Тульская канализация в начале ХХ в. От ассенизационных обозов к централизованной системе

Г.А. Беспалов


В современной исторической науке большой популярностью пользуется изучение явлений и событий локального характера. Исследование повседневности и быта дает базис, опираясь на который можно получить более полную картину существования города, региона, страны. Вопрос возникновения и расширения водопроводной системы в Туле — один из примеров подобного локального исследования[1]. Вместе с тем никогда ранее внимание исследователей не привлекал взаимосвязанный с ним вопрос отвода сточных вод. Введение в эксплуатацию городского водопровода и увеличение потребления воды делало все более насущной проблему отведения использованной, отработанной, сточной воды. Рассмотрение этого важного вопроса организации быта туляков стало целью написания данной статьи.
На рубеже XIX и XX веков в Туле было три фактора, которые диктовали необходимость скорейшего решения вопроса сбора и отвода сточных вод: 1) крупные промышленные предприятия, 2) постоянно растущее население и 3) функционирующая система городского водопровода.

Существовавшие не одно десятилетие частные ассенизационные обозы, занимавшиеся вывозом нечистот, были просты в эксплуатации, дёшевы, но с возрастанием потребления воды, а, следовательно, с увеличившимися стоками, не справлялись. Городской ассенизационный обоз, первоначально занимавшийся вывозом нечистот исключительно от учреждений города, решал проблему лишь частично. В 1902 г. он начал оказывать услуги также и населению. В течение следующего десятилетия количество сотрудников («отходников»), числившихся в городском ассенизационном обозе, увеличилось в три раза: с 9 до 32 человек. Благодаря появлению сильного конкурента на рынке, стоимость услуги по вывозу нечистот была снижена частными компаниями в среднем на 25%. За вывоз бочки с нечистотами брали 85-90 коп. вместо 1,10 руб.
Основную нагрузку по очистке выгребных ям принимали на себя частные компании. Количество сотрудников в штатах последних установить по документам не удалось, но можно предположить, что количество было равным или несколько превышало штат городского предприятия[2].
Возникшая напряженность в области сбора и утилизации нечистот обращала на себя внимание руководство города. В 1909 г. комиссия при городской думе проанализировала бюджет ассенизационного обоза и пришла к выводу, что предприятие работает по принципу самоокупаемости. Комиссия указала на необходимость увеличения прибыли и высказала ряд предложений, комплексное выполнение которых позволило бы сократить расходы и добиться прибавки в бюджет предприятия. Предложения касались трех направлений: закупки нового оборудования, оптимизации расходов и строительства новых зданий и сооружений. Для увеличения прибыли предложено было приобрести машину для откачки нечистот, что давало возможность работать обозу быстрее и эффективнее. Централизованная и единовременная кампания закупки фуража для лошадей, по расчетам членов комиссии, позволила бы сократить траты на 10%. Было запланировано строительство новой конюшни при обозе, обустройство рабочих казарм с благоустройством прилегающей территории[3].
Ситуация, сложившаяся вокруг вывоза нечистот, также обращала на себя внимание предприимчивых граждан. Город расширялся, к водоснабжению подключались все новые и новые абоненты, складывалось положение, при котором возможно было получать большую прибыль. Находились люди, готовые  даже при наличии сильного конкурента в лице муниципального предприятия и резко упавших расценках на услуги, продлевать договоры с городом на вывоз нечистот и аренду ассенизационных полей. Одним из таких предпринимателей был И.И. Белов, который с 1892 г. занимался сбором, вывозом и складированием нечистот в 3-й части г. Тулы[4]. Многократный рост числа муниципальных «отходников», увеличивающееся количество частных компаний по вывозу нечистот — все это свидетельствовало о необходимости серьезно пересмотреть систему сбора и утилизации отходов. Необходимо было перевести данную услугу на принцип доступности, простоты получения и произвести коренное преобразование, такое, как уже было сделано с водоснабжением, т.е. спроектировать и построить централизованную систему канализации.
Городская управа пристально следила за положением дел в городском хозяйстве, так как понимала, что вслед за населением города росло количество домов для проживания горожан, а вместе с ними увеличивалось количество выгребных ям, а также площадь ассенизационных полей. Выгребные ямы были практически постоянно переполнены нечистотами. Сама яма представляла деревянный сруб, обмазанный для гидроизоляции глиной. Переполненные, с изношенными от времени стенками, они не могли предотвратить загрязнения почвы и воды в питьевых колодцах. Тем более не всегда можно было быть уверенным в том, что откачанные нечистоты не окутают прохожих дурманящим «ароматом» за первым же углом. В отчете, подготовленном для городской управы, санитарный врач 2-го участка В.Я. Богодаров пишет: «Нечистоты в меньшей части попадают на поля, а в большей или тут же выбрасываются, или ложатся по обе стороны Епифанского шоссе»[5].
По договору с Тульской городской управой ассенизационный обоз должен был все нечистоты, откачанные из выгребных ям, вывозить на специальные участки за городом — ассенизационные поля[6]. В соглашении на отдачу в аренду под содержание ассенизационных полей участка городской земли излагались здравые с позиции санитарии и землепользования требования. Весь участок должен быть разделен на три части, одна из которых должна использоваться для слива нечистот, две другие — для посадки однолетних хлебных или огородных растений. Арендатор обязывался ежегодно по указанию городской управы вспахивать по одному участку под слив и свалку нечистот. Вспахивать необходимо было глубоко, не менее пяти вершков[7], землю разрабатывать хорошо, заборанивать, чтобы проезд с нагруженными бочками не составлял затруднений для отходников. Все нечистоты, вывезенные ночью, арендатор должен запахивать утром, а вывезенные днём — немедленно. Запашка нечистот должна была производиться с ранней весны до поздней осени. Зимой нечистоты складывались на подготовленный для них участок, ровно и нетолстым слоем. С наступлением весны этот участок немедленно запахивался. Выпас городского скота на занятых участках воспрещался[8].
На практике все выглядело совершенно иначе. В 1-й части Тулы запашка нечистот производилась не всегда правильно и аккуратно. О дезодорировании нечистот не шло и речи. В 4-й части города запашка совсем не производилась. Не было ни сторожа, ни сторожки, из-за этого не было совершенно никакого наблюдения[9].
Одна из существенных проблем заключалась в незаконном сбросе сточных вод в реки, ручьи и овраги. Находясь в заложниках у нечистот, которые текли всегда, и обоза, который был нечастым гостем в домах горожан, жители пытались найти выход в незаконной прокладке сточных труб[10] или неконтролируемом сбросе стоков. Например, осенью 1901 г. крестьянин Максим Зотович Ермаков открыл коммерческую баню, которая проработала до весны 1902 г., пока не выяснилось, что для удешевления проекта Ермаков использовал трубы из сосновых, осмоленных с обеих сторон, досок, а не предусмотренные проектом непроницаемые сточные трубы. Баню Ермакова, правда, не закрыли, а выписали штраф в 260 руб., с условием выплаты частями по 10 руб. в месяц[11]. Аналогичная ситуация имела место и с баней Тульской духовной семинарии. Сточные воды спускались без какой-либо очистки на так называемый «семинарский луг». За один только месяц 1911 г. семинарской баней воспользовались более 1500 человек — на основании этого можно судить об объемах спускаемой воды. Городская управа предложила семинарии немедленно разработать проект и произвести установку стоков в закрытых трубах от семинарской бани в Хомутовский ручей, а также по всему пути стоков устроить осадочные колодцы. После долгой переписки с городской управой семинария получила проект закрытого водостока. Проект оказался слишком дорогостоящим в исполнении, так как предполагал помимо строительства закрытого водостока ещё прочистку и расширение всего русла Хомутовского ручья. В апреле 1914 г. Тульская городская управа вернулась к вопросу стоков из семинарских бань, но семинария проинформировала управу о том, что баня при семинарии уже год как закрыта[12]. Построить водосток оказалось сложнее, чем отказаться от помывки в бане.
Крупные предприятия города пытались выйти из ситуации, организовав химическую очистку воды, как это попробовала сделать городская скотобойня[13], или просто договориться о сбросе воды в реку. Такие попытки предпринимали известные производители самоваров Шемарины[14].
Учреждения, обслуживающие большое количество людей, такие как губернская больница, изыскивали средства и строили станции по очистке сточных вод[15] либо устраивали поглощающие колодцы, как на территории железнодорожного училища[16].
Положение, в котором оказался город, требовало решительных мер. Осознавая необходимость разрешения сложившейся ситуации, Тульская городская дума в марте 1907 г. приступает к решению вопроса, начав с выделения 1000 рублей[17] на нивелировку[18] местности для прокладки канализационных труб во 2-й части Тулы. Начальной точкой нивелировки предполагалось использовать точку на станции Московко-Курской железной дороги, уровень которой относительно уровня моря уже был определен. Техническое задание на нивелировку города содержало также оставление пикетов[19] через каждые 10 саженей[20], что говорит о высокой точности измерений.
С этого момента начинается активная работа по поиску инженеров для проведения работ по определению высот, рассылаются приглашения принять участие в проектировании канализационной системы города Тулы. Узнав о решении городской управы, различные производители бетонных и гончарных труб направляли в адрес управы свои коммерческие предложения. Одни включали в себя исключительно поставку труб, а другие предлагали проведение работ от нивелировки и разработки проекта до строительства и ввода в эксплуатацию действующей системы канализации.
Например, Торговый дом Герман Гиршфельд и К° предложил схематический чертёж, пояснительную записку и смету к проекту «Канализование с биологическим фильтром центральной части г. Тулы».
По этому проекту предполагалось строительство нескольких магистралей, из труб разных диаметров, общей протяженностью около 8 км на глубине до 5 аршин[21]. На канализационной линии предполагалось устройство 150 коллекторов и смотровых колодцев. Совместно с системой канализации компания предлагала строительство биологического очистного сооружения, рассчитанного на стоки от части города с населением в 18000 человек. Также предлагалось строительство лаборатории и вспомогательных построек. При расчетах расход воды на одного человека принимался в размере 7 ведер[22]. Проектирование канализационной сети было произведено на основании данных, позволяющих пользоваться ей в течение 60-ти лет при ежегодном приросте населения не более 2%.
По неясным причинам проектирование городской канализации затянулось на несколько лет. Городская канализационная комиссия, рассмотрела предложенные проекты лишь осенью 1913 г. Предложение Торгового дома Герман Гиршфельд и К° было отклонено, так как имело «характер схематический, без каких-либо обоснованных расчётов»[23]. Итог заседания был следующим: дальнейшее рассмотрение отдельных проектов остановить, приступить к разработке собственного плана общей канализации города. Также на заседании канализационной комиссии прозвучали следующие предложения: Тулу следовало разделить на 4 части и проводить разработку в два этапа. Изначально планировалось разрабатывать проект канализации для тех районов, где возможно ожидать присоединение домовладельцев в ближайшем будущем. Такой подход обусловлен уверенностью членов канализационной комиссии в том, что в городе есть участки, жители которых в большинстве и в ближайшее время не в состоянии будут, хоть и принудительно, из-за малой доходности, присоединиться к городской канализации. Между тем составление проекта по прокладке канализации в таких районах будет стоить огромных средств, а окупаемость работ вообще не предвидится.
Основываясь на этом убеждении, а также на топографических условиях были определены основные улицы, по которым должна была пройти канализационная сеть: Александро-Невская (ныне ул. С. Перовской), Воздвиженская (ныне ул. Революции), Воронежская (ныне ул. Оборонная), Георгиевская (ныне ул. Бр. Жабровых), Жуковского, Калужская (ныне ул. Демонстрации), Киевская (ныне проспект Ленина), Пироговская, Серебрянская (ныне ул. Халтурина), Старо-Дворянская (ныне ул. Бундурина), Суворовская (ныне Красноармейский проспект), Тургеневская, Фоминская (ныне ул. М. Смирнова).
Зная о рельефе местности, члены канализационной комиссии понимали, что самой высокой, первоначальной точкой строительства централизованных стоков будет устройство общей канализации от Ваныкинской больницы. По мере прокладки труб к этой системе должны бы подключиться и частные канализационные отводки. Система должна вбирать в себя все воды, в том числе с фабрик и заводов. Предполагалось не загружать магистрали водами атмосферных осадков (так называемая ливневая канализация), их отведение рассмотреть параллельно[24].
На заседании комиссии также было принято решение о необходимости изучения опыта строительства и функционирования канализаций в других российских городах. Управа разослала телеграммы в различные уголки империи с просьбой выслать материалы по уже функционирующим канализационным системам. Среди откликнувшихся городов были: Москва, Казань, Харьков, Царское Село и другие. Кто-то прислал только пояснительную записку о действующей системе, а кто-то — развернутое пояснение с приложениями. Казанская городская управа, например, так же как и туляки, только задумывалась об организации системы сточных вод, поэтому не имела собственного опыта, вследствие чего их ответ был краток: «Материалов относительно устройства канализации не имеется, так как вопрос этот находится на стадии разработки задания к проекту»[25].
Самую большую помощь оказали московские власти, выслав пакет из одиннадцати документов, содержащих в себе исчерпывающее описание канализации. Из всех документов сохранилось только сопроводительное письмо с перечнем высылаемых материалов. Можно предположить, что при проектировании канализации Тулы эти документы сыграли немаловажную роль, так как содержали описание канализации Москвы, атласы к описанию, отчеты комиссии по очистке сточных вод, сметы по эксплуатации канализации, проекты канализационной системы Москвы 2-й очереди[26].
Начинаниям Тульской городской управы не суждено было завершиться.
В самый разгар сбора информации о методах строительства, применяемых материалах, стоимости работ и системы очистки вод началась Первая мировая война, которая переключила внимание городской власти на другие, более важные вопросы. Война сменилась революционными преобразованиями, что в свою очередь также отодвинуло реализацию проекта сбора и отвода сточных вод. К проблеме канализации городские власти вернулись только в середине 1920-х годов. Первая часть городской канализационной системы была запущена в январе 1929 г.


1. Артемов, В. Мы, нижеподписавшиеся. К 100-летию Тульского водопровода // Тула вечерняя. 1993. №220. Куликов, В. Санитарный врач не молчал. О тульском водопроводе // Тула вечерняя. 1993. №240. Захарова, Л. Тульскому водопроводу 100 лет // Тульские известия. 1994. №7. Вербицкий В. Как в Туле водопровод начинали // Тула вечерняя. 1996. — №142. Мигалин С. Все о тульском водопроводе и платежных марках // Независимая газета. 2003. 28 марта. URL: http://www.ng.ru/collection/2003-03-28/22_tula.html (дата обращения — 09.07.2015).; Парамонова, И. Тульский водопровод //Бренды Тулы. 2013. 2 июня. URL: http://www.btula.ru/fullbrend_303. html (дата обращения — 09.07.2015).
2. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 26071. Л. 154.
3. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 10. Д. 33237. Л. 2-6об.
4. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 24426. Л.1.
5. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 23412. Л. 62.
6. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 23412. Л. 8.
7. Вершок — старинная русская мера длины, равная 1/16 аршина или 4,4 сантиметра.
8. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 23412. Л. 7.
9. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 23412. Л. 62.
10. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 9. Д. 23724. Л. 5.
11. Там же. Л. 22.
12. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 35160.
13. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 33864.
14. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 33831. Л. 1.
15. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 35195.
16. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 38256.
17. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 35161. Л. 11.
18. Определение разности высот двух или нескольких точек земной поверхности.
19. Пикет (от франц. piquet — кол), в геодезии — точка на местности (обозначенная колышком), служащая ориентиром для установки рейки при нивелировании для закрепления трассы на местности.
20. Сажень — русская линейная мера, употр. до введения метрической системы мер, равная трем аршинам, или 2,134 м.
21. Аршин — русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы.
22. ГАТО. Ф. 174. Оп. 1, т. 11. Д. 35161. Л. 3-6 об.
23. Там же. Л. 81.
24. Там же. Л. 82.
25. Там же. Л. 90.
26. Там же. Л. 88.


Библиографическая ссылка:

Беспалов Г.А. Тульская канализация в начале XX в. От ассенизационных обозов к централизованной системе// Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.41-51.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100