О посвятительной надписи надгробия Е.М. Крюкова в с. Архангельское (1816 г.)

О.Н. Заидов, И.Г. Ковшарь, Г.А. Шебанин


Человеческая память избирательна, то и дело мы забываем события, людей, чувства. Но ничего не уходит в никуда, события остаются в документах, предметах, хранящихся в музеях, архивах, многочисленных хранилищах. Есть предметы, не введённые в научный оборот, затерянные, так же забытые, как и события, о которых они повествуют. Но наука история извлекает их из забвения, потому что для науки любой артефакт — в первую очередь источник информации, нужно только суметь его прочитать. Об одном таком артефакте и его прочтении — предлагаемая статья.
Осенью 2011 г. на территории Ясногорского района Тульской области проводились археологические исследования экспедицией ГУК ТО «ЦОИПИК» под руководством О.Н. Заидова . Среди прочих изучалось поселение близ с. Архангельское, в том числе старинное кладбище с остатками здания церкви.
Село Архангельское на р. Хвощне очень древнее, впервые упоминается в Писцовых книгах Московского государства XVI в. В селе, кроме двора помещика («Тимофея Булгакова сына Крюкова»), «на царя и великого князя земле» находилась церковь «Михайло Архангила» 

Согласно картографическому материалу XVIII в. село Архангельское располагается на левом притоке р. Хвощня — ручье Стрелецком, по обеим его сторонам, причем выше по течению ручья на карте Генерального межевания последней четверти XVIII в. указан погост (в данном случае — кладбище) Архангельский с расположенным на нем храмом и прилегающими к нему дворовыми местами. На картах XIX в. территория погоста показана как вошедшая в состав села, расширившегося по обоим берегам ручья. Храм в селе продолжал существовать, судя по всему, на том же, что и в XVIII в., месте. Сохранились сведения, что каменный храм «во имя Архистратига Божия Михаила» в с. Архангельском (Хвошня тож) построен в 1762 г. иждивением помещика этого села Александра Крюкова.
При археологическом обследовании исторической части села Архангельского работы проводились на участке сельской школы, где, согласно картографическому материалу, располагался храм и где в соответствии с письмом администрации МО Архангельское Ясногорского района была найдена надгробная плита.
В центральной части сада было обнаружено всхолмление, состоящее из строительного мусора, очевидно остатки храма, севернее которого была обнаружена грабительская яма. Рядом с ней лежала чугунная надгробная плита, из земли торчали витые кованые прутья, по всей видимости остатки могильных оград.
Плита выполнена из литого чугуна, имеет вытянуто-трапециевидную форму (высота 178 см, ширина вверху 82 см, внизу — 62 см), толщина плиты 4 см. На поверхности всей плиты размещен текст высокого шрифта (высота букв 2,5 см), в нижней части плиты под текстом — изображение «Адамовой головы» (череп со скрещенными костями, размер 8,5×1,25 см).
Текст, начертание букв и орфография которого традиционны для эпитафий XVIII — первой половины XIX века, содержит надпись, состоящую из трех условных частей. Первая — информационная: На сем месте погребено тело над[ворного] Советника Егора Михаиловича Крюкова родил[ся] 1750 26 октя[бря]: скончался 1816 24 генва[ря] в 10 ча[су] пополуд[ни]: жития его было 65 лет 3 месяца 28 дней». Вторая часть текста — посвятительная: О бозе почивающему Его выс[око] благ[ородию] надвор[ному] совет[нику] и г[осподи] ну тулскому губерн[скому] директ[ору] училищ Егору Михаиловичу Крюкову възнак чувствителнейшей признателности посвящает сию надпись облагодетельствованный старший учитель Тульской гимназии Сергей Десницкий.
Третья часть — стихотворная эпитафия, из тех, которые были широко распространены в российском некрополе XVIII–XIX вв.: О благодетель мой, безгласен я не буду и там, где твой от нас бесценный прах сокрыт, тебя ли, мой отец, в вечности забуду? О нет, к тебе мой дух в жизни сей парит. В дань благодарности с молитвою сердечной взываю к небесам: да в жизни бесконечной ты удостоишься всех горних благ Творца, о чем да молит всяк небесного Отца!
Сам по себе факт обнаружения надгробной плиты первой четверти девятнадцатого века на бывшем сельском кладбище ничем не примечателен. Село несколько столетий принадлежало одному семейству, в данном случае Крюковым, и нет ничего удивительного, что потомок был погребен у стен храма, построенного его предком. Нет ничего из ряда вон выдающегося в типе и формах надгробия: чугунные плиты широко распространены в XVIII — первой половине XIX вв. Вызывает интерес посвятительная часть надгробного текста: памятник на могиле знатного и богатого человека, чиновника, обладавшего немалой властью, установлен не безутешной вдовой, не осиротевшими детьми, а «облагодетельствованным старшим учителем Тульской гимназии». Случай не частый в некрополистике. Очевидно, этих людей, Крюкова и Десницкого, связывали какие-то особые отношения. Попытаемся разобраться.
Егор Михайлович Крюков, потомственный тульский дворянин, как видно из надгробного текста, родился в 1750 г. и умер в 1816 г. шестидесяти пяти лет. Кстати, в тексте эпитафии содержится ошибка в возрасте Крюкова. Такие ошибки нередко встречаются в надгробных текстах. Кроме того, у В.И. Чернопятова в разделе «Крюковы» VII (XVI) тома находим такую информацию: «вдова надворного советника Екатерина Герасимовна, 78 л., † 17 дек. 1837 и надворный советник Егор Михайлович, 72 л., † 24 янв. 1816. П.п. ц. г. Тулы». То есть расхождение в возрасте по тексту надгробия и по метрической книге (Петропавловской церкви г. Тулы, по которой Чернопятов и приводит данные) значительное. Точно одно — перед смертью Егор Михайлович имел чин надворного советника. Еще в 1793–1795 гг., будучи секунд-майором, он был депутатом Тульского Дворянского собрания от Тульского уезда. В 1795–1802 гг. он имел чин уже надворного советника и являлся предводителем дворянства Тульского уезда . В каком году он был назначен Директором училищ, неизвестно, но оставался он в этой должности до конца жизни.
Таким образом, на основании выявленных сведений можно сделать выводы о том, что Егор Михайлович Крюков (1750–1816):
— похоронен в родовом поместье, которым его предки владели, по крайней мере, со второй половины XVI в. (Крюковы, согласно Бархатной книге дворянских родов, — потомки легендарного Салахмира, пришедшего из Орды в конце XIV в. на службу к великому рязанскому князю Олегу Ивановичу, которого этот князь наделил большими земельными владениями, в том числе и в Каширском уезде (часть территории Каширского уезда ныне входит в Ясногорский район));
— похоронен, по всей видимости, на родовом кладбище, так как помещичья усадьба Крюковых и храм располагались на этом месте с XVI в., а также новый каменный храм вместо обветшавшего был построен в 1762 г. помещиком этого села Александром Крюковым, судя по всему, родственником Егора Крюкова. Кроме того, Е.М. Крюков умер и был отпет в Туле, в церкви Петра и Павла, а погребен в имении Каширского уезда, что дополнительно говорит в пользу наличия здесь родового кладбища;
— Е.М. Крюков до 1793 г. был на военной службе и дослужился до звания секунд-майора, с 1793 по 1795 гг. был депутатом Тульского Дворянского собрания от Тульского уезда, а в 1795–1802 предводителем дворянства Тульского уезда.
В 1797 г. в связи с проведением губернской реформы императора Павла I Егор Михайлович Крюков был переименован из военного чина секунд-майора в гражданский — (с повышением) — надворного советника (по Табели о рангах соответствует армейскому подполковнику). В последние годы жизни занимал должность директора тульских училищ. Отметим, что до реформы образования 1848 г. директор училищ ведал всеми учебными заведениями губернии (гимназиями, уездными, городскими и приходскими училищами) и являлся одновременно директором Тульской мужской гимназии . Таким образом можно утверждать, что Е.М. Крюков занимал видное место в истории Тульского края конца XVIII - начала XIX в.
О старшем учителе Тульской гимназии Сергее Десницком в областном архиве удалось найти немногое — всего лишь послужной список по Тульской губернской гимназии. Но сопоставление данных позволяет сделать кое-какие выводы, ведущие к пониманию того, почему подчиненный устанавливает надгробие на могиле того, кого он называет своим благодетелем.
Десницкий родился около 1786 г., землей и крепостными крестьянами не владел, «происходил из духовного звания, в походах против неприятеля и в сражениях не был, в штрафах и под судом — не был, в отставке с награждением чином или без онаго — не был». В 1798 г. в возрасте примерно двенадцати лет поступил в Спасо-Вифанскую семинарию, дававшую тогда качественное образование выходцам из бедных семей, откуда через 8 лет был переведен в Санкт-Петербургский педагогический институт. В 1809 г. Десницкий определен в Тульское уездное училище учителем 1-го класса, но служит в этой должности он всего полгода, в марте 1810 г. он «перемещен в Белёвское уездное училище на 2-й класс». Согласитесь, что такое перемещение скорее похоже на наказание — из губернского центра попасть в отдаленный уездный город. Хотя можно предположить, что ссылка эта была добровольной — жизнь в Белёве была дешевле и содержать семью (у Десницкого в это время родился сын) на мизерное учительское жалование было легче. Как бы там ни было, в Белёве Сергей Десницкий прожил более 4-х лет. В середине этого срока, в октябре 1812 г., он был произведен в чин губернского секретаря (XII класс), дающий ему право на личное дворянство. В июне 1814 г. произошло важное для Десницкого событие — он был определён в Тульскую гимназию в старшие учителя с преподаванием истории, географии и статистики.
Безусловно, перевод Десницкого из Белёвского уездного училища в губернскую гимназию (учебные заведения разного уровня!), повышение в должности, присвоение чина и соответственное приобретение общественного положения происходили с ведома и согласия директора училищ. А если они происходили по инициативе самого Е.М. Крюкова, то становится ясным, почему учитель Сергей Десницкий считал себя облагодетельствованным.
Остается добавить, что в 1817 г. у Десницкого родилась дочь. В дальнейшем карьера его никак не развивалась, во всяком случае, после 1818 г. его имя нигде не встречается. Но как бы то ни было, установкой надгробного памятника Е.М. Крюкову со столь нетривиальной надписью-посвящением Десницкий проявил одну из важнейших человеческих добродетелей — умение быть благодарным.


1. Заидов, О.Н. Отчет об археологических исследованиях в Ясногорском районе Тульской области в 2011 г. На правах рукописи.
2. Писцовые книги Московского государства. СП б., 1877. Ч. 1. Писцовые книги XVI в. / под ред. Калачёва. Отд. 2. С. 1476.
3. Приходы и церкви Тульской епархии / Под ред. П.И. Малицкого. Тула, 1895. С. 669–670.
4. Чернопятов, В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. Т. VII (XVI). М. 1912. С. 88.
5. Там же. Т. IX (XVIII). М., 1912. С. 35.
6. Там же. Т. I (X). М., 1908. С. 18.
7. ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 665.
8. ГАТО. Ф. 7. Оп. 2. Д. 1а. Л. 3об, 4.
9. Там же. Л. 4.

Библиографическая ссылка:


Заидов О.Н., Ковшарь И.Г., Ше банин Г.А.О посвятительной надписи надгробия Е.М. Крюкова в с. Архангельское (1816 г.)  // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.196-198.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Очень интересная статья. Хотелось бы почитать об учебном заведении того времени - Малаховском училище, кого набирало такое училище, где находилось, что сейчас на этом месте...

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100