Научность и популярность в историческом краеведении

Е.В. Симонова, главный редактор

    В последние десятилетия наряду с термином «краеведение» в научной литературе появилось и понятие «регионоведение». В чем их сходство и различие? С.О. Шмидт писал, что «под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей», краеведение «более всего подпитывает регионоведение», которое является уже сферой междисциплинарной научной деятельности, в краеведении преобладает интерес к историко-культурному и природному наследию, а регионоведение — «это сфера, прежде всего, научных знаний», обязательно включает познание современного состояния региона[1]. Историческое краеведение называют наукой только в случае опоры на научный аппарат исторической науки[2].
 И Сигурд Оттович Шмидт, и Дмитрий Сергеевич Лихачев считали краеведение важной составляющей жизни культурного человека. В частности, Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней»[3].
О значимости краеведения как важнейшей составляющей самоидентификации человека (осознания им своих корней, сопричастности к истории определенной местности, людям, которые на ней проживают) писалось не раз на страницах «Тульского краеведческого альманаха»[4]. Однако проблема методов проведения и публикации результатов краеведческих исследований до сих пор остается дискуссионной. Как научное знание по истории края представить интересующемуся читателю популярно, а изучение края провести научно?
 Все публикации на тему местной истории ценны, так как представляют широкой общественности информацию, ранее не известную. Но, учитывая новые возможности доступа к документам и свободу интерпретаций, не ограниченную жесткими рамками редакционных и экспертных советов (а зачастую и ввиду отсутствия таковых, особенно в местных издательствах), историческое краеведение переживает сегодня непростое время. Поток публикаций настолько объемен и разнообразен, что понять, где вымысел, а где достоверная информация, очень сложно.
Увлекшись на определенном этапе жизни краеведением, многие авторы, среди которых, скажем прямо, есть и графоманы, пишут живым и понятным языком, приближенным к современной журналистике, то есть по законам ее жанра, — разоблачая и открывая «настоящую истину». При этом «истина» может даже выглядеть достоверной, потому как, почувствовав исследовательский азарт, они регулярно ходят в архив и работают с архивными документами, а потом добросовестно пересказывают их в своих работах. Является ли в итоге такая работа краеведческой? По формальным признакам — да, но, по сути — нет. Потому как есть отрасль исторической науки — источниковедение. И любой профессионал скажет, что документ — это уникальный источник, в котором содержатся данные, которые, чтобы стать «историческими», должны быть подвергнуты критическому анализу (необходимо установить авторство, достоверность, сопоставить с другими и т.д.)[5].
Многие фальсификации связаны с упрощенной работой с источниками. Яркий пример — муссированный в прессе скандал с девиантным поведением красноармейцев на территории Германии в заключительной фазе Великой Отечественной войны. Главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук Е.С. Синявская аргументированно объясняет, что если взять источник — журнал фиксации совершенных ДТП, где учтены только нарушения правил, и по нему сделать вывод о массовых нарушениях — это будет фальсификация реальности, потому как норму никто не документировал. Упор на одну черту повседневной жизни большого сообщества вне контекста многообразия других явлений ограничивает ее. В результате складывается представление о том, что повседневная жизнь — сплошное, каждодневное ДТП[6]. Подобные интерпретации
мы наблюдали в отношении документов о расследовании чрезвычайных событий и аморальных явлений на территории освобожденной Германии и последующих наказаниях виновных. Недобросовестные исследователи (либо дилетанты, то есть пишущие по незнанию, либо фальсификаторы сознательные) делают упор на воинских преступлениях. При этом они не сопоставляют эти данные с нормой — организацией питания голодных детей, восстановления мирной жизни и т.д. В результате делаются ложные выводы о типичности явления.
Работа с любым историческим документом требует определенной подготовленности, а выводы, которые делает исследователь, должны быть основаны на комплексе источников. К сожалению, встречаются любители местной истории, которые просто пересказывают содержание обнаруженного в архиве материала и на резонный вопрос «Почему вы ему так доверяете?» отвечают: «Потому что это архивный документ!».
Еще одна проблема — часто встречающееся представление о легкости краеведческого жанра. В условиях доступности различных информационных ресурсов — сайтов, авторских блогов, банков данных справочных материалов и рефератов, размещенных в сети, — ориентироваться в этом массиве и выявить качественные публикации становится все сложнее. Не открою Америку, если скажу, что статей и книг, в которых часто встречается плагиат, отсутствуют ссылки на источники и использованную литературу, приводятся непроверенные и неподтвержденные документально факты, заимствованные из Интернета, с каждым годом становится все больше и больше. Не первый раз встречаю издания, состоящие из документов XIX в. по истории Тульского края, оформленные не как сборник документов, а под конкретной фамилией автора. Вызывает глубочайшее сожаление, что авторы краеведческих изданий в большинстве своем игнорируют институт редакторства, а издатели и донаторы (те, кто выделяет деньги на издание), не знакомы с практикой независимого рецензирования.
Существует и другая проблема: очень часто краеведы, популяризирующие местную историю, считают, что научная книга обязательно скучная, неинтересная и непонятная. Слово «научность» вызывает отторжение. И научные публикации — это то, с чем в принципе не обязательно знакомиться, лучше провести собственное «расследование».
Но чтобы проводить историческое исследование, необходим определенный комплекс знаний и умений. Студенты, магистранты исторических факультетов университетов, а затем и аспиранты учат вспомогательные исторические дисциплины, историографию и источниковедение, методологию и методы исторических исследований. Научная работа должна отвечать требованиям Высшей аттестационной комиссии (выводы должны быть обоснованы, содержать в себе приращение нового научного, то есть достоверного знания). Прежде чем аспирант защитит свою первую научную работу, он должен представить ее научному сообществу, отвечать на вопросы в дискуссиях на научных форумах, печатать статьи в рецензируемых журналах (предполагается, что любой ученый может написать свое мнение о работе, аргументировать свою критику и оценку достоинств рецензируемого научного труда). Поэтому нельзя проводить исследования, не ознакомившись с публикациями предшественников, некорректно представлять «популярную» историческую версию, не упоминая ученых, занимавшихся научной разработкой вопроса. 
Практически все диссертации по истории Тульского края написаны по материалам Государственного архива Тульской области. То есть они, так или иначе, прирастили научное знание, однако в силу разных обстоятельств широкая аудитория интересующихся историей Тульского края с ними не знакома. Во многом такая ситуация связана как с отсутствием региональной издательской программы, малыми тиражами научных монографий, труднодоступностью текстов диссертаций, так и с тем, что научный текст диссертации неудобоварим для обычного читателя. На эту проблему обращают внимание многие ученые[7].
Что можно сделать, чтобы приблизиться к разрешению обозначившихся проблем? Можно ли совместить два в одном — научность и популярность в краеведении? Думаю, возможно, если четче определить движение навстречу друг другу ученых — преподавателей, музейных, библиотечных и архивных работников, для которых исследование, хранение и популяризация историко-краеведческого знания является профессиональной деятельностью, основанной на специальном образовании и соответствующей квалификации, и всех любителей истории Тульского края, с интересом работающих в архиве и собирающих массу исторических деталей по истории населенных пунктов, биографий, учреждений, событий. Необходимы встречи и обмен мнениями, обсуждения источниковой базы краеведческих работ и совместные проекты. Эти рассуждения — не голословны, за последние два года мы вступили на эту дорогу. Во многом импульсом этому движению стало создание в Туле регионального отделения Российского исторического общества 14 ноября 2013 г.
За это время в Туле состоялись два крупных мероприятия историко-просветительской направленности, которые стали возможными только благодаря сближению и широким контактам всех заинтересованных в изучении и популяризации исторического наследия Тульского края. 
Одним из первых реализованных проектов стал общественный форум «Гражданское и патриотическое воспитание в контексте исторического образования в современной России» (30 января 2014 г.). Организаторами мероприятия выступили отделение Российского исторического общества в Туле, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, правительство Тульской области. В форуме приняли участие более 600 человек: преподаватели и учителя истории и обществознания, ученые, сотрудники учреждений культуры, представители общественных организаций, специалисты по теории и практике патриотического воспитания, представители книжных издательств.
Участники форума работали на 11 дискуссионных площадках: «Использование объектов исторического и культурного наследия Тульской области в целях исторического образования, гражданского и патриотического воспитания»; «Национальные ценности: проблемы усвоения в процессе исторического образования»; «Формирование поликультурности и полиэтничности и Российского государства на уроках истории»; «Учебники истории: возможности для осуществления системного подхода к гражданскому и патриотическому воспитанию»; «Система работы учителя истории по формированию гражданской самоидентичности»; «Информационные технологии и масс-медиа в историческом образовании, гражданском и патриотическом воспитании»; «Герои в истории и современности»; «Краеведение в системе исторического образования и патриотического воспитания»; «Военно-патриотическое воспитание в контексте исторического образования»; «Общественные организации в процессе гражданского и патриотического воспитания и исторического образования: деятельность и проекты».
На заседаниях широкому кругу заинтересованных в исторических изысканиях и популяризации российской истории в целом и краеведения в частности были представлены новые книги, выставки, полезные информационные ресурсы, состоялся обмен опытом, знакомство с деятельностью музеев, педагогических коллективов по популяризации исторического знания. Участники форума были объединены идеей важности исторического образования как основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Результатом стала разработка совместных проектов участников гражданского форума (образовательных и культурных учреждений, исторических обществ и общественных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием).
Работа во время форума и итоги обсуждений позволили спустя два месяца провести на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого (18 апреля 2014 г.) региональную научно-практическую конференцию «Гений места»: выдающиеся деятели Тульского края — городу и миру». Мероприятие было организовано Центром региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого и региональным отделением Российского исторического общества при поддержке правительства Тульской области. В работе секций «Гений места, дух времени, личность в истории»; «Источниковедческий, историографический и библиографический аспекты изучения биографий выдающихся деятелей Тульского края»; «Уроженцы Тульского края в экономической, политической и культурной истории России и мира»; «Проектная деятельность в исследовании и популяризации культурного наследия Тульского региона» приняли участие преподаватели вузов, сотрудники музеев, библиотек, архива, учителя и студенты. В конференции участвовало более 100 человек. Главной идеей конференции стало объединение историко-культурного профессионального сообщества Тульского региона. По отзывам участников, конференция стала не только площадкой профессионального общения, но и открыла перспективы для сотрудничества в сфере научных исследований и дальнейшей популяризации истории Тульского региона, что в итоге способствует развитию социокультурной среды региона, историческому образованию и патриотическому воспитанию молодежи, историко-туристической привлекательности региона. По результатам работы конференции был издан сборник, материалы которого находятся в открытом доступе в сети Интернет[8].
Объединение историко-культурного сообщества Тулы на площадке отделения РИО позволило подготовить и реализовать еще один проект — провести 28–29 октября 2014 г. Всероссийскую научную конференцию «Святые в истории России», посвященную 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
Организацией конференции занимались Центр региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого и отделение Российского исторического общества в Туле при поддержке правительства Тульской области и Тульской митрополии Русской Православной Церкви. Тематика секций отражала современные тенденции исторической науки, позволила широко представить тульский материал, а именно: «Источники и историография по истории жизни и деятельности русских святых», «Святые на Руси: жизнь и деяния в историческом контексте», «Сергий Радонежский в истории и коллективной памяти», «Подвижники благочестия в советский период: жизнь в вере, в обществе и в государстве», «Тульские святые: подвиг, канонизация, почитание».
Важным стало общение с учеными-историками, тулякам представилась возможность обсудить современные исследования, тематику и подходы, источниковую базу. На пленарных и секционных заседаниях научно-общественных форумов участники обменялись опытом, исследователи представили широкой общественности результаты своих изысканий, познакомили с современной проблематикой, методологией и методами исторических исследований. Участники смогли задать вопросы автору монографий по истории Древней Руси и учебников по истории России, профессору, д.и.н. И.Н. Данилевскому, эксперту по истории России Федерального института педагогических измерений к.и.н. В.А. Клокову, ученым Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова — ведущему научному сотруднику Г.И. Любиной и главному научному сотруднику И.Н. Юркину, ведущему научному сотруднику Института Российской истории РАН, лауреату Государственной премии РФ, д.и.н. Е.С. Сенявской, доценту МГУ им. М.В. Ломоносова, к.и.н. Л.В. Жуковой, заведующей отделом научно-исследовательской работы музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Г.В. Алексеевой, руководителю Центра региональных исторических исследования ТГПУ им. Л.Н. Толстого Е.В. Симоновой, заместителю директора по научной работе музея-заповедника В.Д. Поленова Н.Н. Грамолиной, заместителю директора музея-заповедника «Куликово поле» по научной работе А.Н. Наумову.
Члены совета РИО в Туле приняли участие в реализации издательских проектов. В июле 2014 г. был подготовлен буклет, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося советского государственного деятеля Ю.В. Андропова, трижды избиравшегося депутатом Верховного Совета РСФСР от Новомосковска Тульской области. В работе над буклетом принимали участие члены совета отделения РИО в Туле Е.В. Симонова, Ю.В. Иванова, Д.В. Бычков. Впервые были систематизированы материалы о деятельности Ю.В. Андропова в качестве депутата, опубликованы фотодокументы о встречах с избирателями, визитах тв Тульскую область. Проведены презентации буклета на факультете истории и права ТГПУ им. Л.Н.Толстого (19.09.2014) и в Центральной городской библиотеке г. Новомосковска (23.09.2014). В презентациях принимали участие сотрудники УФСБ по Тульской области. Члены Российского исторического общества Е.В.Симонова, И.А. Антонова, Ю.В. Иванова, О.М. Коротеева участвовали в подготовке к изданию 11-го номера «Тульского краеведческого альманаха», учредителем которого является Управление по спорту, культуре и молодежной политике администрации города Тулы. 14 сентября 2014 г. в рамках празднования в Туле Дня города и Дня Тульской области состоялась его презентация.
Сотрудничество, сложившееся и укрепившееся в течение первого года работы отделения РИО, позволило подготовить и реализовать масштабный проект 2015 года — Международный научно-общественный форум «Великая Отечественная война: история и историческая память в России и мире». Форум (31 марта — 3 апреля 2015 г.) был организован Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого и региональным отделением Российского исторического общества при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В работе форума приняли участие историки и архивисты, библиотекари и педагоги, общественные деятели и краеведы. На торжествах присутствовали гости из Польши, Франции, Италии, Беларуси, Таджикистана, других стран. В рамках форума состоялись научная конференция с участием российских ученых, а также ученых из ближнего и дальнего зарубежья; общественный форум для учителей истории, представителей музеев и библиотек, образовательных учреждений, архивов по изучению и проектно-просветительской деятельности по истории Великой Отечественной войны; мастер-классы и творческие площадки, посвященные изучению и популяризации исторического знания, по собиранию «устной истории»; акция «Книга на войне. Книга о войне» с участием библиотечного сообщества и при поддержке Государственной публичной исторической библиотеки. Мероприятие было масштабно и уникально по замыслу, так как позволило не только обсудить современные тенденции исследований научных проблем истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, состояние и пути формирования исторической памяти о войне, но и создало условия для сближения научно-исследовательского сообщества (ученых) с образовательным и культурно-просветительским сообществом (учителями истории, научными сотрудниками библиотечных и музейных учреждений, общественных организаций), способствовало обобщению результатов и определению перспектив исследований и популяризации важной для российской идентичности исторической коллективной и культурной памяти о войне. В работе форума приняли участие все члены тульского отделения РИО и представители учреждений, которые они представляют, — архива, краеведческого музея, музея оружия, Музея военной истории Тульского края, Тульской областной универсальной научной библиотеки, Тульской епархии, тульских университетов, общественных организаций.
В результате реализации проекта были введены в научный оборот новые источники, обобщены результаты современных исследований по истории взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов, истории международного положения и внешней политики страны, истории повседневной жизни различных слоев населения страны, истории развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности, истории развития культуры, регионов и народов России; истории государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения в 1941–1945 гг., а также механизмов изучения, сохранения и формирования исторической памяти в России и за рубежом на современном этапе.
Обращение к методологическим, методическим и источниковедческим аспектам данной исследовательской темы расширило представления об источниковой базе, историко-информационных ресурсах архивов и библиотек, созданы условия для дальнейших исследований, внедрения результатов научных изысканий в деятельность учреждений образования, культуры и общественных организаций.
Уникальность замысла форума, получившего высокую экспертную оценку Российского гуманитарного научного фонда, как раз и заключалась в том, чтобы сблизить мир науки с миром просветителей и популяризаторов, основных «потребителей» результатов научных исследований. В рамках «круглых столов» ученые смогли пообщаться с краеведами, а на секциях конференции краеведы имели возможность познакомиться с современными научными достижениями.
Большой интерес к тульским историческим форумам проявили руководители страны и региона, российское научное сообщество. В адрес участников крупных научно-просветительских мероприятий поступили приветственные телеграммы от председателя Государственной Думы и председателя Российского исторического общества С.Е. Нарышкина, министра культуры РФ и руководителя Российского военно-исторического общества В.Р. Мединского, руководителя Ассоциации учителей истории и директора Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна, директора Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, ответственного секретаря Российского исторического общества А.Е. Петрова. В пленарных заседаниях форумов приняли участие губернатор Тульской области В.С. Груздев, Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, депутат Государственной Думы В.И. Афонский, ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панин, начальник управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда В.П. Гребенюк, директор Государственной публичной исторической библиотеки М.Д. Афанасьев, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Я.Л. Шрайберг, депутат Тульской областной думы Д.В. Бычков, заместитель председателя правительства Тульской области В.С. Ярошевский, министр культуры и туризма Тульской области Т.В. Рыбкина, Главный федеральный инспектор Тульской области И.А. Черных, глава МО г. Тула Ю.И. Цкипури и другие.
Создание отделения Российского исторического общества в Туле активизировало историко-культурную жизнь региона, стимулировало контакты между учреждениями образования и культуры, открыло новые перспективы в разработке и реализации разнообразных историко-просветительских проектов. Члены совета тульского отделения РИО стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых учреждениями, представители которых вошли в совет РИО в Туле (презентациях книг, открытии выставок, конференциях). В обсуждаемых на заседании совета отделения РИО в Туле планах — работа над тульской исторической энциклопедией, разработка издательской программы, создание экспертного совета по изданию краеведческой литературы, поддержка и развитие краеведческого образования (в школах, среднеспециальных и высших учебных заведениях) и многое другое. Все эти проекты, а также информация о текущей деятельности и планах Отделения Российского исторического общества в Туле отражаются на сайте регионального отделения (http://tsput.ru/rio). 
Особая роль в популяризации краеведческого знания принадлежит «Тульскому краеведческому альманаху», учредителем которого является Управление по спорту, культуре и молодежной политике администрации города Тулы. Альманах позволяет не только представить и обогатить историю края конкретно-историческими изысканиями тульских краеведов, но и вписать ее в историю страны, пополнить источниковую базу для изучения общероссийских явлений и процессов в преломлении на локальной территории — Тульской губернии и области. Сайт альманаха (http://tulalmanac.blogspot.ru), действующий с 2010 г., способствует не только широкому распространению краеведческих знаний, но и привлечению новых авторов, а также «обратной связи» с читателями журнала[9].
С 2014 г. «Тульский краеведческий альманах» представлен также в Научной электронной библиотеке — интернет-ресурсе, более близком научному сообществу, индексируется в Российском индексе научного цитирования10. Редколлегия «Тульского краеведческого альманаха» и члены совета тульского отделения РИО открыты для общения и контактов, всегда готовы обменяться опытом, выслушать интересные предложения, проконсультировать исследователей.
Думаю, что дальнейшая работа в этом направлении позволит обогатить тульское краеведение, сделать его и научным, и популярным.

1. Шмидт, С.О. Краеведение — это всегда краелюбие: из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004 г. // История. М.: ИД «Первое сентября», 2004. №22. URL: http://his.1september.ru/2004/22/4.htm
2. Научный аппарат организует поисковую деятельность и упорядочивает ее. Он формируется сразу после выбора темы и ее обоснования на основе чтения литературы и зондажного изучения практики. Обычно научный аппарат исследования представляется в следующем виде: — стратегические операции: поиск противоречия, выявление проблемы, определение цели; — технологические операции: объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, источники исследования, база исследования, методы исследования, этапы исследования; — аналитические операции: научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту, достоверность результатов исследования, апробация результатов исследования. См.: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. М., 2006. URL: http://didacts.ru/dictionary/1008/word/nauchnyi-aparat-isledovanija.
3. Лихачев, Д.С. Любить родной край // Отечество: краеведческий альманах. 1990. Вып. 1. С. 7.
4. Симонова, Е.В. Вступительное слово // Тульский краеведческий альманах. 2011. Вып. 8. С. 4–5; Симонова, Е.В. Краеведение и регионоведение на страницах «Тульского краеведческого альманаха» // Тульский краеведческий альманах. 2013. Вып. 10. С. 4-5; Симонова, Е.В. «Местная история»: методологические подходы к изучению // Тульский краеведческий альманах. 2014. Вып. 11. С. 4–8.
5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 702 с.; Источниковедение новейшей истории России : теория, методология, практика: учебник / А.К. Соколов, Ю.П.Бокарев, Л.В. Борисова и др. // Под ред. А.К. Соколова. М.: Высш.шк., 2004. 687 с.; Козлов, В.П. Тайны документальных фальсификаций или Обманутая, но торжествующая Клио: анализ подделок документальных исторических источников по российской истории в XVIII — начале XXI века. М.: Новый хронограф, 2015. 680 с.
6. Сенявская, Е.С. Великие информационные войны: [видео] // Russia.ru: [сайт] Телевизионная программа «Эксперт». URL: http://tv.russiaru.net/video/diskurs_10301/ (дата обращения — 22.07.2015).
7. Чубарьян, А.О. Как преподавать историю: мастер-класс [видео] // История России: федеральный портал Минкультуры России, Российское воен.-историч. о-во. М., 2014. URL: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/kak-priepodavat-istoriiu
8. См. URL: http://tsput.ru/rio/project/index.php
9. Иванова, Ю.В. «Здравствуйте, дорогая редакция!» / Ю.В. Иванова // Тульский краеведческий альманах. 2014. Вып. 11. С.190-194.
10. См. Url: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50809

Библиографическая ссылка:


Симонова Е.В.. Научность и популярность в историческом креведении // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.4-14.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100