожные
чемоданы свое имущество и через Любек выезжают в Петербург, откуда, закупив
тулупы и шапки, отправляются дальше на восток, к берегам Волги. Путь их лежал
по Ладоге, потом до Тихвина на подводах, потом по реке Сомина до Рыбинска, а
оттуда по Волге в Саратов. Останавливаются они в колонии под названием
Щербаковка, в Саратовской губернии, получив 10 десятин пахотной, 5 десятин
сенокосной и 5 десятин усадебной, огуменной и огородной земли. Довольно быстро
возводят деревянный дом-пятистенок на пять окон с двумя чуланами; на дверях и
окнах — затворы, под крышей — слуховое окошко, в сенях — лестница на крышу;
строят амбар, разбивают огород. В отличие от соседей, скот не держат, а
занимаются выращиванием тутовых деревьев, открывают аптекарскую лавку, собирают
травы, приготавливают настои и отвары, выращивают картофель и капусту...»
«...Летом 1779 года происходит странная
история, взбудораживавшая всю Щербаковку — у Крафтов объявляется младенец. По
их словам, это дитя мужского пола было найдено Андреасом на краю огорода, когда
он ходил собирать цветы зверобоя, дикой гвоздики, чабреца и иван-чая для
настоев и тинктур. С согласия пастора и форштегера, а также всей лютеранской
общины, Андреас Крафт усыновляет мальчика, дав ему имя Константинус...»
«...В 1799 году Крафт получает
приглашение от Медицинской канцелярии приехать в город Тулу (но на самом деле
Андреаса Крафта приглашает ложа «Теоретический градус» Ордена R.C). С этого
времени Андреас Крафт и его приемный сын Константинус, которого стали называть
Константин Андреевич, поселились в Туле. В центре города они купили двухэтажный
каменный дом с шестью жилыми комнатами на втором этаже. На первом этаже Крафты
открыли аптеку, во дворе возвели кирпичный флигель с обширным подвалом. Во
флигеле располагалась просторная комната с двумя окнами, которая использовалась
как место для собраний и религиозных обрядов. В подвале Крафты хранили все лабораторное
оборудование, вывезенное из Германии, а самые ценные предметы — наверху, в
комнате. Постепенно флигель стал приобретать черты лаборатории или некоего
мистического пространства. Никто не имел туда доступа, кроме старика Андреаса
Крафта и его сына, даже супруга Константина Андреевича Катерина, урожденная
Манфред, а уж тем более дети. Детей у Крафта было четверо: Христиан, Розалия,
Николай и Александр...»
«...Тем временем, в соседнем Одоеве в
гимназии объявляется новый учитель истории и географии Николай Федорович
Федоров, будущий философ, теоретик идеи бессмертия. В августе 1865 года он
приезжает в Тулу за книгами для гимназии и по пути заходит в аптеку Крафта,
чтобы купить мозольный пластырь. Во дворе аптеки он встречает самого
Константина Андреевича и знакомится с ним. Сразу завязывается разговор, который
интересен обоим — о космосе, вечности и возможности достижения бессмертия.
Крафт приглашает молодого учителя к себе на ужин, после которого Николай
Федорович задерживается в доме аптекаря на два дня. Начинается дружба аптекаря
Крафта и философа Федорова...»
«....Не осталось ни одного документа, ни
одной фотографии, ни одной книги из библиотеки Иоганна Даниэля Крафта, никаких
вещей из их дома. В подвале были обнаружены только разбитые тарелки семейного
сервиза, осколки аптечной и химической посуды, какие-то необычные детали
приборов, остатки яичной скорлупы, истлевшая бумага с неясными символами и
словами. Остался целым сам дом, величественный и пустой, он стоит в центре
Тулы, храня в своем чреве память об аптекаре Крафте, его удивительной жизни,
скитаниях, смерти и воскресении. Иногда ночами в его окнах мерцает голубой
свет, который напоминает нам о древних алхимических опытах, о потерянных тайнах
братьев Розы и Креста, о воскресении и бессмертии человека...»
Библиографическая ссылка:
Кашенцева
Л.В. Ключи от дома Крафта / Л.В. Кашенцева // Тульский
краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. – С.172-177.
Комментариев нет:
Отправить комментарий